Великобритания - некогда крупнейшая колониальная держава, экспансия которой опиралась на эксплуатацию природных ресурсов подконтрольных владений, вывоз их культурного достояния и работорговлю. Политический и экономический динамизм империи требовал наличия сильных морально-нравственных «скреп», что привело к формированию лицемерной идеологии, спаявшей циничное процветание «на костях» угнетенных народов с просвещенческим мессианизмом, тяжелым бременем «белого человека», якобы являющегося источником прогресса для остального мира. В этом сплаве колониализм стал и до сих пор в определенной степени остается фактором национальной гордости, сочетая ощущение собственной расово-этнической исключительности и снисходительного отношения к другим. Из этого понимания проистекает и бытующее среди многих коренных британцев мнение, что требования к ним о покаянии за грехи колониального прошлого, особенно со стороны Индии и Пакистана, несостоятельны, поскольку эти страны пользовались благами цивилизации, демократии и свободной торговли под опекой империи.

Вышесказанное, а также степень влияния колониальных элит внутри страны красноречиво иллюстрирует тот факт, что после отмены рабства в метрополии в 1833 году тогдашнее правительство приняло решение о выплате 20 млн фунтов стерлингов бывшим рабовладельцам и работорговцам в качестве компенсации за потерю доходов от рабского труда. Эта сумма в то время составляла 40% годового бюджета страны, и властям удалось окончательно рассчитаться уже с потомками «пострадавших» рабовладельцев только в 2015 году. К слову, выплаты получили 47 тыс. человек. 

Великобритания утратила роль мировой державы по итогам Второй мировой войны, после чего уже не смогла погасить поднявшуюся на подконтрольных территориях волну национально-освободительных движений, приведшую к принятию в 1960 году Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам с последовавшим за этим парадом суверенитетов. Предвидя, что бывшие владения при поддержке ООН поспешат построить свою государственность, метрополия успела перехватить тренд, постепенно трансформировав империю в Содружество наций.

Процесс деколонизации сопровождался радикальным переформатированием устоявшихся представлений о праве и справедливости: исторической и международно-правовой ответственности бывшей метрополии перед колониями, требований реституций, репараций и извинений. Однако начавшиеся во второй половине XX века наднациональные интеграционные процессы вытеснили вопросы колониального наследия из международной повестки. И лишь благодаря последним общественно-политическим тенденциям, связанным с полиэтничностью и мультикультурализмом, борьбой с привилегиями и социальной иерархией, да и в целом с новыми вызовами традиционным устоям и ценностям, антиколониалистский нарратив вернулся в международный дискурс.

Стоит при этом оговориться, что всколыхнувшее в 2020 году США движение «Жизни чернокожих имеют значение» не привело в Великобритании к острым политико-социальным конфликтам из-за недостаточной актуальности здесь проблемы рабства. Хотя в порядке леволиберальной сознательности в стране все же снесли несколько исторических памятников и переименовали некоторые городские объекты, ассоциирующиеся с колониальным прошлым.

Тем не менее заметно полевевшая повестка придала ускорение исходу стран Карибского бассейна из-под британского влияния. Осенью прошлого года Барбадос вышел из-под эгиды монархии, объявив себя парламентской республикой, не скрывает подобных амбиций и Ямайка. Вслед за ними власти Белиза заявили о создании специальной комиссии для изучения опыта деколонизации своих карибских соседей. Показательными оказались и провальные Карибские туры принца Уильяма с супругой, а также младшего сына королевы принца Эдварда с супругой весной 2022 года. Поездки сопровождались расистскими скандалами (кадры с приветствием принцем Уильямом в адрес ямайских детей через металлическую сетку), масштабными протестами против монархии, требованиями извинений и компенсаций за британские колониальные преступления.

В этом контексте вызывают интерес и события, развивающиеся на Британских Виргинских островах (БВО). В конце апреля 2022 года власти Великобритании заявили о намерении ввести прямое управление на БВО после ареста в США премьер-министра страны Э.Фэйхи по обвинению в торговле наркотиками. Этот шаг был болезненно воспринят в странах Карибского бассейна и назван несовместимым с эволюционными демократическими процессами и положениями Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года. После чего уже в июне министр иностранных дел Великобритании Э.Трасс сдала назад, предоставив чрезвычайному правительству БВО два года на реализацию антикоррупционных реформ на основании предложений комиссии, созданной Лондоном в 2021 году для расследования фактов коррупции, нецелевого расходования госбюджета и наркоторговли на БВО.

На сегодняшний день отсутствуют какие-либо эффективные или универсальные механизмы защиты прав и интересов бывших колоний. С одной стороны, международным правом предусмотрена ответственность государств за военные преступления, акты геноцида и преступления против человечности. С другой, практической стороны, для привлечения государств к международно-правовой ответственности за преступления колониального и постколониального периода, связанные с признанием вины, репатриациями, реституциями, сатисфакцией и увековечиванием памяти со стороны метрополии, необходимо преодолеть высокий судопроизводственный порог (споры о сроке давности, принципе интертемпоральности, международной правосубъектности бывших колоний на момент совершения преступлений и т. д.). В этих обстоятельствах коллективные обращения в национальные суды и работа специальных комиссий на сегодняшний день представляют собой оптимальные юридические инструменты по отстаиванию исторической справедливости.

Здесь важно отметить обнадеживающий судебный прецедент (несмотря на то, что британские власти его таковым не считают) по коллективному иску ветеранов антиколониального кенийского восстания «Мау-Мау», подвергшихся тюремному заключению и жестоким пыткам со стороны британских военных в 1952-1963 годах. В 2009 году при помощи местного адвокатского бюро более 5 тыс. членов общины обратились в Высокий суд Лондона с требованием к британскому правительству признать зверства над 200 тыс. кенийцев и выплатить им 59,75 млн фунтов стерлингов в качестве компенсации. Суд принял иск к рассмотрению, отклонив встречные аргументы ответчика об ответственности государства-преемника (Кении) за совершенные преступления и истечении их срока давности. В 2013 году стороны во внесудебном порядке договорились о выплате истцам компенсаций в размере 19,9 млн фунтов стерлингов и оплате возведения мемориала в Найроби. Помимо этого, тогдашний глава Форин офиса У.Хэйг выразил «искренние сожаления» в связи с имевшими место преступлениями. Примечательно, что последующие аналогичные иски были отклонены со ссылкой на вышеупомянутое истечение срока давности.

В рамках этого же судебного дела также стало известно, что власти позднего периода британской империи во избежание в будущем судебной ответственности систематически уничтожали архивные материалы, доказывающие факты геноцида и иных военных преступлений, что значительно осложняет сегодня работу по оценке масштаба совершенных метрополией преступлений.

Как правило, с учетом массового и длительного по времени характера колониальных преступлений, срока их давности и сложностей сбора доказательной базы бывшие колонии создают специальные национальные комиссии, целью которых является установление факта совершения преступления, тщательный сбор информации и изучение последствий имперского влияния. В среднем такие комиссии функционируют пять лет. В задачу некоторых из них входит также и подача коллективных исков против метрополий. Наиболее заметной была деятельность Африканской комиссии по репарациям, которой в 1999 году удалось привлечь широкое медийное внимание к колониальным преступлениям в Африке после требования к бывшим метрополиям выплатить 777 трлн долларов в качестве компенсации за работорговлю и ограбления.

Здесь справедливо будет заметить, что ранее интерес к теме репараций существенно подстегнула принятая в 1974 году ГА ООН Декларация об установлении нового международного экономического порядка. Ее положения закрепили за государствами, территориями и народами, находящимися под иностранной оккупацией, иностранным и колониальным господством или под гнетом апартеида, право на возмещение и полную компенсацию за эксплуатацию, истощение и ущерб, причиненный их природным и всем другим ресурсам.

Деятельность вышеупомянутых комиссий находится в фокусе внимания Совета по правам человека ООН. К примеру, в представленном в 2021 году Докладе Специального докладчика по вопросу о содействии установлению истины, правосудию, возмещению ущерба и гарантиям недопущения нарушений Ф.Сальвиоли1 их деятельность критикуется за недостаточное внимание к структурному колониальному насилию и системной политической, экономической и культурной изоляции, а также требованиям сатисфакции и увековечивания памяти для восстановления достоинства жертв. Вместо этого, по словам докладчика, комиссии ограничиваются лишь устранением последствий нарушений прав на жизнь и физическую неприкосновенность.

Экспансия Британской империи исторически и географически обширна и строилась главным образом вокруг культурно-религиозной исключительности британцев и высокомерного, прагматичного до цинизма отношения к жителям и ресурсам колоний. Англосаксы не признавали туземцев за людей, воспринимали захваченные земли как сырьевые придатки, отчаянно борясь за их ценные ресурсы вплоть до жесткого подавления любого сопротивления. Именно этими факторами можно объяснить неоправданный масштаб зверств, совершенных британцами в колониальную и постколониальную эпохи.

Великобритания стоит за созданием первых в истории концлагерей. Во время Англо-бурской войны 1899-1902 годов было организовано 45 «лагерей спасения» для белого населения и 64 - для чернокожего. Через них прошли около 200 тыс. мирных жителей, при этом погибли 28 тыс. буров, из которых более 26 тысяч - это женщины и дети до 16 лет. Количество погибших среди чернокожего населения и вовсе неизвестно - статистика их смертей не велась, поскольку британцы не считали их людьми2.

Было также создано 12 концлагерей на Кипре в 1946-1949 годы для сдерживания евреев, пытавшихся бежать из Европы в Палестину. Великобритания вела политику по недопущению роста еврейского населения в подмандатной Палестине. По этой причине в кипрские лагеря были отправлены 52 тыс. евреев, из них 2 тысячи - дети3. Циничности ситуации добавляет тот факт, что на строительство этих лагерей привлекались военнопленные немцы и от евреев их отделял буквально забор. Кроме того, в 1939-1948 годах действовал лагерь недалеко от Хайфы, через который также прошли десятки тысяч евреев. В 1947 году было также организовано два концлагеря около немецкого города Любека. Британцы боролись с незаконной миграцией в Палестину и на море, разворачивая суда с пережившими Холокост евреями назад в Европу (наиболее резонансный случай произошел в 1947 году с направленным обратно в Германию судном «Эксодус 1947» с 4500 евреев  на борту).

В британских подходах к организации концлагерей стоит также отметить следующие особенности:

- высокий процент детей среди заключенных, которых использовали не в качестве рабочей силы, а как заложников с тем, чтобы требовать от их отцов сдаться;

- во время Второй мировой войны и до 1948 года Великобритания размещала военнопленных как на своей территории, так и в Канаде, США и Северной Африке, при этом для использования рабской рабочей силы в обход Женевской конвенции, гарантирующей права военнопленным, британцы изменили их статус на «сдавшийся персонал противника»;

- британцы разрешали другим странам организовывать концлагеря на своей территории (наиболее известные - шесть польских лагерей, действовавших в Шотландии в годы Второй мировой войны).

Значительный пласт колониальных преступлений Великобритании совершался также вследствие политики стравливания и игры на противоречиях религиозных и этнических групп, проживающих на подконтрольных территориях. В частности, проведение британцами искусственных политических границ без учета реального расселения народов заложило основу для большинства нерешенных сегодня территориальных споров и религиозно-этнических конфликтов в странах Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Наиболее показательным примером является раздел Британской Индии в 1947 году на два независимых государства - Индию и Пакистан, который спровоцировал жестокие столкновения между индусами и мусульманами, огромные потоки беженцев и голод, в результате чего погибло около 1 млн мирных жителей, при этом 18 млн человек массово мигрировали, из них почти 4 миллиона пропали без вести4. Из-за неопределенности пограничной линии отношения Индии и Пакистана остаются напряженными до сих пор и периодически переходят в вооруженные конфликты и теракты.

Другой пример: создание в 1921 году на ¾ территории подмандатной Палестины эмирата Трансиордания, далее отторжение в 1946 году от Палестины 8100 км2 в пользу Сирии и последующий уход британцев из региона в 1947 году с оставлением своего военного контингента и вооружения арабским странам, а также эмбарго на поставку в Палестину оружия - все это существенно повлияло на разжигание и ход арабо-израильского конфликта, продолжающегося до сих пор.

Логичным следствием британских подходов к третьим странам являлось и активное вмешательство в их внутренние дела. Во второй половине XVIII века при попытке расширить зону своего влияния и обернуть торговый баланс с Китаем в свою пользу Британская империя наводнила китайский рынок контрабандным опиумом, а затем и вовсе осуществила военное вторжение. Последствия «опиумных войн» оказались разрушительными как для населения, так и для экономики Китая. В потребление опиума были вовлечены миллионы китайцев. Страна фактически потеряла суверенитет, став полуколонией: источником дешевой рабочей силы и ресурсов, а также рынком сбыта для колониальных держав.

К этой же категории преступлений можно отнести операцию «Манна небесная» по вооруженному вторжению британцев в Грецию после ее освобождения от нацистов в 1944-1945 годах. В декабре 1944 года после успешно спровоцированного конфликта между греческими партизанами и коллаборантами британцы силами 100-тысячного военного контингента в течение месяца бомбили Афины и его пригород (греки называют битву за квартал Кесариани афинским Сталинградом). Греческие партизаны полностью уступили британцам, и в 1945-1946 годах последовал британский террор. Ситуация цинична своей иррациональностью - по сути, это была агония теряющей мировое господство Британской империи.

Неоправданная жестокость английских офицеров при исчерпании политических рычагов давления на подконтрольные территории также привела к крупным гуманитарным трагедиям.

«Резня в Амритсаре» - безжалостное подавление мирной демонстрации индийцев в Амритсаре в 1919 году сопровождалось расстрелом безоружной толпы, в основном женщин, в результате которого погибли 379 человек, 1200 - получили ранения. Согласно индийским источникам, количество убитых достигает 1 тыс. человек, а раненых - 1500. Примечательно, что британские власти не считают это колониальным преступлением, ограничиваясь выражением «сожаления в связи с произошедшим».

Британская империя также ответственна за систематический голод в Индии. Только по британским данным, в 1770 году от голода в Бенгалии погибли 7-10 млн человек5, в 1780-1790-х годах - снова миллионы людей, в 1800-1825 годах - 1 млн человек, в 1850-1875 годах - 5 миллионов, в 1876-1878 годах («Великий голод» в Бомбее и Мадрасе) - 10 млн человек, в 1875-1902 годах - 26 млн человек6, в 1896-1900 годах - 6 млн человек7. В 1943 году в Бенгалии, на севере и востоке Индии, от голода погибло до 3,8 млн человек8, согласно одной из версий, британцы спровоцировали дефицит продовольствия с целью подавления освободительного движения в Индии.

Восстание сипаев в Индии в 1857-1859 годах обернулось массовыми расправами, а также уничтожением и разграблением Дели британцами.

На Октябрьское восстание на Кипре 1931 года британские войска отреагировали убийством 15 протестующих, ранением 60, а также высылками и другими наказаниями - от тюремного заключения до штрафов - в отношении почти 3 тыс. киприотов.

Малайское коммунистическое восстание 1948-1960 годов, в ходе которого произошла так называемая «резня в деревне Батанг-Кали». Полная картина событий до сих пор не раскрывается. Известно, что колонисты вошли в деревню, отделили мужчин от женщин и детей и убили 24 человека. Кроме того, был введен 12-летний режим чрезвычайного положения, жертвами которого стали около 20 тыс. человек, из них 12 тыс. было убито. Британцы практически искоренили местных партизан-коммунистов.

«Чрезвычайная ситуация в Кении» в 1952-1960 годах сопровождалась жестоким подавлением с применением пыток и издевательств антиколониальных повстанцев «Мау-Мау», убийством 300 тыс. мирных кикуйю (при этом 1,5 млн человек были отправлены в лагеря9) и так называемой «резней в Чуке», в результате которой 20 повстанцев, включая одного ребенка, также были убиты.

Антибританское восстание арабов Месопотамии (сегодня территория Ирака) 1920 года и вовсе было подавлено с применением отравляющего горчичного газа, оставшегося со времен Первой мировой войны. Всего британцами было убито около 10 тыс. мятежников10.

«Скандал Виндраш». В 1948 году иммигранты из Содружества и колоний получили право на проживание в Великобритании и получение гражданства (проект был свернут после знаменитой речи консерватора Э.Пауэлла в 1968 г. о реках крови, которые потекут по улицам британских городов, когда расово чужое племя вырастит на английской земле своих собственных детей). В том же году из Ямайки на лайнере «Эмпайр Виндраш» прибыли первые переселенцы - по названию корабля поколением «Виндраш» называют всех трудовых мигрантов 1948-1971 годов.

Скандал произошел в 2018 году, когда стало известно, что в 2010 году британское МВД уничтожило все въездные дела мигрантов «поколения Виндраш», вследствие чего их потомки, большинство из которых родились в Великобритании, лишились права на проживание в стране. Предположительно 164 человека было незаконно задержано, депортировано, и остановлено на границе. Примечательно, что даже после начала парламентского расследования МВД не предпринимало никаких шагов по установлению личностей и возвращению незаконно депортированных граждан. Более того, сотрудники на местах намеренно трактовали миграционное законодательство не в пользу потомков «поколения Виндраш».

Колониальный геноцид также кардинально изменил демографическую картину не только в отдельных регионах, но и континентах.

По разным подсчетам, за XVI-XIX века от 311 до 17 млн человек12 было вывезено из Африки британскими колонистами в качестве рабов в Америку и Вест-Индию. При этом количество погибших во время перевозки может достигать пятикратных значений. Считается также, что десятки миллионов африканцев были убиты при попытке их похищения. Примечательно, что в споре о неэтичности работорговли британцы упирали на то, что, вывозя людей с африканского континента, они таким образом спасали их от неминуемой гибели или рабства у себя на родине. Однако умалчивалось, что большинство войн местные племена вели ради похищения людей и их последующей продажи колонистам.

Заселение Австралии с конца XVIII века до начала XX-го сопровождалось истреблением не менее половины аборигенов (по некоторым оценкам, доходит и до 90-95%)13. Колонисты приравнивали туземцев к животным, охотясь на них, ставили над ними биологические опыты (например, заражали оспой), продавали в рабство. Коренные жители до сих пор испытывают на себе последствия исторического геноцида, подвергаясь маргинализации и дискриминации по признаку идентичности, а также нищете. 

«Черная война» в Тасмании 1820-1830-х годов - по аналогии с австралийскими аборигенами колонисты из прихоти истребили до 1 млн не представляющих угрозы тасманийцев. Оставшихся 200 человек переселили на соседний остров, некоторым выжившим также удалось ассимилироваться в среде колонистов14.

От 1,5 до 2 тыс. жителей острова Чагос в Индийском океане в 1960-1970-х годах были насильственно выселены британцами под предлогом, что это «контрактные рабочие» с тем, чтобы США имели возможность разместить на острове военную базу15. Далее Чагос получил статус морского заповедника, что сделало невозможным возвращение коренных жителей. В мае 2019 года, ссылаясь на заключение Международного суда, ГА ООН потребовала от Великобритании в течение шести месяцев прекратить управление архипелагом Чагос и передать его Маврикию, неотъемлемой частью которого он является. Спустя три года решение так и не исполнено.

Память о зверских колониальных практиках продолжает питать представления британцев о военной тактике. Британская новостная служба «Би-би-си» разоблачила спецназовцев Специальной авиадесантной службы британских ВС, которые с ноября 2010 года по апрель 2011-го неоднократно устраивали незаконные расправы над гражданами Афганистана, в частности, задерживали и затем убивали местных жителей из трофейного оружия. Журналисты выяснили, что бойцы только одного из подразделений спецназа могут быть причастны к смерти 54 человек16.

Вторжение в Ирак в 2003 году в составе американской коалиции также осуществлялось по историческим лекалам с пренебрежением к международному праву, насилием и грабежами. По окончании военных действий британцы незаконными способами препятствовали деятельности правозащитников, СМИ, международных судов, комиссий, проливавших свет на их бесчинства. Тем не менее, несмотря на сопротивление Лондона, была доказана смерть иракца в 2003 году в британской тюрьме в Басре в результате 93 ранений, полученных от двух британских военных. В 2016 году Лондон и вовсе заявил о намерении покончить с «возникающими в промышленных масштабах мелочными исками» против британских военнослужащих путем выведения их из-под действия Европейской конвенции о защите прав человека (ЕКПЧ).

Заявления о возможности выхода из ЕКПЧ прозвучали повторно в июне 2022 года после того, как Европейский суд по правам человека заблокировал отправку нелегальных мигрантов из Великобритании в Руанду, где, согласно британским планам, мигранты должны были проживать и проходить процедуру рассмотрения заявок на убежище. При этом заслуживает внимания обещание властей не депортировать в Африку украинских беженцев. По сути, речь идет о депортации в Руанду нелегальных мигрантов из стран третьего мира (возможно, сказался британский опыт организации концлагерей за пределами метрополии).

В целом украинский сюжет эффектно оттеняет сохраняющийся расистский подход Лондона к «нецивилизованному» миру. Будь то заявление корреспондента «Би-би-си» в прямом эфире: «Прошу прощения, но происходящее вызывает много эмоций, ведь я вижу европейцев с голубыми глазами и светлыми волосами» или то, как пишет об украинцах проправительственное издание «Дейли телеграф»: «Они похожи на нас, и это шокирует. Украина - европейская страна, ее люди смотрят «Netflix» и имеют аккаунты в «Instagram», они голосуют на выборах, у них свободная пресса. Война больше не ограничивается бедными и отдаленными регионами. Она может случиться с любым».

Регулярно обращает на себя внимание и укорененный в британских ведомствах расизм. Из последнего: в июне этого года газета «Гардиан» со ссылкой на доклад Института расовых отношений поведала об укоренении «культуры экстремизма» и расистских взглядов в британских правоохранительных органах, а также напомнила о недавних скандалах с обменом полицейскими материалов расистского толка (обширная рассылка фотографий двух убитых чернокожих сестер и переписки с шутками об изнасилованиях и убийствах чернокожих женщин и детей).

Стало также известно, что университет города Ковентри разработал обязательный курс по британской истории для 36 тыс. сотрудников МВД, запуск которого был запланирован на июнь 2021 года, но до сих пор откладывается. Госслужащие не согласны с тем, как в нем освещаются темы колониального наследия, в том числе расизма, и пытаются «вычистить» из него пассажи с неудобной правдой. По мнению разработчиков проекта и журналистов, такая «историческая амнезия» весьма красноречиво говорит о непреходящей актуальности проблемы системного расизма в рядах силового блока.

Вопрос возвращения бывшим колониям объектов их культурного наследия до сих пор остается неурегулированным. В международно-правовой плоскости одни инструменты, как например Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 года, не затрагивают приобретения колониальной эпохи, а в другие, таких как Конвенция УНИДРУА по похищенным и незаконно вывезенным культурным ценностям 1995 года, не участвует большинство бывших метрополий. Механизмы, предусмотренные Декларацией ООН о правах коренных народов 2007 года и резолюцией Генассамблеи ООН 73/130 о возвращении или реституции культурных ценностей странам их происхождения, не имеют юридически обязывающего характера.

На национальном же уровне вывоз культурных ценностей защищен Законом «Об экспортном контроле» 2002 года (Export Control Act 2002), Законом «О преступлениях в области оборота культурных ценностей» 2003 года (Dealing in Cultural Objects (Offences) Act 2003) и Правилами вывоза предметов, представляющих культурный интерес 2003 года (Statutory Instrument 2003 №2759: The Export of Objects of Cultural Interest (Control) Order 2003).

Великобритании как богатейшей наследнице колониального культурного наследия, которое является таким же стратегическим национальным символом, как монархия и футбол, нелегко дается культурная постколониальная повестка.

Из наиболее значимых оспариваемых музейных артефактов можно привести скульптурные композиции Парфенона, так называемые «мраморы Элгина»; базальтовую скульптуру моаи Хоа Хакананайа с острова Пасхи; более 6 тыс. артефактов австралийского коренного населения (крупнейшая коллекция за пределами Австралии); «Магдальские ценности» (400 артефактов, включая золотую корону эфиопских королей). Кроме того, имеются запросы от Шри-Ланки на реституцию более 3 тыс. объектов ее культурного наследия: «статуи, монеты, слоновая кость, личные украшения, утварь, шкатулки, оружие, музыкальные инструменты, игрушки, картины, маски, рукописи, ткани»; требования Судана по возвращению бюста римского императора Августа, двух черепов суданских воинов и иных ценных военных артефактов, в том числе доспехов, одежды и знамен. Нигерия требует от Британского музея крупнейшую коллекцию Бенинской бронзы.

Симптоматична ответная риторика Лондона. На призывы Нигерии и Германии (которая уже передала африканцам свою часть коллекции) вернуть на родину ценности, которые британская карательная экспедиция похитила в 1897 году, представители Британского музея заявили: «Обстоятельства, при которых эти предметы попали в музей, указаны в описании экспонатов и на нашем интернет-сайте. Мы считаем, что сила коллекции Британского музея заключается в ее глубине и широте, что позволяет миллионам посетителей понять культуры мира и то, как они переплетаются с течением времени». Директор Музея Виктории и Альберта, крупнейшего мирового собрания декоративно-прикладного искусства, Т.Хант также считает, что возвращение артефактов сделает невозможным «помещение объектов за пределы культурных и этнических идентичностей, сопоставление их в сложной интеллектуальной и эстетической парадигме, определение их места в широких и богатых взаимоотношениях». Кроме того, он убежден, что «универсальные» музеи не исчерпали себя, они предохраняют культуру от узости национальных рамок.

Британцы осознают, что любой единичный реверанс в пользу бывших колоний чреват усилением давления с их стороны и потерей собственных колониальных активов и, соответственно, воздерживаются от попыток «прыжка за флажки» в вопросах культурной реституции, предлагая общественности мириться с полумерами. Так, не без собственной выгоды вместо возвращения объектов культурного наследия бывшим колониям организуются визиты их представителей для временного воссоединения со священными для них реликвиями (делегация индийского народа в Оксфорде в 2009 г.), масштабные выставки, посвященные культуре бывших колоний (в настоящее время в Музее Виктории и Альберта проходит крупнейшая выставка африканских дизайнеров), а также предоставляют предметы своих музейных фондов на условиях аренды без передачи прав собственности (сюжет с запросом Эфиопии вернуть вывезенные в XIX в. артефакты).

С учетом вышеизложенного можно выделить следующие подходы Лондона к своему колониальному опыту:

- позитивная мифологизация исторической реальности (риторика о том, что Корона принесла варварам цивилизацию, демократию и свободную торговлю; колонизация мало изменила исходные способности зависимых территорий к построению государственности);

- «историческая амнезия» - замалчивание и отсутствие раскаяния за совершение колониальных преступлений и последствия британской экспансии (власти до сих пор ограничиваются выражением «сожаления в связи с произошедшими трагическими событиями», пытаясь сместить вес ответственности на власти бывших колоний, допускавшие бесчинства);

- сохранение имперских амбиций и расизма/цинизма в отношении «нецивилизованных» стран (сюжет с перемещением беженцев в Руанду, Чагосом и БВО);

- активное сопротивление установлению истины о колониальных преступлениях (создание препятствий в работе спецкомиссий, уголовных расследований, равно как и ограничение доступа к рассекреченным архивам) и использование незаконных методов для этих целей (подкупы, шантаж и т. д.).

Стоит также отдельно отметить, что воспоминания о Pax Britannica, оставаясь основой национальной идеи, способствуют укоренению в британцах комплекса «маленькой Англии», уязвимой перед внешними опасностями без своего былого державного величия. Отсюда произрастают и предпосылки к некоторым противоречивым политическим шагам.

Так, опасаясь тенденции к «провинцилизации» страны под властью западноевропейских наднациональных институтов, британцы вышли из состава Евросоюза, чем только отрезали себя от мирового финансового и политического мейнстрима. Этот «автогол» по британскому глобалистскому проекту запустил изоляционные процессы, серьезно подорвав внешнеполитические амбиции страны, и привел к усилению зависимости от США.

Наблюдая, как Лондон сегодня подменяет четкую внешнеполитическую стратегию ситуативным популизмом, предпринимает упрямые попытки удержать господство в странах Содружества и расширить сферу влияния за счет вовлечения в локальные конфликты, можно провести историческую параллель с агонизирующей Британской империей 1950-1960-х годов, неспособной смириться с невозможностью дальнейшего влияния на глобальные процессы.

В свете вышеизложенного попытки привлечения Великобритании к ответственности за колониальные преступления и их последствия имело бы смысл строить на основе сохранения этой темы в постоянном фокусе внимания международных организаций, мировой общественности и СМИ. В отсутствие давления правозащитников и медийного резонанса расследования и судебные дела, как правило, заканчиваются ничем.

Дискурс о пересмотре колониального наследия в настоящее время актуален благодаря «полевевшей» повестке и вызывает большой научный интерес. Соответственно, может иметь значительный потенциал взаимодействие по линии Совета по правам человека и напрямую с многочисленными специальными комиссиями, упомянутыми выше, которые занимаются сбором доказательной базы и формированием судебных исков. Помимо этого, заслуживает поощрения и деятельность отдельных правозащитников, например широко известного своими исследованиями преступлений британской метрополии в Индии Ш.Тхарура.

Как представляется, поддержка антиколониальных инициатив на досудебных этапах при одновременном постоянном внимании к данной проблематике в медийном и дипломатическом пространстве могла бы быть весьма эффективна в практическом плане. 

 

 

1https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N21/197/83/PDF/N2119783.pdf?OpenElement

2Wessels André. A Century of Postgraduate Anglo-Boer War (1899-1902) Studies: Masters’ and Doctoral Studies Completed at Universities in South Africa, in English-speaking Countries and on the European Continent, 1908-2008. African Sun Media, 2010. Р. 32.

3https://blogs.loc.gov/kluge/2015/11/retracing-the-steps-of-refugees-on-cyprus/

4https://research.hks.harvard.edu/publications/getFile.aspx?Id=308

5Peers Douglas M. India under Colonial Rule: 1700-1885. Pearson Education, 2006.

6https://indicethos.org/Demographics%20and%20Geopolitics/Famine.html#30

7Imperial Gazetteer of India. Vol. III. 1907. The Indian Empire, Economic (Chapter X: Famine, pp. 475-502). Oxford: Clarendon Press, 2009. P. xxx, 1 map, 552. Fagan, Brian Floods, Famines, and Emperors: El Nino and the Fate of Civilizations, Basic Books. P. 368.

8Ó Gráda Cormac. Making Famine History //Journal of Economic Literature. 2007. 45 (1): 5-38.

9https://www.theguardian.com/news/2016/aug/18/uncovering-truth-british-empire-caroline-elkins-mau-mau

10https://www.theguardian.com/world/2003/apr/19/iraq.arts

11https://www.nationalarchives.gov.uk/help-with-your-research/research-guides/british-transatlantic-slave-trade-records/

12https://www.reuters.com/article/us-minneapolis-police-protests-lloydsofl-idUSKBN23P0SM

13https://www.newcastle.edu.au/newsroom/featured/new-evidence-reveals-aboriginal-massacres-committed-on-extensive-scale

14https://www.britannica.com/event/Black-War

15https://hudoc.echr.coe.int/fre#{%22itemid%22:[%22002-7334%22]}bba

16https://www.bbc.co.uk/news/uk-62083196