Тема возвращения утраченных художественных и исторических ценностей звучит в наши дни крайне актуально. Учитывая колоссальные масштабы потерь, которые понесла Россия в годы революции, Гражданской войны, а также в результате двух мировых войн, насущной необходимостью для сохранения и наращивания культурного потенциала нации является активное присутствие России на международном антикварном рынке.

Бережное отношение к великому прошлому, выраженное через приобретение произведений национального искусства на аукционах, помогает формированию положительного образа России. Феномен международного антикварного рынка состоит в том, что он, будучи показателем престижа страны, одновременно является и рычагом его повышения. Ворвавшись на рынок в 1990-х годах, покупатели из России в короткий срок увеличили долю своего присутствия на тематических продажах до 90%. Именно они спровоцировали глобальный рост цен на национальное искусство. Следствием этого стали организация целых русских отделов или устроительство тематических продаж аукционными домами Европы, которые никогда не занимались данным направлением. Более того, в 2004 году в Лондоне был основан аукционный дом MacDougall’s, специализирующийся только на русском искусстве.

Накопление культурных ценностей отдельными гражданами России служит интересам страны, ведь государственные музеи образуются именно на основе частных коллекций. Традиционные Русские недели в Лондоне являются главным источником приобретения национального искусства для русских коллекционеров и наполнения внутреннего антикварного рынка художественным товаром: картинами, скульптурой, декоративно-прикладным искусством (стекло, фарфор, бронза, мебель и изделия Фаберже). В рамках Русских недель два раза в году устраивают свои продажи четыре аукционных дома - Sotheby’s, Christie’s, Bonhams и MacDougall’s.

В последнее десятилетие наиболее острый характер приобрела проблема происхождения предметов и возможности их возвращения на родину. Для государственных музеев России, Росохранкультуры, Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры стала обязательной процедура проверки аукционных каталогов с целью как выявления случаев незаконного вывоза предметов национального наследия, так и пополнения музейных фондов через закупки. Согласно недавним отчетам Росохранкультуры, с 2006 года ею в Россию было возвращено предметов искусства на сумму в четверть миллиарда рублей. Член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО А.И.Вилков, будучи в разное время главой департамента и заместителем руководителя Росохранкультуры, отмечает, что в их работе «особое значение имеет поддержка MИД России, российских посольств и консульств за границей, так как в каждом случае уникален не только возвращаемый объект, но и каждый случай возвращения»1.

Определяющее значение провенанса

По заверению руководителей реституционных отделов Sotheby’s и Christie’s, их торговые залы по сути своей неподходящее место для продажи незаконно вывезенных или украденных предметов искусства2. С одной стороны, учитывая, насколько обширную международную аудиторию получают лоты, выставленные на публичные торги в этих ведущих аукционных домах, приход в них воров или владельцев, знающих о сомнительном происхождении предметов, равносилен явке с поличным. К ним попадают вещи, уже прошедшие «очищение» через мелкие галереи, салоны, дилеров, частное владение. С другой стороны, сами аукционные дома, для которых на первом месте стоят коммерческие интересы, избегают вещей с потенциально проблемным происхождением. Ведь ответственности подвергаются все участники сделки, а в подобных инцидентах прежде всего страдает репутация компаний. Для Sotheby’s, вышедшему на фондовый рынок в 1998 году, это означает падение курса акций, что всегда вызывает однозначно негативную реакцию акционеров. Тем не менее Sotheby’s и Christie’s постоянно сталкиваются с большим количеством разбирательств между коллекционерами и заявителями своих прав из разных стран мира, что делает их лучшими практиками в этом вопросе на арт-рынке.

Комбинация «искусство, высокая коммерческая стоимость и реституционные притязания могут создать горючую смесь»3. Мировая пресса быстро подхватывает истории, в которых фигурируют крупные суммы и имена, однако тысячи реституционных случаев с рядовыми вещами проходят без огласки.

Предупредительная политика ведущих аукционных домов состоит прежде всего в том, что в аннотациях к лотам, созданным до 1933 года, как можно подробнее указываются коллекции, в которых они побывали, особенно в годы войны. Воссоздание истории циркуляции предметов искусства с таким сроком давности - процесс крайне сложный. Помимо закрытых архивов и потерянной документации, существует аспект, ускользающий от внимания многих: зачастую дилеры и владельцы присваивают картинам новые названия, вариации также возникают при переводе или транскрипции. Легче поддается восстановлению провенанс4 известных предметов или вещей, побывавших в крупных коллекциях, которые проходили выставки и салоны, были зафиксированы в каталогах или периодических изданиях, освещавших культурные события того времени. Однако этот механизм срабатывает далеко не всегда, к тому же подавляющая масса вещей, выходящих на рынок, не относится к данной привилегированной категории.

Аукционные дома постоянно подчеркивают особенность своего положения: в отличие, например, от музеев, они не являются владельцами вещей, которые продают. Роль агента не предусматривает принятия каких-либо решений и вынесения вердиктов. В спорных ситуациях аукционные дома выступают в качестве консультантов, главной целью которых является поиск разрешения проблемы путем, удовлетворяющим обе стороны.

Первый шаг аукционных домов при обнаружении спорного провенанса - это информирование о таковом лица, принесшего лот, и его профессиональных советников. Затем совместно вырабатывается стратегия преодоления потенциальных юридических, коммерческих и этических моментов, которые могут возникнуть.

В случаях с добросовестными покупателями подобная процедура порой приводит к элементарному отзыву предмета с аукциона и диктату высокой цены, лишающей права его приобретения государством, из которого он был перемещен. Генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И.Рудомино и эксперт ЮНЕСКО Е.Ю.Гениева в одном из своих интервью рассказала об упущенной возможности возвращения комода из Янтарной комнаты. Люсиан Симмонс, глава реституционного отдела Sotheby’s, в личной беседе сообщил ей, что в их филиал в Стокгольме клиент принес на продажу комод, похожий на реституционный, который значится в каталоге Министерства культуры РФ. После подтверждения информации предмет был снят с торгов, однако суммы в размере 250 тыс. евро, назначенной владелицей, российская сторона не смогла найти. Комод «остался в добросовестном владении одной шведской гражданки»5.

Музей и война

По мнению ряда специалистов, изучавших историю вывоза культурных ценностей из Советского Союза, сегодня в государственных учреждениях культуры за границей могут быть найдены лишь единичные предметы из России. Утраченные культурные ценности, попавшие в частное владение, коих большинство, чаще всего обнаруживаются при выходе на антикварный рынок.

Передвижную выставку Государственного Русского музея «Основные этапы развития русской живописи» война застала в Алупке. Для эвакуации было подготовлено 144 ящика с экспонатами из фондов Алупкинского музея и вверенных ему работ Русского музея, однако к приходу немцев удалось увезти в Ялту лишь треть груза, что, впрочем, не уберегло и ее от последовавшего разграбления Оперативным штабом А.Розенберга. С деятельностью этого высшего органа Третьего рейха неразрывно связана история похищения и вывоза в Германию огромного количества культурных ценностей России.

По результату проверки в июне 1944 года был составлен Акт ущерба, в котором указывалось, что из 183 экспонатов передвижной выставки остался только 31, большей частью рисунки и небольшие этюды, остальные 152 произведения живописи были изъяты Оперативным штабом6.

Спустя более полувека два живописных полотна были возращены на родину благодаря западным меценатам после их выхода на публичные торги в аукционных домах Christie’s и Sotheby’s.

Невероятная удача сопутствовала Министерству культуры РФ и Русскому музею в деле возвращения картины выдающегося портретиста XIX века Ореста Кипренского. С его творчеством знаком каждый школьник, благодаря растиражированному в учебниках по литературе «Портрету А.С.Пушкина» из Третьяковской галереи.

Громкий аукцион Christie’s захваченных нацистами произведений искусства, хранившихся в Австрии, не попал в поле пристального внимания русских специалистов. Лишь спустя несколько лет, когда у них в руках оказался каталог продажи, в нем были обнаружены две работы из списка пропавших в Алупке: «Портрет Петра Васина» О.А.Кипренского и «Портрет мальчика-столяра» А.Ф.Чернышева.

