СЕГОДНЯ практически повсеместно регионы, в особенности приграничные, вносят все более заметный вклад в развитие межгосударственных связей. Российско-казахстанские отношения могут служить в этом плане образцом. Прошедший 6-7 сентября 2010 года в Усть-Каменогорске (Казахстан) VII Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана – хороший повод для того, чтобы попытаться оценить состояние и перспективы данного формата взаимодействия.

Ставшие уже традиционными, эти форумы имеют свою историю. Зарождались они как приграничные. Такой выбор выглядел абсолютно естественным. Россия и Казахстан связаны общей границей протяженностью более 7,5 тыс. километров. 12 субъектов Российской Федерации (Республика Алтай, Алтайский край, Астраханская, Волгоградская, Курганская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Тюменская и Челябинская области) граничат с семью областями Казахстана (Актюбинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Кустанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской).

Первый Форум приграничных областей Казахстана и России с участием глав государств прошел в Омске (Россия) в апреле 2003 года. К моменту его проведения приграничные связи уже рассматривались в качестве одного из приоритетных направлений российско-казахстанского сотрудничества. Они осуществлялись в торгово-экономической и гуманитарной (наука, образование, культура, спорт) сферах. Доля приграничной торговли в двустороннем товарообороте достигла 40%. Большое внимание уделялось вопросам охраны границы, таможенного контроля, обустройства пунктов пропуска, совместной борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией, любыми формами преступности. Для их практического решения в составе российско-казахстанской Межправительственной комиссии по сотрудничеству (действует с 1997 г.) работала подкомиссия по приграничному сотрудничеству. Была заложена его договорно-правовая база, которую формировали многочисленные соглашения, регулирующие хозяйственную и иную деятельность вдоль общей границы. По обе ее стороны укреплялась атмосфера взаимного доверия и добрососедства. Поэтому назрела необходимость создания соответствующего механизма координации. Эта функция как раз и была возложена на приграничные форумы, созываемые на регулярной основе1. К тому же предусматривалось, что они станут площадкой для широкого диалога с целью поиска новых форм сотрудничества и методов совершенствования уже опробированных, а также для выработки рекомендаций для урегулирования возникающих проблем.

Второй Форум был проведен в мае 2005 года в Челябинске (Россия) после заключения 18 января 2005 года в Москве Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о российско-казахстанской государственной границе. К настоящему времени завершен процесс ее делимитации, и проводятся мероприятия по демаркации. Третий Форум прошел в октябре 2006 года в Уральске (Казахстан), четвертый – в октябре 2007 года в Новосибирске (Россия). На нем была принята Программа приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 2008-2011 годы.

Юбилейный, V Форум состоялся в сентябре 2008 года в Актюбинске (Казахстан) – в год десятилетия подписания российско-казахстанской Декларации о вечной дружбе и союзничестве, ориентированной в XXI столетие, от 6 июля 1998 года. «Инновации – высокие технологии»    – так была обозначена главная тема повестки дня. Обсуждались также вопросы продовольственной и энергетической безопасности. Форум проводился в расширенном формате – на него были приглашены не только главы приграничных областей, но и руководители регионов, не имеющих выхода к государственной границе, но поддерживающих между собой тесные отношения в различных сферах. От России добавились Москва,

Санкт-Петербург, Свердловская область и Татарстан, а от Казахстана – Алма-Ата, Астана и Карагандинская область. Характеризуя задачи России на Форуме, российский эксперт по Центральной Азии Ю.Солозобов сказал: «Россия претендует на роль одного из основных центров формирующегося многополярного мира. Помимо демонстрации своих возможностей в Латинской Америке и укрепления отношений в формате ШОС Москва, вероятно, попытается переместить один из центров силы на евразийское пространство, и стержнем этого нового формата станет расширение военно-политического и экономического сотрудничества Россия – Казахстан»2.

Форум начался с выставки «Высокие технологии в регионы. Приграничное сотрудничество». Но перед тем как осмотреть экспозицию, российский и казахстанский лидеры фактически «собственноручно», с помощью видеотрансляции в режиме онлайн запустили комбинат по обогащению хромовой руды ТОО «Восход Ориел», построенный компанией «Мечел» на территории Казахстана. Оба президента подчеркнули, что это событие является зримым результатом двустороннего экономического сотрудничества, проявлением интеграции в действии3.

На выставке в общей сложности 200 участников из 16 регионов России и восьми регионов Казахстана продемонстрировали более 150 макетов и образцов высокотехнологической продукции. Был также впервые организован бизнес-форум под девизом «Инвестиционные возможности приграничных регионов России и Казахстана». Все участники встречи в Актюбинске отмечали, что в приграничных регионах наряду с родственными связями и культурным общением все теснее переплетаются деловые отношения4.

В ходе Форума были подписаны восемь двусторонних документов, в том числе о строительстве через территории Казахстана и России коммуникаций, которые свяжут Европу и Китай. Были достигнуты реальные договоренности в области совместного использования водных ресурсов, транспортировки углеводородов, внедрения энергосберегающих технологий5. По окончании V Форума было решено преобразовать его в Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана.

VI Форум уже в новом составе был проведен в сентябре 2009 года в Оренбурге (Россия). Центральное место на нем было отведено сотрудничеству в энергетической отрасли.

На работе и итогах VII Форума в Усть-Каменогорске, темой которого стало «Сотрудничество в сфере устойчивого развития и высоких технологий», имеет смысл остановиться более подробно. В тесной увязке с основной темой предметно обсуждались проблемы торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, водных ресурсов, охраны окружающей среды, жилищно-коммунального хозяйства, развития научного и интеллектуального потенциала, образования и культуры. Было подробно рассмотрено положение дел в топливно-энергетическом комплексе – ключевом направлении как межрегионального, так и межгосударственного взаимодействия.

Местом проведения Форума стал Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Д.Серикбаева (ВКГТУ), занимающий лидирующие позиции в разработке инновационных проектов и создании технопарков в республике. Один из них – «Алтай» – расположен в университетском комплексе.

На территории ВКГТУ была развернута выставка, которую посетили президенты Д.А.Медведев и Н.А.Назарбаев. Они осмотрели информационные стенды «Новые подходы в инновационной политике Республики Казахстан», «Инновационные технологии в ЖКХ». Главы государств ознакомились, в частности, с системами использования солнечных лучей и дождевой воды в энерго- и водоснабжении жилых домов. Президенты побывали также в лаборатории инженерного профиля «Иргетас» («Фундамент»), где им была продемонстрирована работа микроскопа, позволяющего исследовать строение вещества на наноуровне. Эта лаборатория с помощью уникальных приборов ведет исследование полиметаллических руд и возможности их обогащения6.

Открывая встречу, Президент Н.А.Назарбаев сказал: «Нынешний, VII Форум межрегионального сотрудничества имеет особое значение. Он впервые проводится в новых исторических условиях, так как с июля этого года практически работает Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана. Полностью открыты таможенные границы, действует единый кодекс и тарифы трех стран. Это придает новый импульс развитию прямых связей между регионами наших стран и вместе с тем формирует новые узловые точки интеграции как в двустороннем формате, так и в рамках всего евразийского континента»7.

Президент Д.А.Медведев начал свое выступление с выражения особой признательности Президенту Н.А.Назарбаеву, другим казахстанским друзьям за помощь в тушении пожаров на территории России.

Затем, подчеркивая важность темы Форума, он отметил: «Действительно, от роста инноваций зависит наша конкурентоспособность. И Россия, и Казахстан – мощные страны с огромным сырьевым потенциалом. Но для того чтобы мы были преуспевающими странами, нам этого мало, потому что просто заниматься производством, поставкой или даже переработкой сырья – это не тот путь, который способен обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность наших экономик»8.

Выступления глав государств оказались, естественно, в центре внимания и задали верную тональность общей дискуссии. Содержавшиеся в них оценки текущего момента и идеи на перспективу зачастую далеко выходили за рамки разговора о межрегиональном сотрудничестве. Суммировать их можно следующим образом.

Уроки кризиса

ЭКОНОМИКИ России и Казахстана, тесно связанные с внешними рынками, продолжают ощущать на себе последствия глобального финансового кризиса. Климатические аномалии текущего года вызвали дополнительные трудности. Вместе с тем на этом фоне высветился тот факт, что альтернативы развитию прочных интеграционных связей не существует. В посткризисных условиях на первый план выходит необходимость преодоления сырьевой направленности производств обоих государств. Путь к этому лежит через модернизацию экономик. Это актуальная задача и для России, и для Казахстана. Решение ее возможно только на основе широкого внедрения инноваций9.

Роль регионов

ПРЕДПОСЫЛКИ и для инновационного сотрудничества у наших стран имеются – включая развитые горизонтальные связи. Сейчас действует более 3 тыс. совместных предприятий, около 400 из них расположены в приграничной зоне. Для таких российских регионов, как, например, Красноярский край, Новосибирская и Оренбургская области, именно Казахстан является ведущим торговым партнером. Знакомство с выставкой показало, что уже сегодня есть реальные образцы двусторонней кооперации – не бумажные, а работающие. Многие соглашения, подписанные на полях нынешнего форума, как раз и направлены на то, чтобы их количество увеличивалось. У России и Казахстана имеется многолетний опыт взаимодействия, который позволяет использовать существующий серьезный потенциал для возрождения или создания заново единых технологических цепочек. С опорой на это уже реализуется немало перспективных проектов: и в атомной энергетике, и в космосе, и в нанотехнологиях. И в некоторых из них регионы могут сыграть весьма значительную роль.

Технологический прорыв

НАСТОЯЩИЙ момент диктует необходимость для обеих стран добиться объединенными усилиями технологического прорыва по многим направлениям. Это касается таких областей, как агропромышленный комплекс, химическая промышленность, добыча минеральных ресурсов и их комплексная переработка.

Сотрудничество в интересах развития высоких технологий с задействованием огромных возможностей российских и казахстанских научно-исследовательских институтов и передовых предприятий – верный путь к улучшению жизни в регионах, росту благосостояния граждан России и Казахстана. К тому же внедрение новых технологий, помимо экономических и социальных преимуществ, позволяет решать и еще одну важную задачу – сохранить окружающую среду для будущих поколений.

Новые грани сотрудничества

ОБРАЩАЯСЬ К ФОРУМУ, Президент Н.А.Назарбаев внес ряд конкретных предложений. Авария в Мексиканском заливе стала примером масштабного ущерба экологии, вызванного деятельностью человека. Необходимы действенные меры, с тем чтобы подобные аварии не повторились в России и Казахстане, прежде всего в Каспийском регионе с его уникальной экосистемой. Выход видится в создании единой для двух стран системы защиты от техногенных и природных катастроф.

Сейчас без должного внимания остались вопросы водообеспечения, в том числе в Урало-Каспийском бассейне, что привело к небывалому обмелению реки Урал. Существуют проблемы и на реке Иртыш. Попытки решать водоохранные задачи локально, в отдельных областях или регионах, не дают желаемого результата. Поэтому было бы важно поручить правительствам России и Казахстана предпринять совместные и конкретные шаги по налаживанию сотрудничества в сфере водных ресурсов. Без этого будет трудно обеспечить устойчивое развитие. В этой связи можно, например, вспомнить проект переброски вод сибирских рек в южные районы России и Казахстана. Таким образом были бы созданы условия для обеспечения питьевой водой всего Центрально-Азиатского региона.

Сегодня очевидно, что актуальной проблемой является повышение энергоэффективности. И здесь также нужны специальные решения правительств с целью синхронизации планов работы в данной области, включая в первую очередь приведение в соответствие с требованиями времени технических стандартов, действующих в двух странах.

Поддержав в целом инициативы казахстанского коллеги, Президент Д.А.Медведев дополнил их рядом собственных идей.

Так, он привлек внимание к российской инициативе в рамках «Большой восьмерки» и «Большой двадцатки» о совместных действиях по защите от техногенных катастроф, которая была ответом на аварию в Мексиканском заливе. Сейчас соответствующий проект обсуждается Россией с некоторыми ведущими державами. Хотелось бы, чтобы казахстанские друзья посмотрели на него под углом зрения его распространения и на зону нашей общей ответственности, включая Каспий, бассейны трансграничных рек, другие объекты, требующие повышенного внимания.

Российский лидер согласился с необходимостью выработки совместных подходов по водной и водоохраной теме. Дефицит воды есть не только в Центральной Азии. Эта проблема существует и в ряде регионов России, пострадавших в нынешнем году от засухи. К сожалению, созданная в советский период система мелиорации деградировала, была разрушена. Воссоздавать ее нужно общими силами. Поэтому Россия открыта к обсуждению самых разных идей на этот счет, в том числе и тех, которые в какой-то момент были спрятаны под сукно.

В отношении повышения энергоэффективности Д.А.Медведев сообщил, что в этом вопросе Россия пошла на беспрецедентный шаг. Она изменила законодательство и разрешила напрямую применять на своей территории технологические рамки, техническое регулирование, регламенты стран Евросоюза. Учитывая, что эти стандарты являются на сегодня наиболее активно развивающимися, есть смысл подумать об этом и Казахстану. Можно подумать и о развитии совместных российско-казахстанских проектов в области технического регулирования, так как этим придется заниматься в рамках нашего Единого экономического пространства.

В выступлениях руководителей двух государств отчетливо прозвучала также мысль о том, что совершенствование экономических связей невозможно без совершенствования транспортных систем. В этом контексте была упомянута совместная работа над проектом международного маршрута Западная Европа – Западный Китай, сотрудничеству в реализации которого необходимо придать дополнительный импульс. Поднимался и вопрос о проекте строительства судоходной артерии между Каспийским морем и Азово-Черноморским бассейном.

Решения Форума нужно контролировать

ПРЕЗИДЕНТЫ обратили внимание на то, что ряд проектов, о которых договариваются на ежегодных форумах, так и не доводятся до стадии реализации. От этого возникает ощущение, что работа ведется от форума до форума, а не в постоянном режиме. С тем чтобы выправить ситуацию, они договорились дать поручение правительствам и аппаратам президентов подумать о создании постоянно действующего контрольного механизма, с уполномоченными лицами, которые регулярно (например, ежемесячно) докладывали бы высшему руководству о том, как идет выполнение принятых решений, к чему нужно подключить дополнительные усилия.

Практическим результатом Форума стал пакет документов, подписанных министрами правительств двух стран и губернаторами приграничных регионов. Среди них межправительственные соглашения о совместной деятельности по геологическому изучению и разведке трансграничного газоконденсатного месторождения «Имашевское», о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов, о межрегиональном и приграничном сотрудничестве. Был также подписан меморандум о взаимном сотрудничестве железных дорог России и Казахстана в сфере эффективной реализации транзитного потенциала Таможенного союза10.

Подводя итог, можно, без преувеличения, сказать, что регионы России и Казахстана играют все возрастающую роль в развитии межгосударственных отношений. Из 89 субъектов Российской Федерации 76 поддерживают торгово-экономические связи с казахстанскими партнерами. На межрегиональную торговлю приходится порядка 70% двустороннего товарооборота. Именно в регионах не только совершенствуются уже имеющиеся механизмы взаимодействия, но и закладываются основы новых форм кооперации, проходят «обкатку» передовые интеграционные схемы. Сейчас, например, активно продвигаются совместные проекты в сфере высоких технологий. В орбиту межрегионального сотрудничества вовлечены научные и предпринимательские структуры, общественные и молодежные организации.

Современное состояние российско-казахстанских приграничных и межрегиональных связей дает все основания полагать, что уже в ближайшей перспективе они приобретут еще более масштабный и разноплановый характер, повысятся их качество и эффективность, а значит, и реальный вклад в дело модернизации экономик двух стран. Для достижения этой цели потребуется, разумеется, хорошо скоординированная работа как центральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, так и деловых кругов России и Казахстана.

 

 

 1См.: Шерьязданова К.Б. Казахстанско-российское приграничное сотрудничество: состояние и перспективы//Казахстанско-российские отношения: состояние и перспективы: Материалы международной научной конференции (г.Алматы, 22 сентября 2008 г.)/ Отв. ред. Б.К.Султанов. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2008. С.138-141.

 2Панфилова В. Стратегическое сближение. Россия делает ставку на Казахстан//Независимая газета. 2008. 22 сентября.

 3См.: Ильин А. Граница высоких технологий//Российская газета. 2008. 23 сентября.

 4См.: Шерьязданова К.Б. Указ. соч. С.147-148.

 5См.: Казакстан-Ресей катынастары. 2008. Кужаттар мен материалдар жинагы. Казахстанско-российские отношения. 2008. Сборник документов и материалов.
М.: ВеГа, 2009. С.18.

 6Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев посетили российско-казахстанскую выставку инновационных технологий. 7 сентября 2010//Официальный сайт Президента России // http: //news.kremlin.ru/news/8843

 7Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на пленарном заседании VII Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России. 7 сентября 2010//Официальный сайт КИСИ при Президенте Республики Казахстан //http://www.kisi.kz/site.html?id=7427

 8Начало заседания Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана. 7 сентября 2010//Официальный сайт Президента России //http://news.kremlin.ru/transcripts/8848

 9Здесь и далее см.: Конкурентоспособность России и Казахстана напрямую зависит от роста инноваций. 7 сентября 2010//Официальный сайт Президента России//http://news.kremlin.ru/news/8846; Глава государства Нурсултан Назарбаев и Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев приняли участие в пленарном заседании VII Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации «Устойчивое развитие и высокие технологии». 7 сентября 2010//Официальный сайт КИСИ при Президенте Республики Казахстан//http://www.kisi.kz/site.html?id=7442; Кобзев А. Нетекущий момент//Время новостей. 2010. 8 сентября; Хамраев В., Гриб Н. Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев пошли по водам//Коммерсантъ. 2010. 8 сентября; Панфилова В. Медведев и Назарбаев отказываются от сырьевой иглы//Независимая газета. 2010. 8 сентября; Латухина К., Завражин К. Седьмой. Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев встретились на седьмом Форуме межрегионального сотрудничества//Российская газета. 2010. 8 сентября.

10Документы, подписанные в рамках Форума межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан. 7 сентября 2010//Официальный сайт Президента России//http://news.kremlin.ru/ref_notes/697