История кафедр ЮНЕСКО берет свое начало в 1991 году, когда Генеральная конференция ЮНЕСКО на своей 26-й сессии высказалась за развитие межуниверситетского сотрудничества по основным направлениям деятельности Организации и уже в следующем, 1992 году учредила в этих целях программу УНИТВИН (UNITWIN - University Education Twinning and Networking Scheme). В переводе на русский язык это означает - «схема сети дополнительного университетского образования».

Речь шла о создании во всем мире системы дополнительного университетского образования посредством учреждения в рамках этой инновационной программы совершенно нового института кафедр и сетей ЮНЕСКО. Программа была призвана стать действенным инструментом повышения потенциала общества посредством продвижения, обмена, более эффективного использования и расширения познаний и научно-образовательного опыта современного мира, выступив в качестве нового элемента стратегии развития.

Программа предоставляла университетскому сообществу возможности объединения усилий с ЮНЕСКО для достижения целей глобальной повестки дня. Основными участниками программы становились университеты и другие высшие учебные заведения, организации и структуры сектора университетского образования.

Программа УНИТВИН включает в себя подготовку, проведение исследований и обмен преподавателями, а также служит платформой для обмена информацией во всех основных областях, входящих в компетенцию ЮНЕСКО. Она направлена также на развитие межуниверситетского сотрудничества и расширение участия в нем высших учебных заведений развивающихся стран и стран переходного периода. Большинство проектов являются междисциплинарными и межсекторальными в рамках деятельности всех программных секторов штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже и офисов, институтов и центров ЮНЕСКО на местах. Национальные комиссии по делам ЮНЕСКО играют важную роль в реализации программы, содействуя обеспечению ее качества и оценке достигнутых результатов.

Актуальность и эффективность на национальном, региональном и глобальном уровнях относятся к основным целям программы. Достаточно быстро проекты УНИТВИН в государствах - членах ЮНЕСКО подтвердили свою значимость в отношении создания инновационных учебных программ, формирования новых идей на основе проведения исследований и аналитической работы, а также в том, что касается совершенствования существующих университетских программ путем включения в них учитывающего последние достижения контента, придания большего культурного разнообразия и использования современных образовательных технологий.

Организации частного сектора - на сегодняшний день основной источник финансовой поддержки для программы УНИТВИН и ее проектов в большинстве стран мира. Некоторые неправительственные организации и частные фонды, обладая средствами, способны поддержать новаторские идеи проектов УНИТВИН.

Во многих случаях органы городской и местной администрации поддерживают проекты УНИТВИН. Так, например, создание и деятельность Московской кафедры ЮНЕСКО поддержало правительство Москвы, выделив на эти цели соответствующие средства.

Программа УНИТВИН стала весомым вкладом в деятельность ЮНЕСКО по распространению в мире образования, которое человек может получать невзирая на его возраст, открыв возможности обучения и переподготовки, а также участия в научно-исследовательской работе по кафедрам и сетям ЮНЕСКО для самых различных социальных и возрастных категорий.

Кафедры ЮНЕСКО включились в работу в рамках Десятилетия грамотности ООН, провозглашенного в 2003 году. Причиной данного проекта стал ужасающий факт: 860 млн. людей в мире считаются неграмотными. Также ведется работа в соответствии с программой Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН в (2005-2014 гг.).

Кафедры ЮНЕСКО начали активно играть свою роль в процессе развития международного образования, которое становится все более важной составной частью глобализации, представляя собой, по существу, процесс двусторонней направленности как источник поступления зарубежного опыта и в то же время как возможность участвовать в международных программах и проектах, интернациональном взаимодействии в сфере образования в целом.

Сравнительно недавно вошедший в широкое употребление термин «глобализация» стал сегодня одним из наиболее часто применяемых в описаниях социально-политических процессов современного мира, а сама концепция глобализации получила широкое распространение. В ходе ее развития сложились понятия глобальной экономики, глобальной экологии и вместе с ними, далеко не в последнюю очередь, - глобального образования.

И если на пороге нового века вслед за академиком Н.Н.Моисеевым многие исследователи обозначали проблему взаимоотношений человека и биосферы в качестве главной проблемы современности, то несколько позже пришло понимание ключевой роли образовательно-мыслительного процесса для будущих судеб и вообще самого существования человечества. «Давайте стараться думать правильно», - призывал еще в XVII веке французский философ Блез Паскаль, и по меньшей мере применительно к глобальной проблематике это требование не утратило своей актуальности.