Долгие годы правительство Австрии пропагандировало идею, что все произведения искусства, свезенные в монастырь в Мауэрбахе, были отобраны нацистами у австрийских евреев. Официальную версию закрепил в предисловии каталога продажи и Томас Клестиль, являвшийся в то время президентом страны. Как мы понимаем, один факт присутствия в коллекции нескольких полотен из передвижной выставки Русского музея опровергает это утверждение. Речь не идет о сокрытии информации или подтасовке фактов - устроители аукциона не знали судьбу многих картин из подвалов монастыря.

Известный журналист-исследователь, автор книги «Потерянный музей: Нацистский план кражи величайших произведений искусства» Гектор Фелисиано утверждает, что главное «недоразумение» Мауэрбахского аукциона состоит в том, что «не было никого, кто бы на деле отвечал за поиск владельцев». Представители Christie’s со ссылкой на заключенный контракт заявили, что занимались только искусствоведческими исследованиями, так как уверены - «Австрия и союзники сделали все, что могли» в этом вопросе. Под этим «все» следует иметь в виду публикацию списка предметов вместе с текстом закона о реституции «Kunst- und Kulturgutbereinigungsgesetz». Один из пунктов документа определял срок предъявления прав собственности, по истечении которого все невостребованные и востребованные с недостаточными доказательствами вещи выставлялись на публичный аукцион.

Основываясь на убежденности в том, что все предметы принадлежали австрийским евреям, в октябре 1995 года правительство передало право собственности на них Федерации еврейских общин Австрии. Через год состоялся благотворительный аукцион под названием «Мауэрбах. Продажа конфискованных нацистами вещей в память о жертвах холокоста», большая часть выручки должна была пойти семьям жертв геноцида. Двухдневные торги проходили в венском Музее прикладного искусства, общая сумма составила более 155 млн. австрийских шиллингов. 

В отчете по поиску утраченных экспонатов Государственного Русского музея, входивших в состав передвижной выставки 1940-1941 годов, заведующий отделом учета экспонатов С.А.Ятенко сообщает: «Информация о портрете [О.А.Кипренского] была тщательно проверена специалистами Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации, были подготовлены все необходимые юридические документы, доказывающие право собственности России на шедевр О.А.Кипренского. В ноябре 1997 года российская сторона поставила в известность аукционный дом Christie’s о судьбе портрета и обратилась с просьбой о содействии в его приобретении у нового владельца». Без особого разрешения аукционные дома не имеют права раскрывать секретную информацию о клиентах. Принцип конфиденциальности - один из основополагающих в торговле произведениями искусства и антиквариата, за его нарушение следует юридическая ответственность7. Christie’s согласился выступить посредником.

«Портрет Петра Васина» за 170 тыс. долларов приобрел крупный американский бизнесмен, политический деятель и президент Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер* (*Сын Джозефа и Эсте Лаудеров, основателей известной американской косметической фирмы «Estee Lauder».). Стартовая цена лота составляла 47 тыс. долларов. Узнав историю происхождения картины из документов, подготовленных Министерством культуры, Лаудер принял решение вернуть ее России безвозмездно. Церемония передачи состоялась в Нью-Йорке в кабинете бизнесмена, с российской стороны картину принял заместитель министра культуры Павел Хорошилов. «Теперь я с радостью возвращаю ее, поскольку глубоко убежден в том, что произведения искусства, разграбленные во время войны, должны быть возвращены их законным владельцам», - подытожил встречу меценат.

Хотелось бы добавить, что ровно десять лет назад Рональд Лаудер открыл музей Neue Galerie, посвященный искусству австрийских и немецких художников. Идея его создания возникла в 1980-х годах в период пребывания Лаудера в Австрии в качестве посла США. Некоторые работы из собрания музея проходили по закону о реституции, включая полотно «Золотая Адель»** (**Второе название картины - «Портрет Адели Блох-Бауэр I».) Густава Климта из австрийского Бельведера, которую за 135 млн. долларов Лаудер выкупил напрямую у наследницы сахарного магната Блох-Бауэра, выигравшей суд за право собственности у Австрийской Республики*** (***«Дело Альтман против Австрийской Республики». Фердинанд Блох-Бауэр не являлся австрийским подданным, поэтому конфискацию его имущества во время оккупации сочли нарушением международного права.) .

