Выступление на Международной конференции по информационной безопасности «Kuban CSC - 2022», 13-14 октября 2022 г., г. Сочи.

Уважаемые коллеги!

Вызовы и угрозы нарастают, становятся более изощренными и массированными, затрагивают все сферы жизнедеятельности.

Основные угрозы вполне конкретно сформулированы в Основах государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности, утвержденных 12 апреля 2021 года Указом Президента Российской Федерации №213.

Эти угрозы связаны с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в военно-политической и иных сферах в целях подрыва (ущемления) суверенитета, нарушения территориальной целостности государств, осуществления в глобальном информационном пространстве иных действий, препятствующих поддержанию международного мира, безопасности и стабильности.

Угрозы несет и использование ИКТ в террористических целях, в том числе для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников.

Как показывают события последних лет, не менее опасным является использование информационно-коммуникационных технологий в экстремистских целях, а также для вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Серьезной угрозой международной информационной безопасности стало использование ИКТ в преступных целях, в том числе для совершения преступлений в сфере компьютерной информации, а также для совершения различных видов мошенничества. Эта угроза особенно отчетливо проявилась в период пандемии.

События последних лет свидетельствуют о прогрессирующей угрозе использования информационно-коммуникационных технологий для проведения компьютерных атак на информационные ресурсы государств, в том числе на критическую информационную инфраструктуру.

На фоне этих угроз, ставших уже традиционными, в упомянутых Основах государственной политики впервые указано на угрозу использования отдельными государствами технологического доминирования в глобальном информационном пространстве для монополизации рынка ИКТ, ограничения доступа других государств к передовым информационно-коммуникационным технологиям, а также для усиления их технологической зависимости от доминирующих в сфере информатизации государств и информационного неравенства.

Сегодня эта угроза, по сути, отражает сущность проводимой странами Запада политики неоколониализма в информационной сфере в отношении суверенных развивающихся государств.

Наряду с уже перечисленными новые угрозы информационной безопасности России, которые мы вправе также рассматривать в качестве угроз международной информационной безопасности, отражены в обновленной Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года №400.

В этом ключевом документе стратегического планирования отмечается, что быстрое развитие ИКТ сопровождается повышением вероятности возникновения угроз безопасности гражданам, обществу и государству. В документе указаны 11 основных угроз. Особое внимание необходимо обратить на следующие из них.

Прежде всего, это расширение использования ИКТ для вмешательства во внутренние дела государств, подрыва их суверенитета и нарушения территориальной целостности, что представляет угрозу международному миру и безопасности. Примеров такого использования информационно-коммуникационных технологий достаточно. Это так называемые «цветные революции».

Сегодня мы сталкиваемся с резким увеличением количества компьютерных атак на российские информационные ресурсы, большая часть которых осуществляется с территорий иностранных государств. В последнее время число таких атак стало беспрецедентно большим. И, как следствие, большая, порой запредельная нагрузка ложится на специалистов информационной безопасности, среди них и участники конференции.

Очевидно, что одной из серьезных политических угроз является противодействие инициативам России в области обеспечения международной информационной безопасности со стороны иностранных государств, стремящихся доминировать в глобальном информационном пространстве. Страны Запада делают все возможное, чтобы на площадке ООН поставить «барьеры» российским подходам, которые разделяют многие страны мира. Зачастую для этого используется откровенное давление на наших партнеров.

В последнее время мы наблюдаем активизацию деятельности спецслужб иностранных государств по проведению разведывательных и иных операций в российском информационном пространстве.

Вооруженными силами таких государств отрабатываются действия по выведению из строя объектов российской критической информационной инфраструктуры и инфраструктур других стран.

Распространяется недостоверная информация, в том числе заведомо ложные сообщения об угрозах совершения террористических актов, чтобы дестабилизировать общественно-политическую ситуацию не только в Российской Федерации, но и в других суверенных государствах.

В сети Интернет продолжают размещаться материалы террористических и экстремистских организаций, призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в незаконных массовых мероприятиях, совершению самоубийств, пропагандируется криминальный образ жизни, потребление наркотических средств и психотропных веществ, размещается иная противоправная информация в целях деструктивного воздействия, прежде всего на молодежь.

Угрозой международной информационной безопасности все отчетливее становится стремление транснациональных корпораций закрепить свое монопольное положение в сети Интернет и контролировать все информационные ресурсы за счет введения этими корпорациями (при отсутствии законных оснований и вопреки нормам международного права) цензуры и блокировки альтернативных интернет-платформ.

Сегодня пользователям Интернета по политическим причинам навязывается искаженный взгляд на исторические факты, события, происходящие как в России, так и мире.

Как отметил Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш, считающий одной из главных угроз, одним из «четырех всадников Апокалипсиса» темную сторону цифрового мира, «новые технологии все чаще используют для распространения лжи и разжигания ненависти…».

Серьезной угрозой международной информационной безопасности остается анонимность, которая обеспечивается за счет использования ИКТ, чтобы облегчить совершение преступлений, расширение возможностей для легализации доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, распространение наркотических средств и психотропных веществ.

Безусловно, в качестве угрозы необходимо рассматривать повышение уязвимости российских информационных ресурсов, включая объекты критической информационной инфраструктуры, к воздействию из-за рубежа вследствие использования в нашей стране иностранных информационных технологий и телекоммуникационного оборудования.

На этом направлении уже принят комплекс мер, и эта работа будет продолжена.

Уважаемые коллеги!

Список перечисленных угроз международной информационной безопасности не является исчерпывающим.

Круг их постоянно растет пропорционально расширению возможностей использования ИКТ в деструктивных целях.

Поэтому противодействие нарастающим вызовам и угрозам, построение безопасной ИКТ-среды становятся сегодня для каждого суверенного государства задачей номер один.

Благодарю за внимание.