Бурные события, которые вспыхнули в Египте 25 января 2011 года и привели к отстранению от власти 11 февраля Президента Хосни Мубарака, вызвали немало вопросов. Какова главная причина этих событий? Кто инициировал их? Стояли ли за этими событиями внешние силы? И каково будущее этой страны? Как человек, которому Египет дорог и хорошо знаком (я работал в этой стране 15 лет, с начала 1986 по конец 2000 г.), позволю себе высказать некоторые соображения.

Прежде всего, главная причина этих событий - политическая, а не социальная. Инициатором выступлений стала молодая неформальная либеральная оппозиция, быстро набиравшая силу в последние годы.

Экономический бум

После 2004 года, когда министерские посты в экономическом блоке правительства заняли молодые (по египетским меркам) и успешные бизнесмены, развитие Египта значительно ускорилось. В страну потекли потоки иностранного капитала. Египет и до этого был привлекательным для инвесторов: выгодное географическое положение, современная инфраструктура, политическая стабильность, низкий уровень цен, емкий внутренний рынок, избыточная рабочая сила. Не хватало лишь малого: упростить процедуру капвложений, что новое правительство и сделало. Накануне наступившего в конце 2008 года мирового экономического кризиса темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) в Египте превышали 7%1. В годы кризиса они снизились примерно на 2%, но все равно оставались достаточно высокими. По данным Интернет-энциклопедии Wikipedia, ВВП Египта оценивался в 2010 году в 496,6 млрд. долларов (с учетом индекса PPP - purchasing power parity), а ВВП на душу населения - 6347 долларов2. Валютные резервы страны составили 36 млрд. долларов3.

Египет превратился в современное государство. По сообщениям египетской печати, в 2010 году в стране было 56 млн. мобильных телефонов и 22 млн. пользователей Интернета4. Гордость египтян - «умная деревня», построенная в новом веке в начале «пустынного шоссе» из Каира в Александрию. В ней располагаются офисы нескольких десятков египетских и иностранных компаний, специализирующихся в области информационных технологий. В 2009 году число сотрудников этих компаний достигло 25 тыс. человек5.

Бурный экономический рост резко увеличил численность нового среднего класса, образованного и материально благополучного. Свидетельство тому - статистика продаж легковых автомашин. Так, в 2004 году были проданы всего 72 тыс. новых автомашин, а в 2007 году - уже 228 тысяч6. Но одновременно обострились и социальные проблемы. Увеличился разрыв между имущими и неимущими; в результате роста потребления со стороны нового среднего класса и повышения мировых цен на продовольствие, многие виды которого Египет импортирует, заметно выросли цены на ряд товаров и услуг.

Нельзя сказать, что власти вообще игнорировали социальные проблемы страны. Но дело в том, что ресурсы Египта ограничены, а население растет на 1,5 млн. человек в год. Когда в 1981 году Мубарак впервые стал президентом, египтян было 44 млн. человек7, а сейчас их уже больше 80 миллионов. И всех надо накормить, дать им крышу над головой, образование, медицинское обслуживание, а повзрослевшим - и работу. Уже тот факт, что за эти годы в стране не было социального взрыва, говорит о том, что власти не сидели сложа руки. Не буду утомлять читателя цифрами, приведу лишь одну: с 2004 по 2009 год в стране построены 6 тыс. школ8. Появились десятки, если не сотни, и других новых социальных объектов. Правительство продолжало, несмотря на давление со стороны Международного валютного фонда, субсидировать горючее, основные продукты питания, общественный транспорт, причем величина средств бюджета, выделяемых на субсидии, постоянно росла. Так, если в 2004/2005 финансовом году субсидии составляли 9,0% ВВП, то в 2008/2009 - уже 9,2% ВВП9. 55 млн. египтян пользуются продовольственными карточками, по которым ежемесячно можно приобрести некоторое количество продуктов первой необходимости по символическим ценам10.

В первые дни после отстранения Мубарака от власти по Египту прошли забастовки и демонстрации с требованиями повышения зарплаты. Но, на мой взгляд, причины их были вторичными по сравнению с политическими. Манифестанты на знаменитой ныне площади Тахрир требовали не хлеба, как в январе 1977 года, а свободы. Добившись ухода Мубарака, люди решили, что могут теперь добиться и улучшения своего материального положения, тем более что за 18 дней демонстраций оно, как очевидно, ухудшилось. Впрочем, власти приняли решение индексировать на 15% зарплату бюджетников с 1 апреля11.

Самая острая социальная проблема страны - не бедность, а безработица. По официальным данным, она составляла в 2009 году 8,8% трудоспособного населения, снизившись с 11,2% в 2005 году12. Однако многие эксперты считают, что фактически уровень безработицы значительно выше. Причем основная часть безработных - это молодежь, в том числе и с университетскими дипломами в кармане. Ускорение экономического роста, как показывают приведенные выше цифры, давало надежду на смягчение этой проблемы.   

Но либеральная экономика - это не только способ хозяйствования, это целая жизненная философия, требующая адекватной политической системы. Понять это престарелое руководство Египта не смогло.

Египтом правила геронтократия, причем руководящие посты по много лет занимали одни и те же люди. Хосни Мубарак родился 4 мая 1928 года, он находился у власти с октября 1981 года. Председатель Народного собрания (парламента) Фатхи Сурур - 9 июля 1932 года, он занимал этот пост с декабря 1990 года. А председатель Консультативного совета (Шура) Сафват Шериф родился 13 декабря 1933 года, до этой должности, на которую он вступил в 2004 году, Шериф 22 года был министром информации. Не собираюсь обвинять этих людей в старческом слабоумии. Но вряд ли они, как наш Медведев, начинали свой рабочий день с просмотра сообщений в Интернете.

 

Причины для гнева

Кстати сказать, в организации выступлений в Египте, как за несколько дней до этого в Тунисе, ключевую роль сыграл именно Интернет и его социальные сети. Через них еще в середине «нулевых» годов стали формироваться группы противников режима - Движение 6 апреля (названное так в память о протестных выступлениях 6 апреля 2008 г.), Молодежь за свободу и справедливость, Народный фронт свободы, группа Мухаммеда аль-Барадеи. Инициатором же «Дня гнева» 25 января этого года стал 30-летний Ваэль Гонейм, выходец из благополучной семьи, представитель компании «Google» на Ближнем Востоке. Он завел на Facebook страничку под названием «Каждый из нас - Халед Саид». Этот молодой египтянин погиб 6 июня 2010 года в Александрии от рук полицейского13. Само название странички говорило о том, что в первую очередь молодежь не устраивает полицейский произвол. И вовсе не случайно, что для «Дня гнева» было выбрано именно 25 января. С прошлого года этот день стал официальным праздником, Днем полиции, в память о событиях 1952 года, когда английские оккупационные власти потопили в крови выступление полицейских в Исмаилии.

Главное требование молодой либеральной оппозиции, с которым она вышла на площадь Тахрир 25 января, - отмена чрезвычайного положения. Оно было введено еще в октябре 1981 года, сразу после убийства Президента Садата. В условиях чрезвычайного положения полиция, и особенно государственная служба безопасности, получила очень широкие полномочия и, по существу, вышла из-под юридического контроля. Оппозиционная печать, правозащитные организации не раз сообщали об арестах без предъявления обвинений, побоях и пытках в тюрьмах.

Сохранение чрезвычайного положения власти мотивировали необходимостью борьбы с терроризмом. Действительно, в 1990-1997 годах Египет захлестнула волна террористических актов, организованных радикальными исламистами. Они совершали покушения на государственных деятелей и светских интеллектуалов, взрывали банки, убивали иностранных туристов. Волну эту властям удалось сбить, но чрезвычайное положение осталось, а вместе с ним - и систематические нарушения прав человека со стороны сотрудников службы безопасности. Вот почему в конце февраля, уже после отстранения от власти Мубарака, толпы людей громили управления службы безопасности по всей стране, и вскоре переходное правительство распустило это подразделение Министерства внутренних дел.

Другое требование молодых оппозиционеров - не допустить «передачи власти по наследству». Дело в том, что еще в середине «нулевых» годов на страницах оппозиционной печати появились сообщения, будто Президент Мубарак прочит на свое место младшего сына - Гамаля. И отец, и сын не раз опровергали эти сообщения, никто из высшего эшелона власти никогда их публично не озвучивал. Наоборот, они говорили, что кандидатом на предстоящих в сентябре 2011 года президентских выборах от правящей Национально-демократической партии может быть только сам президент. Регулярно бывая в последние годы в Каире, я неизменно спрашивал своих хорошо информированных друзей из числа иностранных журналистов: что, действительно существует возможность замены старшего Мубарака младшим? И всегда получал ответ: нет, это маловероятно. Не исключено, что кто-то из противников Мубарака нарочно вбросил эту «идею» в общественное мнение, чтобы дискредитировать его. Многие ей поверили, что значительно усилило недовольство президентом. Гамаль Мубарак в последние годы занимал ключевую позицию руководителя политического совета правящей партии. А ведь именно ее кандидат, если бы не нынешние события, имел все шансы стать президентом Египта на выборах в сентябре этого года! «Революция опрокинула возможность «передачи власти по наследству» (если такой сценарий действительно существовал)», - утверждает видный египетский политолог Абдель Монейм Саид14.

Между прочим, именно Гамаль Мубарак, выпускник Американского университета в Каире, финансист, работавший в начале 1990-х годов в лондонском филиале «Bank of America», стал «отцом» экономического рывка Египта в «нулевые» годы. Точнее, не он сам, а его друзья-бизнесмены, занявшие в 2004 году с его подачи экономические посты в правительстве - министр инвестиций Махмуд Мохиэддин (осенью прошлого года он был назначен одним из директоров Всемирного банка) и министр промышленности и внешней торговли Рашид Мухаммед Рашид. Однако побочным эффектом их деятельности стало сращивание бизнеса с бюрократией, что повлекло за собой небывалый размах коррупции - явление, по-видимому, универсальное для развивающихся либеральных экономик. Вообще-то на бытовом уровне коррупция в Египте существовала всегда, без небольшой взятки невозможно было оформить буквально ни одной бумаги. «Оправданием является то, что они (взятки. - В.Б.) помогают плохо оплачиваемым чиновникам получить необходимые денежные средства в обмен на ускорение канцелярской работы», - пишет знаток египетских нравов Джайлан Заян15.         

Но в данном случае речь идет о коррупции совсем другого масштаба. Как известно, американский журнал «Форбс» ежегодно публикует в марте всемирный список миллиардеров. В начале нового века в этом списке появились четверо египтян - Онси Савирис и трое его сыновей, Нагиб (он, кстати сказать, поддержал выступление молодежи), Самих и Нассеф. Их бизнес - строительство, производство стройматериалов, туристические гостиницы, мобильная связь. Из года в год состояние каждого из этой четверки то увеличивалось, то сокращалось, в зависимости от мировой конъюнктуры. Никто из египтян в список «Форбс» больше не входил. А в нынешнем году в этом списке появились еще трое - братья Мансур. Состояние старшего брата, Юсефа, оценивается в 1,8 млрд. долларов, среднего, Мухаммеда (в 2005-2009 гг. он был министром транспорта), - в 2,0 миллиарда, младшего, Ясина, - в 1,8 млрд. долларов16. Братья продают автомашины, контролируют крупнейшую в Египте сеть супермаркетов «Метро» и, главное, занимаются недвижимостью. Одному из них принадлежит роскошный коттеджный поселок «Палм хиллз», построенный на пустынных (то есть изначально принадлежавших государству) землях. Самая распространенная коррупционная схема - покупка государственной земли по «специальной», установленной чиновниками за откат, цене и ее перепродажа, пусть и с застройкой, по цене рыночной. Так вот, получается, что за один, не самый удачный с точки зрения экономической конъюнктуры год, братья по крайней мере удвоили свои состояния. Неудивительно, что среди 28 крупных бизнесменов, арестованных военными по обвинению в коррупции после отстранения Мубарака от власти, оказался и один из братьев Мансур - Ясин17.

Египетская печать полна и обвинений в коррупции в адрес семьи бывшего президента. Некоторые из этих обвинений (например, в том, что Мубарак награбил 70 млрд. долларов) напоминают известную историю о «золоте КПСС», другие, особенно в адрес Гамаля, - больше похожи на истину. Семье Мубарака запрещен выезд за границу, уголовный суд Каира приказал заморозить счета членов семьи в египетских банках. Ведется расследование. Новые власти обратились с призывом к иностранным государствам заморозить счета Мубараков в местных банках.

Крупные коррупционные схемы трудно скрыть от посторонних глаз. Процессы над коррупционерами в эпоху Мубарака были нередки. Но, похоже, в тюрьму попадали лишь особы, не приближенные к власти. Те же, кто был приближен, оставались безнаказанными, и это возмущало общественность. Новые власти ведут расследования по коррупционным обвинениям в отношении тех же Фатхи Сурура и Сафвата Шерифа, бывшего (с 1989 г.) руководителя администрации президента Закарии Азми, бывших премьер-министров Атефа Эбейда и Ахмеда Назифа, а также полудюжины бывших министров18.  

Чаша терпения

Толчком к росту протестного движения стало событие, казалось бы, чисто внешнее - американское вторжение в Ирак в марте 2003 года. 20 марта 20 тыс. египтян вышли на демонстрацию протеста на площадь Тахрир в Каире. Поскольку Президент Мубарак возложил вину за возникший кризис на Саддама Хусейна, то антивоенное выступление приняло и антиправительственный оттенок. Была сформирована новая общественная организация - Движение 20 марта за перемены. К концу следующего года, с приближением очередных президентских и парламентских выборов, общественная активность еще больше возросла. В сентябре 2004 года Движение 20 марта и еще 15 общественных организаций и политических партий сформировали коалицию под названием «Египетское движение за перемены», больше известное как «Кифая» («Хватит!»). Правда, организованные этим движением митинги привлекали в ту пору всего по несколько сот человек .

Не услышать сигналы «снизу» было невозможно, однако шаги в направлении политической либерализации, предпринятые режимом, оказались куцыми. С 2005 года выборы президента стали формально более демократичными - прямыми и проходящими на альтернативной основе, но в условиях господства правящей партии эта система все равно не оставила оппозиции никаких шансов на продвижение к власти своего кандидата. Обещанные Мубараком накануне президентских выборов 2005 года отмена чрезвычайного положения и замена его законом о терроризме, а также перераспределение власти между президентом и правительством в пользу последнего фактически так и остались обещаниями. Чрезвычайное положение было в прошлом году отменено лишь частично, закон о терроризме не был принят, а внесенные в 2007 году поправки в Конституцию, касающиеся перераспределения власти, оказались косметическими и были отвергнуты оппозицией20.

Чашу терпения оппозиции переполнили состоявшиеся накануне Нового года очередные парламентские выборы, на которые она возлагала немалые надежды. Однако правящая партия, по существу, не допустила в парламент кандидатов ни от религиозной оппозиции, ни от оппозиции светской. Из 508 депутатов Народного собрания лишь 14(!) оказались представителями различных оппозиционных сил21. Между тем в Египте, кроме правящей, официально зарегистрированы еще 23 политические партии22, и большинство из них выдвинуло своих кандидатов. Нарушения во время выборов были чудовищными. Об этом говорит такой красноречивый факт: к концу года в апелляционном суде Египта скопилось 1560 жалоб на нарушения в 486 избирательных округах23! Обстановка в стране еще больше накалилась.

Последовавшие вскоре после выборов события в Тунисе и бегство Президента Бен Али воодушевили египетскую оппозицию. Эти события показали, что массовые мирные выступления против режима способны изменить его. До 25 января оставалось несколько дней…

«Цветная революция»?

Как видим, главная причина событий в Египте - чисто внутренняя. Это несоответствие архаичной политической надстройки либеральному экономическому базису. Но существовали и внешние факторы, косвенные и прямые, подтолкнувшие оппозицию к действию. Начну с косвенных.

