Определение контуров современного этапа внешней политики ДРК началось с окончанием гражданской войны (1998-2003 гг.) в условиях военно-политического кризиса. Реабилитировать имидж страны и восстановить доверие на международной арене было непросто. Страна имела большую внешнюю задолженность (около 14 млрд. долл.), лишилась права голоса в Афросоюзе (из-за задолженности по неуплате взносов), была слабо представлена и пассивна в международных организациях. В переходный период (2003-2005 гг.) основное внимание руководства страны было направлено на восстановление разрушенной  экономики, закладывание основ демократического государства. Отягчающим обстоятельством являлась нестабильная обстановка на восточных границах ДРК, где не прекращались боевые действия между военными формированиями различного происхождения.

В 2006 году впервые за постколониальную историю в ДРК состоялись всеобщие демократические выборы. Новое руководство страны во главе с легитимно избранным Президентом Ж.Кабилой взяло курс на вывод государства из политико-дипломатической изоляции, повышение его авторитета на международной арене и в интеграционных процессах на африканском континенте, обеспечение безопасности и стабильности в районе Великих озер (РВО). Внешнеполитическая деятельность стала одним из приоритетных направлений работы Третьей Республики. 6 декабря 2006 года в своей инаугурационной речи Ж.Кабила заявил о необходимости сменить «представительскую дипломатию на дипломатию развития»1. Ввиду комплексного характера проблем постпереходного периода ДРК нуждалась в активной поддержке со стороны международного сообщества. Реализация задач по восстановлению экономики и социальной сферы напрямую зависела от помощи традиционных партнеров, субрегиональных, региональных и международных организаций, мирового сообщества в целом. Значительные усилия конголезская дипломатия прилагала для притока в страну иностранных инвестиций и кредитов, содействия процессу списания внешней задолженности и борьбы за искоренение бедности и таким образом стабилизации макроэкономических показателей.

Начиная с 2006 года дипломатия ДРК стала набирать обороты и выходить из состояния стагнации. Конголезские делегации активизировали свое участие практически во всех региональных и международных организациях (в первую очередь в ООН). Киншаса стала местом проведения представительных форумов, включая международную встречу по разоружению, демобилизации, интеграции и развитию в Африке в 2006 году. В том же году Президент ДРК Ж.Кабила был избран председателем Экономического сообщества стран Центральной Африки (ЭССЦА), что знаменовало собой признание международным сообществом легитимной власти в ДРК, ее дееспособности и возможного влияния на интеграционные процессы в регионе.

В 2007 году впервые в качестве законно избранного президента Ж.Кабила выступил на открытии 62-й сессии ГА ООН с изложением программы выхода страны из кризиса и призывом к мировому сообществу оказать содействие в этом процессе2. За короткий период глава государства осуществил визиты в США, Республику Конго, Анголу, Гану, ЮАР, Бельгию. Ж.Кабила сосредоточил внимание на соседних государствах в целях продвижения двусторонних отношений и общей нормализации обстановки в регионе. ДРК продемонстрировала свой внешнеполитический потенциал на международной арене в ходе второго саммита Международной конференции по миру, безопасности, демократии и развитию в РВО (Найроби, 14-15 декабря 2006 г.). На этой встрече конголезское руководство выдержало твердую линию по ряду важных для страны вопросов, в частности по ратификации Пакта о безопасности, стабильности и развитии в РВО, подписанного 15 декабря 2006 года3.

В поствыборный период ДРК продолжала активно взаимодействовать с Миссией ООН в ДРК (МООНДРК)* (*С июля 2010 г. она стала называться Миссией ООН по стабилизации в ДРК (МООНСДРК). )   - одной из самых затратных и многочисленных ооновских операций по поддержанию мира, действующей на основании резолюции ООН 1258 (1999 г.)4.

«Голубые каски» обеспечивают масштабную материально-логистическую помощь национальным вооруженным силам страны в силовых операциях по нейтрализации военных формирований в восточных регионах страны. Большая роль отводится МООНСДРК подготовке и проведению всеобщих выборов 2011-2013 годов.

Полномочия МООНСДРК долгое время были строго ограничены самообороной и эвакуацией населения во время столкновений. Для повышения эффективности и в ответ на обвинения в «инертности» 15 мая 2007 года СБ ООН принял резолюцию 1756, в соответствии с которой рамки деятельности Миссии были значительно расширены5. Главным образом это касалось области обучения солдат национальной армии, а также силовой поддержки совместных операций с вооруженными силами ДРК на востоке страны в целях разоружения и демобилизации конголезских и иностранных незаконных вооруженных групп.

На фоне позитивных перемен в развитии внутриполитической ситуации в ДРК, связанной с проведением общенациональных выборов и становлением институтов государственной власти, в 2007 году наметилась нормализация отношений Киншасы с ее восточными соседями - Руандой, Угандой, а также Бурунди, которая присоединилась к Соглашению по безопасности в РВО, подписанному ДРК, Руандой и Угандой (октябрь 2004 г.), и получившему название «Трехсторонний договор плюс». В декабре 2007 года ДРК приняла участие в переговорах с этими странами на совещании, проходившем в Аддис-Абебе (Эфиопия). На нем обсуждались вопросы стратегии по установлению мира в РВО, были достигнуты договоренности по борьбе с боевиками из «Демократического союза за освобождение Руанды» (ДСОР).

Совместные действия по нейтрализации остатков иностранных вооруженных формирований на территории ДРК (около 6-7 тыс. боевиков) обсуждались на встрече начальников генеральных штабов ВС Уганды, Руанды, Бурунди и ДРК в Бужумбуре в апреле 2007 года6. А в январе 2008 года в городе Гоме состоялась Конференция по вопросам мира, безопасности и развития в провинциях Киву при активном участии и поддержке со стороны международных партнеров, включая ООН, Евросоюз, США, Афросоюз, Международную конференцию по РВО. На ней присутствовало около 1250 делегатов, в том числе представители конголезских вооруженных групп, местных общин и органов власти, политических партий и гражданского общества. Работа проходила в рамках двух семинаров в Южном и Северном Киву. Основная цель конференции заключалась в поисках согласия между вооруженными группировками, которые продолжали дестабилизировать военно-политическую обстановку, препятствуя тем самым обеспечению безопасности и устойчивому развитию государства.

Одним из главных итогов конференции стало подписание 23 января 2008 года двух актов об обязательствах по обеим Киву участниками девяти конголезских вооруженных групп, включая «Национальный конгресс в защиту народа» (НКЗН) с лидером Л.Нкундой и радикально настроенное объединение «Конголезское патриотическое сопротивление» (ПАРЕКО). Эти акты обязали вооруженные группы согласиться с прекращением огня под контролем МООНДРК; принять участие в программе демобилизации, разоружения и реинтеграции; содействовать возвращению беженцев. Со своей стороны правительство ДРК обязалось представить парламенту предложение о продлении действия истекшего в 2003 году закона об амнистии и распространить его на военные и повстанческие действия.

В середине 2008 года Киншаса столкнулась с резким обострением конфликта в восточных провинциях ДРК, вызванного активизацией руандийских боевиков ДСОР. Находясь под строгим давлением международного
сообщества, настаивающим на мирном разблокировании кризиса, ДРК стала искать пути сближения с Руандой и Угандой. Особый характер этому процессу придало решение конголезского руководства о вводе в декабре 2008 года войск этих государств на территорию Восточной провинции и Северного Киву для проведения совместных операций против боевиков7.

Совместные вооруженные операции с Руандой и Угандой послужили важным шагом к нормализации дипломатических отношений с Кигали, Кампалой и Бужумбурой, выходом на многоформатное двустороннее сотрудничество, а также к ускоренной интеграции боевиков конголезских вооруженных групп в ряды ВС ДРК, открыли путь к нейтрализации лидера НКЗН Л.Нкунды8.

В октябре 2008 года 11 стран - членов Международной конференции по РВО провели совещание в городе Гоме и утвердили Комиссию по борьбе с незаконной эксплуатацией природных ресурсов ДРК вооруженными группировками. В заключительном коммюнике участники встречи отметили важность принятых решений с целью предотвращения преступлений в регионе, связанных с нелегальной добычей сырья.

В сентябре 2009 года в Киншасе проходил 29-й саммит глав государств и правительств - членов «Сообщества развития Юга Африки» (САДК), которое ДРК возглавляла до следующего саммита. Начиная с момента вступления в эту организацию в 1998 году, такое крупномасштабное мероприятие проводилось в стране впервые9.

В 2010 году ДРК погасила свою задолженность перед Афросоюзом и ей вернули право голоса, хотя Президент Ж.Кабила до сих пор воздерживается от участия в его саммитах и конголезские делегации традиционно возглавляет министр иностранных дел.

Важное место в системе конголезских внешнеполитических координат занимает обеспечение реализации программы ООН - Цели развития тысячелетия (ЦРТ). Этой теме уделил приоритетное внимание в своем выступлении на 65-й сессии (2010 г.) ГА ООН Президент ДРК Ж.Кабила. Он призвал все страны активнее вносить свой вклад в достижение задач, поставленных в основном документе ЦРТ. В свою очередь, выступая на саммите ООН по ЦРТ (сентябрь 2010 г.), министр иностранных дел ДРК А.Тамбе Муамба заявил, что правительством страны уже предприняты значительные усилия на этом направлении. При этом он отметил, что реализации задач должно способствовать формирование глобального партнерства в целях развития и поддержки развивающихся стран10.

В контексте выполнения национальных приоритетов заметно активизировалась роль главы государства, который стал регулярно осуществлять государственные визиты. В 2011 году Ж.Кабила посетил Центральноафриканскую республику, саммит САДК и др. Заметно растет авторитет Киншасы на региональном и международном уровнях. Столица ДРК избрана для проведения в октябре 2012 года 14-го саммита Франкофонии. Это первый форум международного масштаба, выходящий за континент, реально организуемый Киншасой после 15 лет войны и нестабильности.

Импульс и динамику внешнеполитической линии Киншасы придала 11-я дипломатическая конференция 2011 года (совещание послов) МИД ДРК, в которой приняли участие Президент Ж.Кабила, министр иностранных дел А.Тамбе Муамба и руководители конголезских дипломатических представительств за рубежом. На ней была утверждена новая концепция внешней политики. Она предусматривала укрепление позиций страны на международной арене, с тем чтобы занять соответствующее геополитическое и геостратегическое положение в системе международных и африканских координат. В 2011 году в развитие соглашений 2009 года и принятых на данном форуме решений ДРК заметно продвинулась на пути к нормализации отношений с восточными «соседями». В Руанде, Уганде, Бурунди и, соответственно, в ДРК были открыты диппредставительства, что в значительной мере способствовало стабилизации обстановки в регионе.

Новая внешнеполитическая концепция ДРК подтвердила приоритетность задач конголезской дипломатии по развитию регионального и субрегионального взаимодействия. МИД было поручено активизировать и оптимизировать участие в САДК, Международной конференции по РВО, ЭССЦА, Экономическом сообществе стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в деятельности которых большое место занимают проблемы экономической интеграции, предотвращения конфликтов, сокращения бедности и борьбы с транснациональной преступностью.

Говоря о подходах ДРК к наиболее актуальным проблемам современности, следует отметить, что Киншаса подписала большинство международных конвенций и соглашений в сфере разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, ратифицировала все международные конвенции по борьбе с международным терроризмом.

Следуя, как правило, в фарватере общей концепции Афросоюза, ДРК выступает в поддержку создания демократической, сбалансированной системы международных отношений, придает большое значение проблематике межцивилизационного диалога и партнерства. В Киншасе солидарны с идеей о необходимости многополярного мироустройства, опирающегося на верховенство международного права, которое обеспечивает возможности для роста и развития всех государств.

По вопросам реформы ООН конголезская сторона выступает с позиций укрепления центральной роли этой универсальной организации, являющейся главной площадкой для коллективного поиска ответов на многочисленные вызовы нашего времени. Киншаса, как и прежде, выступает за расширение СБ ООН и предоставление африканским странам мест в СБ ООН на правах постоянных членов. При этом конголезцы разделяют позицию России о том, что расширение СБ ООН должно осуществляться на основе достижения максимально широкого согласия среди государств - членов этой организации.

ДРК исходит из того, что противостоять новым вызовам и угрозам в одиночку африканские страны не в состоянии. В Киншасе считают, что необходимо противодействовать им коллективными усилиями под эгидой ООН.

Конголезское руководство высказывается за дальнейшую консолидацию международных усилий в борьбе с международным терроризмом под эгидой ООН и ее Совета Безопасности. В соответствии с резолюцией 1373 СБ ООН в ДРК действует Национальный комитет по координации борьбы с международным терроризмом. ДРК, как и большинство африканских стран, выступает за всеобщую борьбу с ядерным терроризмом, несущим угрозу всему миру.

В связи с решением Афросоюза о завершении процессов демаркации границ в 2012 году Киншаса предпринимала усилия по урегулированию этой проблемы с девятью пограничными государствами, с большинством из которых у нее имеются территориальные споры. Наиболее острые противоречия сохраняются с Анголой (прежде всего по разграничению шельфа и разделу доходов от добычи нефти). Урегулированию подлежат ситуации на границах с Южным Суданом, Угандой, Руандой и Бурунди.

Особое внимание конголезские власти уделяют нелегальной эксплуатации ресурсов, поскольку, по мнению Киншасы, доходы от контрабанды служат финансовой подпиткой незаконных вооруженных формирований. Именно в этом ключе проходило в 2011 году председательство ДРК в Кимберлийском процессе (КП), в ходе которого она продолжила курс на совершенствование методов борьбы с нелегальным оборотом алмазов. Киншаса сосредоточила в этот период усилия на укреплении механизмов внутреннего контроля схемы сертификации и мерах по практической реализации реформы КП с выходом на создание офиса административной поддержки. В ДРК планируется установить ряд юридических норм, регламентирующих рыночный оборот драгоценных камней, поскольку одним из обязательств членов КП является обеспечение эффективного контроля за цепочкой коммерциализации алмазов от добычи до экспорта.

Важное значение для решения экономических проблем страны сыграло председательство в 2011 году ДРК в африканском кокусе в бреттон-вудских институтах, в ходе которого удалось добиться расширения участия африканского континента в руководстве МВФ и включить проект строительства гидроэлектростанции «Инга-3» в программу обеспечения энергетической безопасности Африки.

Охрана окружающей среды рассматривается конголезцами как ключевая составляющая экономического развития страны в целом. Конголезцы инициативно участвуют в международных мероприятиях по сохранению тропических лесов (приняли участие в саммите трех тропических лесных бассейнов, состоявшемся в мае-июне 2011 г. в Браззавиле). Они считают, что особый акцент должен быть сделан на гарантиях законных прав и интересов проживающих там народов.

Проблема изменения климата в свете выработки скоординированной линии Афросоюза на саммите в Дурбане (2012 г.) занимала центральное место во внешнеполитических усилиях Киншасы. ДРК является одним из локомотивов выработки единой платформы в Африке по вопросам климатических изменений, активно действующей среди развивающихся стран как по этой проблематике, так и в сфере сохранения биоразнообразия и борьбы с опустыниванием.

Несмотря на давление западников, конголезцы сохраняют принципиальную позицию по Косову. Свидетельством этого стало открытие в Киншасе в 2011 году посольства Сербии. В этом же ключе Киншаса придерживается позитивного нейтралитета в отношении Абхазии и Южной Осетии, признавая факт агрессии в отношении этих республик.

ДРК негативно отнеслась к жесткому противодействию восставшим со стороны режима М.Каддафи и поддержала требования отставки ливийского лидера, а также идею введения «бесполетной зоны» над Ливией. Однако впоследствии, когда группировка НАТО начала бомбардировку Триполи и появились жертвы среди гражданского населения, конголезское руководство высказалось против чрезмерного применения силы, в пользу наращивания активности со стороны Афросоюза в поиске мирного пути выхода из кризиса и установления внутриливийского диалога.

ДРК приветствовала образование Южного Судана, с которым теперь имеет общую границу, и поддержала его вступление как в ООН, так и в Международную конференцию по РВО на саммите в Кампале в декабре 2011 года. Киншаса высказывается за продолжение диалога между Хартумом и Джубой для поиска решения территориальных споров. В марте 2012 года силовые структуры ДРК приняли участие в совещании в Джубе по вопросам действующих в РВО военных группировок ДСОР и «Армии сопротивления Господа» (АСГ).

