Принципы внешней политики современной России заложены прежде всего в Концепции внешней политики Российской Федерации1, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации2 и в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом3. В них обозначены основные идеи, стратегические цели и задачи формирования и реализации внешней политики Российской Федерации, в том числе в отношении мусульманских стран. В политической концепции 2023 года сказано: «Все более востребованными и надежными партнерами России в вопросах обеспечения безопасности, стабильности, решения экономических проблем на глобальном и региональном уровнях становятся государства дружественной исламской цивилизации».

Российская Федерация является наблюдателем в Организации исламского сотрудничества (ОИС). Сотрудничество с исламским миром осуществляют также Группа стратегического видения: «Россия - исламский мир» и ежегодно проводимый теперь уже на федеральном уровне Международный экономический форум «Россия - исламский мир: «KazanForum». За 20 лет после выступления Президента России В.В.Путина на исламском саммите в Малайзии российско-оисовское взаимодействие обрело свою динамику в двустороннем и многостороннем сотрудничестве.

В связи с этим возрастает актуальность информационно-аналитического обеспечения исламского вектора внешней политики РФ. Соответственно возрастает и необходимость своевременного прогнозирования развития тех или иных процессов в мусульманских странах и вокруг них с учетом внешнеполитических и национальных интересов России. Отсюда актуальность анализа и определение приоритетов в развитии российско-исламских отношений с осмыслением содержания и перспектив развития реальных процессов в исламском мире. Также немаловажно эффективное управление ими в условиях информационного противодействия, в том числе различным проявлениям невежества, экстремизма и терроризма в мусульманской среде для предотвращения их возможного направления против интересов России, что убережет российских мусульман, российское общество от различных радикальных идей и возможных процессов, происходящих в некоторых мусульманских странах.

За годы российско-оисовского сотрудничества укрепилось и благоприятное политико-дипломатическое пространство исторического взаимодействия России с конкретными мусульманскими странами и в целом с исламским миром. В новой Концепции внешней политики России отмечается: «Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание развитию всеобъемлющего и доверительного взаимодействия с Исламской Республикой Иран, всесторонней поддержке Сирийской Арабской Республики, а также углублению многопланового обоюдовыгодного партнерства с Турецкой Республикой, Королевством Саудовская Аравия, Арабской Республикой Египет и другими государствами - членами Организации исламского сотрудничества»4. Это особенно ценно в нынешних условиях острого противостояния США и Запада с Россией, защищающей свою безопасность и суверенитет.

Активное взаимодействие России с государствами - членами ОИС существенным образом укрепило исторический потенциал российско-исламского сотрудничества, в частности в рамках ОИС. Стоит отметить, что данная международная межправительственная организация объединяет 57 государств с общим населением около 1,5 млрд человек. Итогом взаимодействия явилось и то, что мусульманские страны не поддержали санкции против Российской Федерации, хотя на них оказывалось огромное давление. «Никто из арабских стран не присоединился к антироссийским санкциям, несмотря на беспрецедентное и жесточайшее давление со стороны Запада. Арабы - наши давние и верные друзья, мы поддерживаем регулярные контакты и по двусторонним контактам, и с Лигой арабских государств, и Организацией исламского сотрудничества, и Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива»5, - не раз отмечал министр иностранных дел России С.В.Лавров на пресс-конференциях.

Повышению эффективности взаимодействия России с исламским миром служит и систематическая работа по совершенствованию информационно-аналитической деятельности российских органов власти и управления на всех уровнях, прежде всего в дипломатической сфере, включая деятельность загранучреждений, а также центрального аппарата МИД России. Особое место в координации и направлении этой деятельности занимает Постоянное представительство Российской Федерации при ОИС.

Основные функции Постпредства России при ОИС ориентированы прежде всего на налаживание своей информационно-аналитической и прогностической деятельности. Отсюда и выявление роли этого взаимодействия в укреплении исламского вектора внешнеполитической деятельности России.

В Положении 1999 года о Постоянном представительстве Российской Федерации при ОИС его основными задачами определены:

- анализ деятельности международной организации по конкретным направлениям, в частности по сотрудничеству с мусульманскими странами, в том числе в борьбе против исламофобии;

- оценка состояния и основных тенденций развития мировых процессов и прежде всего в исламском мире, побуждающая на этой основе государства - члены и государства - наблюдатели при ОИС на многостороннее сотрудничество с Россией;

- информирование Президента Российской Федерации, МИД России, других федеральных органов по приоритетным вопросам деятельности международной организации;

- внесение рекомендаций по улучшению взаимодействия органов власти, регионов и религиозных организаций России с ОИС с учетом интересов мусульманских стран, мусульманской уммы и национальных интересов России. Это поспособствует России шире узнать о деятельности ОИС и ситуации в исламском мире для своевременной корректировки внешнеполитических шагов Российского государства как в отношении мусульманских стран, так и развитии мировой политики;

- углубление контактов с государствами - членами ОИС с учетом задач по борьбе с тенденциями искажения истинного облика ислама и укрепление сотрудничества в сфере образования, культуры и духовных связей.

ОИС с интересом относится к опыту борьбы России с экстремизмом и терроризмом и использует его в своей информационной работе. Эти вопросы постоянно находятся в повестке традиционных политических консультаций, которые ежегодно проходят между Россией и ОИС. На встречах в Москве во время рабочего визита генерального секретаря ОИС 23-26 октября 2022 года были достигнуты договоренности с Патриархом всея Руси Кириллом, муфтием России Р.И.Гайнутдином и муфтием Московской области Р.Р.Аббясовым об организации постоянно действующей площадки по православно-мусульманскому диалогу в Москве и Джидде.

Кроме того, в рамках Группы стратегического видения «Россия - исламский мир» в 2020 году для развития научно-аналитического направления Россия - ОИС был создан Экспертно-консультативный совет под началом В.В.Наумкина, академика РАН, научного руководителя Института востоковедения РАН, в состав которого вошли известные российские и иностранные эксперты-востоковеды.

Подчеркивается актуальность не только информационно-аналитической работы, но и необходимость налаживания в перспективе постоянного мониторинга состояния исламского мира и его всестороннего сотрудничества с Россией. Таким образом, можно координировать совместную деятельность в атмосфере международных вызовов и угроз, конфликтных ситуаций, которые затрагивают мусульманский мир и ситуацию вокруг него, с учетом национальных интересов России и участия российских мусульман в этих процессах.

Только научно-обоснованная и эффективная аналитика обеспечивает «продвижение межрелигиозного, межкультурного диалога и взаимопонимания, консолидацию усилий по защите традиционных ценностей, по борьбе с исламофобией, в том числе по линии ОИС»6.

В Концепции внешней политики Российской Федерации 2023 года отмечается: «Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание продвижению межрелигиозного, межкультурного диалога и взаимопонимания, консолидации усилий по защите традиционных духовно-нравственных ценностей, борьбе с исламофобией, в том числе по линии Организации исламского сотрудничества»7. Соответственно, Постпредство России при ОИС старается координировать эти вопросы прежде всего через организацию повестки ежегодных политических консультаций Россия - ОИС, а также через взаимодействие с Обсерваторией ОИС по исламофобии, объединяя таким образом усилия России и мусульманских стран по противодействию исламофобии, христианофобии с учетом сложившихся традиций и стереотипов предвзятого отношения к исламу и православию, господствующих на Западе.

Ислам, мусульманские общины традиционно рассматриваются в США, Европе как негативные факторы, что используется для возбуждения исламофобии, массового нарушения прав мусульман и мусульманских меньшинств. И как показывают данные ежегодных измерений обсерватории, тенденции роста ксенофобии на Западе обретают устойчивый характер.

Ситуация, связанная с противостоянием Западу и проведением специальной военной операции на Украине, показала упущения в годы после развала Союза, прежде всего в аналитической, культурно-информационной, пропагандисткой деятельности органов власти и общества.

В аналитической работе необходимо, чтобы базовая информация была актуальной, достоверной и объективной, с грамотным выделением предмета анализа и «болевых точек». Следует рассматривать объект исследования с учетом его внутренних и внешнеполитических отношений через деятельность людей, общностей и государств.

В 70-х годах XX века подходы системного анализа стали особенно востребованными. В Вене был создан Международный институт прикладного системного анализа (The International Institute for Applied Systems Analysis) с участием 12 стран, в том числе СССР и США, а в 1993 году в Москве работал семинар «Системный анализ в проектировании и управлении». В настоящее время в России работает «Ассоциация содействия развитию аналитического потенциала личности, общества и государства - «Аналитика» под руководством Н.Н.Бордюжи. Действует Евразийский информационно-аналитический консорциум (ЕИАК).

Для успешной внешнеполитической деятельности важен систематический и комплексный анализ мировых процессов с применениями передовых знаний, технологий и подходов в целях получения практической, качественной и интеллектуальной продукции для своевременного познания объективных процессов и принятия эффективных политических, дипломатических и культурно-информационных решений.

Особую роль в такой работе играет и общая теория систем, предложенная австрийским философом Людвигом фон Берталанфи, предполагающая выявление общих закономерностей и отдельных особенностей в различных конфессиях и налаживание межконфессионального диалога. Каждая конфессия в этом плане выступает как часть целостной системы, сохраняя в процессе эволюции свои структурные свойства и формируя общее духовное качество как совокупность различных идеалов, ценностей, составляющих единое целое8.

Дальнейшее развитие теория систем как организация сложных систем - синергетики, которая изучает связи между элементами структур, образующих системы, получила в работах бельгийского физика И.Р.Пригожина.

Таким образом, в системном анализе конфессиональных и межконфессиональных процессов в стране и международной сфере важное значение имеет теория выбора и принятия управленческих решений, исходя из концепции целесообразности, оптимизации и эффективности внешнеполитической сферы с ориентацией проектов на конечный результат, эффективность успешного решения практических задач стратегии и тактики внутренней и внешней политики с учетом специфики конфессиональных и межконфессиональных отношений и их управления в обществе и даже во взаимоотношениях государств.

Информационно-аналитическая деятельность содержит в себе три составные части: методологическую, технологическую и организационную. И все они важны в равной степени.

Отечественной дипломатии известно, что для эффективной внешней политики нужна повседневная аналитическая работа - записи бесед, встреч, переговоров, конференций. Посол Советского Союза в Израиле А.Е.Бовин отмечал, что «львиная часть работы по сбору информации приходится, естественно, на долю дипломатического аппарата посольства»9. При этом известно, что основную информацию дипломаты получают из открытых источников.

В этих условиях возрастает значимость сбора, обработки и систематизации информации в дипломатической службе. Как писал Н.Макиавелли: «Полученная информация, тщательно отобранная и проанализированная, позволяет правильно истолковывать возможное развитие событий и даже сделать свой прогноз»10.

Таким образом, современному специалисту-международнику очень важно научиться грамотно подбирать и аналитически обрабатывать объективную информацию11.

В условиях глобализации информация распространяется мгновенно и доходит до центра порой даже до поступления информационно-аналитических записок дипломатов загранучреждений. Отсюда актуальность повышения уровня аналитической обработки этой информации через призму решения конкретных внешнеполитических задач и с прогностическими оценками вариантов развития событий12.

Информационно-аналитическая работа Постпредства России при ОИС проводится с учетом общей исламской специфики состояния общества и власти в конкретных мусульманских странах, их потребностей и перспектив взаимодействия с Россией. При этом надо обратить внимание, что Россия не имеет за собой негативного колониального наследия. Более того, с Советской Россией связано освобождение и развитие многих мусульманских стран.

Налаживая механизмы информационно-аналитического обеспечения исламского вектора внешней политики, важно продолжать работу по формированию позитивного образа России в исламском мире как его исторического друга и соратника, обращая внимание на опыт и позицию Российского государства в налаживании в стране гармонии межконфессионального сотрудничества граждан России, что имеет базовое, перспективное значение в решении насущных вопросов российско-оисовского взаимодействия по целому комплексу двусторонних и многосторонних отношений.

Для достижения данных целей при содействии Постоянного представительства России при ОИС в ноябре 2021 года в рамках заседания Группы стратегического видения «Россия - исламский мир» в Джидде состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве между Союзом новостных агентств ОИС и информационным агентством «Россия сегодня» и радио «Спутник»13. Главная задача, обозначенная в меморандуме, заключается в активизации совместной работы в информационной сфере между Россией и исламским миром по освещению специальной военной операции на Украине, в совместных усилиях журналистского сообщества по профилактике распространения экстремизма и терроризма, а также в проведении консультаций и учебных курсов с привлечением журналистов из 57 стран мира.

Представительство РФ систематически взаимодействует с Генсекретариатом ОИС, Группой стратегического видения: «Россия - исламский мир» и религиозными организациями России, анализируя состояние исламского фактора и его влияние на внутреннюю и внешнюю политику России.

Генсекретариат ОИС, соответствующие департаменты МИД России, Постпредство Российской Федерации при ОИС используют различные формы анализа для выявления сущности и тенденций развития объективных процессов в исламском мире и вокруг него.

В связи с этим важно заниматься исламским вектором внешней политики, а именно:

- осознавать стратегические цели внешней политики государства в целом и в отношениях с мусульманскими странами в частности;

- анализировать особенности конфессиональных и межконфессиональных отношений в стране и во взаимодействии с другими странами;

- учитывать наличие стихийного характера многих внешнеполитических процессов на современном этапе и важность существенного влияния на них субъективных факторов;

- увеличивать возможности получения доступа к широкой объективной информации. При этом важно заметить повышение количества информации, особенно в Интернете, но при отсутствии эффективных технологий систематизации информационных потоков повысить ее роль.

В заключение подчеркнем, что Россия обрела статус наблюдателя в ОИС по инициативе Президента РФ В.В.Путина, что позволило российским мусульманам, Российскому государству активизировать традиционное и всестороннее взаимодействие с мусульманскими странами мира. Для РФ, российских мусульман бесспорно важно участие России в делах исламского мира с учетом общих интересов. Мусульманские лидеры России поддерживают российскую государственную политику в отношении российских мусульман, исламского мира, оказывая позитивное влияние на российско-оисовское взаимодействие в развитии всесторонних отношений, борясь вместе с Россией против диктата однополярного мира и работая совместно на утверждение многополярной модели мировой политики.

 

 

1Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. №229) // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70811 (дата обращения: 11.04.2023).

2Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. №400) // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 10.04.2023).

3Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. №611) // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209050019 (дата обращения: 09.04.2023).

4Концепция  внешней политики Российской Федерации...

5Пресс-конференция министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова по итогам деятельности российской дипломатии в 2022 году // https://tass.ru/politika/16825217

6Выступление постоянного представителя России при ОИС Р.Г.Абдулатипова, члена Группы стратегического видения «Россия - исламский мир» // Группа стратегического видения «Россия - исламский мир». Годовой отчет 2021. С. 67-69.

7Концепция внешней политики Российской Федерации…

8См.: Берталанфи Л.К. Общая теория систем - обзор проблем и результатов // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1969. С. 35-57.

9Бовин А.В. Ведущие тенденции развития международных отношений // Международная жизнь. 2001. №12. С. 68.

10Макиавелли Н. Государь. М.: АСТ, 2022. С. 147.

11См.: Демидов В.В. Информационно-аналитическая работа в международных отношениях: учебное пособие. Новосибирск: НГАЭиУ. 2004.

12См.: Насыров И.Р. Международная деятельность субъектов: причины, цели и формы. Федерализм: российское и международное измерение / Под ред. Р.С.Хакимова. Казань. Издательство Института АНРТ, 2004. С. 320.

13Союз новостных агентств ОИС и ИА «Спутник» будут сотрудничать в информационной сфере // https://russia-islworld.ru/novosti/souza-novostnyh-agentstv-ois-i-ia-sputnik-budut-sotrudnicat-v-informacionnoj-sfere-2021-11-24-20937/

 

 

Источники и литература

  1. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. №229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70811 (дата обращения: 11.04.2023).
  2. Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046(дата обращения: 10.04.2023).
  3. Указ Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. №611 «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом» // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209050019 (дата обращения: 09.04.2023).
  4. Пресс-конференция министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова по итогам деятельности российской дипломатии в 2022 году // URL: https://tass.ru/politika/16825217 (дата обращения: 12.04.2023).
  5. Выступление постоянного представителя России при ОИС Р.Г.Абдулатипова, члена Группы стратегического видения «Россия - исламский мир» // Группа стратегического видения «Россия - исламский мир». Годовой отчет 2021. Казань: Читай, 2021. С. 67-69.
  6. Громыко А.А. Памятное. М.: Центрполиграф, 2016. Кн. 2. 341 с.
  7. Берталанфи Л.К. Общая теория систем - обзор проблем и результатов // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1969. №16. С. 35-57.
  8. Бовин А.В. Ведущие тенденции развития международных отношений // Международная жизнь. 2001. №12. С. 68.
  9. Макиавелли Н. Государь. М.: АСТ, 2022. 147 с.
  10. Демидов В.В. Информационно-аналитическая работа в международных отношениях: учебное пособие. Новосибирск: НГАЭиУ, 2004. 95 с.
  11. Насыров И.Р. Международная деятельность субъектов: причины, цели и формы. Федерализм: российское и международное измерение / Под ред. Р.С.Хакимова. Казань: Издательство Института АНРТ, 2004. 320 с.
  12. Союз новостных агентств ОИС и ИА «Спутник» будут сотрудничать в информационной сфере// URL: // https://russia-islworld.ru/novosti/souza-novostnyh-agentstv-ois-i-ia-sputnik-budut-sotrudnicat-v-informacionnoj-sfere-2021-11-24-20937/ (дата обращения: 09.04.2023).