Арктика после почти трех десятилетий конструктивного сотрудничества России с приполярными государствами НАТО в этом регионе возвращается к временам жесткого противоборства. По мере повышения доступности Арктики для судоходства и расширяющихся возможностей эксплуатации ее богатых ресурсов вследствие ускорения таяния льдов из-за изменения глобального климата в столицах ведущих держав Североатлантического союза неудержимо растет неуемный аппетит к установлению господства над всем Заполярьем. Стремясь застолбить на всем арктическом пространстве ведущую роль, натовцы наращивают свою военную активность и наступательный потенциал, создавая реальную угрозу безопасности и национальным интересам России в регионе, где ей принадлежит львиная часть, по признанию даже западных экспертов.

Эволюция подходов альянса к Заполярью

В период холодной войны Крайний Север занимал центральное место в стратегии и операциях НАТО. И даже после ее приостановки регион продолжал считаться натовцами важным для них стратегическим районом мира. Объявленный в 1990-х годах переход альянса к глобальному подходу в вопросах безопасности, концептуально закрепленный в Стратегии НАТО 1999 года, по сути предусматривал возможность постепенного расширения зоны ответственности НАТО за счет включения в нее Заполярья и активизации ее военной деятельности на этом пространстве. Правда, в те годы натовцы еще допускали возможность решать некоторые вопросы безопасности в регионе на основе сотрудничества с Россией. Именно тогда, в 1996 году, они пошли на создание совместно с Россией Арктического совета (АС), на который возложена роль координатора совместных действий участников по сохранению Крайнего Севера зоной мирного взаимодействия и взаимовыгодной кооперации. Руководство альянса заверяло Москву, что НАТО не намерена устанавливать постоянное присутствие в Арктике. Об этом, в частности, заявил генеральный секретарь НАТО А.Ф.Расмуссен в ходе своего визита в Москву в 2010 году. На самом деле в тот период в качестве главного приоритета НАТО фигурировало освоение пространства бывшего СССР и социалистического лагеря в Восточной Европе, а Арктика была отодвинута на второй план.

Внимание стратегов Брюсселя и ведущих держав альянса к региону стало постепенно меняться к концу первого десятилетия нынешнего века после возвращения России в круг ведущих глобальных игроков и возобновления ею активного экономического развития своих северных территорий, а также начавшегося укрепления оборонительных рубежей в нем. И лишь сохраняющиеся противоречия между приполярными странами - членами альянса по вопросу разделения арктических территорий, а также претендентами на свою долю контроля над Арктикой из числа натовских государств, находящихся вне арктической зоны, притормаживали настойчивые требования США и их ближайших союзников о разработке комплексной стратегии НАТО в регионе. В частности, против прямой вовлеченности НАТО в арктические дела упорно выступало политическое руководство Канады, считавшее, что Заполярье должно оставаться зоной национальных действий, и поэтому до последнего времени блокировало упоминание Арктики в концептуальных документах НАТО.

По этой причине в Стратегической концепции альянса 2010 года Арктика вообще не упоминалась в качестве вызовов, стоявших перед НАТО. В ней лишь подчеркивалась готовность блока активно задействовать соответствующий набор политических и военных инструментов в целях защиты ключевых элементов энергетической инфраструктуры, транзитных зон и маршрутов1.

Поворот на 180 градусов в подходах НАТО к Арктике наметился к концу второго десятилетия нынешнего века. Так, в декларации саммита НАТО, одобренной в Брюсселе в июле 2018 года, было заявлено о принятии стратегических планов действий в морях, включая Северную Атлантику. В частности, указывалось, что альянс намерен с помощью расширенных программ учений укрепить коллективные боевые навыки в таких ключевых областях, как противолодочные и десантные операции, а также защита морских линий коммуникаций в Северной Атлантике. В этих целях было одобрено решение о формировании новой структурной единицы военного механизма блока - Атлантико-арктического командования в Норфолке (США)2. Со своей стороны Пентагон воссоздал расформированный в начале 2000-х годов Второй флот ВМС США, в зону боевого дежурства которого включены Северная Атлантика и Баренцево море.

Кроме того, натовцы достигли консенсуса в отношении необходимости усиления военной активности в целях сдерживания России, ставшего базовой основой коалиционного подхода к решению проблем европейской безопасности.

А уже в итоговом коммюнике саммита НАТО в Брюсселе в 2021 году Крайний Север упомянут как важное геостратегическое пространство для блока. С учетом этого в докладе группы, созданной генеральным секретарем НАТО для оценки деятельности альянса на период до 2030 года, говорится о необходимости повышать изучение быстро меняющейся ситуации на Крайнем Севере и обновить Морскую стратегию блока 2011 года из-за возникших новых угроз трансатлантическим коммуникациям. Предложено также разработать стратегию более широкого сдерживания и обороны региона, которая должна учитывать чувствительные для арктических государств альянса интересы, включая планы обеспечения свободы судоходства на Крайнем Севере и в примыкающих к нему морях и принятия ответных мер в отношении агрессивных действий других государств3.

Следуя рекомендациям упомянутого доклада, в обновленной Стратегической концепции НАТО, принятой саммитом альянса в Мадриде в конце июня 2022 года, Российская Федерация признана самой значительной и прямой угрозой миру и безопасности союзников по НАТО и стабильности в Евроатлантическом регионе. Дескать, ее способность помешать укреплению военного присутствия альянса и свободе навигации союзников на Крайнем Севере и в Северной Атлантике является стратегическим вызовом для альянса.

В этой связи в качестве ключевых задач в области обороны и сдерживания в документе заявлена необходимость обеспечения морской безопасности, укрепления позиций и ситуационного анализа морского пространства в целях предотвращения и защиты от всех угроз, поддержания свободы навигации, безопасности торговых путей и линий коммуникаций блока в нем. Причем в НАТО не скрывают, что под свободой навигации и безопасности торговых путей подразумевается беспрепятственное мореплавание и полеты натовской авиации, в том числе и в территориальном пространстве России в Арктике. С учетом этого НАТО намерена обеспечить значительное присутствие на Севере на земле, море и в воздухе, включая наращивание средств интегрированной воздушной и ракетной обороны. Кроме того, альянс готов взять на себя ведущую роль даже в области изменения климата на планете, в том числе, разумеется, и в Арктике, и анализе его влияния на оборону и безопасность4.

В 2022 году натовцы также резко ужесточили свою антироссийскую позицию в регионе под предлогом реакции на специальную военную операцию России на Украине. 3 марта страны альянса, входящие в Арктический совет, обнародовали совместное заявление об отказе направлять своих представителей на официальные мероприятия Совета, в котором на период 2021-2023 годов председательствует Россия, и о временной приостановке своего участия в деятельности его рабочих органов. Не скрывается, что целью замораживания участия этих стран в работе такой важной организации является желание изолировать и наказать Россию «за агрессию», но не роспуск АС. Расчет делается на том, что Россия по своей воле уйдет из Совета, в котором после вступления Швеции и Финляндии в НАТО она столкнется с полным доминированием в нем семи членов блока.

К разработке концептуального документа об усилении присутствия НАТО в регионе подключены влиятельные мозговые центры Запада. Так, по заказу Минобороны Норвегии американская «Рэнд корпорейшн» подготовила доклад «Об укреплении сдерживания и обороны северного фланга НАТО», в котором на основе проведенных консультаций с сотрудниками альянса сформулированы оценка ситуации в регионе и рекомендации в отношении совершенствования военно-политического планирования и разработки коллективной арктической стратегии альянса. Как отмечается в докладе, Россия, особенно корабли ее Северного флота, оснащенные крылатыми ракетами «Калибр», рассматривается как главный источник угрозы операциям и трансатлантическим коммуникациям НАТО в Северной Атлантике и Норвежском море5.

В оценке же арктической политики Китая в НАТО сохраняются заметные разногласия. В то время как США рассматривают действия Пекина в регионе как прямую угрозу безопасности всему Западу, европейские союзники склонны на данном этапе считать Китай лишь потенциальным экономическим конкурентом на этом пространстве.

Расхождения между союзниками просматриваются и в оценке того, как быстро нынешние негативные тенденции обретут реальную угрозу для Запада.

С учетом упомянутых факторов рекомендации Брюсселю на примере Норвегии включают следующие меры. Во-первых, отмечена необходимость укрепления сил сдерживания на северном фланге альянса, повышения защиты размещенных там военных баз и соединений блока от воздушно-ракетных угроз, активизации подготовки к проведению киберопераций и атакующих действий из космоса, а также применению средств радиоэлектронной борьбы. Во-вторых, требуется усиление готовности к принятию на территориях государств-членов подкреплений альянса и создания для этого запасов оборудования, военной техники и средств обеспечения. И в-третьих, следует повышать риски безопасности для противников союза путем размещения вблизи их границ атакующих систем вооружений, включая ракеты дальнего действия.

Однако в отличие от американцев, аналитики альянса в Европе, ссылаясь на столкновение амбиций в подходах государств - членов альянса к региону, полагают, что с вовлеченностью НАТО в дела региона не следует спешить. По их мнению, начинать надо с малых шагов, например с создания в альянсе Рабочей группы по Арктике, которая занялась бы изучением оценки роли и подхода блока к региону и разработкой концепции политики и возможных операций в регионе по реагированию на возникающие вызовы безопасности.

Отмечая также важность сохранения Арктики в качестве зоны «пониженной напряженности», они обращают внимание на необходимость возобновления диалога с Россией по вопросам военной безопасности. Причем, с их точки зрения, такой обмен мнениями должен вестись не в рамках Совета Россия - НАТО, а в ином формате, например на «круглом столе» военных представителей по арктической безопасности, созданном западниками в 2011 году6. В свою очередь, эксперт лондонского Международного института стратегических исследований (МИСИ) предлагает создать новую расширенную архитектуру диалога по вопросам безопасности в Арктике с участием ЕС, НАТО, России и Китая с целью понижения давления на регион из-за глобального геополитического противоборства7.

Необходимость резкого повышения военно-политической и экономической активности в Брюсселе и Вашингтоне объясняют также значительным отставанием западных арктических государств от России в такой важнейшей для Арктики сфере, как ледоколостроение, по эксплуатации ее ресурсов и по другим направлениям. Данную проблему Брюссель планирует решать путем консолидации ресурсов и усилий по наращиванию коллективного военно-экономического потенциала блока в регионе. В военной сфере это укрепление состава постоянных групп объединенных военно-морских сил НАТО для их активного применения на Крайнем Севере, создание объединенной системы ПВО и увеличение интенсивности проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки объединенных вооруженных сил альянса в Арктике. Особое значение придается вопросам патрулирования воздушного и морского пространства Северной Атлантики силами и средствами объединенных ВВС и ВМС НАТО, организации полетов самолетов стратегической авиации США, а также проведению военных маневров на территории Норвегии в Северной Атлантике с участием подразделений вооруженных сил практически всех стран - членов альянса8.

Согласно информации российского военного ведомства, за последнее время действительно возросли интенсивность и насыщенность военной техникой учений Североатлантического блока, их количество увеличилось на 17%, а разведдеятельность возросла на 15%9. Так, например, осенью 2018 года натовцы провели на севере Европы крупнейшие за последнее время учения «Единый трезубец - 2018» («Trident Juncture-2018») с участием подразделений сухопутных, военно-морских сил и ВВС из 31 страны. В учениях было задействовано порядка 50 тыс. военнослужащих, 250 единиц авиационной техники и 65 кораблей стран блока, а также Швеции и Финляндии. Район учений охватил центральные и восточные части Норвегии и прилегающие к ним акватории Северной Атлантики и Балтийского моря, а также воздушное пространство Исландии, Финляндии и Швеции.

Одновременно с этими учениями проводилось еще пять коалиционных мероприятий оперативно-боевой подготовки, в связи с чем общая численность войск НАТО вблизи границ России в период маневров достигала 80 тыс. человек10. А проведенные на территории Норвегии в марте 2022 года масштабные учения НАТО «Холодный ответ - 2022» («Cold Response-2022»), в которых были задействованы 50 кораблей, 200 самолетов и 35 тыс. военнослужащих 27 стран - членов НАТО и государств-партнеров, заранее афишировались Генеральным штабом ВС королевства как чуть ли ни самые крупные военные маневры НАТО в Арктике со времен холодной войны в 1980-х годах11.

О неординарном агрессивном характере этих учений свидетельствовали также факты участия в них американского авианосца «Гарри Трумэн» и британского «Принц Уэльский», а также четырех американских самолетов так называемого «Судного дня», которые, по замыслу Вашингтона, должны были продемонстрировать готовность НАТО применить в случае необходимости ядерное оружие.

Учитывая столь отчетливую антироссийскую направленность этих маневров альянса и чтобы остудить пыл натовской военщины, Россия вынуждена была провести в тот же период собственные, достаточно внушительные военные учения в северных водах Атлантики, Охотском и Северном морях, в которых было задействовано 140 кораблей, более 60 самолетов и 10 тыс. военнослужащих.

Явно провокационный характер имел также заход в Баренцево море в начале мая 2020 года ударной группы НАТО в составе трех эсминцев ВМС США типа «Арли Берк» при поддержке британского фрегата «Кент» под предлогом «обеспечения безопасности торговли и свободы судоходства». На самом же деле целью операции было проверить реакцию Москвы на появление корабельной группировки НАТО в акватории оперативной ответственности Северного флота РФ.

Активность ведущих держав и приполярных государств блока

В отсутствие в данный момент коллективной арктической стратегии альянса ведущие государства НАТО активно разрабатывают национальные стратегии или концепции, касающиеся региона. Причем их подходы к Заполярью в первую очередь нацелены на обеспечение собственных геополитических и экономических интересов на этом пространстве.

О приоритете национальных интересов в позициях государств - членов НАТО к проблематике Крайнего Севера отчетливо свидетельствуют долговременные территориальные разногласия между США и другими приполярными странами - Канадой и Данией. Так, Соединенные Штаты и Канада одновременно предъявляют права на контроль над Морем Бофорта, а США настаивают на свободе прохода своих судов через Северо-Западный проход (СЗП), (Northwest Passage) - морской путь через Канадский Арктический архипелаг, собственный суверенитет над которым отстаивает Оттава. В свою очередь, Дания, Канада и Норвегия оспаривают права на Восточный остров (другое название - остров Ганса). Оттава также недовольна претензиями Великобритании на свободу судоходства и эксплуатацию ресурсов в морском пространстве, омывающем Канаду.

Наиболее напористой позиции по вопросам суверенитета над арктическими территориями придерживаются США, рассматривающие в числе своих главных национальных приоритетов обеспечение свободы судоходства и воздушных полетов не только через СЗП, но и российский Северный морской путь (СМП).

Агрессивность американской политики в регионе резко возросла при администрации Д.Трампа. На заседании Арктического совета в 2019 году тогдашний госсекретарь США М.Помпео даже открыто обвинил Канаду в незаконных претензиях на суверенитет над СЗП, в очередной раз подтвердив, что США считают его международными водами. Причем США не ограничиваются критикой позиции Канады в этом вопросе, а намереваются проводить там «операции по свободе мореплавания», несмотря на возражения Оттавы12. Реакция канадцев на это заявление последовала незамедлительно. Представитель МИД страны, признав, что у Канады и США сохраняются противоположные взгляды в отношении статуса СЗП, вновь подтвердил, что этот проход - часть внутренних вод Канады13.

А в августе 2019 года бурю страстей в Дании вызвало неожиданное заявление Президента США Д.Трампа о намерении купить у нее остров Гренландия. Наряду с военно-политическими выгодами такой сделки для США очевидна также серьезная экономическая подоплека, поскольку недра Гренландии богаты полезными ископаемыми, особенно редкоземельными металлами. Негативная реакция датчан на подобную идею вызвала раздражение главы Белого дома, который внезапно отменил готовившийся в начале сентября 2019 года визит в страну, предупредив при этом, что вопрос о приобретении Гренландии не снимается с повестки.

США выступают также и застрельщиком милитаристских замыслов и провокационных действий стран НАТО против России в регионе. Реализовав к концу первого десятилетия XXI века свой план расширения НАТО за счет включения в альянс государств Восточной Европы и Балтии, Вашингтон приступил к формулированию новой политики США и НАТО в Арктическом регионе. По замыслу американских стратегов обеспечение господства в нем США позволит замкнуть полукруг окружения России с Севера.

Для начала в январе 2009 года администрацией Президента Дж.Буша была издана президентская директива об обновленном курсе США в Арктике. В документе сформулировались ключевые задачи страны в арктической зоне, которые включали в себя укрепление сил стратегического сдерживания, в том числе усиление созданных там систем противоракетной обороны и раннего предупреждения о ракетных пусках, поддержание глобальной мобильности войск в целях проецирования американского суверенитета над морями в Арктике, а также увеличение военно-морского присутствия и проведение операций ВМС по обеспечению безопасности, свободы использования морского пространства для действий ВМС и ВВС14.

В дальнейшем в целях активизации политики безопасности США в Арктическом регионе были приняты следующие знаковые решения Вашингтона. 10 мая 2013 года администрация Президента Обамы издала документ под названием «Национальная стратегия для Арктического региона», на основе которого Пентагон повысил внимание к вопросам планирования и ведения в нем военных операций. Ставка на силовое освоение Арктики была подтверждена также в обновленных в апреле 2019 года Арктической стратегии Министерства обороны США и Стратегическом плане ВМС США, утвержденных в декабре 2020 года. Эти документы носят не только конфронтационный заряд по отношению к России, но в них задан стратегический курс на достижение тотального превосходства США над любым потенциальным противником, в том числе и за счет существенного повышения роли ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности.

Так, согласно документу МО, интересы США в регионе включают поддержание гибкости вооруженных сил в целях проецирования глобальной мощи, в том числе путем обеспечения свободы судоходства и полетов авиации, а также ограничения способности Китая и России в продвижении своих стратегических целей. США также намерены оспаривать «чрезмерные» претензии других государств в Арктике в интересах сохранения международного порядка на основе (читай - исключительно американских) правил15.

Основными вызовами для национальной безопасности США в Заполярье названы прежде всего увеличение российского военного присутствия в регионе, в том числе принятые нашей страной меры по регулированию судоходства по Северному морскому пути (СМП) в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, а также действия в нем КНР. США, провозглашается в документе, должны быть способны совместно с союзниками и партнерами сдержать и, если необходимо, нанести поражение агрессии великих держав. С учетом этого МО США намерено добиваться от союзников и партнеров укрепления коллективных сил сдерживания и способности реагирования на возникающие в Арктике вызовы.

Практические действия США в регионе по реализации Арктической стратегии на предстоящие два десятилетия сформулированы в опубликованном Военно-морским министерством США в январе 2021 года Стратегическом плане «Голубая Арктика». Согласно документу, американские ВМС должны действовать более решительно в Арктическом регионе, чтобы обеспечить превосходство США в интересах обеспечения защиты своей территории, сохранения арктических морей отрытыми и свободными и сдерживания неприемлемого поведения и агрессии. Скорее лишь для проформы сказано, «не подрывая при этом доверия и не вызывая конфликт»16. В этих целях США, говорится в документе, увеличат свое участие в региональных учениях и операциях во всех районах Арктики, демонстрируя решимость защищать регион, союзников и партнеров. Конкуренты, пытающиеся разрушить международный порядок, основанный на правилах, столкнутся с твердой решимостью ВМС союзных государств.

Опираясь на положения документа, министр ВМС США К.Брейтуэйт в телефонном интервью американскому изданию «Breaking Defense» заявил 5 января 2021 года, что ВМС США начнут проводить регулярное патрулирование у российских берегов в Арктике, чтобы препятствовать наступлению Москвы на Крайнем Севере, при этом будут действовать более последовательно и жестко. В этих целях Вашингтон решил арендовать ледоколы у своих союзников, так как США имеют лишь несколько устаревших таких судов.

Наблюдаемый рост агрессивности политики США на Крайнем Севере убедительно свидетельствует о том, что под прикрытием противодействия искусственно раздутым российской и китайской угрозам Вашингтон намерен решать с позиции силы задачи установления собственного единоличного контроля над ресурсами и транспортными путями в Арктическом регионе.

В стремлении не потерять долю контроля над арктическим пространством ведущие европейские союзники США активизируют свою политику и военную активность в нем. Энергетический кризис, возникший в этих странах по глупости их руководства, отказавшегося от выгодных поставок российского газа и нефти, вынуждает их лихорадочно искать альтернативные источники компенсирования потерянных энергоресурсов, обеспечивающих функционирование их экономики. В этой связи заметно растет их интерес к значительным ресурсам газа и нефти на шельфе северных морей.

В последнее время резко повысила внимание и военную активность в Арктической зоне Великобритания, рассматривающая ее в качестве важного направления своей политики по реализации концепции «Глобальной Британии». Именно под таким углом Лондоном подается разработанная Министерством обороны Великобритании в 2019 году военная арктическая стратегия Великобритании. Раскрывая ее суть, тогдашний министр обороны Великобритании Г.Уильямсон заявил, что Лондон приступает к усилению военного присутствия в регионе, чтобы защитить «северный фланг» НАТО от РФ.

В этих целях, по его словам, Великобританией разработана десятилетняя арктическая программа, предусматривающая значительную интенсификацию проводимых в регионе учений. Министр также анонсировал, что с 2020 года для сдерживания активности российских подлодок регион будут патрулировать новые противолодочные самолеты Boeing P-8А Poseidon, которые намерены совершать разведывательные полеты над Крайним Севером и Северной Атлантикой17. Лондоном совместно с союзниками по НАТО предпринимаются меры по восстановлению боевого дежурства на линии противолодочной обороны в Северной Атлантике - между Гренландией, Исландией и Великобританией (так называемый Фареро-Исландский рубеж). Эта зона рассматривается натовцами как наиболее уязвимое место альянса в регионе.

Стремится не отстать от своего соседа в арктических делах и Франция. В докладе Министерства вооруженных сил Франции, опубликованном в 2019 году, обоснована стратегическая важность французского военного присутствия в Арктике. В документе сказано, что с 2015 года Франция увеличила в четыре раза свое военное присутствие в арктической зоне, активизировав там свое воздушное и морское патрулирование и расширив участие в военных учениях натовских стран. В качестве особого достижения выделено прохождение через СМП в сентябре 2018 года французского военного судна «Рона» в целях сбора информации о российской инфраструктуре в Арктической зоне в интересах военно-морского сотрудничества с США, Канадой, Норвегией и Данией18.

Повышает свое внимание к Арктике и Германия. В принятом Берлином в 2019 году концептуальном документе «Принципы арктической политики» признана необходимость более интенсивного участия ЕС и НАТО в укреплении безопасности в регионе и предпринимаются шаги по модернизации национальных сил морского патрулирования путем приобретения пяти самолетов Боинг P-8A Poseidon19.

Из приполярных стран НАТО наряду с США наибольшую часть Арктики контролирует Канада. До последнего времени Оттава проявляла определенную осторожность в вопросе наращивания мероприятий оперативно-боевой подготовки НАТО в Арктической зоне, опасаясь усиления влияния в регионе стран - членов альянса, не являющихся арктическими державами (в первую очередь Великобритании) и не желая провоцировать российскую сторону. Эксперты американского фонда «Наследие» отмечали, что именно Канада не допустила, чтобы Арктика была упомянута в доктринальных документах НАТО - Стратегической концепции (2010 г.) и Чикагской декларации (2012 г.). Правда, в обновленной редакции оборонной политики Канады, принятой в июне 2017 года, содержится небольшой параграф, свидетельствующий о заметном изменении подобного подхода20.

В сентябре 2019 года правительством страны опубликована обновленная версия канадской арктической стратегии, заменившая Северную стратегию 2009 года, и Заявление о внешней политике Канады в Арктике 2010 года. В Оттаве подчеркнули, что новый документ нацелен на определение и реализацию общенациональных задач на период до 2030 года. В нем указано, что военная значимость Арктики возрастает и Канада намерена защищать Северную Америку от традиционных и передовых военных угроз. И хотя в документе источники этих угроз не названы, о его антироссийском характере поведал начальник генштаба ВС Канады Дж.Вэнс. В интервью канадской газете «Globe and Mail» он заявил, что Россия с военной точки зрения остается главной угрозой для Канады в силу того, что она активно наращивает военную группировку в Арктике, и призвал к разработке «большой стратегии» против России. Именно с учетом этого, по его словам, США и Канада модернизируют системы предупреждения о воздушно-космическом нападении, находящиеся в составе командования воздушно-космической обороны Северной Америки НОРАД. На эти цели канадским Минобороны выделены 5 млрд долларов.

Весьма ценным форпостом НАТО и США в Арктике и напористым европейским игроком в делах региона является Норвегия. Руководство страны настойчиво лоббирует повышение роли Арктики в военно-политических планах Североатлантического союза и выступает одним из активных инициаторов разработки коалиционной арктической стратегии. Осло по указке Вашингтона предприняло заметные усилия по созданию особой зоны безопасности в регионе, получившей название «мини-НАТО», с участием пяти северных стран - Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Стратегической целью этого регионального новообразования эксперты называют ограничение военного влияния России в Арктике.

Особого внимания заслуживает использование военными кругами США норвежской территории для наращивания американского передового базирования и создания соответствующей инфраструктуры. С 2017 года в стране на ротационной основе размещается подразделение Корпуса морской пехоты США. А в районе Вардё, в непосредственной близости от границ с Россией, размещена РЛС ПРО США «Глобус-2», которая используется Пентагоном для слежения за пусками межконтинентальных ракет РФ с космодрома Плесецк.

Одним из первых военно-политических решений администрации Президента США Дж.Байдена стало развертывание стратегической авиации на норвежской территории вблизи границы России. В конце февраля 2021 года Пентагон перебросил на норвежскую авиабазу Орланд четыре стратегических бомбардировщика B-1B «Lancer», несущих 24 высокоточные крылатые ракеты AGM-158 JASSM. Цель этой акции - взять под прицел Северный флот России, усилить скандинавский фланг НАТО и обозначить военное присутствие в Арктике.

В свою очередь, ВМС США ведут переговоры с норвежским правительством о размещении атомных подводных лодок класса «Сивулф» на базе Олавсверн близ города Тромсе. В случае положительного решения Пентагон получит возможность постоянно отслеживать действия подводных лодок российского Северного флота.

Таким образом, у северных рубежей России сосредотачиваются американские ударные воздушные и морская группировки, оснащенные высокоточными крылатыми ракетами, открывающие возможность для США, в случае возникновения вооруженного конфликта с Россией, наносить удары по ее важнейшим северным объектам.

В связи с наблюдаемой милитаризацией территории Норвегии 19 января 2021 года министр иностранных дел РФ С.В.Лавров на переговорах с главой внешнеполитического ведомства королевства И.Э.Сёрейде предупредил, что военная активность Осло, а также и превращение Норвегии в плацдарм для вхождения НАТО в Арктику и продвижение инфраструктуры НАТО к российским границам могут негативно повлиять на Арктический регион. Российский министр призвал Норвегию к диалогу и урегулированию озабоченности российской стороны по поводу соблюдения обязательств по Договору о Шпицбергене от 1920 года.

Важным игроком в Арктическом регионе является и Дания, что объясняется прежде всего наличием в составе датского королевства Гренландии и Фарерских островов. С 1953 года США эксплуатируют военно-воздушную базу Туле в Северной Гренландии, которая нынче приобрела особую важность для противоракетной обороны США. Тем самым Королевство Дания вовлекается в нарастающее глобальное противоборство между США и Россией.

Серьезной эскалацией напряженности и подрывом стабильности в регионе грозит запущенный в мае 2022 года под давлением НАТО процесс вступления в Североатлантический союз Швеции и Финляндии, поправших собственные государственные и международные обязательства сохранять нейтралитет и неприсоединение к военным союзам. Цель НАТО очевидна - превратить Скандинавию в еще один форпост для военного давления на Россию, а также повысить свое реноме в делах Арктики.

В свою очередь, став полноправными членами блока, упомянутые страны окончательно потеряют свою внешнеполитическую самостоятельность и превратятся в активных соучастников интенсивных усилий альянса по милитаризации арктического пространства и подготовке потенциальной военной агрессии против России, которая в случае возникновения полномасштабного вооруженного конфликта с НАТО способна привести к полному уничтожению альянса. Россия, как указано в заявлении МИД РФ, вынуждена будет предпринять ответные шаги как военно-технического, так и иного характера в целях купирования возникающих в этой связи угроз ее национальной безопасности21.

 

Арктический регион вступает в фазу все более жесткого военного противостояния и острой экономической, технологической и политической конкуренции НАТО, в особенности США, с Россией и Китаем, что, безусловно, негативно сказывается на поддержании стабильности региона и продолжении взаимовыгодного сотрудничества в использовании его природных богатств и расширяющихся возможностей для международной торговли. Возрастающая геостратегическая и экономическая значимость Арктики стимулирует государства - члены НАТО к установлению единоличной гегемонии над всем этим пространством, вытеснению из него России, а также сдерживанию доступа туда Китая. В этих целях ими реализуются планы расширения военного и экономического присутствия там, наращивания собственного и коллективного военного потенциала и политико-дипломатической деятельности по продвижению геополитических установок НАТО по установлению контроля над всем этим стратегически важным регионом.

Их замыслы ущемления интересов России и КНР чреваты усилением напряженности, а в перспективе и возникновением жесткой конфронтации между ключевыми игроками - Россией, Соединенными Штатами и Китаем. В этом случае военно-политические риски в Арктике для всех заинтересованных государств будут возрастать.

Россия не заинтересована в эскалации напряженности и тем более в возникновении военного конфликта в Арктике, поэтому она последовательно выступает за возобновление широкого взаимовыгодного сотрудничества в Арктике, в том числе за диалог с Западом по предотвращению милитаризации региона и за совместную эксплуатацию его ресурсов.

Затянувшиеся же разногласия между натовцами по вопросам суверенитета над морями и островами в Арктическом регионе, а также в отношении роли НАТО в этой зоне представляют для России определенное окно возможностей для продолжения продуктивных дипломатических усилий по налаживанию взаимодействия с отдельными арктическими странами - членами альянса по поиску взаимоприемлемых путей решения накопившихся проблем в Арктике.

 

 

1https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_68580.htm?selectedLocale=ru

2https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_156624.htm?selectedLocale=ru

3https://www.nato.int-Reflection-Group-Final-Report-uni.pdf

4https://www.nato.int/strategic-concept/

5www.rand.org/t/RR4381

6http://www.ndc.nato.int/news/news.php?icode=1340

7https://www.iiss.org/blogs/research-paper/2021/12/security-and-the-arctic-navigating-between-cooperation-and-competition

8Кучинская М. Арктика в фокусе внимания США и НАТО и интересы безопасности России. Проблемы национальной безопасности. 2020. №1 (58). С. 74.

9Цит. по: Федоров Е. Северный морской путь: льды тают - напряженноcть растет. Военное обозрение. 16 декабря 2020 // topwar.ru

10Ковров С. Учения ОВС НАТО Trident Juncture 2018 // Зарубежное военное обозрение. 2019. №1.

11Тарасов А. Норвегия планирует провести «гигансткие» учения у границ России. 28.01.2021 // https://riafan.ru/1339558-norvegiya-planiruet-...

12Pompeo M. Looking North: Sharpening America’s Arctic Focus. U.S Department of State, May 6, 2019 // https://www.state.gov/loking-north-…

13https://www.ctvnews.ca/canada/pompeo-says-...1.4410426

14https://irp.fas.org/offdocs/nspd/nspd-66.htm

15DoD Arctic Strategy 2019. Report to Congress by the US Department of Defense. June 2019 // media.defense.gov/2019/jun/06/2002141657/-1/-1/2019-DOD-Arctic-Strategy.pdf

16A Strategic Blueprint for the Arctic. Released on January 5, 2021. US Naval Institute // news.usni.org/2021/01/05/new-navy-marinecorps-strategic-blueprint-for-the-arctic

17Цит. по: Селимова Ф. Британия усиливает военное присутствие в Арктике // Независимая газета.18 февраля 2019.

18France and the New Strategic Challenges in the Arctic. Ministry of France for the Armed Forces, 2019 // France+and+New+Strategic+challenges+in+the+Arctic+-+DGRIS_2019(1)pdf

19Childs N. Security and the Arctic: navigating between cooperation and competition. December 2021 // www.iiss.org

20Рыжова А. Арктическая политика либерального правительства Канады // Проблемы национальной безопасности. 2020. №2 (59). С. 157.

21https//www.mid.ru/pressservice/spokesman/official statement/1812971/