Завершился прошедший в Египте референдум по новой Конституции, которая предусматривает запрет на создание политических партий на основе религии, уравняет женщин в правах с мужчинами и защитит статус христианского меньшинства. О том, как прошел референдум и о новой Конституции журналу «Международная жизнь» рассказал ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Беляков.
Вопрос:Владимир Владимирович, расскажите, пожалуйста, как проходил референдум?
- Референдум по новой Конституции прошел в Египте примерно так, как и ожидалось. С одной стороны, активность для Египта была достаточно высока, с другой стороны, не обошлось и без инцидентов.
Дело в том, что противники новой Конституции, а это, главным образом, представители запрещенной ныне ассоциации «Братья-мусульмане», с одной стороны, призвали своих сторонников бойкотировать референдум, а с другой – даже и попытаться его сорвать.
И эти попытки на ряде избирательных участков привели к столкновениям и в целом по стране примерно к гибели 10-12 человек, что, конечно, чрезвычайно прискорбно.
По первым оценкам, они не окончательные, в поддержку Конституции проголосовало более 90 процентов тех, кто принимал участие в голосовании. И, в общем, это подтверждает ту демонстрацию собственной воли, которая прошла в Египте 30 июня прошлого года. Тогда люди выступали против президента Мухаммеда Мурси, против его настойчивых попыток исламизации страны и монополизации власти в руках исламистов.
Теперь, прежде всего, должны быть объявлены официальные результаты. А дальше египтяне должны решить, какой шаг в строительстве нового Египта должен быть сделан раньше – выборы парламента, как это было зафиксировано в так называемой «дорожной карте», с ней 6 июля выступил временный президент Адли Мансур, или сначала будут выборы президента, о чем говорят сейчас достаточно многие представители различных политических сил.
Но в любом случае, по сообщениям, поступающим из Каира, и то и другое в любом порядке должно произойти в ближайшие шесть месяцев. Так что есть надежда, что к осени нынешнего года государственная структура нового Египта будет полностью создана и начнет нормально функционировать.
Вопрос:И как это скажется на дальнейшей жизни страны?
- У Египта еще при Мубараке было немало социальных проблем, хотя развивался он достаточно быстро. Но за три года после революции 25 января 2011 года социально-экономическая ситуация заметно ухудшилась.
Она не катастрофическая, но страна находилась в положении нестабильности. А нестабильность сразу начинает негативно сказываться на таких важнейших факторах развития, как иностранные инвестиции и иностранный туризм.
Ведь хорошо известно, что в прошлом году в течение нескольких месяцев после смещения президента Мурси не только Россия, но и целый ряд других государств не рекомендовали своим гражданам ездить в Египет с туристическими поездками. И это, конечно, большая потеря, причем не только финансовая.
Для Египта туризм – это, в первую очередь, рабочие места, а уже потом деньги. Кроме того, туризм - такая отрасль, которая стимулирует в той или иной степени практически все остальные отрасли экономики страны.
Сейчас, когда ситуация стремится к полной и уже окончательной, я надеюсь, стабильности, туристы, конечно, опять поедут.
На новогодние праздники в Египте было много туристов со всех стран, а это, соответственно, и восстановление, и создание новых рабочих мест, и дополнительные доходы.
Наверняка сейчас по мере стабилизации повысится количество прямых иностранных инвестиций, в которых Египет очень нуждается. Так что стабильность – условие успешного и нормального развития, решения социальных проблем и повышения уровня жизни.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs