Состоявшаяся 3-4 ноября 2011 года во французском городке Канны очередная встреча лидеров государств - участников «Группы двадцати», по сути, открыла новую страницу в истории международных экономических отношений. Теперь глобальная экономика и в первую очередь ее финансовые потоки будут более прозрачными, информационно открытыми, контролируемыми и подчиненными интересам мирового сообщества. Обеспечивать все это будет известный мировому сообществу орган - Совет финансовой стабильности, но наделенный более широкими полномочиями.

Чем же конкретно отличалась последняя встреча от предшествующих? Во-первых, круг обсуждаемых вопросов не замыкался на финансовых проблемах или проблемах отдельных стран, например Греции, Италии или Португалии. Во-вторых, экономическая ситуация рассматривалась с позиций целостности мира и для выхода из нее требуется координация усилий всего мирового сообщества. В-третьих, были затронуты социальные проблемы и проблемы развивающихся стран, попытки решения которых растянулись на несколько десятилетий, не принося особых результатов. В-четвертых, красной нитью при обсуждении практически всех вопросов повестки дня проходил тезис о том, что экономический мир должен стать более информационно открытым с усиленным надзором и контролем за финансовыми потоками и эффективным механизмом пресечения нарушений и злоупотреблений.

И наконец, примечательно, что на данном форуме отчетливее звучал голос европейских лидеров - «франко-германского микста» - Николя Саркози и Ангелы Меркель, а не Президента США Барака Обамы. Конечно, встреча проходила на европейской территории, в центре внимания была все-таки европейская тематика, хотя и с выходом на глобальные проблемы. Все так, и для далекоидущих категоричных выводов, наверное, оснований нет. Однако и не обратить внимания на этот факт было бы неправильно.

Лейтмотив - контроль и надзор

Глобальный финансовый кризис начался с кредитных учреждений, наиболее остро отразился на мировых и национальных финансах, поэтому и решения, касающиеся этой области, были приняты вполне конкретные и жесткие.

Подчеркнув, что успехи реформ и эффективность нововведений в решающей степени зависят от координации усилий всех государств, участники форума зафиксировали в итоговых документах следующие предложения:

- в целях более эффективного регулирования деятельности банков на национальном уровне предполагается более активное внедрение требований Базельского комитета по банковскому надзору в отношении капитала банков (документ известен профессионалам под названием «Базель-2»);

- повышение требований по капиталу в отношении рыночных рисков и рисков по операциям с ценными бумагами, которые собственно и были в эпицентре кризиса;

- поскольку проблема капитала находится в центре надзорной практики и служит основным инструментом обеспечения надежности банков, то целесообразно пересмотреть правила по капиталу и ликвидности. В частности - уточнить определение капитала банка, рекомендовать увеличение порога минимальных требований по капиталу (с действующих 8% до 10,5-13%), рассмотреть возможность введения новых требований по операциям с деривативами (в основном, касающимися ликвидности и левереджа, то есть «кредитного плеча»).

В отношении усиления контроля за банками принципиально новым было введение такого понятия, как системно значимые финансовые институты. К их числу относятся те учреждения, проблемы в которых могут оказать существенное негативное воздействие на всю мировую финансовую систему. По отношению к таким финансовым учреждениям, в первую очередь банкам, до конца 2012 года будут повышены надзорные требования, а также изменены правила по их оздоровлению и реструктуризации, если они все-таки окажутся на грани краха. С 2016 года крупнейшие банки должны сформировать капитал на 1-2,5% выше по сравнению с требованиями Базельского комитета, что позволит им самортизировать возможные финансовые потери в случае кризиса и ограничит принятые риски.

Серьезность намерений реализовать эти решения подтверждается списком из 29 банков, которые рассматриваются Советом финансовой стабильности как системно значимые и к которым будут применяться новые надзорные правила. Список банков будет обновляться ежегодно. Аналогичный документ предполагается составить и по небанковским финансовым учреждениям - страховым компаниям, клиринговым палатам, хедж-фондам. При этом прозвучал настойчивый призыв сформировать аналогичные списки на национальном уровне.

Проблема «теневой банковской системы», имеющая непосредственное отношение к эффективности надзора в финансовой и банковской сфере, поднималась еще на саммите «Группы двадцати» в Сеуле. Там было высказано предположение, что ужесточение надзорных требований к «классическим» банкам может привести к перекладыванию их рисков на «теневые банки». В эту группу включаются все финансовые учреждения, которые вовлечены в финансово-кредитные операции, но не подпадают под нормы и правила регулирования именно банковской системы. Их быстрое развитие (60 трлн. долл. активов в настоящее время по сравнению с 27 трлн. долл. в 2002 г.) в основном в США явилось одной из главных причин уязвимости финансового сектора. С особой отчетливостью это проявилось во время кризиса.

Пресечь негативную роль «теневых банков» призван ряд мер, ввести которые собираются в течение следующего 2012 года:

- более жесткие правила регламентирования финансовых отношений банков с «теневой системой», особенно в части отражения операций с такими учреждениями в балансах (финансовые гарантии, выкуп ценных бумаг и др.);

- регулирование фондов, оперирующих на денежном рынке. Их активы в 3,9 трлн. долларов, которыми они располагали в 2010 году, играют важную роль в фондировании финансовых компаний. Рекомендации касаются свободы операций с этими деньгами и направлены на предотвращение риска потерь для вкладчиков и клиентов, как это произошло во время последнего кризиса;

- регулирование операций по секьюритизации (то есть превращения кредитов банков в ценные бумаги, которые торгуются на рынке). Оно должно включать требование к учреждению, гарантирующему кредит, предусматривать в своих балансах определенные резервы на случай рисков;

- более жесткие правила кредитования и ссуд под ценные бумаги с целью распределения рисков между участниками операций;

- в случае необходимости ввести дополнительные меры регулирования для участников «теневой банковской системы», например хедж-фондов.

В вопросах регулирования финансовых рынков была поддержана по-новаторски смелая инициатива Международной организации комиссий по ценным бумагам и биржам, усилившей контроль за товарными рынками и сделками с деривативами финансовых инструментов. Регуляторы рынков должны обладать полномочиями и ресурсами для осуществления интервенций, чтобы предотвращать возникающие перекосы в балансе спроса и предложения. Наряду с возможностью экономического вмешательства в действие рыночных сил регуляторы также должны иметь в своем распоряжении формальные «управленческие возможности» и применять их на практике. Иными словами, рынок рынком, а когда необходимо, то можно и власть применить.

Существенной критике была подвергнута практика выплаты бонусов топ-менеджерам, масштабы которых превосходят самые безудержные фантазии. «Группа двадцати» принимала ограничивающие и регламентирующие решения по этой проблеме еще в 2009 году в Питтсбурге. Однако, согласно обследованиям Совета финансовой стабильности, половина участников «Группы» так и не ввели эти стандарты и ограничения в своих странах. Более того, обнаружилось расхождение в интерпретации требований в разных странах. Такие «разночтения» могут привести к нежелательной конкуренции, подорвать основу для внедрения этих норм регулирования и спровоцировать новый виток роста бонусов.

В этой связи Совету финансовой стабильности предложено сконструировать специальный инструмент, позволяющий отслеживать ситуацию по этому вопросу. А результаты должны быть, во-первых, публичными, а во-вторых, на их основе должны быть разработаны новые уточненные регламентации по бонусам.

Исполнитель решений назначен

Какими бы ни были решения, даже сформулированные в самой определенной форме, неизбежно возникает вопрос, кто будет ответственным за их реализацию?

Чтобы инициативы не остались на бумаге, предусмотрен исполнительный орган. На саммите «Группы двадцати» в ноябре 2008 годав Вашингтоне главы правительств и государств стран-участниц пришли к соглашению, что все стороны должны добиваться соблюдения выработанных правил по регулированию рынков и надзору. Они обязали Совет финансовой стабильности отслеживать и контролировать эффективность введения мер, рекомендованных саммитом, а также применение на практике странами-участницами стандартов международных организаций: Базельского комитета по банковскому надзору - для банков, Международной ассоциации страховых надзоров (МАСН) - для страховых компаний и Международной организации комиссий по ценным бумагам и биржам - для финансовых рынков.

В Каннах полномочия Совета были выведены на более высокий уровень. Отметим, что Совет был сформирован в апреле 2009 года на базе Форума финансовой стабильности, созданного еще в 1999 году ведущими мировыми державами, совещавшимися в то время в формате «семерки». Несмотря на изменение названия, Совет продолжал оставаться преимущественно совещательным и рекомендательным органом.

Для того чтобы превратиться в эффективный инструмент регулирования мировых финансов и быть в состоянии выполнять решения каннского саммита, отличающиеся конкретностью и практичностью, исполнительный орган должен был получить более весомый мандат. На каннской встрече было признано, что за период, прошедший со времен сеульского заседания, Совет внес большой вклад в регулирование финансовой системы, поэтому участники саммита без колебаний доверили ему ответственную миссию более высокого уровня, наделив необходимыми полномочиями. Подтверждением того, что идея о реальном исполнительном органе переводится в рабочую плоскость, служит назначение двух его руководителей. Главой новой структуры (президентом) станет Марк Карни, управляющий Банка Канады, а Филипп Хильдебранд, председатель Национального банка Швейцарии, займет пост вице-президента.

Совет получил собственный юридический статус и финансовую независимость, что придает большую весомость его деятельности и легитимизирует его активность в рамках международного финансового сообщества. Усилена координирующая роль Совета в процессе разработки мероприятий по регулированию финансовой сферы, над которыми работают компетентные международные институты. Отныне он полномочен идентифицировать угрозы мировой финансовой системе и подготавливать предложения по необходимым реформам.

С учетом появления и возрастания роли новых игроков в сфере международных экономических отношений был расширен круг участников Подготовительного комитета. В него включены представители прогрессирующих стран (Африки и Среднего Востока), а также организаций (или правительств), которые еще не имеют представительства на этой стадии. Расширенный состав участников, несомненно, позитивно отразится на возможностях и авторитете Подготовительного комитета и повысит легитимность его решений.

Уверенность в том, что Совет сможет выполнять свои функции контролера и регулятора придают нововведения в правилах осуществления операций на финансовых рынках. Обязательное требование по раскрытию бенефициаров (то есть получателей денег и владельцев компаний), а также присвоение персональных идентификационных кодов участникам финансовой сделки делает рынок прозрачным. Персонифицированные сделки практически исключают возможность построения схем, запутывающих следы движения средств, а поэтому широко использующихся для легализации преступных доходов и вывода денег за рубеж.

Таким образом одновременно наносится удар по «особой функции» офшоров, через которые в настоящее время прокручивается до 1,5 трлн. долларов ежегодно. В таких объемах неконтролируемые деньги представляют угрозу макроэкономической стабильности даже на глобальном уровне. Эти финансовые потоки наполняются деньгами, полученными от преступного бизнеса, мошеннических операций типа финансовых пирамид, рейдерских захватов, недоплаченных налогов крупного бизнеса и т. д. Если не поставить точку, то, к сожалению, список получится не маленький. Но когда понятно, откуда и от кого деньги пришли и куда и кому потом переправлены, то тайный смысл существования офшоров утрачивается и интерес
к ним исчезает.

Ставится заслон и коррупционным операциям. Участники саммита были единодушны относительно необходимости безотлагательного введения жестких международных правовых рамок, принятия мер на национальном уровне по предотвращению и борьбе с коррупционными явлениями, в том числе в отношениях между партнерами из разных стран.

Прозвучал призыв к соблюдению международных стандартов в области налогообложения, пруденциального противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Мировое сообщество готово использовать, если потребуется, весь арсенал мер, которыми оно располагает, для достижения прогресса на этом направлении. Что касается налогов, то, несмотря на выработанные стандарты, наличие Многосторонней конвенции о взаимной административной поддержке в налоговой области, существует, по крайней мере 11 юрисдикций, которые не укладываются в рамки согласованных требований, принятых большинством экономически развитых стран. В этой связи была подчеркнута необходимость обмена углубленной и исчерпывающей информацией и настоятельная рекомендация всем странам присоединиться к этой многосторонней конвенции.

