Европейский союз последовательно наращивает свое участие в формировании глобальной морской повестки и заявляет о себе как о ведущем международном игроке, задающем основные тренды развития морепользования. Данная тенденция прослеживается во многих концептуальных и программных документах ЕС. В частности, в докладе Европейской комиссии по «синей» экономике за 2022 год слово «глобальный» употребляется в различных сочетаниях 204 раза и отражает его основные интересы в современной международной сфере, включая «глобальную продовольственную безопасность», «глобальные проблемы», «глобальное взаимодействие», «глобальную устойчивую «синюю» экономику», «глобальное лидерство», «глобальные партнерства», «глобальные безопасность и стабильность» и т. д.

Контент-анализ ранее изданных документов показывает: в докладе за 2018 год подобные словосочетания использовались всего 13 раз, в 2019-м - уже 60, в 2020 и 2021 годах - 155 и 154 раза соответственно [1-5]. Такие факты могут свидетельствовать о растущем стремлении ЕС лидировать в управлении глобальным развитием морской деятельности. За последние пять лет количество масштабных и пространственно распределенных задач в сфере морепользования, которые Европейский союз поставил перед собой, увеличилось в разы. Он все в большей мере позиционирует себя в качестве глобального актора, имеющего наработки для определения актуальной морской проблематики и участия в регулировании международной деятельности по использованию Мирового океана. Примером служат совместные действия Европейской комиссии, Европейского инвестиционного банка, Всемирного фонда дикой природы и Института мировых ресурсов (США) по разработке Принципов финансирования устойчивой «синей» экономики (2018 г.). Цель - обеспечить создание глобальной инвестиционной основы для устойчивого использования морских ресурсов [1, р. 14].

Существуют инициативы, связанные с морепользованием, в которых ЕС лидирует уже сейчас, например в сфере реагирования на климатические изменения [6]. В частности, наряду с Эквадором, Кенией и Новой Зеландией он стал одним из инициаторов создания глобального форума «Коалиция министров торговли по климату». О начале его работы было объявлено 19 января 2023 года на ежегодном Всемирном экономическом форуме в Давосе [7]. В связи с изложенным особый интерес представляют те направления деятельности, которые, по мнению ЕС, могут содействовать дальнейшему укреплению его глобальных позиций в морской сфере.

Перспективные направления обеспечения лидерства ЕС

В 2021 году Европейская комиссия опубликовала стратегический форсайт-прогноз с описанием глобальных тенденций, «элементов неопределенности» и вариантов выбора, определяющих и формирующих будущее интеграционного объединения. К «структурным глобальным трендам», которые будут актуальны до 2050 года и могут оказать влияние на «способность и свободу действий» ЕС, причислены климатические и экологические изменения, «цифровая гиперсвязанность» и технологические преобразования, усиление давления на «демократию и ценности» ЕС, «сдвиги в глобальном порядке» и демографии.

По мнению авторов доклада, несмотря на серьезные вызовы, существуют и перспективные возможности. С учетом данного фактора выбраны десять стратегических сфер, в которых ЕС хочет достичь глобального лидерства и укрепить свою «открытую стратегическую автономию» [8]. В их числе: 

1) обеспечение устойчивых и жизнестойких систем здравоохранения и продовольствия;

2) обеспечение декарбонизированной и экономически доступной энергии;

3) укрепление потенциала в области управления данными, искусственного интеллекта и передовых технологий;

4) обеспечение и диверсификация поставок важнейших видов сырья;

5) обеспечение позиции глобального регулятора в установлении общепризнанных международных стандартов;

6) создание устойчивых и ориентированных на будущее экономических и финансовых систем;

7) развитие и сохранение навыков и талантов, соответствующих амбициям ЕС;

8) укрепление потенциала в области безопасности и обороны, а также доступа к пространствам (морским);

9) сотрудничество с глобальными партнерами в целях содействия всеобщему миру, безопасности и процветанию;

10) повышение устойчивости надлежащих институтов [1].

В соответствии с форсайт-планами ЕС намерен занять позиции глобального лидера в подготовке и распространении новых стандартов. Приоритетными областями для решения этой задачи названы новые технологии (искусственный интеллект, блокчейн, квантовые технологии, кибербезопасность, конфиденциальные и специализированные данные, цифровые валюты, химические вещества), связанные с ними продукты и услуги, «зеленые» разработки (производство водорода, хранение энергии, использование энергии морского ветра, устойчивый транспорт). ЕС считает, что обладает необходимым опытом «в установлении внутренних правил» - де-факто «международных стандартов», что может обеспечить ему прочную основу для выполнения своих планов. По сути представленной в 2021 году информации он готов взять на себя роль мирового пионера в данной сфере (см. вышеуказанный п. 5) [8], причем по широкому кругу направлений.

Можно полагать, что ЕС готов не только разрабатывать и внедрять новые требования, но и выявлять проблемные в экологическом отношении области, которые, по его мнению, необходимо регулировать. Например, в декабре 2022 года Европейская комиссия приняла меры, чтобы не допустить на рынки ЕС продукцию, связанную с обезлесением и деградацией лесов. С этой целью на компании из ЕС и стран, не входящих в объединение, будут накладываться обязательства проводить проверку своих товаров на соответствие новым нормам [9]. В целом продвижение собственных нормативов и их международное признание становятся для ЕС одним из основных инструментов влияния «на мировой порядок и лидерство в вопросах изменения климата, устойчивого развития и защиты потребителей, персональных данных и прав на рабочем месте» [8].

С 2020 года приоритетное значение в ходе форсайт-исследований ЕС приобретает проблематика устойчивого развития [10], ориентированная на «Зеленую сделку». Распространение собственных стандартов устойчивости также способствует усилению его политического влияния, так как конвертируется в создание выгодных условий глобальной конкуренции «за счет формирования нормативной базы и правил формирующихся рынков, например, климатически нейтральных технологий и источников энергии» [11].

В форсайт-докладе за 2022 год подчеркивается, что Европейский союз считает себя лидером и в области борьбы с изменением климата и охраны окружающей среды. Кроме того, он видит себя «первым глобальным игроком», представившим «долгосрочное видение» достижения климатической нейтральности к 2050 году [12].

Еще одним «новым компасом» для ЕС становится концепт стрессоустойчивости (resilience)1, или жизнестойкости [14]. Ее планируется поддерживать в четырех взаимосвязанных измерениях (социально-экономическом, геополитическом, «зеленом», или экологическом, цифровом), чтобы обеспечить «конкурентное преимущество в глобальном масштабе» [15]. По сути, ЕС предполагает достичь такого качественного состояния политики и экономики, которое обеспечит ему способность поддерживать функцию устойчивого развития и «трансформироваться устойчивым, справедливым и демократическим образом» [16]. В этом смысле стрессоустойчивость можно сравнивать с понятием «остойчивости» двигающегося судна как категории, характеризующей базовое условие нормального функционального состояния.

Участие в развитии глобальной «синей» экономики

Особую роль в обеспечении будущей стрессоустойчивости Евросоюз отводит «синей» экономике, в рамках работы которой становится возможным сохранять морские экосистемы для хозяйственного использования, развивать экосистемные услуги и т. д. [15]. В то же время подчеркивается, что многие мегатренды (климатические и экологические проблемы, утрата биоразнообразия, выбросы парниковых газов, неустойчивое потребление сырья, энергии, воды, продовольствия и землепользования, истощение экосистем, сдвиги в глобальном порядке с точки зрения морской обороны и конкуренции за морское пространство) окажут пагубное воздействие и на морское хозяйство [1, р. 22].

Европейский союз намерен реализовать потенциал «синей» экономики для внутреннего социально-экономического развития, одновременно он планирует использовать возникающие преференции для достижения внешнеполитических целей [1], прежде всего для повышения своей роли глобального игрока, расширения влияния в сфере морепользования и достижения ключевых позиций в формировании международной системы управления Мировым океаном. Подобную нацеленность на формирование глобальной повестки в морской сфере демонстрируют и ряд других крупных морских государств, например Китай. Как и ЕС, он намерен решать глобальные задачи в морской сфере, в том числе в Арктике и Антарктике, в сфере регулирования рыболовства и т. д. Пекин также нацелен на участие в формировании и последующем регулировании международной системы управления морскими ресурсами. Эти обстоятельства предопределяют появление одновременно и общих сфер для взаимодействия, и конфликта интересов в качестве постоянно действующих факторов взаимоотношений сторон-участниц.

ЕС настаивает на том, что регулирование деятельности в области освоения морских ресурсов требует разработки согласованных международных подходов, в основе которых должны лежать определенные правила. Он считает, что обладает большим опытом в данной области и готов участвовать в решении таких задач. В целом ЕС идентифицирует эти действия с ролью сильного глобального актора, которую он себе отводит [17]. Он позиционирует себя как ведущего игрока на мировой торговой арене [18], а также как одну из крупнейших экономик мира и движущую силу в мировой торговле и намерен «подавать пример, выполняя свои обязательства в области устойчивого развития и изменения климата» [19].

Развитие международных и двусторонних форматов

На текущем этапе реализации своей морской политики ЕС продолжает наращивать усилия по инициированию нового порядка международного регулирования морской экономической деятельности. В его документах подчеркивается, что он имеет все возможности для участия в данном процессе в силу наличия необходимого опыта «в разработке устойчивого подхода к управлению океаном» и обладания набором инструментов «для устранения связей между внутренними и внешними аспектами безопасности» [17].

В 2016 году ЕС обнародовал первую программу действий по развитию международного управления Мировым океаном, в которой были представлены 14 «пакетов действий» в трех приоритетных сферах (совершенствование международной системы управления океаном; снижение антропогенной нагрузки на океан и создание условий для устойчивой «синей» экономики; развитие международных исследований и морских данных). В 2022 году он обновил стратегию, увеличив до четырех количество ключевых сфер деятельности (включен пункт о морской безопасности). В качестве ориентира выбрано обеспечение устойчивости океана к 2030 году, кроме того, расширен круг ранее поставленных задач [20].

Для продвижения своих глобальных интересов ЕС использует все возможные международные форматы многостороннего сотрудничества. Например, на проходившей в 2022 году международной конференции «Наш океан» он представил список из 44 финансовых обязательств на 2020-2022 годы на сумму почти 1 млрд евро, связанных с международным управлением морепользованием [21]. Они охватывают разные сферы: создание морских охраняемых районов; борьбу с загрязнением морской среды; развитие устойчивой «синей» экономики; продвижение устойчивого мелкомасштабного рыболовства и аквакультуры; обеспечение безопасности для океана и т. д. Показательно, что по итогам конференции было заявлено о том, что «ЕС готов взять на себя ответственность в отношении международного управления океаном».

ЕС участвует во многих международных инициативах, например в разработке «юридически обязательного документа о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами национальной юрисдикции» [22]. В этом же ряду находятся инициативы по созданию морских охраняемых районов в Антарктике, сохранению рыбных ресурсов и защите морских экосистем и др. [20].

В качестве инструмента для продвижения и защиты своих интересов в Мировом океане ЕС использует возможности, создаваемые в результате двустороннего сотрудничества с отдельными странами, прежде всего имеющими существенное территориально-географическое или ресурсное значение. С этой целью ЕС заключил несколько партнерских соглашений по взаимодействию в вопросах Мирового океана, в частности в 2018 году с Китаем, в 2019-м - с Канадой. В октябре 2022 года в Брюсселе состоялся Первый форум по океанскому партнерству с Канадой [23].

Примечательно, что соглашение между ЕС и Канадой предусматривает усиление сотрудничества именно в тех областях, где Европейский союз занимает передовые позиции, в первую очередь в сферах: сохранения и устойчивого использования морского биологического разнообразия в открытом море; борьбы с загрязнением морской среды; поддержки Парижского соглашения об изменении климата в части, касающейся Мирового океана; предотвращения нерегулируемого коммерческого рыболовства в Центральной Арктике; укрепления взаимодействия в управлении океаном; обеспечения безопасных и достойных условий жизни и труда на море; борьбы с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым рыболовством.

Китайский фактор: взаимодействие и конкуренция в морской сфере

Для Европейского союза сотрудничество с Китаем в областях, связанных с морепользованием, открывает новые возможности для развития «синей» экономики, а также решения глобальных и региональных проблем, включая адаптацию к изменениям климата, обеспечение морской безопасности и другие вопросы. Китай, в свою очередь, самостоятельно прорабатывает форматы взаимодействия в морской сфере.

В июне 2017 года он выдвинул инициативу по «синему» партнерству, в 2022 году представил 16 основополагающих принципов для его поддержки [24]. В 2017 году на 19-м саммите ЕС - Китай стороны договорились о создании такого партнерства. Во время проведения мероприятия «Синий год ЕС - Китай» (2017 г.) Национальная служба морских данных и информации Китая выдвинула инициативу сотрудничества по созданию Морского центра больших данных между Китаем и ЕС [25]. 16 июля 2018 года стороны подписали декларацию «Синее партнерство в интересах океанов: на пути к более эффективному океанскому управлению», которая определяет:

1) расширение сотрудничества в сферах сохранения океанов, морей и морских ресурсов, обеспечения их устойчивого использования и оказания экосистемных услуг;

2) укрепление и создание (при необходимости) механизмов и структур управления океанами, в том числе в области рыболовства, а также расширение технического сотрудничества в этой сфере;

3) повышение согласованности, эффективности и результативности партнерских отношений.

Основой совместной деятельности стало взаимодействие по достижению Целей устойчивого развития ООН (2015 г.), в частности ЦУР 14 («Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития»), а также Парижское соглашение об изменении климата [26]. Сферы взаимодействия демонстрируют основные интересы сторон: развитие глобального управления Мировым океаном, создание условий для устойчивой «синей» экономики, вопросы рыболовства, кросс-секторальные «сквозные» инструменты для продвижения партнерства, которые включают практически те же механизмы, что использует ЕС для развития «синей» экономики (морское пространственное планирование, наблюдение за морской средой, обмен морскими технологическими стандартами и др.) [27; 28]. Первый совместный форум ЕС и Китая в рамках «синего» партнерства состоялся в 2019 году [29].

Примером перехода реализации соглашения в практическую плоскость служит совместный проект ЕС и Китая EMOD-PACE (EMODnet Partnership for China and Europe). Он стартовал 19 февраля 2020 года и направлен на развитие сотрудничества между Европейской сетью морских наблюдений и данных и ее китайским аналогом - Национальной службой морских данных и информации Китая [30].

В совместных документах чаще других упоминаются темы, которые представляют взаимный интерес для ЕС и Китая. Они используются в первую очередь для их взаимодействия в различных сферах, к которым следует отнести прежде всего: формирование международного управления Мировым океаном и регулирование рыболовства; мониторинг, сбор и анализ данных, развитие и интеграция систем наблюдений за морской средой; моделирование и прогнозирование; обеспечение устойчивого роста; методы оценки состояния окружающей среды; защита и управление на основе экосистемного подхода; морское пространственное планирование; технологии очистки от морского мусора; реагирование на чрезвычайные ситуации и др. [25].

В целом отношения ЕС с Китаем имеют двойственный характер, поскольку между ними имеются экономические и политические разногласия. В то же время ЕС не может не учитывать позиции, которые КНР занимает в глобальном морском хозяйстве, а также ее влияние на формирование глобальной системы регулирования международных отношений в океане и глобальную морскую экономику, включая рыболовство и аквакультуру [31].

 

Предварительная оценка показывает рост глобальных амбиций Европейского союза и расширение круга его интересов, касающихся формирования международной системы управления Мировым океаном. Логика ЕС заключается в представлении мировому сообществу обоснования безусловной необходимости совместного решения глобальных проблем морепользования при том понимании, что только ЕС обладает нужным набором отработанных управленческих практик и компетенций в данной сфере.

Заявка Европейского союза на роль глобального управляющего игрока обеспечивается непрерывным информационно-пропагандистским сопровождением, задачей которого является продвижение собственных подходов к морепользованию и закрепление в международном общественном мнении образа ЕС как авторитетного генератора современных технологий управления Мировым океаном.

Реализуя свои глобальные устремления в морехозяйственной сфере, ЕС действует по нескольким самостоятельным направлениям. Первое из них связано с продвижением международной тематики биоразнообразия, устойчивой «синей» экономики и других концепций в рамках устойчивого развития, получивших легитимное международное закрепление в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 года «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Реализация концепции «синей» экономики интегрирована в общий замысел развития ЕС, в том числе в рамках деятельности, направленной на удовлетворение его глобальных амбиций. Алгоритм этой деятельности включает разработку и внедрение новых подходов к управлению ресурсами Мирового океана, их обоснование, практическую отработку, а также международную легитимизацию с последующим закреплением на глобальном уровне при обеспечении лидирующих позиций Евросоюза.

Другое направление связано с продвижением Европейским союзом собственных экологических стандартов, которые дают возможность усилить свое политическое влияние в мире и получить определенные конкурентные преимущества.

Самостоятельным является китайское направление, которое можно оценить в качестве одного из критических факторов для Европейского союза, поскольку совокупный морской потенциал КНР практически равнозначен объему морской экономики ЕС и позволяет Пекину независимо диктовать глобальные правила в морской сфере.

Еще одним значимым направлением следует считать развитие двусторонних отношений в первую очередь с теми государствами, которые имеют важное для экономики ЕС физико-географическое положение или ресурсный потенциал глобального значения (Канада, Индия и др.) и могут рассматриваться не только в качестве конкурентов, но и перспективных партнеров.

Помимо перечисленных приоритетов, особое внимание в Европейском союзе уделяется повышению эффективности использования потенциалов международных форумов, в том числе непрофильных, для продвижения глобальной морской повестки ЕС.

Активизация действий на указанных направлениях в совокупности дает ЕС возможность реализовывать свои глобальные устремления и способствует усилению его позиций в глобальном экономическом и политическом пространстве.

Как видим, системная деятельность ЕС и накопленный им практический опыт в части целеполагания, формулирования и декомпозиции комплексных задач, а также разработки концептуальных и планирующих документов представляют значительный интерес для научного анализа и последующего применения для реализации морской политики Российской Федерации.

 

 

1Под стрессоустойчивостью в ЕС понимают «способность индивида, домохозяйства, сообщества, страны или региона подготовиться, противостоять, адаптироваться и быстро восстанавливаться от стрессов и шоков, не подрывая долгосрочные перспективы своего развития» [13].

 

Источники и литература

  1. The EU Blue Economy Report. 2022 // URL: https://op.europa.eu/en/ (дата обращения: 21.01.2023).
  2. The EU Blue Economy Report. 2018 // URL: https://op.europa.eu/en/ (дата обращения: 21.01.2023).
  3. The EU Blue Economy Report. 2019 // URL: https://op.europa.eu/en/ (дата обращения: 21.01.2023).
  4. The EU Blue Economy Report. 2020 // URL: https://op.europa.eu/en/ (дата обращения: 21.01.2023).
  5. The EU Blue Economy Report. 2021 // URL: https://op.europa.eu/en/ (дата обращения: 21.01.2023).
  6. Бабынина Л.О. ЕС - глобальный актор или гражданская сила? // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. №5(5). С. 9-14. DOI 10.15211/vestnikieran520181014
  7. Press Conference: Launch of the Coalition of Trade Ministers on Climate. 19.01.2023 // URL: https://www.weforum.org/events/world-economic-forum-annual-meeting-2023/sessions/press-conference-launch-of-the-coalition-of-trade-ministers-on-climate (дата обращения: 17.01.2023).
  8. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. 2021 Strategic Foresight Report. The EU’s capacity and freedom to act. COM (2021) 750 final // https://ec.europa.eu/ (дата обращения: 18.11.2022).
  9. Green Deal: EU agrees law to fight global deforestation and forest degradation driven by EU production and consumption. 06.12.2022 // URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_7444)
  10. Циренщиков В.С. Новый стратегический форсайт в ЕС // Современная Европа. 2021. №7 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-strategicheskiy-forsayt-v-es (дата обращения: 16.12.2022).
  11. Попова И.М. Анализ законодательных изменений и мер поддержки достижения целей «Зеленой сделки» // Вестник международных организаций. 2021. Т. 16. №4. Тенденции глобального и регионального сотрудничества для устойчивого развития. Научная статья УДК 327.8:327.7. DOI: https: //doi.org./10.17323/1996-7845-2021-04-02.
  12. Muench S., Stoermer E., Jensen K., Asikainen T., Salvi M., Scapolo F. Towards a green and digital future. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2022. P. 8. DOI:10.2760/977331 // https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC129319 (дата обращения: 27.11.2022).
  13. Трещенков Е.Ю. Стрессоустойчивость (resilience) в дискурсах Европейского союза и международных организаций // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019. №1 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-resilience-v-diskursah-evropeyskogo-soyuza-i-mezhdunarodnyh-organizatsiy (дата обращения: 16.12.2022).
  14. Жихаревич Б.С., Климанов В.В., Марача В.Г. Шокоустойчивость территориальных систем: концепция, измерение, управление // Региональные исследования. 2020. №3. С. 4-15. DOI: 10.5922/1994-5280-2020-3-1 // URL: https://stratplan.ru/UserFiles/Files/2_Zhikharevich%2CKlimanov%2CMaracha.pdf?ysclid=lct1tz50h5880665474 (дата обращения: 19.01.2023).
  15. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. 2020 Strategic Foresight Report. Strategic foresight - charting the course towards a more resilient Europe. COM (2020) 493 final. 09.09.2020 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1601279942481&uri=CELEX%3A52020DC0493 (дата обращения: 19.01.2023).
  16. Giovannini E., Benczur P., Campolongo F., Cariboni J., Manca A.R. Time for transformative resilience: the COVID-19 emergency. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020 // https://www.researchgate.net/publication/340862134_Time_for_transformative_resilience_the_COVID-19_emergency (дата обращения: 25.01.2023).
  17. Joint communication to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. International ocean governance: an agenda for the future of our oceans. SWD (2016) 352. 10.11.2016 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52016SC0352&from=LT (дата обращения: 11.12.2022).
  18. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions empty. Trade Policy Review - An Open, Sustainable and Assertive Trade Policy. COM (2021) 66 final. 18.02.2021 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52021DC0066&rid=7 (дата обращения: 19.01.2023).
  19. A Global Strategy for the European Union’s Foreign and Security Policy. P. 41. 15.12.2019 // URL: https://eeas.europa.eu/topics/eu-global-strategy/17304/global-strategy-european-unions-foreign-and-security-policy_en (дата обращения: 11.01.2023).
  20. Joint communication to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Setting the course for a sustainable blue planet - Joint Communication on the EU’s International Ocean Governance agenda. European Commission High Representative of the Union for foreign affairs and security policy. Join (2022) 28 final. 24.06.2022 // URL: https://oceans-and-fisheries.ec.europa.eu/publications/setting-course-sustainable-blue-planet-joint-communication-eus-international-ocean-governance-agenda_en (дата обращения: 22.01.2023).
  21. Green Deal: EU announces €1 billion worth of commitments to protect the ocean. 14.04.2022 // URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_22_2398 (дата обращения: 23.01.2023).
  22. Scholaert F. EU agenda for international ocean governance // European Parliamentary Research Service. 18.11.2022 // URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2022/739196/EPRS_BRI(2022)739196_EN.pdf (дата обращения: 23.11.2022).
  23. 1st EU-Canada Ocean Partnership Forum: experts cooperate on ocean observation. 10.10.2022 // URL: https://oceans-and-fisheries.ec.europa.eu/news/1st-eu-canada-ocean-partnership-forum-experts-cooperate-ocean-observation-2022-10-10_en (дата обращения: 30.12.2022).
  24. The 16 principles that could save the ocean. 06.07.2022 // URL: https://oceans-and-fisheries.ec.europa.eu/news/1st-eu-canada-ocean-partnership-forum-experts-cooperate-ocean-observation-2022-10-10_en (дата обращения: 30.12.2022).
  25. EU-China Blue Year Event - forecasting, data, monitoring, planning, indicators. European Commission. 01.06.2017-02.06.2017 // URL: https://webgate.ec.europa.eu/maritimeforum/en/node/4065#_Toc487518532 (дата обращения: 23.12.2022).
  26. EU, China Sign Ocean Partnership. 27.09.2018 // URL: https://sdg.iisd.org/news/eu-china-sign-ocean-partnership/ (дата обращения: 23.11.2022).
  27. EU and China sign landmark partnership on oceans. Directorate-General for Maritime Affairs and Fisheries. 16.07.2018 // URL: https://ec.europa.eu/oceans-and-fisheries/news/eu-and-china-sign-landmark-partnership-oceans-2018-07-16_en (дата обращения: 27.01.2023).
  28. Joint statement of the 20th EU-China Summit. 16.07.2018. П. 33 // URL: https://www.consilium.europa.eu/media/36165/final-eu-cn-joint-statement-consolidated-text-with-climate-change-clean-energy-annex.pdf (дата обращения: 29.01.2023).
  29. EU and China join forces to improve international ocean governance. 10.09.2019. Strengthening international ocean data through the EU’s ocean diplomacy with China. European Marine Observation and Data Network. 30.04.2020 // URL: https://emodnet.ec.europa.eu/en/strengthening-international-ocean-data-through-eu%E2%80%99s-ocean-diplomacy-china%E2%80%99-emod-pace-emodnet (дата обращения: 23.12.2022).
  30. Strengthening international ocean data through the EU’s ocean diplomacy with China // European Marine Observation and Data Network. 30.04.2020 // URL: https://emodnet.ec.europa.eu/en/strengthening-international-ocean-data-through-eu%E2%80%99s-ocean-diplomacy-china%E2%80%99-emod-pace-emodnet (дата обращения: 22.01.2023).
  31. Ansell M., Chu E., Emam W., Franceschelli N., Jiang C., Krueger K., Palomares M.L., Parducho V.A., Pauly D., Peacock N., Sanz M., Tong S. Role and impact of China on world fisheries and aquaculture // URL: https://www.researchgate.net/publication/366965322_Role_and_impact_of_China_on_world_fisheries_and_aquaculture (дата обращения: 28.01.2023).