Президент США Барак Обама заявил сегодня, что по телефону он обсудил с президентом Ирана Хасаном Роухани пути разрешения вопроса ядерной программы Ирана.[i]
Обама стал инициатором разговора, позвонив Хасану Роухани. Как сообщили в Белом доме, разговор длился не более 15 минут и прошел в дружественной атмосфере.
Президент Обама заявил иранскому президенту, что в процессе заключения соглашения по ядерной программе Ирана могут возникнуть серьезные препятствия, и успех переговоров не гарантирован.
В то же время Обама верит, что лидеры стран смогут найти комплексное решение проблемы.
В свою очередь, Роухани выразил надежду, что соглашение по иранской ядерной проблеме будет заключено в течение трех-шести месяцев.
Американский президент отметил наличие оснований для разрешения вопроса и заявил, что хотя путь к значимому соглашению будет сложным, обе стороны обязаны следовать дипломатическим путем.
Президент Ирана был, в буквальном смысле, застигнут врасплох телефонным звонком Барака Обамы.
«Очевидец ситуации рассказал, что Роухани уже собирался покидать свой отель в Нью-Йорке (где президент Ирана останавливался во время посещения сессии Генассамблеи ООН). Он был в шоке от полученного звонка», – сообщил в твиттере корреспондент телекомпании NBC.[ii]
Он также уточнил, ссылаясь на источник в иранской делегации, что президент Исламской республики после разговора с Обамой был «оптимистичен и позитивен».
Сразу же после этого США проинформировали о состоявшемся телефонном разговоре власти Израиля, сообщило в ночь на субботу по европейскому времени агентство Рейтер со ссылкой на представителей администрации Обамы.[iii]
Как отметил собеседник агентства, Израиль, по мнению Соединенных Штатов, вправе скептически относиться к заявлениям Тегерана о готовности развеять подозрения Запада по поводу иранской ядерной программы, однако США намерены держать израильское руководство в курсе своих контактов с Ираном.
Он сделал ЭТО!
Обама настойчиво идет к тому, чтобы переформатировать свои отношения с Ираном.
Ему необходима новая, ещё одна точка на Ближнем Востоке в лице Ирана, чтобы «крутить здесь турбулентность» уже безостановочно.
Звонок к Роухани, а потом в Израиль – это новая последовательность интересов США. А уж заявление о том, что «США намерены держать израильское руководство в курсе своих контактов с Ираном», это как пощечина Израилю.
Противодействие сближению с Ираном будет огромное, но Обама решился – он пойдет на это
Что это даст?
Иран – сильнейшее государство региона в военном отношении. И не факт, что сегодня Израиль мощнее даже при наличии у него ядерного оружия, ракет и современной авиации. Иран только что продемонстрировал ракетное оружие, накрывающее Израиль по всей территории.
Когда-то Иран считался (при шахе, до исламской революции имама Хомейни 1979 года) «американским жандармом Ближнего Востока». Тогда это был первый друг Вашингтона в регионе. Почему бы не вернуться к той давней истории?
Разговоры о том, что Обама хочет начать диалог с Тегераном с далеко идущими последствиями (все-таки с 1979 года официальных связей не было), появились недавно и сразу же взбаламутили экспертное сообщество.
Вот какие есть оценки (далеко не все).
При нормализации с Ираном, Обама имеют все шансы углубить хоатизацию региона, поскольку сейчас на дыбы встанут Израиль и Саудовская Аравия, для которых Иран – враг.
Всё это, прежде всего, отразится на Сирии, попадающей под ещё большее давление уже в качестве союзника Ирана.
Ирану выгодно сближение с США потому, что за этим – снятие всех экономических санкций, от которых экономика страны реально «просела».
Дальше можно строить самые разнообразные сценарии развития американо-иранской линии, но первый шаг к сближению Обама сделал.
Хотя иранцы демонстрировали нежелание прямого контакта Роухани с Обамой в Нью-Йорке в рамках нынешней сессии Генассамблеи ООН, Обама все-таки добился желаемого – он теперь говорит с Роухани напрямую. Пусть пока и по телефону.
Запутает ли это ситуацию на Ближнем Востоке? – Несомненно.
Отодвинет ли возможность американского удара по Ирану? – Так у США сейчас нет ни сил, ни денег на войну с Ираном. Поэтому удара США не может быть в принципе. И американцы с Ираном «торгуют воздухом», вылетающим из-под надувающихся щек.
В Вашингтонских штабах уже обсчитали, сколько будет стоить гарантирующая победу военная кампания против Ирана – от 1 триллиона долларов и выше. Таких средств нет.
Ударит ли по Ирану Израиль? – Теперь это становится более вероятным.
Израиль будет всячески тормозить американо-иранское сближение даже в случае того, что ядерная программа Ирана будет «заперта в международные рамки».
Израиль может на базе вражды к Ирану даже пойти на сближение с Саудовской Аравией, о возможности чего мы писали ещё два года назад – перспектива уже тогда вырисовывалась («Ось Тель-Авив – Эр-Рияд, как зеркало ближневосточных страхов»).
Тогда Израиль сможет использовать воздушное пространство СА для налета на Иран.
Будет ли израильский налет эффективным? – Для уничтожения иранской ядерной программы – нет.
А вот для окончательного взрыва на Ближнем Востоке – да. Иран ответит ударом и по Израилю, и по Саудии.
Вот как она работает политика Обамы «leading from behind», а, в терминах Римской Империи, - «divide et impera» («разделяй и властвуй»).
После появления информации о том, что Обама хочет пойти на прямой контакт с Роухани, у меня возник образ человека, который взял палку и пошел разворошить муравейник.
Большую Войну в регионе провоцируют бешеными темпами: не получилось с сирийского угла, заходят с ирано-израильского.
Хотя, возможно, кто-то увидел в действиях Обамы искреннее желание мира на Ближнем и Среднем Востоке? Хотелось бы послушать аргументацию...
И вот палка – фигурально говоря – в муравейник воткнута...
Здесь возникает ещё один сюжет – при такой перспективе Израиль может погибнуть.
И это в США просчитывают. Сам Генри Киссинджер отводит еврейскому государству совсем немного лет жизни.
Вот что писали в 2012 году на Jewish.ru: «Через десять лет Израиль исчезнет с карты мира», - такой прогноз принадлежит бывшему госсекретарю США Генри Киссинджеру. Как сообщает издание The New-York Post, Киссинджер сделал этот прогноз в частной беседе, а не в ходе официального выступления. Вместе с тем, никакого опровержения из окружения Киссинджера не поступало».[iv]
Как бы то ни было, телефонный звонок Обамы Роухани – это как первый камушек, который провоцирует лавину в горах.
Не зря же Обама сразу после контакта с иранским президентом позвонил в Израиль – здесь существует прямая политическая связь.
Добро бы эти оценки не материализовались.
Но цепочка событий последних лет на Ближнем Востоке, появляющиеся документы Пентагона и многое иное демонстрируют прямое и явное желание США хаотизировать регион при любом раскладе.
Вот с «братьями-мусульманами» у Обамы не прокатило – проект в Египте прихлопнули, и скоро это может повториться в Тунисе, так он теперь повернул в сторону Ирана – своего Главного Врага в регионе.
Логики здесь нет, если только не видеть Смысл происходящего в хаотизации. Именно при любой комбинации друг-враг-союзник-противник, которых регулярно меняют, как перчатки…
Как там Буш назвал войну против Саддама? «Шок и трепет», кажется?
Так вот, Обама идет тем же путем – для Ирана (звонок Роухани) – «шок», для Израиля и Саудитов от этого – «трепет».
И, если эти два понятия опять сойдутся вместе, то мало никому не покажется...
[i] http://ria.ru/world/20130928/966393604.html#13803605811943&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration
[ii] http://an.crimea.ua/page/news/48602/
[iii] http://www.reuters.com/article/2013/09/28/us-un-assembly-iran-idUSBRE98Q16S20130928
[iv] http://www.jewish.ru/news/world/2012/09/news994311630.php
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs