Появление в 2006 году группы БРИКС было скептически встречено аналитиками и экспертами как в западном мире, так и в самих странах-членах. Такому взгляду способствовал целый ряд вроде бы непреодолимых факторов, различий и противоречий между основателями: географическая удаленность, территориальные претензии (в частности, Китай и Индия), несовместимость политических и правовых систем, отсутствие идеологической близости и, наконец, существенные культурные отличия [12, р. 17]. Тем не менее уже 17 лет своего существования БРИКС демонстрирует устойчивый рост интеграции и экономического взаимодействия, став надежной опорой формирующегося нового многополярного мирового порядка.

За эти годы в БРИКС сформировалась эффективная многоуровневая институциональная структура, позволяющая успешно и оперативно решать задачи любого масштаба и в любых сферах кооперации: ежегодные саммиты, конференции министров, парламентский форум, конференции представителей национальной безопасности, торговых палат, исследовательских институтов, лидеров молодежи. Важнейшим шагом стало учреждение в 2014 году Нового банка развития БРИКС (НБР) и Пула условных валютных резервов.

На сегодняшний день группа эволюционировала в весьма привлекательное интеграционное объединение для развивающихся стран. Важнейшее преимущество перед другими подобными структурами - открытость, инклюзивность и равенство. В отношении с партнерами ей изначально были органически чужды какая-либо элитарность, доступ к которой надо «заслужить», и стремление ограничить суверенитет участников и партнеров, заставлять их поступаться национальными интересами ради каких-то «общих» целей.

БРИКС - это живое воплощение идеала «дружбы народов». Здесь никогда не было и не будет подхода «с нами или против нас», наоборот, в рамках группы всегда подчеркивалась неприкосновенность права выбирать свой собственный путь развития, сохранять независимые отношения с другими акторами, центрами и институтами, выстраивать многовекторную внешнюю политику. Реализация этого принципа оказалась крайне важной для любого потенциального кандидата на вступление. В связи с этим достаточно вспомнить контекст присоединения к БРИК ЮАР, «руководство Южной Африки привлекало то обстоятельство, что члены группы стремились одновременно поддерживать отношения с традиционными центрами силы, развивать разносторонние связи с США и членами ЕС» [9, с. 62].

Как весьма точно отметил профессор Г.Д.Толорая, «группа БРИКС не создавалась как объединение «против», но как объединение «за» - за справедливое мировое управление в целом» [7, с. 6]. По его мнению, «с учетом стратегических интересов, которые объединяют членов группы, страны БРИКС намерены выйти из своего положения стран, находящихся на «вторых ролях» в западноцентричной системе управления» [7, с. 6]. В целом группа БРИКС никогда не заявляла о намерении разрушать существующую структуру мирового управления, но способствовала ее реформированию. Поэтому можно предположить, что заявки на вступление в БРИКС будут подаваться с учетом данного основополагающего принципа.

Формат «аутрич» и инициатива «БРИКС плюс»

Долгое время вопрос расширения состава не стоял на повестке дня. Стратегическая цель эволюции БРИКС заключалась не в укрупнении самой группы за счет включения в нее других государств-членов, а в увеличении охвата благодаря повышению ее открытости и доступности для развивающегося мира. Объединение задействовало статус регионального лидера каждого своего участника в целях формирования «круга друзей». Эти новые друзья могли бы стать наблюдателями в тех или иных форматах взаимодействия и таким образом вовлекаться в планы и мероприятия группы. Подобная практика в рамках БРИКС уже неоднократно реализовывалась в так называемом формате «аутрич».

В 2013 году в рамках пятого саммита, проходившего в Дурбане (ЮАР), состоялась встреча лидеров стран БРИКС с руководством Африканского союза и лидерами восьми ведущих интеграционных объединений Африки. Согласно условиям декларации саммита, «параллельная встреча является возможностью для лидеров Африки и БРИКС обсудить пути укрепления сотрудничества между странами БРИКС и африканским континентом» [5]. В ходе шестого саммита 16 июля 2014 года в городе Бразилиа состоялась вторая встреча в таком формате с лидерами стран Южной Америки «с целью развития сотрудничества между БРИКС и Южной Америкой» [8]. На «полях» саммита БРИКС в Уфе 9 июля 2015 года состоялась встреча в формате «аутрич» с участием лидеров стран, входящих в ЕАЭС, ШОС, государств - наблюдателей при ШОС (Армении, Афганистана, Белоруссии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Монголии, Пакистана, Таджикистана, Узбекистана), «с целью закрепить линию на развитие связей БРИКС с государствами, не входящими в это объединение, в особенности с развивающимися странами и странами с формирующимися рынками, а также с международными и региональными структурами» [6].

На наш взгляд, практики «аутрич» позволили БРИКС найти важные точки соприкосновения с новыми «центрами силы», которые формируются в современном мире. Примечательно, что ключевую роль в этих процессах играют региональные лидеры, которыми являются все государства - члены БРИКС, а формат «аутрич» позволяет им расширять и развивать новые внешние связи, тем самым укрепляя и свои позиции.

Ситуация качественно изменилась в марте 2017 года, когда министр иностранных дел Китая Ван И предложил пересмотреть контуры БРИКС и подключить к партнерству крупные развивающиеся экономики. Так появилась концепция «БРИКС плюс», предусматривающая более широкую кооперацию и поддержку диалога с другими странами и организациями. С нашей точки зрения, цель китайской инициативы была направлена на то, чтобы сделать БРИКС более влиятельной платформой для сотрудничества по линии Юг-Юг, позиционировать группу как «точку пересечения» между «Большой двадцаткой» («G20»), куда входят члены БРИКС, и другими развивающимися странами.

Китайскую инициативу «БРИКС плюс» поддержали и другие члены объединения. В июне 2022 года глава МИД России заявил о запуске подготовительного процесса для расширения БРИКС, и достойными кандидатами, по его мнению, являются Иран и Аргентина [4]. Общеизвестно, что эти две страны уже подали заявки на вступление в группу. Китай может пригласить в БРИКС Пакистан, Шри-Ланку и Мексику [13]. Стоит отметить, что приглашение Пакистана и Шри-Ланки может встретить сопротивление со стороны Индии. При этом важно иметь в виду, что БРИКС не имеет задокументированной процедуры вступления новых членов. Поэтому можно предположить, что вопрос вступления будет основываться в большей степени на общих критериях приемлемости, нежели чем на процедурных моментах.

Среди этих критериев в первую очередь необходимо назвать экономический потенциал кандидата, поскольку именно экономическое сотрудничество лежит в основе деятельности группы. Далее   наличие у кандидата независимого и самодостаточного позиционирования на международной арене, место и роль кандидата в региональных процессах, степень влияния в своем цивилизационном пространстве, готовность к координации взаимодействия со странами БРИКС по международным вопросам и, наконец, обязательство содействовать реформе системы глобального управления. Исходя из этих критериев, интеграция новых членов позволит БРИКС более эффективно использовать формат «БРИКС плюс» в рамках ООН, «Большой двадцатки» и других международных организаций для продвижения общих интересов, стимулирования развивающихся рынков, влияния на глобальные экономические процессы. 

Инициатива «БРИКС плюс» может развиваться по двум основным сценариям: прямое присоединение к группе («БРИКС плюс отдельные государства») и в форме интеграционных союзов с другими объединениями («БРИКС плюс региональные объединения»).

По сценарию «БРИКС плюс отдельные государства» наиболее перспективным является присоединение к БРИКС стран из «Группы одиннадцати», или «Следующих одиннадцати» («N-11»), а именно Мексики, Нигерии, Египта, Турции, Ирана, Пакистана, Бангладеш, Индонезии, Вьетнама, Южной Кореи, Филиппин. Необходимо обратить внимание на то, что эти кандидаты имеют соответствующий экономический потенциал, демонстрируют динамику развития и стремление стать наряду со странами БРИКС локомотивами глобальной системы экономических отношений.

В 2018 году создатель аббревиатуры БРИК Джим О’Нил в своей статье «Как «Следующие 11» могут привести в движение мировую экономику» обратил внимание, что «в совокупности в странах группы «N-11» проживает около 1,5 млрд человек, а номинальный ВВП данных стран составляет около 6,5 трлн долларов» [15]. Также он отметил, что «хотя население стран «Группы одиннадцати» немного больше, чем в Китае или Индии, их экономика примерно в два раза меньше экономики Китая, но больше, чем у Японии, и более чем в два раза больше, чем у Индии» [15]. Номинальный ВВП стран «Группы одиннадцати» в 2022 году составляет 9,8 трлн долларов. Что касается стран БРИКС, то их номинальный ВВП составляет 26,22 трлн долларов (см. диаграммы №1 и 2).

Диаграмма №1

Объем ВВП (номинал) стран группы «N-11» в 2022 г. (в млрд долл. США согласно данным МВФ) [14]

Диаграмма №2

Объем ВВП (номинал) стран БРИКС в 2022 г. (в млрд долл. США согласно данным МВФ) [14]

Сравнительный анализ номинального объема ВВП стран БРИКС и «N-11», по данным МВФ в 2022 году, позволяет сделать вывод, что страны группы «N-11» являются двигателями глобального экономического развития, так же как и страны БРИКС. С геополитической точки зрения практически все страны «N-11» (кроме Южной Кореи, однозначного, в том числе военного, союзника США) могут найти точки соприкосновения с проектом БРИКС по укреплению сотрудничества Юг-Юг и в реформе глобальной международной системы.

Страны - претенденты на вступление в БРИКС

В числе ближайших стран - претендентов на вступление различными источниками называются Аргентина, Алжир, Египет, Иран, Саудовская Аравия и Турция. По объему номинального ВВП (Таблица №1) практически все они имеют существенный вес в мировой экономике. Соответственно, это повышает их шанс на вступление в БРИКС по главному - экономическому - критерию.

Таблица №1

Рейтинг стран - претендентов на вступление в БРИКС по ВВП (номинал) согласно данным МВФ в 2022 г. [14]

Данные Таблицы №1 показывают, что с 2015 по 2022 год номинальный ВВП стран-претендентов менялся как в большую, так и в меньшую сторону. Но на этом фоне особого внимания заслуживает анализ ВВП Ирана. Так, с 486,83 млрд долларов в 2017 году номинальный ВВП этой страны вырос до 1 590 млрд в 2021 году и 1 970 млрд в 2022 году. Если провести сравнение со странами БРИКС, то ВВП Ирана в 2022 году превышает ВВП Бразилии и в четыре раза больше, чем ВВП Южной Африки. Впечатляющий рост ВВП Ирана за пять лет почти в пять раз объясняется, конечно, снятием с января 2016 года экономических санкций в рамках «ядерной сделки». Но в мае 2018 года США вышли из «сделки» и восстановили санкции против Ирана в одностороннем порядке. Тем не менее это не стало существенным препятствием росту экономики страны, о чем свидетельствуют цифры, и страна имеет необходимые показатели, чтобы претендовать на вступление в БРИКС.

Из данных Таблицы №1 по объему номинального ВВП в 2022 году после Ирана следуют Саудовская Аравия, Турция, Аргентина, Египет и Алжир. Алжир имеет наименьший объем ВВП среди стран - претендентов на вступление в БРИКС, но потенциал этой страны на интеграцию в группу не меньше, чем у остальных, если учитывать другие факторы, такие как геополитическое положение и статус Алжира на африканском континенте. Здесь можно провести параллель с присоединением к группе БРИК в 2011 году Южно-Африканской Республики. ВВП и количество населения этой страны были значительно ниже в сравнении с другими членами БРИК, но это не стало препятствием вступления ЮАР в группу при наличии других, не менее важных показателей.

Говоря об Алжире, необходимо подчеркнуть отсутствие в первую очередь внешнего долга [19], а также то, что это нефтяная и газовая страна с огромным запасом полезных ископаемых и редкоземельных металлов. Имеется квалифицированная рабочая сила, создана современная инфраструктура, есть промышленный потенциал, развивается сельскохозяйственная промышленность, рынок в 45 млн потребителей. Алжир, как и ЮАР в свое время, может позиционировать себя как «ворота БРИКС в Африку». Президент Алжира упомянул о возможности вступления в БРИКС еще в июле 2022 года, что позволило бы его стране «уйти от притяжения двух полюсов» [16]. 7 ноября 2022 года власти страны объявили, что официально подали заявку на вступление в БРИКС.

С геополитической точки зрения вступление в БРИКС упомянутых государств будет способствовать укреплению позиций группы в макрорегионах стран-претендентов, одновременно будет усиливать влияние самих стран-претендентов и даже может способствовать преодолению противоречий между ними на другом уровне отношений (например, между Ираном, Саудовской Аравией и Турцией). В случае вступления в БРИКС Ирана, Саудовской Аравии или Турции для возможностей группы откроется Ближний Восток. Для охвата БРИКС всех регионов Большого Юга останется лишь вступление в группу одного из локомотивов мировой экономики Юго-Восточной Азии. На наш взгляд, здесь достойным кандидатом по всем критериям может стать Индонезия. Эта страна имеет не только экономический потенциал, но и существенный политический вес. Алжир и Египет, являясь партнерами ЮАР по Африканскому союзу, смогут содействовать укреплению взаимодействия БРИКС с другими африканскими странами, а принятие в БРИКС Аргентины будет способствовать укреплению связей группы в Латинской Америке.

Сценарий «БРИКС плюс региональные объединения»

При реализации варианта «БРИКС плюс региональные объединения» наиболее оптимальным развитием сценария расширения БРИКС является формат «БРИКС + Общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР), Сообщество развития Юга Африки (САДК), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)», или «БРИКС + 5». То есть БРИКС плюс пять региональных объединений, в которых страны - участницы БРИКС являются лидерами. Определенные контакты с этими региональными объединениями были налажены через формат «аутрич-саммитов». В целом такой сценарий возможен благодаря лидирующим позициям стран группы в данных региональных объединениях. Не исключена также формула «БРИКС плюс 5 + ЗСТ Китай - АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии)».

Помимо Африканского союза, группа БРИКС имеет контакты с Экономическим сообществом государств Западной Африки (ЭКОВАС), которое считается первым успешным примером региональной интеграции в Африке. В государствах - членах ЭКОВАС проживают 400 млн человек, совокупное ВВП составляет около 550 млрд долларов. Однако ключевые страны Западной Африки имеют тесные взаимоотношения с западными державами и фактически находятся в зоне их влияния, политического и экономического давления, что не позволяет делать положительный прогноз альянсу БРИКС с ЭКОВАС. Хотя он мог бы стать взаимовыгодным для всех сторон.

На наш взгляд, в Африке более перспективным представляется «БРИКС + Африканская континентальная зона свободной торговли (АКФТА)», которая начала функционировать 1 января 2021 года. АКФТА является единым коммерческим пространством для более чем 1,27 млрд человек и по численности стран-членов это крупнейшее интеграционное объединение в мире, поскольку в его состав вошли 54 из 55 стран - членов Африканского союза [3, с. 467]. При раскладе «БРИКС + АКФТА» африканские регионы, помимо взаимовыгодных торговых проектов с БРИКС, могли бы воспользоваться финансовой поддержкой НБР, который планирует расширение инфраструктурных проектов за пределами территорий стран - участниц группы.

Успешное взаимодействие БРИКС с африканскими странами зависит от того, насколько подходы группы к сотрудничеству будут отличаться от стандартов международных финансовых институтов и объединений западных держав. Прежде всего эффективность экономического взаимодействия БРИКС с государствами Африки зависит от отсутствия политических условий. Как отмечают эксперты Института Африки РАН Т.Л.Дейч и В.А.Усов, «внимание к нуждам государств африканского континента, экономическая помощь, не обремененная политическими условиями, торговый и инвестиционный бум, энергичная защита их интересов в международных организациях делают БРИКС привлекательной для Африки альтернативой Западу» [1]. Эта позиция соответствует и южноафриканскому видению отношений группы БРИКС с африканским континентом.

Говоря о взаимодействиях Африки с НБР, следует обратить внимание на то, что в октябре 2019 года Африканский банк развития (African Development Bank) и НБР подписали соглашение о продвижении новых проектов, направленных на улучшение жизни миллионов африканцев. Целевые проекты соглашения охватывают чистую («зеленую») энергетику, транспортную инфраструктуру, ирригацию, управление водными ресурсами, санитарию, устойчивое городское развитие, а также экономическое сотрудничество и интеграцию [11]. В соглашении отмечается, что Новый банк развития БРИКС будет работать с Африканским банком развития над совместным определением, подготовкой и финансированием проектов в странах, представляющих взаимный интерес.

Что касается перспективности взаимодействия между Африкой и БРИКС, то анализ отчетных документов саммитов БРИКС, в частности Этеквинской декларации пятого саммита БРИКС (2013 г.) [5] и Йоханнесбургской декларации десятого саммита БРИКС (2018 г.) [2], позволяет констатировать, что страны БРИКС, как правило, поддерживают усилия Африканского союза и других межафриканских объединений по решению проблем континента. Очевидно, что вопрос формирования Повестки дня БРИКС для Африки остается актуальным. По мнению профессора В.И.Юртаева, такая повестка «позволит создать концептуальную основу для взаимодействия между странами-участницами, в число которых входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, по разработке модели эффективного партнерства в сопряженном регионе» [10, с. 192].

«БРИКС плюс» через Новый банк развития БРИКС

Рассматривая сценарии развития концепции «БРИКС плюс», предположим, что она может быть реализована более утилитарно и прагматично через участие стран в НБР. То есть страны, не сумевшие интегрироваться в БРИКС, могут сделать выбор в пользу членства в НБР, что введет их в круг финансово-экономических взаимодействий с БРИКС. Формат «БРИКС плюс» открыт для членства стран, находящихся в контексте сотрудничества Юг-Юг, в то время как НБР открыт для стран с другим статусом: от учредителей с правом голоса до стран-членов, не являющихся заемщиками [17, р. 200]. Примечательно, что некоторые государства объединений «глобального Юга» уже стали членами НБР: Бангладеш (с 16 сентября 2021 г.), Объединенные Арабские Эмираты (с 4 октября 2021 г.). Потенциальными членами являются Египет и Уругвай. На уровне НБР подчеркивается, что указанные кандидаты были приняты Советом управляющих НБР и официально станут странами-членами после того, как сдадут на хранение свой документ о присоединении [18]. Реформа глобального экономического и финансового управления как один из основных векторов деятельности БРИКС ведет к поощрению присоединения к НБР новых членов (в данном случае из «глобального Юга») и может рассматриваться как возможный подход к расширению и самого БРИКС.

 

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в условиях происходящих тектонических мировых изменений расширение организации, в частности реализация в том или ином виде формата «БРИКС плюс», является эволюционно востребованным, объективно давно назревшим шагом. Необходимость расширения БРИКС предопределяют положительные прогнозы для экономик развивающихся стран, намеренных проводить независимый курс, защищая свои национальные интересы, но прежде всего - появление новых центров принятия глобальных экономических решений и утрата в этом смысле монополии европейских и трансатлантических объединений.

Именно БРИКС благодаря своей специфике оптимально соответствует требованиям формирующегося молодого мироустройства. Открытое и равноправное межгосударственное сотрудничество в рамках объединения существенно отличается от устаревших шаблонов и непрозрачных схем асимметричной кооперации, продвигаемых западными державами. Расширение позволит группе БРИКС подтвердить свой статус репрезентативного, инклюзивного, открытого и прозрачного союза современного мира, одного из влиятельных центров нового мироустройства.

Исходя из того, что основные факторы-показатели, ставшие опорными для объединения Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в единую группу, исторически уже апробированы и доказали свою надежность и состоятельность, можно предположить, что решение о принятии новых членов будет также основываться на этих же самых критериях. Напомним еще раз: это высокий ВВП и темпы экономического роста, значительная ресурсная база, крупный поток иностранных инвестиций и привлечение иностранного капитала, крупная доля в создании мирового валового продукта и в международной торговле, существенная экономическая и политическая роль на уровне макрорегиона, стремление к реформированию правил международного экономического сотрудничества.

Такие страны-претенденты, как Аргентина, Алжир, Египет, Иран, Саудовская Аравия и Турция, являются потенциальными кандидатами для вступления в БРИКС, поскольку обладают не только приемлемым экономическим весом, но и другими показателями, ставящими их в ряды развивающихся держав и новых центров силы в мире. К этим индикаторам относятся, среди прочего, человеческий и ресурсный, промышленный потенциал, современная инфраструктура. Немаловажными критериями оценки в рамках БРИКС являются независимый и самодостаточный подход позиционирования этих стран на мировой арене, их весомая роль в региональных процессах и готовность содействовать реформе системы глобального управления.

Разумеется, при расширении интеграционного объединения не исключен ряд сложностей и рисков. Тот же самый формат «БРИКС плюс» создает определенный уклон в сторону политического измерения, который может обострить отношение не терпящего конкуренции западного мира к странам БРИКС. Яркий пример такого отношения к стране - члену группы уже имеется: введение беспрецедентных экономических санкций против России со стороны ЕС, США, Великобритании, Канады и других стран Запада. Нельзя исключать, что при вступлении в БРИКС новых государств возможно появление конфликтной среды внутри самого объединения. Например, на основе противоречий между странами-претендентами с Ближнего Востока (Иран, Саудовская Аравия, Турция). Тем самым возникнет задача поиска новых способов решения разногласий между своими членами. При этом отношения между двумя африканскими потенциальными кандидатами (Алжир и Египет) на протяжении всей их истории в целом были достаточно дружескими, страны разделяют общие интересы на всех уровнях - политическом, экономическом, социальном и культурном, а также по вопросам безопасности. Это может стать существенным плюсом в случае их интеграции в БРИКС.

Тем не менее потенциальный негатив - это незначительные частности на фоне масштаба и уровня позитивного, оздоравливающего эффекта на мировое развитие, который однозначно привнесет дальнейшая количественная и качественная эволюция БРИКС. Здесь особенно важным представляется сохранить вектор движения, изначально заложенный при создании группы как равной, транспарентной и инклюзивной системы, качественно новой и уникальной модели межгосударственного сотрудничества.

 

Источники и литература

  1. Дейч Т., Усов В. Африканский вектор политики БРИКС // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/afrikanskiy-vektor-politiki-briks/# (дата обращения: 05.03.2021).
  2. Десятый саммит БРИКС. Йоханнесбургская декларация. 26 июля 2018 г. // URL: https://nkibrics.ru/pages/summit-docs (дата обращения: 26.11.2022).
  3. Дробот Е.В. Африканская континентальная зона свободной торговли как новый этап экономической интеграции на африканском континенте // Экономические отношения. 2021. Т. 11. №3. С. 465-482. doi: 10.18334/eo.11.3.112133
  4. Лавров: Иран и Аргентина являются достойными и уважаемыми кандидатами для вступления в БРИКС // URL: https://rg.ru/2022/06/28/lavrov-iran-i-argentina-iavliaiutsia-dostojnymi-i-uvazhaemymi-kandidatami-dlia-vstupleniia-v-briks.html (дата обращения: 17.10.2022).
  5. Пятый саммит БРИКС. Этеквинская декларация. П. 3. 27 марта 2013 г. // URL: https://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs (дата обращения: 17.10.2022).
  6. Седьмой саммит БРИКС. Уфимская декларация. П. 3. 9 июля 2015 г. // URL: https://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs (дата обращения: 17.10.2022).
  7. Толорая Г.Д. БРИКС - союз реформаторов // БРИКС: сотрудничество в целях развития. Образование. Наука. Бизнес. Материалы V Международной научной конференции. Москва, 4 июня 2015 г. М.: РУДН, 2016. 158 с.
  8. Шестой саммит БРИКС. Форталезская декларация. П. 3. 15 июля 2014 г. // URL: https://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs (дата обращения: 17.10.2022).
  9. Шубин В.Г. Зачем Южной Африке БРИКС и зачем БРИКСу Южная Африка // Индекс Безопасности. 2013. Т. 19. №2 (105). С. 62.
  10. Юртаев В.И. БРИКС: вызовы сотрудничества на африканском континенте // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2016. №2. С. 191-202.
  11. African Development Bank, New Development Bank partner to deliver life-changing projects for millions of Africans. October 28, 2019 // URL: https://www.afdb.org/en/news-and-events/press-releases/african-development-bank-new-development-bank-partner-deliver-life-changing-projects-millions-africans-32234 (дата обращения: 09.11.2022).
  12. Agonnoude B.V.F., Adohounde Y.S., Stepanov S.A., Shulenina N.V. Brazil and South Africa: the weak links of the BRICS? // Journal of Politics and Law. 2019. Vol. 12. №4.
  13. China wants «BRICS Plus» to include «friendly» countries, plan might hurt India’s interests // URL: https://timesofindia.indiatimes.com/world/china/china-wants-brics-plus-to-include-friendly-countries-plan-might-hurt-indias-interests/articleshow/57542116.cms (дата обращения: 17.10.2022).
  14. GDP, current prices Billions of U.S. dollars // World Economic Outlook. International Monetary Fund. 2022 // URL: https://www.imf.org/external/datamapper/NGDPD@WEO/OEMDC/ADVEC/WEOWORLD/RUS/CHN?year=2022 (дата обращения: 20.10.2022).
  15. Jim O’Neill. How the «Next 11» Countries Could Power the World Economy // Barrons. April 28, 2018 // https://www.barrons.com/articles/how-the-next-11-countries-could-power-the-world-economy-1524873600 (дата обращения: 20.09.2022).
  16. L’Algérie demande officiellement à intégrer les BRICS // Al Manar TV. 8 novembre 2022 // URL: https://french.almanar.com.lb/2478885 (дата обращения: 08.11.2022).
  17. Menezes de Carvalho, Evandro. Les risques liés à l’élargissement des BRICS // Hermès, La Revue. 2017. Vol. 79. №3. Р. 192-203.
  18. NDB’s member-countries // URL: https://www.ndb.int/about-us/organisation/members/ (дата обращения: 26.11.2022).
  19. Rapport de la BM: L’Algérie est un pays sans dette extérieure // El Moudjahid Nation. 1 janvier 2022 // URL: https://www.elmoudjahid.dz/fr/nation/rapport-de-la-bm-l-algerie-est-un-pays-sans-dette-exterieure-176753 (дата обращения: 08.11.2022).