Феномен имперской наглости в отношениях между государствами известен с древних времен. Известно также, что его порождали обстоятельства, облеченные еще в V веке до н. э. великим древнегреческим историком Фукидидом в следующую формулу: «Сильные делают то, что им позволяет сила, а слабые терпят то, что они вынуждены терпеть» [1]. На протяжении истории феномен имперской наглости проявлялся в мировой политике и дипломатии исключительно как деструктивный фактор, провоцировавший войны, конфликты и бедствия. Односторонние выгоды и преимущества, которые пытались приобрести государства, вставшие на путь наглого имперского поведения и игнорировавшие законные интересы других народов и международной безопасности, оказывались даже в случае их достижения ограниченными в историческом плане и в конечном счете становились одной из причин краха империи. Воплощенная сегодня во внешней политике Соединенных Штатов Америки имперская наглость, как представляется, заслуживает постоянного внимания и серьезного анализа в качестве фактора, влияющего на состояние международных отношений, и требует решительного отпора со стороны государств, стремящихся сохранить свой суверенитет.

Известный американский историк-исследователь Уильям Блум в своей книге «Смертоносный экспорт Америки: демократия» с подзаголовком «Правда о внешней политике США и многом другом» характеризовал действия Соединенных Штатов на мировой арене как «наглость имперского масштаба» [2]. Американский государственный деятель Джон Болтон, занимавший высокие посты представителя США в ООН и государственного секретаря, прямо заявлял, что американцам нужно быть «наглыми, непримиримыми, бескомпромиссными конституционными американскими гегемонистами», чтобы «высшие руководящие лица, принимающие решения, могли быть свободны в применении силы в одностороннем порядке». По его мнению, Соединенные Штаты, как обладающие уникальным статусом, не должны быть связаны юридически или нести обязанность по выполнению подписанных ими международных договоров [2].

Кондолиза Райс так же, как и Болтон, руководившая в свое время американским внешнеполитическим ведомством, вполне разделила точку зрения коллеги, полагая, что Соединенные Штаты больше не должны руководствоваться понятиями международных норм и права или институтов, подобных ООН, потому что «США находятся на правильной стороне истории» [2]. Таким образом, американская имперская наглость в мировой политике и дипломатии не является лишь образным выражением или фигурой речи. Это вполне осмысленная, провозглашенная с высоких трибун модель поведения США на международной арене, находящая свое отражение в американских внешнеполитических концепциях. Ее формирование можно проследить во внешнеполитических документах и действиях США в отношении иностранных государств, начиная с времен первого Президента Джорджа Вашингтона и до нынешних дней 46-го Президента Джозефа Байдена.

Феномен американской имперской наглости в современном мире имеет свои корни и предысторию. Большое влияние на его становление оказала имперская наглость Британской империи, которая руководствовалась идеологией глобального доминирования, утверждая, что она самим своим предназначением и избранностью была призвана повелевать миром. Идея особого предназначения и избранности англосаксов прошла через столетия, ясно прозвучав в том числе в знаменитой Фултонской речи Уинстона Черчилля (1946 г.), обозначившей начало холодной войны, и сегодня служит для обоснования претензий США на мировое господство.

Аррогантность и упор на применение или угрозу применения силовых методов прошли во внешней политике США несколько этапов формирования.

Начало этому процессу было отчетливо положено принятием в США в конце 1823 года доктрины Монро в качестве принципа внешней политики. Названная по имени Президента США Джеймса Монро доктрина кратко формулировалась как «Америка для американцев». В доктрине была провозглашена концепция невмешательства европейских держав во внутренние дела стран Западного полушария и, соответственно, невмешательства США во внутренние дела европейских стран. Однако США уже вскоре начинают продвигать и утверждать свои интересы далеко за пределами Америки, сохраняя для себя инструменты изоляционизма как средства обеспечения задач внешней политики.

На практике это выглядит следующим образом: если политика самоизоляции или самостоятельности той или иной страны не устраивает США, с этой политикой надо покончить, добиваясь «открытости», апеллируя к правам человека и действуя, если потребуется, с позиции силы. Если же какое-то государство, напротив, ведет себя, по мнению США, слишком независимо на мировой арене или в региональном пространстве, то его надо ограничить. Например, отгородить «железным занавесом», как СССР в годы холодной войны, объявить «страной-изгоем», как КНДР или Иран, применить средства давления, из которых излюбленными являются экономические санкции, продолжающиеся под различными предлогами в отношении России, и вооруженные интервенции, как это было в Югославии (1999 г.), Ираке (2003 г.) и Ливии (2011 г.).

Временные рамки первого этапа, когда действия США в отношениях с другими государствами начинают приобретать характерные черты мускульного поведения, можно соотнести с началом Гражданской войны в 1861 году при 16-м Президенте Аврааме Линкольне и инаугурацией 25-го Президента Уильяма Мак-Кинли в 1897 году. В эти 36 лет уместилось немало знаковых событий, связанных с начавшимся быстрым развертыванием процесса американской экспансии, которой предстояло на всем последующем протяжении времени принять непрекращающийся агрессивный и наглый геополитический характер.

