«С политикой культуры не сотворить, но с культурой можно вершить политику»1. Эти слова первого Президента ФРГ Теодора Хойса, прозвучавшие в период холодной войны, как никогда актуальны сегодня. Культура остается мощным инструментом, способным эффективно содействовать решению внешнеполитических задач, укреплять симпатии к государству за рубежом, множить число его друзей и способствовать реализации политических проектов.

Культурная экспансия в период евроцентристского мироустройства

Процесс оформления политики в области культуры и образования как части внешнеполитического курса европейских стран происходил, как правило, после формирования своего рода «критической массы» культурных проектов, выходивших за пределы собственного суверенитета2.

Так было и с германским государством. Занятое созданием государственных институтов после объединения страны «железом и кровью» в 1871 году, оно все больше и больше осознавало значение внешних культурных связей и стремилось к их упорядочиванию. Первым соглашением о культурном сотрудничестве стал договор 1874 года между Германией и Грецией, позволяющий немецким археологам в научных целях вести раскопки на греческой территории. Одновременно принимается решение о выделении Немецкому археологическому институту (НАИ, до 1871 г. - Прусский археологический институт) дотаций из бюджета Германской империи. Оно послужило толчком к созданию целого ряда организаций культурной направленности, ориентированных на зарубежные страны, таких как Восточный семинар в Берлине (1887 г.), Исследовательский фонд Африки (1894 г.), Художественно-исторический институт во Флоренции (Villa Romana, 1902 г.), Германский институт изучения древней египтологии в Каире (1907 г.) и т.д.

В 1878 году при внешнеполитическом ведомстве создается Школьный фонд Германской империи, который распределил государственные дотации по существующим за рубежом школам для немецких переселенцев. В 1906 году в МИД открывается соответствующий отдел для управления фондом. Через два года перед ним была поставлена еще одна задача - поддержка немецкой культуры за рубежом, прежде всего в местах компактного проживания немцев, которая в ту пору носила пропагандистскую окраску.

Большинство германских историков сходятся во мнении, что начало последовательной германской политики в области культуры было положено именно с момента введения систематического финансирования германских зарубежных школ.

Именно в этот период в Германской империи появляется термин «внешняя культурная политика». Озвученный на одной из научных конференций в 1912 году историком К.Лампрехтом, он спустя несколько десятилетий прочно войдет в политический лексикон германского государства. К.Лампрехт, опираясь на успешный пример французских культурных проектов за рубежом, пожалуй, первым из немцев обосновал необходимость активных действий на этом направлении. Через два года, накануне Первой мировой войны, уже канцлер Т.Бетманн-Хольвег в своем выступлении перед правительством защищал значение внешней культурной политики для Германской империи3 как средства завоевания места «под солнцем».

Поражение в Первой мировой войне положило конец германским проектам на культурном направлении, которые проводились в Вильгельминскую эпоху* (*Под Вильгельминской эпохой в германской истории понимается период правления императора Вильгельма I Гогенцоллерна (22 марта 1797 г. - 9 марта 1888 г.)  и первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка (1 апреля 1815 г. - 30 июля 1898 г.) с момента объединения германских земель в 1871 г.)  и являлись, по сути, проявлением политики силы.

В 1920 году правительство Веймарской республики проводит реорганизацию Министерства иностранных дел и создает в его рамках отдел по культурным вопросам и немецкой национальности, который работал «по четырем проблемным блокам: вопросы миграции и церкви, немецкие школы за рубежом, изобразительное искусство и спорт, а также немецкая литература»4. Еще одной задачей нового отдела стала поддержка научных исследований и академического обмена, что было вызвано не только возросшим значением науки для промышленного производства и индустриального развития, но и необходимостью преодоления духовной изоляции после Первой мировой войны.

Другой тенденцией стали первые меры, направленные на поддержку немецкого языка за рубежом, что было вызвано необходимостью улучшения пострадавшего в ходе военных действий имиджа Германии, укрепления ее политического авторитета, а также открытия новых рынков. Так, германский политолог М.Абеляйн отмечает, что если ранее презентации достижений немецкой культуры за рубежом осуществлялись на спорадической основе, то «после Ноябрьской революции 1918 года в Германии МИД обозначил свое участие в ряде международных выставок искусства и объявил, что будет делать это на постоянной основе... А книжные выставки, которые МИД организовывал вместе с именитыми книготорговцами, имели целью вновь пробудить интерес к немецкой научной литературе»5.

Результатом этой новой тенденции развития германского государства стало появление институтов частного права, которые начали вовлекаться правительством в культурно-образовательную работу за рубежом и получили в немецкой политологической литературе название «посреднических»6. Причина их вовлеченности была отнюдь не в их первоначальной культурной компетенции в сфере культурной политики. Логичной была и официальная легенда МИД о необходимости обеспечения культурной автономии по принципу федерального устройства германского государства, стремящегося в культурной сфере сохранять дистанцию земель от центра. Речь, по сути, шла о сознательной стратегии «сокрытия» государственного управления и контроля. Этот тезис можно найти у германского историка Ф.Лайтенбергера, который проанализировал развитие академического обмена в 20-30-х годах XX века и использовал для своего исследования ряд внутренних документов германского внешнеполитического ведомства. Так, в одном из докладов руководителя отдела культуры министру иностранных дел относительно создания Фонда им. А. фон Гумбольдта говорится: «То, что указанная организация зарегистрирована в качестве фонда и носит имя А. фон Гумбольдта, ничего не меняет по сути дела. Это имя было дано ей лишь затем, чтобы МИД не выступал за рубежом в качестве курирующей и распределяющей финансы инстанции. Фонд действует под контролем МИД и, по существу, является его составной частью»7.

После прихода Гитлера к власти реализация культурных проектов за рубежом была поставлена на службу национал-социалистической пропаганде, что нашло отражение в увеличении гастрольно-выставочных и академических обменов. Их целью было рекламировать гитлеровский режим перед лицом международного сообщества как гуманный и морально правильный. В качестве яркого примера такого подхода можно назвать Олимпийские игры 1936 года в Берлине.

Внешняя культурная политика ФРГ в условиях
биполярного мира

Начало реализации зарубежных культурных проектов после окончания Второй мировой войны проходило в ФРГ в соответствии с принципом дистанцирования от догм расовой политики национал-социализма. Это означало решительный отказ от агрессивной идеологии завоевания жизненного пространства и превосходства немецкой нации. С началом 50-х годов XX века внешняя культурная политика молодого немецкого государства институционально и содержательно интегрируется в политическую систему ФРГ, привязывается к нормам принятой в мае 1949 года Конституции.

Первые годы существования ФРГ стали временем воссоздания старых организаций, действующих еще до прихода к власти Гитлера, и формирования новых, вовлеченных в реализацию внешнеполитических целей  ФРГ в области культуры и образования. Это были Германская служба академических обменов (ДААД, создана в 1925 г., возобновила деятельность в 1950 г., цель - содействие международному научному сотрудничеству), Институт зарубежных связей (ИЗС, впервые создан в 1917 г., возобновил деятельность в 1950 г., цель - презентация немецкой культуры за рубежом и культур зарубежных государств в Германии), Институт им. Гёте (создан в 1932 г., возобновил работу в 1951 г., цель - популяризация немецкого языка за рубежом), организация «Интер Национес» (создана в 1952 г. для распространения знаний о немецкой культуре за рубежом), Фонд им. А. фон Гумбольдта (создавался в 1860 и 1925 гг., возобновил деятельность в 1953 г., цель - развитие научного сотрудничества), информационная радиостанция «Немецкая волна» (создана в 1953 г. для теле- и радиовещания за рубежом).

Формирование этих и некоторых других неправительственных организаций в сфере культуры шло параллельно с созданием федеральных и земельных институтов управления, проведением внутренних реформ в стране.

