Казачество всегда являлось неотъемлемой частью Российского государства, его истории, культуры, духовных ценностей. Испокон веков оно сохраняло и приумножало свои славные традиции - патриотизм, мужество, веру в Бога и свой народ.
Лев Толстой писал: «Вся история России сделана казаками». Именно благодаря их усилиям прирастала территория государства, осваивались и заселялись новые земли, основывались новые города. Именно они защищали границы от многочисленных врагов. Именно их заграничные походы укрепляли международное влияние России. Слава о казаках и их боевых качествах гремела и в Париже, и в Персии, и на Балканах.
Особо стоит упомянуть об участии казачества в Отечественной войне 1812 года, 200-летие которой будет отмечаться в следующем году, и вообще во всей кампании, условно называемой в истории «наполеоновскими войнами». Например, с Дона на войну против Наполеона I ушло 26 казачьих полков, то есть примерно 15 тыс. казаков. Они внесли немалый вклад в изгнание французских войск из России в декабре 1812 года, нанося противнику чувствительные поражения на протяжении второй половины года. Чего стоит только знаменитый рейд донских и кубанских казачьих отрядов под руководством атамана М.И.Платова в тыл французских войск во время Бородинского сражения.
Не меньшие подвиги совершили казаки и в Европе, отличившись в сражении при Теплице и Битве народов под Лейпцигом в 1813 году. Они преследовали отступающие наполеоновские отряды до самого Парижа. 18 марта 1814 года союзные войска после тяжелых боев овладели столицей Франции, а уже на следующий день казаки устроили свой походный военный лагерь на Елисейских полях.
Еще одна славная страница казачьей летописи связана с Персидским походом 1909-1914 годов. В 1909 году экспедиционные отряды русской армии, ядром которых были части Кубанского, Терского и Семиреченского казачьих войск, вошли в Персию для защиты русских и иностранных подданных от религиозных фанатиков-революционеров и кочевников-курдов, захватывавших важные торговые пути, устраивавших обстрелы консульских конвоев, грабежи и провокации. В результате успешных действий казаков была ликвидирована угроза создания в этом районе турецко-германского плацдарма для будущих военных операций против России.
Неоценим вклад казаков в успехи русской армии во время Первой мировой войны. Профессионально подготовленные, легкие и мобильные казачьи отряды были незаменимы при проведении молниеносных конных военных операций. Новым словом в прорыве фронтовых позиций противника стало грандиозное наступление русского Юго-Западного фронта против австро-венгерских и германских войск в мае 1916 года, которое вошло в историю под названием «Брусиловский прорыв». Замыслом командования предусматривалось вместо обычного для того времени таранного удара на одном направлении нанести всеми армиями фронта одновременные удары с целью сковать резервы противника. При этом главный удар, разбив 4-ю австрийскую армию, нанесла 8-я армия под командованием донского казака, генерала от кавалерии А.М.Каледина, который впоследствии стал первым избранным атаманом войска Донского.
Во время Гражданской войны казаками, воевавшими на стороне Белой армии, была проведена еще одна образцовая военная операция - конный рейд 4-го Донского корпуса Донской армии Вооруженных сил Юга России в августе-сентябре 1919 года под руководством генерала К.К.Мамантова по тылам Южного фронта Красной армии. Рейд продолжался 40 дней. Все это время Мамантов вел мобильную войну, уничтожая гарнизоны и части противника, разрушая связь, уничтожая пункты военного снабжения и неся при этом минимальные потери. Операцию высоко оценило даже командование Красной армии, сделав из ее успеха серьезные выводы и начав массовое формирование кавалерии.
