В этом году вышло из печати интересное научное исследование профессоров С.Я.Курица и В.П.Воробьева «Болезни государства. Диагностика патологий системы государственного управления и права»*, которое является своеобразным ответом как на профессиональные интересы ученых и специалистов в области государственного управления, так и общественности, которая уже устала от бесконечного проявления управленческого невежества в органах государственного менеджмента.

Еще в 1913 году вышла в свет книга А.Богданова, в которой впервые были изложены основы новой для того времени междисциплинарной организационной науки «тектология». Это была первая серьезная попытка в России создать концепцию всеобщей организационной науки, которая бы позволила осмыслить основные положения диагностики управленческих проблем в обществе (от функционального до иерархического уровней управления) вплоть до государственного, то есть в нее были включены исследования процессов формирования и работы системы организации управления как всеобщего явления, характеризующего наш мир в те времена, когда мировая политическая и экономическая системы только еще формировались и были в какой-то степени управляемыми.

Сегодня мы живем в другом мире, но проблемы управления обществом остались старыми. Авторы упомянутого научного исследования посвящают его поиску решений для «лечения этих старых проблем» путем развития нового мышления в условиях нестабильного и турбулентно развивающегося мирового порядка; нарушенного баланса между производственной, финансовой, социальной и другими системами государственного управления; нравственной деградации обслуживающего государство менеджмента, вводящего в заблуждение людей относительно истинной ценности имеющихся в обществе ресурсов (например, ценности активов компаний и предприятий с целью получения спекулятивной прибыли).

Что предлагается авторами исследования сделать?

Прежде всего, на основе разработки общих методических оснований диагностики системы управления государством и выявленных ими причин методической неадекватности управленческих решений, на наш взгляд, вытекает, что надо отказаться от мифа об особой значимости России в мировой экономике и миропорядке. По их мнению, в мире, в том числе и в нашей стране, «не известны успешные попытки применить современные методические инструменты принятия решений в государствоведении и конституционном праве, где решения носят стратегический характер и затрагивают отдаленное будущее», что делает многие стратегические ориентиры в управлении государством необоснованными.

Трудно не согласиться с авторами, что «причина безуспешности интуитивного поиска адекватного представления о будущем состоянии государства заключается в том, что будущее складывается не только из значительного числа факторов, имеющих причинно-следственные связи, то есть программируемых решений, но и небольшого числа непрограммируемых», которые в современной научной теории хаоса называют «слабыми сигналами». Все это инструментарии современного стратегического менеджмента в государственном управлении (системный анализ - целостный подход к государственному управлению и праву; постулирование миссии государства с позиций общества; диагностическая модель системы государственного управления и конституционного права, позволяющая понять глубинные причины существующих болезней государства как основы прогнозирования будущего, а также создать механизмы для их лечения и т.д.), которые детально исследованы авторами и совершенно неизвестны или не используются на уровне практического государственного управления. «Поэтому основой государственного решения до сих пор является мнение авторитетов о будущем состоянии государства, которое закрепляется субъективным (политическим) предпочтением лица, принимающего решение и обладающего высшей властью».

Это важно, в частности, для экономического прогнозирования развития России, и, как нам представляется, в результате наша страна - остается сырьевым придатком Европы. Производственные фонды ее стареют, инфраструктура разрушается. Рубль - периферийная валюта, на которую приходится не более 0,2% оборота мирового финансового рынка, что делает невозможным превращение Москвы в глобальный финансовый центр. Россия - отставшее от лидеров государство, нуждающееся в догоняющей индустриальной модернизации прежде всего для восстановления национального производства, которое может стать мощным стимулом создания инновационной экономики.

Далее, исследование продвигает нас в вопросах теории и обобщения накопленного опыта в области поиска профессиональных решений снижения уровня «неадекватности управленческих решений». В современной России расширение знаний о механизмах и принципах управления государством является важнейшим элементом формирующегося гражданского общества, оно как никогда востребовано практикой и связано со стремлением в полной мере овладеть представлениями, методами и инструментарием, то есть движущими силами успешной реализации сложнейших инициатив по формированию конкурентоспособной и инновационной экономической модели страны. Еще во времена А.Смита в его научном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» были заложены важнейшие аспекты управления развитием капиталистического общества. Авторы данной монографии излагают свои взгляды на методологию государственного управления с позиций особенностей формирования современного постиндустриального общества.

Никогда ранее концепции анализа государственного управления и инновации в этой области управления не выступали так явственно в качестве научной основы понимания природы связей нынешнего с будущим и конкурентного преимущества современного общества. Никогда ранее они по значимости и результативности не влияли на понимание природы принятия государственных решений, от которых зависит будущее состояние государства и общества в целом.

При ознакомлении с содержанием монографии возникает чувство профессиональной удовлетворенности обширными научными и аналитическими взглядами исследователей, которые позволяют системно оценить возможности решения современных проблем взаимодействия сторон внутри государства - граждан и власти, между отдельными государствами и мировым сообществом. Особенно хотелось бы выделить (с нашей точки зрения) удачно сформулированные научные концепции в решении проблем методической неадекватности управленческих решений и диагностики системы государственного управления, определение свойств государства как целостной системы на различных этапах его жизненного цикла. Возможно, впервые авторам удалось перенести на уровень решения проблем государственного управления теорию жизненных циклов в современном менеджменте предприятий, разработанную Грейнером и Адизесом.

Значительную часть перемен в управлении следует ожидать от реализации содержащихся в работе идей авторов по формированию диагностической модели системы государственного управления, которой посвящена большая ее часть. Эта модель настолько подробно проработана, что может являться фактически прямым руководством к практическим решениям и действиям по реформированию системы управления современным обществом.

Приведенные авторами суждения об основаниях системы управления «эталонного государства» очевидно показывают, что «базовые основания системы государственного управления, будучи закрепленными нормами права, приобретают свойство долженствования, которые превращают основания в инструменты преобразования действительности». Из этого происходит очевидный вывод, что надо изменяться и самому государству, становясь государством развития (а не только собирателем налогов). Для России, в частности, это не только искоренение коррупции и воровства, но и определение ясных целей, в этой связи в исследовании дается обширный современный научный материал о «целеориентировании в организациях», что позволяет создать внутри системы государственного управления объективные источники повышения эффективности использования государственных средств.

Исходя из этого, российской власти надо измениться, чтобы соответствовать цели государства развития: обеспечить экономический рост путем перераспределения собственности и глубочайших экономических и общественно-политических преобразований; заняться перекачкой инвестиций из традиционных отраслей в новые отрасли; насильственным внедрением современных технологий; активно участвовать в развитии инфраструктуры по среднеевропейским ценам и с жесточайшим контролем качества. Из материалов исследования очевидно, что, может быть, сохраняющийся кризис подтолкнет наших законодателей и высокопоставленных чиновников к привлечению ученых и общественных деятелей к разработке стратегии развития России как инструмента достижения высшей глобальной цели совершенствования нашего общества, которую называют миссией страны (национальной идеей).

И, конечно, нельзя не заметить в книге профессоров С.Я.Курица и В.П.Воробьева раздел, посвященный «Блоку самоуправления» в системе государственного управления. Известно, что национальная идея России (как высший национальный институт) может состоять из трех составляющих - геополитической, политико-экономической и социально-духовной, в которой приоритетом является народовластие, что соответствует конституционному принципу: власть принадлежит народу. Представляется, что новые средства информации и коммуникации создают технологическую базу для реализации приоритета народовластия, а гражданское общество выполняет «функцию иммунной защиты», инструменты которой «распознают и удаляют чужеродные тела, попавшие в систему государственного управления извне, а также сохранившиеся отходы собственной жизнедеятельности».

Таким образом, при наличии правовой базы и специально созданной соответствующей инфраструктуры народ может уже сейчас непрерывно контролировать выполнение заявленных властью программ, соблюдение государственных интересов, и прежде всего интересов национальной безопасности. Через гражданское общество народ заявляет свои духовные потребности, добивается их принятия государством и с помощью общественных институтов и мониторинга контролирует степень их реализации. Другое дело, какое гражданское общество подходит для России и какие социально-духовные приоритеты должны быть реализованы? Может быть, создание мощного среднего слоя, среднего класса, является российской идеей, определяющей цель и стратегию развития гражданского общества и страны в целом.

Конечно, современная система государственного управления - это целый мир понятий, категорий, вариантов и альтернатив, структур, методов, процедур, технологий и инструментов. В условиях постоянных изменений концептуальное системное осмысление всего этого многообразия представляет исключительную научную и практическую ценность. Монография представляет собой актуальное исследование и особенно будет полезна для ученых, аспирантов, магистрантов, специализирующихся в области государственного управления и конституционного права, управления процессами формирования инновационной экономики России.