Италия, несмотря на кризис, остается восьмой экономикой мира и третьей крупнейшей экономикой в еврозоне. В отличие от других стран Южной Европы экономика Италии достаточно диверсифицирована и независима от какого-либо конкретного сектора. В Италии хорошо развиты не только автомобильная отрасль, машиностроение на севере страны, но и малый бизнес, текстильная и легкая индустрия и другие отрасли во всех ее областях. В отличие от промышленного Севера сельскохозяйственный Юг Италии менее развит, отличается высоким уровнем безработицы и в основном зависит от государственных субсидий. В Италии существует значительный теневой сектор в сельском хозяйстве, строительстве и рынке услуг - до 17% ВВП1.
Причины и характер кризиса
Некоторые проблемы итальянской экономики, такие как «ножницы» в экономическом развитии Севера и Юга, а также коррупция и клиентелизм, уходят корнями к 1861 году, истокам итальянского государства. Однако сегодняшние проблемы в экономике Италии возникли после периода «экономического чуда» в 1950-1960-х годах, когда рост ВВП составлял 6%2. В 1970-1980-х годах экономический рост в Италии резко замедлился из-за высокого уровня инфляции, вследствие чего возросли затраты на рабочую силу и понизилась конкурентоспособность страны на мировых рынках. Кроме того, растущий разрыв в экономическом развитии между северными и центральными регионами, с одной стороны, и южными регионами - с другой, остро ставил вопрос о необходимости структурных реформ, включая финансовую сферу и рынок труда.
Иными словами, мировой экономический и финансовый кризис высветил не только серьезные ошибки в развитии европейской интеграции в последнее 10-15 лет, в частности при создании еврозоны, но и серьезные изъяны в экономической и политической модели ряда стран, включая Италию. Сложилась система, позволяющая правительствам этих стран жить в кредит, нарушая взятые обязательства по ограничению величины бюджетного дефицита и уровня государственного долга. Однако ряд стран, включая в том числе и Италию, смогли обойти эти правила и скрыть уровень дефицита и задолженностей при помощи сложных сделок по валютным и кредитным производным ценным бумагам.
Дефицит бюджета Италии к концу 2011 года, а именно к моменту отставки правительства Сильвио Берлускони, составил 4,6% от ВВП, то есть был почти равен дефициту Германии (4,3%) и был меньше, чем в Великобритании и Франции. Частный, или корпоративный, долг Италии на 2011 год составлял лишь 42% от ВВП, тогда как частный долг Франции намного выше, а частный долг Великобритании - 103% от ВВП. Если взять совокупность частного и публичного (государственного) долга, ситуация в Италии была намного лучше, чем в Испании, Франции, Бельгии, Португалии, Греции. Единственная страна в ЕС, которая с этой точки зрения находилась в лучшей ситуации, - Германия. Однако величина итальянского госдолга страны возросла почти до 120% ВВП, а темпы экономического роста на протяжении более чем десяти лет были ниже, чем в среднем по ЕС3. Это привело к тому, что инвесторы стали считать итальянские государственные облигации более рискованными. Кроме того, правительство Берлускони практически не вкладывало полученные средства в производство, а нередко, чтобы вернуть проценты по старым ценным бумагам, прибегало к выпуску новых бумаг, тем самым раскручивая финансовую пирамиду госдолга, достигшего отметки 1,89 трлн. евро4.
Кризис в еврозоне совпал с внутриполитическим кризисом в Италии, а именно - неспособностью председателя Совета министров Сильвио Берлускони справиться с экономическими и финансовыми трудностями, обеспечить Италии обещанные процветание и политическую стабильность. Он оставил страну с рекордно высоким государственным долгом, разбухшей бюрократией, в обстановке политической неопределенности, ускоренного обеднения среднего класса с фиксированными доходами и незавершенности общей институциональной реформы (в Италии ее называют Великой реформой).
Италия стала последней страной еврозоны, которая объявила о сокращении государственных расходов в 2010 году и подчинилась антикризисной политике Брюсселя. 26 мая 2010 года Совет министров Италии одобрил правительственный декрет о так называемом «финансовом маневре» на 2011-2013 годы, который должен обеспечить сокращение государственных расходов в этот период на 24 млрд. евро. Накануне заседания правительства один из ближайших сотрудников премьера, секретарь Совмина Джанни Летта (дядя нынешнего премьер-министра Энрико Летты), подчеркнул, что речь идет о необходимости пойти на очень тяжелые, серьезные жертвы, ограниченные во времени, чтобы спасти страну от повторения греческого сценария. Пакет антикризисных мер, разработанный Министерством экономики и финансов Италии, представлял собой более чем стостраничный документ из 22 статей, направленных на сокращение госрасходов. Однако «финансовый маневр», сделанный слишком поздно, не спас Италию от стремительно надвигающегося коллапса.