После революции 1917 года и в годы Гражданской войны казачество стало одной из главных составных частей Белого движения. Именно казачьи области превратились в основные очаги сопротивления новой власти, которая развернула жесточайшую кампанию по «расказачиванию», вылившуюся в массовые репрессии, расстрелы, сожжение станиц, реквизицию земель. Фактически это означало полную ликвидацию казачества как социальной и культурной общности, сословия Российского государства. После окончания Гражданской войны все казачьи войска прекратили свое существование в России. В СССР казачество существовало латентно. Со временем, с учетом обострения международной обстановки, началось заигрывание с казаками, создавалась иллюзия возрождения уже под знаменем колхозного казачества. Устраивались конкурсы казачьих коллективов, передовикам вручали награды. Но многие казаки хотели реально послужить Родине, и 20 апреля 1936 года появляется Постановление ЦИК СССР «О снятии с казачества ограничений по службе в РККА», в котором было указано, что ограничения снимаются с учетом «преданности казачества советской власти» и его стремления «активным образом включиться в дело обороны страны». Однако меры со стороны власти были половинчатыми, зачастую декларативными и не ставили целью в полной мере восстановить казачество.
Возрождение казачества началось в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Этот процесс проходит небезболезненно, противоречиво, но тем не менее по прошествии более 20 лет уже можно говорить о казачестве как о важном факторе в общественной и культурной жизни нашей страны.
Сегодня российское руководство придает особое значение возрождению и развитию казачества. За последние два года укрепилась его правовая и социальная база. Уже 16 лет действует Положение о государственном реестре казачьих обществ* (*Для внесения в государственный реестр казачьи общества на своих общих собраниях принимают решения о взятии на себя их членами обязательств по несению государственной и иной службы. Реестровым казакам государство дает некоторые привилегии - иметь чины, носить кокарду и погоны, носить с казачьей формой нагайку, шашку и кинжал. Чин казачьего генерала присваивается Президентом Российской Федерации.). В 2005 году принят Федеральный закон «О государственной службе российского казачества», который постоянно совершенствуется, в 2008 году - Концепция государственной политики в отношении российского казачества. В мае 2011 года Президент Российской Федерации подписал закон, согласно которому в стране будет создано Всероссийское казачье общество, которое объединит 11 реестровых войсковых казачьих обществ (ВКО) России, представленных в Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Идет работа над Стратегией развития российского казачества до 2020 года.
Государственная политика в этой сфере носит комплексный характер - она подразумевает не только совершенствование организации казачьей службы на территории страны, но и упорядочение деятельности российских ВКО за рубежом.
С учетом наличия казачьих диаспор более чем в 30 странах мира и развития между ними и российскими ВКО все более тесного взаимодействия, вопросы международного сотрудничества приобретают особую актуальность.
Казаки-соотечественники за рубежом выполняют большой объем работы, направленной на пропаганду истории и культуры казачества, противодействие фальсификации истории, проведение мемориальных мероприятий, развитие и поддержание гуманитарного и экономического присутствия России в странах проживания, укрепление российской диаспоры, традиционных нравственных ценностей. Они изнутри видят проблемы и возможности улучшения двустороннего сотрудничества, являются истинными проводниками народной дипломатии.
Вместе с тем, как показывает анализ, среди действующих в зарубежных странах казачьих организаций есть и такие, которые оперируют старыми понятиями - «красный, белый», не идут на сближение с современным казачеством в России, а некоторые проводят и вовсе антироссийскую политику. Нередко встречаются всевозможные псевдоказачьи и националистически настроенные объединения, а порой и просто откровенные авантюристы, не имеющие ничего общего с казачеством.
Некоторые российские ВКО создают за рубежом посольские станицы или представительства. Речь в первую очередь идет о странах, где сложились сильные казачьи диаспоры (Казахстан, Киргизия, США, Украина, Франция, ФРГ, Чехия). По разным данным, в настоящее время в дальнем и ближнем зарубежье действуют от 14 до 16 и планируются к открытию шесть-семь посольских станиц/представительств российских реестровых казачьих организаций. Кроме того, крупнейшая общественная казачья организация России - «Союз казаков» - имеет за рубежом около десятка своих структурных подразделений.
Станица создается приказом атамана ВКО, а критерием для этого является желание наказного атамана станицы работать и представлять интересы войска. Причем, станицы могут состоять необязательно только из наших соотечественников. Например, в Чехии в казачьей посольской станице «Троицкая» насчитывается 16 человек, из них 30% - чехи. А во Франции в составе посольской станицы числятся 25 человек - все, за исключением наказного атамана, французы, хотя и не имеющие отношения к казачеству, но любящие казачью культуру и готовые представлять ее в своей стране.
