В этом году исполнилось 410 лет со дня смерти Джордано Бруно, которого по решению суда 17 февраля 1600 года предали сожжению за свободомыслие1 в Риме на площади Цветов. Палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали железной цепью к столбу, что находился в центре костра, и перетянули мокрой веревкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело2. На современников его смерть произвела не меньшее впечатление, чем выдвинутые им идеи.
Джордано Бруно, умирая в центре Рима, не мог себе и представить более 400 лет назад, что в XXI веке свобода слова, право человека выражать свои мысли как в устной, так и письменной форме будет гарантироваться ему Всеобщей декларацией прав человека (ст. 19)3, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 10)4 и Конституцией Итальянской Республики (ст. 21)5. Также не мог он и подумать о том, что итальянские законодатели ратифицируют 13-й протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод6, касающийся отмены смертной казни при любых обстоятельствах, что станет, по большому счету, лишь формальностью, поскольку последний раз в Республике казнят человека в 1947 году. А в 2007 году премьер-министр Италии Романо Проди и постоянный представитель Италии при ООН Марчелло Спатафора выступят с инициативой итальянского правительства о введении всеобщего моратория на смертную казнь7. Сегодня Италии пришлось бы отвечать за смерть гражданина Бруно не только перед Европейским судом по правам человека, но и в ходе процедуры универсального периодического обзора в рамках Совета ООН по правам человека.
Конечно, гарантии свободы слова и отмена смертной казни были немыслимы на рубеже XVI и XVII веков, поскольку эволюция концепции прав человека это естественный, отвечающий на запросы своего времени и не прекращающийся процесс, состоящий из постепенных изменений, без резких скачков. На сегодняшний день эволюция концепции прав человека «послужила», если можно так выразиться, созданию Совета ООН по правам человека, возникшего в итоге реформы Организации Объединенных Наций и представляющего собой основной правозащитный орган международного сообщества, на который возлагают большие надежды и за действием которого наблюдает весь мир.
Хотелось бы посвятить данную статью реформе правозащитного сектора ООН, выразившейся в образовании Совета ООН по правам человека. Но перед этим, как представляется, следует немного коснуться истории вопроса, а именно вышеупомянутой эволюции концепции прав человека. И хотя об этом написано много, сказать об эволюции прав человека еще раз придется только лишь по той причине, что эта эволюция напрямую связана с развитием мирового сообщества, появлением и распадом государств, свершением революций, началом войн и образованием международных структур, то есть со всем тем, что в итоге привело к сегодняшнему миропорядку и что касается, по сути, каждого из нас. Как однажды заметил Джавахарлал Неру: «Прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, все, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы живем, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое значит не понимать настоящее».
Итак, само зарождение концепции прав человека произошло в V-VI веках до н. э. в древних полисах (Афины, Рим), где впервые с появлением принципа гражданства возникли идеи демократии. В древних полисах с гражданством были связаны прежде всего политические права: свобода, право на решение государственных дел, участие в отправлении правосудия и т. д. При этом такими правами наделялись лишь те, кто не занимался физическим трудом8.
Первые представления о правах человека и заботе каждого гражданина о благополучии полиса формировались в общем русле теорий, подчеркивавших высокую ценность законности (Платон, Сократ, Аристотель, Перикл, Демосфен и др.)9. Каждая новая ступень исторического развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов.
«Первопроходцем» на этом пути можно считать Англию, где еще в условиях политического конфликта между королевской властью и господствующими сословиями, требовавшими ограничения произвола властей, в 1215 году была принята Великая хартия вольностей10. И несмотря на то что это был правовой документ периода феодализма, он заложил основы, создавшие предпосылки для дальнейшего утверждения свободы и господства закона в жизни общества.
Эпоха Возрождения (XIV - XVI вв.) положила начало новому взгляду на человека как на личность, наделенную способностью самостоятельно строить свою жизнь (автономия личности), призванную реализовать свои разносторонние творческие возможности11. Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и ее антропоцентризм, то есть интерес в первую очередь к человеку и его деятельности. Возрождение явилось гимном человеку и по праву получило название эпохи Гуманизма 12, которая призывала к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счет использования человеческих способностей.
Новый взгляд на человека как автономную личность получил развитие в эпоху Просвещения (XVII - первая половина XIX в.). Активное проникновение ученых-естествоиспытателей в тайны природы вызывает у людей эпохи Просвещения восхищение Природой, ее разумностью, целесообразностью и могуществом. Человек, его жизнь, устройство общества постоянно связываются и сопоставляются с природой. Слово «естественный», то есть природный, является важнейшей характеристикой и положительной оценкой явлений общественной жизни13. Одним из достижений в развитии взглядов на общество явилось созданная в эпоху Просвещения теория естественных прав человека. Естественные права - это неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек.
Дальнейшим шагом в области усиления гарантий прав человека и ограничения произвола властей явилось принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями 1679 года (Habeas Corpus Amendment Act)14. Этот документ закрепил одну из наиболее значимых гарантий неприкосновенности личности, которая затем прочно вошла в мировую практику.
Разработанный в 1689 году Билль о правах (The Bill of Rights)15 был посвящен возрастанию роли парламента, без ведома которого нельзя приостанавливать законы, взимать налоги и сборы «в пользу или распоряжение короны», набирать и содержать постоянную армию в мирное время.
Перечень актов, провозглашающих гарантии прав личности, может быть дополнен Петицией о праве 1628 года16 и Актом об устроении 1701 года17. Несмотря на невозможность их реализации в существующих исторических условиях, хотелось бы привлечь внимание к тому богатству идей и принципов в области прав человека, которые вошли в современный каталог и концепции прав человека. Корни их - в течениях политической и правовой мысли, которые возникли в Англии в XVII веке. В трудах выдающихся мыслителей этой эпохи - Дж.Мильтона, Т.Гоббса, Дж.Локка - были выдвинуты идеи свободы, естественных прав человека, возникновения государства из свободного соглашения людей и опирающегося на естественные законы.
Английский мыслитель Джон Локк был первым, кто в новое время сформулировал идею о естественных правах. Жизнь, свобода и собственность, по убеждению Локка, являются неотъемлемыми правами каждого человека независимо от его социального происхождения. Этими правами человек наделен от рождения, в них сущность и смысл человеческого существа, и никто ни под каким предлогом не имеет права отнять или отменить их18.
Сильное влияние на современников оказали идеи Жан-Жака Руссо19. В своем трактате «Рассуждения о начале и основаниях неравенства между людьми» среди главных причин попрания естественных прав человека философ указывает на возникновение частной собственности. Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору, верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен. Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства.
В политических идеях Т.Джефферсона, Б.Франклина, Т.Пейна и Дж.Мэдисона развивается принцип естественно-правовой доктрины, общественного договора, свободы и прав человека. Историческим документом, воплощающим идеи свободы и неотчуждаемых прав человека и народа, становится в XVIII веке Декларация независимости20, принятая единогласно 13-ю Соединенными Штатами и утвержденная Третьим Континентальным конгрессом 4 июля 1776 года. Конституция США 1787 года не содержит ни упоминания о естественных правах человека, ни их перечня. Однако преамбула Конституции закрепляет важнейшие ценностные принципы, без которых невозможно обеспечение прав человека. Дж.Мэдисон и Т.Джефферсон составили серию поправок к Конституции, и 15 декабря 1791 года вступил в силу американский Билль о правах - «великая американская хартия личной свободы и человеческого достоинства», содержащая десять первых поправок к Конституции. Билль о правах зафиксировал важнейшие основные права человека21.
В этот же период в Европе произошла Великая французская революция, значение которой вышло далеко за пределы одного государства и оказало огромное воздействие на изменение общественной ситуации во многих странах, основанных на привилегиях правящих сословий, отсутствии гарантий неприкосновенности личности и имущества. Революция выдвинула принципы равенства, братства, справедливости, на которых должно формироваться новое общество, утвердившееся после победы революции.