Позиция ДРК по Сирии достаточно нюансирована. Киншаса поддержала решение Лиги арабских государств, требующее прекращения насилия и урегулирования сирийского кризиса политическими методами. При этом власти страны однозначно заявляют о неприемлемости повторения для Дамаска ливийского сценария и рассчитывают в этом на принципиальную линию Москвы и Пекина. В ДРК считают, что для решения внутренних проблем надо обходиться собственными силами, но когда ситуация выходит из-под контроля, то необходима поддержка извне (как было в ДРК, когда ситуация зашла в тупик и пришлось обращаться за помощью к миротворческим силам ООН в 1999 г.).

ДРК в силу геостратегического положения рассматривается Западом как ключевая страна на континенте, являющаяся связующим звеном между севером и югом континента и играющая решающую роль в установлении мира и стабильности в Центральной Африке и РВО. Не сбрасывается со счетов и наличие огромных запасов природных ресурсов. Показательно, что страну посетил Президент Франции Н.Саркози (май 2009 г.), Х.Клинтон (август 2009 г.), король Бельгии Альберт II (июнь 2010 г.), участвовавший в празднованиях по случаю 50-летия независимости ДРК и подведший тем самым черту под колониальным прошлым страны.

Наиболее тесное сотрудничество поддерживается с Евросоюзом, Бельгией, Великобританией, Францией, США. Активно развивается взаимодействие с Китаем, Индией, Бразилией, Японией, Турцией, Марокко и ЮАР.

Развитие российско-конголезских отношений за последнее время можно охарактеризовать как позитивное, динамичное, с широкими возможностями для всестороннего диалога. По словам посла России в ДРК А.И.Клименко, «в новых условиях демократических преобразований в ДРК наши страны могли бы использовать имеющийся потенциал для восстановления, расширения и диверсификации двустороннего сотрудничества. Настало время не только нормализации отношений, но и укрепления связей между двумя странами»11.

 

 

 1Extraits du Discours du Président Joseph Kabila à l’occasion de son investiture le 6 décembre 2006 // République Démocratique du Congo. Mon beau pays. Kinshasa: Ed. Médiapaul, 2010. P. 125-126.

 2Deux des thèmes majeurs du discours de J.Kabila a la 62-ème Assemblée générale de l’ONU
//Kinshasa, 2007. 28 septembre // URL: http:// http://www.digitalcongo.net/article/47024

 3Mwamba Lukusa D. Dictionnaire de référence des dates et des évenements historiques en République Démocratique du Congo.Tingwick-Quebec (Canada): Ed. Mélonique, 2010. P. 511.

 4Boyenga Bofala Frederic. Au nom du Congo Zaire. P.: Ed. Publisud, 2011. 200 p.

 5Резолюция Совета Безопасности ООН. Документ S/RES/1756 (2007). C. 3.

 6La Diplomatie congolaise au service de la reconquête de la grandeur du Congo (2007-2010). Traditions et Perspectives de la Diplomatie du Développement en République Démocratique du Congo. Kinshasa: Ministère des Affaires Etrangères, 2010. P. 58-73.

 7Materania Romeo. Brève analyse critique de la situation politique à l’est de la République Démocratique du Congo // Les porteurs du développement durable en R.D.Congo. Kinshasa: CEPAS, 2009. P. 723-731.

 8Boyenga Bofala Frederic. Op. cit. P. 140.

 9Malutama Lufuma Léa. Regard croisés sur la coopération multilaterale entre la République Démocratique du Congo et les organisations internationales // Cahiers Congolais d’Etudes des Relations Internationales. 2011. №1. P. 139-156.

10Sommet sur les objectifs du millénaire pour le développement.La communauté internationale se remobilise pour que la date butoir de 2015 soit tenue. Document de l’Assemblée Générale №AG/10987 DEV/2813. 20.09.2010. P. 4.

11Информбюллетень Посольства РФ в ДР Конго. Киншаса. 2011. №7. С. 4.