Механизм открытия посольских станиц за рубежом до сих пор четко не выработан. Такая деятельность должна быть прописана в уставе каждого войска, однако предстоит еще немало сделать, чтобы провести унификацию этого процесса и разработать соответствующие методические рекомендации для ВКО.
Еще одной проблемой взаимодействия с зарубежными казачьими организациями является их оторванность от российской действительности, незнание текущего положения дел с казачеством в России. Это ведет к росту недоверия и скептических настроений в эмигрантской среде. В то же время российские ВКО порой не в полной мере владеют информацией о том, что происходит в казачьих общинах и организациях соотечественников. Возможно ли преодолеть эти негативные явления? Этому могло бы способствовать продвижение за рубежом информационных материалов о казачестве, распространение печатных изданий, более полное использование возможностей Интернета.
Важным подспорьем для налаживания диалога между зарубежным и современным казачеством в России является такое масштабное мероприятие, как Всемирный конгресс казаков (ВКК), который по традиции проходит в Новочеркасске - мировой столице казачества* (*Июль 1993 г. стал судьбоносным в биографии Новочеркасска. 17-18 июля в Москве состоялся Объединительный верховный круг - съезд казачьих войск России и зарубежья, на котором Новочеркасск определен столицей казачества России и зарубежья.).
Данное мероприятие впервые было проведено 25 августа 2003 года и приурочено к 250-летию со дня рождения генерала от кавалерии атамана войска Донского М.И.Платова. В нем приняли участие представители 32 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Второй конгресс прошел 10-11 сентября 2005 года и совпал по времени с празднованием 200-летия основания города. По приглашению организаторов в его работе приняла участие глава Российского Императорского Дома великая княгиня Мария Владимировна Романова.
Третий ВКК состоялся 12-14 октября 2008 года и был посвящен 255-летию со дня рождения атамана М.И.Платова.
Следующий конгресс планируется провести в 2012 году под эгидой Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Как всегда, на Форум съедутся казаки со всего мира, а самыми многочисленными по традиции будут делегации из стран ближнего зарубежья.
Казачество на пространстве СНГ переживает сегодня непростые времена. Несмотря на то что многие казачьи организации, прежде всего Украины и Белоруссии, стремятся к развитию отношений с Россией, в ряде постсоветских государств казачество разрознено и часто используется разными силами для решения своих конъюнктурных задач. Неоднозначна ситуация на Украине. Много противоречий в казачьем движении в Казахстане. Определенные сложности есть в Киргизии.
Каковы же основные направления международной деятельности российского казачества? Как известно, за рубежом осталось немало казачьих захоронений и памятников казачьей славы. Причем их география весьма обширна. Российские ВКО рассматривают одной из своих первоочередных задач работу по поиску, восстановлению и поддержанию в надлежащем состоянии православных храмов, погостов, монументов, имеющих прямое отношение к казачеству.
Таковых, например, много на Балканах, особенно в Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории. К сожалению, большинство из них находится в запущенном состоянии и нуждается в серьезной реставрации. Представители местных общин заинтересованы в более тесных контактах с казаками из России в вопросах восстановления и достойного содержания культурных и исторических памятников. Они видят в этом основу для единения братских славянских народов, укрепления традиционной православной веры, поддержания исторических и культурных традиций казачества, в том числе среди молодого поколения.
В Болгарии захоронены сибирские и енисейские казаки, участвовавшие в так называемом «Зимнем стоянии» на Шипке во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Русские войска под жесточайшим натиском противника в течение пяти месяцев героически держали оборону ключевого перевала Балканских гор - Шипкинского и в итоге отстояли его. Эта победа открыла последнюю страницу в освободительной войне братских православных народов на Балканах, а подвиг русских воинов увековечен мемориальными досками, памятниками и надгробными плитами с именами погибших.
На знаменитом кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем среди многочисленных захоронений представителей белой эмиграции можно встретить и участки с могилами казаков - участников Гражданской войны, среди которых 32 казачьих генерала, и посвященные им монументы.
