В этом году Организации Объединенных Наций исполняется 65 лет. Созданная по итогам Второй мировой войны,  с тем чтобы предотвратить повторение подобных трагедий, Всемирная организация и сегодня призвана играть центральную роль в системе международных отношений.

В основу Устава ООН были положены справедливые и, как показало время, эффективные принципы международного взаимодействия. Обладая уникальной легитимностью, ООН является ключевым фактором поддержания и укрепления стабильности и безопасности в современном мире, развития многопланового сотрудничества между государствами.

В последние годы - пожалуй, впервые с момента окончания холодной войны - деятельность ООН стала отвечать тому предназначению, которое закладывали ее «отцы-основатели». Организация становится реальным центром согласования коллективных подходов государств мира к решению узловых глобальных и региональных проблем в политической, экономической и гуманитарной областях.

Явно усилившаяся в последнее время в ООН тяга к совместной работе означает крепнущее осознание в мире обреченности односторонней модели поведения, понимание того, что в одиночку острые проблемы, многие из которых носят трансграничный характер, не решить. Именно поэтому ООН выступает в качестве ключевого игрока на таких актуальных направлениях, как предотвращение и урегулирование региональных кризисов, нераспространение ОМУ, включая политико-дипломатическое решение ядерных проблем Ирана и Корейского полуострова, борьба с терроризмом и наркотрафиком, преодоление последствий природных и техногенных катастроф, противодействие климатическим изменениям, обеспечение устойчивого развития и продовольственной безопасности, улучшение взаимодействия в социальной и правозащитной сферах. Очевидно, что решение всех этих проблем возможно только на основе коллективного подхода, основанного на верховенстве международного права. И здесь универсальный механизм ООН оказывается попросту незаменим.

ООН - организация межгосударственная. Очевидно, что двусторонние отношения между ее членами прямо или косвенно сказываются на тех или иных азимутах ооновской деятельности.

Так, «перезагрузка» в российско-американских отношениях способствует гораздо более продуктивному взаимодействию между нашими двумя странами, в том числе и в ООН. А это крайне важно для общего повышения дееспособности Всемирной организации, учитывая статус России и США как постоянных членов Совета Безопасности, несущих особую ответственность за обеспечение международного мира и безопасности.

Центральное место нашей страны в Организации позволяет результативно реализовывать национальные интересы через ооновские каналы, прежде всего путем активного содействия устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности в мире, в том числе в регионах, прилегающих к границам России.

На ооновской площадке активно продвигаются российские инициативы по разным направлениям. Упомяну, в частности, консенсусную поддержку наших инициатив в разоруженческой сфере - ежегодно принимаемых резолюций Генассамблеи ООН по вопросам информационной безопасности и мерам доверия в космосе. В мае этого года СБ единогласно принял на основе российского проекта резолюцию 1918 по правовым аспектам международной борьбы с пиратством.

ООН, как и любой другой международный институт, требует постоянной адаптации к меняющимся реалиям. Реформенный процесс в ООН, по сути, идет с момента ее создания в 1945 году. Реформы, однако, не самоцель. Конечной целью преобразований должно стать укрепление центральной координирующей роли ООН в мировых делах, повышение эффективности Всемирной организации, ее способности оперативно, но «качественно» реагировать на вызовы и угрозы современности. Решения здесь должны приниматься на основе самого широкого согласия государств-членов, оптимально - консенсуса.

ООН не стоит на месте: есть  конкретные результаты предпринятых в последние годы, особенно после саммита 2005 года, мер по реформированию Организации. В частности, значительным событием стало создание в 2006 году Совета ООН по правам человека, ставшего главным межправительственным органом системы ООН по развитию взаимодействия в правозащитной сфере. Итоги первых лет его деятельности позволяют сделать вывод о некотором снижении уровня конфронтации и политизации в этой чувствительной для многих государств сфере.

В 2006 году была учреждена Комиссия ООН по миростроительству, которая осуществляет важную деятельность по координации комплексного содействия со стороны ООН странам, пережившим конфликты, для обеспечения их экономического восстановления, укрепления госинститутов, законности и правопорядка. Создан и функционирует Фонд ООН по миростроительству, куда Россия наряду с другими государствами вносит свой посильный вклад.

Наиболее свежий пример крупных реформенных шагов в ООН - принятие 2 июля этого года резолюции Генеральной Ассамблеи по вопросам общесистемной согласованности. Безусловно, главным моментом в этом документе является решение о создании новой, «гибридной» структуры в системе Организации, отвечающей за проблематику гендерного равенства и расширения возможностей женщин. В рамках данной меры намечена консолидация четырех ныне существующих соответствующих институтов и механизмов ООН, что должно способствовать устранению элементов дублирования и повышению эффективности в работе Организации на гендерном направлении.

В том что касается реформы Совета Безопасности - самой «горячей» темы реформенной повестки, - то в этой сфере говорить об обозначении контуров такого согласия еще рано. Сближения подходов государств-членов пока не просматривается. Цель этой реформы мы также видим в том, чтобы в результате возросла практическая отдача от работы Совета Безопасности, оперативность принятия им решений. Разумеется, при всех вариантах расширения состава Совета статус нынешних постоянных членов СБ, включая право вето, должен оставаться неизменным.

Особого внимания требует сохраняющийся в мире серьезный конфликтный потенциал. ООН принадлежит важная роль в стабилизации и оздоровлении международной обстановки через предотвращение, урегулирование и создание условий невозобновления вооруженных конфликтов. Высоко востребована миротворческая деятельность ООН. Статистика говорит сама за себя: в 16 операциях по поддержанию мира участвуют почти 120 тыс. миротворцев. Это целая армия, которая стоит на страже международного мира и безопасности и обходится мировому сообществу более чем в 7 млрд. долларов ежегодно. Россия является активным участником практически всех операций по поддержанию мира. В рамках ОПМ ООН в Чаде/ЦАР и Южном Судане осуществляют эффективную деятельность российские вертолетные группы, в составе операций достойно несут службу наши военные наблюдатели и гражданские полицейские. На базе профильных учебных заведений МВД России осуществляется подготовка миротворцев из различных государств. Наша страна удерживает лидирующее место на рынке авиауслуг ООН. Важно продолжить изыскание возможностей для расширения вклада России в миротворчество под эгидой ООН.

Вопросы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков по-прежнему находятся среди приоритетных в повестке дня ООН.

ООН является главным координирующим органом по организации международного сотрудничества в противодействии террористической угрозе. Новые горизонты для наращивания мер по борьбе с ней были открыты с принятием в 2006 году глобальной контртеррористической стратегии ООН - масштабного документа, содержащего положения практически по всем аспектам международных антитеррористических усилий. Принципиально важный вклад в антитеррористическую работу ООН вносит Совет Безопасности, созданные им Контртеррористический комитет (КТК) и комитеты 1267 и 1540. КТК решает задачи комплексного наращивания потенциала государств для противодействия теругрозе. Комитет 1267 ведет санкционный список лиц и организаций, связанных с «Аль-Каидой» и «Талибаном». Комитет 1540 сфокусировался на мерах недопущения попадания оружия массового уничтожения в руки террористов.

Во многом благодаря усилиям России проблематика противодействия наркотрафику, в первую очередь из Афганистана, получает на «площадке» ООН в Нью-Йорке все большее политическое звучание. В Совете Безопасности мы активно выступаем за принятие более решительных мер в борьбе с афганским наркотрафиком, добиваемся его признания в качестве угрозы международному миру и безопасности. Работа с партнерами в ООН на этом направлении будет продолжена.

На фоне непрекращающихся попыток переписать историю весьма обнадеживающими стали итоги инициированных нами в ООН мероприятий, приуроченных к 65-летнему юбилею окончания Второй мировой войны. В частности, 6 мая состоялось специальное торжественное заседание Генеральной Ассамблеи, в ходе которого была дана высокая оценка вклада нашей страны в разгром фашизма.

Кроме того, уже пятый год подряд Генеральная Ассамблея по инициативе России подавляющим большинством голосов одобряет резолюцию «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Отрадно, что из года в год растет число сторонников этого документа. При этом не может не вызывать недоумения и сожаления тот факт, что против данной резолюции в очередной раз проголосовали США, а ряд стран, включая всех членов Европейского союза, при голосовании воздержались. Рассчитываем на позитивное изменение их подходов.

Растет влияние религиозного фактора в деятельности ООН. Проводятся различные форумы, нацеленные на налаживание межрелигиозного и межкультурного диалога. С удовлетворением можем отметить активное подключение к данным процессам представителей традиционных религий России, и в первую очередь Русской православной церкви. В этом контексте актуальна выдвинутая министром иностранных дел России С.В.Лавровым инициатива о создании под эгидой ООН консультативного совета религий.

Объективной реальностью последних лет становится рост роли гражданского общества в мире. НПО прочно заняли свое место в деятельности ООН и стараются подключиться к решению самого широкого круга вопросов в повестке дня Организации. Не стали здесь исключением и представители российского гражданского общества: около 50 наших НПО имеют консультативный статус при ЭКОСОС, что дает им возможность принимать активное участие в организуемых под эгидой ООН форумах. Отрадно, что есть также группа неправительственных организаций, не имеющих такого статуса, которые тем не менее стремятся конструктивно сотрудничать в решении стоящих перед ООН задач.

В целом опыт нашего взаимодействия с российскими НПО внушает оптимизм и позволяет надеяться на то, что времена, когда они использовали «площадку» Организации исключительно для критики действий властей и собственного самоутверждения, ушли в прошлое. Убеждены, что государство и гражданское общество не только могут, но и должны сотрудничать в целях продвижения интересов России на международной арене. Ведь речь идет об общих целях укрепления авторитета и роли нашей страны в мире, что будет также способствовать и улучшению жизни наших граждан. Рассчитываем на наращивание вклада представителей российского гражданского общества на ооновском направлении, в том числе такой «профильной» общественной структуры, как Российская ассоциация содействия ООН.

Эффективное противодействие угрозам миру и безопасности в условиях глобализации невозможно без устойчивого социально-экономического развития всех регионов мира. Неслучайно в последнее десятилетие основные усилия Организации в этой области сосредоточены на главной задаче - достижении к 2015 году всеми странами восьми Целей развития тысячелетия (ЦРТ) по борьбе с голодом и нищетой, заболеваниями, детской и материнской смертностью, неграмотностью, деградацией окружающей среды.

В сентябре в Нью-Йорке пройдет Саммит ООН по ЦРТ. Фактически это будет последняя возможность для мировых лидеров придать необходимый политический импульс международным усилиям в области выполнения ЦРТ. Участие России в саммите будет нацелено на подтверждение приверженности целям повышения благосостояния российского народа на основе модернизации страны и развития инновационной экономики, а также демонстрацию вклада нашей страны в обеспечение общего прогресса в выполнении Целей.

На данном этапе вклад России в работу ООН должен  предусматривать наращивание нашего донорского потенциала. Необходимость активизации участия нашей страны в работе социально-экономического сектора ООН определяет курс на позиционирование России как ответственного партнера в вопросах поддержки развития.

Социально-экономическая составляющая работы ООН приобрела новое измерение в контексте задач по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса. ООН активно подключилась к международным усилиям по борьбе с кризисом, выработке концептуальных подходов к формированию новой системы мирохозяйственных связей.

В качестве ведущей «площадки» для обсуждения актуальных экономических проблем, включая вопросы финансового регулирования и реформы мировой финансово-экономической архитектуры, утвердилась «двадцатка». Показала она себя и эффективным инструментом для продвижения глобальной повестки дня в интересах развития.

Между тем роль «двадцатки» в качестве главного экономического форума, на котором принимаются важнейшие решения, касающиеся судьбы мировой экономики, пока признается не всеми странами - членами ООН. Приоритетное значение в этой связи имеет налаживание конструктивного взаимодействия ООН и «Группы двадцати» в реагировании на глобальные вызовы в области развития.

Именно вокруг ООН должна строиться новая архитектура глобального управления, исходящая из множественности глобальных и региональных игроков и принципов суверенного равенства государств-членов, взаимной выгоды и международной законности.

При всей своей универсальности и незаменимости ООН может быть настолько эффективной, насколько это ей реально позволят сделать государства-члены. Россия свой твердый выбор в пользу всемерного укрепления ООН сделала, и мы продолжим сотрудничество в этих целях со всеми заинтересованными партнерами.