В первый период доктрина Монро была использована для присоединения к США огромной территории, составлявшей тогда больше половины Мексики, на которой были образованы современные американские штаты Техас, Калифорния, Аризона, Невада, Юта, Нью-Мексико, Колорадо и часть Вайоминга. Начиная от аннексии территорий Мексики, Гавайских островов и Филиппин американская экспансия продолжилась до расчленения Югославии и расширения НАТО на Восток, включая прием в ее члены бывших советских республик Прибалтики и военное освоение Украины и Грузии. Соединенные Штаты, ссылаясь на некую «предопределенность судьбы», которую они называли «Manifest Destiny», присвоили себе «ответственность за мир», чего на них никто не возлагал. Откровенная имперская наглость США, которую они уже не стесняясь демонстрируют и в настоящее время, не могла не вызвать осложнения отношений с Россией.

Со времен Гражданской войны во внешней политике США начинает применяться прием балансирования на грани в расчете на то, что противоположная сторона в целях самосохранения в последний момент уступит, позволив получить односторонние преимущества [3]. Этот прием был активирован в годы холодной войны. В 1956 году в статье в американском журнале «Лайф», которая, как считается, исходила от государственного секретаря США Даллеса, было заявлено, что «необходимым умением является способность подойти к самому краю войны, не начиная ее. Тот, кто избегает этой грани, боится ее, - проигрывает» [4].

Американский культ силы и наглости, воплощенный в противостоянии ковбоев с рукой на взведенном кольте или в мчащихся навстречу друг другу лоб в лоб автомобилях, когда слабак тот, кто уступит, увязывался с показной готовностью к иррациональным действиям, которая получила название «концепция безумца». Еще Макиавелли заметил, что иногда бывает полезно притвориться сумасшедшим. Об этом же заявил в 1962 году американский политолог Герман Кан, пришедший на фоне Карибского кризиса к выводу, что таким способом можно эффективно запугать противника [5].

Подобными подходами во внешней политике пользовались многие президенты и другие государственные деятели США. Дуайт Эйзенхауэр пугал угрозой применения атомного оружия во время Корейской войны, Ричард Никсон угрожал массированным ядерным ударом по Советскому Союзу, пытаясь заставить его отказаться от поддержки Вьетнама, и оба были вынуждены отступить. Однако в этот «ядерный покер» американцам удалось дважды выиграть - вначале Джону Кеннеди в партии вокруг Карибского кризиса и затем Рональду Рейгану, запугавшему недалекого М.Горбачева.

Достигнутый невероятный успех, на который в США даже не рассчитывали, выразившийся в уничтожении главного геополитического конкурента и всей противостоявшей системы иного общественного устройства, утвердил в американском истеблишменте крайне опасные представления о праве Соединенных Штатов руководить миром по своему усмотрению с позиции силы и собственного превосходства. Эти представления выросли не на пустом месте. Им предшествовал целый ряд теорий и концепций, формировавших экспансионизм, агрессивность и наглость американской внешней политики. В ее начальном периоде в 1890-х годах теоретик американского экспансионизма Фредерик Джексон Тэрнер выдвинул теорию «подвижных границ», которые следовало расширять, пока «по предопределению судьбы» весь мир не станет американским [6].

Во втором периоде становления американской внешней политики, открывшемся президентством Уильяма Мак-Кинли на рубеже XIX-XX веков, США подтвердили свои намерения действовать в мире посредством агрессии, войн и территориальных захватов. Аннексированные тогда Гавайские острова стали в 1959 году 50-м штатом США, до сих пор безуспешно борется за независимость Пуэрто-Рико, остается американским владением и местом размещения военной базы Гуам. Из зависимости удалось вырваться Филиппинам и Кубе, которая до революции фактически являлась американским протекторатом.

Сменивший застреленного Мак-Кинли Президент Теодор Рузвельт провозгласил «политику большой дубинки» как политику силового вмешательства там, где США сочтут это нужным [7]. Он нисколько не стеснялся использовать силу, и в 1903 году, не сумев договориться с Колумбией, просто отторгнул от нее нужную территорию для строительства канала между двумя океанами. Созданное на ней в качестве так называемой «криптоколонии», то есть фактической колонии с внешними атрибутами независимости, новое «суверенное» государство Панама исполнило все американские условия. Операция изнасилования латиноамериканских государств продолжилась в следующем году вводом американских войск в Доминиканскую Республику, где было заявлено, что отныне США будут осуществлять здесь международную полицейскую власть.

«Политика большой дубинки» была дополнена опиравшейся на военно-морскую силу «дипломатией канонерок», которая в настоящее время продолжает реализовываться как дипломатия авианосцев для повышения степени военного присутствия  и политического давления США в разных регионах мира. При Президенте Уильяме Тафте средства военного запугивания в американской внешней политике стали сочетаться с оказанием финансово-экономического влияния в виде«дипломатии доллара». После того как в 1990 году Горбачев по неизвестной причине отказался от международных расчетов в конвертируемых рублях и перевел их в доллары, что разрушило социалистический общий рынок - Совет экономической взаимопомощи, дипломатия доллара обрела второе дыхание. Доктрина «открытых дверей и равных возможностей», первоначально предложенная государственным секретарем США Дж.Хэем для проникновения на закрытый рынок Китая, стала в дальнейшем применяться в качестве универсального рычага взлома Соединенными Штатами систем защиты национальных интересов других стран.

Вышедшие после Первой мировой войны на международную арену Соединенные Штаты Америки предложили свой план в виде «14 пунктов Президента Вильсона», который был призван выступить альтернативой чрезвычайно популярному, но неприемлемому для западных держав ленинскому Декрету о мире. «Яд большевизма только потому получил такое распространение, - пояснял Вудро Вильсон, - что является протестом против системы, управляющей миром. Теперь очередь за нами» [8]. «Очередь» выразилась в наглой интервенции, залившей кровью Россию, но оказавшейся неспособной подчинить ее интересам США и «коллективного Запада».

Сменить на время приоритеты США заставила военная угроза, исходившая от гитлеровской Германии, и экзистенциальная необходимость с ней бороться. Президент Франклин Рузвельт провозгласил концепцию «четырех свобод» - свободы слова, свободы религии, свободы от бедности и свободы от страха. Идеологическая экспансия США вышла на новый уровень, включив в свою «зону ответственности» весь мир.

Когда была одержана победа, опасения перед накопленной военной мощью Советского Союза и англосаксонские планы уничтожения глобального соперника посредством появившегося у американцев атомного оружия вскоре подвигли сменившееся руководство США и Великобритании к размежеванию. Между Западом и Востоком опустился «железный занавес» и началась холодная война, инициированные недавними западными союзниками. Оба термина были запущены в оборот Черчиллем, который произнес в 1946 году в Фултоне на родине нового американского Президента Трумэна речь, ставшую отправной точкой для формирования блокового противостояния в глобальном масштабе [9]. В речи прозвучала тема превосходства англосаксов, что возмутило советского лидера Сталина, обвинившего Черчилля в развязывании войны и сравнившего его с Гитлером, который провозглашал превосходство немецкой нации и строил на этой основе свои претензии на мировое господство [10].

Доктриной холодной войны стала доктрина Президента Трумэна, провозглашенная в 1947 году как «ответ на советскую экспансию», а на самом деле явившаяся политикой американской экспансии и строительства военных баз по всему миру. Она положила начало пресловутой «политике сдерживания», продолжающейся в отношении России и в настоящее время.

18 августа 1948 года Советом национальной безопасности США по распоряжению министра обороны Джеймса Форрестола был подготовлен меморандум NSC 20/1 «Задачи в отношении России» [11], дополненный в начале 1950 года меморандумом NSC 68 «Цели и задачи в отношении национальной безопасности» [12]. Впрочем, до второго документа Форрестол не дожил. Впавшего в паранойю министра, который постоянно повторял: «Русские идут. Они везде. Я видел русских солдат» [13], пришлось поместить в психиатрическую больницу, где он покончил жизнь самоубийством, выбросившись 22 мая 1949 года из окна. По шаблонам, заложенным в этих документах, был развален Советский Союз и предпринята попытка дальнейшего расчленения Российской Федерации. Русофобия на грани психической болезни во многом характеризует и сегодня настрой политической и информационной среды США.

Задача политического подчинения через экономическое закабаление решалась Соединенными Штатами посредством плана Маршалла - помощи послевоенным государствам в обмен на политическую послушность и удаление из властных структур коммунистов и социалистов.

Сменивший Трумэна Президент Эйзенхауэр выступил в 1953 году с внешнеполитической доктриной «массированного возмездия», предусматривавшей для США возможность нанесения первыми внезапного ядерного удара по СССР и КНР, которые тогда, как и сейчас, рассматривались в качестве главных внешнеполитических противников. Целью доктрины было провозглашено обеспечение американского имперского мирового лидерства. В 1957 году доктрина была дополнена выражением готовности защищать с использованием американских войск территориальную целостность стран, подвергшихся агрессии. Причем с уже привычной имперской наглостью США оставляли за собой право судить, имела ли место агрессия, и принимать решение о военном вмешательстве.

Доктрина следующего президента, Джона Кеннеди, находилась под несомненным влиянием того, что произошло в 1959 году на Кубе и безуспешных попыток США покончить с бросившей вызов американской имперской наглости Кубинской революцией. Поэтому «сдерживание коммунизма» направлялось на латиноамериканские страны, которым США предлагали «альянс во имя прогресса». Кеннеди выдвинул теорию «принципа домино», по которому может происходить распространение неподконтрольных США режимов с Кубы в Латинскую Америку и из Вьетнама на регион Юго-Восточной Азии, и считал необходимым заплатить любую цену, чтобы остановить этот процесс во всем мире.

«Доктрина недопущения» Линдона Джонсона, ставшего президентом после гибели Кеннеди, обосновывала ввод американских войск в Доминиканскую Республику в 1965 году и означала, что Соединенные Штаты Америки отныне присваивали себе право, попирая суверенитет других государств, совершать вооруженное вмешательство в любой точке земного шара под предлогом защиты интересов своих граждан. На самом деле доктрина была направлена на недопущение прихода к власти неустраивавших США правительств, даже если они были избраны демократическим путем при поддержке большинства населения.

Доктрина Президента Ричарда Никсона, выдвинутая в 1969 году, обозначила намерение американцев заставить других обеспечивать американские интересы и брать на себя военные расходы и ответственность. Это выразилось во «вьетнамизации» проигранной впоследствии войны во Вьетнаме, «арабизации» развернувшейся в зоне Персидского залива борьбы за нефть посредством вовлечения Саудовской Аравии, в перекладывании на союзников расходов по НАТО и «совместной обороне», независимо от их желания в этом участвовать [14].

Доктрина Никсона в отношении борьбы за нефть подготовила доктрину следующего президента, Картера, который в 1979 году шагнул навстречу Брежневу и даже обнялся с ним, а в 1980 году заявил о возможности использования американской военной силы в районе Персидского залива и дал «зеленый свет» наращиванию сил быстрого развертывания. Он также выступил за расширение военного присутствия США в Индо-Тихоокеанском регионе, что 40 лет спустя Президент Байден провозгласит первым приоритетом его новой внешнеполитической концепции. Во внешней политике Никсона и Картера прослеживалось прагматическое влияние госсекретаря Генри Киссинджера, который выступил за разрядку и конвергенцию, рассчитывая на идеологическое инфицирование и разложение партийно-государственных элит в противостоявших странах. «Реальная политика», как подчас называют эту концепцию, в сочетании с имперской наглостью привела к желаемым результатам.

Пришедший на смену Президент Рональд Рейган, следуя традиции, выдвинул собственную внешнеполитическую доктрину, названную им доктриной «нового глобализма», которую можно было бы кратко сформулировать как поддержку всех, кто с Соединенными Штатами, против тех, кто имеет иные взгляды на мироустройство. Он огласил ее в феврале 1985 года, заявив о готовности США глобально противостоять «мировому коммунизму» одновременно в любой точке мира. Провозгласив СССР «империей зла», Рейган перешел от «сдерживания» к наступлению. Ставка была сделана на переформатирование пришедшего к власти в СССР в 1985 году нового, амбициозного, но недалекого и инфицированного Западом советского руководителя, на которого возлагалась задача разрушить изнутри собственную страну и вместе с ней весь противостоявший Западу блок социалистических и развивающихся стран. Американская имперская наглость, замахнувшаяся на, казалось бы, немыслимое, достигла своих целей. 

Президенту Джорджу Бушу-ст., избранному в 1989 году, пришлось столкнуться с реалиями кардинально изменившегося мира, в котором США в результате распада СССР обрели более широкие возможности, что, по словам Киссинджера, «породило искушение переделать мир по американскому образу и подобию» [15].

Следуя этому искушению, Дж.Буш-ст. выступил с концепцией создания нового мирового порядка. Его суть в представлениях американского президента заключалась в монополии одного государства на глобальное политическое и экономическое лидерство и управление. Збигнев Бжезинский отмечал, что «новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России» [16]. Руководство России наивно полагало, что его следование в фарватере внешней политики США будет оценено и Москва получит статус союзника США. Но Дж.Буш-ст. недвусмысленно заявил, что «новые взаимоотношения не могут быть просто продекларированными Москвой или поддержаны другими; они должны быть заработаны» [17].

Зарабатывать их следовало посредством односторонних уступок американской наглости во всех сферах, сокращая вооружения, уничтожая собственную экономику, отказываясь от самостоятельной политики и разоряя собственное население. «Рекомендации для оборонного планирования», выпущенные в 1992 году в качестве секретного руководящего документа, прямо ставили цель закрепления США в роли мирового гегемона и недопущения возникновения в Евразии какого-либо регионального лидера, способного контролировать эту территорию [18].

Концепция распространения демократии Президента Билла Клинтона предполагала укрепление роли США как гегемона в однополярном мире и оказание массированного влияния на постсоветские государства, включая Россию. Доктрина Клинтона была дополнена концепцией «геополитического плюрализма», направленной на то, чтобы окончательно лишить Россию статуса и влияния геополитической державы и, по возможности, содействовать ее распаду на более мелкие государства вслед за СССР. Начавшееся продвижение НАТО на Восток и нападение альянса на Югославию продемонстрировали пытавшейся протестовать России, что новоявленный гегемон не собирается с ней считаться и на фоне ее слабости откровенно плюет на российские взгляды и интересы.

Период нахождения у власти следующего президента, Джорджа Буша-мл., ознаменовался террористической атакой 11 сентября 2001 года на башни-близнецы в Нью-Йорке, заставившей США почувствовать свою уязвимость. В июне 2002 года Дж.Буш-мл. представил свою доктрину, которая основывалась на двух основных принципах: Соединенные Штаты будут прикладывать все необходимые усилия для сохранения своего превосходства и отныне присваивают себе право предпринимать упреждающие действия и наносить превентивные удары. «Доктрина американского превосходства» исходила из того, что США одержали победу в холодной войне, являются самой сильной державой мира и будут пользоваться правом сильнейшего, тем самым не рассматривая ни одну страну мира в качестве равного партнера. От такой концентрированной имперской наглости коробило даже ближайших союзников, но среди обмельчавших и умело повязанных американцами европейских политиков не нашлось желающих отчетливо возразить.

Приняв поддержку Москвы в борьбе с международным терроризмом, Вашингтон на словах провозгласил Россию партнером США, а на деле использовал ее солидарность, чтобы попытаться закрепиться со своими базами на постсоветском пространстве и продолжить приближение НАТО к российским границам. При этом США вышли из Договора по ПРО от 1972 года, осуществили вторжение в Афганистан и Ирак, начали готовить почву для принятия в Североатлантический альянс Грузии и Украины и, наконец, стимулировали агрессию Грузии в 2008 году, которая должна была проверить реакцию и возможности России. Проект «Новое американское столетие» обещал, что США будут доминировать как традиционная империя не только в военном и экономическом отношении, но и на новых кибернетических, космических и других технологических рубежах [19].

Агрессивная и наглая политика американского превосходства, стремившаяся отодвинуть Россию на периферию глобальных политических процессов, не могла не вступить в противоречие с жизненными интересами Российского государства, к которым оно стало все более решительно возвращаться после смены власти в Кремле в 2000 году.

Первый афроамериканский Президент США Барак Обама обнаружил, что его предшественник Дж.Буш-мл., погрузившись в десятилетие войн в Азии и на Ближнем Востоке, «проспал» возвышение Китая. Обама выдвинул концепцию «перезагрузки» отношений с Россией, с тем чтобы сосредоточиться на «сдерживании Китая». Оба государства набирали силу, появился новый формат БРИКС, и становилось ясно, что Pax Americana не состоялся и постсоветский однополярный мир уходит в прошлое. Предлагая внешне менее наглую манеру поведения США на международной арене, Обама отнюдь не отказывался от концепции американского превосходства, лидерства и доминирования в меняющемся мире. Да ему это и не позволил бы сделать американский политический истеблишмент, демонстрирующий при всех разногласиях демократов и республиканцев их единство в том, что касается интересов Америки во внешнеполитическом пространстве.

Доктрина «перезагрузки» Президента Обамы имела своей целью достижение максимальных преимуществ в наиболее важных для США вопросах за счет видимости «уступок» в пользу России, которые таковыми на самом деле не являлись. Одновременно она позволяла США более активно действовать в отношении Китая и на Ближнем Востоке, где Вашингтон фактически инициировал агрессию НАТО против Ливии, но выполнить грязную работу предоставил французам. В период президентства Обамы стали широко применяться экономические санкции в отношении России и других стран, не желавших следовать диктату Вашингтона. Изменился характер американской экспансии, главной в которой после слома прежнего миропорядка стала опора на доллар как на ее универсальный инструмент. Имперская наглость США начала включать в себя претензии на распространение национальной американской юрисдикции на весь мир. Заложниками Соединенных Штатов становились не только похищенные американскими спецслужбами граждане и арестованное по решениям американских судов имущество других стран, но и сами страны. Так, наложив в июне 2014 года по решению американского суда штраф в 9 млрд. долларов на французский Национальный парижский банк «BNP Paribas», США предложили Франции снять штраф, если она откажется от поставки России уже построенных кораблей типа «Мистраль» [20].

Утверждалось, что при Обаме имидж США в мире несколько улучшился. Однако, как свидетельствовали публикации, в том числе в мусульманском мире, а также опросы общественного мнения, американские претензии на глобальное доминирование и роль международного полицейского воспринимались все более резко отрицательно, как наглость, недопустимое вмешательство и посягательство на суверенитет и права человека, нарушения которых со стороны США «бесчисленны» [21].

Избранный на смену демократу Обаме республиканец Трамп выступил с несколько иных позиций, в то же время сохраняя и приумножая традиционную американскую имперскую наглость и покровительственный взгляд свысока на союзников и партнеров. Доктрина Трампа, которую его администрация определила как «принципиальный реализм», провозгласила цель сделать вновь Америку великой. Лозунг Трампа «Америка прежде всего» вызывал тягостные исторические аналогии с развязавшей две мировые войны Германией, однако ясно определял ориентиры политики нового президента. Трамп пояснял их, заявляя, что Америка не должна быть «простофилей» и ей следует стремиться в политике, как в бизнесе, извлекать из всего пользу.

Он хорошо понимал, насколько второстепенны задачи расширения НАТО, продвижения демократии или проблемы Украины для рядовых американцев, и решил апеллировать к ним, к их повседневным нуждам и заботам, возвращая в Америку производства, рабочие места и благополучие и проявляя жесткость в отношениях с зарубежными партнерами и союзниками. Повышая давление на Китай, обкладывая Россию беспрецедентными санкциями и требуя от союзников платить США за свою безопасность, Трамп отказывался от глобализма, если за него нужно было расплачиваться Соединенным Штатам, и от абсурдных войн, в которых нельзя было выиграть. Фундаментальным принципом доктрины Трампа выступила последовательность в обеспечении национальных интересов США, которая была замечена американцами и повысила к нему доверие.

Попытка Трампа переизбраться на второй срок расколола Америку практически пополам. Победа демократа Джозефа Байдена, вызывающая сомнения у половины населения Соединенных Штатов, ознаменовалась мощным внутренним социальным кризисом и протестными выступлениями.

Приступив к делам, Байден попытался вслед за Обамой и Трампом избавиться от бремени войн в Ираке и Афганистане и реализовал подписанное Трампом соглашение о выводе американских войск из Афганистана в 2021 году. Это отнюдь не означало отказа от претензий США на глобальное доминирование. Напротив, сразу же после избрания Байден заявил о готовности сесть во главе стола и руководить миром, к чему его никто не приглашал.

В своих выступлениях он представил новую внешнеполитическую доктрину США, направленную на то, чтобы сплотить вокруг себя коллективный Запад и заставить его в русле американских интересов присоединиться к изоляции и подавлению России и Китая, провозглашенных глобальными противниками. Это следовало понимать как повышение градуса американской имперской наглости в отношении этих двух стран до боевой стойки, в которую они вознамерились поставить своих союзников по НАТО и другие страны. В особенности это касается Индо-Тихоокеанского региона, провозглашенного первым приоритетом внешней политики Байдена, где был срочно создан англосаксонский блок АУКУС из Австралии, Великобритании и США.

При этом ни безопасности США, ни американскому лидерству в рамках коллективного Запада ничего не угрожает. Не угрожало и раньше, когда США затеяли расширение НАТО на Восток, прекрасно понимая, что попирают жизненные интересы России, и, решив, видимо, просто игнорировать это. Если ориентироваться на выпущенное администрацией Байдена в марте 2021 года «Временное стратегическое руководство по национальной безопасности», то его новая внешнеполитическая концепция могла бы называться «окружение и сдерживание России и Китая». В этом документе США, правда, пригласили Китай к «секторальному сотрудничеству», то есть по вопросам, интересующим США. Такое предложение десять лет назад было сделано России и привело к глубокому кризису в российско-американских отношениях.

Недавно администрация Байдена утвердила стратегию США в отношении Индо-Тихоокеанского региона, которая имеет своей целью прежде всего воспрепятствовать развитию Китая и его сближению с Россией, уже ставшему фактом. Байден стал третьим подряд Президентом США, который назвал Азию главным стратегическим приоритетом США, заявив, что ни один регион не будет более важным для Соединенных Штатов и безопасность и процветание Америки в большей степени зависят от безопасности и процветания Индо-Тихоокеанского региона. Демократы и республиканцы, партнеры в регионе и Европе, как утверждают в администрации Байдена, поддерживают действия США на этом направлении.

Подобные заявления вполне в американской традиции. Насколько они соответствуют действительности, покажет развитие событий. Помимо блока АУКУС и вовлечения в четырехстороннюю формулу консультаций «QUAD» вместе с США и Австралией, а также Японией и Индией, являющейся страной - участницей формата БРИКС, американцы планируют приобщить к своей политике в регионе Индонезию, Малайзию, Монголию, Новую Зеландию, Сингапур, Тайвань, Вьетнам и острова Тихого океана. Помимо этого, американская стратегия предполагает укрепление пяти региональных договорных союзов США с Австралией, Японией, Республикой Корея, Филиппинами и Таиландом.

Впервые после изобретения атомного оружия США, инициируя АУКУС, обязались предоставить Австралии технологии атомных подводных лодок. Китай осудил это опасное решение, расценив его как угрозу. Нагло и откровенно провоцируя Китай и Россию, США напоминают уличного хулигана, который не успокаивается в своих выходках, пока не получит по физиономии. Скорее всего, это в той или иной форме понадобится сделать, если США не поймет всей серьезности требований России о гарантиях безопасности и предупреждения, содержащегося в факте подписания в начале февраля в Пекине совместного заявления глав государств Китая и России - Председателя КНР Си Цзиньпина и Президента Российской Федерации Владимира Путина.

Нельзя не видеть, что доктрина Байдена и ее индо-тихоокеанское расширение характеризуются все теми же американскими проявлениями безудержной и бесцеремонной в отношении других государств имперской наглости и полностью соответствуют доктрине «нового мирового порядка» и, как и сама эта доктрина, строятся исключительно на национальных интересах США. Они были и остаются догмой для американских администраций, которые ставят принципы школы «реализма» во главу угла при проведении внешней политики, начиная с эпохи президентства Т.Рузвельта. Именно он был первым президентом, настаивавшим на том, что долг Америки - распространять свое влияние на весь земной шар и строить отношения с миром на основе концепции национальных интересов.

Наряду с имперской наглостью неотъемлемым составным элементом американской внешней политики является ложь. В 2008 году в Америке была опубликована любопытная книга, озаглавленная «Христианство и война и другие истории о государстве в состоянии ведения войны» [22]. Ее автор Лауренс Вэнс привел длинный список примеров государственной лжи, исходившей от президентов, государственных секретарей и других официальных лиц Соединенных Штатов Америки. Сегодня ложь стала настолько часто применяться в политике США, что не только обывателям, но даже специалистам, профессиональным политикам и опытным журналистам исключительно сложно докопаться до правды. Различие с прошлыми временами заключается в том, что раньше, когда ловили на лжи, люди, ее допустившие, становились презренными, нерукопожатными, подавали в отставку, совершали самоубийство. Сегодня же американские официальные лица врут и не краснеют. Каждый день приносит все новые примеры откровенной лжи пресс-секретарей президента, Госдепартамента, Министерства обороны и других официальных поставщиков новостей США. Под их ложь подведена идеологическая основа: похоже на правду лгать врагу или о враге, если есть такая установка, считается достойной похвал, качественно выполненной работой, а вот лгать американскому президенту, Конгрессу, спецслужбам, суду, полиции - это уже преступление.

«Идея исключительности вызывает у США чувство безнаказанности, - считает профессор истории, директор Института ядерных исследований Американского университета в Вашингтоне Питер Кузник. - Другие страны не позволяют себе того, что делает Америка. Другие страны не убивают людей по всему миру с помощью беспилотников, не свергают чужие правительства, не совершают военные вторжения и не ведут систематические бомбардировки. Во имя закона, порядка и справедливости США натворили много такого, что привело бы всех в ужас, если бы что-то подобное позволила себе другая страна» [23].

Соединенные Штаты остаются единственной страной в мире, применившей против другой страны атомное оружие, погубив мирное население двух японских городов. Мир потрясли массовое убийство американскими войсками мирных жителей уничтоженной вьетнамской деревни Сонгми, бомбардировки Белграда, авиаудар по Багдаду. Американские власти и спецслужбы, когда им это выгодно, чтобы хозяйничать в Латинской Америке, не гнушаются вступать в сговор с наркодельцами, отравляющими наркотиками население Соединенных Штатов. С самым влиятельным наркоторговцем мира Эль Чапо и другими наркобаронами офицеры спецслужб США встречались более 50 раз, нисколько этим не смущаясь.

Исключительно важным для США является контроль над всеми основными территориями добычи и транспортировки энергоресурсов, до которых они в состоянии дотянуться, поскольку на захвате, подчинении и эксплуатации энергорынков, ресурсов и транспортных систем во многом держится американская экономика. Поэтому такую битву США развернули вокруг газопровода «Северный поток - 2», вознамерившись перехватить у России газовый рынок Европы. В ход американцы пустили самые нелепые вымыслы, например насчет того, что российский газ самый грязный, а американский якобы представляет собой молекулы свободы. Под фальшивыми предлогами, а на самом деле из-за нефти были разгромлены и разграблены Ирак и Ливия. Следующими на очереди были бы Сирия и Иран, если бы на помощь не пришла Россия. Бывший многолетний глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен признал в своих мемуарах, что война в Ираке была главным образом войной за нефть.

Расчеты США на глобальное доминирование и достижение мирового господства зиждятся на «трех китах» финансовой, идеологической и военной мощи. Первая обеспечивается никем, кроме США, неконтролируемой эмиссией доллара как главной резервной валюты мира. Вторая - баснями про демократию, которые распространяются посредством СМИ и Голливуда и фабрикуются в специальных «лабораториях мысли» типа корпорации «РЭНД». Третья - огромным военным бюджетом и производством вооружений. Военный бюджет США является самым большим в мире и превосходит по объему вместе взятые военные бюджеты шести следующих за США стран с самыми крупными военными расходами. Для погрязших в огромных долгах Соединенных Штатов единственной возможностью сохранить за собой глобальное лидерство и выйти из экономического кризиса является развязывание войн, неоколониальное порабощение богатых ресурсами стран и ослабление конкурентов - как противников, которыми они считают Китай и Россию, так и союзников, включая ближайших из них - Великобританию, Германию и Францию.

Уже упоминавшийся проект «Нового американского столетия» считает сегодня главной американской ценностью и главной целью американской внешней политики «абсолютную безопасность США» на основе глобального доминирования, достижение которой оправдывает любые преступления и нарушения международного права [19].

Проект продвигается Госдепартаментом через неправительственную организацию, во главе которой стоит Роберт Каган - муж заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд. Она, как известно, отличилась раздачей печенья бандитам, совершившим вооруженный государственный переворот на Украине в 2014 году. Американский аналитик Роберт Перри в своей статье для «Consortium News» писал, что украинский конфликт стал чем-то вроде «семейного бизнеса» для Виктории Нуланд и ее мужа Роберта Кагана. При этом Нуланд «раздувает «горячую войну» в Донбассе, создавая вымышленные угрозы для США, а Каган на этом фоне призывает раздувать военный бюджет. «Если бы не действия Нуланд, то украинский кризис, возможно, не приобрел бы столь острой формы, - считает аналитик. - Именно она лично призывала бизнесменов и политических активистов бросить вызов законно избранному Президенту Виктору Януковичу, напоминала руководителям украинских компаний, что США вложили 5 млрд. долларов в европейские устремления страны» [24].

Глубоко аморальный, изолгавшийся и исповедующий двойные стандарты американский политический истеблишмент вряд ли остановится, если не почувствует экзистенциальной угрозы. Чувствуя себя в недосягаемости за двумя океанами, американский политический класс нагнетает давление в глобальном котле, который и так уже находится на грани взрыва. События 11 сентября 2001 года, разрушившие иллюзии о неуязвимости Америки, уже порядком подзабылись, и недалекие генералы и политики вновь принялись строить агрессивные планы. США, а вслед за ними и весь «коллективный Запад» принялись угрожать России. На фоне деградации Запада и фактической утраты им самостоятельности в принятии решений договариваться России имеет смысл только с держащими в своих руках рычаги управления и НАТО, и Евросоюзом, и всем «коллективным Западом» Соединенными Штатами. Если, конечно же, они окажутся договороспособными. Если же нет, то зарвавшегося хулигана придется приводить в чувство военно-техническими средствами. Другого выбора, судя по всему, просто не существует. Слишком далеко все зашло и слишком долго Россия, уступая, искала на Западе взаимности, но так и не нашла.

 

Источники и литература

1. Thucydides. The History of the Peloponnesian War. The Fifth Book. Chapter 89 // http://classics.mit.edu/Thucydides/pelopwar.html (дата обращения: 13.02.2022).

2. Blum William. America’s Deadliest Export: Democracy. The Truth about US Foreign Policy and Everything Else. London & New York: Zed Books Ltd., 2013. (Блум Уильям. Смертоносный экспорт Америки: демократия. Правда о внешней политике США и многом другом / Под общей редакцией генерального директора Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероники Крашенинниковой // https://mir-knig.com/read_240956-17 (дата обращения: 12.02.2022).

3. Tise Larry E. Proslavery: A History of the Defense of Slavery in America, 1701-1840. University of Georgia Press, 2004. Р. 185.

4. Sheply James. How Dulles Averted War // Life. Jan. 16, 1956.

5. Kahn H. Thinking about the unthinkable. Horizon Press, 1962.

6. Карякин В.В. Военная политика и стратегия США в геополитической динамике современного мира. М.: Граница, 2011. С. 59.

7. Мотылев В.В. Программы президентов США. Теодор Рузвельт // Экономический журнал. 2013. №4 (32).

8. Бекер С. Вудро Вильсон. Мировая война. Версальский мир. М., 1923. С. 121.

9. Harbutt F. The Iron Curtain: Churchill, America and the Origins of the Cold War. New York, 1986.

10. Сталин И.В. Интервью газете «Правда» // Правда. 1946. 14 марта.

11. NSC 20/1 // Documents on American Policy and Strategy, 1945-1950 / eds. Thomas H.Etzold and John Lewis Gaddis. New York: Columbia Uni-versity Press, 1978. P. 173-203.

12. NSC 68 // Foreign Relations of the United States. 1950. №1. Р. 237-292.

13. Yergin Daniel. Shattered Peace. Boston: Houghton Mifflin, 1977. Р. 208.

14. Jennings Richard M. The Thrust of the Nixon Doctrine // Military Review. February 1972. Vol. 52. №2. P. 3-9.

15. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. С. 733.

16. Новый мировой порядок. Актуальная политическая энциклопедия // http://niv.ru/doc/encyclopedia/politics/articles/126/novyj-mirovoj-poryadok.htm (дата обращения: 16.02.2022).

17. Brown S. The Face of Power. N. Y., 1994. Р. 369-370.

18. Каширина Т.В. Американская концепция «современного миропорядка» и американо-российские отношения на рубеже XX-XXI вв. // URL: http://www.evestnik-mgou.ru/vipuski/2010_1/stati/pdf/kashirina.pdf (дата обращения: 16.02.2022).

19. Проект «Нового американского столетия» (PNAC). 12.06.2007 // URL: http://t0x4.livejournal.com/786.html (дата обращения: 17.02.2022).

20. Путин говорит, что США шантажировали Францию из-за военного корабля штрафом BNP. 1 июля 2014 // businessweek.com (дата обращения: 17.02.2022).

21. Передовица: Доктрина Обамы // Ежедневное время. 2010.05.29 (дата обращения: 17.02.2022).

22. Vance Laurence. Christianity and War and other Essays Against the Warfare State. Perfeсt, 2008. Самые крупные обманы в истории американской политики // http://perly.ru/kureznye-novosti/samye-samye/1253-samye-krupnye-obmany-v-istorii-amerikanskoj-politiki.html (дата обращения: 17.02.2022).

23. Историк: Идея исключительности вызывает у США чувство безнаказанности // https://cont.ws/@muravei-s/98795

24. СМИ: Нуланд и ее муж - одни из главных провокаторов украинского конфликта. 23 марта 2015 // https://topwar.ru/71436-smi-nuland-i-ee-muzh-odni-iz-glavnyh-provokatorov-ukrainskogo-konflikta.html