В Западной Африке до наших дней сохраняются образцы древнего искусства. Они сосредоточены на территории Марокко, Западной Сахары, Мавритании и частично Алжира. Очень богаты петроглифами (рисунками, высеченными на скалах, камнях) долина Рифа, горная цепь Высокий Атлас, Антиатлас, Уэд-Дра и примыкающие к нему долины Сахары, а также Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро. На юге находится горный массив Мавританский Адрар, переходящий в песчаные скалы. Исторические богатства неолитической стоянки Вадан, где можно пригоршнями собирать наконечники стрел, ножи, обломки глиняной посуды, бусины из амазонита либо ляпис-лазурит, заставляют думать, что здесь между основанием дюн и руслом уэда (высохшей реки) существовал земледельческий или ремесленный центр с очень обширными связями.

Первое упоминание рисунков Западной Африки относится ко второй половине XIX века, однако систематическое изучение их началось в 50-х годах прошлого столетия. Этим в значительной степени предопределяется их более слабая изученность по сравнению с петроглифами Алжира, Ливии и Египта.

Впрочем, человек там жил еще до первого засушливого периода, который привел к образованию пустыни Сахара. В районе Бешара были найдены населенные пункты, которые существовали 40 тыс. лет назад. К сожалению, мы очень мало знаем о людях той эпохи. Неясно даже, чем они занимались - охотой или рыболовством. Зато можно сказать, что там начиналась мировая культура. В долине реки Драа был найден самый древний артефакт - маленькая статуэтка пышной женщины, получившая название «Венера из Тан-Тана». Ученые свидетельствуют, что возраст статуэтки составляет от 300 тыс. до 500 тыс. лет.

Позднее, по окончании первого засушливого периода, Западная Африка служила прибежищем кроманьелов, отступавших перед новым вторжением ледников в Европу. Кроме того, в VII тысячелетии сюда начали переселяться люди из Восточного Средиземноморья. Климат там был более благоприятным как для людей, так и животных. Остались ископаемые останки, наконечники стрел, диски и другие артефакты.

Петроглифы (особенно в районе Смары) показывают охотников и предметы их охоты. Это - слоны, носороги, жирафы, антилопы, газели, а также птицы и змеи. Они отличаются особой техникой полирования, тонкими линиями рисунков. На барельефах имеются геометрические мотивы. До сих пор в Мавритании существует племя, известное как племя охотников - немади, которые охотятся на антилопу в эргах и джуфах между Агельт Немади и Араваном.

В VII-VI тысячелетиях до н. э. из Западной Африки в Северо-Западную Сахару переселяются негроидные племена. Как и местное население, они постепенно переходят от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. К IV тысячелетию до н. э. орудия труда неолита получают широкое распространение в Северо-Западной Африке, и подтверждение этому находят в ведущихся здесь раскопках. Древнее население занималось гончарным ремеслом и умело ткать пряжу из шерсти одомашненных овец и коз. Обнаружены остатки жилищ этого периода - небольшие хижины, в которых сохранились фрагменты керамики, топоры, зубила, сверла, игрушки в виде черепах и кувшины для хранения пищи. В жилищах - емкости для воды в форме колодцев высотой 50-80 см и диаметром свыше 20 см.

Эпоха пастухов оставила в наследство много наскальной живописи периода от VII-V до I тысячелетия до н. э. Преобладающим стилем становится Тамизит, известный на юге Марокко, а также в алжирском Атласе.

Как правило, сохранились петроглифы в долине Рифа, в Уэд-Дра, на пространстве протяженностью в несколько километров, а также в районах, примыкающих к Дра и находящихся в зоне Сахары, в бассейне Сегиет-эль-Хамра и на берегу высохшего озера Аукир. Там не встречаются изображения «эфиопской фауны» (разве что можно встретить слонов). Фрески напоминают фигуры быков и изображения охоты, и, как правило, эта тема преобладает. Параллельно попадаются рисунки тентов, щитов, обезьян, коз, оленей, птиц и змей. Распространены петроглифы спиралей, концентрических кругов, чашек желудей. Реализм наскальной живописи производит потрясающее впечатление - точно переданы анатомическое строение животных, их движение, расстояние в перспективе.

Поражает сохранившееся в Тиуте изображение в I тысячелетии до н. э., трактуемое как жанровый сюжет с элементами магии. Женщина подняла руки вверх, и от ее молитвы зависит результат охоты. С охотником ее связывает нечто похожее на пуповину. Между ловцом и женщиной находится, по-видимому, одомашненная коза. Прикрываясь щитом, охотник подкрадывается к страусу. Между охотником и страусом находится гепард, который тоже охотится на пернатую птицу.

Из рисунков в Марокко и Западной Сахаре выделяется фреска из пещеры, расположенной около колодца Хаси Лавинат. Рисунок изображает шесть мужских фигур, вооруженных луками, и семь невооруженных мужчин. В метре от потолка расположена другая сцена - страусы и жирафы, к которым подкрадываются два лучника. С другой стороны видны две фигуры, одна из которых несет лук. Есть еще несколько изображений, напоминающих людей и животных. Среди плохо сохранившихся рисунков тем не менее различимы баран, три антилопы, два быка, жираф и пять-шесть страусов. Две колесницы, изображенные, судя по всему, позже, дополняют этот рисунок. Эти фигуры маленькие - одна из них составляет 32 см, остальные еще мельче. Эта фреска относится к III-II тысячелетиям до н. э.

Колесницы в рисунках появляются в Х-VII веках до н. э. (т. е. на два-четыре века позже колесниц ливийского Феззана), а период расцвета этого направления относится к V-II векам до н. э.1. Двух- и четырехколесные повозки встречаются у Атлантического побережья Сахары. В Мавритании попадаются изображения быков, запряженных в повозки (район Галлавийа и Тишита). К сожалению, колеcниц немного. В Северо-Западной Африке, особенно в Высоком Атласе, есть петроглифы, изображающие лошадей, несущих на себе вооруженных всадников с копьями, дротиками и округлыми щитами, а также рисунки животных - собак, кошек, ослов, зебр, страусов и муфлонов. Раскопаны орудия железной эпохи, в частности алебарды, топоры, дротики, кинжалы, ножи для бросания.

В этот период большое значение имело появление берберского населения. С I тысячелетия до н. э. жители Центральной Сахары постепенно перемещались к Сенегалу и Западному Судану. Переселение закончилось в 200 году до н. э. в Мавритании. В поисках пастбищ берберы облагали данью местных негров-земледельцев и обращали их в рабство, а тех, кто сопротивлялся, оттесняли к реке Сенегал.

В последний период до н. э. появление верблюда изменило характер общественных отношений в Западной Африке. Появилась возможность организовывать караваны от побережья Средиземного моря по направлению Сахеля, что положило начало обогащению племени санхаджа.

На петроглифах того времени можно увидеть изображения мехаристов (верблюжьих кавалеристов) и всадников, а также быков. Изредка можно встретить дромадеров, коз, слонов, надписи, геометрические фигуры. Как правило, рисунки довольно схематичны и невелики по размеру. Сравнение аналогичных петроглифов показывает, что они копируют некий образец. Обломки бытовых предметов украшены также крестами, ромбами, треугольниками, линиями и другими изображениями. Стоянки обнаружены в сахарских провинциях Марокко, а в Западной Сахаре и Мавритании (в районе Тагана) найдено 100 мест, содержащих 2 тыс. петроглифов.

Нам удалось увидеть изображения всадников и оружия XIV-XVIII веков, открытые марокканскими археологами три года назад. Место требует дальнейшего исследования.

Очень редко встречаются наскальные рисунки, посвященные одной теме. Как правило, петроглифы разных времен накладываются один на другой. Ряд ученых считают, что интенсивность или разреженность фресок больше зависят от породы камня, пригодной или непригодной для рисования. Другие исследователи настаивают на том, что первобытные люди намеренно исправляют петроглифы, по их мнению, не соответствующие действительности. Автор полагает, что спор не может быть решен в связи с отсутствием данных.

Исследователи расходятся в определении периодизации петроглифов. Дело в том, что остаточные слои угля, находящиеся в Сахаре, перемешаны вследствие дующих с разных сторон ветров, что затрудняет периодизацию. Мнения ученых разделились - одни из них настаивают, что наскальные изображения насчитывают 10 тыс. лет, другие полагают, что эти петроглифы созданы на протяжении нескольких столетий до н. э. Тем не менее исследования, проведенные в пещере у Ифри н’Аммар, близ Надора, показали, что некоторые гравюры созданы в XIII-X тысячелетиях до н. э.

По мнению профессора Королевского института амазигской культуры Абдаллаха Салиха, искусство наскальной живописи насчитывает три периода - наиболее древний (без надписей), средний (с надписями на классическом языке) и современный, известный из этнографических источников2. А.де Бабин Берманн считает, что наскальные рисунки делятся на два периода - один, на котором сказалось атлантическое влияние, и другой, сложившийся под воздействием сахарских традиций. Некоторые исследователи полагают, что на север Западной Африки большое влияние оказали капсийские традиции, а на юг - суданское изобразительное искусство. А Т.Монод рассматривает стили в хронологической последовательности, отмечая, что имеется 12 художественных периодов3. Другой точки зрения придерживаются Кулсон и Кэмрбелл, считающие, что петроглифы делятся на пять периодов, а именно: период «бубалов» (X-VIII тысячелетия до н. э.), «круглоголовых» (VIII-VI тысячелетия), «пастушеский» (V-I тысячелетия), «лошадей» (с I тысячелетия - до 0 лет до н. э.) и «верблюжий» (начиная с 0 лет н. э.). В свою очередь, Муззолини предлагает деление на три периода - «бубалы», «Тазин» и «ливийские бойцы». Но при этом Н.Брукс считает, что периодизацию вообще трудно определить4.

Большинство же ученых сходятся в том, что существует пять периодов наскальной живописи. Это эпохи «охотников (бубалов)», «скотоводов (быков)», «лошадей», «верблюдов (ливико-берберская)» и - 1 тыс. лет спустя - «вооруженных солдат» (при этом некоторые исследователи объединяют «скотоводов» и «лошадей»)5.

Описание человека и наблюдение за жизнью животных - вот основное содержание древнего наскального искусства. Ученые до сих пор спорят о том, служат ли эти петроглифы выражением метафизических пристрастий, отображением банальных игр подрастающих детей или результатом размышлений человека о мире. По мнению археолога Мустафы Нами, в жизни древнего человека большое значение имели мифы, легенды, обряды, родовые и племенные секреты. Повседневностью являлись колдовство, тотемы и молитвы. Это вело к смешению представлений рационального и нерационального, материального и метафизического, требований индивидуума и требований группы6. На взгляд автора, изучавшего наскальную живопись не только Западной, но и Центральной Сахары, можно предположить, что изображения животных, а также изображения чудовищ - особенно на ранних этапах развития человеческого общества - служили для колдовства. Наряду с этим - в частности в период «скотоводов» - наносились и рисунки, отображающие жизнь, как таковую.

Рисунки сопровождаются надписями на двух языках - древнеберберском, который использовался в конце II тысячелетия до н. э., и на современных наречиях. Среди ученых существуют споры насчет первой языковой фазы. В прошлом преобладала точка зрения о том, что она сложилась под влиянием финикийского языка. В настоящее время развитие получила вторая точка зрения, согласно которой древний берберский имеет местное происхождение, основываясь на языках Центральной Сахары. Во всяком случае, формирование языков Сахары осуществлялось вдали от финикийско-пунического языка. Существует и другое мнение, в соответствии с которым языки Сахары и прибрежных районов Магриба образовывались в одно и то же время, оказывая взаимное влияние на формирование друг друга.

Ознакомление с наскальной живописью ставит перед учеными столько вопросов, на которые, учитывая отдаленность эпох, ответить очень трудно.

Исследование стоянок продолжается, и ученым в Марокко, Западной Сахаре и Мавритании удается обнаружить неизвестные фрески. Вместе с тем наскальные рисунки, которые представляют собою научную, археологическую, культурную и художественную ценность, исчезают. Их исчезновение связано со строительством. В качестве примера можно привести город Смара, под которым добыча камня ведется на площадях, занятых рисунками. Их уничтожение связано также с неразумностью тех туристов, которые пытаются поливать фрески водой, с тем чтобы они стали более яркими и фотогеничными. Третья причина заключается в деятельности контрабандистов - они прикладывают к фрескам смоченные специальным раствором куски тканей, на которые и переходят рисунки. Четвертой причиной является деятельность Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре - сотрудники МООНРЗС взяли за обыкновение делать надписи поверх старых наскальных рисунков. К сожалению, надписи есть и на русском языке.

Сохранение петроглифов требует усилий каждого и многих. В Марокко и Западной Сахаре этим занимается Центр национального наследия наскальной живописи, которому не хватает кадров. Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро и Мавритания подобными вопросами не занимаются. Предстоит еще многое сделать для спасения наскальной живописи, и для этого целесообразно было бы объединить усилия как местных ученых, так и международных организаций.

 

 

 1Чернов А. Рождение искусства// chernov-trezin.narod.ru/idol.htm

 2Salih Abdellah. Sous zone 1: Maroc / Sahara atlantique marocain - Mauritanie  - dans// www.icomos.org/studies/rockart-sahara-northafrica/04sous-zone1.pdf

 3Subils S. The late prehistory of Western Sahara according  to rock-art // www.udg.edu/Portals/92/Grup%20del%20Sahara/soler2007press.pdf

 4Brooks N. Prehistoric Archaeology at the Еastern Saguia al-Hamra. // Newsletter. 2002. January. Р. 4.

 5Nami Mustapha. L’Art rupestre - dans: Arts et Architecture amazighes du Maroc. Rabat. Р. 39-40.

 6Ibid., Р. 26.