Историю неудачной попытки возращения «Портрета мальчика-столяра» кисти придворного рисовальщика, о котором упоминалось ранее, раскрывает в одной из своих статей исследователь Н.В.Петровский: «Картину Чернышева, как выяснилось, приобрел на аукционе некий гражданин Франции, проживающий в настоящее время в США. Аукционная цена была невелика - 1400 долларов. Теперь же, по некоторым сведениям, владелец просит за нее 100 тыс. долларов»8.

В 2003 году была возращена еще одна картина Русского музея из списка пропавших во время передвижной выставки в Алупке. На этот раз «Портрет великой княгини Александры Павловны» кисти Федора Богневского был опознан накануне аукциона российскими специалистами по «Сводному каталогу культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны». Богневский прославился как копиист известных картин - «Портрет великой княгини Александры Павловны» скопирован им с портрета работы В.Л.Боровиковского. Изображенная на нем великая княгиня была старшей дочерью Павла I и Марии Федоровны. Императрица Екатерина II, желавшая выдать внучку за шведского короля, начала переговоры по стратегическому союзу, когда Александре было 11 лет, однако они закончились провалом. В 16 лет великая княгиня вышла замуж за австрийского эрцгерцога Иосифа, но через два года умерла от тяжелых родов.

Портрет Богневского выставлялся в рамках традиционной Русской недели в Лондоне в Sotheby’s в мае 2003 года. В аннотации к лоту значилось следующее: «О художнике известно мало. В Русском музее хранится две его работы: копия Лампи «Портрет Екатерины Великой» (1796 г.) и икона «Каппадокийские отцы» (1798 г.)»9. Недоработка истории происхождения картины специалистами русского отдела Sotheby’s еще раз доказывает, насколько важна консолидация усилий аукционных домов, музеев, специализированных госструктур для повышения чистоты и прозрачности международного рынка произведений искусства и антиквариата.

Министерство культуры РФ обратилось к аукционному дому с просьбой о снятии лота с продажи и отправило соответствующие документы, подтверждающие ее происхождение. Владелец оказался добросовестным покупателем и юридически был неуязвим, тем не менее он согласился отдать свою собственность за компенсацию в размере 24 тыс. евро. В поисках требуемой суммы представители Министерства культуры начали переговоры с Джекобом Ротшильдом. Английский финансист в свое время активно участвовал в поддержании и развитии культуры в разных странах, он был попечителем Национальной галереи в Лондоне, Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, входил в совет Ведомства музеев Катара. Согласие Ротшильда было получено, и после разрешения финансовых и юридических вопросов портрет дочери Павла I дипломатической почтой был доставлен из Лондона в Москву.

Меценатство как форма патриотизма

Политико-экономические изменения, трансформация общественной ментальности способствовали увеличению числа русских меценатов. В начале 1990-х годов государственные учреждения культуры не могли опираться на серьезную финансовую поддержку со стороны состоятельных граждан России.

Сегодня все чаще звучат заявления о возрождении традиций меценатства. По признанию министра культуры А.А.Авдеева доля произведений искусства, которые благодаря деньгам русских бизнесменов возвращаются в отечественные музеи из-за границы, составляет около 10%. Учитывая очевидный факт, что государство не в состоянии быстро решить все музейные проблемы, привлечение меценатов «представляется крайне желательным».

Покупка Алишером Усмановым коллекции Ростроповича - Вишневской и дальнейшая передача ее государству - акт беспрецедентный по своей щедрости. В новой истории меценатства России даров подобных по значению, разнообразию и количеству предметов не было и в ближайшее время, очевидно, не будет. «Эта коллекция, на мой взгляд, была воплощением любви к родине тех, кто ее собирал. Такое же чувство подвигло и меня на то, что это надо отдавать той стране, которой оно принадлежит», - объяснил свою гражданскую позицию меценат.

Решение о снятии с публичных торгов коллекции из 450 лотов, продаже ее одному лицу было принято владелицей за день до назначенной даты аукциона. Как пояснил представитель Sotheby’s, «предложение было сделано при поддержке и под гарантии правительства России, что и сыграло для Вишневской определяющую роль».