Много памятных мест, связанных с подвигами русской армии, в Чехии. В братской могиле недалеко от города Теплице захоронены русские солдаты и офицеры, среди которых и казаки, погибшие в сражении под Хлумцем (также известным в истории как «сражение под Кульмом») в августе 1813 года, в ходе которого русско-прусско-австрийские войска наголову разгромили французский корпус генерала Доминика Вандама, а его самого пленили.
Сотни представителей белой эмиграции, в том числе казачества, захоронены на русском Ольшанском кладбище в Праге. К 90-летию высадки казаков на греческом острове Лемнос здесь установлен «Лемносский крест» в память о казаках, умерших на острове в 1920-1921 годах.
Лемнос - особое место для каждого, кто имеет отношение к российскому казачеству. Этот чудесный уголок в Эгейском море стал свидетелем множества личных трагедий и поломанных судеб. После разгрома Белой армии более 24 тыс. кубанских, донских, терских и астраханских казаков были интернированы на Лемнос. Более 370 человек скончались от болезней и голода и похоронены на пустынном побережье острова.
Сейчас там восстановлено и открыто русское кладбище, ставшее объектом для посещения многочисленными делегациями из России. Следует отметить огромную работу, которая была проделана за последние годы по приведению захоронений в надлежащее состояние. В сентябре 2004 года на кладбище был установлен трехметровый мраморный крест с изображением исторического знака «Лемносского сидения», а в 2009 году была открыт мемориал с восстановленными именами умерших на острове. Что особенно важно, с самого начала в этот процесс были активно вовлечены молодые прихожане московского Новоспасского монастыря. Юноши и девушки объединились в православный молодежный отряд «Лемнос», который на постоянной основе занимается восстановительными и изыскательскими работами на острове. Участие молодежи в таком благородном деле является настоящим примером воспитания патриотизма, уважения памяти отцов и дедов и преемственности поколений.
Очень важно, что российское казачество уделяет огромное значение программе военно-патриотического воспитания молодежи и детей. Ежегодно Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества проводится конкурс-смотр на звание «Лучший казачий кадетский корпус», по итогам которого коллектив-победитель награждается переходящим знаменем Президента Российской Федерации. Именно в кадетских казачьих корпусах, кадетских классах, гимназиях, воскресных приходских школах из казачат воспитывают будущее поколение российского казачества.
Еще одной серьезной задачей, решение которой выходит за внутрироссийские рамки, является возвращение на историческую Родину казачьих регалий, реликвий и ценностей, которые в годы гонений на казаков и их вынужденной эмиграции в огромном количестве были вывезены за границу. Многое из этого культурного наследия до сих пор находится в зарубежных музеях или частных коллекциях.
Особо стоит выделить находящийся во Франции, в пригороде Парижа Курбевуа, музей Лейб-гвардии казачьего Его Величества полка* (*Лейб-гвардии казачий Его Величества полк был сформирован императрицей Екатериной II в 1775 году в Санкт-Петербурге. В течение своей 150-летней истории принимал участие во всех войнах (до конца Первой мировой войны). За это время полк накопил множество реликвий и трофеев, которые были собраны в полковом музее, созданном по инициативе и на средства офицеров.
После революции, в 1917 году, музей был эвакуирован в Турцию, затем в Сербию. В 1923 году полк эмигрировал во Францию, а в 1929 году в Париж был перевезен музей.
Сегодня музей Лейб-гвардии казачьего Его Величества полка представляет собой уникальное и единственное в своем роде культурно-историческое учреждение. Ни одному из полков российской царской армии не удалось сохранить настолько полную коллекцию предметов и документов, относящихся к его истории. Музей стал духовно объединяющим центром для бывших офицеров полка и их потомков, создавших одноименную ассоциацию, усилиями которой и поддерживается функционирование музея.
С 1988 года директором музея является Александр Павлович Бобриков, отец, дед и прадед которого служили в этом полку.). Представленные в нем экспонаты - реликвии полка, образцы обмундирования и снаряжения, посуда, военные карты, предметы офицерского обихода и т.д. - имеют уникальную историческую ценность. Взаимодействие российских казачьих организаций с музеем в Курбевуа могло бы иметь в перспективе позитивную отдачу в плане патриотического воспитания подрастающего поколения и примирения старого зарубежного и современного российского казачества.