Стало ясно, что противоречие между глобальными, взаимозависимыми проблемами планетарного масштаба и существующим весьма фрагментарным и отрывочным на данном фоне способом получения знаний - это и есть главный вызов современным знанию, образованию и мысли, которые должны, обобщая глобальное и локальное, общее и частное, постоянно накладывать одно на другое и устанавливать связь общего с его частями. Известный социолог, президент Ассоциации комплексного мышления и Европейского агентства по культуре при ЮНЕСКО Эдгар Морен представлял себе этот процесс в виде неких челночных движений познания между локальным и глобальным уровнями. Многие исследователи, как президент Лиссабонского католического университета и член Международной комиссии по образованию в XXI веке (Комиссия Делора) Роберто Карнейро, обращают внимание на значение связи глобализации и местных корней для устойчивого развития.

В своих выводах уже упомянутая Комиссия Делора выделяет четыре основных принципа образования будущего: учиться познавать; учиться делать; учиться быть; учиться жить вместе.

В практическом плане они могут сочетаться с четырьмя основными факторами развития, определенными Всемирным банком как: квалифицированный персонал, обученный и владеющий соответствующим ноу-хау; университеты и исследовательские институты с соответствующими лабораториями; коммуникационные сети между образовательными и исследовательскими центрами и фирмами; информационные структуры.

По представлению авторов, эти факторы определяют новое общество познания, в котором должны гармонично сочетаться права и обязанности для эффективной деятельности в целях устойчивого развития.

Несмотря на определенные различия в подходах, имеется все же достаточно широкое единство взглядов различных исследователей на то, что глобальное образование является важной приоритетной целью в контексте глобальной проблематики.

В сегодняшнем все более тесном и взаимосвязанном мире особое значение приобретает образование по глобальным проблемам - не только и не столько как учебный процесс, сколько как продвижение в массовое сознание понимания важности и необходимости осмысления охвативших мир глобальных процессов и поиска решений для глобальных вызовов современности - решений тем более безотлагательных, чем серьезнее и опаснее для дальнейшего существования человечества предстают ситуации в различных сферах глобальной проблематики.

Исходя из своего мандата, который формулируется как «содействие укреплению мира и безопасности путем расширения международного сотрудничества в области образования, науки, культуры, коммуникации и информации», ЮНЕСКО считает образование по глобальным проблемам, в особенности по проблемам, имеющим жизненно важное значение для человечества, действенным средством формирования ментальности и условий для устойчивого развития.

В этой связи в ЮНЕСКО с интересом и одобрением было встречено создание в 2005 году в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова факультета глобальных процессов как уникальной структуры образования по глобальной проблематике.

Одним из основных направлений деятельности созданного факультета стало международное научно-образовательное взаимодействие в глобальных исследованиях, новые возможности для которого открылись с подписанием 16 ноября 2007 года Меморандума о сотрудничестве между Москвой и ЮНЕСКО. Москва стала первым в мире городом, с которым ЮНЕСКО - организация межгосударственного сотрудничества системы ООН - заключила официальное соглашение международного характера.

В наполнение меморандума конкретным содержанием были сформированы крупные совместные проекты, из которых в контексте глобального образования особый интерес представил проект создания Московской кафедры ЮНЕСКО на факультете глобальных процессов МГУ по теме возникающих глобальных социальных и этических вызовов для больших городов и их населения.

Идея проекта учитывала высокую степень международной заинтересованности в дальнейшей разработке глобальной проблематики и расширении образования по жизненно важным проблемам человечества в целях устойчивого развития применительно к крупным городам, играющим все более важную роль на мировой арене. Создавалась первая в мире кафедра ЮНЕСКО, обращенная к специфическим проблемам современных мегаполисов, которая могла быть активно использована для международного продвижения города, повышения его делового рейтинга и привлекательности как мирового центра, для развития международного обмена опытом и взаимодействия городов в области глобальной проблематики и новых вызовов современности.

В процессе совместной работы над тематикой кафедры и в консультациях с профильными подразделениями ЮНЕСКО, курирующими программу УНИТВИН, а также с Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО было определено, что главной областью применения проекта станет исследование глобальных проблем и процессов, их осознание и преподавание как научной дисциплины в интересах национального, регионального и международного мирного устойчивого развития на идеалах и принципах ООН и ЮНЕСКО, а также международный обмен знаниями и опытом и дальнейшая разработка проблематики в этой сфере. Проект был поддержан Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Министерством образования и науки России, Координационным комитетом кафедр ЮНЕСКО в Российской Федерации, соответствующими подразделениями Секретариата ЮНЕСКО, а также Бюро ЮНЕСКО в Москве, которые дали высокую оценку разработанной московскими учеными тематике кафедры и проекту в целом.

28 сентября 2010 года в Москве генеральным директором ЮНЕСКО И.Боковой и ректором МГУ В.А.Садовничим в присутствии представителей правительства Москвы было подписано Соглашение о создании кафедры ЮНЕСКО по возникающим глобальным социальным и этическим вызовам для больших городов и их населения на факультете глобальных процессов МГУ имени М.В.Ломоносова.

В сотрудничество с кафедрой включились другие гуманитарные факультеты МГУ имени М.В.Ломоносова и факультеты заинтересованных и участвующих в научном и образовательном меж-университетском сотрудничестве университетов и иных высших учебных заведений Российской Федерации и других стран. Таким образом, на базе кафедры формируется сеть ЮНЕСКО по глобальной проблематике.

Целевой аудиторией проекта стали студенты, аспиранты, преподаватели, исследователи и эксперты по глобальной проблематике, заинтересованные представители школьной молодежи.

В октябре 2010 года на кафедре началось осуществление двух крупных проектов: организация и проведение совместно с факультетом глобальных процессов МГУ Международного научного конгресса «Глобалистика-2011» и проведение научного исследования «Город в контексте глобальных проблем».

Конгресс, собравший более 800 участников из 30 стран, был успешно проведен 18-22 мая 2011 года в МГУ под эгидой Комиссии по делам ЮНЕСКО Российской Федерации. Конгресс открыл ректор МГУ академик В.А.Садовничий, к участникам обратились главный ученый секретарь Российской академии наук академик В.В.Костюк, директор Бюро ЮНЕСКО в Москве Д.Бадарч. Было оглашено приветствие министра иностранных дел, председателя Комиссии по делам ЮНЕСКО Российской Федерации С.В.Лаврова. Всемирно известные научные авторитеты в области глобальных исследований профессора Уильям Кэрролл Гэу (США), Фанг Юэ и Ву Нинг (КНР), доктора Секх Рахим Мондал (Индия), Кингсли Окоро (Нигерия), Карла Пиншет Рибейро (Бразилия) и другие ученые четырех континентов вместе с широко представленным научным сообществом СНГ приняли участие в обсуждениях конгресса.

Наряду с выступлениями видных ученых были представлены выполненные в рамках деятельности кафедры лучшие научно-исследовательские работы студентов и аспирантов, которые вызвали большой интерес в связи с их актуальностью и предложенными оригинальными подходами к рассмотрению проблем.

На заключительном заседании конгресс был единодушно охарактеризован участниками как успешное и научно богатое событие. Было принято решение продолжить совместную работу как перманентный процесс и начать подготовку к следующему конгрессу - «Глобалистика-2013». Создание кафедры ЮНЕСКО широко приветствовалось и было расценено как важный знак внимания ЮНЕСКО к глобальным исследованиям и понимания важности образования и межуниверситетского сотрудничества в области изучения глобальных вызовов.

Второй проект был, согласно плану, завершен в начале мая 2011 года и представлен участникам конгресса в форме монографии объемом в 446 страниц. В работе рассматривались вопросы глобальной урбанизации, глобальных городов и их роли в современной архитектуре глобальных систем. Были подвергнуты анализу возникающие вызовы и процессы трансформации во внутренних структурах различных глобальных городов, исследованы городские геодемографические процессы в условиях глобализации, основные изменения в демографической структуре городского населения, показана замещающая роль миграции. Были также изучены различные аспекты происходящих изменений в положении населения Москвы.

Помимо вышеупомянутых двух крупных проектов в рамках деятельности кафедры ЮНЕСКО были осуществлены исследовательские работы студентов и аспирантов. Среди них наибольший интерес представили работы студентов о глобальных миграционных процессах и их последствиях для крупных городов и населения на примере Берлина, Парижа и Москвы, об экологических вызовах, o категориях и систематизации возникающих глобальных социальных и этических вызовов для больших городов и их населения, о глобальных городах как центрах силы, о проблеме терроризма в больших городах и др.

Кафедра была приглашена принять участие в научной подготовке дискуссионной панели по проблемам глобальных городов в рамках Международного экономического форума в Санкт-Петербурге.

Было положено начало формированию на базе кафедры сети ЮНЕСКО по глобальным исследованиям.

С момента официального открытия образовательной деятельности кафедры, 17 марта 2011 года, кафедра начала разворачивать учебный процесс, разрабатывать и преподавать в соответствии с образовательными стандартами Российской Федерации инновационные курсы «Международные отношения и города в контексте глобальных процессов» и «Возникающие глобальные социальные и этические вызовы для больших городов и их населения».

В связи с особым статусом флагмана национального высшего образования, предоставленным МГУ федеральным законом в 2009 году, кафедра ЮНЕСКО обрела важные дополнительные возможности для своего научного и организационного развития в качестве методологического центра в области своей компетенции. На кафедре разрабатываются инновационные курсы в рамках темы возникающих глобальных социальных и этических вызовов для больших городов и их населения.

Cоздание кафедры ЮНЕСКО на факультете глобальных процессов МГУ открыло новые горизонты для научных исследований в области возникающих глобальных социальных и этических проблем и для их преподавания. Нацеленность на проблемы больших городов и их населения сделало кафедру пилотным проектом для использования в целях улучшения практики городского менеджмента и администрирования.

Научные исследования по кафедре тесно связаны с процессом преподавания, в ходе которого продвигаются приоритеты и ценности ЮНЕСКО: Цели развития тысячелетия, устойчивое развитие, образование для всех, гендерное равенство. Были разработаны специальные лекции для студентов и обучающихся на кафедре по темам: «Концепция устойчивого развития как основа образования для будущего», «Эволюция перспектив глобального образования», «Новая методология долгосрочного циклического прогнозирования российской и мировой экономики», «Гендерное равенство как социальная и этическая проблема».

Новая кафедра ЮНЕСКО стала четвертой кафедрой ЮНЕСКО в МГУ. Ранее здесь были созданы кафедры ЮНЕСКО по журналистике и коммуникациям на факультете журналистики (1992 г.), по морской геологии и геофизике на геологическом факультете (1994 г.), по межкультурной философии мира на философском факультете (1998 г.).

Сегодня в Москве действуют 26 кафедр ЮНЕСКО, что составляет почти половину весьма обширного общего списка из 51 кафедры ЮНЕСКО в Российской Федерации. По их количеству наша страна занимает второе место в мире, пропустив вперед только Испанию, имеющую 70 кафедр. Постоянный мониторинг реализации программы УНИТВИН в нашей стране осуществляет Координационный комитет кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации, состоящий из авторитетных выборных представителей кафедр и действующий в сотрудничестве с Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

Сегодня действуют около 800 кафедр и сетей УНИТВИН в 126 государствах.

Однако из всех кафедр ЮНЕСКО в мире только кафедра на факультете глобальных процессов МГУ, символически открытая генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой в ходе ее визита в МГУ, направила свою деятельность на исследование глобальной проблематики, сосредоточив свое внимание на новых социальных и этических вызовах для человечества, в особенности на наиболее затронутом ими населении больших городов.

В послании участникам торжественного заседания в МГУ, посвященного 300-летнему юбилею со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, госпожа Ирина Бокова написала, в частности: «При посещении МГУ имени М.В.Ломоносова мне как генеральному директору ЮНЕСКО было приятно отметить высокий уровень нашего сотрудничества, реальный вклад университета в продвижение идеалов и принципов ЮНЕСКО в науке и образовании, успешную реализацию совместных проектов, в частности нового проекта кафедры ЮНЕСКО на факультете глобальных процессов, который мы торжественно открыли с ректором В.А.Садовничим».

К своему юбилею программа УНИТВИН подошла с высокими результатами, заслуженным авторитетом, популярностью и поддержкой в государствах-членах. За 20 лет ее существования кафедры и сети ЮНЕСКО стали поистине глобальным инструментом познания и поиска ответов на вызовы современного мира.