В соответствии с Уставом ООН, этой «библией» современного международного права, «все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами» и «воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения» (ст. 2, пп. 3-4). Устав - в виде исключения из этой общей нормы - допускает применение государствами силы лишь в двух случаях - в порядке самообороны в ответ на вооруженное нападение извне (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН (СБ ООН) с целью устранения угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39-42).
Однако с прекращением существования СССР в 1991 году США, оказавшиеся неожиданно для себя в положении единственной ядерной сверхдержавы мира, начинают при поддержке своих союзников по НАТО предпринимать попытки освободиться от этих ограничений международного права. На свет появляется концепция так называемой «гуманитарной интервенции», в соответствии с которой США и другие страны НАТО попытались присвоить себе право по собственному усмотрению и в обход СБ ООН проводить военные операции по всему миру под «гуманитарным» предлогом, объявляя о своем намерении предотвратить или прекратить массовые нарушения прав человека, имевшие, по их мнению, место в других странах, но на самом деле эти вооруженные интервенции проводились Западом чаще всего в собственных геополитических целях.
Одновременно Вашингтон в полной мере возвращается к своей традиционной концепции безопасности, насчитывающей более 100 лет, в соответствии с которой США якобы имеют «право» предпринимать в одностороннем порядке любые военные операции за пределами своих границ, если действия каких-либо стран, по их мнению, нарушают коренные интересы безопасности США. Соответственно, Вашингтон начинает вписывать в стратегические концепции США «право» посылать войска в любую страну по собственному усмотрению, независимо от решений СБ ООН.
Первоначально европейские союзники США после 1991 года поддержали эту американскую позицию, и при их поддержке США сумели включить в стратегические концепции НАТО «право» блока НАТО - или даже право «коалиции желающих» членов блока и их союзников - проводить по собственному усмотрению «гуманитарные интервенции». Часть американских и английских юристов нео-консервативной ориентации оправдывали при этом действия США и НАТО в обход СБ ООН тем, что Совет НАТО, дескать, обладает «большей легитимностью, чем СБ ООН», так как Совет НАТО состоит из демократических государств, а в СБ ООН представлены также и недемократические государства, и призывали международное сообщество дополнить международное право соответствующими положениями, отражающими «победу Запада в холодной войне».
Именно на этой искусственно выдуманной международно-правовой основе США и некоторые страны НАТО осуществили, по существу, под фальшивым предлогом вооруженные нападения на Югославию в 1999 году и на Ирак в 2003 году, в то время как истинной целью был раскол Югославии с отделением Косова и смена режима и политического курса Югославии и Ирака. Однако многочисленные жертвы среди гражданского населения в обеих странах, особенно в Ираке, для защиты которого эти нападения якобы и были осуществлены, и весьма значительные разрушения гражданской инфраструктуры вызвали раскол в НАТО и бурные протесты миллионов демонстрантов как в США и Европе, так и в большинстве других стран мира.
В результате в 2005 году с целью положить конец попыткам узаконить концепцию «гуманитарной интервенции», которая нарушала основополагающие принципы Устава ООН и вела мир к анархии в международных отношениях, появилась на свет концепция «Ответственность по защите» (ОПЗ), оформленная в виде резолюции юбилейной, 60-й сессии ГА ООН. Концепция ОПЗ была принята при поддержке России в попытке найти международно-правовую формулу, которая сочетала бы уважение принципов суверенного равенства государств, невмешательства в их внутренние дела и неприменения силы государствами в международных отношениях с уважением прав человека и предотвращением их массовых нарушений.
Вышеупомянутая резолюция ГА ООН1 подчеркивает, что основную ответственность по защите своего населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечества несут сами государства. Функция международного сообщества в первую очередь сводится к тому, чтобы оказывать государствам в этом помощь экспертного, гуманитарного и дипломатического характера. И лишь если мирные средства окажутся недостаточны и национальные органы власти по какой-либо причине будут не в состоянии защитить свое население от этих наиболее массовых и жестоких нарушений прав человека, то СБ ООН на основании Главы VII Устава ООН может при необходимости применить принудительные меры, в том числе силу.
Но первый же практический опыт применения концепции ОПЗ в Ливии в 2011 году продемонстрировал нежелание ведущих западных стран считаться с международным правом и Уставом ООН или принимать во внимание рекомендации ГА ООН. Получив, в соответствии с ОПЗ, мандат СБ ООН на установление запрета на полеты ливийской авиации над территорией Ливии2, правительства Франции, Великобритании и США с самого начала сознательно извратили смысл этого мандата в собственных геополитических и предвыборных интересах и вместо защиты гражданского населения на всей территории Ливии поставили задачу смены режима Каддафи.
Правительства этих западных стран проигнорировали отправное положение концепции ОПЗ об оказании законным правительствам помощи экспертного, гуманитарного и дипломатического характера с целью предотвращения массовых нарушений прав человека. Они не поддержали инициативы правительств Ливии и Сирии и нейтральных посредников, включая Африканский союз, ООН, Россию, Китай и Индию, о прекращении огня и начале переговоров без предварительных условий для выработки режима переходного периода и назначения даты новых выборов. Они даже не попытались повлиять на повстанцев, с тем чтобы те приняли предложение Каддафи и сели за стол переговоров с законным правительством Ливии как суверенного государства - члена ООН, как это, кстати, предписывают законы шариата. Вместо этого в Ливии они сразу же перешли к третьему, последнему этапу - этапу санкций и военных действий, предусмотренных в ОПЗ лишь на крайний случай.
Такую тактику в СМИ назвали «ливийской моделью ОПЗ», и тогдашний госсекретарь США Х.Клинтон объяснила, что именно так США будут действовать в будущем3. Даже в солидных американских журналах, как «Foreign Affairs», достаточно известные юристы стали предлагать трансформировать ОПЗ обратно в «гуманитарную интервенцию», добавив в нее положения «о приоритете военных методов урегулирования конфликтов в связи с правами человека и о праве ниспровергать коррумпированного лидера, что становится скорее правилом, чем исключением, при гуманитарных интервенциях»4.
Однако эта «ливийская модель ОПЗ» быстро привела к анархии и полному разрушению всех государственных механизмов в Ливии. Правительство Ливии потеряло контроль над вооруженными отрядами бывших «революционеров» - а правильнее было бы назвать их «бандиты», - и те стали терроризировать и грабить мирное население, нападать на иностранные посольства и убивать дипломатов, в том числе из помогавших им западных стран.
Тем не менее США, Франция, Великобритания и арабские монархии Персидского залива, исходя из собственных геополитических соображений, первоначально хотели осуществить ту же «ливийскую модель» и в Сирии. До сентября 2013 года они отдавали приоритет не политическим переговорам с целью остановить гражданскую войну, как должны были бы сделать в соответствии с ОПЗ, а смене режима Б.Асада военным путем, особенно после провокации повстанцев с применением химического оружия 21 августа 2013 года. Через Турцию, Иорданию, Ирак и Ливан в Сирию шел приток все новых групп исламистских экстремистов, которые вливались в отряды прежде всего союзников «Аль-Каиды», террористических организаций «Исламское государство Ирака и Сирии» и «Джабхат ан-Нусра», этого ударного кулака вооруженной оппозиции, в которую из Катара, Турции и Саудовской Аравии идет непрерывный поток денег и оружия, включая переносные зенитные ракетные комплексы.
По совпадающим оценкам сирийской военной разведки и руководства так называемой «Сирийской свободной армии» (ССА), из 100 тыс. повстанцев, включая более 15 тыс. наемников из стран Ближнего Востока, Ливии, Туниса, Марокко, Пакистана, Боснии, Чечни и нескольких десятков других мест, включая США и Европу, экстремисты контролируют около 70% отрядов и их вооружений. Как и в Ливии, они не подчиняются ничьим приказам и лишь в некоторых случаях координируют свои операции с командованием ССА5.
В результате лидеры умеренной оппозиции в Сирии с весны 2013 года стали опасаться, что, даже если они победят в гражданской войне, в стране «в лучшем случае настанет период конфликтов и хаоса, а в худшем - кровопролитные бои между религиозными сектами и захват власти экстремистами, сражающимися на стороне повстанцев»6. Впрочем, к термину «умеренная сирийская оппозиция» надо, видимо, тоже относиться с осторожностью - CNN, например, напоминает, что эта часть оппозиции «исповедует идеологию «Братьев-мусульман», стремится заменить светские законы правилами шариата, ограничить свободы личности и поставить меньшинства в подчиненное положение»7.
Но все же беспокойство лидеров умеренной оппозиции можно понять, особенно после того как в сентябре-октябре 2013 года 11 крупных и несколько десятков мелких джихадистских группировок, занимавших более 20% мест в Совете Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС), вообще отказались признать умеренных лидеров НКОРС и ССА, отвергли возможность участия в конференции «Женева-2» и призвали к установлению в Сирии власти на основе шариата8. И только на этом этапе западная печать стала «замечать», что именно военные отряды экстремистов «систематически убивают гражданское население»9 в Сирии, а власти Турции, через территорию которой все это время шли поставки оружия, живой силы и финансирование для джихадистов, в том числе связанных с «Аль-Каидой», впервые признали, что турецкая артиллерия открывает огонь по позициям джихадистов в ответ на минометные обстрелы своих приграничных населенных пунктов их отрядами10, хотя до этого сваливала всю вину за эти обстрелы на сирийскую армию.
Одновременно в западных СМИ шла постоянная кампания критики в адрес России с обвинениями в «параличе» СБ ООН, а кульминацией этой кампании было объявление Вашингтоном после 21 августа 2013 года о готовности нанести удар по военным объектам сирийского режима. Тут же нашлись «эксперты по международному праву», которые оправдывали вооруженное вмешательство тем, что, мол, из-за России и КНР СБ ООН не в состоянии выполнять предписанную ему статьей 24 Устава ООН задачу осуществлять «быстрые и эффективные действия» от имени ООН11. При этом «эксперты» игнорировали тот факт, что Устав ООН - между прочим, по инициативе США - в 1945 году предоставил постоянным членам СБ право вето, как и то обстоятельство, что Лига Наций прекратила свое существование в конце 1930-х годов в значительной мере из-за отсутствия этого права.
Вообще, по существу, вся политика Запада и его ближневосточных союзников в отношении Сирии, как и в отношении Ливии, была построена на зыбкой основе нарушений международного права. Начнем с того, что в основе концепции ОПЗ, о которой много говорилось на Западе в приложении к Ливии и Сирии, лежит обещание международного сообщества отдавать приоритет мирному урегулированию внутренних конфликтов; применение силы извне против режима, совершившего наиболее тяжкие нарушения прав человека, может иметь место лишь в крайнем случае, когда мирные средства не помогли, и только по мандату СБ ООН. Именно поэтому после того, как Франция, Великобритания и США извратили мандат СБ ООН о введении бесполетной зоны в Ливии и, проигнорировав основной мирный смысл ОПЗ, сразу же перешли к военным действиям, Бразилия выступила с идеей новой концепции - «Ответственность при защите», предложив ввести жесткий контроль со стороны СБ ООН при любых формах вмешательства международного сообщества во внутренние конфликты - как мирным, так и тем более военным путем.
Далее, действия Катара, Саудовской Аравии и Турции, которые при содействии США, Франции и Великобритании финансируют отправку многотысячных отрядов наемников в Сирию и снабжают их оружием, как они делали это и в Ливии, вполне подпадают под определение агрессии, принятое в документе ГА ООН в 1974 году и ставшее с тех пор нормой обычного международного права. Статья 3 п. «g» к определению агрессии относит, в частности, «засылку государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно прямому нападению вооруженных сил агрессора на государство - жертву агрессии»12.
Кстати, Россия, как заявил в сентябре 2013 года заместитель министра иностранных дел России С.Рябков, не стала участником принятого весной 2013 года Договора о международной торговле оружием именно потому, что при его разработке и принятии ряд стран выступил против российского предложения о включении в договор статьи о недопустимости поставок оружия неуполномоченным негосударственным субъектам13.
Но, пожалуй, главное расхождение внешней политики США с международным правом подчеркнул сам Президент Б.Обама в речи в ООН 24 сентября 2013 года14. Полемизируя с В.В.Путиным по поводу «исключительности» США и американской внешней политики, лауреат Нобелевской премии мира Б.Обама вернулся к традиционному американскому «высокомерию силы», подтвердив свою готовность «применять военную силу для обеспечения коренных интересов США» на Ближнем Востоке и даже не упоминая при этом о существовании СБ ООН, взвалив на Президента Сирии Б.Асада без всякого суда всю вину за применение химического оружия и заранее устранив его из списка будущих претендентов на пост Президента Сирии, пообещав и далее «заниматься продвижением демократии в мире», «уважая по возможности» cуверенитет государств и действуя при необходимости силой, но, мол, не в одиночку, а с участием стран региона, как будто военная интервенция организованной группы государств в обход СБ ООН будет более легитимной, чем агрессивные действия в одиночку.
Тем не менее не следует торопиться демонизировать фигуру Президента США Б.Обамы. Анализ его политики показывает, что он первоначально выступал против интервенции в Ливии и Сирии и изменил в дальнейшем свою позицию лишь под весьма сильным нажимом со стороны правого крыла обеих ведущих партий США и ВПК15. Решение по Ливии он принял лишь после того, как Россия и Китай 17 марта 2011 года не воспользовались своим правом вето и воздержались при голосовании в СБ ООН резолюции 1973 и под нажимом Франции и Великобритании, которые к этому моменту уже атаковали Ливию. С решением по нанесению удара по Сирии он всячески тянул и затем заморозил его при первом же удобном случае, который предоставила ему инициатива России16, и правые политические круги в США и поныне свирепо - другого слова и не подберешь - критикуют его за это.
Хотя он и заявил о готовности США применять силу для защиты своих коренных интересов на Ближнем Востоке, но одновременно само понятие «коренные интересы США» в этом регионе было значительно сужено. В недавнем интервью помощник Президента США по национальной безопасности Сьюзен Райс напомнила, что в своей речи в ГА ООН Б.Обама ограничил возможность применения Америкой силы лишь случаями, если против США и их союзников будет совершена агрессия, если будут нарушены поставки нефти, а также в ответ на действия террористических организаций или угрозу применения оружия массового уничтожения. Американская печать тут же отметила, что Б.Обама, в отличие от своей позиции с начала «арабской весны», не включил «распространение демократии в мире» в понятие «коренные интересы США»17.
Сейчас сами американские СМИ не считают реальными раздающиеся подчас из США угрозы применять силу по своему усмотрению, ведь ситуация в мире, охваченном экономическим кризисом, заметно изменилась. Опыт войн Запада против Ирака, Афганистана и Ливии привел к тому, что Парламент даже самого верного союзника США - Великобритании, а также большинство других членов НАТО отказались поддержать нападение на Сирию, после чего генеральный секретарь НАТО А.Фог Расмуссен также несколько раз заявил, что блок НАТО не будет воевать без санкции СБ ООН. И в этих условиях стало ясно, что впервые в истории США и Конгресс США не поддержит новую авантюристическую инициативу своего президента, тем более в ситуации с нависшей угрозой дефолта и неспособностью Конгресса утвердить очередной бюджет страны.
Несмотря на то что еще рано говорить с полной уверенностью о перспективах урегулирования в Сирии в соответствии с женевской договоренностью от 30 июля 2012 года и резолюцией СБ ООН от 27 сентября 2013 года18, но уже можно говорить о блестящем успехе внешней политики России. Даже сейчас ясно - и об этом уже говорят СМИ Запада, - что достигнутая договоренность Лавров - Керри и составленный на ее основе текст резолюции СБ ООН 2118 привели к ряду немедленных последствий, а в дальнейшем могут появиться и другие чрезвычайно важные долгосрочные договоренности для развития международных отношений.
Первое из немедленных последствий заключается в том, что она сняла угрозу удара вооруженными силами США по Сирии - по крайней мере на настоящий момент. Около двух третей американцев выступили против войны с Сирией. Американское телевидение в сентябре 2013 года показало кадры о встрече лидера сторонников интервенции сенатора Дж.Маккейна с избирателями, которые буквально устроили ему выволочку, объяснив, что для Америки гораздо более актуально заняться ликвидацией безработицы, улучшением экономического положения среднего класса страны и сокращением пропасти в уровне доходов между высоко- и низкооплачиваемыми слоями населения, чем начать новую войну19. В результате если ранее Белый дом отдавал приоритет военной победе повстанцев, то теперь США публично и официально обязались работать для достижения политического решения в Сирии.
Требование Обамы об уходе Асада с поста президента как предварительное условие для начала мирных переговоров теперь тоже повисло в воздухе, несмотря на требования сирийской так называемой «непримиримой оппозиции». Начавшаяся 2 октября 2013 года работа по выявлению и уничтожению сирийского химического оружия займет около года, и в этот период для США вряд ли было бы разумно разрушать нынешнюю структуру власти в Сирии, как раз осуществляющей этот процесс. Достигнутая договоренность, таким образом, укрепляет политические позиции Президента Асада и военные преимущества сирийской армии над повстанцами, вызвав раскол между экстремистским и умеренным крылом повстанцев и между политическим руководством западных стран и лидерами повстанцев (а также их спонсорами из Саудовской Аравии, монархий Персидского залива, особенно Катара, и Турции), надеявшимися, что планировавшийся удар США по Дамаску резко изменит в пользу повстанцев соотношение сил между ними и армией Сирии20.
Да и в странах Персидского залива стали громче звучать голоса, призывающие обе стороны в конфликте «не отказываться от переговоров» и «признать, что лишь совместное политическое решение может привести к окончанию гражданской войны». Эти же трезвомыслящие силы категорически не согласны с заявлениями некоторых экстремистских групп оппозиционеров о том, что, дескать, участие оппозиции в конференции «Женева-2» было бы равносильно «предательству», и с их угрозами, выдвинутыми явно по совету «некоторых поддерживающих эти группы региональных государств», расправиться с такими участниками21. Вся эта динамика развития событий на Ближнем Востоке в последние месяцы означает, что Дамаск придет на мирную конференцию «Женева-2» с более сильными позициями.
Говоря о более долгосрочных последствиях, необходимо отметить, что договоренность Лавров - Керри уже привела 24 ноября 2013 года к первому успеху на переговорах шести держав с Ираном по вопросу об иранских ядерных исследованиях и западных санкциях, причем успех был достигнут именно на основе российского предложения о том, чтобы эти два аспекта данного вопроса рассматривались в пакете22. Это обстоятельство, как и начало конкретной работы по уничтожению оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке, неизбежно поставит в повестку дня и вопрос об израильском ядерном и химическом оружии23, а также сделает более логичным приглашение Ирана на конференцию «Женева-2»24.
Американские аналитики обращают внимание также на усиление изоляционистских тенденций и негативного отношения к применению силы против других стран как в США, так и Европе. Американский Фонд Маршалла провел исследование общественного мнения стран Западной Европы относительно возможного нападения США на Сирию, и 70% населения десяти стран и Турции возражали против интервенции, что совпадает с оценками общественного мнения в США. И это включает Великобританию и Францию, лидеры которых поддерживали идею интервенции против Сирии25.
Наконец - и это, видимо, самое главное для России - эта договоренность уже существенно усилила позиции и политический авторитет России в мире вообще и на Ближнем Востоке в частности. Она также предоставила России и США возможность улучшить их двусторонние отношения и сотрудничество при решении других международных проблем.
Работы по урегулированию в Сирии и в целом на Ближнем Востоке предстоит еще много. Умеренная сирийская оппозиция сначала вообще отказалась участвовать в конференции «Женева-2», а затем под давлением США согласилась, но выставила - видимо, по совету Саудовской Аравии - ряд предварительных условий: уход Б.Асада из власти, установление коридоров для доставки гуманитарной помощи и освобождение заключенных. Очень похоже, что Саудовская Аравия, опасаясь роста влияния Ирана как основного союзника Сирии, стремится сорвать мирную конференцию, продолжая выступать за военное вмешательство и даже отказавшись от временного членства в СБ ООН в знак протеста против отмены интервенции США.
И не исключено, что, как пишет мировая пресса, именно по подсказке саудовцев, уже потративших вместе с Катаром 15 млрд. долларов на поддержку экстремистов, в конце ноября 2013 года основные семь экстремистских отрядов, насчитывающих десятки тысяч боевиков, провозгласили создание так называемого независимого «Исламского фронта» с целью свержения Б.Асада и превращения Сирии в «справедливое исламское государство»26, что, однако, только усилило раскол среди сил оппозиции. Как подчеркнул не так давно С.В.Лавров, «у каждой оппозиционной группы в мире есть свой «покровитель» - либо в регионе, либо за его пределами. Мы вместе с ними добиваемся, чтобы эти «покровители» в полной мере осознали свою ответственность за поведение оппозиции. На словах все говорят, что необходимо начать процесс «Женевы-2». На деле же некоторые весьма влиятельные в сирийском кризисе государства работают напрямую на подрыв этой российско-американской инициативы»27.
Именно из-за противодействия этих сил начало конференции «Женева-2» несколько раз переносилось, и лишь в последние дни ноября 2013 года активно сотрудничавшее «трио» Россия - США - ООН добилось согласия почти всех основных участников этой конференции провести ее 22 января 2014 года в Женеве. Остающиеся еще пока нерешенными вопросы (участие в конференции Ирана, Саудовской Аравии и тех оппозиционных сил, которые пока отказываются в ней участвовать) будут обсуждены на встрече представителей России, США и ООН в Женеве 20 декабря 2013 года. «Было бы непростительным не воспользоваться этой возможностью, чтобы прекратить страдания», - заявил в этой связи Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, имея в виду то, что в ходе гражданской войны в Сирии погибли около 120 тыс. человек и более 2 миллионов стали беженцами28.
Мы знаем, таким образом, с какими партнерами имеем дело, помним, как они в 2011 году уже извратили смысл резолюции СБ ООН по Ливии, начав войну на стороне повстанцев вместо мирного посредничества с целью урегулирования конфликта между правительством и повстанцами в соответствии с ОПЗ. Но исходные позиции России и ее нынешнего президента перед началом этой непростой работы сейчас заметно укрепились. А дальше многое будет зависеть от нашего умения использовать полученные преимущества и укрепления экономического и военного потенциала России.
1Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г. // Док. ООН A/RES/60/1. 24.10.2005. Раздел 37.
2Док. ООН S/RES/1973. 17.03.2011.
3Clinton: Libya showed U.S. leadership to be «essential»// The Washington Post. 31.10.2011 // http:// www. washingtonpost.com/world/national-security/Clinton-libya-showed-us...
4Western Jon and Goldstein Joshua S. Humanitarian Intervention Comes of Age // Foreign Аffairs. November-December. 2011. Р. 48-49.
5Ignatius David. Sorting out the Syrian opposition // The Washington Post. 03.04.2013 // http://www. washingtonpost.com/opinions/ david-ignatius-soring-out-the-rebel-forces-;
Liz Sly. Foreign extremists dominate Syria fight // The Washington Post. 02.10.2013//http://www.washingtonpost.com/world/middle_east/foreign-extremists-; Кузнецов Александр. Неделя в окровавленной Сирии // Независимая газета. 02.04.2013; ИТАР-ТАСС. Сирийский национальный совет отказался от участия в конференции «Женева-2» // http://www.itar-tass.com/ c1/910842_print.html
6Young Karen de. Syrian opposition activists expect rocky transition after Assad’s fall // Washington Post. 25.12.2012//http://www.washingtonpost.com/world/nationa-security/Syria-opposition; See also: Robertson Nic and Cruickshank Paul. Analysis: Study shows rise of al Qaeda affiliate in Syria // http://security.blogs.cnn.com/2013/01/08 /analysis-study-shows
7Barfi Barak. Special for CNN. 06.09.2013. Who are the Syrian rebels? // http://edition.cnn.com/2013/09/06/ opinion/barfi-syria-opposition-guide/
8Hubbard Ben and Gordon Michael R. Key Syrian Rebel Groups Abandon Exile Leaders // The New York Times. 25.09.2013 // http://www.nytimes.com/2013/09/26/world/middleeast/Syria-crisis.html; Associated Press. Dozens of Syrian fighting groups break ties with main opposition, says rebel commander // http://www.washingtonpost.com/ world/middle_east/explosion-hits-pack
9Darnard Anne. Syrian Civilians Bore Brunt of Rebels’ Fury, Report Says // The New York Times. 2013. 11 October // http://www.nytimes.com/2013/10/11/world/viddleeast/syrian civilians-; AP. / Syrian Rebels killed 190, Human Rights Group Alleges // The Wall Street Journal. 11.10.2013 // http://online.wsj.com/article/ SB10001424052702303382004579129582
10Associated Press. Turkey returns fire after shelling from “al-Qaida” linked group from Syria // The Washington Post. 16.10.2013//http://www.washingtonpost.com/world/middle_east/turkey-returns-fire-
11Материалы конференции «Responsibility to Protect» в Любляне. 11-12.04.2013 // Сборник «R2P - Responsibility to Protect in Theory and Practice». GV Zalozba. Ljubljana. 2013. ISBN 978-961-247-242-9.
12Резолюция ГА ООН 3314 (ХХIХ) от 14 декабря 1974 г., ст. 3, п. «g».
13http:// www.itar-tass.com/c1/891762_print.html
14http://www. whitehouse.gov/the-press-office/2013/09/24/remarks-president
15Yeager Holly. Media analysts in Syria debate have ties to defense contractors // The Washington Post. 11.10.2013 // http://www.washingtonpost.com/politics/report-cites-conflicts-of-interests
16Cupp S.E. Special to CNN. Obama’s spectacular failure of leadership on Syria. 09.09.2013 // http:// cpf.cleanprint.net/cpf?cpf?action=print&type=filePrint&key=cnn
17Landler Mark. Rice Offers a More Modest Strategy for Mideast // The New York Times. 26.10.2013 // http://www.nytimes.com/2013/10/27world/middleeast/rice-offers -a-more
18Док. ООН S/RES/2118 (2013). 27.09.2013.
19Friedman Thomas L. Worrying about Syria // International Herald Tribune. 19.09.2013
20Keller Dill. Playing chess with Putin // International Herald Tribune. 12.09.2013.
21Friends of Syria should not give up on talks // The Gulf News. 23.10.2013 // http://gulfnews.com/ opinions/editorials/frieds-of-syria-should-not-give-up; Geneva attendance is not a sign of defeat // The Gulf News. 28.10.2013//http://gulfnews.com/opinions/editorials/geneva-attendance-is-not-a-sign
22См. комментарий С.В.Лаврова для СМИ об итогах переговоров в Женеве // Пресс-бюллетень МИД России. №2367. 24.11.2013.
23Gilinsky Victor, Sokolski Henry. Let’s be honest about Israel’s nukes // International Herald Tribune. 19.09.2013.
24Keller Ben.The missing partner // International Herald Tribune. 17.09.2013.
25Dempsey Judy. Survey hints at Europe’s inward turn // International Herald Tribune. 17.09.2013.
26Morris L. Seven Syrian Islamist rebel groups form new Islamic Front // Washington Post. 23.11.2013 // http://www.washingtonpost.cоm/world/middle_east/sevensyrian; Islamists unite to form largest Syrian rebel alliance // http://www.france24.com/en/print/5466332?print=now; Цилюрик Д. Саудовская Аравия формирует в Сирии «Армию ислама // Независимая газета. 11.11.2013.
27Пресс-бюллетень МИД России. №2124. 28.10.2013.
28«Женева-2» может состояться в январе // Интерфакс. 25.11.2013//http://www.interfax.ru/print.asp&sec =1446&id=343108; Встреча в формате РФ - США - ООН по подготовке «Женевы-2» пройдет 20 декабря - Брахими // ИТАР-ТАСС. 25.11.2013 // http://www.itar-tass.com/vtzhdunarodnaya-panorama/789372