Усиление контроля рассматривается также в качестве ключевого условия для поддержания стабильности международной валютной системы. По мнению участников саммита, она стала более представительная, стабильная и жизнеспособная в смысле сопротивления рискам. Дальнейший прогресс просматривается на путях финансовой интеграции, подразумевающей контроль и управление потоками капиталов, модернизации основных принципов сотрудничества между Международным валютным фондом (МВФ) и региональными организациями в области валютного регулирования, эффективного регулирования местных валютных рынков и рынков облигаций. Усиление роли МВФ в качестве системного организатора, в частности, связывается со способностью этой международной организации своевременно идентифицировать признаки кризисной ситуации и предпринимать необходимые меры для их локализации.

В качестве практических шагов, направленных на достижение этой цели, предлагается более быстрое продвижение к ориентированной на рынок системе валютных курсов, повышению гибкости валютных курсов, которые формируются на прочном и реальном экономическом фундаменте, что позволит избегать практики длительного отклонения валютных курсов с целью достижения конкурентных экспортных преимуществ. Это должно снимать напряженность с международной ликвидностью, повысить мобильность капитальных потоков, что в свою очередь будет способствовать продвижению реформам в области валютных курсов и позволит избежать избыточного накопления резервов.

Большинство из вышесказанного относится к валютной позиции Китая и его денежной единице - юаню, претендующему на роль международной резервной валюты. Основания для этого имеются - успехи восточного гиганта в экономической области неоспоримы. Но валютная система строго регламентирована, требует неукоснительного соблюдения установленных правил игры, прежде всего в области курсообразования и конвертируемости национальных валют. А вот здесь к Китаю есть вопросы, ответы на которые он должен дать, прежде чем выдвигать свою денежную единицу на роль резервной. Такая позиция в отношении юаня признана китайской стороной вполне обоснованной и решаемой в не столь отдаленной перспективе.

Страны - участницы саммита согласились, что состав валют для расчета Специальных прав заимствования МВФ должен быть пересмотрен, чтобы более реалистично отражать сложившуюся расстановку сил на международной арене. И, возможно, это произойдет не позднее 2015 года.
Но страны, валюты которых претендуют на включение в расчет, должны располагать доказательствами готовности удовлетворить критериям, предъявляемым к резервным валютам.

Проблемы глобальные и социальные

Кризис начался с американских банков. Однако он распространился практически по всему миру и имел значительно более глубокие последствия, затронув глубинные пласты экономики, а не только денежно-кредитную сферу. Участники форума констатировали, что спокойные времена еще не наступили: темпы мирового восстановления ослабли, особенно в экономически развитых странах, оставив безработицу на неприемлемом уровне, наблюдаются признаки замедления роста на развивающихся рынках, продолжается рост цен на товары, сохраняется глобальная неустойчивость.

В этой связи необходимы совместные усилия, направленные на восстановление экономического роста, создание рабочих мест, укрепление и гарантирование финансовой стабильности, решение социальных проблем и подчинение глобализации интересам людей. В ответ на глобальные вызовы был согласован План действий по обеспечению экономического роста и занятости, для того чтобы снять краткосрочную уязвимость и усилить среднесрочные факторы экономического развития, дальнейших структурных реформ на страновом уровне с целью повышения внутреннего производства.

Радикально новым в позиции саммита можно считать усиление социального измерения в процессе глобализации, что одновременно свидетельствует о выходе этого международного форума на новый уровень ответственности. Участниками была выражена твердая уверенность в том, что занятость и социальная вовлеченность должны быть в центре внимания международной общественности, политических программ и действий. Это является необходимым условием восстановления экономического роста и международного доверия. При этом одной из центральных проблем является социальная защищенность в каждой стране, включая право на труд, которое отстаивает Международная организация труда (МОТ).

Заявив о социальном компоненте, форум озаботился по-настоящему глобальными вызовами. Среди наиболее жгучих и устойчивых в течение нескольких десятилетий - проблема продовольствия, особенно в преломлении к беднейшим странам. Ключевым вопросом решения продовольственной проблемы для мирового населения, естественно, было названо развитие сельского хозяйства и повышение его продуктивности. Для этого был разработан и согласован
в формате министров сельского хозяйства в июне 2011 года рамочный План действий по волатильности продовольственных цен и сельского хозяйства. В частности, решено осуществлять инвестиции в исследования, направленные на повышение продуктивности аграрного производства. В качестве информационной поддержки запущена Информационная система по сельскохозяйственному рынку, которая должна обеспечить прозрачность сельскохозяйственных продовольственных рынков.

Для усиления продовольственной безопасности предполагается развивать инструментарий по управлению рисками и оказанию экстренной гуманитарной помощи. В их ряду организация закупок продовольствия для некоммерческих гуманитарных целей в рамках Всемирной продовольственной программы, создание «Форума экстренного реагирования», чтобы помочь мировому сообществу в деле координинации своих политик и разработки коллективных действий во времена рыночных кризисов.

Не менее острой и актуальной является энергетическая проблема, доступность энергоносителей для населения в планетарном масштабе. Начинать предложено с повышения прозрачности энергетических рынков, что означает своевременность, полноту и надежность предоставления мировому сообществу данных, в том числе прогнозных, прежде всего по нефти и газу, а также углю. Необходимо продолжить диалог между потребителями и продавцами, но на модифицированной платформе - вместо энергетических субсидий, неэффективного и расточительного расходования энергоресурсов организовать целевую поддержку беднейшим странам.

Радикальные решения, нацеленные на развитие и социально-экономические преобразования в развивающихся странах, содержат следующие пункты: совершенствовать человеческие ресурсы и возможности в развивающихся странах, способных реализовывать большое число инфраструктурных проектов, которые могут привлечь частные капиталы; улучшить качество информационного обеспечения по инфраструктурным проектам для инвесторов, в том числе с использованием современных коммуникационных средств; улучшить качество делового климата, повышая транспарентность инвестиционных площадок; диверсифицировать и консолидировать финансирование инфраструктурных проектов, делая акцент на подготовительной стадии, укрепляя финансовые рынки и финансовые институты, улучшая защиту от рисков и развивая инструменты гарантирования, чтобы переориентировать инвестиционные потоки на новые инструменты размещения.

При этом проекты должны отвечать строго определенным критериям, соблюдение которых дает уверенность в позитивном влиянии инвестиций на экономику принимающих стран, а значит, и решении их насущных проблем. Среди первоочередных и обязательных требований: влияние на региональную интеграцию; политическая поддержка проекта; реальное воздействие на трансформационные процессы, особенно с точки зрения дальнейшего устойчивого развития; готовность проекта к реализации; институциональный состав спонсоров; привлекательность проекта для частного инвестирования.

Для решения мировых проблем, как неоднократно подчеркивалось на саммите, необходимы коллективные скоординированные усилия. «Группа двадцати» сохраняет за собой статус неформальной группы, но намерена всемерно развивать и поддерживать отношения с нечленами «двадцатки», а также международными организациями. Отражая открытость мировым проблемам, расширяется география главных мероприятий, а с 2015 года при назначении председателя вводится принцип ротационности региональных групп стран, начиная с Азиатской группы.

На практике это означает, что с 1 декабря 2011 года председательство переходит к Мексике, а очередная встреча состоится в июне 2012 года в Лос-Кабосе, Калифорния. В 2013 году председателем будет Россия, в 2014 - Австралия, а в 2015 - Турция. В периоды между саммитами оперативное руководство осуществляется «тройкой» в составе действующего председателя, председателя, исполнявшего обязанности в предшествующий период, и председателя, планируемого к назначению на следующий срок.

«Мир стал иным, и возврата к прошлому больше не будет», - заявили участники форума. И есть все основания полагать, что это не лозунг, а констатация факта.