Международная торговля сырьевыми товарами является наиболее традиционной формой международной торговли и составляет более 20% в товарной структуре мирового экспорта. При этом минеральное сырье составляет более 12%, сельскохозяйственное сырье и продовольствие - около 9%.

Главная особенность минеральных и сельскохозяйственных ресурсов заключается в неравномерности их размещения. Основная часть их добычи либо произрастания сосредоточена в сравнительно небольшом числе государств. Еще в большей степени сконцентрировано потребление этих ресурсов, причем потребление минерального и сельскохозяйственного сырья обычно не совпадает с местонахождением его добычи и переработки. Между производителями и потребляющими странами наблюдается большой разрыв, что обусловливает возрастающую роль мировых рынков в перераспределении ресурсов. Доля экспортируемой нефти достигает 55% ее производства, экспортируется около 46% мирового производства железных руд, 43% - медных руд, 37% - цинка и т. д. Что касается сельскохозяйственного сырья, то 25% объема произведенной продукции поступает на мировой рынок.

В экспорте России такая сырьевая группа, как нефть, тоже занимает основное место. Поэтому изучение регуляторов мировых потоков сырьевых товаров, а именно такими регуляторами и являются международные торговые организации, весьма актуально для российских экономистов.

В российском экспорте доля минерального сырья (нефть, газ, руды черных и цветных металлов, древесина, минеральные соли и удобрения и т.д.) в последние годы не сокращается и составляет около 80%. Доля сельскохозяйственного сырья и продовольствия - около 1,7 % (пшеница, ячмень, семена подсолнечника, рыба и морские продукты и т.д.) В товарной структуре импорта доля сельскохозяйственного сырья и продовольствия составляет около 15% (мясо и мясопродукты, сахар, масло растительное, цитрусовые, чай, кофе, какао и т.д.).

Резкие колебания цен на рынке нефти, сахара и какао, а также стабильный рост цен на сельскохозяйственное сырье и продовольствие в 2010-2011 годах привлекают внимание и политиков, и экономистов, и представителей бизнеса. О нефти, продовольственной безопасности, спекуляциях товарными фьючерсами написаны статьи, монографии, учебники. Однако, на наш взгляд, удивительно мало внимания уделяется системе международного регулирования сырьевыми товарными рынками, которая сложилась в 70-х годах прошлого столетия, довольно эффективно работала до конца XX века, однако в условиях глобализации перестала справляться со своими задачами. Сформировавшиеся инструменты в этой системе межгосударственного регулирования сырьевыми рынками были направлены на предотвращение страновых рисков. В глобальной экономике основные риски переместились из отдельных стран на глобальные товарные и финансовые рынки, бороться с которыми не научились ни глобальные международные организаций, такие как ООН, МВФ, Всемирный банк, ВТО, ни отраслевые организации, созданные для регулирования отдельных товарных рынков.

Необходимость реформирования системы международных организаций, в том числе торговых организаций, очевидна. Но прежде, на наш взгляд, целесообразно вспомнить, что представляет собой существующая система межгосударственного регулирования сырьевых рынков, почти во все организации которой входит Россия.

Цены на многие сырьевые товары характеризуются значительной неустойчивостью из-за влияния различных факторов (погоды, сезонности, спроса и предложения, спекулятивных биржевых операций и т.д.). Колебание цен на многие товары может достигать более 100% в течение года, иногда 10-15% - в течение месяца.

Цены на сырьевые товары характеризуются также множественностью в связи с различием сортов, торговых площадок, сроков поставок. Особенности ценообразования на сельскохозяйственные сырьевые товары связаны с существованием различных производственных циклов этих культур и действием на них неблагоприятных погодных условий.

Торговля многими сырьевыми товарами на мировом рынке осуществляется на биржах, а цены на такие товары во внешней торговле ориентируются на биржевые поставки (пшеницы, кукурузы, кофе, сахара, нефти, меди, никеля, свинца, цинка и т.д.). Некоторые товары продаются на аукционах, которые определяют мировые цены (чай, хлопок, овощи, фрукты и т.д.). Для отдельных сырьевых товаров в качестве мировых цен служат экспортные или импортные цены основных экспортеров или импортеров. Динамика мировых цен в значительной степени зависит и от внешнеторговой политики стран-экспортеров и стран-импортеров сырьевых товаров, например использования тарифного и нетарифного регулирования, субсидирования экспортной продукции и т.д.

