Мы пригласили к нам в гости художественного руководителя, арт-директора музейно-выставочного комплекса "Манеж" Андрея Александровича Воробьева.
Прежде всего, поздравляем, это несомненный успех. Невозможно не отметить реакцию посетителей и отклики. Во-первых, выставка сделана на высоком художественном уровне, она тронула сердца людей. Во-вторых, она поставила массу вопросов, которые я вам задам не просто как арт-руководителю, а как человеку, который наблюдал ситуацию изнутри.
Наверное, никто больше вас не чувствовал этого народного интереса и народных эмоций. Но сначала поговорим о прозе жизни. Выставка масштабная. С какими трудностями вы столкнулись, когда готовили ее?
Воробьев: Спасибо, я принимаю ваши поздравления и благодарности, но они должны звучать не только в адрес Манежа. В данном случае Манеж был "хозяином", который принимал этот проект, а авторами концепции этой выставки и идеологами этого проекта был синодальный отдел Русской православной церкви (РПЦ) и настоятель Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Он куратор и главный идеолог этой выставки. Именно ему принадлежит идея этого проекта.
Когда мы готовили этот проект, архимандрит Тихон говорил нам, о том, что он ожидает очень большой наплыв посетителей, больше 200 тысяч. Нас тогда это очень сильно удивляло. Мы считали, что это невозможно для выставки сегодня, которая длится несколько дней, примерно 2 недели. Но, видимо, организаторами все было просчитано, и эффект, впечатления и резонанс, которых она достигла, были заложены в идею этого проекта.
С моей точки зрения, самый яркий и значительный эффект и самое сильное впечатление от этой выставки связаны с тем, что проект был очень точно ориентирован на аудиторию и был сделан в расчете на зрителя. Мы не всегда учитываем это обстоятельство, у нас иногда очень много творческих амбиций, которые нам нужно обязательно реализовать в проекте, но они не всегда совпадают с ожиданиями зрителя.
В этот раз ожидания аудитории были угаданы, и поэтому на выставке был настоящий ажиотаж.
Оганесян: Сколько всего человек посетило выставку?
Воробьев: Мы еще не до конца подсчитали. Больше 300 тысяч за 3 недели.
Оганесян: Как я понимаю, вы продлевали срок выставки?
Воробьев: Да, несколько раз - в общей сложности на 12-14 дней.
Оганесян: Вы, организаторы выставки или представители российских и московских властей не задумывались над тем, что такой интерес оправдывает создание постоянно действующей выставки в каком-то из музеев или на какой-то из площадок?
Воробьев: Несколько раз заходил разговор о том, чтобы сделать ее на постоянной основе или продлить как можно больше, но у организаторов изначально была очень хорошая идея - сделать гастроли этой выставки и провести ее по регионам, тем более что формат выставки позволяет это сделать. Такой гастрольный график был предусмотрен.
Мне кажется, что на данном этапе это даже более актуально. Уже потом, возможно, имеет смысл рассмотреть вопрос о том, чтобы она где-нибудь разместилась стационарно. Но если мы будем говорить о постоянной экспозиции, то уже обязательным будет присутствие подлинников, причем в большом количестве. Сейчас такие разделы есть в Историческом музее, в музеях Московского Кремля.
Этот проект интересен своей новизной, своей актуальностью, связями с современностью, а значит, контекстуально история со временем будет меняться. Наверное, нужно будет видоизменять и экспозицию. Я бы в любом случае подождал, пока выставку увидят регионы, пока она максимально соберет своего зрителя, и уже после этого окончательно решать вопрос...
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs