Сложная геополитическая ситуация, агрессивная санкционная политика коллективного Запада, его стремление подвергнуть изоляции нашу страну, демонизировать все, что с ней связано, нанести ей стратегическое поражение, повернуть вспять объективные тенденции на международной арене, не допустить становления многополярной мировой архитектуры, беспрепятственно диктовать свои условия другим государствам кардинально изменили внешнеполитический контекст, вызвали необходимость глубинной корректировки российской внешнеполитической линии в мировых делах. Утвержденная 31 марта 2023 года Президентом Российской Федерации новая Концепция внешней политики определяет четкие ориентиры действий в нынешних непростых условиях, закрепляет базовые установки, направленные на укрепление места и роли России в международной системе координат как активного участника процессов и одного из центров глобального управления.
На фоне деструктивного курса США и их сателлитов ставится задача смещения баланса международных приоритетов с акцентом на поиск дополнительных возможностей для углубления сотрудничества с конструктивно настроенными в отношении России странами, в целом переноса центра тяжести дипломатической активности в сторону Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. В то же время остается открытой дверь к прагматичному сотрудничеству с недружественными государствами при полном соблюдении последними наших интересов.
В контексте произошедших перемен принципиального характера субъекты Российской Федерации без промедления включились в работу по переналадке всего комплекса своих международных и внешнеэкономических связей. Разумеется, при этом во внимание принимаются объективные факторы, которые отражают состояние дел в самих регионах. Речь в первую очередь идет об их экономическом и научно-техническом потенциале, инвестиционной привлекательности, культурно-исторических традициях, этноконфессиональной специфике, природных особенностях, наличии необходимых предпосылок финансового плана и накопленном опыте в проведении различного рода международных мероприятий, организации спортивных соревнований, развитии туристической сферы. В конечном итоге не кто иной, как сами субъекты Федерации, включая их руководство, бизнес-сообщество, гражданских активистов, лучше знают о своих потребностях в кооперации с зарубежными партнерами для решения текущих и перспективных задач в производственной, социально-экономической, культурно-гуманитарной, природоохранной и других областях. Они самостоятельно определяют и наиболее оптимальные способы, и пути достижения поставленных целей.
О результативности предпринимаемых субъектами Федерации усилий свидетельствуют статистические данные. Речь прежде всего идет о регионах, которые в предыдущий период были связаны разнообразными проектами с западными контрагентами.
Например, Калининградская область, где до 2022 года две трети внешнеторговых торговых связей приходилось на страны ЕС, прервавшие с ней экономическое сотрудничество почти по всем направлениям, достаточно быстро переключилась на преимущественное взаимодействие с дружественными государствами, прежде всего Китаем, на который теперь приходится почти 30% всех ее текущих экспортно-импортных операций. По итогам 2022 года Нидерланды все еще занимали верхнюю строчку в торговле с Архангельской областью (объем составил 820,9 млн долл.). В 2023 году картина изменилась. На первое место выдвинулся Китай. Товарооборот с этой страной только в первой половине нынешнего года увеличился до 204 млн долларов, при том, что его рост в 2022 году по сравнению с 2021 годом достиг 46,1% (с годовым показателем - 404,5 млн долл.). Надо сказать, что КНР стала ведущим торговым партнером не только для Калининградской и Архангельской областей, но и Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской областей и Республики Карелия.
Из числа стран СНГ наиболее быстрыми темпами развивается торговля с Белоруссией. Отмечается также заметное увеличение торговых обменов российских регионов с Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном. Из азиатских стран на передний план по данному показателю, помимо КНР, выдвигаются Индия, Иран, Республика Корея, Монголия, Турция. Наблюдается расширение межрегионального сотрудничества с Алжиром, Египтом, Объединенными Арабскими Эмиратами, Саудовской Аравией, странами Латинской Америки, прежде всего Бразилией, Кубой, Никарагуа, государствами ЮВА, в частности, Вьетнамом, Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом, Филиппинами.
Общий вывод - динамика разворота на Глобальный Юг на уровне межрегиональных связей приобрела устойчивый характер. Международная деятельность регионов стала важным фактором развития двусторонних отношений и неотъемлемым звеном многосторонней кооперации. Ее сравнительные преимущества состоят в том, что она в меньшей степени политизирована и более сфокусирована на достижении практического результата, открывает тем самым дополнительные возможности в торгово-экономической и инвестиционной областях, выстраивании производственных и транспортно-логистических цепочек, гармонично встроена в межгосударственное взаимодействие на таких направлениях, как культура, искусство, наука, образование, молодежные обмены, спорт, туризм.
О набирающей обороты активности регионов в международной сфере свидетельствует, к примеру, тот факт, что в 2023 году было организовано более 1200 визитов делегаций регионов в зарубежные государства и иностранных партнеров в субъекты Федерации, что на 42% больше, чем в 2022 году. Если за прошлый год было подписано 94 двусторонних соглашения о сотрудничестве межрегионального уровня, то в 2023 году эта цифра возросла до 170.
На их основе стороны выстраивают «дорожные карты» сотрудничества, которые определяют конкретные сроки и параметры осуществления проектной деятельности по самому широкому спектру направлений.
Для продвижения всего комплекса международных связей регионы наращивают участие в проводимых на территории России крупных мероприятиях федерального значения с большим количеством зарубежных гостей, с успехом используют их площадки для презентации своих достижений, получения полезной информации о потенциальных партнерах и заключения с ними договоренностей в различных областях.
Так, в ходе состоявшегося 14-17 июня 2023 года Петербургского международного экономического форума Ленинградская область заключила в общей сложности 30 соглашений на сумму более 900 млрд рублей, Санкт-Петербург - более 50 соглашений на сумму 414 млрд рублей, Краснодарский край - 24 соглашения на сумму 331 млрд рублей.
10-13 сентября 2023 года во Владивостоке провели 8-й Восточный экономический форум. На его «полях» наиболее крупные контракты были заключены Республикой Саха (Якутия) (на сумму 326 млрд руб.), Амурской областью (173 млрд руб.), Забайкальским краем (76 млрд руб.), Хабаровским краем (72 млрд руб.), Приморским краем (56 млрд руб.).
В рамках организованного 1-3 марта 2023 года Красноярского экономического форума всего было подписано 65 соглашений межрегионального формата на сумму 565 млрд рублей.
Предметная практическая отдача достигается по итогам организуемых с упором на логистику регионов мероприятий международного масштаба, таких как Международный экономический форум «Россия - Исламский мир: KazanForum» (в 2023 г. приобрел федеральный статус), международный молодежный форум «Евразия Global» в Оренбурге (соорганизатор - Федеральное агентство по делам молодежи), Международный форум «Эко Алтай. Нить природы» в Республике Алтай, Международный алтаистический форум в Барнауле, Каспийский медиафорум в Астрахани, Международный буддийский форум в Улан-Удэ, Кавказская инвестиционная выставка в городе Минеральные Воды и т. д.
Весомыми результатами завершается проведение межрегиональных форумов в двустороннем формате и в рамках международных объединений. Это - Форум регионов России и Белоруссии, Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств, Российско-Азербайджанский форум межрегионального сотрудничества, Российско-Армянский межрегиональный форум, Форум межрегионального сотрудничества между Россией и Узбекистаном, Российско-Киргизская межрегиональная конференция, Конференция по межрегиональному сотрудничеству Россия - Таджикистан, Российско-Туркменский бизнес-форум, Каспийский экономический форум, Российско-Китайский форум по межрегиональному сотрудничеству, Совет по сотрудничеству регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации и Верхнего, Среднего течения реки Янцзы КНР, а также Форум глав регионов государств - членов ШОС, Международный муниципальный форум БРИКС.
Можно с уверенностью утверждать, что такие форматы взаимодействия не только органично вписываются в общую картину межгосударственных отношений, но и сами являются действенными механизмами их развития.
Свою эффективность в плане укрепления международного сотрудничества доказал учрежденный в 2003 году при МИД России Совет глав субъектов Российской Федерации (СГС), на заседаниях которого определяются перспективные направления и оптимальные параметры деятельности регионов на внешнем периметре в привязке к международным реалиям. К настоящему времени состоялось 41 заседание СГС (проводятся дважды в год). На 39-м заседании в ноябре 2022 года были рассмотрены вопросы межрегионального сотрудничества в условиях новой геополитической реальности. В выработанных по его итогам рекомендациях содержатся первоочередные меры, направленные на преодоление негативных последствий санкций и консолидацию факторов, способствующих международной деятельности субъектов Федерации. Участниками 40-го заседания СГС, которое состоялось в мае 2023 года и было посвящено проблематике развития межрегионального сотрудничества России с государствами Центральной Азии, рекомендовано рассматривать этот вектор международной и внешнеэкономической деятельности регионов в качестве одного из магистральных.
В ходе проведенного в ноябре 2023 года 41-го заседания СГС обсуждались вопросы международного культурно-гуманитарного сотрудничества субъектов Федерации. Отмечен их большой вклад в популяризацию за рубежом русского языка, образования, науки, культуры и искусства, что способствует формированию объективного образа нашей страны и укреплению ее позиций в мире. Акцентирован тезис о том, что в условиях острого противоборства коллективного Запада с Россией «культурная дипломатия» приобретает особое значение для продвижения российских внешнеполитических интересов. В конкретном плане это, в частности, касается проведения международных культурных мероприятий, фестивалей, конкурсов, развития связей в области музейного дела, театрального искусства, кинематографа, гастрольной деятельности, межвузовских и молодежных обменов, спортивных состязаний, привлечения иностранных туристов.
Прочно закрепилась в повестке дня регионов организация как в России, так и за рубежом выставочных мероприятий и презентаций их экономического, инвестиционного, экспортного, туристического потенциалов. Такие мероприятия охотно посещают все, кто нацелен на конструктивное сотрудничество с Россией, включая зарубежных предпринимателей. Большой резонанс получила стартовавшая 4 ноября 2023 года Международная выставка-форум «Россия» (продлится до 12 апреля 2024 г.), участниками которой стали все 89 регионов нашей страны. Высокий интерес проявляют иностранные представители и к презентациям регионов на площадке МИД России, на которые приглашаются гости из состава дипломатического корпуса и СМИ. В нынешнем году такого рода презентации провели Камчатский край (4 апреля) и Курская область (2 ноября).
Ознакомлению зарубежной общественности с жизнью регионов в немалой степени способствует проведение презентационных мероприятий за границей. В 2023 году в государствах-партнерах по линии субъектов Федерации было организовано 495 «дней регионов», презентаций, выставок, в том числе в помещениях российских загранучреждений (в 2022 г. - 357). Свой вклад на этом направлении вносят Республика Крым и Севастополь, которые делают упор на информировании о региональных достижениях, прежде всего в ближнем зарубежье. В 2023 году крымчане участвовали в качестве организаторов или гостей в 19 форумах и выставках-презентациях за пределами нашей страны (в 2022 г. - в девяти подобных мероприятиях).
Рамки работы регионов на внешнем контуре и их взаимодействие с профильными федеральными органами исполнительной власти определены действующими нормативными актами.
Федеральный закон от 4 января 1999 года №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» закрепляет общий порядок их осуществления путем налаживания контактов с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями зарубежных государств, а также участия в деятельности международных организаций в рамках органов, специально созданных для этой цели. При этом субъекты Федерации в границах имеющихся у них полномочий наделены правом на ведение переговоров с иностранными партнерами и заключение с ними соглашений в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях при обязательном условии их согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Также в данном законе оговаривается возможность открытия российскими регионами своих представительств за пределами страны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 года №1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» МИД России является головным органом в системе органов исполнительной власти в области отношений с иностранными государствами и международными организациями и в числе прочего координирует международные связи субъектов Российской Федерации. В то же время Указ Президента Российской Федерации от 25 августа 2023 года «Об усилении координации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» определяет регламент работы Минэкономразвития России в качестве головного координатора деятельности регионов на внешнеэкономическом треке.
Согласно действующему законодательству региональные органы исполнительной власти, к примеру, должны информировать МИД России обо всех планируемых международных мероприятиях, направлять на его рассмотрение проекты соглашений с иностранными партнерами, согласовывать свои контакты с главами иностранных государств и правительств, руководителями высших законодательных и судебных органов, членами правительств и приравненными к ним лицам, руководителями международных организаций.
МИД России, в свою очередь, оказывает субъектам Федерации необходимое содействие в развитии международных связей, дает разъяснения по вопросам российской внешней политики и порядку координации международной деятельности. 30 октября 2023 года состоялось заседание коллегии министерства на тему «О приоритетных направлениях работы МИД России по развитию международных связей субъектов Российской Федерации», в ходе которого были определены конкретные меры по расширению межрегионального сотрудничества.
Одним словом, к настоящему моменту наработана весьма солидная нормативно-правовая база, за счет которой региональные власти наделены достаточно широкими полномочиями в осуществлении международных связей. Вместе с тем надежно обеспечивается соблюдение принципов единства внешней политики и выполнения международных обязательств Российской Федерации.
Пристальное внимание стимулированию межрегионального сотрудничества уделяют наши посольства и консульские учреждения, которые активно участвуют в подготовке разноплановых мероприятий в странах пребывания с целью углубления и диверсификации сотрудничества субъектов Федерации с зарубежными представителями. Они откликаются на все запросы, с которыми к ним обращаются регионы по части развития своих контактов с зарубежьем, оперативно рассматривают соответствующие инициативы, выступают с перспективными идеями, представляющими интерес для субъектов Федерации, задействуют все свои возможности для наращивания регионального компонента в системе связей с государствами-партнерами. Их экспертно-консультационная и логистическая помощь, равно как и дипломатическое сопровождение, имеют ключевое значение для успешной реализации регионами международных проектов.
Со своей стороны российские торговые представительства за рубежом располагают разнообразным инструментарием для раскрытия регионального внешнеэкономического потенциала. Осязаемые результаты приносят такие формы их деятельности, как поддержка экспортных поставок произведенной в регионах продукции, агрегирование по странам запросов на импорт, организация бизнес-миссий, проведение целевых консультаций и выездных стажировок для представителей регионов, помощь в выставочно-форумной деятельности.
Представительства Россотрудничества предпринимают целенаправленные шаги по уплотнению ткани побратимских связей между органами самоуправления Российской Федерации и иностранных государств, в том числе за счет заключения новых межмуниципальных соглашений, охватывающих обширные сегменты сотрудничества. При этом сфера международных и внешнеэкономических связей муниципальных образований регулируется отельными законодательными актами в их обновленной редакции согласно Федеральному закону от 4 августа 2023 года №420-ФЗ.
Российские центры науки и культуры за рубежом выступают в качестве форпостов по привлечению иностранных студентов к обучению в региональных вузах и отслеживанию ситуации на этом направлении в русле Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.
Взаимодействие МИД России с субъектами Федерации осуществляется с опорой на представительства министерства в регионах (всего их 39), которые остаются надежно функционирующими связующими звеньями МИД с региональными администрациями, поддерживают с ними тесные контакты, своевременно доводят до них позицию и рекомендации министерства, выдвигают инициативные предложения по оптимизации международных связей.
Выполняя функции филиалов внешнеполитического ведомства «на местах», они, таким образом, полнокровно участвуют в работе по развитию зарубежных контактов регионов. Принимая во внимание большой объем закрепленных за представительствами действующим регламентом обязанностей и компетенций, в том числе Положения о территориальном органе - Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, не будет преувеличением сказать, что эти структуры являются непосредственными проводниками внешнеполитического курса нашей страны в его региональном аспекте.
27-28 февраля 2023 года было проведено Совещание руководителей территориальных органов МИД России с участием министра иностранных дел С.В.Лаврова. Его участники сформулировали ряд полезных предложений, поделились соображениями по части совершенствования функционирования возглавляемых ими представительств, придания их работе большей динамики, обозначили круг задач на ближайшую и среднесрочную перспективу и выработали план действий в привязке к новой геополитической обстановке. В продолжение были проведены «кустовые встречи» руководителей, на которых обсуждались актуальные вопросы их текущей деятельности, в том числе с прицелом на фиксацию и использование лучших практик оказания содействия региональным властям в расширении международных связей.
В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что международная деятельность регионов является важным механизмом реализации российских внешнеполитических интересов, укрепления роли и места России на международной арене в качестве самостоятельного центра мировой политики и имеет прямое отношение к обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны и улучшения благосостояния ее граждан.
С учетом очевидного намерения коллективного Запада продолжать нагнетание напряженности в отношениях с Россией можно с уверенностью утверждать, что переформатирование международной деятельности регионов сохранит свою актуальность в обозримом будущем. Регионам предстоит и далее использовать все имеющиеся у них средства для продолжения ускоренной адаптации к изменившейся ситуации в глобальном масштабе. Непременным условием сохранения набранных темпов реконфигурации международных и внешнеэкономических связей является синергия усилий профильных федеральных и региональных органов государственной власти с фокусом на поиск инновационных подходов к решению данной задачи.