Практика международного антикварного рынка выявила хронологическую закономерность: для формирования коллекции требуется около 30 лет вне зависимости от финансовых возможностей собирателя и предмета его поиска. Приобретением антиквариата с русскими корнями М.Л.Ростропович и Г.П.Вишневская занялись после вынужденной эмиграции в 1974 году. В связи с этим хотелось бы обратить особое внимание на то, что ни один предмет коллекции не был ими куплен в России. Обладая историческими знаниями и художественным вкусом, чета выбирала редчайшие вещи музейного уровня на обширном пространстве международного антикварного рынка. Возвращение коллекции в Россию особенно кажется отрадным, учитывая, что за некоторые из экспонатов в свое время безуспешно сражались на аукционах представители русских государственных музеев.

В интервью одному из центральных телеканалов накануне продажи Галина Павловна с заметной радостью рассказывала как «увела из-под носа» директора Эрмитажа М.Б.Пиотровского фарфоровую табакерку, подаренную императрицей Екатериной II ее фавориту графу Г.Г.Орлову: «Он не мог заплатить больше, а я заплатила. Думаю, умру, но не сдамся ни за что». В каталоге несостоявшегося аукциона предварительная цена табакерки с портретом Орлова работы знаменитого и очень редкого российского миниатюриста Андрея Чернова указана в размере 150-200 тыс. фунтов стерлингов.

Об азартности Вишневской знали все участники русских торгов - если она поднимала лопатку в борьбе за какой-нибудь лот, то не опускала ее до победного конца. Один из шедевров живописной коллекции «Портрет А.К.Демидовой» кисти Карла Брюллова на аукционе Sotheby’s в 1995 году хотела приобрести Третьяковская галерея.

Л.А.Маркина, заведующая отделом живописи XVIII - первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), отправившаяся в Лондон с официальной миссией, вспоминает: «Итоговая цена портрета А.К.Демидовой изрядно поднялась: как явствовало из прайс-листа, она достигла 133 500 фунтов - более 200 тыс. долларов! Увы, ни Третьяковская галерея, ни другие претенденты, среди которых были и российские банки, не смогли выложить такую сумму»10. Спустя 12 лет предварительная оценка картины Брюллова возросла до 800 тыс. - 1 млн. 200 тыс. фунтов стерлингов.

Россия является уникальной страной, имеющей самый большой в мире государственный музейный фонд - 83 млн. единиц хранения, причем показать более 10% из них не представляется возможным11. При выборе музея, в котором будет экспонироваться собрание Ростроповича и Вишневской, немаловажным аргументом в пользу Константиновского дворца в Стрельне стало то обстоятельство, что недавно отреставрированный комплекс не имел своей постоянной коллекции произведений искусства. В крупных музеях, рассматриваемых в качестве преемников, существовала очевидная опасность, что передаваемое собрание может частично раствориться в том огромном количестве уникальных экспонатов, которыми они обладают. В результате образовался мощный по своей идее альянс: возвращенные из-за границы культурные ценности и поднятый практически из руин Константиновский дворец, который сегодня «служит одним из символов возрождения нашей страны, восстановления преемственности наших исторических, духовных и культурных традиций»* (*Из официальной речи премьер-министра В.В.Путина на открытии выставки коллекции Ростроповича - Вишневской в Константиновском дворце 12 мая 2008 г.).

Во время первой рабочей поездки в качестве премьер-министра в Санкт-Петербург В.В.Путин посетил дворец, в котором проходило официальное открытие выставки собрания Ростроповича - Вишневской. Встречала его сама бывшая владелица коллекции. После приветствия и вручения букета оперной певице первый вопрос, который задал Путин, был практичным: «Где это у вас все хранилось?» 800 предметов из лондонской и парижской квартир коллекционеров разместились на двух этажах дворца: часть залов первого этажа заняли предметы искусства в хронологическом порядке по годам правления российских императоров и императриц - от Елизаветы Петровны до Николая II, а в цокольном выставили произведения искусства после 1917 года до середины XX века.

