*Долгов К.М. Мои выдающиеся современники: люди и встречи. М.: Алгоритм. Мир философии. 2021. 495 с.

Любые воспоминания интересны не только образами тех, о ком рассказывает автор, но и личностью самого автора. Один из лучших в своем поколении знатоков и исследователей истории мировой и отечественной философии и культуры в целом, Константин Михайлович Долгов в этой книге* выступает и как ученый, исследователь, анализирующий документальные свидетельства современников, и как художник, литератор, создающий яркие, личностно окрашенные их портреты. Такое сочетание - весьма редкий дар. Его очерки ценны и тем, что они воссоздают не только портреты его собеседников. Через их лица и высказывания проступает масштабная картина противоречивой и драматичной эпохи второй половины ХХ - начала ХХI века, позволяющая нам по-новому посмотреть на многие сегодняшние проблемы.

Биография К.М.Долгова, в прошлом году отметившего свое 90-летие, говорит сама за себя. Выходец из крестьянской семьи, бежавшей от угрозы раскулачивания в Среднюю Азию, он подростком пять лет проработал слесарем и электриком на военных заводах и еще пять лет прослужил на военно-морском флоте.

Потом был Московский государственный университет. Ученик выдающихся философов МГУ, а затем аспирант Института философии АН СССР, он общался с такими блестящими молодыми мыслителями, как Э.В.Ильенков и А.А.Зиновьев. Он сам быстро стал известным специалистом в области эстетики и политической философии.

Директор одного из крупнейших издательств - «Искусство», заведующий сектором художественной литературы Отдела культуры ЦК КПСС, председатель Правления Всесоюзного агентства по авторским правам (в ранге союзного министра), он был снят М.С.Горбачевым с должности и исключен из партии за-за несогласия войти в команду «прорабов перестройки».

В постсоветский период К.М.Долгов в течение многих лет был заведующим сектором эстетики Института философии РАН, президентом Эстетической ассоциации России и заведующим кафедрой философии, политологии и культурологии Дипломатической академии МИД РФ.

Жизненный путь К.М.Долгова несомненно повлиял на тот угол зрения, который определил сюжеты многих бесед с его героями: это соединение культуры и политики в их мировой и отечественной формах. Эта тема красной нитью проходит через все воспоминания. Автор сохранил не только прекрасную память, что отражается в ярких деталях его повествования, но и остро актуальный взгляд на многие исторические вопросы.

«Беседа всегда таит в себе что-то новое для обоих собеседников, - пишет К.М.Долгов, - и, может быть, в этом и состоит сама суть беседы, суть ее содержания, а иногда и суть содержания самой личности» (с. 6). К вышесказанному добавим, что беседы К.М.Долгова - это всегда беседы на равных, независимо от рангов, должностей и даже возрастов. На равных по широте знаний, чувств и опыта. Первая часть книги посвящена размышлениям о роли культуры в политике и начинается с воспоминаний о двух государственных деятелях, которых с полным основанием можно считать одними из самых образованных и широко мыслящих членов советского руководства послевоенной эпохи. Один из них - А.А.Громыко, возглавлявший советскую внешнюю политику на протяжении почти 30 лет и внесший огромный вклад в обеспечение стабильности мирового сообщества. Официальные документы и многие воспоминания о Громыко закрепили в общественном мнении образ этого политика, как типичного советского чиновника: догматичного и неуступчивого, которого на Западе называли «Мистером «нет».

В книге К.М.Долгова мы узнаем его как человека, обладавшего обширными знаниями в области отечественной и мировой истории, права, литературы и живописи. Его особенно привлекали мысли Достоевского о всемирной отзывчивости русского характера, нашедшие отражение в исторической речи Достоевского о Пушкине. «Эта речь, - говорил Громыко,- напоминает о том, что мы, дипломаты, должны очень хорошо знать нашу русскую культуру и культуру всех других народов Советского Союза. Дипломатия и культура совершенно нераздельны и неотделимы друг от друга» (с. 39).

Другой выдающийся государственный деятель этой эпохи А.Н.Косыгин на страницах данной книги также предстает достаточно неожиданно в его размышлениях о том, что писатели как подлинно творческие люди представляют собой как бы обнаженный нерв человеческого общества, который обладает сверхчувствительностью по отношению ко всему, что происходит в жизни этого общества, и прежде всего к проявлениям добра и зла. «Из чтения произведений наших писателей, я, например, узнаю о достоинствах и недостатках нашей жизни больше, чем из докладов наших ответственных работников (с. 45).

Вспоминая встречи и разговоры с этими выдающимися политиками, автор выступает не просто с живыми свидетельствами, позволяющими воссоздать их образы как художник, но и обобщает свои наблюдения как ученый. Так, важнейшей чертой, которой должен обладать государственный деятель, политический лидер, как считает К.М.Долгов, является дар стратегического предвидения, умения устанавливать почти естественную, но логически обоснованную взаимосвязь между мыслью и делом, для того чтобы видеть основополагающие пути и вехи развития, то есть выстраивать стратегию поступательного движения основных сфер жизнедеятельности общества и государства. Таким даром обладали А.А.Громыко и А.Н.Косыгин.

К сожалению, судьбы политической деятельности А.А.Громыко, в конце своей жизни де-факто отстраненного от руководства внешней политикой страны, и А.Н.Косыгина, чьи реформы 1960-х годов, сулившие многообещающие результаты, были приостановлены из-за столкновения властных группировок, демонстрируют уже тогда снижавшийся уровень политической культуры советской элиты, не говоря о многих деятелях современной политики.

К.М.Долгов имел редкую возможность ознакомиться с культурной политикой не только в столице СССР, но и союзных республиках на уровне таких значительных фигур, как П.М.Машеров в Белоруссии, Г.А.Алиев в Азербайджане, Д.А.Кунаев в Казахстане. Беседы с ними представляют значительный интерес в свете сегодняшних событий на постсоветском пространстве. Как пример можно привести беседы с Д.А.Кунаевым в связи с острой дискуссией, развернувшейся вокруг книги молодого писателя и будущего дипломата Олжаса Сулейменова «Аз и Я», обвинявшегося тогда в национализме и пантюркизме.

Размышления над взаимосвязью политики и культуры содержатся не только в беседах Долгова с политиками, но и беседах с деятелями культуры. Таковы замечания М.А.Шолохова о политике раскулачивания, приведшей к трагедии крестьянства в целом. Таковы рассуждения А.Т.Твардовского об опасностях бюрократизации. Глубокий интерес вызывают мысли, высказанные К.Симоновым и Ю.В.Бондаревым о духовном возрождении России в годы Великой Отечественной войны и влиянии Победы на политическую жизнь и культуру послевоенного советского общества.

Драматические судьбы советской политической жизни были глубоко прочувствованы и выражены в беседах автора с такими выдающимися историческими персонажами ХХ века, как Долорес Ибаррури и Войцех Ярузельский, чьи личные судьбы и судьбы их стран, народов и культур переплелись с судьбой Советской России.

Наверное, мыслителям поколений, пережившим российскую катастрофу 1991 года, свойственно размышлять о причинах этой катастрофы и путях выхода из нее так же, как мыслителям поколений начала ХХ века было свойственно до конца жизни размышлять о событиях 1917 года, преддверии и шлейфе этих событий.

К.М.Долгов считает, что идеи глубоких реформ советского общества и государства были уже у Ю.В.Андропова, которого он высоко оценивает, и у его окружения, и если бы Ю.В.Андропову было дано еще несколько лет жизни и правления, то эти идеи были бы с успехом воплощены.

Но судьба реформ оказалась в руках политических деятелей с низким уровнем культуры. Классик советской литературы Л.М.Леонов в беседе с К.М.Долговым говорил: «К власти пришли разрушители, проходимцы… люди, лишенные глубоких знаний, высокой культуры, у которых нет никаких положительных стратегических идей, нет понимания того, что перестройка должна быть постоянной и органичной для развития социального организма, то есть общества, как нет и понимания того, что подлинные реформы - это не моментальное разовое решение сложнейших проблем, а глубокая внутренняя структурная трансформация существующих политических, экономических и культурных отношений» (с. 261-262).

Именно поэтому на фоне 1990-х годов такое значение имела политическая деятельность Е.М.Примакова, которого Долгов знал еще с 1960-х годов. Выдающийся ученый, глубокий знаток культур Востока и Запада, Е.М.Примаков видел основную ошибку руководителей-либералов (в его определении - «так называемых либералов») в отрицании всего того положительного опыта, который был накоплен за годы советской власти. По его мнению, приватизация, ваучеризация и т. д. 1990-х годов была или плохо продумана и представляла собой грубую вульгарную кальку с подобных процессов в США и на Западе в целом, или это была умышленная операция разрушения России.

 Сторонник мудрых, взаимоприемлемых компромиссных решений во внутренней и внешней политике, Е.М.Примаков был в то же время способен на решительные действия. Все помнят «петлю Примакова» (разворот над Атлантикой), когда в связи с резким обострением обстановки вокруг Югославии, он, пролетев половину пути в США, развернул самолет обратно. Пожалуй, в истории международных отношений, это был уникальный, беспрецедентный случай. Действительно, по существу это был поворот в буквальном и переносном смысле в отношениях между США и Россией, который положил начало политике защиты национальных интересов России.

Из тяжелых моментов своей жизни Евгений Максимович извлек полезные для себя уроки, о которых он не раз говорил К.М.Долгову: «Прежде всего самый главный: ни при каких обстоятельствах человек не должен терять самого себя, терять свое «Я», свою совесть, чувство собственного достоинства, только при этом он сможет преодолеть любые невзгоды и трудности» (с. 57).

Линия Е.М.Примакова была продолжена и развита в 2000-х годах Президентом В.В.Путиным. В беседах с К.М.Долговым известный итальянский публицист и политический деятель Джульетто Кьеза говорил, что только благодаря В.В.Путину Россию удалось сохранить, что В.В.Путин проводит мудрую международную политику, стремясь укреплять и развивать Россию и ее взаимоотношения с другими государствами.

Беседы К.М.Долгова с Дж.Кьезой могут служить переходом от первой крупной темы рассматриваемой нами книги - «Политика и культура» ко второй - «Что есть подлинная культура, и как преодолеть кризис современной западной культуры».

Нынешний глобальный кризис, считает Дж.Кьеза, это в первую очередь кризис западного мышления. Одним из симптомов кризиса, наиболее впечатляющим и показательным, является неспособность западных интеллектуальных элит и политического руководства анализировать события, которые разворачиваются перед их глазами. «Удивительно, что «наследники века Просвещения» ослепли… Как будто весь Запад попал в ловушку массового «когнитивного диссонанса» (с. 456).

Академик, лауреат Нобелевской премии, один из создателей химической физики Н.Н.Семенов говорил Долгову, что для преодоления кризиса культуры важное значение имеет восстановление ее целостности, в том числе преодоление разрывов между естественными и гуманитарными науками. В центре научных изысканий должен стоять человек. Нужно «верить в человека, его ум, талант, способности, что поможет ему решить любые, даже самые трудные проблемы, которые ставит жизнь» (с. 201).

Академик, историк культуры Д.С.Лихачев считал, что сближение различных и непохожих друг на друга культур - процесс всемирно исторического значения, ибо он ведет к единению всего человечества. Важнейшее значение для участия в этом процессе имеет знание истоков своей культуры, ибо только такое знание противостоит узкому национализму и шовинизму.

Выдающиеся певцы И.С.Козловский и С.Я.Лемешев подчеркивали значение народной песни, раскрывающей ум, сердце и душу народа для понимания и развития музыкальной культуры. И.С.Козловский, родившийся на Украине, особо отмечал взаимосвязь русской и украинской культур.

Президент Академии художеств СССР скульптор Н.В.Томский поддержал К.М.Долгова, которого как директора издательства «Искусство» критиковали за издание трудов по древнерусской иконописи, и заявил, что именно произведения древнерусской иконописи являются произведениями искусства и культуры в самом высоком смысле. Другой выдающийся скульптор С.Т.Коненков, встречаясь с К.М.Долговым, говорил, что искусство должно утверждать связь человека с природой, Космосом и Богом. Образ Христа для творчества Коненкова был основополагающим. Он считал, что любые, даже самые высокие ценности культуры, если они не основываются на вере, теряют свой смысл.

Размышляя об основополагающей роли веры для философии и культуры в целом, К.М.Долгов вспоминает беседы со своими учителями: выдающимися отечественными философами - В.Ф.Асмусом и Б.М.Кедровым. Руководитель первой курсовой работы студента Долгова В.Ф.Асмус говорил, что ответ на вопрос: «Что есть человек?» можно получить в четвертой кантовской «Критике», в работе «Религия в пределах только разума», поскольку в ней идет речь о борьбе Добра и Зла во всемирном масштабе. В процессе этой борьбы и проявляется истинное содержание, истинная сущность того, что есть человек, смысл его жизни и деятельности на Земле.

Когда речь шла о выборе темы кандидатской диссертации К.М.Долгова, то его научный руководитель Б.М.Кедров, обратив внимание на интерес аспиранта Долгова к современной западной философии, отметил, что следует выбирать не второстепенные побочные темы, а самое главное и самое существенное. «Но если говорить всерьез, то самым главным и основным направлением современной западной философии, противостоящим марксизму, является философия томизма и неотомизма, как религиозная философия, как философия католической церкви…» (с. 143). Надо вспомнить, что эти беседы шли в 1950-1960-х годах, в разгар хрущевских гонений на Церковь.

И, наконец, судьбоносная встреча на Афоне со знаменитым старцем Паисием Святогорцем, имевшая особое значение для прихода К.М.Долгова к вере и Церкви. «Одним из самых важных принципов, - говорил отец Паисий, - является внесение любви во все, чем жив человек, и во все то, что он создает, ибо Бог - это абсолютная любовь, и человек должен стремиться походить на Бога и вносить любовь во все сферы бытия и сознания» (с. 422). Прошло много лет, и Константин Михайлович выбрал эпиграфом книги своих воспоминаний о выдающихся современниках слова апостола Павла: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится»1.

Мы уверены, что книга К.М.Долгова внесет большой вклад в понимание места России в мировой культуре и мировой политике, в осмысление катастроф российской истории начала и конца ХХ века и в поиске путей развития современного российского общества.

 

 

11-е послание к коринфянам // Новый завет. Гл. 13:8.