Таким образом, можно прийти к выводу, что именно такой синхронный процесс возникновения государственных учреждений и неправительственных организаций, наложившийся на формирование принципов немецкого федерализма, обусловил оформление институциональной структуры внешней культурной политики Германии по особому образцу, отличному от французской или американской модели. Германская структура была изначально структурой децентрализованной. Государство начало делегировать некоторые проекты возникшим организациям, держалось при этом от них на определенной дистанции. На официальном уровне это объяснялось необходимостью соблюдения принципа плюрализма и культурной автономии. Однако за красивыми словами стоял четкий политический и стратегический расчет: путем делегирования проектов на неправительственный уровень государство хотело добиться симпатий среди европейских соседей, отмежеваться от опыта Третьего рейха, проводившего за рубежом унифицированную политику пропаганды.

В 1961 году впервые была прописана схема финансирования проектов указанных организаций из бюджета МИД ФРГ.  Принцип дистанцирования федеральных властей ФРГ от реализации культурных проектов за рубежом и делегирование их существующим неправительственным мультипликаторам сохраняются в ФРГ на всем протяжении холодной войны, что дало основание некоторым немецким ученым говорить о так называемом «двойном отмежевании»: с одной стороны, от национал-социалистического прошлого, с другой - от культурной политики ГДР.

Стоит отметить, что принцип делегирования внешнеполитических культурных проектов осуществляется правительством ФРГ исключительно по отношению к организациям-посредникам. Осуществление координации двустороннего культурного сотрудничества, заключение соответствующих соглашений и представительство интересов Германии в международных организациях, например ЮНЕСКО, оставалось на протяжении всего периода существования страны централизованным и осуществлялось через загранпредставительства ФРГ.

В идейно-содержательном плане вплоть до середины 70-х годов XX века Германия ориентировалась на преодоление международной изоляции и своего рода реабилитацию. Речь, по сути, шла о стремлении «войти на равных в число мирных демократических народов»8. Императив германской внешней политики «Нет войне! Нет национал-социализму!» распространялся и на ее культурную политику за рубежом. МИД ФРГ в ту пору старался рекламировать за рубежом образ «другой Германии», достижения молодой немецкой демократии. Некоторые германские историки отмечают, что в период становления «Боннской республики»* (*Термины «Боннская республика» и «Берлинская республика» вошли в политический лексикон в 1998 г. после переезда федеральных министерств в новую официальную столицу ФРГ-Берлин. Таким образом, период существования ФРГ в 1945-1998 гг. называют «Боннской республикой», с 1998 г. - «Берлинской республикой». Интенсивное использование термина «Боннская республика» «демонстрировало качественно изменившийся характер новой Германии по сравнению с ограниченной в своем суверенитете старой ФРГ». См.: Павлов Н.В. Современная Германия // Учеб. пособие по страноведению. М.: Высшая школа, 2005.  С. 173.)  отдельно оформленной концепции культурной политики за рубежом в Германии не существовало. Наблюдался определенный вакуум, как в преподнесении немецкой культуры и традиций за рубежом, так и в обхождении самих немцев со своим культурным наследием. Например, германский философ Т.Адорно полностью отвергает возможность «создания и пропаганды каких-либо немецких культурных ценностей после трагедии Освенцима»9.

Таким образом, культурная политика ФРГ как в самой стране, так и за рубежом в 50-60-х годах XX века не имела четко выраженного политического характера и осознанно опиралась на абстрактные, «незапятнанные» политические ценности - гуманизм, христианство, демократию, свободу. Именно в это время рождается тезис, так часто используемый в информационно-пропагандистских кампаниях ФРГ и сегодня: «Германия - страна поэтов и философов».

Еще одной характерной чертой внешней культурной политики ФРГ в это время была ее антикоммунистическая направленность, обусловленная соперничеством с другим германским государством - Германской Демократической Республикой. Бонн и Восточный Берлин конкурировали за рубежом, стремясь к расширению своего культурного присутствия. При этом ФРГ старалась профилировать себя в качестве демократического и свободно-правового государства с развитой западноевропейской культурой, в то время как ГДР пропагандировала себя как свободное, социалистическое и антифашистское государство.

Проблема культурного противоборства ФРГ и ГДР оставалась актуальной вплоть до объединения страны, наиболее ярко проявившись в период действия доктрины Хальштейна, то есть до начала проведения министром иностранных дел В.Брандтом «восточной политики». Разноплановость культурной политики двух германских государств проявлялась четко и в организационном плане: географически каждое из них концентрировалось на собственных сферах влияния в странах Африки и Латинской Америки. Что касается внешней политики ФРГ, то она была четко ориентирована на Запад. Из 28 соглашений о культурном сотрудничестве, заключенных ФРГ с 1949 по 1969 год, только одно было заключено с государством - членом социалистического блока -  Югославией.

Выступая в 1967 году в Бундестаге ФРГ, В.Брандт подчеркнул возрастающее значение внешней культурной политики и выразил сожаление, что ранее ей не уделялось должного внимания. Именно тогда прозвучала знаменитая фраза, цитируемая позже его преемниками на министерском посту о том, что «современная культурная политика наряду с дипломатией и экономической деятельностью является третьим измерением внешней политики Германии»10.

Обобщая итоги первого периода реализации внешней культурной политики ФРГ, можно процитировать тезис соратника В.Брандта по партии бывшего генерального секретаря Совета Европы Г.Канна-Аккермана: «В целом культурные связи ФРГ с зарубежьем в 1950-1970-х годах как по своим целевым установкам, так и по методам реализации проектов свидетельствовали о довольно статичном курсе»11. В это время отдел культуры МИД ФРГ ориентировался на поддержку школьного образования за рубежом с целью приобретения новых торговых партнеров, восстановления дружественных отношений с другими странами, закрепление за Германией места в среде мировых культур. ФРГ уходит с позиций «культурного империализма» и опирается на концепцию презентации немецкой культуры за рубежом как культуры демократичной, свободной от налета национал-социалистической пропаганды. Она была тесно вплетена в общую внешнеполитическую стратегию и не обладала собственным концептуальным наполнением.

В начале 1970-х годов начинается второй послевоенный период в развитии внешней культурной политики ФРГ, ознаменовавшийся всесторонней реформой в этой сфере, которая стала следствием ряда концептуальных разработок в стенах внешнеполитического ведомства. Большинство программных положений, принятых в то время, являются актуальными и в современной, объединенной Германии.

Правительственное заявление В.Брандта о признании культурной политики в качестве третьей основы внешней политики отразило ряд тенденций того времени и изменения в основе западногерманского общества: происходит политизация всех областей общественной тенденции, что находит отражение в новом популярном лозунге - «Решиться на большую демократию». Социально-либеральная коалиция во главе с В.Брандтом, пришедшая к власти в октябре 1969 года как «правительство реформ», была вынуждена учитывать эти новые тенденции. В.Брандт формулирует новую программу, основными идеями которой были проведение новой политики по отношению к ГДР и придание новых импульсов политике разрядки. В.Брандт обосновывал необходимость проведения политики мира, что применительно к внешней культурной политике нашло отражение в правительственном заявлении: «Обмен духовными ценностями является частью международного сотрудничества. Стратегия популяризации немецкой культуры за рубежом будет отныне ориентироваться на то, чтобы представлять другим нациям не только успехи прошлого, но и картину насыщенного событиями настоящего»12.

В марте 1970 года по инициативе оппозиционного блока ХДС/ХСС в Бундестаге и при поддержке госминистра в МИД ФРГ Р.Дарендорфа  была созвана Специальная экспертная комиссия по вопросам внешней культурной политики (СЭК), в состав которой входили депутаты, представители профильных департаментов федеральных министерств и организаций-посредников. Основной задачей СЭК должно было стать «переосмысление отношений между государством и обществом в контексте оптимальной организации действий в указанной сфере, а также переход от политики государств к политике обществ»13.

Заключительный доклад по проблемам внешней культурной политики был опубликован осенью 1975 года, он подвел пятилетний итог деятельности СЭК. В нем нашли отражение «18 основных направлений внешней культурной политики», которые и поныне являются своего рода кредо внешней политики Германии в области культуры. Именно они сформировали концептуальную базу для ее дальнейшего развития, окончательно закрепив за ней место в качестве одной из основ внешней политики: «Политика в области культуры является одной из основ нашей внешней политики». Она будет посвящать бóльшее внимание цивилизационным проблемам современности.

Внешняя культурная политика не ограничивается самопрезентацией; в других народах она видит не только объект германской информационной политики, но и равноправных партнеров культурного сотрудничества. Согласно нашему убеждению подлинный культурный обмен только тогда имеет место, когда обе стороны и дают, и получают»14.

Основным достижением заключительного доклада СЭК стало обобщение предложений о реформе внешней политики в области культуры. В нем окончательно закреплялось ее место среди экономической и политической составляющих германской дипломатии, были обозначены дополнительные цели - содействие гуманитарным процессам европейской интеграции и поддержка политики разрядки, провозглашен переход от выборочных культурных программ за рубежом к стратегии равноправного культурного партнерства.

В последующие годы после выхода в свет доклада СЭК дискуссии о будущем внешней политики в области культуры пошли на спад. Практики занялись отдельными ее вопросами, касающимися региональной направленности культурных проектов, расширения сети германских школ за рубежом и структуризации сотрудничества по географическому принципу. Важнейшими из них стали: назначение в МИД ФРГ госминистра, ответственного за вопросы международного культурного сотрудничества; деление Департамента культуры и коммуникации в министерстве на отделы по региональному и функциональному признаку, создание подкомитета по внешней культурной политике в Бундестаге ФРГ, введение ежегодной отчетности Федерального правительства перед Бундестагом по профильным вопросам, доступ к обучению в германских зарубежных школах детей из зарубежных стран и т.д.

Очередной вехой в деле совершенствования внешней культурной политики стала «Концепция-2000» - документ, принятый МИД ФРГ в эпоху правления социал-демократов и  партии «Зеленых». Данная концепция является и отныне нормативной базой внешней культурной политики государства, она связывает цели внешней культурной политики с такими задачами, как предотвращение конфликтов, сохранение мира, защита прав человека, и ориентируется на диалог культур.

Содержательное и структурное изменение внешняя культурная политика, однако, претерпела несколько позднее, с приходом 22 ноября 2005 года на пост министра иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штайнмайера (СДПГ). Увеличилось число партнерских организаций, направлений международного сотрудничества в сфере культуры по линии внешнеполитического ведомства. Это нашло отражение и в увеличении бюджета МИД ФРГ на цели внешней политики в области культуры и образования. Одновременно Ф.-В.Штайнмайер призвал экономические структуры содействовать реализуемым в рамках внешней культурной политики проектам.

Наиважнейшей целью реформ, по словам Ф.-В.Штайнмайера, является необходимость сделать так, чтобы в сегодняшнем мире, характеризующемся появлением новых центров силы, немецкая культура «оставалась понятной и читаемой», чтобы она помогала «глубже осмыслить причины разногласий, скепсиса и неприязни» между разными народами и государствами15.

При этом, опираясь на дополнительные финансовые возможности, предоставленные правительством, было принято решение стремиться к выполнению следующих первостепенных задач:

- провести реформу Института им. Гёте и расширить его присутствие за рубежом (Китае, Индии, России), тем более что удалось добиться увеличения финансирования в последние два года;

- увеличить сеть немецких школ за рубежом (до 2013 г. планируется увеличить их число до 1 тысячи);

- реализовывать ключевые двусторонние проекты культурной направленности;

- наладить тесный диалог с наукой, в частности содействовать созданию в ряде стран совместных университетов (по примеру пилотного проекта Германо-турецкого университета в Стамбуле), развивать практику предоставления немецких стипендий молодым иностранным ученым;

- открыть так называемые «дома немецкой науки и инноваций» как своего рода «технологические окна в Германию» и подходящую площадку для широкого обмена идеями, контактов и сотрудничества в инновационной сфере  (на повестке дня открытие таких учреждений в Сан-Паулу, Москве и Токио).

В настоящее время МИД ФРГ в очередной раз осуществляет пересмотр проектов поддержки и продвижения германской культуры в зарубежных странах. В рамках Дня образования в Берлине 8 сентября 2011 года Г.Вестервелле представил «отретушированную» концепцию политики в области культуры и образования за рубежом, опубликованную впоследствии под названием «Внешняя политика в области культуры и образования в период глобализации: находить партнеров, делиться ценностями, защищать интересы».

Главная черта в ней - смещение акцентов с Западной Европы и США на страны Восточной Европы, а также регион Ближнего Востока, Северной Африки и развивающиеся государства с переходной экономикой. Так, в рамках программы ЕС «Партнерство для трансформации» Германия планирует выделить в 2012-2013 годах по 20 млн. евро на цели поддержки и продвижения германской культуры и реализации образовательных проектов.

В подтверждение того, что и в период нахождения у власти А.Меркель/Г.Вестервелле внешняя культурная политика останется одной из «несущих основ» немецкой дипломатии, говорят и цифры. Из общего бюджета МИД ФРГ на 2012 год (3,3 млрд. евро) почти четверть будет направлена на поддержку инициатив в области культуры и образования за рубежом, что на 55 млн. евро больше, чем в 2011 году. На финансирование германских школ в иностранных государствах дополнительно выделяется 24 млн. евро16.

Говоря о перефокусировке усилий на культурно-гуманитарном треке, Г.Вестервелле обосновал ее необходимость качественными изменениями в современном миропорядке, произошедшими в последний период. Германия в новых условиях намерена развивать более тесное сотрудничество с укрепляющимися центрами силы, в частности Бразилией, Индией, ЮАР и другими «пороговыми» странами, не только в политической, экономической, социальной, но и  культурных сферах.

В самой концепции отмечается, что модификация стратегии внешней культурной политики, одобренной МИД ФРГ в 2000 году, вызвана необходимостью сохранения присутствия и дальнейшего укрепления влияния Германии на международных площадках в условиях глобализации. Особо подчеркивается значение достаточного объема финансирования проектов и профильных инициатив, имеющих большое звучание в общественно-политических кругах.

Документ также предусматривает усиление работы по продвижению немецкого языка в качестве одного из рабочих языков в Европейском союзе. При этом упор предполагается сделать на студенческую и молодежную аудитории, расширение сети профильных обменов, создание толерантных условий пребывания иностранных специалистов в Германии и упрощение визового режима ФРГ.

Россия и Германия вместе строят будущее

В последние годы Россия неизменно представлена во внешнеполитических культурных стратегиях Германии на правах стратегического партнера и фокусной страны, занимая первое место по количеству соответствующих двусторонних проектов. Яркий пример этому - 75 германских школ в России, более 600 межвузовских партнерств, более 500 партнерских связей городов, объем молодежных обменов - более 20 тыс. человек в год.

Наличие давних традиций общения деятелей литературы и искусства, а также широких слоев населения обеих стран, постоянный взаимный интерес к богатому культурному наследию друг друга  позволили вывести двустороннее сотрудничество в этой области на уровень, который, как представляется, может во многих отношениях служить примером для аналогичных связей Российской Федерации с другими странами.

Большое значение и в Германии, и у нас в стране придают подготовке и проведению в 2012-2013 годах масштабной двусторонней акции - перекрестным Годам России в Германии и Германии в России, призванным продемонстрировать достижения и потенциалы обеих стран в самых различных сферах. Соответствующее Совместное заявление о намерениях было подписано 19 июля 2011 года в рамках 13-го раунда Межгосударственных консультаций на высшем уровне в Ганновере.

Планируется, что старт Годам будет дан в июне 2012 года торжественным открытием крупной совместной выставки «Русские и немцы: 1000 лет истории, культуры и искусства», которая будет демонстрироваться в Государственном историческом музее в Москве, а с октября - в Берлине. Под девизом «Россия и Германия - вместе строим будущее» в наших странах при активной вовлеченности российских и германских регионов, городов, неправительственных организаций и молодежи пройдут сотни совместных мероприятий.

Опыт организации подобных мероприятий в России и Германии имеется: девять лет назад, в 2003-2004 годах, учитывая большой интерес народов наших стран к культуре и искусству друг друга, к изучению русского и немецкого языков,  развитию молодежных обменов, контактов между людьми, было решено организовать «марафон культур», в рамках которого при поддержке правительств России и Германии было проведено более тысячи различных совместных мероприятий. Среди них - показ в столицах обеих стран выставки «Берлин - Москва. Москва - Берлин», участие Германии в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга и России - во Франкфуртской книжной ярмарке 2003 года в качестве почетного гостя и многие другие. За неполных два года в совместных российско-германских мероприятиях приняли участие сотни тысяч россиян и немцев. И главное здесь не в этих впечатляющих даже самое пылкое воображение цифрах, а в том, что организаторам Культурных встреч удалось достичь цели любой культурной политики международного масштаба - еще больше «сблизить наши народы, окончательно преодолеть водораздел, проложенный между нами в эпоху мировых войн и «железного занавеса», придать отношениям между двумя странами новое качество»17.

Еще один пример сотрудничества, укладывающийся в канву внешнеполитической культурной стратегии, - осуществление насыщенной программы совместных мероприятий (более 250) в рамках стартовавшего в Москве в мае 2011 года «Российско-германского Года образования, науки и инноваций». Среди ключевых мероприятий - международный форум «Россия и Германия в научном диалоге» (Берлин, 24-25 сентября 2011 г.), заседание германо-российской комиссии по научно-техническому сотрудничеству, сопровождающееся открытием экспозиции, посвященной основным направлениям российско-германского сотрудничества в области полярных и морских исследований, а также ряд практических проектов по участию германской стороны в развитии инфраструктуры научных исследований путем создания мегаустановок на территории России (синхротрон четвертого поколения «ИССИ-4», термоядерный реактор на базе Токомака «Игнитор», исследовательский реактор ПИК и др.).

Особую роль в укреплении двустороннего культурного диалога, формировании объективного образа страны-партнера, развитии прочных контактов между людьми играет прямое общение россиян и немцев, предполагающее знание языка своих соседей. Некоторые цифры говорят сами за себя: сегодня русский язык изучают в Германии около 150 тыс. человек, более 3 млн. человек учат немецкий в российских школах и вузах18. Однако потенциал знающих и понимающих язык в обеих странах намного больше. Свыше 2 млн. человек, для которых русский является основным языком общения, переехали за последние годы на постоянное жительство в ФРГ из России и других республик бывшего СССР. Около 20 млн. человек (включая членов семей), большинство из которых живет в России, служили или работали в Восточной Германии и сохранили об этой стране самые теплые чувства. Десятки, если не сотни тысяч немцев не понаслышке знакомы с жизнью россиян и имеют в России давние дружеские контакты.

Успешно осуществляет в России свою деятельность и  Институт им. Гёте, одной из основных задач которого является деятельность по распространению и популяризации немецкого языка за рубежом. В настоящее время под его эгидой с отдачей реализуются инициативный проект МИД ФРГ «Школы: партнеры будущего» и образовательная инициатива «Учи немецкий».

Есть еще немало направлений, которые развиваются в рамках культурного сотрудничества наших стран, - молодежное, спортивное, туризм, кинематограф и т.д. Они успешно вписываются в реализуемую обеими сторонами линию на историческое примирение, стимулирование общения между нашими народами и их углубленное знакомство с культурой, духовными ценностями России и Германии.

В качестве заключительной ремарки хотелось бы отметить, что, несмотря на серьезные изменения в мировом раскладе сил, и в частности в Европе, в современной внешней культурной политике Германии наряду с некоторыми коррективами наблюдается устойчивая тенденция преемственности, сложившаяся на протяжении многих десятилетий. Она заключается в сохранении и увеличении объема германского культурного присутствия за рубежом, возможности использования культурных проектов для поддержки двусторонних отношений, формировании позитивного образа Германии в мире.
В соответствии с духом времени меняются лишь стратегии такой политики: от политики культурного империализма и экспансии до форм равноправного межгосударственного культурного диалога. Для России и российско-германских отношений это будет означать сохранение наработанного позитивного багажа и дальнейшее углубление двустороннего сотрудничества.

 

 

 1http://www.deutschland-auf-einen-blick.de/politik/bundespraesidenten/heuss.php (дата посещения 21.11.2011).

 2 Maaß, Kurt-Jürgen. Kultur und Außenpolitik. Handbuch für Studium und Praxis. Baden-Baden: Nomos Verlagsgesellschaft, 2009. S. 69.

 3 Kloosterhuis, Jürgen. 1911, Friedliche Imperialisten. Deutsche Auslandsvereine und auswärtige Kulturpolitik. 2 Bd., Frankfurt am Main, Berlin, Bern, 1994. S. 8-13.

 4Павлов Н.В. Культура - третье измерение внешней политики //Международная жизнь. 2008. №8-9. С. 115.

 5Abelein, Manfred. Die Kulturpolitik des Deutschen Reiches und der Bundesrepublik Deutschland. Ihre verfassungsgeschichtliche Entwicklung und ihre verfassungsrechtliche Probleme. Köln und Opladen: Westdeutscher Verlag, 1968. S. 113-114.

 6Schulte, Karl-Sebastian. Auswärtige Kulturpolitik im politischen System der Bundesrepublik Deutschland. Konzeptionsgehalt, Organisationsprinzipien und Strukturneuralgien eines atypischen Politikfeldes am Ende der 13.Legislaturperiode. Berlin: Verlag für Wissenschaft und Forschung, 2000. S. 38.

 7Laitenberger, Volkhard. Organisations- und Strukturprobleme der auswärtigen Kulturpolitik und des akademischen Austauschs in den zwanziger Jahren / Düwell, Kurt/Link, Werner (Hrsg.) // Deutsche auswärtige Kulturpolitik seit 1871: Geschichte und Struktur. Referate und Diskussionen eines interdisziplinären Symposiums. Köln/Wien, 1981. S. 76.

 8Schulte, Karl-Sebastian. Op. cit. S. 39.

 9Ibid. S. 45.

10Brandt, Willy. Bedeutung und Aufgaben der Auswärtigen Kulturpolitik. Ausführungen von Außenminister Brandt anlässlich der Veröffentlichung des Tätigkeitsberichts 1966 der Kulturabteilung des Auswärtigen Amtes // Bulletin der Bundesregierung №71 vom 5. Juli 1967. S. 613.

11Kahn-Ackermann, Georg. Die auswärtigen Kulturbeziehungen der Bundesrepublik Deutschland. Ein kritischer Überblick über die ersten 25 Jahre // Europa Archiv. 28. Jg. Heft 24, 1973. S. 854-862.

12Regierungserklärung von Bundeskanzler Brandt vom 28. Oktober 1969, abgedruckt // Beyme, Klaus von. Die großen Regierungserklärungen der deutschen Kanzler von Adenauer bis Schmidt. München, 1979. S. 275.

13Dahrendorf, Ralf. Gesamtplan für die Auswärtige Kulturpolitik // Bulletin der Bundesregierung №142 vom 3. Dezember 1969. S. 1255.

14Auswärtiges Amt. Leitsätze für auswärtige Kulturpolitik. Bonn, 1970. Kap. 1.

15Павлов Н.В. Культура - третье измерение внешней политики... С. 116.

16Rede des Ministers des Auswärtigen Guido Westerwelle bei dem «Internationalen Bildungsfest» in Berlin // http://www.auswärtiges-amt.de/DE/Aussenpolitik/KulturDialog/Aktuelles/110908-BM_AKBP-Rede_node.html, abgerufen am 1. November 2011.

17Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на церемонии закрытия «Российско-германских культурных встреч 2003-2004 гг.». Санкт-Петербург, 14 января 2005.

18Приветственное слово посла России в ФРГ В.В.Котенева на заключительном мероприятии 11-й Общегерманской олимпиады по немецкому языку. Штутгарт, 28 ноября 2009.