Президент Италии Джорджо Наполитано 13 ноября 2011 года поручил Марио Монти, известному экономисту и политику, бывшему комиссару ЕС по антимонопольной политике и финансам, сформировать «правительство профессионалов», способных вывести Италию из кризиса.
Экспертное и политическое сообщество Италии, оценивая причины и характер кризиса в еврозоне, выделяло пять основных причин. Во-первых - нарушение правил ЕС при создании валютного союза, когда некоторые участники нарушили условия, предписанные Маастрихтским договором 1992 года, не предоставив Брюсселю реальных данных о своей финансово-экономической ситуации. Германия и Франция, как крупнейшие экспортеры в ЕС, лоббировали скорейшее создание еврозоны и принятие стран с высоким дефицитом бюджета и уровнем долга.
Во-вторых - уязвимость европейского банковского сектора, который, будучи вовлеченным в глобальные финансовые цепочки, продемонстрировал резкое падение вследствие взрыва ипотечного пузыря в США в 2007 годах. В-третьих - роль рейтинговых агентств в глобальном кризисе и в кризисе еврозоны. Так, рейтинговые агентства «Standard & Poor´s», «Moody’s» продолжали снижать рейтинг Италии в январе и феврале 2013 года, хотя уже в декабре 2012 года правительство Монти приняло пакет жестких мер по сокращению государственных расходов. Агентства мотивировали это возросшей уязвимостью и зависимостью Италии от рисков на внешних финансовых рынках и сомнениями в том, что итальянскому правительству удастся достичь поставленной цели5.
В-четвертых - конфликт в ЕС между «успешным центром», в первую очередь Германией, настаивавшей на жесткой экономии, и «проблемной периферией». И, наконец, в пятых - запоздалая и нерешительная реакция Брюсселя, способствовавшая быстрому распространению кризиса из страны в страну. Наиболее уязвимыми оказались страны так называемой южной периферии, включая Италию, где собственно экономические проблемы усугублялись неэффективностью управления - разбухшей бюрократией, коррупцией, слабостью судебной системы, препятствующими экономическому росту.
Существовала и другая, крайне популистская точка зрения на причины кризиса в еврозоне и Италии. Эту точку зрения можно было бы не принимать в расчет при научном анализе проблемы, если бы она была совсем маргинальной и не имела бы последствий в новой расстановке политических сил на парламентских выборах 2013 года, в частности в успешном дебюте «Движения пяти звезд» под руководством комика и блогера Джузеппе Грилло.
Наиболее наглядно она была представлена известным публицистом и политиком Джульетто Кьезой, бывшим коммунистом и членом Европарламента, который утверждал, что «Италия уже стремительно теряет суверенитет, находится под диктатом Международного валютного фонда и Центрального банка Европы. А эти финансовые инструменты работают на девять-десять крупнейших инвестиционных банков, которые сегодня управляют, и плохо управляют, западным миром… Назначение Марио Монти главой правительства означает, что Италию хотят взять под свой контроль. Можно сказать, что правительство Марио Монти и Джорджо Наполитано - это фактически правительство «Голдман Сакс» над Италией, управляющее страной»6.
Внутриполитический контекст
Техническое правительство Монти приняло ряд важных антикризисных мер, которые предполагают сокращение госрасходов на 26 млрд. евро в течение трех лет. Во-первых - пакет спасения Италии: повышение налогов, пенсионная реформа, сокращение расходов. И во-вторых - декрет экономического роста Италии: освобождение сектора услуг, повышение конкурентоспособности в экономике.
Сокращение государственных расходов предусматривало урезание средств на здравоохранение, а также на государственное и муниципальное управление. За три года предполагалось уволить около 10% работников государственного сектора и 20% руководителей государственных служб7. Монти дал понять, что не будет терпеть уклонения от налогов, и впервые в истории Италии наложил налог на собственность церкви, что приносило бы итальянской казне 1 млрд. долларов ежегодно. Правительство в феврале 2012 года решило отказаться от борьбы за право провести летние Олимпийские игры 2020 года. По заявлению Марио Монти, правительство приняло это решение из-за тяжелого экономического положения, в котором находилась страна. На Игры потребовалось бы 9,5 млрд. евро, которых у находящейся на грани банкротства Италии нет.
Марио Монти стал первым премьер-министром, представившим финансовый отчет о стоимости рождественского приема правительства. «Никаких подарков дороже 150 евро. Никаких собраний, юбилеев или торжественных открытий. Представительские расходы сведены к минимуму. Празднования возможны лишь в исключительных случаях и только по субботам. И, естественно, личная «абсолютная скромность». Премьер-министр Марио Монти внес изменения в этический кодекс и разослал письма, адресованные всем руководителям и сотрудникам аппарата премьера, Министерству экономики и финансов, налоговым агентствам, Финансовой гвардии, государственным монополиям, Высшей школе экономики и финансов. Лозунг: строгая экономия», - писала в газете «Corriere della Sera» журналистка Алессандра Араки8.