В связи с большими колебаниями мировых цен на сырьевые товары на межгосударственном уровне принимаются различные  меры по стабилизации отдельных товарных рынков. Это и международные товарные соглашения, в которых участвуют импортеры и экспортеры товаров, и создание различных организаций производителей и экспортеров отдельных сырьевых товаров.

В современной системе международного регулирования мировой торговли важное место занимают международные товарные соглашения (МТС), представляющие собой многосторонние межправительственные договоры, в рамках которых государства-участники координируют и согласовывают совместную политику по экспорту и импорту важнейших сырьевых товаров: кофе, какао, пшеницы, натурального каучука и т.д. Фактически МТС представляют собой одно из средств межгосударственного регулирования мировых рынков сырьевых товаров.

Подавляющее большинство МТС разрабатывались в рамках или под патронажем Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 70-х годах прошлого века, то есть в период сравнительно благоприятной ценовой конъюнктуры и роста доходов развивающихся стран от экспорта сырьевых товаров. В рамках ЮНКТАД в 1976 году была принята Интегрированная программа для сырьевых товаров, главной целью которой было обеспечение стабильных и равноправных условий торговли 17 сырьевыми товарами. Программа предусматривала также ряд мер по приданию стабильности и предсказуемости мировых рынков сырья. Целью программы было улучшение условий на мировых рынках для сырьевых товаров, занимающих особо важное место в экспорте развивающихся стран. Через финансирование создания буферных запасов определенных сырьевых товаров предполагалось добиться стабилизации цен и расширения участия развивающихся стран в производстве и экспорте сырьевых товаров. Финансирование Интегрированной программы для сырьевых товаров возлагали на специально созданный для этой цели Общий фонд для сырьевых товаров ЮНКТАД.

Общий фонд для сырьевых товаров (ОФСТ) - это международная межправительственная организация, созданная по инициативе ЮНКТАД, ставящая своей целью финансирование проектов, направленных на развитие мировых рынков сырьевых товаров.

Членами фонда в настоящее время являются 106 стран. В основном это промышленно развитые (за исключением США) и развивающиеся страны.

Общий фонд сконцентрировал свое внимание на всесторонней поддержке и развитии экспортно-ориентированных сырьевых товаров за счет финансирования их производства, повышения качества и продуктивности, улучшения маркетинга и распространения передовых технологий в беднейших странах мира.

Средства Общего фонда содержатся на двух независимых друг от друга счетах. Средства первого счета состоят в основном из подписки членов на акции прямо вносимого капитала и чистой прибыли, которая может быть получена от операций в рамках первого счета. Основная часть второго счета включает в себя добровольные взносы, заемные средства на льготных условиях и чистый доход, который может быть получен в рамках второго счета. Прямо вносимый капитал, перечисленный на первый счет, используется для повышения кредитоспособности фонда, для покрытия административных расходов, а также в качестве оборотного капитала. Средства второго счета предназначены для финансирования проектов, проведения исследований и разработок, направленных на развитие сырьевых товаров и улучшение структурных условий рынков, долгосрочной конкурентоспособности и перспектив конкретных сырьевых товаров.

По состоянию на 2010 год капитал Общего фонда по первому счету составлял 164 млн. долларов, доля Российской Федерации - 12,2 млн. долларов, или 853 акции. По второму счету капитал составлял 126 млн. долларов. За Российской Федерацией доля по второму счету не значится.

За каждой страной - участницей Общего фонда закрепляются 150 голосов, а также голоса, количество которых определяется в зависимости от ее долевого участия в фонде. Дополнительные голоса предоставляются при добровольной подписке участника на нераспределенные и дополнительно выпущенные акции фонда. В Общем фонде Россия обладает 4257 голосами, то есть находится на третьем месте по количеству голосов после Японии (5502) и Германии (4362).

К настоящему времени Общий фонд одобрил более 226 проектов на сумму свыше 452,7 млн. долларов, из которых 51% финансируется Общим фондом, а остальное финансирование осуществляется различными организациями, предприятиями и институтами стран - участниц проектов.

Участие России в ОФСТ позволяет российским компаниям, задействованным в производстве сырьевой продукции, использовать возможность внедрения проектов, разработанных совместно с ОФСТ, для совершенствования инфраструктуры по производству и торговле сырьевыми товарами. Учитывая специфику российского рынка сырья, а также необходимость в привлечении новых иностранных инвестиций  и технологий в производство, представляется целесообразным развитие и укрепление отношений с Общим фондом для сырьевых товаров для внедрения новых проектов ОФСТ на территории России.

К международным организациям по сырьевым товарам относятся, в частности, международные организации, в которых участвуют как производители (экспортеры), так и потребители (импортеры) данного сырьевого товара. В этом их главное отличие от сырьевых картелей, в которых обычно участвуют или только экспортеры, или только импортеры данного сырьевого товара.

Международные товарные соглашения, на базе которых действуют международные организации, представляют собой многосторонние межправительственные соглашения, заключаемые в целях сбалансирования спроса и предложения, стабилизации ценовых параметров, ограничения монопольной деятельности транснациональных корпораций.

Различают три вида международных соглашений:

1) стабилизационные соглашения заключаются для стабилизации и уравновешивания спроса и предложения. В них предусмотрены квоты на объем сырья. Такие соглашения заключаются в отношении никеля, олова, цинка, алюминия, меди, кофе, какао, каучука;

2) административные товарные соглашения заключаются для статистического анализа сырьевых рынков и выработки рекомендаций по ведению торговли отдельными видами товаров, например сахаром, а также пшеницей и другими зерновыми;

3) международные товарные соглашения по мерам развития направлены на создание и развитие экспортно-ориентированных производств сырья. Такие соглашения заключены по джуту, тропической древесине, растительному и оливковому маслу.

Некоторые соглашения предусматривают создание соответствующих международных организаций со своим секретариатом. Заключается соглашение о штаб-квартире с правительством страны, проявившей заинтересованность в размещении у себя данной организации.

Как правило, соглашения заключаются на срок три-пять лет с возможным продлением. До истечения срока действия соглашения может быть разработано новое, при этом выполняются все вышеперечисленные процедуры, необходимые для вступления его в силу. Сама организация продолжает функционировать, выполняя функции, возложенные на нее новым соглашением.

Международные организации (МО), в частности Международная организация по какао (МОКК), Международная организация по кофе (МОК), Международная организация по натуральному каучуку (МОНК), Международная организация по сахару (МОС), Международная организация по тропической древесине (МОТД), имеют возможность регулировать международные товарные рынки через механизмы, прописанные в соответствующем товарном соглашении. К таким механизмам прежде всего относится создание буферных, или стабилизационных, запасов, а также распределение квот на производство и экспорт того или иного сырьевого товара.

Международные советы (МС), в отличие от международных организаций, не обладают правосубъектностью и не предусматривают специальных механизмов регулирования рынков. Они создавались в рамках международных товарных соглашений для содействия их реализации путем регулирования отношений между участниками соглашений, предоставления им информации о состоянии и тенденциях развития соответствующего мирового товарного рынка и принятия мер по регулированию мировых цен. В настоящее время действуют Международный оливковый совет (МСОМ), Международный совет по зерну (МСЗ), Международный совет по олову (МСО). Их рабочими органами являются пленарные сессии, комитет, секретариат.

Международные исследовательские группы по сырьевым товарам (МИГ), в частности Международная исследовательская группа по свинцу и цинку (МИГСЦ), Международная исследовательская группа по меди (МИГМ), Международная исследовательская группа по никелю (МИГН), Международная исследовательская группа по джуту (МИГД),  - это межправительственные многосторонние организации, действующие в рамках или под эгидой ЮНКТАД. Их целью является обсуждение актуальных проблем развития мировых товарных рынков и принятие по ним необходимых рекомендаций странам-участницам.

В рамках Интегрированной сырьевой программы ЮНКТАД финансирование с первого и второго счетов ОФСТ получают международные организации (МО), международные советы (МС), международные исследовательские группы (МИГ), международный консультативный комитет по хлопку (МККХ)*. (*Более подробно см.: http://www.cfc.org)

Мировой финансово-экономический кризис, пришедший после энергетического и продовольственного кризисов, выявил серьезные структурные недостатки всей системы международных экономических организаций, в том числе и торговых. Несостоятельность международных организаций оказалась в том, что они не смогли принять меры по предотвращению возникновения и распространения кризисов и по сокращению их разрушительных последствий. Например, политика в торговых организациях осуществлялась и осуществляется развитыми странами через такие нетарифные инструменты, как государственные закупки, субсидии, создание буферных запасов и т.д., поддерживающие национального производителя, несмотря на то что это подрывает основную идею ВТО по либерализации экономики.

Но в чем состоят причины упадка системы международных организаций? Причин множество. Это и неумение работать с глобальными рынками и глобальными рисками, и рост инфляции, и рост международных спекуляций товарными фьючерсами (нефть, сахар и другие сырьевые товары), и отсутствие в течение многих лет реорганизации международных институтов, и усиливающаяся глобализация рынков, и интернационализация производства, и усиление роли развивающихся стран и развивающихся рынков в мировом хозяйстве и многие другие. Однако основной причиной в последнее время стали называть неправильное управление, а следовательно, и структуру международных институтов. Реорганизация системы международных институтов, в том числе системы международных торговых организаций и соглашений, назрела, и проведение ее необходимо.

Во-первых, это позволит изменить сложившуюся систему членства и представительства в международных организациях. Развивающиеся страны, развивающиеся финансовые и товарные рынки требуют большего внимания и контроля, а в период кризисов и колебаний цен  - конкретной оперативной помощи. Важно изменить политику международных организаций, которые должны руководствоваться на практике, а не в декларациях, целями устойчивого развития всего мирового хозяйства, а не быть инструментом влияния развитых стран, действующих исключительно в национальных интересах. Необходимо обеспечить в международных организациях справедливое голосование и выражение подлинных интересов и потребностей стран, что поможет реально оценивать экономическую ситуацию в отдельных регионах и на отдельных рынках.

Во-вторых, реформирование международных институтов должно акцентировать внимание на главной функции в быстроменяющейся глобальной мировой экономике - мониторинге и контроле. Это обеспечит своевременное выявление колебания и нестабильности отдельных рынков и национальных экономик, а также ошибок и недочетов работы самих организаций, их анализ и разработку программ и проектов по реорганизации и совершенствованию.

Что касается непосредственно регулирования международной торговли, то в нем сохраняется двойственный подход - «глобализм-регионализм». С одной стороны, развитие региональных интеграционных процессов и подписание региональных торговых отношений охватывает около 2/3 объема всей мировой торговли. С другой - в рамках ВТО продолжаются попытки выработки единых правил торговли не только товарами, но и услугами, технологиями и другими видами интеллектуальной собственности. В то же время развивается торговля на основе торговых соглашений не между странами, а различными интеграционными блоками.

Таким образом, система международных торговых организаций и торговых соглашений должна быть реформирована для решения двусторонней задачи: во-первых поиска новых инструментов, правил, стандартов регулирования усложняющейся международной торговли сырьевыми товарами, а также способов разрешения возникающих споров в связи с расширением своего мандата и потребностью в усилении взаимодействия с другими международными регуляторами; во-вторых, разработки теоретических подходов и практических шагов по формированию новой системы международной торговли с максимально возможным сочетанием двух нарастающих тенденций - «глобализма» и «регионализма». Этот процесс представляет огромный интерес для Российской Федерации, вступающей в ВТО, участвующей практически во всех международных торговых организациях системы ООН и активно создающей региональные интеграционные соединения в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС, Единого экономического пространства СНГ.