Рад приветствовать участников сегодняшней встречи, посвященной развитию сотрудничества государств - участников СНГ в энергетической сфере. Данная тема тем более актуальна, что по решению Совета глав государств Содружества эта сфера определена в качестве ключевой на 2009 год.

В своем выступлении я бы хотел остановиться прежде всего на стратегических аспектах нашего энергетического сотрудничества.

Важность именно таких аспектов сотрудничества в период кризиса только возрастает. С одной стороны, обоснованные стратегические ориентиры помогают определить пути борьбы с кризисом, принимать точные решения по текущему моменту. С другой стороны, все имеет не только свое начало, но и конец. Поэтому уже сегодня - заблаговременно - нам необходимо закладывать основы устойчивого посткризисного развития.

Критерии успеха выстраивания нашего сотрудничества в энергетической сфере очевидны. Во-первых, это обеспечение его устойчивого и предсказуемого развития на достаточно длительную перспективу, во-вторых, обеспечение экономической целесообразности и эффективности сотрудничества для всех без исключения участников процесса.

Для этого наши действия по достижению целевой стратегической ситуации, целевых результатов нашего энергетического сотрудничества должны быть тщательно согласованными, строго совместными и последовательными.

Работа по формированию перспективного поля сотрудничества стран СНГ в энергетической сфере находится в центре внимания в течение всего времени существования Содружества.

Уже в начале 1992 года был образован Электроэнергетический совет СНГ - базовый орган координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики.

В развитие этих отношений в ноябре 1998 года правительства стран СНГ подписали Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников СНГ. На базе этого договора в январе 2000 года было принято Соглашение о транзите электрической энергии и мощности.

В октябре 2002 года руководители правительств стран Содружества приняли Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения.

В сентябре 2004 года было заключено Соглашение о создании ресурсов и их эффективном использовании для обеспечения устойчивой параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников СНГ.

Важной вехой в развитии интеграционных процессов в области электроэнергетики явилось принятие в ноябре 2005 года Концепции формирования общего электроэнергетического рынка государств - участников СНГ, представляющей собой совокупность согласованных взглядов и подходов наших стран к формированию данного рынка.

Практическим шагом в реализации указанной концепции стало заключение Соглашения о формировании общего электроэнергетического рынка государств - участников СНГ и Соглашения о гармонизации таможенных процедур при перемещении электрической энергии через таможенные границы государств - участников СНГ.

В 2008 году был разработан проект Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в области эксплуатации межгосударственных линий электропередачи национальных энергосистем. Данный проект предполагается внести на рассмотрение Совета глав правительств Содружества во втором полугодии 2009 года. Реализация указанного Соглашения позволит более эффективно использовать материальные и трудовые ресурсы стран СНГ, необходимые для эксплуатации межгосударственных линий электропередачи.

Широко используется практика заключения межправительственных соглашений со странами СНГ, в рамках которых ведется строительство, а также последующая эксплуатация энергетических объектов.

Так, 16 октября 2004 года в Душанбе было подписано Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Таджикистан о порядке и условиях долевого участия Российской Федерации в строительстве Сангтудинской ГЭС-1.

СПРАВКА

Для целей строительства и последующей эксплуатации Сангтудинской ГЭС-1 создано ОАО "Сангтудинская ГЭС-1" в качестве уполномоченной организации по строительству проекта от Российской стороны определено ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС". При этом Таджикской стороной внесено в уставный капитал Общества незавершенное строительство Сангтудинской ГЭС-1, Российской стороной - списания задолженности Таджикской стороны в сумме 50,0 млн. долларов по государственным кредитам, а также дополнительные средства в размере 200,0 млн. долларов.

В настоящее время, несмотря на позитивные результаты реализации проекта, осложняется своевременный пуск последнего, четвертого агрегата Сангтудинской ГЭС-1 в связи с имеющейся задолженностью Таджикской стороны перед ОАО "Силовые машины". Кроме того, имеются проблемы по оплате Таджикской стороной электроэнергии, произведенной Сангтудинской ГЭС-1 и поставленной в энергосистему Таджикистана, а также сохраняется проблема применения экономически обоснованного тарифа на электроэнергию, вырабатываемую станцией.

3 октября 2006 года подписано Соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в создании хозяйственного общества на базе Оренбургского ГПЗ, а также Соглашение между ОАО "Газпром" и АО "НК "КазМунайГаз" об условиях транспортировки и поставок переработанного карачаганакского газа на внутренний рынок Республики Казахстан, в том числе путем взаимных поставок газа.

СПРАВКА

В рамках реализации межправительственного Соглашения о сотрудничестве в создании хозяйственного общества на базе Оренбургского ГПЗ в настоящее время завершена подготовка договорно-правовой основы для создания СП на базе Оренбургского ГПЗ. Для перехода к этапу непосредственного создания СП необходимо получение от КРО b.v. (международный консорциум - оператор при разработке Карачаганакского месторождения) уведомления с подтверждением того, что правительство Республики Казахстан утвердило консорциуму переход на третий этап освоения Карачаганакского месторождения, позволяющего обеспечить ежегодную поставку на Оренбургский ГПЗ до 16 млрд. куб. м сырого газа в течение 15 лет. Изначально получение такого подтверждения ожидалось 1 июля 2008 года, после принятия решения о переходе на третий этап всеми участниками консорциума. По последним данным, Казахстанской стороной одобрение перехода на третий этап участниками Консорциума планируется к середине 2009 года. Утверждение правительством Республики Казахстан перехода на третий этап возможно только после принятия аналогичного решения всеми участниками консорциума и с учетом привлекательности технико-экономических параметров третьего этапа для Республики Казахстан.

20 декабря 2007 года в Москве подписано трехстороннее (Россия, Казахстан, Туркмения) межправительственное Соглашение о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода. Уполномоченными организациями сторон являются АО "НК "КазМунайГаз", ОАО "Газпром" и ГК "Туркменгаз".

СПРАВКА

Разработаны и утверждены программы мероприятий по строительству Прикаспийского газопровода, подписаны корпоративные документы (Соглашение об основных принципах сотрудничества при строительстве Прикаспийского газопровода, Соглашение о конфиденциальности и др.). Утверждено Базовое задание на ТЭО строительства Прикаспийского газопровода.

3 февраля 2009 года в Москве было подписано межправительственное российско-киргизское Соглашение о строительстве Камбаратинской ГЭС-1.

СПРАВКА

Для реализации проекта создается Акционерное общество, доли в уставном капитале которого распределятся: ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" - 50% (с Российской стороны); ОАО "Электрические станции" - 50% (с Киргизской стороны). Соглашением предусматривается закрепление за Российской стороной функций стратегического и оперативного управления реализацией проекта.

В Соглашении определены уполномоченные органы Сторон, осуществляющие координацию деятельности по его выполнению, а также компании Сторон, осуществляющие реализацию Проекта, одновременно определены и конкретизированы основные условия сотрудничества.

Российская сторона обеспечит привлечение на цели строительства Камбаратинской ГЭС-1 средств в сумме 1,7 млрд. долларов в виде кредитных ресурсов (под процентную ставку LIBOR плюс 3% годовых). Технические характеристики Камбаратинской ГЭС-1: высота плотины - 275 метров; мощность станции - 1940 МВт (четыре гидроагрегата по 485 МВт); годовая выработка 5,5 млрд.  кВт·ч. Срок строительства Камбаратинской ГЭС-1 - 7-9 лет. Вырабатываемую электроэнергию можно будет поставлять как потребителям Киргизской Республики (в основном в зимний период), так и в энергосистемы соседних государств (в том числе Россию, Казахстан, Таджикистан, Пакистан, Иран, Афганистан, Китай).

В марте 2009 года Российской Федерацией принято решение о выделении кредита создаваемому на паритетной основе российско-киргизскому Акционерному обществу на цели строительства.

Прорабатывается проект Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан о строительстве и последующей эксплуатации третьего блока Экибастузской ГРЭС-2.

Как уже отмечалось, первостепенное значение имеет формирование долгосрочных стратегических направлений нашего сотрудничества. И здесь существенным шагом должна стать разработка и принятие Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики на период до 2020 года. Как представляется, при этом надо исходить из следующих положений.

Данная концепция должна: первое - основываться на базовых принципах сотрудничества в области энергетики с учетом мирового опыта и норм права. Второе - представлять собой совокупность согласованных взглядов и скоординированных подходов государств - участников СНГ к указанному сотрудничеству. Третье, и главное, - определять цели, основные задачи, принципы и направления энергетического сотрудничества наших стран.

Положения концепции могут являться основой для разработки международных договоров и других правовых актов, а также межгосударственных целевых программ в данной сфере.

В качестве целей энергетического сотрудничества следует выделить обеспечение энергетической безопасности государств - участников СНГ и устойчивого роста национальных экономик на основе эффективного использования энергетических ресурсов, а также увеличение экспортного потенциала наших стран. Достаточно широк перечень подлежащих при этом решению задач - от развития собственно энергетического потенциала до создания единого информационного пространства в сфере энергетики.

Сотрудничество государств - участников СНГ в сфере энергетики, на наш взгляд, должно основываться (при соблюдении действующего законодательства стран Содружества) на простых и очевидных принципах: это взаимная выгода, равноправие и отсутствие дискриминации. Важным моментом сотрудничества является также соблюдение рыночных принципов ценообразования и установления транспортных тарифов.

Предполагается, что для достижения названных целей государства - участники СНГ предпримут действия по повышению согласованности энергетической политики. В этой связи необходимо определить механизмы сотрудничества в энергетической сфере. В части нормативно-правовых механизмов следует выделить унификацию норм, правил и технических регламентов в энергетике, разработку международных договоров по защите инвестиций и реализации инвестиционных проектов, а также гармонизацию правил и систем ценообразования на базе рыночных принципов.

В качестве инструментов сотрудничества можно выделить совместные инвестиционные проекты, совместные предприятия в сфере энергетики, координацию деятельности в энергетической сфере в рамках органов СНГ и международных организаций, а также создание общего энергетического рынка государств - участников СНГ.

Концепция должна определять приоритетные направления сотрудничества как в топливно-энергетическом комплексе в целом, так и по отдельным направлениям. В числе этих направлений следует выделить:

  • развитие транснациональных транспортных энергетических сетей;
  • создание новых энергомощностей и расширение сотрудничества в освоении месторождений углеводородного сырья;
  • взаимодействие в кризисных ситуациях в энергетике;
  • повышение энергоэффективности;
  • сотрудничество в использовании возобновляемых энергоресурсов;
  • разработка совместных инфраструктурных проектов и диверсификация;
  • направления транспортировки энергоносителей.

При этом главным направлением сотрудничества в электроэнергетике по-прежнему остается обеспечение параллельной работы Единой энергетической системы России и электроэнергетических систем стран - участниц СНГ.

Однако в настоящий момент обязательные требования к участникам параллельной работы отсутствуют. Следовательно, отсутствуют и возможности наложения санкций экономического характера на тех, кто нарушает принятые обязательства, что вызывает негативные экономические и технологические последствия, в том числе связанные с причинением убытков субъектам электроэнергетики. В свою очередь, документы, разрабатываемые и принимаемые в рамках Электроэнергетического совета СНГ, носят рекомендательный характер.

Приоритетной на сегодняшний день задачей является разработка и принятие унифицированных технических требований осуществления экспорта-импорта электроэнергии.

Необходимы разработка, принятие и легализация межгосударственных (межправительственных) договоров (соглашений), направленных на координацию параллельной работы энергосистем стран СНГ, в том числе устанавливающих общие, обязательные для всех технические принципы и нормы. Также необходима разработка юридически выверенных договоров между хозяйствующими субъектами (системными операторами, сетевыми организациями, осуществляющими деятельность по технологическому обеспечению параллельной работы национальных электроэнергетических систем, коммерческими операторами экспортно-импортной деятельности), определяющих условия параллельной работы, вопросы и механизмы компенсации затрат, связанных с неисполнением своих обязательств и обязывающих неукоснительно соблюдать основные требования к участникам параллельной работы. Решение этих задач потребует принятия соответствующих политических решений.

Отмечу, что в повестку дня предстоящего 35-го заседания Электроэнергетического совета СНГ внесен пункт "О выполнении Договора об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников СНГ".