Французская революция была не только триумфом, но и трагедией народа, испытавшего все ужасы якобинской диктатуры22. Однако она оставила великий правовой документ - Декларацию прав человека и гражданина 1789 года. Содержание декларации отразило гуманистические идеи эпохи Просвещения - свободу, равенство, народный суверенитет, общественный договор, авторитет закона и права человека23. Политические и нравственные воззрения Вольтера, Монтескье, Руссо явились тем фундаментом, на котором развивались свободомыслие, непримиримость к произволу и абсолютизму, преклонение перед законом и неотъемлемыми неотчуждаемыми правами человека, стремление к «общему благу». Признание естественных прав человека рядом европейских государств оказало влияние на международное право второй половины XIX века.
При помощи многосторонних договоров европейские государства сделали первые шаги в гуманизации законов и обычаев войны. Эти принципы были закреплены в ряде международных документов - Женевской конвенции (1867 г.), Петербургской декларации (1868 г.), Гаагских конвенциях (1899 и 1907 гг.). По достигнутым договоренностям, военные действия, в случае их возникновения, должны вестись только против сражающихся армий, мирное население не могло быть объектом военного нападения.
Жизненную силу этих международных документов предстояло проверить реальностью XX века. Под флагом прав человека происходят Февральская революция и Октябрьский переворот в России, впоследствии кардинальным образом изменившие политическую карту планеты. Мир коснулись Первая и Вторая мировые войны, создаются Лига Наций и Организация Объединенных Наций.
29 ноября 1945 года в Нюрнберге главные нацистские преступники предстали перед судом народов. Нюрнбергский судебный процесс венчал собой победу над фашизмом. Обвинения касались военных преступлений, преступлений против мира и преступлений против человечности.
В послевоенное время права человека динамично выходят за пределы европейского пространства, появляются в законодательстве стран, освободившихся от колониальной зависимости. Отмечается активное правотворчество в области прав человека во всем мире, национальные системы осуществляют поиск оптимальных моделей, обращаются к международной практике, обмениваются собственным опытом. Правам человека посвящаются первые статьи и разделы конституций.
Созданию Организации Объединенных Наций предшествовали многие международные соглашения, так или иначе затрагивающие права человека, например Вестфальские договоры 1648 года о свободе вероисповедания, документы об отмене рабства (Вашингтонский договор 1862 г., акты Брюссельских конференций 1867 и 1890 гг., Берлинские документы 1885 г., Женевская конвенция 1926 г.), нормы о законах и обычаях войны (Парижская декларация 1856 г., Женевские конвенции 1864 и 1906 гг., Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг.), конвенции о защите беженцев 1933 и 1938 годов и др. Интернационализации в области прав человека также способствовало учреждение в 1864 году Международного Комитета Красного Креста, а в 1919 году - Международной организации труда и Лиги Наций. Но следует отметить, что все-таки до ООН цель создания всесторонней защиты прав человека не ставилась.
В преамбуле Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, отмечается, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира»24. Первая статья провозглашает ведущую идею естественной доктрины. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
С созданием ООН постепенно, кирпичик за кирпичиком строится «здание» международного, всеобъемлющего института по поощрению и защите прав человека: появляются Комиссия ООН по правам человека и Третий комитет Генеральной Ассамблеи ООН, который занимается проблемами социального и гуманитарного характера. В 1947 году начинает работу Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, позже переименованная в Подкомиссию по поощрению и защите прав человека. Одной из целей Подкомиссии провозглашается проведение исследования, в особенности на основании Всеобщей декларации прав человека, и вынесение рекомендаций Комиссии ООН по правам человека о предотвращении дискриминации любого рода в отношении прав человека и основных свобод и защите расовых, национальных, религиозных и языковых меньшинств25.
Один за другим принимаются основополагающие международные договоры в области прав человека, и на сегодняшний день их насчитывается уже девять, один из которых - о защите всех лиц от насильственных исчезновений - пока что не вступил в силу. С момента принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году все государства - члены ООН ратифицировали по крайней мере один договор по правам человека и 80% ратифицировало четыре или более. Это привело к созданию восьми договорных органов, представляющих собой комитеты, состоящие из независимых экспертов, следящих за осуществлением основополагающих международных договоров в области прав человека: Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток (в 2007 г. был создан Подкомитет по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения), Комитет по правам ребенка, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и Комитет по правам инвалидов26.
Поощрение и защита прав человека приобретает международную институциональную основу. Вышеупомянутые комитеты наделяются функцией рассматривать периодические доклады государств на проводимых по несколько раз в году сессиях. Каждое государство в дополнение к своим обязательствам выполнять действующие положения договоров, участником которых оно является, должно представлять регулярные доклады о результатах выполнения этих положений. Комитеты рассматривают доклады с учетом всех имеющихся данных с целью налаживания конструктивного диалога и помощи государствам в их стремлении как можно более полно и эффективно выполнять тот или иной договор.
Вследствие усиливающегося значения международного сотрудничества в области прав человека в 1993 году Генеральная Ассамблея создает должность Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека27. Управление Верховного комиссара, являясь координационным центром деятельности Организации Объединенных Наций по правам человека, выполняет функции секретариата для Комиссии ООН по правам человека (сегодня Совета ООН по правам человека), наблюдательных органов по соблюдению договоров и других органов ООН по правам человека. Управление также проводит работу в области прав человека на местах, предоставляет консультационные услуги и техническую помощь.
Венцом развития правозащитного сектора ООН в XX веке становится создание Комиссии ООН по правам человека, которую в 1946 году учредил Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). Изначально Комиссия под руководством Элеоноры Рузвельт состояла из девяти правозащитников и занималась разработкой международных стандартов в области прав человека. В 1948 году Комиссия, выросшая до 18 членов, выработала Всеобщую декларацию прав человека, а в 1976 году приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах28 и Международный пакт о гражданских и политических правах29. Совместно со Всеобщей декларацией прав человека эти два пакта составляют Международный билль по правам человека, который служит сегодня основой международным стандартам в области прав человека. В 1967 году Комиссия получила мандат рассматривать нарушения прав человека30. С этого момента Комиссия сконцентрировалась на мониторинге соблюдения государствами международных стандартов в области прав человека, одновременно продолжая вырабатывать такие стандарты.
Ко времени своей реформы в состав Комиссии ООН по правам человека входило 53 государства. ЭКОСОС выбирал государства-члены в Комиссию от каждого географического региона, предоставляя фиксированное количество мест (африканским государствам - 15, азиатским - 12, государствам Восточной Европы - 5, государствам Латинской Америки и Карибского бассейна - 11, Западной Европы и другим государствам - 10). Комиссия не имела постоянных членов, каждое выбранное государство входило в состав Комиссии сроком на три года и могло быть переизбрано. Сессии Комиссии проходили ежегодно в Женеве с середины марта по конец апреля (шесть недель).
На протяжении многих лет в ООН, дипломатических и академических кругах широко обсуждались вопросы реформирования Организации. Предложения по реформированию касались не только Комиссии ООН по правам человека, но и Подкомиссии ООН по поощрению и защите прав человека. Многие обвиняли Комиссию в том, что она руководствовалась не интересами защиты прав человека, а субъективными интересами государств, входивших в ее состав. Комиссия использовалась государствами для избирательной критики друг друга, а не для решения реальных и насущных проблем. Критика, высказываемая в адрес Комиссии, заслуживала самого тщательно рассмотрения. Действительно, в состав Комиссии входили не только демократические государства, но и такие, на территории которых имели место широкомасштабные нарушения основных прав и свобод человека. Многие подобные страны стремились стать членами Комиссии с целью защиты собственных интересов и нивелирования критики недостатков своих правозащитных систем. И это иногда им удавалось.
На фоне возрастающего недовольства работой Комиссии выходит доклад «Безопасный мир - наша общая ответственность», подготовленный группой высокого уровня и представленный Генеральному секретарю ООН 1 декабря 2004 года31. В докладе предлагалось внесение определенных изменений в структуру ООН и ее деятельность, и в том числе расширение состава Комиссии ООН по правам человека. Однако принять предложение этой рабочей группы и сделать состав Комиссии универсальным, то есть увеличить ее численность до 191 государства, означало бы заранее обречь будущую деятельность Комиссии на неудачу. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан сначала выступил в поддержку предложения рабочей группы об изменении состава Комиссии ООН по правам человека, однако затем подчеркнул необходимость сокращения числа ее членов.
В марте 2005 года Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в своем докладе «При большей свободе - к развитию, безопасности и правам человека для всех»32 предложил заменить Комиссию ООН по правам человека на меньший по размеру постоянный Совет ООН по правам человека, при том что Совет должен был бы перенять такие механизмы Комиссии, как система специальных процедур, и в то же время предпринять новые меры по превращению органа по правам человека в более эффективный инструмент по поощрению и защите прав человека по всему миру.
В итоге в ходе встречи глав государств и правительств стран - членов ООН 14-16 сентября 2005 года в Нью-Йорке было принято решение о реформировании правозащитного направления деятельности Организации. В развитие данного решения 15 марта 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 60/25133.
Главным элементом резолюции стало создание Совета ООН по правам человека, заменившего Комиссию ООН по правам человека. По сравнению с упраздненной Комиссией статус Совета был повышен до уровня вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН, сокращено количество стран-участниц, введены определенные критерии членства, при условии, что все государства - члены ООН вправе претендовать на вхождение в состав Совета.
Резолюция была также посвящена определению контуров дальнейшего реформирования правозащитного сектора ООН, а именно созданию механизма универсального периодического обзора (УПО) ситуации с правами человека в отдельных странах и рационализации сложной системы специальных процедур в области прав человека, которые Совет унаследовал от Комиссии.
В итоге Комиссия ООН по правам человека, утратив доверие в силу своей политизированности, была расформирована. На смену Комиссии пришел Совет ООН по правам человека.
19-30 июня 2006 года в Женеве состоялась первая сессия Совета ООН по правам человека, теперь уже нового главного международного правозащитного органа системы ООН. Председателем Совета был избран постоянный представитель Мексики при отделении ООН в Женеве Л.А. де Альба. В работе сессии приняли участие делегации 47 государств-членов34, около 100 государств-наблюдателей, более 150 неправительственных организаций, около 40 национальных и региональных учреждений в области прав человека, а также специализированных учреждений ООН и международных организаций.
С образованием Совета ООН по правам человека начинается процесс сложных многосторонних переговоров относительно развития деталей реформы правозащитного сектора ООН. Более года согласовывались основные параметры проведения всеобъемлющих периодических обзоров положения с правами человека во всех без исключения государствах - членах ООН, которые представляют собой ключевое новшество Совета. Механизм УПО должен был бы исправить главный недостаток, за который критиковали Комиссию, а именно выборочное концентрирование внимания лишь на ограниченном числе стран. Поэтому для поддержания авторитета Совета исключительно важны были надежность и эффективность механизма УПО, что и получило свое отражение в так называемом «пакетном» документе по институциональному строительству механизмов Совета, принятом на его пятой сессии в июне 2007 года35, где были освещены принципы, цели, форма, модальности и порядок проведения УПО. В данном документе четко обозначается, что Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, договоры о правах человека, участником которых является государство, его добровольные заявления и обязательства должны служить основой обзора.
Будучи механизмом сотрудничества, УПО должен основываться на объективной и надежной информации, проводиться на неизбирательной, конструктивной, неконфронтационной и неполитизированной основе, учитывать при этом уровень развития и специфику стран. Обзор должен улучшать положение в области прав человека на местах, укреплять соответствующий национальный потенциал государств, совершать обмен наилучшей практикой и опытом, поощрять взаимодействия с Советом и другими правозащитными органами ООН.
Обзор государств осуществляется в Рабочей группе по УПО, председателем которой является председатель Совета и которая состоит из 47 государств - членов Совета, в форме интерактивного диалога между рассматриваемым государством и государствами-наблюдателями - членами Совета. Участниками этого диалога являются исключительно государства, а неправительственные организации, имеющие консультативный статус в ЭКОСОС, присутствуют в зале заседаний без участия в дискуссии. Ежегодно Рабочая группа собирается на три двухнедельные сессии, на каждой из которых осуществляет обзор 16 государств - итого 48 государств в год. Для облегчения обзора каждого государства создается группа из трех докладчиков, так называемая «тройка» из числа членов Совета. Утверждение доклада проходит на пленарном заседании Совета, где свои комментарии по принимаемому докладу могут высказать представители гражданского общества. Впервые Рабочая группа была созвана в апреле 2008 года для осуществления обзора положения с правами человека в Бахрейне, Тунисе, Индонезии, Великобритании, Бразилии, Алжире, Нидерландах, Чехии, Эквадоре, Марокко, Финляндии, Индии, Филиппинах, Польше, ЮАР и Аргентине.
Итоговый документ складывается из двух частей, а именно доклада Рабочей группы по проведению УПО о ходе обзора страны и ответов страны, проходившей обзор, на полученные в группе замечания и рекомендации. В итоговом документе специально отмечаются рекомендации, с которыми рассматриваемое государство согласилось, и рекомендации с которыми оно не согласилось. Для одобрения доклада достаточно согласия большинства членов Совета.
За внедрение результатов УПО несут ответственность в первую очередь рассматриваемые государства, однако международное сообщество может также принимать в этом участие, в том числе и в плане технической помощи. Оценка выполнения рекомендаций обзора должна будет проводиться в ходе последующего обзора, однако на усмотрение Совета оставлены возможные «особые» меры по итогам. Совету предписано «в надлежащем порядке» рассматривать случаи систематического отказа государства сотрудничать с процедурой УПО.
Для облегчения участия развивающихся стран в механизме УПО и для поддержки последующих мер по нему созданы два финансовых механизма: Целевой фонд добровольных взносов для универсального периодического обзора и Добровольный фонд по оказанию финансовой и технической помощи36.
К 2011 году через процедуру УПО пройдут все 192 страны, являющиеся членами ООН. В результате будет составлен документ, позволяющий сравнить состояние с соблюдением прав человека в различных странах по всему миру.
Сегодня однозначно можно сказать, что начало функционирования УПО стало еще одним фактором, работающим для усиления влияния прав человека практически на все сферы международной жизни.
В замену Подкомиссии был учрежден Консультативный комитет Совета ООН по правам человека37 18 июня 2007 года (резолюция 5/1). Генеральная Ассамблея своей резолюцией 62/219 от 22 декабря 2007 года одобрила это решение. Консультативный комитет состоит из 18 экспертов (по пять от стран Африки и Азии, по три от стран Латинской Америки и Карибского региона и Западной Европы и два от Восточной Европы), избираемых на три года с возможностью переизбираться один раз38.
Процесс институционального строительства включал также обзор системы специальных процедур. Специальные процедуры - это общее название, данное механизмам, учрежденным Комиссией, для рассмотрения специфических страновых ситуаций и тематических сюжетов во всех уголках мира. Специальные процедуры могут быть как индивидуальными - специальный докладчик, или представитель, или независимый эксперт, так и рабочей группой, например Специальный докладчик о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов, Рабочая группа по вопросу об использовании наемников как средство нарушения прав человека и противодействия осуществления права народов на самоопределение и Независимый эксперт по вопросу о положении в области прав человека в Бурунди. Они - известные, независимые эксперты, работающие на добровольной основе, назначаемые Советом.
Резолюция 5/1 Совета «Институциональное строительство Совета по правам человека Организации Объединенных Наций» включала положения относительно отбора обладателей мандатов и обзора всех мандатов специальных процедур. Обзор мандатов начался на шестой сессии в сентябре 2007 года и продолжался на седьмой, восьмой и девятой сессиях Совета. В 2008 году все тематические мандаты были продлены. Два новых тематических мандата были созданы. Большинство страновых мандатов тоже были продлены (за исключением мандатов по Беларуси, Кубе, Либерии и Демократической Республике Конго, которые были приостановлены) до их очередного рассмотрения Советом. Во время своей 11-й сессии Совет (июнь 2009 г.) создал мандат независимого эксперта по положению с правами человека в Судане. Срок полномочий держателя мандата не может превышать шести лет.
На данный момент существует 31 тематический мандат и восемь страновых мандатов39. Все они докладывают Совету свои данные и рекомендации. Иногда они являются единственным механизмом, внимательно отслеживающим определенную проблему в области прав человека.
Работа Совета ООН по правам человека проходит на регулярной основе. С 13 сентября по 1 октября 2010 года пройдет уже 15-я сессия Совета. Итоги первых лет функционирования Совета продемонстрировали, что он постепенно обретает законное ведущее место в общей архитектуре правозащитных органов и институтов системы ООН, проводится очень важная работа в рамках УПО и специальных процедур. Вместе с тем, к сожалению, сохраняется практика применения двойных стандартов, избежать которых все-таки сложно, как и сложно привести принятие тех или иных внешнеполитических решений под жесткие юридические нормы, ибо всегда будут существовать национальные интересы государств. Исходя из национальных интересов, некоторые государства продолжают попытки использовать формат Совета или других правочеловеческих органов ООН, например Третьего комитета Генеральной Ассамблеи, для проведения изначально конфронтационных тем и решения собственных политических задач вместо того, чтобы в деловом ключе решать серьезные и насущные правовые проблемы. Существуют и различия в понимании концепции прав человека и задач Совета. Если западные страны концентрируют особое внимание на индивидуальных правах и мониторинге, то развивающиеся страны делают упор на коллективные права и важность технического содействия международного сообщества в поощрении и защите прав человека.
Исходя из резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 60/251, в 2011 году предстоит обзор работы и функционирования Совета по итогам пяти лет после его образования. Как представляется, международному сообществу на данном этапе не следует изменять статус Совета. Правильнее было бы сфокусироваться на урегулировании «разделения труда» между Советом и Третьим комитетом ГА ООН. В рамках обзора работы и функционирования Совета необходимо еще раз уделить пристальное внимание специальным процедурам и механизму УПО. При этом важно приложить все усилия к тому, чтобы в итоге специальные процедуры стали более эффективными, а результаты УПО внедрялись всеми без исключения странами.
В сентябре 2010 года исполняется пять лет, как в ходе встречи глав государств и правительств стран - членов ООН в Нью-Йорке было принято решение о реформировании правозащитного направления деятельности Организации. На сегодняшний день Совет ООН по правам человека оправдал большинство возлагаемых на него надежд, являясь важнейшим форумом налаживания взаимодействия государств в правозащитной сфере и объединяющим фактором в международных отношениях. Однако «молодому» Совету еще предстоит непростая, но интересная и насыщенная «жизнь», связанная напрямую с жизнями миллионов людей по всему миру.
1Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000; Менцин Ю.Л. «Земной шовинизм» и звездные миры Джордано Бруно // Вопросы истории естествознания и техники. 1994, №1.
2Авадяева Е.Н., Зданович Л. 100 великих казней. М.: Вече, 2010. С. 128.
3Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года//http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm
4http://www.unn.ru/rus/books/evro.htm
5Конституция Итальянской Республики / Пер. с итал. Л.П.Гринберга // Конституции государств Европейского союза / Под общ. ред. Л.А.Окунькова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С. 423-450; http://lawers-ssu.narod.ru/subjects/constzs/italy.htm
6http://www.echr.ru/convention/protocols.htm
7http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?NewsID=8294
8Берент М. Безгосударственный полис: раннее государство и древнегреческое общество // Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000.
9Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997; Брамбо Роберт. Философы древней Греции /Пер. с англ. Л.А.Игоревского. М., 2002.
10Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И.Батыра. Ч. 1. М.: Юристъ, 2000. Текст Хартии на http://www.fordham.edu/halsall/source/magnacarta.html
11Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
12Права человека в свободной стране. М., 2003. С. 82; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989; Кудрявцев О.Ф. Ренессанский гуманизм и «Утопия». М.: Наука, 1991. С. 228.
13Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М., СПб., 1997. С. 16-60; Рикуперати Д. Человек Просвещения // Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003. С. 15-29.
14Helen A.Nutting. The Most Wholesome Law - The Habeas Corpus Act of 1679. The American Historical Review. Vol. 65. No. 3 (April 1960). Р. 527-543.
15http://www.constitution.org/eng/eng_bor.htm
16http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XVII/1620-1640/Petition_rechte_1628/text1.phtml?id=4843
17http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XVIII/1700-1720/Akty_Parlament/akt_ustroenii_12_06_1701.phtml?id=4900
18Заиченко Г.А. Объективность чувственного знания: Локк, Беркли и проблема «вторичных» качеств // Философские науки. 1985. №4. С. 98-107.
19http://www.typelogic.ru/persons/Rousseau.html
20Декларация независимости в переводе О.А.Жидкова, изд. Московского университета. Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова //http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/indpndnc.htm
21Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. С. 24-32.
22Кропоткин П.А. Великая французская революция. 1789-1793. М., 2003.
23Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. С. 32-37.
24Всеобщая декларация прав человека. М., 1996.
25http://www2.ohchr.org/english/bodies/subcom/index.htm
26Комитет по насильственным исчезновениям будет учрежден после того, как вступит в силу Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений (20 декабря 2006 г.). Документ вступит в силу после того, как будет ратифицирован или принят 20-ю государствами (на 24 августа 2010 г. конвенцию ратифицировали 19 государств) // http://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=IV-16&chapter=4&lang=en
27http://www.ohchr.org/EN/Pages/WelcomePage.aspx
28http://www.un.org/russian/documen/convents/pactecon.htm
29http://www.un.org/russian/documen/convents/pactpol.htm
30В 1967 году ЭКОСОС принял резолюцию 1235 (XLII), которая наделила Комиссию ООН по правам человека полномочиями рассматривать вопросы, связанные с нарушениями прав человека в любой точке земного шара (см. Процедура 1235). Кроме того, в 1970 году ЭКОСОС принял резолюцию 1503 (XLVIII) о процедуре рассмотрения сообщений, касающихся нарушения прав человека и основных свобод в рамках Комиссии ООН по правам человека и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека (см. Процедура 1503).
31http://www.un.org/russian/secureworld/
32http://www.un.org/russian/largerfreedom/index.html
33http://www.un.org/russian/ga/60/docs/60res3.htm
34Российская Федерация стала одним из первых государств, выбранных в состав Совета; была переизбрана и является членом Совета до 2012 года.
35Резолюция Совета ООН по правам человека A/HRC/RES/5/1 «Институциональное строительство Совета по правам человека Организации Объединенных Наций», принятая 18 июня 2007 года.
36Резолюция Совета ООН по правам человека 6/1.
37http://www2.ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/advisorycommittee.htm
38В состав Консультативного комитета избран до 2013 года российский эксперт профессор В.А.Карташкин.
39Полный список специальных процедур по состоянию на август 2010 года см.: http://www2.ohchr.org/english/bodies/chr/special/docs/Mandate_Holders_2010.xls