Во время официальной части, подчеркивая значение происходящего события, премьер-министр заявил: «Мы хорошо понимаем, какой огромный нравственный заряд несет национальная культура, как важна она для гармоничного развития и единения российского общества, для укрепления нашей государственности. И потому мы и дальше, без всяких сомнений, будем уделять необходимое внимание и делать все возможное, чтобы сберечь и приумножить культурное достояние нашего отечества».

q

В конце ноября 2011 года прошла очередная Русская неделя в Лондоне. Главным ее событием стала продажа Christie’s картины Василия Верещагина «Распятие на кресте у римлян». Масштабное и по значению, и по размеру (3х4 м) полотно принадлежало Бруклинскому музею, которому оно досталось в качестве дара от четы американских миллионеров. За рекордную цену в 2,6 млн. долларов картина была приобретена русским покупателем.

Sotheby’s и Christie’s традиционно разместили на своих официальных сайтах таблицы с десяткой самых дорогих лотов прошедшей Русской недели. В графе покупателей у Sotheby’s восемь из десяти значатся как граждане СНГ, в Christie’s - пятеро как русские частные лица или компании* (*В таблицах фигурируют также покупатели, значащиеся как «аноним». В Sotheby’s - один, в Christie’s - два. Гражданство их неизвестно.).

С момента вхождения России в правовое поле международной торговли накопление художественных ценностей в стране резко возросло. Это результат и активной деятельности государственных организаций, и частных приобретений. Основываясь на мировой истории формирования музейных фондов, можно с уверенностью утверждать, что определенная часть произведений искусства, приобретаемых на аукционах русскими гражданами, через какое-то время окажется в государственных музеях России. Хотелось бы верить, что когда-нибудь достойное место в одном из них займет и шедевр Верещагина, неоцененный бруклинскими специалистами дар, получивший рекордную цену на Русской неделе в Лондоне.

 

 

 1Вилков А.И. Культурные ценности: возможности и перспективы общеевропейского сотрудничества: Сб. материалов международной конференции «Культурное сотрудничество в Европе: проблемы сохранения и охраны культурных ценностей, Санкт-Петербург, 12 мая 2003 г.». М.: Рудомино, 2004. С. 32-39.

 2См.: Lucian Simmons. Provenance and Private Ownership: Just and fair solutions in the commercial art market // http://www.holocausteraassets.eu/files/200000236-8ae0150706/...

 3Dugot Monica. Restitution and the Art Market: Combining Business and Morals - The Perspective from 2009 // http://www.comartrecovery.org/sites/default/files/docs/events/prague_perspective2009.pdf

 4Провенанс (франц. provenance - «происхождение, источник», от лат. pro-venire - «происходить, возникать») - прототип, источник художественного произведения. В музейной работе в процессе атрибуции и каталогизации памятников провенансом называют восстановление «биографии» экспоната, выяснение всех обстоятельств его создания и последующего «бытования», перемещения от одного владельца к другому. Составная часть арт-экспертизы // Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В десяти томах. СПб.: Азбука-классика, 2004-2010. Т. 4. С. 762.

 5Чупринина Ю. Занятие реституцией // Итоги. 2004. №37. С. 72-74.

 6Кот С. Судьба и правовой статус экспонатов передвижной выставки Государственного Русского музея 1941 года в Крыму, находящихся в музеях Автономной Республики Крым. Киев: Институт истории Украины НАН Украины, 2010. С. 20.

 7Вилков А.И. Международные конвенции и национальное законодательство в сфере сохранения и защиты культурных ценностей. Правовые и правоприменительные аспекты. М.: РГГУ, 2009. С. 168 .

 8Петровский Н. По следам утраченных шедевров // Эхо планеты. 2003. № 33. С. 20-25.

 9Sotheby’s. Russian pictures. London, 2003. 21 May. Аукц. каталог. С. 14.

10Маркина Л.А. «Роковая Аврора». История с продолжением// Третьяковская галерея. №1. 2008. С. 24-33.

11Росохранкультура настаивает на новых правилах ввоза-вывоза // РИА Новости. 15.09.2010 //http://ria.ru/culture/20100915/276010008.html