*Горячев Ю.А., Захаров В.Ф., Омельченко Е.А. Международные стандарты образования: уроки истории и современность: монография /Под общ. ред. Ю.А.Горячева. М.: Этносфера, 2022. 210 с.

Генезис и состояние глобальных образовательных систем находят свое отражение в монографии «Международные стандарты образования: уроки истории и современность», подготовленной авторским коллективом под общей редакцией Ю.А.Горячева и опубликованной в издательстве «Этносфера» в 2022 году*.

Развернутый исторический экскурс в формирование систем познания и их влияние на образование общества является привлекательной стороной представленного исследования. Через эту уходящую в глубь веков призму авторы предоставляют возможность критического анализа истоков современных конфликтов в межнациональных и международных отношениях, которые тесно взаимосвязаны с пониманием значения и проблем образования в современном мире.

Признание этого факта получает все более артикулированное отражение в современном политическом дискурсе. Это следствие того вызова познания, с которым столкнулись современные политические элиты, являющиеся, в свою очередь, продуктом кризисного процесса в образовании.

При том что внешняя динамика развития в области образования носит позитивный характер, константа безусловности формулы образовательного прогресса подверглась в последнее время существенной эрозии. Это является результатом сформировавшихся в условиях перехода к глобальному миру принципов образования, закрепленных в международно-правовых документах, как двусторонних, так и международных. Эти принципы воспринимаются по умолчанию как аксиома и никогда не подвергались критическому анализу с точки зрения их влияния на социально-политические процессы в условиях глобализации и роста национального самосознания.

В основном это связано с безусловным восприятием на европейском пространстве ценностей Болонского процесса, отражающих в его действующей версии англосаксонский взгляд на роль и содержание образования при формировании системы политических и социальных отношений в общественных связях. В этом контексте образование становится инструментом осуществления контроля за доступом к информации и формированием глобального социально-культурного пространства (с. 129).

Монография позволяет получить необходимое представление о том, какую цель преследует на современном этапе реализуемая система образования в мировом контексте и каким образом это влияет на формирование национальных образовательных процессов.

Опыт создания Болонского процесса получил свое отражение в рамках ЮНЕСКО, которая обратила внимание на важность развития общих принципов образования и закрепила их в Глобальной конвенции ЮНЕСКО о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию. «Принятие конвенции создает основу для справедливого, прозрачного и недискриминационного признания квалификаций высшего образования, открывает возможности для межрегиональной академической мобильности и вводит в действие универсальные принципы улучшения практики признания квалификаций» (с. 137).

Постановка вопроса о значении стандарта в образовании и раскрытии исторической эволюции этого принципа под влиянием различных социально-политических вызовов и экономических условий представляется ключевой для выработки отношения к современному состоянию образования. Это рассматривается как условие прогресса в современном мире и требует, в свою очередь, критического переосмысления и смены парадигмы понимания образования как услуги: формулы, которая отражает исключительно потребительский взгляд на образование как инструмент карьерного роста и доступа к власти.

Появление в политическом пространстве дискуссии о необходимости совершенствования системы образования в России и критического осознания негативных последствий Болонской системы следует экстраполировать на имеющиеся в настоящий момент международные практики развития систем образования. Осознание характера существующих проблем в международных отношениях для российской системы просвещения открывает возможность усовершенствовать Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в том числе закрепленное положение о «вариативности содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся».

Таким образом, через правовую идентификацию понятия и применимости международных стандартов формулируется обоснование принципов их качественного усовершенствования исходя из национальных интересов Российской Федерации.

О наличии такого подхода сообщил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, отметивший, что Россия будет разрабатывать собственную систему образования: «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента»1. Несовершенство и политизация сути Болонской системы, возникшей в свое время на основе желания к углубленному, открытому и равноправному академическому сотрудничеству, подтверждает и решение об исключении российских вузов из нее2.

Обзор международных практик создает в представленной монографии необходимую практическую и информационную основу для реализации прогрессивного подхода к формированию целей образования в России с учетом перспектив развития международных отношений и требований обеспечения национальных интересов и суверенитета.

В условиях кризиса актуально обращение к мысли, которую развивал Ян Амос Коменский: «В годы обострившегося внутреннего противоборства и противоречий социальных слоев, свершения Английской революции (1640-1660 гг.), известной так же, как Английская гражданская война, и усиления противостояния между народами и странами вновь стали популярными идеи преобразования мира через воспитание и образование» (с. 37).

Важность понимания глубины проблемы противопоставления образования воспитанию авторы раскрывают в разделе «Историко-культурные вехи педагогических учений о воспитании». Обращая внимание на значение европейского опыта в формировании принципов образования, в монографии дается его сравнение с российским просвещением, строившимся с учетом национального опыта и национальных потребностей России. Суть образования для России сформулирована еще в XVIII веке в высказывании историка и философа В.Н.Татищева: «Образование не должно быть узкоспециальным: профессиональные умения и навыки должны выстраиваться на ранее заложенной базе общего образования» (с. 51). Этот ключевой принцип дополняется основополагающим тезисом К.Д.Ушинского о двуединстве обучения и воспитания (с. 54). В советский период сформировалась определенная система воспитания, которая на протяжении длительного времени доказывала свою эффективность (с. 55). Глубина, эффективность и значение русского образования для развития международного понимания значения русской культуры раскрываются в разделе о формировании единого культурно-образовательного пространства. Концептуальную основу «миссии русского дела» за рубежом составляла приверженность традиционным ценностям и культурному наследию россиян, русскому языку и русскому самосознанию.

Авторы уделяют большое внимание изучению системы международных организаций как отражению исторического опыта развития цивилизации и влиянию на этот процесс принципов образования. Обращают на себя внимание решения, которые применялись в период между Первой и Второй мировыми войнами, когда ученые и писатели с мировым именем искренне пытались способствовать международному сотрудничеству, пропагандируя новые политические, философские, исторические и другие идеи, проникавшие в мировое общественное мнение после войны, когда впервые была разработана концепция изменения учебников по истории в европейских странах, призванная воспитывать в молодом поколении дух сотрудничества и миролюбия (с. 76).

Актуальность этой проблемы в современных условиях как никогда важна, особенно при изучении истории послевоенного мира, системы международных организаций, сформированных к настоящему моменту, и значимости сохранения исторической памяти и достоверности знаний о событиях и истории борьбы против фашизма и японского милитаризма как основы для стабильного и безопасного мира и устойчивого развития (с. 154).

Значение координации международных действий в вырабатывании общих подходов к системе образования и воспитания рассматривается в контексте деятельности организации, занимающей особое место в системе ООН. В монографии предметно раскрывается значение специализированной Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и ее исторических предшественников. В контексте решаемых организацией задач и участия в этом процессе России анализируется роль и место Повестки дня в области образования ЮНЕСКО на период до 2030 года.

Совершенствование общего образовательного пространства и универсальных стандартов образования остаются по-прежнему основной задачей современного международного сотрудничества. Проблема «культуры отмены» ставит еще более остро необходимость углубленного анализа достижений и недостатков в противодействии разрушению культурной идентичности мира как единого целого во всем его разнообразии, в обеспечении права на образование и доступ к историческим знаниям, отражающим объективный ход истории человечества.

Монография «Международные стандарты образования: уроки истории и современность» является ценным вкладом в получении такого запаса знаний и его применения в реализации общей цели - мира и безопасности в интересах человека, в том числе путем просвещения и образования, как это сформулировано во Всеобщей декларации прав человека.

 

 

1https://news.mail.ru/society/51453726/?frommail=1 (дата обращения: 25.05.2022).

2https://mel.fm/zhizn/povestka/6892731-vykhod-rossii-iz-bolonskogo-protsessa-chto-teper-budet-s-vysshim-obrazovaniyem-i-yege (дата обращения: 06.06.2022).