ГЛАВНАЯ > В досье дипломата. Опыт нелинейной энциклопедии

Мнение: Елена Строганова

13:59 02.12.2013 •

Ритуальное убийство животных — исламский халяль и еврейский кашрут — становится в Европе все более чувствительной темой. По мере того как мусульманского населения в ЕС становится больше, растет и возмущение законами целого ряда европейских стран, запрещающих забивать животных по религиозным канонам — и мусульманским, и еврейским. Вопрос сводится к тому, что важнее для Европы: безболезненная смерть — для животного или ритуалы — для человека? Папа Римский Франциск I разберется с морально-религиозной стороной запрета на ритуальный убой в Польше — гласил текст официального заявления Всемирного еврейского конгресса, распространенного 2 сентября после встречи главы этой организации Рональда Лаудера с понтификом. На следующий день официальный представитель Папы отец Федерико Ломбарди рассказал журналистам: Франциск I лично за это дело не возьмется, но проблемой уже занимается кардинал Курт Кох, президент комитета Ватикана по связям с еврейскими общинами. Однако переубедит ли это польскую нацию ревностных католиков, неизвестно.

Нынешний запрет ритуального забоя (в Польше он формально действует с января) апеллирует к постановлению Евросоюза от 24 октября 2009 года по вопросам охраны животных. В нем странам настоятельно рекомендуется допускать забой лишь с предварительным оглушением. Логика здесь в том, что животное, которое убивают для того, чтобы съесть, не должно страдать в процессе умерщвления. А значит, смерть должна быть мгновенной. Ритуальный забой ставит на первый план другие требования — люди не должны есть мясо, в котором осталась кровь животного. А кровь может истечь только, пока животное живое. Гуманность убийства по кошерным и халяльным канонам также обязательна. Но она отличается от европейского понимания: нож для забоя не должен быть зазубренным (т.е. не должен причинять дополнительное страдание), а смерть животного должна наступать как можно быстрее.

Численность еврейской и мусульманской общин в Польше составляет примерно 20—30 тыс. человек (при общем населении в 38 млн человек). Однако кошерная и особенно халяльная говядина — выгодный международный бизнес. Согласно оценкам Halal Research Council (организации, занимающейся оценкой халяльной индустрии), мировой рынок халяльной мясной продукции в 2013 году составил 300 млрд долл. и находится на подъеме. Последние годы Польша была ведущим экспортером говядины в Израиль, Турцию и Египет.

Едва ли кто-то сознательно желает страдания коровам. Многие скорее всего предпочтут, чтобы в мире было меньше насилия (если это не задевает напрямую их интересы). Однако случай Польши показывает, что любые новые универсальные правила накладываются на конкретную реальность, в которой живут люди с разными представлениями о жизни и где есть история, которую нельзя отменить.

(По материалам: http://www.intelros.ru/pdf/mir_i_polotika/2013_10/6.pdf)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати