Коллаж img.salamnews.org
Неожиданный для многих телефонный звонок президента Обамы новому президенту Ирана Роухани и стремительное развертывание после этого событий - в том числе и многозначительных заявлений из Вашингтона относительно одобрения «мирной ядерной программы Ирана» - вызвало очень интересную реакцию.
Некоторые авторы уже очень обеспокоены тем, что теперь Иран переориентируется в своей внешней политике на США и повернется спиной к Москве.
Не драматизируя ситуацию, заметим, что многополярность в том и заключается - разные страны могут в собственных интересах устанавливать различные связи между собой, и зачастую эти связи наносят ущерб иным связям тех же самых стран с иными государствами.
Как просто было в ХХ веке - два полюса СССР и США. Белое и черное, добро и зло, плюс и минус и т.д.
Одни примыкали к Москве, другие - к Вашингтону, и всем было понятно, где они находятся, по какую сторону баррикад.
Но вот в XXI веке пришла многополярность, о необходимости которой говорили с 90-х годов, в том числе и в России, и к ней, похоже, оказались не готовы даже наши продвинутые в международных делах авторы, которые стали озадачено чесать в затылках: «Это что же такое происходит в ирано-американских отношениях? Почему так быстро они начали мириться?»
«Многополярность, сэр...»
И это не плохо и не хорошо - это уже данность.
Итак, что же произошло за неполные трое суток с момента, когда Обама позвонил Роухани.
Начало этой истории мы описали в материале «Обама сделал ЭТО! Теперь в Иране шок, а в Израиле – трепет».
Теперь – развертывание сюжета.
Газета «Гаарец» (Израиль):
«Сирийский кризис еще раз продемонстрировал, что характер исторического конфликта между арабским миром и еврейским государством претерпел кардинальные изменения.
Против радикальной исламской оси формируется стратегический союз между Израилем, Египтом, Саудовской Аравией, Иорданией и странами Залива.
Израильтяне и умеренные сунниты внимательно наблюдали за действиями США в регионе в последний период. И пришли к выводу, что остались в одиночестве. В полном одиночестве.
В отсутствие американского отца, несущего ответственность, Нетаниягу, египетская военная элита, нефтяные монархии пытаются опереться друг на друга.
Новый арабо-израильский «союз осиротевших» становится самой важной силой на Ближнем Востоке. Это может принести неожиданные плоды».[1]
ИА REGNUM:
«Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что телефонный разговор между ним и президентом США Бараком Обамой состоялся по инициативе Белого дома. Роухани сделал это заявление в Тегеране после прибытия из поездки в Нью-Йорк.
«Вчера, когда мы собирались направиться в аэропорт, мне сообщили, что Белый дом связался с нашим постоянным представителем в ООН и что г-н Обама хочет провести короткий телефонный разговор со мной. Они позвонили на сотовый телефон нашего посланника, и у меня состоялся разговор с Обамой», - цитирует Роухани Press TV.[2]
Президент Ирана сообщил, что ядерная программа Тегерана была центральной темой беседы. «Я подчеркнул в разговоре, что ядерная проблема является не только вопросом прав иранской нации, а также развития Ирана, но также является делом национальной гордости Ирана», - сказал президент Роухани, добавив, что Обама в ходе разговора, признал право Тегерана на мирную ядерную технологию.
Агентство Irna:
Президент Ирана Хассан Роухани получил от правительства США древний артефакт в знак нормализации иранско-американских отношений.
Вашингтон вернул Тегерану серебряный кубок, который в 2003 году был конфискован американской таможней у одного контрабандиста антиквариата. По оценкам экспертов, кубок с грифоном относится к седьмому веку до новой эры.
Ранее сообщалось, что прибывшего на родину Роухани забросали яйцами и башмаками в Тегеране из-за разговора с Обамой».[3]
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф:
«Американцы звонили иранцам более пяти раз в попытке добиться прямого разговора Обамы с Роухани».
В интервью телеканалу ABC Зариф сказал, что начавшиеся в последнее время контакты между США и Ираном – лишь «первые шаги к снятию напряжения», за которыми должны последовать встречные действия Америки.[4]
Госсекретарь США Джон Керри в интервью программе «60 минут» телеканала CBS:
Решение о снятии международных санкций, действующих в отношении Ирана, может быть принято в течение нескольких месяцев, но при условии, что Тегеран пойдет на сотрудничество и откроет доступ на все объекты своей ядерной программы международным инспекциям.
«Существует вероятность, что такая договоренность будет достигнуто гораздо раньше. Всё зависит от открытости и готовности Ирана», - заявил Керри.[5]
По его словам, если Тегеран сможет убедить мировое сообщество в том, что его ядерная программа носит мирный характер, отношения с ним «могут измениться к лучшему в кратчайшие сроки».
В частности, Керри указал на то, что Иран вполне может добровольно отказаться от обогащения урана «выше определенного уровня», потому что для мирной ядерной программы высокообогащенный уран не нужен.
Другими словами, американцы уже дают «зеленый свет» ядерной программе Ирана! Они гонят коней! Им Иран нужен!
Для чего? Об этом мы уже писали, но тема требует дальнейшей проработки и изучения.
Одно ясно – заявления Обамы и Керри о том, что ядерная программа Иран «должна носить только и исключительно мирный характер» - это ИНДУЛЬГЕНЦИЯ.
США годами не хотели слышать о самой возможности реализации этой программы – из-за этого и санкции, и работа группы 6-ти по иранской ядерной программе (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США и Франция).
Цель всегда у Вашингтона была одна – лишить Иран ядерной программы под любыми предлогами. И вдруг...
Можно только догадываться, какие выражения в адрес Обамы звучат сейчас в высоких израильских кабинетах.
Там тоже ещё предстоит оценить плюсы и минусы многополярности...
А вот, что пишут на форумах[6]:
«Ирану давно уже мягко намекали, что дружить с США для них будет куда выгоднее, чем враждовать.
Последние года полтора у Ахмадинежада были трения с аятоллой Али Хаменеи (высшим духовным и политическим руководителем Ирана), в т.ч. из-за его слишком жесткой политики по отношению к США.
Сейчас власть в Иране сменилась (причём сразу после выборов было ясно, что новый босс будет менее радикальным), и Штаты заявили, что готовы пойти на серьёзные уступки...
Нормализация отношений между Ираном и США выгодна как американцам (внешнеполитическая победа, множество рычагов давления на Россию, высвобождение ресурсов), так и иранцам (снятие или серьёзное ослабление санкций, возможность сосредоточиться на других направлениях внешней политики, той же внешней экспансии – в Иране эта тема обсуждается, просто сейчас первоочередной является задача противостояния давлению США).
При этом сближение Ирана со Штатами не выгодно России, и, пожалуй, Израилю (хотя тут ещё бабка надвое сказала, саудиты вон недовольны, но при этом сидят на надёжном поводке, и поводок этот в руках Штатов. Если в таком же положении окажется Иран, они, видимо, не расстроятся)».
«Ещё раз подчёркиваю – Иран не друг России! Россия для Ирана всегда была и есть «меньший шайтан», помощь которого можно принять в борьбе с «большим шайтаном» - США.
И если «большой шайтан» вдруг решит прекратить войну и заключить почётное перемирие, Иран будет бодаться уже с нами.
Причём, что характерно, экономические и геополитические интересы Ирана практически не пересекаются с американскими (и более того, даже местами совпадают), зато отлично пересекаются с российскими.
Например, Иран с удовольствием отожмёт нашу часть европейского рынка энергоносителей, если с него снимут санкции, или начнёт продвигать свои интересы в Средней Азии, которую мы считаем своей зоной влияния.
К чему я всё это? Иран идёт на сближение с США не потому, что его «предала» Россия (те же С-300), а потому что это для него выгодно.
Нашей вины тут нет, и нечего плясать перед Ираном на задних лапках, пытаясь отговорить от сближения с США, как пропагандируют наши иранофилы. Это – безсмысленно и вредно.
После успешного манёвра Лаврова по Сирии кто-то высказывал мнение, что американцам сейчас срочно понадобится громкая внешнеполитическая победа, чтобы отыграть потерянные позиции.
И вот эта внезапно образовавшаяся гибкость в отношении Ирана очень напоминает подготовку к такой победе (внезапному разрешению иранской проблемы)».
«Дружба Ирана с Америкой - самый плохой вариант развития ситуации для России. Это открывает широчайшие перспективы для давления на Россию - от прямого военного и экономического давления в Средней Азии и на Каспии (от него Иран пока удерживает только необходимость противостоять США и их клиентуре) до обрушения цены на углеводороды за счёт активизации экспорта самого Ирана (ресурсов у него для этого вполне достаточно) и разблокировки строительства транскаспийских трубопроводов.
Иран никогда не питал тёплых чувств к России, фактически воевал против СССР в том же Афгане, и сейчас является сугубо тактическим союзником - с нашей помощью парирует давление Америки.
Исчезнет это давление – Иран превратится как минимум в соперника России».
Вот так, понимаешь, может взбаламутить ситуацию один телефонный звонок...
А что мы хотим?
«Многополярность, сэр...»
[1] http://cursorinfo.co.il/news/pressa/2013/09/22/gaarec--kak-amerika-perestala-bit-sverhderzhavoy-/?print=1
[2] http://www.regnum.ru/news/polit/1713369.html
[3] http://russian.irib.ir/news/kultura-i-obshestva/item/187059-
[4] http://9tv.co.il/news/2013/09/29/159723.html
[5] http://www.cbs.com/shows/60_minutes/video/MjxkOAgaSr4SHPZMw5Su3HNziVhK7R6Q/preview-the-secretary-of-state/?nm)
[6] http://www.avanturist.org/forum/topic/16/offset/48260/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs