На что же может рассчитать Украина? Президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты Владимир Щелкунов отмечает, что позиция государства в Doing Business зависит и от результатов других стран. "Поэтому теоретически более позитивные последствия реформ в государстве, находившемся на более низкой, чем Украина, позиции, могут вызвать снижение позиции Украины", — констатирует эксперт.
Но большинство наблюдателей склоняется к тому, что основные предпосылки для улучшения рейтинга Украины обеспечит, скорее всего, субиндикатор "Международная торговля" (Trading across borders), в котором анализируются данные о количестве документов, продолжительности и стоимости процедур для таможенного оформления экспорта и импорта товаров. И связано это, прежде всего, с принятием в прошлом году и имплементацией нового Таможенного кодекса.
По оценкам министра доходов и сборов Александра Клименко, Украина может войти в ТОП-100 по субрейтингу "Международная торговля" Doing Business. "Думаю, наш прогресс будет даже еще более ощутимым, первая сотня — это пессимистичный прогноз", — отмечает член правительства. При этом он обращает внимание на то, что использование системы анализа рисков при таможенном оформлении позволило уменьшить количество таможенных досмотров до 3% (до вступления в силу новой редакции Таможенного кодекса — 19% товаров).
А.Клименко подчеркивает, что Миндоходов намерено добиться полной автоматизации всех таможенных процедур для их дальнейшего ускорения и минимизации человеческого фактора и соответствующих коррупционных рисков. Для этого, в частности, будут расширяться практика использованиямобильных сканирующих систем (сокращает время для проведения осмотра до 2–5 минут, экономия плательщиков на разгрузке и загрузке — от 1,5 до 15 тыс. грн), оформления предварительных таможенных деклараций — без предъявления документации внутренней таможне после пропуска через границу и т.д.
В то же время, например, руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский более сдержан в ожиданиях относительно улучшения позиций Украины в Trading across borders. Признавая, в частности, факт сокращения количества и продолжительности проверок, он прогнозирует, что Украина может улучшить позиции на 10–15 пунктов по "таможенному" индикатору.
Сопредседатель таможенного комитета Европейской бизнес-ассоциации, менеджер "PwC Украина" Денис Шендрик ключевой предпосылкой для улучшения показателей Украины называет введение 4-часового лимита, в течение которого таможенные органы должны завершить таможенную "очистку" товара; возможность проводить таможенное оформление на любой таможне и т.д.
Менеджер отдела регулирования и международной торговли компании ЕY Роберт Зелди засчитывает в плюс также расширение практики применения электронного декларирования (за первое полугодие 2013-го количество электронных таможенных деклараций выросло с 20 до 83%). Руководитель же аграрной практики ЮФ Arzinger Наталия Мартынюк обращает внимание на совершенствование ветеринарного и фитосанитарного контроля перемещаемых грузов, упрощение сертификации и разрешительных процедур при экспорте. В свою очередь, управляющий партнер ЮФ "Гвоздий и Оберкович" Валентин Гвоздий также указывает на "определенное облегчение администрирования налогов и получения админуслуг".
Однако текущий таможенный статус-кво — не предел мечтаний экспортеров и импортеров. И дело не только в адекватности применения законодательных норм на местах, но и в полноте имплементации обновленного Таможенного кодекса (в частности, в вопросе введения института уполномоченных экономических операторов). Кроме того, партнер ЮФ FELIX Оксана Кобзар обращает внимание, что налогоплательщикам все еще поступают от налоговиков запросы на информацию о растаможивании, хотя теперь они, по логике вещей, должны получать их от таможни, благодаря объединению ГНСУ и ГТСУ.
Шанс на ускорение таможенных трансформаций в Украине дает, опять же, Соглашение об ассоциации с ЕС — собственно, гармонизация отечественного законодательства и практики с европейскими стандартами.
Как отмечает А.Клименко, Миндоходов работает над тем, чтобы, в частности, статус украинского уполномоченного экономического оператора признавался и в ЕС. То есть чтобы отечественные субъекты внешнеэкономической деятельности, которые добросовестно платят налоги, и в странах Евросоюза проходили таможенные процедуры по упрощенной системе.
Также, что немаловажно, ассоциирование с Евросоюзом должно способствовать уменьшению актуальности вопроса определения таможенной стоимости, вокруг которого все еще ломают копья таможенники и предприниматели.
"(Соглашением) исключается применение минимальных таможенных стоимостей. В нем делается акцент, что стороны (Украина и ЕС) будут сотрудничать для достижения единых подходов в таможенной оценке товаров. Предполагается использование единого административного документа для таможенного декларирования. Таможенная декларация, сегодня применяемая в Украине, полностью соответствует форме европейской декларации, но имеют место существенные различия в правилах заполнения", — рассказывает руководитель группы таможенных процедур и международной торговли KPMG в Украине, сопредседатель таможенного комитета Американской торговой палаты Виталий Науменко.
Вместе с тем Хосе Роман Леон Лора отмечает, что Украине еще нужно приложить немало усилий, чтобы сделать Таможенный кодекс дружественным по отношению к бизнесу. А руководитель практики таможенного регулирования и международной торговли компании EY Игорь Даньков (также является сопредседателем комитета по вопросам таможенной политики Американской торговой палаты) обращает внимание, что после подписания Соглашения об ассоциации наш Таможенный кодекс нужно будет дорабатывать, чтобы привести его в соответствие с европейским законодательством. "Иначе мы просто не сможем работать с Европой, и будет поставлена под угрозу свободная торговля", — беспокоится эксперт.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs