Дейтон - база военно-воздушных сил США в штате Огайо - без сомнения, является одним из символов нового мирового порядка. Наряду с Брюсселем, Гаагой, Страсбургом и Рамбуйе он ассоциируется с «пересдачей карт» Истории, с определением новых правил политической игры. Напомню, что 21 ноября 1995 года были парафированы документы, вошедшие в историю как Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине (Мирное соглашение). Документ вступил в силу 14 декабря 1995 года после его подписания в Париже. Гарантами соглашения стали США, Великобритания, Франция, Германия и Россия. Вступление в силу данного соглашения положило конец вооруженному противостоянию в БиГ периода 1992-1995 годов, разделило враждующие стороны и обособило территории Республики Сербской и мусульмано-хорватской Федерации.

В целях осуществления международного мониторинга выполнения гражданской части Дейтонских договоренностей был создан Совет по выполнению Мирного соглашения (55 стран) и его исполнительный орган - Руководящий комитет (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Россия, Япония, председатель Евросоюза, КЕС и Организация Исламская конференция, представленная Турцией). Координатором международных усилий является Высокий представитель в БиГ.

За прошедшие с того момента 15 лет мировое политическое пространство пополнилось множеством «замороженных» и «горячих» конфликтов. В урегулировании многих из них так или иначе применялся дейтонский институциональный дизайн. В чьих интересах он активно используется и кому приносит дивиденды, что ожидает страны и народы, согласившиеся на такую модель, - вопросы отнюдь не праздные. Именно поэтому Дейтон не утратил актуальность и сегодня.  

Институциональные основы дейтонской Боснии

При главном политическом и гуманитарном достоинстве Дейтонских соглашений - прекращении открытого вооруженного конфликта - они зафиксировали на десятилетия вперед перераспределение суверенных полномочий БиГ в пользу международных структур и создали громоздкую и неэффективную систему организации власти. Существование БиГ с момента подписания МС находилось под постоянным контролем со стороны институтов внешнего управления - Совета по выполнению МС, Сил по выполнению соглашения (СВС) и Сил Европейского союза (СЕС). Даже Основной закон этого государства появился на свет в качестве Приложения IV к Мирному соглашению1.

По Конституции 1995 года, БиГ представляет особую форму государственно-территориального устройства, которую условно можно назвать «мягкой федерацией», состоящей из двух образований (энтитетов): Федерации БиГ (мусульмане2 и хорваты) и Республики Сербской (РС). Оба образования обладают высокой степенью самостоятельности в политической, экономической, военной и других сферах, в то время как полномочия государственных институтов БиГ (Конституция, ст. III, п. 1) достаточно ограничены.

«Государство переходного периода», или дейтонская Босния, формировалось исходя из трех принципов: (1) передачи почти всей полноты власти национальным субъектам (образованиям); (2) четкого соотношения национального представительства трех «основных» народов во всех центральных органах власти (1:1:1) и права вето; (3) временного участия ООН, ЕС и НАТО в работе основных секторов госуправления и контроле над политическими институтами страны.

На практике эти принципы реализованы в системе организации центральной власти. Высший законодательный орган БиГ - Парламентская ассамблея БиГ - состоит из двух палат: Палаты народов и Палаты представителей. В Палату народов входят 15 делегатов, избираемых парламентами двух образований: десять от Федерации БиГ (пять мусульман и пять хорватов) и пять от РС. Палата представителей включает 42 избранных прямыми выборами депутата: 28 от Федерации БиГ и 14 от РС. Для принятия любого закона требуется согласие обеих палат. Все законодательные акты палаты принимают простым большинством при условии, что против не проголосовало 2/3 или более депутатов любого из Образований. Помимо этого любая из трех национальных делегаций Палаты народов может объявить большинством своих избранных членов, что предложенное решение нарушает «жизненно важные интересы» соответствующего народа - аналог права вето. В этом случае для принятия решения Парламентской ассамблеей требуется большинство голосов присутствующих и голосующих членов каждой из делегаций.

Роль главы государства играет Президиум БиГ, в состав которого входят три человека: один серб, выбранный всенародным голосованием в РС, один хорват и один мусульманин, избранные всенародным голосованием в Федерации БиГ. Срок полномочий членов Президиума - четыре года. Члены Президиума назначают (из своего состава) его председателя. В компетенцию Президиума входят вопросы внешней политики, координация деятельности двух образований, гражданское командование вооруженными силами каждого из субъектов через постоянный комитет по военным вопросам, назначение главы совместного правительства, представление предложений по бюджету и др.

Последние президентские выборы в БиГ прошли 3 октября 2010 года, на которых два из трех президентов - серб Небойша Радманович и хорват Желько Комшич были переизбраны. Принципиальным, с моей точки зрения, является поражение одного из самых радикальных мусульманских политиков - Хариса Силайджича. Вместо него был избран умеренный Бакир Изетбегович, сын первого президента БиГ и самого активного борца с сербской автономией, идеолога исламского государства на территории современной Боснии Алии Изетбеговича.

Исполнительная власть в БиГ осуществляется Президиумом и Советом министров. Кандидатуру премьер-министра предлагает Президиум и утверждает Палата представителей. Ввиду невозможности прийти к соглашению относительно единой кандидатуры главы правительства Парламентская ассамблея в 1997 году приняла закон, по которому пост премьера делился между тремя представителями - мусульманином, хорватом и сербом. Однако в феврале 2000 года парламент утвердил новый закон, согласно которому Совет министров возглавляет один человек (а не три), сменяемый каждые восемь месяцев представителем другой «основной национальности». При формировании кабинета министров опять учтен принцип этнической пропорциональности, то есть  не более 2/3 членов кабинета министров вправе быть представителями Федерации БиГ3.

Принцип этнического представительства также жестко зафиксирован в государственном устройстве Федерации БиГ, Конституция которой вступила в силу 30 марта 1994 года. В соответствии с ней территория Федерации БиГ разделена на десять кантонов, в пяти из которых большинство составляют мусульмане, в трех – хорваты, в двух – смешанное мусульманско-хорватское население. По форме правления Федерация БиГ представляет собой парламентскую республику. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту. В Палату представителей входит 140 человек, которые выбираются на четырехлетний срок путем прямого голосования по пропорциональной системе вне зависимости от их национальности. Палата народов состоит из 30 мусульман и 30 хорватов, которые назначаются ассамблеями кантонов, а также 12 представителей «других национальностей», главным образом сербов. Их количество в Палате народов пропорционально количественному составу сербов относительно двух «основных» этнических групп в каждом кантоне. Однако только депутаты-мусульмане и депутаты-хорваты обладают правом накладывать вето на любое законодательство, которое они сочтут ущемляющим «жизненно важные интересы» представляемых ими народов4.

Главой государства в Федерации БиГ является президент, для избрания которого установлена особая процедура. Собрания делегатов боснийских мусульман и хорватов в Палате народов выдвигают по одному кандидату на посты президента и вице-президента, которые подлежат последовательному утверждению нижней и верхней палатами парламента, причем за них должно проголосовать большинство как мусульманских, так и хорватских делегатов в Палате народов. Избранные таким образом лица в течение четырехлетнего срока полномочий ежегодно чередуются на посту соответственно президента и вице-президента5.

Всей полнотой исполнительной власти в Федерации обладает правительство, каждый министр которого, включая премьера, имеет заместителя, представляющего другую «основную» национальность. Внутренняя структура исполнительной власти предполагает обязательное разделение полномочий, в соответствии с которым по крайней мере 1/3 министерских портфелей принадлежит хорватам. Кроме того, 1/3 министров-мусульман или 1/3 министров-хорватов обладает правом вето по поводу наиболее важных решений. Кабинет может быть смещен президентом с согласия вице-президента или вотумом недоверия, принятым большинством в каждой палате парламента. Президент освобождает от должности министров и заместителей министра по предложению премьер-министра6.

Все кантоны Федерации БиГ также имеют парламентскую форму правления. В двух кантонах со «смешанным» населением действует особый режим, характеризующийся ротацией по этническому принципу в органе самоуправления кантона и правом накладывать вето на решения ассамблеи кантона в случае, если затронуты «жизненно важные интересы».

В Республике Сербской действует Конституция, принятая 14 сентября 1992 года7, но серьезным образом трансформированная за годы реализации МС. По форме правления РС - президентско-парламентская республика. Законодательная власть принадлежит состоящей из 83 депутатов Скупщине, избираемой всеми гражданами РС путем прямого голосования на пропорциональной основе8. Глава государства - президент, избираемый населением вместе с вице-президентами на пятилетний срок, но не более двух сроков подряд. Президент является главнокомандующим вооруженными силами и наделен широкими полномочиями в области обороны и безопасности. Он обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принятых Скупщиной, а также правом ее роспуска в случае правительственного кризиса.

Исполнительная власть принадлежит президенту и правительству. Кандидат на пост премьер-министра, назначаемый президентом, представляет парламенту программу правительства и список министров.

Правительство считается избранным, если за него проголосовало большинство общего числа Скупщины, которая может выразить правительству вотум недоверия. Особое место в политической системе дейтонской Боснии занимает район Брчко9.

Принцип жесткой пропорциональности национальных сегментов в исполнительных и законодательных органах власти общего государства и сегментарных образований определяет коалиционный характер правительства и парламента БиГ, в противном случае оно бы вообще не могло работать. Осуществление власти большой коалицией партий и лидеров, представляющих значимые этнические группы10, одновременно выявляет плюсы и минусы МС. Формирование и деятельность коалиционного правительства БиГ всегда сопряжены с огромными трудностями, так как «основные» народы не только принципиально разделены по этноконфессиональному принципу, но и несут в себе глубокие внутренние расколы, связанные с доминирующей патриархальной культурой, с сохранившимися традициями патримониальной организации политического порядка, с глубоко укоренившимися местничеством и клановостью.

 

Внешнее управление - дамоклов меч или гарантия целостности?

Наличие Конституции и иных правовых актов само по себе не означает состоятельности государства. Это утверждение в отношении БиГ имеет особое значение. Дело в том, что казус Дейтона - это прежде всего определение и решение всех «жизненно важных вопросов» международными структурами.

Фактор политического присутствия наднациональных структур в процессе становления и развития современной БиГ заслуживает особого внимания благодаря институту Высокого представителя (ВП), которому в соответствии с МС принадлежит ведущая роль в выполнении гражданских аспектов данного соглашения, мониторинге и координации мирного процесса. ВП имеет широкие властные полномочия, вплоть до введения в действие на временной основе законов и снятия с постов любых должностных лиц за обструкцию имплементации МС11. Высокого представителя назначает СБ ООН. С 1 июля 2007 года по конец декабря 2008 года этот пост занимал словацкий дипломат Мирослав Лайчак*.(*26 января 2009 г. Мирослав Лайчак возглавил МИД Словакии.)

 14 марта 2009 года Высоким представителем был назначен бывший посол Австрии в Словении Валентин Инзко, до этого обязанности ВП исполнял глава международной миссии в районе Брчко Рафи Грегориан.

Показательно, что за время существования «государства переходного периода» полномочия ВП были существенно расширены. Он получил право принимать более решительные меры по активизации деятельности центральных институтов власти, в том числе отстранять от должности официальных лиц, расходящихся с международным посредником во мнении по тем или иным вопросам, и смещать лиц с выборных должностей, заменяя их собственными кандидатами. Кроме того, был введен принцип согласования политических, экономических и иных решений, который распространяется даже на послов, аккредитованных в БиГ. В последнем случае это мотивируется задачей минимизации конфликтных ситуаций12.

За последние 15 лет приоритеты деятельности Аппарата Высокого представителя (АВП) менялись, но неизменным оставалось «окончательное право толкования (курсив мой. - Е.П.) гражданских аспектов осуществления МС, вынесения рекомендаций, а также обязательных решений, которые он считает необходимыми»13. С 2007 года ВП работает над реализацией задач, поставленных Руководящим комитетом Совета по выполнению МС еще в декабре 2003 года14. Речь идет о выполнении пяти задач и двух условий для успешного свертывания АВП и вступления БиГ в ЕС и НАТО.

В качестве задач Совет по выполнению МС определил: (1) приемлемое и окончательное урегулирование вопроса о разделе государственного имущества; (2) приемлемое и окончательное урегулирование вопроса о распоряжении оборонным имуществом; (3) завершение выполнения Окончательного арбитражного решения по району Брчко; (4) обеспечение финансовой устойчивости; (5) укрепление законности.

Одно из обязательных условий уже выполнено - Соглашение о стабилизации и ассоциации с ЕС (ССА) было подписано 16 июня 2008 года. Осталось стабилизировать политическую обстановку и ситуацию в сфере безопасности, относительно чего Советом по выполнению МС должна быть вынесена положительная оценка. Таким образом, медленная ревизия Дейтонских соглашений направлена на серьезную трансформацию политического порядка в БиГ. С одной стороны, на перераспределение власти образований на общегосударственный уровень, то есть сокращение их полномочий; с другой - на решение проблемы безопасности. Именно в этом ключе стоит рассматривать создание объединенных вооруженных сил, центрального министерства обороны и общегосударственной полиции. В течение прошлого года готовилась реформа разведки, то есть объединение спецслужб энтитетов.

Большинство экспертов и аналитиков убеждены в том, что процесс боснийского урегулирования, связанный с выполнением МС, вступил в заключительный этап. Реализация этого документа приближается к своему логическому завершению, осуществляемые в БиГ глубинные многоплановые реформы в названных сферах уже лишили энтитеты значительной доли независимости. Готовящиеся масштабные изменения сердцевины Дейтона - Конституции страны знаменуют собой формирование в БиГ качественно иной ситуации - превращение страны в «жесткую» федерацию, полностью подконтрольную НАТО.

Например, главную цель преобразований в военной сфере - строительство компактных, современных, единых вооруженных сил - следует рассматривать исключительно как предпосылку для вступления в НАТО. Единые мультиэтнические Вооруженные силы БиГ численностью
10 тыс. человек (плюс 5 тыс. - активный резерв) комплектуются по критериям профессионализма и добровольности, а их реструктуризация идет строго по натовским стандартам. Не менее показательна перестройка местной полиции, разделенной по административно-территориальному признаку на 12 не связанных между собой элементов (в PC, Брчко и десяти кантонах ФБиГ). Полицейская реформа рассматривалась еврочиновниками как необходимое условие для переговоров с БиГ по ССА.

Анализируя развитие ситуации в Боснии, следует помнить, что суть казуса Дейтона заключается в институтах внешнего управления. На сегодняшний момент помимо Аппарата ВП это СЕС и НАТО, являющиеся правопреемниками Сил по стабилизации (СПС)15. СБ ООН подтвердил, что эти структуры могут принимать любые решения, включая применение силы, для обеспечения соблюдения приложений I-А и II к МС*, (*Приложение I - единственное не парафированное Россией из Дейтонских соглашений в силу своей беспрецедентности (свободное передвижение войск НАТО по всей территории БиГ, использование любого движимого и недвижимого имущества в своих целях и т.п.).

 касающихся свободного передвижения военных сил альянса по территории республики, и резолюций Совбеза (п. 7). Формально мандат НАТО на присутствие в БиГ истек 2 декабря 2005 года. Однако альянс сохранил свой штаб в Сараево и остался гарантом МС, что и было подтверждено Резолюцией СБ ООН №1845 (п. 11).

Кроме того, СЕС продолжают обеспечивать присутствие в БиГ боеспособных вооруженных сил численностью около 2500 (в ноябре 2008 г. - 2200, в 2005 г. - 7000) военнослужащих и сохранять потенциал развертывания резервных сил стратегического назначения. СЕС имеют свой штаб в Сараево, а также группы связи и наблюдения на всей территории страны, и способны в сжатые сроки развернуть войска по всей стране. СЕС дополняются Полицейской миссией ЕС, мандат которой по просьбе Президиума БиГ Европейский союз решил продлить еще на два года. Политическое руководство миссией осуществляет также ВП.

Таким образом, Босния и Герцеговина как государство не имеет какой-либо свободы действий по всем направлениям внутренней политики. Внешнее управление распространяется не только на полицию, оборону, судебную систему, но и разведку. Агентство разведки и безопасности БиГ находится в буквальном смысле «под колпаком» у Высокого представителя, регулярно представляя ему доклады о своей деятельности.

«Оптимизация» Дейтонских соглашений vs вступление в НАТО

Особого внимания заслуживает развитие ситуации вокруг вступления БиГ в НАТО. Напомню, что в октябре 2009 года на военной базе НАТО Бутмир в БиГ были проведены переговоры Джеймса Стейнберга (США) и Карла Бильта (ЕС) с представителями семи политических партий из ФБиГ и РС, чтобы ознакомить их с предложениями о конституционных изменениях в стране. Повторяется ситуация 15-летней давности: конституционные реформы готовятся не руководством страны, а европейскими и американскими политиками. По итогам переговоров представители боснийских мусульман сочли, что предложения ведут к окончательному разделу Боснии, хорваты остались недовольны тем, что их положение может серьезно ухудшиться, а сербы увидели в предложенных изменениях стратегию на создание централизованного государства.

Несмотря на то что переговоры провалились, каждая сторона готова была обсуждать отдельные новые положения изменений Конституции. Именно этот итог мне представляется весьма важным. Думаю, что главная цель этой встречи - дать старт конституционной эволюции для вступления в ЕС и НАТО. При том что эти организации заинтересованы только в присоединении централизованного государства, в успехе плана по сворачиванию полномочий образований можно не сомневаться. Именно Бутмир надо сравнивать с Дейтоном и Рамбуйе: «составленный «на стороне» пакет предложений стороны должны принять только целиком»16.

«Бутмирский пакет», скорее всего, имел еще одну прикладную цель - заставить население РС принять предложение вступить в НАТО. Согласно опросам общественного мнения, в конце 2009 года 75% сербов не хотели вступать в организацию, которая бомбила их в 1994 году17. Скорее всего, в Бутмире были специально предложены заранее неприемлемые для РС требования. Поэтому выбор между конституционными изменениями, которые «растворили» бы РС в централизованном мусульманском государстве, и «меньшим злом» - вступлением в НАТО - был сделан в пользу последнего. По мнению ряда сербских аналитиков, НАТО меньше всего заботят внутренние раздоры в этой стране. Наоборот, для альянса даже хорошо, если партии, народы, районы, образования ссорятся и конфликтуют между собой. В этом случае и возникает повод для присутствия НАТО на этой территории, и обосновывается формула управления с помощью силы. Появляется и новый источник сил - боснийские народы - для продолжающихся и новых войн18. К этому нужно добавить, что форму и норму евроатлантисты хотят все-таки соблюсти. Иными словами, на бумаге должна произойти централизация БиГ.

Такая характерная для Запада политика «удушения в объятьях» принесла свои плоды - в 2009 году БиГ подала в Брюссель официальную заявку на предоставление Плана действий по членству (ПДЧ) и уже 23 апреля 2010 года получила его, став тем самым официальным кандидатом на вступление в НАТО, что, однако, не гарантирует последующее членство в альянсе. Тем не менее можно уже сейчас утверждать, что курс на расширение присутствия НАТО на Балканах продолжается. Именно эта политика нашла отражение и в новой Стратегической концепции альянса, принятой на Лиссабонском саммите в ноябре 2010 года19.

Здесь необходимо сказать несколько слов о позиции России. Накануне саммита НАТО в Таллине, где было принято решение о ПДЧ, посол РФ в БиГ Александр Боцан-Харченко заявил, что «мы не хотим вмешиваться во внутренние дела Боснии и Герцеговины, но мы полностью убеждены в том, что расширение НАТО не способствует укреплению стабильности в Европе». Не стоит забывать, что экспансия альянса создает новые разделительные линии в Европе и, вступая в НАТО, страны принимают на себя определенные обязательства, выполнение которых противоречит интересам России20. Известно, что в новой Стратегической концепции было пересмотрено отношение к самой России. Прежде всего обращает внимание тот факт, что в этом документе впервые зафиксировано, что НАТО «не является угрозой для России». Как отмечается в концепции, сотрудничество России и НАТО не только «играет стратегическую роль, поскольку способствует созданию общего пространства мира, стабильности и безопасности». Теперь НАТО хочет «видеть реальное стратегическое партнерство между НАТО и Россией» и будет «действовать соответственно, ожидая взаимности от России»21. Тем не менее «открытые двери» для новых членов НАТО все-таки оставила.

Позиция Москвы в последние месяцы тоже подверглась серьезной корректировке. В частности, на саммите Совета Россия - НАТО были достигнуты договоренности об участии нашей страны в ЕвроПРО, на афганском направлении и в процессе борьбы с международным терроризмом.

Однако вернемся к Боснии. О том, что с ПДЧ натовские чиновники спешили, свидетельствуют заявления представителя альянса Джеймса Аппатурая: «ПДЧ был предоставлен Боснии, но на определенных условиях». Правда, о характере поставленных БиГ условий он не сообщил. Однако и так известно, что ПДЧ основан на активном индивидуальном диалоге, который предполагает принятие специальной программы мероприятий для содействия странам-кандидатам в их подготовке к вступлению в альянс. В этой связи ПДЧ подразделяется на пять разделов: политические и экономические вопросы, военные вопросы, вопросы ресурсов, безопасности и правовые вопросы22. По сообщению ВП В.Инзко генеральному секретарю НАТО, в бюджете БиГ на 2010 год уже были предусмотрены средства для дальнейшей модернизации вооруженных сил БиГ по стандартам НАТО. Так что работа кипит полным ходом. Визит 12 октября 2010 года в Сараево Госсекретаря США Хиллари Клинтон, в ходе которого были обсуждены вопросы евроатлантической интеграции и реформа Конституции страны, в очередной раз свидетельствует об активизации политики Вашингтона в этом регионе.

Оно и понятно. Оптимальным сценарием по сохранению американского присутствия в регионе, как откровенно пишут западные аналитики, является решение «коренной и основополагающей проблемы Боснии - неурегулированных до сих пор взаимоотношений между появившимся после войны сербским образованием под названием Республика Сербская и центральным государством, в котором сербы видят «господство мусульман»23. Став членом НАТО, БиГ не только может превратиться в одну из главных баз для размещения сил альянса, поскольку имеет прекрасную инфраструктуру для развертывания большого количество вооруженных сил, но и сделает решающий шаг к централизации страны, что, в свою очередь, однозначно решит вопрос о свертывании автономии РС. Однако членство БиГ в НАТО - это полдела. После вступления БиГ в НАТО и у Сербии не будет иного выбора, как направить заявку в Брюссель, а для этого придется признать и Косово. Думаю, что «бутмирский пакет» имел именно такой дальний прицел. Что же касается самой Боснии, то столь поспешное встраивание в наднациональные структуры свидетельствует лишь о том, что Дейтонские соглашения были лишь отсрочкой по втягиванию балканского пространства в натовские структуры.

В сухом остатке имеем: формально Босния и Герцеговина - независимое государство, но фактически - территория под международным управлением. Казус Дейтона заключается в том, что перераспределение суверенных полномочий государства в пользу международных структур, позиционируемое как временная и вынужденная мера, приводит в конечном итоге к поглощению некогда строптивых и неконтролируемых территорий наднациональными институтами. Дейтонские соглашения при несомненном гуманитарном значении - прекращение открытого конфликта - играют масштабную отрицательную роль в современной мировой системе. Главная суть Мирного соглашения - в формировании неустойчивого образования, которое постепенно переходит под полный контроль неоимперских структур, в создании «государства», посредством которого легко управлять политическим пространством и оказывать влияние на целый регион. Таким образом, казус Дейтона - лишь очередное подтверждение происходящего на наших глазах глобального переформатирования всей мировой системы. Именно об этом надо знать и помнить.

 

 

 1Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине // Документ СБ ООН А/50/790, S/1995/999 // URL: www.un.org

 2Термин «мусульманин» в СФРЮ появляется впервые по данным переписи 1961 г. как определение не религиозной, а этнической принадлежности. Например, в анкетах жители БиГ писали: «Вероисповедание - атеист, национальность - мусульманин». По переписи 1971 г., мусульмане получили статус народности, а по Конституции 1974 г., - нации.
В 1946 г. в Союзной скупщине посланник от БиГ Чсута Чишич во время обсуждения Конституции предложил, чтобы мусульмане назывались боснийцами, но это не было принято (Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000). М.: Русское право, 2000. С. 221.) В современной БиГ мусульмане называют себя бошняками.

 3Парламент Боснии и Герцеговины // URL: http://www.parlamentfbih.gov.ba

 4Ustav Federacije Bosne i Hercegovine // Liljan. 30.03.1994. S. 20-21.

 5Vlada Federacije BiH u mandatnom periodu 1998-2000 // URL: http://www.fbihvlada.gov.ba

 6Ustav Federacije… S. 21.

 7Конституисана Скупштина српског народа у БиХ // Политика. 26.10.1991. С. 1.

 8Устав Републике Србске // URL: http://www.narodnaskupstinars.net

 9Подробно см.: Пономарева Е.Г. Новые государства на Балканах. М.: МГИМО-Университет, 2010. С. 80-81.

10 Lijphart A. Constitutional Design in Divided Societies // Journal of Democracy. 2004. Vol. 15. № 2. P. 97-109.

11Официальный сайт Высокого представителя ООН в БиГ // URL: http://www.ohr.int

12Абрамов А.В. Функционализм в государственном устройстве: опыт Боснии и Герцеговины // Суверенитет. Трансформация понятий и практик... С. 172-193.

13Резолюция СБ ООН №1845 (2008), пункт 4.

14Stearing Board Peace Implementation Council Documents // URL: www.ohr.int

15Первоначально численность СВС составляла около 60 тыс. человек под общим руководством НАТО. В них входила также российская бригада из 1500 человек, получившая особую параллельную цепочку командования. В 1997 г. СВС были переименованы в Силы по стабилизации (СПС). К 2003 г. СПС насчитывали всего 13000 // URL: http://www.usembassy.it/pdf/other/IB93056.pdf; http://www.euforbih.org

16Гуськова Е.Ю. Бутмир и натоизация Балкан // URL: www.fondsk.ru

17Влајки Е. Бутмир је циркуска представа // Нови Репортер. 2009. 28 окт.

18Гуськова Е.Ю. Указ. соч.

19Пономарева Е.Г. Лиссабонская перезагрузка // URL: www.mgimo.ru

20Россия предложила БиГ альтернативу вступления в НАТО // URL: http://www.rian.ru/world/20100316/214810353.html

21Новая стратегия НАТО. Голос Америки // URL: http://www.voanews.com

22Босния и Герцеговина получила План действий по членству в НАТО // URL: http://www.rian.ru

23Джозеф Э. Провал Европы на Балканах // Foreign Policy. 15 мая 2009 // URL: www.inismi.ru