Правительство Марио Монти получило 26 января 2012 года вотум доверия Парламента. Голосование было увязано с одобрением декрета о внесении множества поправок в ряд законодательных актов. «За» высказалось подавляющее большинство депутатов - 469, «против» проголосовали 74 депутата, воздержались пять человек. Таким образом, технический кабинет Монти, пришедший на смену избранной коалиции во главе с Сильвио Берлускони в момент обострения экономического кризиса, еще раз заручился поддержкой уверенного большинства в законодательном органе9. Персонально Марио Монти и политику его правительства поддержали деловые круги Италии и Брюссель, с энтузиазмом воспринявший приход профессионалов.
Меры, предпринятые кабинетом Монти, возымели некоторое действие на экономику достаточно быстро. Так, основной кризисный показатель - спрэд (разница стоимости гособлигаций Италии и Германии) снизился почти на 100 пунктов - до 400 (при удовлетворительном показателе в 300 пунктов). Несколько сократился внешний долг10. Вместе с тем не вызывало сомнений, что за столь короткий период вывести Италию из кризиса не удастся. На 2012 год экономический рост составил 2,3%, а безработица -11% (35% среди молодежи)11.
Несмотря на то что правительство технократов получило поддержку большинства в партии Берлускони «Народ свободы», стало очевидно, что правительству предстоит нелегкая борьба с его тайными и явными противниками. Сторонники нового правительства требовали достаточного времени для осуществления реформ и выступали за проведение новых выборов только по истечении в 2013 году срока действующей легислатуры. В то же время значительная часть правого центра призывала к проведению досрочных выборов и готовилась к контратаке под предлогом нелегитимности правительства Монти.
Среди населения также нарастала критика экономической политики нового правительства. Кабинет упрекали в том, что законопроект предусматривал увеличение налогового бремени для всех слоев населения, а не только для богатых. Так, пересмотру в сторону уменьшения подверглись пенсионные выплаты, постепенно увеличивался пенсионный возраст и период, в течение которого должны будут производиться выплаты в пенсионный фонд. Среди прочего поднимались акцизы на сигареты, а также с нового года повышался НДС до 23%12. Страну охватили массовые забастовки таксистов, дальнобойщиков, рыбаков и трудящихся других секторов. К ним примкнули «зеленые», выступавшие против строительства тоннеля, который должен быть проложен в Альпах в рамках проекта скоростной железной дороги Турин - Париж, несмотря на заверения правительства, что этот проект даст 7 тыс. рабочих мест13. В Италии из всех стран ЕС - самые сильные и многочисленные профсоюзы, которые практически с первых дней работы правительства Монти возглавили протестное движение. В соответствии с данными аналитического центра «Demos», в начале 2012 года в среднем по стране действующее правительство поддерживало 78,6% населения, в ноябре 2012 года рейтинг популярности Совета министров Италии снизился до 65%, а в феврале 2013 года - до 34%14.
На этом фоне набирало силу популистское «Движение пяти звезд» Беппе Грилло, неожиданно превратившегося в реальную политическую силу. Играя на недовольстве бедных слоев населения, он, как и все демагоги, предлагал простые решения: «У нас есть план, на котором все базируется. И все будет гарантировано. И прямо сейчас. Излишки денег, которые появятся после политических реформ, будут направлены на проведение реформ рынка занятости и его расширение. Нам нужно реформировать и корпоративные законы: простой акционер сможет решать, какой будет зарплата менеджеров. Простой акционер сможет с помощью системы электронного голосования решить, будет ли этот менеджер работать дальше. Именно он будет это решать, а не Совет директоров»15.
Активизировал свою деятельность и Сильвио Берлускони. Бывший премьер-министр, будучи не стратегом, а тактиком, или «ситуативным политиком», легко приспосабливался к меняющейся обстановке. После многочисленных скандалов, когда его шансы на какое-либо политическое будущее резко снизились, он заявлял, что уйдет из политики. Однако в условиях продолжающегося кризиса и роста недовольства населения политическим классом он увидел для себя возможность вернуться в большую политику, пусть даже и не премьер-министром. Именно партия Берлускони «Народ свободы» спровоцировала правительственный кризис в декабре 2012 года, отказав в поддержке правительству Монти.
Последним документом, который приняло правительство Монти, был окончательный вариант подзаконного акта, запрещающего лицам, имеющим судимость, участвовать в выборах всех уровней. Именно этот документ, а не критика антикризисной политики «нелегитимных технократов» послужил истинной причиной вынесенного вотума недоверия кабинету Монти, поскольку он затрагивал лично Сильвио Берлускони, вовлеченного в судебные тяжбы16. Монти предложил Парламенту, что уйдет в отставку после принятия госбюджета, так называемого «закона о стабильности». На этот вариант «Народ свободы» и другие парламентарии согласились и проголосовали в поддержку антикризисных мер кабинета.
Отставка Монти означала проведение досрочных выборов, которые состоялись в феврале 2013 года. С небольшим отрывом от партии «Народ свободы» (29,2% голосов в Палате депутатов и 30,71% - в Сенате) победила левоцентристская коалиция, в которую вошли Демократическая партия Пьера Луиджи Берсани и партия «Левые, экология, свобода» (29,2% голосов в Палате депутатов и 31,6% - в Сенате). На третье место вышло «Движение пяти звезд» Беппе Грилло, получившее поддержку четверти избирателей, и на четвертом месте оказался блок центристов во главе с Марио Монти, получивший 10,5% голосов.
Несомненно, главным триумфатором по итогам выборов стала партия Грилло. Журналисты окрестили выборы как символическую победу левых и триумф комика. Объясняя причины этого феномена, Джульетто Кьеза сказал: «Популярность Грилло - это следствие и свидетельство в первую очередь глубокого социального кризиса, тупика политики. И дело не в Интернете, Грилло понял ситуацию и создал свои ячейки повсюду - на улицах и площадях Италии. Не надо забывать и об открытой поддержке Грилло таких видных патриархов итальянской культуры, как писателя и драматурга Нобелевского лауреата Дарио Фо, кандидатуру которого он предлагает в президенты, и известного бунтаря, певца и актера Адриано Челентано»17. Отказавшись войти в правительственную коалицию с кем бы то ни было, именно Движение Грилло стало причиной затяжного политического кризиса в Италии. Реакция инвесторов на политическую ситуацию в стране была крайне негативной.
Ситуация осложнялась тем, что 15 мая истекал срок президентства Джорджо Наполитано, который уже не мог своей волей назначить премьер-министра для формирования нового правительства. Выборы нового главы государства начались в четверг, 18 апреля 2013 года, но пять туров голосования не выявили победителя. Руководители ведущих политических сил Италии встретились с Президентом страны Джорджо Наполитано и попытались убедить его остаться на второй срок. В результате переизбранный на новый президентский пост Джорджо Наполитано поставил точку в затяжном политическом кризисе. 24 апреля 2013 года Президент страны предложил Э.Летте, заместителю секретаря Демократической партии и сподвижнику Берсани, бывшему депутату Европарламента, возглавить правительство Италии. Европейские биржи положительно отреагировали на новости из Италии в надежде на то, что после долгого застоя экономика страны наконец обретет новую жизнь. Особые ожидания инвесторы связывали как с главой правительства, так и с новым министром экономики Италии, бывшим генеральным директором Банка Италии Фабрицио Саккоманни.
Антикризисная политика Италии в контексте ЕС
Итальянский премьер Марио Монти впервые в своем новом качестве присутствовал на саммите ЕС в Брюсселе в декабре 2011 года и сразу же показал себя сторонником предложенных правил бюджетной дисциплины и сохранения единства еврозоны. Монти предпринял также попытку играть роль посредника между Великобританией и другими членами ЕС, до последнего стараясь убедить Лондон в необходимости присоединения к новому бюджетно-налоговому союзу. Вместе с тем он не согласился с позицией Ангелы Меркель, выступающей против выпуска еврооблигаций: «На мой взгляд, у нас достаточно аргументов, чтобы убедить немцев, что коллективная эмиссия бумаг, учитывающая квоты каждой страны в общем долге, была бы довольно здравой идеей. Детали можно было бы обсудить подробно. Можно было бы также использовать выкуп национальных облигаций тех стран, положение которых не самое лучшее, Европейским центральным банком»18.
Замечание Марио Монти фактически сразу обозначило два подхода в выработке антикризисной стратегии ЕС. Во-первых - немецкий, делавший главный акцент на жесткую экономию. И, во-вторых - «романский», поддерживаемый Италией, Францией и Испанией, подчеркивающими, что режим экономии не может быть достаточным для преодоления кризиса, и настаивающими на стимулировании экономического роста.
В одном из своих интервью, обращаясь к главам Европейского центробанка (ЕЦБ) Марио Драги и Бундесбанка Йенсу Вайдману, итальянский премьер-министр подчеркнул, что если срочные меры по снижению стоимости государственных заимствований не будут предприняты сейчас же, то еврозона развалится: «Напряженность, которая царит в зоне евро в последние годы, показывает, что Европа находится в состоянии психологического разложения. Пока еврозона показывает, что готова решить свои проблемы, ЕЦБ необходимо быстро заняться государственными облигациями»19. В связи с этим Марио Монти предлагал такие краткосрочные меры, как скупка облигаций стабилизационным фондом или Европейским центробанком.
На мини-саммите глав четырех стран ЕС (ФРГ, Франции, Италии и Испании) в Риме в июне 2012 года Монти признал, что с начала экономического кризиса ЕС сделал важные шаги, чтобы сохранить и гарантировать стабильность евро, создав новые инструменты для стран, находящихся в непростой ситуации, которых не было изначально. Вместе с тем он подчеркнул, что сделанное не достаточно для роста и дальнейшей стабильности зоны евро.
Определенной победой Италии и Испании являются поправки, принятые на саммите ЕС в Брюсселе 28 июня 2012 года при обсуждении долгосрочного Пакта роста и занятости объемом 120 млрд. евро. Правительства Италии и Испании на выгодных для себя условиях добились принятия двух ключевых мер для краткосрочной финансовой поддержки кризисных стран зоны евро: права прямой рекапитализации банков из средств стабилизационного фонда и возможности выкупать долговые обязательства кризисных стран зоны евро. В свою очередь, Монти поддержал план усиления валютного и экономического единства в зоне евро, предполагающий, в частности, усиление контроля общеевропейских структур за национальными бюджетами стран зоны евро.
Оценивая деятельность Монти на европейском направлении, можно сделать вывод, что ему удалось найти правильный баланс между национальными интересами Италии, испытывающей серьезные трудности, и стратегическими целями в антикризисной политике ЕС. Однако приверженность идеям европейской интеграции Марио Монти, которая неоднократно заслуживала признание руководства ЕС, оказалась его ахиллесовой пятой внутри Италии. Эксперт исследовательского центра «Open Europe» Винченцо Скарпетта отмечал, что Монти слишком большой упор сделал на повышение налогов. Это больно ударило по кошелькам итальянцев. Против Марио Монти сработало и то, что итальянцы считают его приверженцем идеи европейского единения, в то время как его политические оппоненты Берлускони и Грилло разыгрывали антиевропейскую карту, незаслуженно обвиняя Монти в том, что все свои реформы он начинал под диктовку канцлера Германии Ангелы Меркель.
Уход Марио Монти с поста главы правительства был воспринят руководящими кругами ЕС с сожалением и опасением относительно будущего страны. Глава Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу выразил озабоченность в связи с внезапным уходом Марио Монти, заявив, что итальянские выборы не должны поставить под сомнение антикризисные меры правительства Монти. Представитель ЕЦБ Йорг Асмуссен отметил заслуги Монти: «Возглавляемое им правительство в короткие сроки достигло заметных результатов: восстановлено доверие инвесторов, сделан большой шаг на пути к консолидации бюджета»20. Необходимость продолжения намеченного нынешним правительством в Риме курса подчеркнул глава постоянного европейского стабилизационного фонда Клаус Реглинг. «В минувшем году в Италии были намечены важные реформы. И рынки весьма положительно на это отреагировали», - отметил Реглинг в интервью газете «Süddeutsche Zeitung»21. Растущая популярность Берлускони, решившего вернуться в большую политику, и антиевропейские высказывания Грилло повергали в смятение лидеров ЕС. Неудивительно, что назначение Энрико Летты на пост главы правительства в ЕС восприняли с облегчением.
Новый премьер-министр Италии Энрико Летта, выступая в Парламенте, предложил свой план вывода итальянской экономики из длящегося два года спада. Своими главными приоритетами он назвал борьбу с безработицей, изменение закона о выборах и восстановление доверия к политическим кругам. Он учел причины непопулярности Монти среди итальянского населения и дал понять, что не намерен продолжать политику жесткой экономии. По мнению Энрико Летты, на прошедших выборах «больше половины итальянцев высказались против экономии, против евро, против Меркель»22. Среди насущных задач, стоявших в его повестке, - сокращение налогов на собственность, предоставление малоимущим семьям гарантированного дохода, снижение социальных отчислений от зарплат, чтобы люди больше получали на руки, и облегчение поисков работы для молодежи, поскольку безработица среди молодых итальянцев достигает 37,8%23.
Кроме того, Летта был вынужден учитывать мнение поддержавших его парламентских партий. Эти партии настаивали на более свободном подходе к формированию бюджета. Так, например, Сильвио Берлускони пригрозил вывести свою партию «Народ свободы» из правительственной коалиции, если Летта не пересмотрит введенный год назад непопулярный в Италии налог на недвижимость.
30 апреля 2013 года едва получив вотум доверия в Парламенте, новый итальянский премьер Энрико Летта отправился в Берлин к главному апологету политики жесткой бюджетной экономии канцлеру Ангеле Меркель. По сути, в ходе встречи он обозначил преемственность курсу Монти, заявив, что, на его взгляд, подход ФРГ представляется недостаточным и его правительство намерено сосредоточиться на рычагах, способных подстегнуть экономический рост в Италии: «Мы хотим видеть, как Европа продемонстрирует свою приверженность экономическому росту, подобно тому как сегодня она показывает способность к здравому управлению своими финансами»24. В свою очередь, Ангела Меркель не преминула обрушиться с критикой на планы нового премьера Италии Энрико Летты, который решил отказаться от политики жесткой экономии и отменить ряд налогов.
Следующей столицей в европейском турне итальянского премьера стал Париж, где 1 мая на встрече с Президентом Франции Франсуа Олландом Энрико Летта объявил о схожести позиций с французским лидером по важным вопросам, а также о «сверке часов» перед предстоящими саммитами ЕС. В целом 2 мая позицию итальянского премьера поддержало и руководство ЕС в Брюсселе. Глава Еврокомиссии согласился с итальянским премьером, что туже затягивать пояса европейцев не следует. Он указал на важность усилий по стимулированию роста и занятости. Со своей стороны глава Евросовета Херман ван Ромпёй поддержал мысль Летты о том, что ЕС должен дать молодежи гарантированные возможности для обучения и трудоустройства.
Курс Энрико Летты на формирование «романского союза» в ЕС также являлся данью политике его предшественника. «Дружественная напряженность», возникшая между Германией и романской «тройкой», меняет привычную конфигурацию сил в ЕС, основой которой традиционно являлся франко-германский тандем. Прежняя формула взаимоотношений во франко-германском тандеме предполагала, что Франция должна доминировать политически, а Германия - экономически. «Романский союз» размывает привычную модель. Многие обозреватели опасаются, что экономический кризис в еврозоне может получить новое измерение - политическое.
Внешняя политика Италии в условиях кризиса
Какие бы правительства ни стояли у руля Итальянского государства в последние 50 лет, независимо от их политической окраски, основные направления внешней политики Италии остаются неизменными - атлантизм и европеизм, как две несущие внешнеполитические опоры, отношения с соседями на Балканах, в Южном Средиземноморье и особо отношения с Россией, важнейшим партнером Запада на евроатлантическом пространстве. Представляется, что внешняя политика Италии в период кризиса испытывала воздействие как некоторых неизменных факторов, сохраняющих свое значение на протяжении длительного времени, так и новых тенденций и императивов.
Вследствие мирового экономического кризиса Италия оказалась в Европейском союзе посередине между самыми слабыми странами (Грецией, Ирландией, Португалией и Испанией) и самыми стабильными странами - членами ЕС. Это пограничное положение должно было побуждать руководство Италии, с одной стороны, к самоограничению, как внутри страны, так и за ее пределами, а с другой - к более целеустремленной и активной политике внутри ЕС и в форматах многостороннего сотрудничества. Принимая международные обязательства для поддержания своей репутации и имиджа, Италия при Берлускони часто оказывалась не в состоянии подкреплять их необходимыми ресурсами. Одним из последних примеров этому в политике Берлускони является участие Италии в ливийской операции, которое было охарактеризовано политическими оппонентами Берлускони как разбазаривание средств в тяжелой для страны экономической ситуации.
Главное, чего добился Монти за короткий срок своего премьерства, - это восстановление престижа Италии в ЕС и США. Как известно, итальянское руководство присоединилось к масштабным санкциям ЕС против Ирана. Италия, а также Греция и Испания, основные потребители иранской нефти и наиболее проблемные страны еврозоны, приняли такое решение в очень тяжелый для Европы период экономического кризиса, преодолев экономические разногласия. Правительство Монти поддержало усилия верховного представителя ЕС Кэтрин Эштон по налаживанию отношений между Белградом и Приштиной и приветствовало сближение их позиций как необходимого условия для переговоров о членстве Сербии в ЕС.
Италия подтвердила свое намерение оставаться в Афганистане до 2014 года, невзирая на кризис, что получило высокую оценку Президента США Обамы. Как писал итальянский журналист Давиде Джакалоне: «Обама похвалил соглашение о долгосрочном сотрудничестве, подписанное нами и афганцами, что ставит Италию в то же положение, что и США… Италия имеет вес и в других сценариях, она считает, что сирийский режим должен быть смещен, и подтверждает свое обязательство бороться против распространения атомного оружия. Все это звучит как похоронный колокол для иранцев и подтверждает роль Италии в международных делах»25.
Несмотря на то, что основные направления во внешней политике Италии оставались неизменными, кризис все же сместил акценты во внешнеполитических приоритетах правительства Марио Монти в сторону поиска экономически выгодных проектов и сделок, прежде всего с Россией* (*Италия занимает четвертое место среди торговых партнеров России в дальнем зарубежье и третье - среди стран ЕС.) и Китаем.
