Прошел год со дня инаугурации Президента США от Демократической партии Джозефа Байдена, но дискуссия вокруг военно-политической стратегии, внешней политики и дипломатии предыдущего американского президента не теряет своей актуальности.

В своих предвыборных выступлениях, как отмечает сотрудник Совета по международным отношениям М.Бут1, экс-президент Д.Трамп твердо обещал перестроить американские вооруженные силы, проявить заботу о ветеранах, побудить мир снова уважать США. При этом президент выступал за повышение расходов Соединенных Штатов и других государств - участников НАТО на военные цели, обещал послать больше американских войск и вооружений в Афганистан, Ирак и Сирию, предоставить ответственным командирам существенно больше свободы в обеспечении ими ведения военных действий. Военные расходы США уже в 2017 году были увеличены Президентом Д.Трампом почти на 20%.

В общественно-политических кругах страны довольно необычным поначалу воспринимался порядок назначения Трампом американских генералов на вышестоящие посты. Так, генерал морского корпуса в отставке Джеймс Мэттис был назначен  министром обороны страны, генерал морской пехоты в отставке Джон Келли получил пост министра, ответственного за безопасность страны. Генерал-лейтенанта в отставке Майкла Флинна назначили советником президента по национальной безопасности, а через 24 дня его заменил на этом посту действующий генерал-лейтенант Г.Р.Макмастер. Некоторые американские критики, пишет Бут, выражали озабоченность фактом широкого представительства генералитета в период президентства Трампа на гражданских постах. Однако другие американцы, отмечая назначение генералов на подобные посты, выражали надежду, что работа генералов на гражданских постах позволит обеспечить более ответственное «наблюдение» за деятельностью соответствующих структур страны.

Вместе с тем, выступая на одной из пресс-конференций в Белом доме, Президент Трамп обвинил Пентагон в ведении войны ради обогащения предприятий американского ВПК, а «американским генералам прямо сказал: «Вы все неудачники, вы больше не знаете, как одерживать победу, я не пойду с вами воевать»2.

Говоря без обиняков, и сам Президент Д.Трамп не пользовался популярностью в генеральских кругах страны. В своих мемуарах бывший советник президента по национальной безопасности США Джон Болтон писал, что многие из решений Трампа по национальной безопасности опирались больше на политику, чем на стратегию, или внешнюю политику, или рациональные функции обороны3.

Характеризуя международную обстановку, американский генерал Марк Милли, занимавший пост председателя Объединенного комитета начальников штабов, в своем выступлении в Брукингском институте 2 декабря 2020 года заявил, что для сохранения мира Соединенным Штатам необходимо укрепить американский военный потенциал, усилить альянсы, поддерживать вовлечение в дела различных регионов мира. Но при этом он рекомендовал сократить американское военное присутствие в некоторых странах, обеспечить динамизм вооруженных сил Соединенных Штатов. В рассуждениях генерала М.Милли получило отражение его стремление избегать в будущем войны, планирования и подготовки к вооруженным конфликтам против России или Китая. И дело не только в том, что конфликты с ними он считал более сложными и тяжелыми. Скорее, продолжает Милли, это такие войны, которые не должны начинаться и в которых мерилом успеха является не военная победа, а их сдерживание или, если война все же началась, «быстрая деэскалация и завершение конфликта».

В период президентства Д.Трампа правоконсервативными кругами США была выдвинута и начала активно проводиться, в первую очередь против Российской Федерации, политическая концепция - мир, основанный на правилах, которая была сознательно противопоставлена международному праву. Как справедливо отмечает в своей статье президент Совета по международным отношениям США Ричард Хаасс, Д.Трамп вступил в Овальный кабинет в январе 2017 года, будучи убежденным в необходимости осуществления коренной перемены в американской внешней политике, где им был провозглашен курс, направленный на оборону страны от зарубежных врагов и на защиту жизненных интересов Америки4.

При Д.Трампе был продолжен демонтаж созданной на заключительном этапе холодной войны области разоружения и контроля над вооружениями. США вышли из договоров по ПРО и о РСМД. В ноябре 2020 года США заявили, что официально прекращают выполнение своих обязательств в рамках Договора по открытому небу. А между тем именно Вашингтон был инициатором разработки такого договора.

Американский профессор Майкл Бекли, касаясь той же темы, писал, что немногие договоры в области контроля над вооружениями, действующие до сих пор, могут утратить силу, по мере того как страны будут продолжать накапливать вооружения для своей защиты5.

Джон Болтон, участвовавший в переговорах президентов - России В.В.Путина и США Д.Трампа в Хельсинки в 2018 году, сообщает, что президенты коснулись также вопросов контроля над вооружениями, но, по его выражению, «только поверхностно». Что касается перспективы продления Договора СНВ-3, то Трамп критиковал этот договор еще в ходе предвыборной кампании 2016 года, называя его «бедствием»6.

В американском экспертном сообществе высказывается мнение, что перемены, которые Д.Трамп инициировал на посту президента страны, должны были помочь обеспечивать благоприятный международный порядок для американских интересов и ценностей и других свободных и открытых обществ. Но в то же время американским политическим деятелям потребуются новые идеи о повышении роли их страны в мире и новое мышление в отношении таких государств, как Китай и Россия, если они не намерены способствовать милитаризации американской внешней политики.

Интересен обстоятельный критический анализ недостатков внешней политики и дипломатии США при Д.Трампе видных американских дипломатов Уильяма Бёрнса и Линды Томас-Гринфилд7 в статье «Трансформация дипломатии. Как спасти Государственный департамент»8.

Рассматривая, по их собственному выражению, «большой архипелаг американской внешней политики», авторы отмечают, что «ключом к хорошей дипломатии» являются «продуманные и устойчивые инвестиции в людей». Напротив, хорошо продуманные усилия в области реформирования были изуродованы в период президентства Трампа за счет его чудачества, бюджетного давления, чрезмерной милитаризации внешней политики, «неуклюжей бюрократии» Государственного департамента. Дипломаты считают, что администрация Трампа, научившись заниматься «проблемой кадров», сделала их «главной мишенью» того, что помощник главы Белого дома Стивен Бэннон квалифицировал как «разрушение исполнительной власти».

Опираясь на народное недоверие в США к «экспертам и публичным учреждениям», Президент Трамп, утверждают Бёрнс и Томас-Гринфилд, поддерживал «международный порядок в американских интересах» с помощью метеорологов, народных целителей, юристов и в последнюю очередь дипломатов.

Что же касается карьерных дипломатов, то они систематически устранялись с высоких постов в Вашингтоне. С 2017 года почти четверть высокопоставленных дипломатических сотрудников, по сведениям Бёрнса и Гринфилд, покинули дипломатическую службу США. Это число включает 60% карьерных послов.

«Картина за рубежом является столь же мрачной, - приходят к выводу авторы». «Рекордное число политических назначенцев, - продолжают они, - занимающих посты послов, зачастую невысокого качества». В порядке иллюстрации в статье приводится ряд имен работавших за рубежом американских послов. Так, посол в Берлине Ричард Гренелл призывал немцев к антагонизму. В этих целях, поясняют авторы, он использовал не только свои довольно слабые лекции, но и поддержку со стороны правых политических партий. Американский посол в Исландии Джеффри Росс Гюнтер, сообщают авторы, сменял «сногсшибательными темпами своих карьерных заместителей» - не менее семерых, причем меньше, чем за двухгодичный срок.

Авторы статьи не ограничились критикой избранных ими американских послов, но коснулись также деятельности дипломатов, трудившихся в Вашингтоне в период администрации Президента Обамы и участвовавших в переговорах с Ираном по ядерным вопросам. Эти сотрудники были позднее скомпрометированы и, не получив поддержки, уволены. Их коллеги, которые, принимая присягу, выполняли свои конституционные обязательства в период известных событий на Украине, были впоследствии оклеветаны и брошены на произвол судьбы собственным руководством. В мае 2020 года независимый генеральный инспектор Государственного департамента Стив Линик был уволен, после того как ему поручили провести расследование деятельности госсекретаря Майкла Помпео по вопросу об использовании правительственных средств в личных целях.

Подвергнутые суровой критике и пониженные в должности, констатируют авторы, многие карьерные дипломаты США предпочитали увольняться со службы. Опираясь на приведенные ими сведения, авторы делают откровенный вывод: после нескончаемых нападок со стороны администрации Трампа американской дипломатии был нанесен серьезный урон и на фоне растущих трудностей в стране и за рубежом американская дипломатия нуждается в значительном восстановлении. И цель, как считают оба автора, заключается не просто в укреплении силы ее воздействия и целеустремленности, а в возрождении дипломатии для новой эры.

Государственный департамент, с сожалением отмечают авторы, уделял слишком мало внимания быстро меняющемуся международному ландшафту, в рамках которого ускорялось, по их мнению, геополитическое соперничество США с восходящим Китаем и возрождающейся Россией. Не обращалось со стороны Госдепартамента внимание и на то, что «происходило дома». Контуры новой повестки дня американской дипломатической реформы должны вытекать, по утверждению авторов, из разумной переоценки роли Соединенных Штатов в мире, а не из восстановления американской гегемонии. Как считают авторы, американской дипломатии надлежит сохранять постепенно снижающуюся, но все еще важную роль США в мировых делах. Она должна проявлять большую сдержанность и дисциплину.

Недовольны авторы статьи и тем, что практически все старшие дипломаты являются представителями белой расы. И Госдеп должен принять на себя недвусмысленное обязательство к 2030 году, чтобы американские дипломаты по своему составу наконец-то напоминали страну, которую они представляют. Это касается не только расовой принадлежности, но и гендерной.

На фоне приведенных выше публикаций американских специалистов по комплексу вопросов военной стратегии, внешней политики и дипломатии интерес представляет статья Хиллари Клинтон, в прошлом государственного секретаря США, а в 2016 году кандидата на пост президента США от Демократической партии страны. Ее статья «Рассчитать национальную безопасность. Как Вашингтон должен думать о силе»9 содержит ряд соображений о приоритетах обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов в обстановке «текущего кризиса». Клинтон, в частности, пишет, что страна опасно не готова к серии угроз и многомерным вызовам со стороны Китая и России.

Вместе с тем она считает, что сверхмилитаризация внешней политики США, проводившаяся при Трампе, является плохой привычкой, которая уходит к тем годам, когда Президент Эйзенхауэр предупреждал американское общество об опасности военно-промышленного комплекса. Сегодня - время нового поколения американских дипломатов, способных принимать вызовы. В числе выдвигаемых Х.Клинтон рекомендаций по преодолению неблагоприятного состояния безопасности США предлагается пробудить страну ото сна, модернизировать ее оборонные возможности, отказаться от устаревших систем вооружений, создававшихся для мира, который больше не существует, начать оснащение американских вооруженных сил новыми системами вооружений.

По убеждению Клинтон, осуществление такого рода мероприятий позволило бы Вашингтону в новой международной обстановке сэкономить десятки миллиардов долларов, расходуемых на американские вооруженные силы, приступить к модернизации обороноспособности США. Более важным для страны она считает также разработку нового подхода к ядерному оружию, указывая, что США не должны расходовать в последующие 30 лет 1 трлн. долларов на ядерный арсенал, как это, по ее словам, планируется. Критикуя в этой связи прежний курс администрации Трампа, Клинтон делает акцент на необходимость сфокусировать администрацией Джо Байдена внимание на разработке в области американской внешней политики новых соглашений, которые сцементируют союзы и повысят американское влияние на развивающиеся страны.

Клинтон высоко оценивает деятельность Байдена, который является председателем Комитета Сената по международным отношениям и обладает глубокими знаниями в области национальной политики безопасности США. Она позитивно оценила принятые Президентом Джо Байденом уже в день его инаугурации решения о возвращении США в Парижское соглашение по климату, во Всемирную организацию здравоохранения. Среди приоритетов новой президентской администрации - борьба с распространением коронавируса, восстановление позиции США в мире.

Сама Клинтон считает важным убедить Китай, от которого исходит военная угроза, присоединиться к переговорам по ядерным вооружениям. С озабоченностью она упоминает также о том, что во время, когда американские войска вели дорогостоящие войны на Ближнем Востоке, Китай инвестировал свои средства в относительно недорогие виды оружия, такие как противокорабельные баллистические ракеты, которые представляют серьезную опасность для дорогих авианосцев Соединенных Штатов. Продолжая и дальше высказывать свою озабоченность растущими ядерными вооружениями, Клинтон заявляет, что военный вызов Китая является реальным. Соединенные Штаты не должны быть усыплены фальшивым ощущением безопасности за счет превосходства в огневой мощи или того факта, что их оборонный бюджет остается гораздо больше китайского. Ею подчеркивается важность убедить Китай вступить в переговоры по ядерным вооружениям, а также максимизировать способность США конкурировать с Китаем и быть готовыми к будущим вызовам.

Действительно, дальнейшее развитие Китая, распространение его влияния на другие страны угрожает гегемонии США. Мир вступает в новую историческую эпоху, характеризующуюся более жестким противостоянием двух крупнейших в экономическом отношении держав мира. Многое будет зависеть от мудрости политиков.

 

1Boot Max. A Few Good Men // Foreign Affairs. 2020. May/June.

2Ibid.

3Bolton John. The room where it happened. New York, 2020. P. 489.

4Haass Richard. Present at the Disruption // Foreign Affairs. 2020. September/October.

5Beckley Michael. Rogue Superpower // Foreign Affairs. 2020. November/December.

6Bolton John. Op. cit. P. 151.

7В январе 2021 г. Президент США Джозеф Байден назначил посла Уильяма Бёрнса директором ЦРУ, а Линду Томас-Гринфилд - постоянным представителем США при ООН.

8William J. Burns and Linda Thomas-Greenfield. The Transformation of Diplomacy. How to Save the State Department // Foreign Affairs. 2020. November/December.

9Clinton Hillary. A National Security Reckoning. How Washington Should Think About Power // Foreign Affairs. 2020. November/December.