На базе параллельной работы энергосистем продолжается формирование общего электроэнергетического рынка Содружества. Решением 33-го заседания Электроэнергетического совета СНГ от 23 мая 2008 года в Москве одобрены этапы его формирования. Они включают двустороннюю трансграничную торговлю, взаимное участие в спот-рынках, региональный рынок электрической энергии и системных услуг. В рамках реализации Соглашения о формировании общего электроэнергетического рынка сторонами разработан проект протокола об этапах формирования электроэнергетического рынка Содружества, а также проект общих принципов трансграничной торговли электроэнергией, которые в настоящее время находятся в стадии доработки и согласования.

Разумеется, реальная координация энергетического развития стран Содружества может быть обеспечена лишь на основе гармонизации основных положений долгосрочной энергетической политики стран - участниц СНГ.

Государственная энергетическая политика России задается в первую очередь ее Энергетической стратегией. Отмечу, что и действующая Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (ЭС-2020), и новая Энергостратегия на период до 2030 года (ЭС-2030), проект которой подготовлен Минэнерго России и в настоящее время находится в стадии доработки, учитывают тематику энергетического сотрудничества в рамках СНГ.

При этом стратегической целью указанного сотрудничества является максимально эффективное использование энергетических потенциалов государств - участников СНГ для полноценной интеграции в мировой энергетический рынок, укрепления позиций в нем и получения наибольшей выгоды для национальных экономик.

Глобальный финансово-экономический кризис еще раз напомнил всем нам, в каком взаимозависимом - а оттого и чрезвычайно хрупком - мире мы живем. В сложившихся условиях рациональное использование огромного потенциала взаимовыгодного долгосрочного энергетического сотрудничества стран СНГ является, на наш взгляд, бесспорным приоритетом. Надеюсь, что и сегодняшняя встреча внесет свой вклад в его успешную реализацию.

Благодарю за внимание!

СПРАВКА

Организация деятельности ОАО "Газпром" в ближнем зарубежье

Главной предпосылкой выделения вопросов развития сотрудничества со странами ближнего зарубежья (СБЗ) в отдельное направление деятельности ОАО "Газпром" является наличие функционирующей инфраструктуры Единой системы газоснабжения бывшего СССР, связывающей газовые отрасли России и СБЗ в единую взаимосвязанную производственно-технологическую цепочку.

Деятельность ОАО "Газпром" в рамках указанного направления географически структурирована на четыре региона:

  • Центрально-Азиатский регион СНГ (Туркменистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан);
  • Закавказский регион СНГ (Грузия, Армения, Азербайджан, Абхазия, Южная Осетия);
  • Европейский регион СНГ (Украина, Молдавия, Белоруссия);
  • Прибалтийский регион ближнего зарубежья (Эстония, Латвия, Литва).

В последние несколько лет активность деятельности ОАО "Газпром" во всех указанных регионах существенно возросла. Прежде всего, это связано со стратегической необходимостью создания альтернативных европейскому рынку источников прибыли, а также нивелирования сконцентрированных на территории пояса СБЗ существующих и потенциальных рисков интересам Общества.

Сотрудничество ОАО "Газпром" с каждой из СБЗ формируется и реализуется по следующим направлениям:

  1. импортные закупки газа в СБЗ (объемы, ценовая политика);
  2. экспортные поставки газа на рынки СБЗ (объемы, ценовая политика, платежная дисциплина);
  3. посреднические торговые операции (по встречным взаимообменным поставкам);
  4. транзит российского газа через территории СБЗ (объемы, тарифная политика, транзитные риски);
  5. транзит импортируемого газа через территории СБЗ и России (объемы, тарифная политика);
  6. подземное хранение газа группы ОАО "Газпром" на территориях СБЗ (объемы, сроки, тарифы);
  7. переработка газа СБЗ на территории России;
  8. разведка и добыча газа на территориях СБЗ (условия и форма участия ОАО "Газпром" в новых проектах);
  9. создание (приобретение) объектов топливно-энергетической инфраструктуры СБЗ и участие в управлении ими.

В качестве возможного (десятого) направления сотрудничества в перспективе может рассматриваться участие хозяйствующих субъектов СБЗ в разведке и добыче газа на территории России (в прямой увязке с 9-м направлением).