На российском направлении Монти постарался избежать неформального контекста и изменить представление об Италии «как о голосе России в ЕС». «В отношениях с Россией у Монти появился шанс переступить через риторику личной дружбы, существовавшей между В.Путиным и С.Берлускони, и вернуться к более европейскому и институциональному подходу в двусторонних отношениях. Восстанавливая европейское измерение итало-российских отношений, Монти спасает важнейшее направление итальянской внешней политики», - писал итальянский исследователь Кристиан Коллина26.
В июле 2012 года итальянский премьер совершил двухдневный визит в Россию с целью подтолкнуть «реальную экономику». Итогом стало заключение шести крупных проектов в сфере энергетики, услуг и строительства. «Techint» подписала соглашение на 2 млрд. долларов с «Норильским никелем», мировым сырьевым гигантом; «Итальянские почты» и «Selex Elsag» (Gruppo «Finmeccanica») создадут новую сеть, которая объединит 42 тыс. отделений российской почты; «Rizzani de Eccher» получила подряды на обустройство зоны, прилегающей к стадиону «Динамо» в Москве; «Intesa Sanрaolo» и Газпромбанк подписали соглашение о 300 млн. евро инвестиций в российские и итальянские предприятия. «Eni» и «Роснефть» заключили соглашение, которое позволяет итальянцам исследовать три района: на Черном море, в Арктике и Баренцевом море. Кроме того, Монти добился определенных гарантий от Путина и в сфере финансов27.
Также Марио Монти попытался придать европейское измерение и отношениям с Китаем, подчеркнув особую важность китайских инвестиций для Италии. В частности, во время своего визита в Пекин в марте 2012 года он сказал, что итальянская сторона готова в пределах страны и в рамках ЕС создать более благоприятные условия для привлечения инвестиций со стороны китайских предпринимателей, которые очень важны для Италии. Вместе с тем в связи со скандалом в ЕС вокруг импорта китайских солнечных панелей Италия с Францией и еще 15 странами ЕС выступила в пользу штрафных тарифов. В противоположном лагере оказалась Германия, заявившая о необходимости достичь соглашения с Китаем по поводу импортных тарифов, чтобы не допустить разгорания разрушительной торговой войны.
По общему признанию, провалами внешней политики Монти считаются инциденты с итальянцами в Индии* (*12 февраля 2012 г. у берегов индийского штата Керала произошел трагический инцидент. К итальянскому танкеру «Энрика Лекси», находящемуся в нейтральных водах, со стороны Индии стало приближаться судно, которое итальянские морские пехотинцы приняли за пиратов и открыли огонь, убив двух индийских граждан. Этот инцидент вылился в глубокий конфликт и стоил Италии многомиллионных сделок, несмотря на решение Рима вернуть двух морских пехотинцев в Индию.) и Нигерии** (**Провалом закончилась попытка британского спецназа освободить английского инженера Криса Макмануса и его итальянского коллегу Франко Ламолинару, взятых в заложники в Нигерии в мае прошлого года. Оба заложника погибли в ходе спецоперации 8 марта 2012 г. Президент Италии Джорджо Наполитано назвал «необъяснимым» поведение английского правительства, «не проконсультировавшегося с итальянскими властями и не информировавшего их» об операции по освобождению заложников в Нигерии.
9 марта 2013 г. действующая на севере Нигерии радикальная религиозная группировка «Ансару» сообщила о казни семи похищенных ею иностранных заложников - четырех ливанцев, одного грека, одного британца и одного итальянца.). Они породили обвинения в слабости внешней политики Монти. Президент Наполитано предупредил Монти, что эти инциденты, в особенности нигерийский, могут быть использованы против его правительства, которое пытается восстановить международное доверие к Италии. Кроме того, гибель двух заложников в Нигерии вызвала напряженность между Италией и Великобританией, поскольку Рим был поставлен в известность о блицоперации в Нигерии уже после предпринятой неудачной попытки британского и нигерийского спецназа освободить пленников. Показательно, что одним из первых решений правительства Летты стало назначение специального представителя для разрешения конфликта с Индией.
Вряд ли приход Энрико Летты коренным образом изменит внешнюю политику Италии. Однако назначение на пост министра иностранных дел бывшего члена Европарламента и еврокомиссара Эммы Бонино - свидетельство очевидной приоритетности европейского направления во внешней политике его кабинета. Более того, Энрико Летта заявил в интервью газете «Corriere della Sera», что его мечтой остается создание Соединенных Штатов Европы. В связи с этим внешняя политика Италии ориентирована на международные проблемы, представляющие важность как для ЕС, так и для Италии.
