*архимандрит Макарий (Веретенников). Первая русская царица. Сергиев Посад: МДА, 2022. 124 с.

Рецензируемая монография*, посвященная жизни первой русской царицы, жены царя Иоанна Грозного - Анастасии Романовны, является результатом многолетних исследований известного церковного ученого, насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исследователя истории Русской церкви доктора богословия архимандрита Макария (Веретенникова). Его перу принадлежат многие исследования по каноническому праву, литургике, жизнеописаниям деятелей церкви, житиям святых. Библиография автора насчитывает более 900 публикаций.

Уникальность этого труда состоит уже в том, что его автор является и профессиональным историком, и священнослужителем. Поэтому жизнь царицы Анастасии Романовны рассматривается им не только как историческая, но и духовная личность. Завершая свой труд, автор, описывая праведную жизнь царицы, говорит о возможности ее мученической кончины (отравления) и подводит нас к размышлению о возможном ее церковном прославлении.

Следует отметить, что, по существу, работа отца Макария - первое научное жизнеописание царицы Анастасии. Уже поэтому оно представляет для историков, да и всех любящих родную историю людей, особую ценность. Труд написан на основе исследования богатой источниковедческой базы, изучены практически все имеющиеся работы, так или иначе касающиеся как жизни самой царицы, так и ее времени. Особенно важно, что в личности царицы Анастасии соединяются две царские русские династии: Рюриковичей и Романовых. Собственно, название династии Романовых происходит от имени отца царицы, окольничего - Романа Юрьевича Захарьина-Кошки. Породнившись с царем через царицу Анастасию, его потомки стали называться Романовыми. Согласно преданию, преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский посетили в Москве Иулианию Феодоровну, супругу окольничего Романа Юрьевича, и, благословляя их дочь - отроковицу Анастасию, назвали ее лозой плодоносной и сказали во всеуслышание: «Будиши нам Государыня Царица Благоверная всему мiру».

Конечно, в историю Анастасия Романовна вошла в первую очередь как супруга царя Иоанна IV Васильевича, крупнейшего русского государственного деятеля XVI века. Их обряд венчания состоялся 3 (16) февраля 1547 года. Независимо от исторической оценки Иоанна Грозного, все сходятся на том, что государь очень любил свою жену, называя «своей голубицей». Анастасия Романовна благотворно влияла на грозного царя, смягчая его необузданный гнев своей любовью и добротой. Выросший сиротой, натерпевшийся в детстве всяческих обид со стороны некоторых бояр и князей, юный Иоанн, помимо врожденных добродетелей, имел много дурных привычек, бывал жесток, любил жестокие «потехи», результатом которых становились искалеченные, а то и забитые насмерть люди.

Царица Анастасия Романовна и митрополит Макарий сумели внушить молодому царю необходимость прекратить подобные поступки, взять на себя роль народного заступника и судьи. После сиротского детства и разгульной юности царь Иоанн наконец-то обрел семейное счастье. Анастасия нежно любила и хорошо понимала его, тихим и ласковым голосом его вразумляла, отговаривала от поспешных, необдуманных, а часто и бесчеловечных поступков.

Летописец хвалит ее, говоря: «Предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякие добродетели». Англичанин Джером Горсей, бывший в то время в Москве, писал, имея в виду Анастасию: «Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что ее почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».

Архимандрит Макарий (Веретенников) впервые рассматривает отношения между Иоанном Грозным и Анастасией Романовной через призму особого значения их брака, а не только через призму личности его венценосной супруги. Архимандрит Макарий отмечает, что царица Анастасия была не из княжеского рода, а ее брак с царем был основан на взаимной глубокой любви, а не политической или династической выгоде. Само венчание супругов стало не только важным событием в их жизни, но и первым государственно-сакральным актом, который был скреплен особым поучением царю при вступлении в брак, сказанным перед молодоженами святителем Макарием.

Таким образом, Иоанн Грозный стал первым русским государем, который пренебрег при своей женитьбе сословными понятиями. Как подчеркивал Н.М.Карамзин: «Не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства ее, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говоря о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностью счастливой Царской невесты».

Тем не менее недостаточно знатное происхождение царицы вызывало недовольство среди князей, называвших ее рабой. Хотя в XVI веке не было такого понятия, но в ментальности того общества этот брак рассматривался многими его представителями как морганатический. Думается, с этим было связано неприятие царицы многими представителями знатных российских родов того времени, не исключено также, что это неприятие привело и к ее отравлению.

Автор уделяет внимание рождению детей у царя и царицы. Тема наследников Иоанна Грозного от первого брака мужского пола представляет особый интерес. Почти все они, кроме царевича Феодора Иоанновича, будущего государя, умерли при таинственных обстоятельствах и, скорее всего, не своей смертью. Первенец, царевич Димитрий Иоаннович, будучи восьми месяцев от роду, то ли утонул, то ли умер от внезапной болезни, то ли был утоплен при паломничестве царской четы в Ферапонтов монастырь в 1553 году. Второй сын, царевич Иоанн Иоаннович, по всей видимости, был отравлен. Хотя, говоря сегодняшним языком, «агенты влияния Запада» - папский легат Антонио Поссевино и француз на русской службе Жак Маржерет - приписывали царевичу насильственную смерть от руки его отца Иоанна Грозного.

Однако при исследовании костных останков царевича в Архангельском соборе Московского Кремля в 1963-1966 годах Государственной комиссией Министерства культуры СССР было обнаружено полное отсутствие механических повреждений костей и следов крови в волосах, что полностью опровергает слухи о его убийстве царем. Зато было установлено, что ртуть в костных останках царевича, так же как и его отца, превышала общесреднюю норму, присущую прижизненным отложениям солей тяжелых металлов в организме человека. Кроме этого, были обнаружены следы мышьяка.

Из монографии архимандрита Макария видно, что царица Анастасия Романовна была хорошей матерью и женой. В 1549 году у царской четы родилась дочь, царевна Анна Иоанновна. Царица Анастасия не стала отдавать девочку на попечение мамок и нянек, воспитывала дочь сама.

Начало похода Иоанна Васильевича на покорение Казанского ханства царица восприняла «с великой скорбью и плакася горько». Характерно напутствие государя своей жене при расставании: «Аз, жено, надеясь на Вседержителя и Премилостивого, и Всещедрого, и Человеколюбивого Бога, дерзаю и хощу идти против нечестивых варвар и хощу страдати за Православную веру и за святые церкви не токмо до крови, но и до последнего издыхания. Сладко убо умрети за Православие; ни есть смерть, еже страдати за Христа, се есть живот вечный». Уходя в поход на Казань, Иоанн разрешал жене миловать опальных и «давать свободу заключенным».

Об особой любви царя к супруге свидетельствует то, что после прощания с ней он отправился в Успенский собор, поклонился святыням и просил митрополита Макария: «Жену мою царицу Анастасию, непраздну сущу (то есть беременную), духовне во всем побереги». После отъезда Иоанна царица, по словам летописца, «вернулась в свой терем, как ласточка в гнездо», и заявила, что до возвращения мужа не выйдет из своих покоев и будет молиться о его здравии. По словам летописца, «как светлая звезда закрывается темным облаком и меркнет, так и царица закрылась в палате своей от скорби и печали. Затворив все оконца, она сказала придворным, что не желает видеть света белого до тех пор, пока муж не вернется домой с победой». Царица посылала государю письма, полные любви и веры, а царь, как мог часто, отвечал тем же.

Примечательно, что Казань пала 2 октября 1552 года, в день рождения царицы Анастасии Романовны. Она, наряду с митрополитом Макарием, стала первой, кому Иоанн Грозный отправил радостное известие о взятии Казани. Когда царь подъезжал с победоносным своим войском к Москве, стало известно, что у царицы родился сын, которого Иоанн Васильевич нарек Димитрием. Владыка Макарий, встречая царя с победой в Москве, сказал: «Еще же дарова тебе Господь Бог из чресл твоих перворожденна сына родити от твоей царицы великие княгини Анастасии, царевич Дмитрий Иванович». Всего у Иоанна Грозного и царицы Анастасии было шесть детей, четверо из которых умерли во младенчестве. Дьяк И.Тимофеев спустя много лет называл царицу Анастасию Романовну «маслиной доброплодной», имея в виду ее чадородие, что в те времена считалось явной милостью Божьей.

Особое место занимает в монографии благочестие царицы, ее забота и любовь о Церкви Христовой. Эта часть жизни Анастасии Романовны известна слишком мало, о чем рассказывается в очень интересной главе «Царицына светлица». В ней государыня руководила мастерицами, которые занимались шитьем. Работа этой мастерской была важной повседневной деятельностью Анастасии с первых же дней воцарения. Ей принадлежит заслуга открытия в России первой златошвейной мастерской, где за одним столом работали жены и бояр, и стрельцов, и купцов, замеченные в искусстве «пяличного дела». Руками царицы и ее мастериц в дар церкви были сотканы пелены, покровцы, плащаницы, воздухи. Известны такие шедевры, как покров на раку святителя Ионы, два саккоса для митрополита Макария, пелену к образу преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре, шитый образ преподобного Кирилла Белозерского для Кирилло-Белозерского монастыря, пелену к иконе Одигитрии в Покровском монастыре Суздаля и другие. Аналогов этим произведениям церковного искусства, созданным «светлицей» царицы Анастасии, нет и поныне.

В 1554 году в благодарность Богу за рождение сына, царевича Иоанна Иоанновича, царица своими руками вышила на плащанице для раки с мощами из дорогой камки образ преподобномученика Никиты Столпника Переяславского, надпись изобразила серебряной нитью вокруг и украсила покров дорогими камнями и жемчугом. На всех работах, сделанных в царицыной светлице, государыня собственноручно вышивала имена царя, свое и их детей. До сих пор рукоделья царицы Анастасии представлены во многих музеях России, в частности в Государственной Третьяковской галерее, Оружейной палате Московского Кремля, Псковском музее и т. д.

Посылались вышивания царицы и за границу: на святую гору Афон в Сербский монастырь, в Синайский монастырь святой великомученицы Екатерины, причем этот дар был передан для монастыря через патриарха Александрийского Иоакима в 1558 году. Москву посещали старцы и архиереи из Сербии, Афона, Болгарии и Иерусалима, Александрии, Сирии и Царьграда. Они привозили мощи святых угодников и другие святыни. Угнетенные турецким султаном, они видели в Московском государе и его будущих наследниках защиту всему православию. Царь Иоанн стал признанным всей Восточной Церковью помазанником и защитником Вселенского Православия. Все это, несомненно, играло не только духовную роль, но и дипломатическую, ибо укрепляло положение России в православном мире.

Царица, несмотря на молодость, оказалась рачительной хозяйкой. По ее повелению был восстановлен и наполнен продуктами Кормовой двор, построен особый Житный двор для хранения зерна, Хлебный двор для выпечки изделий из муки, Поварня для приготовления различных блюд, Сытный двор - для напитков. Все эти здания, возведенные рядом с дворцом, были отделены от остальной территории Кремля стеной.

Вообще Иоанн Грозный совершенно по-особенному относился к своей жене. Так, отправляясь еще в первый поход на Казань в декабре 1547 года, он взял с собой Анастасию Романовну, и она стала первой царицей, которая участвовала в военном походе, хотя тот тогда так до конца и не состоялся по причине оттепели и таяния льдов возле Нижнего Новгорода. По-видимому, царица помогала в какой-то мере мужу и в делах внешней политики.

Каждый год в Великий пост, на день памяти святых, на Троицу царь с царицей и сыном Иоанном совершали паломничества к преподобному Сергию, преподобномученику Никите Столпнику в Переславль-Залесский, в Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри, посещали другие святые места, строили и освящали новые церкви. 31 мая 1557 года в Переславль-Залесском родился царевич Феодор, будущий русский царь Феодор Иоаннович. На месте, где он появился на свет, стоит шатровая часовня.

Вскоре, по возвращении с Казанского похода, царь опасно заболел и умирал. Вокруг него собрались князья и бояре, затеявшие спор о передаче престола двоюродному брату государя, князю Владимиру Андреевичу, игнорируя его сына-младенца, царевича Димитрия. В этом выразилась, в том числе, нелюбовь боярства к царице Анастасии, так как по закону именно она должна была стать правительницей государства на время малолетства сына. Даже близкие к царю люди, Сильвестр и Адашев, стояли за передачу правления Владимиру Андреевичу. Но Иоанн Грозный не умер и, выздоровев, справедливо затаил подозрение против боярства и тех лиц, которые выступили против его сына и жены. Иоанн увидел в этом явную измену его царскому роду и особенно восстал на защиту Анастасии. В своих ответных посланиях к Курбскому, 18 лет спустя после смерти Анастасии, Иван писал: «Зачем вы разлучили меня с моей женой? Только бы у меня не отняли юницы моей, кровавых жертв не было бы».

Отец Макарий в своем труде отмечает такую интересную деталь, что царице Анастасии Романовне было Богом отпущено то же число лет земной жизни, что и ее небесной покровительнице - святой Анастасии Римляныни (скончалась в 250 г.).

Отдельная глава рецензируемой монографии посвящена кончине и посмертному почитанию царицы Анастасии. Исследование ее костных останков и образцов волос в 1963 году установило, что так же, как и в костях и волосах царя Иоанна Грозного и их сына, царевича Иоанна Иоанновича, наблюдается сильное превышение максимально допустимого уровня содержания ртути в организме, особенно в ее косе. В 2000 году по инициативе заведующей археологическим отделом музеев Кремля Татьяны Пановой было проведено еще одно исследование останков царицы Анастасии: в значительной концентрации обнаружены ртуть, мышьяк, свинец. По оценкам ученых: «Ртуть зафиксирована не только в волосах, где она оказалась в огромном количестве - 4,8 миллиграмма (в перерасчете на 100 граммов), но и в обрывках погребальной одежды (0,5 миллиграмма), и в тлене (0,3 миллиграмма)».

Поэтому, уверенность царя Иоанна Васильевича в том, что его жену отравили, не вызывает сегодня категорического отрицания. В покаянной речи перед Собором, прося разрешения вступить в четвертый брак, Иоанн IV говорил об Анастасии, что прожил с нею любовно 13 с половиною лет, но, «вражиим наветом и злых людей чародейством и отравами царицу Анастасию извели».

Для Иоанна Грозного преждевременная кончина любезной супруги, последовавшая 7 августа 1560 года в селе Коломенском, стала тяжким ударом. Вся Москва хоронила свою царицу. Н.М.Карамзин писал, что, когда несли гроб в Вознесенский девичий монастырь, народ не давал пути. Нищие отказывались брать милостыню, «чтобы в этот горестный день не ощутить отрады насыщения». Царь шел за гробом, поддерживаемый под руки, так как «от великого стенания и от жалости сердца» еле держался на ногах. При виде его горя плакали многие бояре, а во время опускания гроба в могилу митрополит даже разрыдался. Целую неделю после похорон Анастасии Иоанн провел в одиночестве, не показываясь даже ближним боярам. Наконец он вышел в приемную палату. Но это был уже совсем другой человек. Тридцатилетний царь сгорбился, лицо было желтое, прорезанное морщинами. Начался так называемый второй этап его царствования.

Православный духовный писатель и историк церкви Андрей Николаевич Муравьев, говоря о царице Анастасии Романовне, дал следующий ее поэтический образ: «Ею улыбнулось Небо на Русскую землю, но сей нежный цветок, который, казалось, на минуту только для нее распустился, бросил, однако, спасительные семена будущего величия в ее недра, когда после бурной зимы самозванцев пышно разрослось из него благословенное древо Романовых».

Действительно, призванный Земским собором 1613 года царь Михаил Феодорович был всем дорог как родственник угасшего царского рода: «По свойству свойственному царскому семени Богом избранный цвет, как внучатый племянник незабвенной Царицы Анастасии Романовны».

На наш взгляд, монография архимандрита Макария (Веретенникова), посвященная первой русской царице, во многом уникальна. Значимость ее - неоспорима. Автору удалось не просто нарисовать портрет исключительной личности, о которой до него было известно крайне мало, но и раскрыть ее богатый духовный образ. По существу, он вернул России одну из самых красивых ее дочерей.