В советские времена, чтобы не допустить воздействия на людей чуждой социализму идеологии, наши власти просто глушили «вражьи голоса». Других способов пропагандистского воздействия из-за рубежа, кроме радио, в ту пору не было. С появлением Интернета и спутникового телевидения информационные границы государств стали абсолютно прозрачными. В некоторых странах, правда, пытаются цензурировать Интернет, в Саудовской Аравии, например, запрещены «тарелки», без которых принимать спутниковые телеканалы невозможно. Но все эти усилия не слишком эффективны.

Основные информационные потоки идут, естественно, с Запада. Египтяне не находили в них прямых призывов к выступлениям против режима, хотя нередко и встречали его критику за отсутствие в стране должного уровня демократии и полицейский произвол. Но вот чего там было с избытком - так это прямой или завуалированной рекламы западного образа жизни, которая не могла не воздействовать на умы части египтян, особенно представителей нового среднего класса. Как уже отмечалось, в Египте 22 млн. пользователей Интернета, а «тарелки» можно увидеть даже на крышах деревенских домов.

Но был и прямой внешний фактор, воздействовавший на оппозицию. Официальные лица США и Западной Европы в переговорах со своими египетскими коллегами не раз выражали недовольство отсутствием демократии в Египте, нарушениями прав человека. Так, 19 декабря
2005 года Конгресс США принял резолюцию с призывом к Президенту Бушу «выразить с несомненной ясностью разочарование Соединенных Штатов поведением правительства Египта во время президентских и парламентских выборов» и увязать предоставление ему помощи с уровнем прогресса в политических реформах24. Буш не послушал Конгресс, но информация об этой резолюции, как и иная подобная критика Запада, попадала в печать, в том числе и египетскую, создавая у светской оппозиции впечатление, что «заграница нам поможет». Из недавних материалов WikiLeaks явствует, что такая помощь, хотя и в очень ограниченных масштабах, действительно оказывалась. Так, в 2008 году посольство США в Каире, как пишет «Дейли телеграф», «помогло молодому диссиденту посетить организованную при поддержке США встречу активистов в Нью-Йорке». Впрочем, в ту пору американцы посчитали планы либеральной оппозиции изменить в 2011 году режим «крайне нереалистичными»25

Несмотря на то что Египет считался одним из основных союзников США на Ближнем Востоке, у Вашингтона были основания желать замены режима в Каире на более либеральный. Дело в том, что Президент Мубарак проводил в целом патриотическую внешнюю политику, далеко не всегда совпадавшую с политикой США. Разногласия существовали по таким ключевым проблемам, как палестинская, Ирак, борьба с терроризмом, распространение ядерного оружия. Либеральный же режим легче было бы встроить в фарватер своей политики.

Некоторые эксперты называют события в Египте очередной «цветной революцией». Не могу согласиться с этим. «Цветные революции», которые мы наблюдали на Украине, в Киргизии и Грузии, были организованы конкретными политическими партиями во главе с общепризнанным лидером. Эти партии представляли ту часть политической элиты, которая была отстранена от власти более удачливыми конкурентами и стремилась взять реванш. В Египте такого не было. На площади Тахрир собрались разношерстные по своей политической ориентации и партийной принадлежности противники режима. Некому было крикнуть: «Есть такая партия!» И явного вождя у манифестантов не было. Претендовавший на роль лидера Мухаммед аль-Барадеи так им и не стал. Египетская «улица» не знает этого человека, три десятилетия прожившего в Европе, да к тому же для многих египтян он - фигура неприемлемая, поскольку слишком тесно связан с Западом.

«Цветные революции» имели и еще одну особенность. Их активно поддерживали из-за рубежа - и политически, и финансово. Как видим, и этого в Египте не было. На мой взгляд, хотя египтяне и однозначно называют события в стране революцией, это, скорее, исправительное движение. Об этом говорят и поправки в Конституцию 1971 года, одобренные на всенародном референдуме 19 марта. Главная из них - ограничение пребывания президента у власти двумя сроками по четыре года: египтяне устали от фараонов. Остальные поправки направлены на политическую либерализацию государства. Одна из них предусматривает разработку новой Конституции после избрания Народного совета (он был распущен военными). По сути дела, речь идет об обновлении Египта.

За спиной либералов

В отношении Египта в последние годы утвердились два стойких стереотипа. Один из них - что это бедная страна. Отсюда многие эксперты делали вывод, что главная причина недавних событий - социальная. Второй стереотип - что альтернативой режиму Мубарака могут быть только исламисты.

Что касается первого стереотипа, то, надеюсь, что вы, уважаемый читатель, уже убедились в том, что он не соответствует действительности. Со вторым стереотипом дело обстоит сложнее, поскольку переходный период только начался, и когда и чем он закончится, неизвестно. Но кое-какие тенденции уже прослеживаются.

Исламская оппозиция, объединенная главным образом в полулегальной ассоциации «Братья-мусульмане», поначалу не принимала участия в выступлениях, а ее крайнее крыло, фундаменталисты-салафиты, вообще осудило их, поскольку «протесты означают хаос»26. Причина такой позиции руководства «Братьев» состояла в том, что оно прекрасно понимало: после разгона демонстраций репрессии обрушатся в первую очередь на членов ассоциации. Однако давление «улицы», решимость манифестантов идти до конца, до отстранения от власти Президента Мубарака, вынудили руководство «Братьев» изменить позицию. В пятницу, 28 января, десятки тысяч сторонников ассоциации примкнули к манифестантам и оставались на площади Тахрир до 11 февраля. Они держались в тени, но благодаря большому опыту социальной работы сыграли важную роль в жизнеобеспечении манифестантов. Философия «Братьев-мусульман» «базируется на концепции шумулия (всеобщности). Это делает их не столько политической, сколько религиозной, социальной и экономической организацией, - отмечают эксперты. - Противоречие между политикой и религией сделало это движение неуместным в восстании, главный дух которого был политическим»27

Любопытно, что только «Братья-мусульмане» и другие исламисты вместе с бывшей правящей Национально-демократической партией призвали своих сторонников сказать на референдуме «да» поправкам в старую Конституцию, разработанным сформированной военными комиссией независимых экспертов. Для остальных политических сил эти поправки оказались недостаточно радикальными. Одна из главных претензий - сохранение за президентом обширных полномочий. Но, пожалуй, еще важнее их неприятие самого референдума, поскольку он вписывается в объявленный правящим с 11 февраля Высшим советом вооруженных сил графиком шестимесячного переходного периода. Согласно этому графику, в начале лета должны состояться парламентские выборы, а в конце - президентские. Светские участники стояния на Тахрире выступают против проведения парламентских выборов в столь сжатые сроки. Политические партии хоть и многочисленны, но слабы, а молодые либералы вообще организационно не оформлены. В этих условиях, по мнению критиков референдума, победу на парламентских выборах могут одержать наиболее хорошо организованные силы - бывшая правящая партия и исламисты.  

Руководство «Братьев-мусульман» заявляет, что не стремится к большинству в Народном совете и намерено выставить своих кандидатов не более чем в 40% избирательных округов28. Полагаю, что эти планы близки к действительности. Если в столицах значительная часть избирателей голосует на выборах на основе своих политических предпочтений, то в провинции главное - предпочтения местной элиты. Преследуемые властями в последние десятилетия «Братья-мусульмане» просто не имеют достаточного количества кадров, способных в масштабах всей страны побороться за большинство в Народном совете. Показатель этого - их участие в прошлогодних парламентских выборах, когда ассоциация выставила всего 130 кандидатов29 (в Народном совете 508 мест). Руководство «Братьев» также утверждает, что не намерено выдвигать собственного кандидата на пост президента страны. Зато оно планирует сформировать собственную политическую партию. Она будет называться «Партия свободы и справедливости»30.

Конфликты интересов

Характер поправок в Конституцию и проведение референдума по их утверждению показывают, что интересы взбунтовавшейся либеральной молодежи и правящей ныне в стране армейской верхушки далеко не совпадают. Армия - неотъемлемая часть режима, того самого, протестуя против которого, сотни тысяч людей вышли на площадь Тахрир. Фактический глава государства маршал Хусейн Тантауи больше двух десятилетий занимает пост министра обороны. Генералы из Высшего совета вооруженных сил - тоже креатура Мубарака. Как очевидно, они не заинтересованы в полном демонтаже режима. К тому же у армии есть собственные корпоративные интересы, которые всю историю республиканского Египта защищал президент-офицер. Армейская верхушка хотела бы сохранить президентскую форму правления, поставив у руля если не собственного кандидата (возможность его выдвижения генералы публично отрицают), то по крайней мере человека, которому они доверяют. Тем более что глава государства является и верховным главнокомандующим.

Между тем претендентов на пост президента уже почти десяток. Наиболее известные из них - генеральный секретарь Лиги арабских государств, бывший министр иностранных дел Амр Муса и бывший генеральный директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи. Но вот интересная новость: как сообщил 20 марта «Московский комсомолец в Египте» со ссылкой на каирскую газету «Аш-Шурук», в президентской гонке намерен участвовать Ахмед Шафик31, последний премьер-министр, назначенный Мубараком на эту должность уже во время событий. Шафик - генерал-лейтенант в отставке, как и Мубарак, бывший командующий ВВС. С 2004 года он занимал пост министра гражданской авиации. Очевидно, что именно ему из всех возможных кандидатов будут особо симпатизировать военные.  

Референдум по поправкам в Конституцию выявил и еще один конфликт интересов - участников выступлений на Тахрире и «молчаливого большинства». Последнее заинтересовано в первую очередь в стабилизации обстановки, в возвращении к нормальной жизни. Бурные события начала года больно ударили по скромному достатку миллионов людей. Большинство предприятий и учреждений не работало, часть иностранных инвесторов покинула страну, поток туристов резко сократился. Недаром поправки в Конституцию поддержали на референдуме 19 марта 77,2% египтян, участвовавших в голосовании32.

Эхо Тахрира

Хотя события в Египте имели чисто внутренний характер, их эхо разнеслось по всему региону. Неслучайно, что выступления против режима Каддафи в Ливии начались через три дня после отстранения Мубарака от власти. Уставшие от более чем 40-летнего правления полковника, наблюдая сначала за свержением президента у западного соседа, Туниса, а затем и у восточного, Египта, имея на своей территории десятки тысяч тунисцев и полтора миллиона египтян, противники Каддафи взялись за оружие. Несомненно и то, что Тахрир послужил прямым примером для противников Президента Али Абдаллы Салеха в Йемене, которые тоже вышли на демонстрации. Собственно, протестные выступления прокатились практически по всему Арабскому Востоку, хотя их причины были далеко не одинаковыми.

В первые дни выступлений на Тахрире, когда их исход был неясен, очень неуютно чувствовали себя израильтяне. Несмотря на мирный договор, подписанный между Египтом и Израилем еще в 1979 году, для египетской «улицы» восточный сосед, продолжающий оккупировать арабские земли и угнетать палестинский народ, остается врагом. Во время опроса общественности в 2006 году такое мнение высказали 92% египтян33. Посольство Израиля в Каире располагается на двух последних этажах небоскреба, а израильские дипломаты в целях маскировки ездят исключительно на машинах с частными номерами, причем не каирскими, а александрийскими. Среди лозунгов Тахрира был и такой: «Мубарак - агент США и Израиля!» Убийственное для египтянина клеймо!

Опасения Израиля насчет того, что в результате массовых выступлений мирный договор может оказаться под угрозой, ослабли, когда в одном из своих первых коммюнике Высший совет вооруженных сил заявил, что намерен соблюдать все международные обязательства Египта. Но не все так просто. Потепления «холодного мира» между Египтом и Израилем явно не просматривается. Скорее наоборот. Так, видный либеральный деятель и один из кандидатов на пост президента Айман Нур (он уже выставлял свою кандидатуру в 2005 г. и занял второе, после Мубарака, место) заявил 12 февраля по каирскому радио: «С Кэмп-Дэвидом покончено… Египет должен, как минимум, добиться изменения его условий»34. Критикой политики Израиля завоевал популярность в арабском мире Амр Муса. Что касается двусторонних отношений, то тут давно уже главный объект неприязни - поставки египетского газа Израилю. Еще пару лет назад в печать просочились сведения о том, что эти поставки осуществляются по «специальным» ценам.

Поначалу нервничали и США. События явно застали их врасплох. Но с переходом власти в руки армии американцы нервничать перестали. Ведь, как известно, в последние десятилетия США ежегодно предоставляли Египту военную помощь на сумму 1,3 млрд. долларов со всеми вытекавшими отсюда политическими последствиями. Нет оснований полагать, что, пока армия удерживает власть или остается ее опорой, в египетско-американских отношениях что-то серьезно изменится.

В целом же, как считают египетские аналитики, внешняя политика страны, скорее всего, не претерпит в обозримом будущем существенных изменений. «Мы будем стараться меньше давать и больше брать», - сказал один высокопоставленный египетский дипломат35.

А что же Россия? Полагаю, что нам нет оснований беспокоиться за будущее отношений с Египтом. Во время противоборства сторон Москва соблюдала нейтралитет. Отношения с режимом Мубарака строились на равноправной, взаимовыгодной основе, что отразил подписанный в июне 2009 года Договор о стратегическом партнерстве. Египет заинтересован в экономическом сотрудничестве с Россией, в первую очередь в области туризма, в ее активном участии в поисках ближневосточного урегулирования.

Будущее российско-египетских отношений обсуждалось во время визита в Каир 20-21 марта министра иностранных дел Сергея Лаврова. Выразив поддержку новому руководству Египта, он заявил после переговоров со своим египетским коллегой Набилем аль-Араби, что все планы двустороннего торгово-экономического сотрудничества остаются в силе36.

Египет вступил на путь обновления. Вряд ли движение по этому пути будет легким, но оно необходимо для того, чтобы привести одно из древнейших государств мира в соответствие с требованиями XXI века.

 

 

 1Business Monthly. Cairo, November 2008. P. 59.

 2www.wikipedia.org/egypt

 3Al-Ahram Weekly on-line, №1036. 2011.

 4Ibidem. №1001. 2010.

 5Маср. Аль-китаб ас-санауи (Египет. Ежегодник). 2009. Каир, 2009. С. 200.

 6Business Monthly. November 2008.  Р. 50.

 7Арабская Республика Египет. Справочник. М., 1990. С. 205.

 8Маср. Аль-китаб ас-санауи. С. 250.        

 9Там же. С. 223.

10Подробнее об этом см.: Беляков В.В. Египет: плоды либерализации и мировой кризис // Азия и Африка сегодня. 2009. №3. С. 11.

11Al-Ahram Weekly on-line. №1037. 2011.

12Маср. Аль-китаб ас-санауи. 2009. С. 230.

13Al-Ahram Weekly on-line, №1034. 2011.

14Ibidem. №1036. 2011.

15Заян  Дж. Египет. Быт. Традиции. Культура. М., 2008. С. 136.

16http://www.forbes.com/wealth/billionaires/list

17Al-Ahram Weekly on-line. №1038. 2011.

18Ibidem.

19Подробнее об этом см.: Беляков В.В. Египет: рождение «второй республики»? // Азия и Африка сегодня. 2006. №4. С. 16.

20О реформе конституции см.: Беляков В.В. Египет: реформа конституции // Азия и Африка сегодня. 2007. №7. С. 34-36.

21Al-Ahram Weekly on-line, №1025. 2010.

22Маср. Аль-китаб ас-санауи. 2009. С. 52.

23Al-Ahram Weekly on-line. №1034. 2011.

24Цит. по: Беляков В.В. Египет: рождение «второй республики»? // Азия и Африка сегодня. 2006. №4. С. 16.

25http://top.rbc.ru/politics/29/01/2011/535380

26Подробнее о позиции исламистов см.: Tammam H. and Haenny P. Islam in the insurrection? // Al-Ahram Weekly on-line. №1037. 2011.

27Ibidem.

28Al-Ahram Weekly on-line. №1039. 2011.

29Ibidem. №1025. 2010.

30www.rian.ru/world/20110221/336959937.html

31http://www.mkegypt.net, №05-2011

32www.rian.ru/arab_eg/20110320/356032267.html

33Al-Ahram Weekly on-line. №1036. 2011.

34Ibidem. №1035. 2011.

35Ibidem. №1038. 2011.

36www.rian.ru/world/20110321/356351157.html