Как заявила глава МИД Эмма Бонино, новое правительство Италии, расположенной на южной периферии ЕС, будет пристально отслеживать события в арабском мире, прежде всего палестино-израильский конфликт, внутрисирийский конфликт и ситуацию в Ливии, где итальянские морские пехотинцы, размещенные на базе Сигонелла, участвуют в мониторинге в целях преодоления разрастания хаоса в стране. Эмма Бонино поддержала российско-американскую инициативу по организации международной конференции по Сирии «Женева-2» и призвала руководство ЕС поддержать эту инициативу. По ее словам, «это посредничество без участия одного из ведущих региональных игроков - Ирана было крайне сложно осуществлять даже на уровне ООН»28. Как известно, разрешение сирийского конфликта является яблоком раздора среди 27 стран. Франция и Великобритания склоняются в пользу военного решения. Позиция Италии в данном случае совпадает с позицией Германии. «Риск военной эскалации - первая вещь, которую мы не можем допустить»29, - подчеркнула глава итальянского МИД.
Определяя приоритеты внешней политики правительства Энрико Летты, Эмма Бонино заявила, что одним из направлений внешней политики будет так называемая дипломатия развития, нацеленная на укрепление международных позиций итальянского бизнеса. В рамках «дипломатии развития», по всей видимости, будут строиться экономические отношения с Россией, которые, как показывает опыт последних 20 лет, не подвержены резким конъюнктурным изменениям. Вместе с тем новое правительство в отличие от предыдущего готово играть более активную роль и в отношениях России и ЕС. Как сказал Антонио Дзанарди Ланди, посол Италии в России: «Для нас это вопрос и стратегического интереса, потому что будущее Европы возможно только в условиях тесного сотрудничества с Россией. Не только в газовой отрасли, но и с точки зрения расстановки сил в мире. Вы видите, какими темпами развивается Дальний Восток, - если мы хотим сохранить «право голоса» в мировых вопросах, то мы должны избегать диссонанса и искать единые позиции с Россией»30.
q
Экономические и политические позиции Италии, ее роль в ЕС в ближайшие десятилетия будут зависеть от исхода международного экономического и валютного кризиса, от будущего развития европейской интеграции, от преодоления структурных недостатков в итальянской экономике и от четкого определения внешнеполитических ориентиров. «Преемственность или перемены?» - главная дилемма на ближайшую перспективу для итальянской и внутренней, и внешней политики.
1https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/it.html
2http://www.bancaditalia.it/statistiche/storic/collana storica/tav3/tav3pdf.pdf (accessed September 30, 2012).
3Там же.
4http://www.infoniac.ru/news/Ital-yanskii-gorodok-ob-yavlyaet-o-svoei-nezavisimosti-v-znak-protesta-protiv-deistvii-pravitel-stva.html
5http://www.standardandpoors.com/ratings/articles/en/us/? articleType=HTML&assetID=1245327296243
6http://www. newsland.com/news/detail/id/834912
7http://www. radiovesti.ru/article/show/article_id/58212
8http://www.inopressa.ru/article/09feb2012/corriere/italia.html
9http://www. rus.ruvr.ru/2012/01/26/64697594.html
10http://www.rosbalt.ru/main/2012/01/27/938598.html
11https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/it.html
12http://www.vesti.ru/doc.html?id=662147
13kommersant.ru/doc/1886854
14http://www. beyondpolitics-alemarco.blogspot.com/2013
15http://www.business-gazeta.ru/article/78297
16Акт правительства Монти о запрете участвовать в выборах лицам, имеющим судимость, может стать для Берлускони главным препятствием: 26 октября 2012 г. Берлускони был приговорен к четырем годам тюрьмы за налоговые преступления, хотя суд при этом решил, что в силу амнистии Берлускони должен отсидеть всего год. Приговор пока не вступил в законную силу, так как Берлускони подал апелляцию (http://www.gazeta.ru/politics/2012/12/22_a_4902773.shtml).
17http://www.itar-tass.com/c12/662223.html
18http://ru.euronews.com/2011/12/10/italy-s-prime-minister-speaks-to-euronews/
19http://www.interfax.by/article/93941
20www.dw.de/евросоюз-требует-продолжения-реформ-в.../a-16440586
21Ibid.
22http://www. interfax.by/news/world/125854
23http://www.ru.euronews.com/2013/04/29/the-price-of-italy-s-coalition
24http://www.interfax.by/news/world/125854
25http://www.inosmi.ru/legno_storto/
26http://www.equilibri.net › Equilibri › Europa › Italia
27Il Foglio. 2012. 26 июля.
28http://rus.ruvr.ru/news/2013_05_30/JEmma-Bonino-prizivaet-ES-podderzhat-usilija-Rossii-i-SSHA-po-organizacii-zhenevskoj-konferencii-1397/
29Ibid.
30http://www. kommersant.ru/doc/2210443/print