Систематический и регулярный характер носит работа по возвращению из США регалий Кубанского казачьего войска (ККВ). Как известно, в 1920 году казачьи ценности были вывезены с Кубани сначала в Крым, затем в Королевство сербов, хорватов и словенцев, а в конце Второй мировой войны переправлены в США и сейчас находятся в музее города Хоуэлл, штат Нью-Джерси.
Уже удалось вернуть на Родину множество ценных предметов: знамена, георгиевские трубы, булавы, грамоты императоров, в том числе Екатерины II, Александра I, Александра II, Александра III, наградное оружие и т.д. Среди возвращенных ценностей также черкеска Александра II, благодаря которому в 1860 году и было образовано Кубанское казачье войско.
В 2010 году в Россию переправлена часть библиотеки и архива ККВ, которая была торжественно передана Государственному архиву Краснодарского края. В 2011 году в Краснодарский край вернулась еще одна партия реликвий кубанского казачества. Она включает в себя штандарт 6-го Кубанского пластунского батальона, черкеску и бешмет наместника на Северном Кавказе великого князя Михаила Романова, атаманскую насеку и пернач-шестопер, подлинные чехлы от знамен, фотоальбом 1-го Екатеринодарского полка имени Захария Чепиги. Особняком в списке реликвий стоит столовое серебро с клеймами мариинского института и гвардейского дивизиона. На столовых приборах выгравированы чины и имена казаков императорского конвоя, пользовавшихся этими приборами более 100 лет назад. Во многом все это стало возможно благодаря конструктивным отношениям, которые сложились между Кубанским ВКО и руководством кубанского казачества в США. Большую роль играла и помощь Генерального консульства России в Нью-Йорке.
Еще один аспект международной деятельности российских войсковых казачьих обществ - их участие в реализации Государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Казаки России уже сейчас готовы принять на своих территориях семьи из ближнего и дальнего зарубежья. Это станет возможным в случае внесения изменений и дополнений в госпрограмму и региональные программы по переселению с акцентом на включение в них казачьей составляющей.
Следует учитывать, что специфика казачества требует особого подхода во взаимоотношениях со стороны органов государственной власти. Здесь важно, не ущемляя прав и традиций этого свободолюбивого социокультурного сообщества, принимать взвешенные и согласованные решения, особенно когда речь заходит о такой деликатной сфере, как деятельность на международной арене.
Выстраивая политику с зарубежными организациями, проводя различные мероприятия за границей или приглашая иностранных партнеров в Россию, казаки должны помнить, что они прежде всего представляют интересы государства и их деятельность должна вписываться в единую внешнеполитическую линию Российской Федерации, координирующая роль в проведении которой принадлежит Министерству иностранных дел Российской Федерации.
Вот почему на МИД России возложены функции по обеспечению работы Комиссии по вопросам международной деятельности казачьих обществ и объединений в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества* (*Распоряжением Президента Российской Федерации от 12 января 2009 года образован Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Представителем МИД России в Совете является директор Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями. Он же возглавляет Комиссию по вопросам международной деятельности казачьих обществ и объединений Совета. В ее состав входят депутаты Государственной Думы, представители министерств и ведомств, Русской православной церкви, атаманы войсковых казачьих обществ.
Комиссия является совещательным органом, вырабатывающим рекомендации по проведению единой и согласованной международной деятельности российского казачества, и направляет их на рассмотрение в Совет.
К числу основных целей и задач комиссии относятся оказание содействия в развитии международных связей с зарубежным казачеством, организации и проведении казачьих мероприятий как в России, так и за рубежом, осуществлении мер по возвращению в Россию казачьих регалий и исторических ценностей, анализ деятельности российских ВКО по работе с соотечественниками.). Комиссия тесно взаимодействует как с ВКО, так и с заинтересованными российскими ведомствами, общественными и научными организациями, а также с Русской православной церковью. Все заинтересованные стороны убеждены, что только совместными усилиями возможно возродить былую славу и мощь российских казаков, про которых когда-то Наполеон говорил: «Счастлив полководец, у которого есть казаки. Дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир».