В течение последних нескольких лет мы все чаще слышим термин «технологический суверенитет», который звучит не только на внутренних российских дискуссионных площадках, но становится и одним из краеугольных вопросов повестки дня международного сообщества. Значимость и актуальность этой темы неоспорима: каждый день мы становимся очевидцами и участниками создания принципиально новой парадигмы формирования современного политического и экономического мироустройства. Мы сталкиваемся с новыми вызовами и угрозами, обретая в борьбе с этими трудностями все больше возможностей для реализации имеющегося в стране потенциала. Внутренний рынок и внешнеэкономические связи быстро трансформируются и адаптируются в соответствии с новыми масштабными реалиями.

Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума в июне 2022 года, назвал достижение технологического суверенитета, создание целостной системы экономического развития, которая по критически важным составляющим не зависит от иностранных институтов, одними из ключевых принципов развития государства: «Нам нужно выстраивать все сферы жизни на качественно новом технологическом уровне и при этом быть не просто пользователями чужих решений, а иметь технологические ключи к созданию товаров и услуг следующих поколений». «Многие российские решения по искусственному интеллекту и обработке больших данных являются лучшими в мире. Технологическое развитие - это сквозное направление, которое определит не только текущее десятилетие, но и весь XXI век», - отметил президент.

Начиная с событий 2014 года вот уже восемь лет Россия не только живет, но и планомерно развивается в условиях санкций. За это время было определенным образом налажено внутреннее производство, что позволило несколько сократить зависимость ИКТ-отрасли от иностранной продукции. Стратегические шаги на пути к технологической независимости от иностранных ИT-продуктов вызвано в первую очередь соображениями национальной безопасности.

В этих целях был издан Указ Президента Российской Федерации №166 от 30 марта 2022 года «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», в соответствии с которым начиная с 31 марта минувшего года запрещено осуществлять закупки иностранного программного обеспечения, а также услуг, необходимых для его использования. С 1 января 2023 года органам государственной власти, заказчикам запрещается использовать иностранное ПО на объектах КИИ. Данным указом также предписано обеспечить создание и организацию деятельности научно-производственного объединения, специализирующегося на разработке, производстве, технической поддержке и сервисном обслуживании доверенных программно-аппаратных комплексов для критической информационной инфраструктуры, а также, что особенно важно, поручено обеспечить соответствующую подготовку и переподготовку кадров.

Таким образом, в ближайшем будущем власти страны будут продолжать делать все возможное, чтобы исключить зависимость от зарубежных поставщиков, двигаясь в сторону максимальной технологической независимости и самодостаточности. В оптимистичных прогнозах экспертов отечественные решения, которые обеспечат эту независимость и безопасность, будут доминировать. При этом следует понимать, что технологический суверенитет не означает полной изоляции. Технологический суверенитет - это сильная переговорная позиция при выстраивании отношений с иностранными партнерами. Достижение технологического суверенитета подразумевает производство критически важных товаров и услуг на своей территории, обеспечение безопасности, в том числе информационной, создание собственных технологий и национализацию технических стандартов, выстраивание новых транспортных логистических коридоров со странами Азии, Африки, странами Арабского региона и др. Будущее - за взаимовыгодным обменом опытом, технологиями, исследованиями и разработками.

В настоящее время независимости такого уровня нет ни у одного государства в мире, однако современные реалии диктуют неизбежность подобных процессов: курс на самодостаточность взят не только Россией, но и всеми крупнейшими экономиками мира - Китаем, Индией, США. В нашем конкретном случае дополнительным стимулом для развития внутренних ресурсов и движения к технологической независимости могут стать как уже действующие, так и новые санкции: сейчас российская экономика продолжает испытывать небывалое давление: на конец августа 2022 года в отношении России действовало порядка 12 тыс. санкций, причем 80% из них были внедрены с февраля этого года.

Правительство Российской Федерации, реагируя на это давление и в рамках Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 года №83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации», предприняло ряд мер поддержки ИТ-отрасли в дополнение к уже действующим:

- приняты изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (федеральные законы от 31 июля 2020 г. №265-ФЗ, от 26 марта 2022 г. №67-ФЗ и от 14 июля 2022 г. №321-ФЗ), в соответствии с которыми для аккредитованных ИТ-компаний установлены льготные тарифы страховых взносов в размере 7,6%, обнулена ставка налога на прибыль на 2022-2024 годы, исключено требование к среднесписочной численности сотрудников организации; минимальное значение доли доходов от осуществления ИТ-деятельности в общем объеме доходов снижено до 70%; расширен перечень видов деятельности, выручка от которых учитывается в сумме доходов от ИТ-деятельности (продажи онлайн рекламы, предоставление платного доступа к контенту, в том числе по подписке, оказание онлайн-образовательных услуг, разработки и продажи российских программно-аппаратных комплексов);

- принят Федеральный закон от 14 июля 2022 года №323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий установление для налогоплательщиков возможности учитывать расходы на приобретение и внедрение отечественного программного обеспечения и программно-аппаратного комплекса в сфере искусственного интеллекта, представленных в едином реестре российского программного обеспечения, а также в едином реестре радиоэлектронной продукции, с применением повышающего коэффициента 1,5 в целях налогообложения прибыли, включать расходы на внедрение ПО и ПАК в инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль;

- утвержден новый порядок аккредитации ИТ-компаний (постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. №1729). При предоставлении аккредитации теперь учитываются такие показатели организации, как средняя заработная плата работников (должна быть не менее средней по стране или субъекту), доход от ИТ-деятельности должен составлять более 30%, на официальном сайте организации должна быть размещена информация о реализуемой ИТ-деятельности;

- введен особый порядок включения в реестр аккредитованных организаций для «стартапов» (не учитывается выручка) и для правообладателей российского ПО (не учитывается средняя заработная плата);

- приняты постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2022 года №598, 599, 601 о внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 года №550, 555, 554, которыми вводятся антикризисные условия получения грантового финансирования. Федеральным проектом «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2022 году предусмотрено 7,7 млрд рублей на грантовый механизм поддержки, дополнительно на указанные цели в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2021 года №714-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделено 14 млрд рублей. Минцифры России внесены изменения в базовые параметры предоставления грантового финансирования, предусматривающие существенное снижение объема софинансирования проектов в сфере информационных технологий из внебюджетных источников до 20% стоимости проекта вместо 50%, увеличение максимального размера гранта по ряду программ до 500 млн рублей (по отдельным особо значимым проектам до 6 млрд руб.), а также расширение линейки программ Фонда содействия инновациям (поддержка разработчиков открытых библиотек и внедрение решений на малых предприятиях в целях импортозамещения);

- во исполнение перечня поручений председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина от 16 июня 2022 года №ММ-П10-10127 Минцифры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения технологической независимости Российской Федерации и ускорения импортозамещения иностранного программного обеспечения созданы 33 индустриальных центра компетенций по замещению зарубежных решений в ключевых отраслях экономики Российской Федерации (далее - ИЦК), которые объединили больше 400 организаций.

ИЦК представляют собой консорциумы якорных заказчиков, которые формируют потребности на разработку российских отраслевых программных решений и межотраслевых (сквозных) продуктов. Также созданы 12 центров компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного ПО (далее - ЦКР). На текущий момент центрами компетенций сформированы приоритетные направления замещения зарубежных решений и ПО на российские аналоги в разрезе секторов экономики и классов программного обеспечения - ИТ-ландшафт. ИТ-ландшафт насчитывает 365 потребностей в отраслевых решениях и 85 - в общесистемном и прикладном ПО, по которым компании подтвердили критическую зависимость от зарубежных решений. Однако для 80% зарубежного ПО на рынке присутствуют российские аналоги, больше половины из которых имеют средний и выше уровень зрелости.

Таким образом, задача по переходу предприятий в приоритетных секторах экономики на использование отечественных ПО и программно-аппаратных комплексов связана в первую очередь с развитием и доработкой указанных решений, а не созданием зарубежных аналогов с нуля. В целях обеспечения гарантированного наличия конкурентоспособных отечественных продуктов по всем позициям ИТ-ландшафта центрами компетенций сформировано 335 проектов, из них 186 проектов претендуют на грантовый механизм поддержки, 144 проекта реализуются за собственные или кредитные средства заказчиков и разработчиков решений, пять проектов претендуют на иные меры поддержки;

-  принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 года №805, регламентирующее правила предоставления субсидий акционерному обществу «ДОМ.РФ». В распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 года №714-р «О выделении в 2022 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований» внесены изменения распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 года №2882-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 года №714-р».

Согласно изменениям, Минцифры России выделяются бюджетные ассигнования в размере 500 млн. рублей. Льготная ипотека по ставке до 5% годовых доступна работникам аккредитованных ИТ-организаций в возрасте от 22 до 44 лет (включительно) со средним уровнем заработной платы от 150 тыс. рублей (до вычета НДФЛ) в месяц, если компания находится в городе-миллионнике, от 100 тыс. рублей (до вычета НДФЛ) для остальных городов Российской Федерации. Основным местом работы должна быть аккредитованная ИТ-организация, получающая налоговые льготы. По итогам проведенной работы по распределению указанного лимита участие в программе подтверждено 52 организациям-кредиторам. К 2030 году планируется выдача не менее 50 тыс. ипотек (порядка 240 млрд рублей);

- принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 года №682, которым утверждены изменения в правила предоставления субсидий по льготному кредитованию проектов (изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2019 г. №1598). Кредит предоставляется организации по льготной ставке от 1 до 5% годовых, а для аккредитованной ИТ-организации по льготной ставке до 3% годовых, на реализацию проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий на основе российских решений. Размер льготного кредита на реализацию проекта может составить от 5 млн рублей до 5 млрд рублей, а на реализацию программы - от 500 млн рублей до 10 млрд рублей;

- утверждено постановление о кредитах для системообразующих организаций от 26 апреля 2022 года №754. Кредит предоставляется по льготной ставке до 11% годовых на пополнение оборотных средств. Заемщиком сможет стать системообразующая организация, включенная в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики, относящаяся к сфере ведения Минцифры России, и (или) юридическое лицо, учрежденное в соответствии с законодательством Российской Федерации и входящее в группу лиц системообразующей организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (аккредитованные Минцифры России). Фактически компании получили льготные кредиты по ставке 4-6% годовых;

- принято постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года №490, регламентирующее предоставление права на получение отсрочки от призыва на военную службу. Таким образом, 7695 человек в рамках весеннего призыва 2022 года получили право на отсрочку от призыва на военную службу. В рамках осеннего призыва 2022 года отсрочку получили 7806 человек. Обеспечено распространение положений об отсрочке от призыва на военную службу специалистов, работающих в аккредитованных ИТ-компаниях, на проводимую в России частичную мобилизацию;

- принято постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2022 года №448 об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Постановление предусматривает, что плановые проверки органов государственного и муниципального контроля в отношении аккредитованных ИТ-компаний в 2022-2024 годах проводиться не будут. Принятое решение позволит снизить административные издержки бизнеса и даст возможность сконцентрировать усилия на решении основных задач;

- упрощена процедура трудоустройства и получения вида на жительство для иностранных граждан, привлекаемых для работы в аккредитованные организации. Согласно положениям Федерального закона от 28 июня 2022 года №207-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусмотрено включение иностранных ИТ-специалистов, привлекаемых в аккредитованные организации (заключивших с данными компаниями трудовой договор, или ГПХ), в отдельную категорию лиц, на которых не распространяются общие правила, а именно: 1) работодатели (ИТ-компании) вправе привлекать данных специалистов без получения разрешения на привлечение и использование работников, то есть на них не распространяются ограничения, связанные с защитой российского рынка труда (квоты); 2) иностранные ИТ-специалисты получают вид на жительство, который обеспечит им возможность постоянного проживания на территории Российской Федерации, без получения разрешения на временное проживание; 3) иностранные ИТ-специалисты вправе работать в аккредитованных ИТ-компаниях без разрешения на работу и патента; 4) иностранным ИТ-специалистам разрешено при оформлении трудового договора подавать те же документы, что и гражданам Российской Федерации (не подаются только документы воинского учета). Кроме того, федеральный закон предусматривает положения о распространении мер на членов семьи иностранного ИТ-специалиста.

Принимаемые меры говорят о том, что достижение технологического суверенитета, обеспечение технологической независимости, перешло из формата общих дискуссий в конкретную практическую плоскость. При этом следует отметить, что заинтересованность в достижении этих целей выражают не только государственный сектор, но также деловые и научные круги ведущих отраслей российской экономики: разработкой соответствующих «дорожных карт» по импортозамещению занимаются представители транспортной отрасли, финансовой сферы, отрасли энергетики, образования, медицины и др.

Несмотря на некий скепсис со стороны отдельных представителей, положительные примеры можно отметить уже сейчас: в России появилась своя платежная система, собственные процессоры «Байкал» и «Эльбрус», электронные устройства и их компоненты с высокими характеристиками, свое качественное ПО, которое служит полноценной альтернативой операционной системе «Windows», системообразующим инфраструктурным продуктам «Microsoft» и разнообразному прикладному софту. Такой софт позволяет организациям и предприятиям успешно реализовывать программу импортозамещения и строить на отечественной технологической платформе качественную ИТ-инфраструктуру с длительным жизненным циклом, заменять программное и аппаратное обеспечение зарубежного производства на отечественные высокотехнологичные решения мирового уровня.

Успешно используются платежные карты системы «МИР» с чипом для бесконтактной оплаты производства российской компании «Микрон». Оценки ведущих специалистов, да и простых пользователей, говорят о том, что эти карты ни в чем не уступают картам с чип-модулями зарубежных аналогов и, более того, повышают технологическую безопасность российской финансовой системы.

Такие примеры наглядно демонстрируют потенциальные возможности России и позволяют делать в должной степени оптимистичные прогнозы. Даже международные критики называют ее самодостаточной страной, имея в виду не только богатейшие природные ресурсы.

 

Источники и литература

  1. Официальный сайт Президента Российской Федерации // www.kremlin.ru
  2. Официальный сайт Правительства Российской Федерации // www.government.ru
  3. Официальный сайт Министерства цифрового развития и массовых коммуникаций Российской Федерации // www.digital.gov.ru
  4. Официальный сайт Петербургского международного экономического форума // www.forumspb.com
  5. Указ Президента Российской Федерации №166 от 30 марта 2022 г. «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
  6. Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 г. №83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации».