К 800-летию со дня рождения Александра Невского журнал «Международная жизнь» создал документальный фильм «Александр Невский: дипломат, воин, святой».

Князь Александр Ярославич, прозванный Невским, «трудившийся за всю Русскую землю», причисленный к лику святых, сохранивший, по словам патриарха Кирилла, «национальную идентичность» нашего народа в сложные времена, предстает в фильме не только правителем и воином, но и дипломатом, сумевшим сберечь Русь в ее духовной непокоренности и самобытности.

«В лукавую душу не войдет премудрость…» - с этих слов начинается житие святого благоверного князя Александра и с них же начинается фильм, который без лукавства рассказывает о пути княжеском.

Русь опустошена татаро-монгольскими нашествиями, и об этом свидетельствуют не только славянские, но и западноевропейские летописи. Киев практически обезлюдел, города и села сожжены. И именно в это время Папе Римскому Григорию IX приходит мысль о том, что земли, населенные «диким племенем, порабощенным еще худшими язычниками - татарами», можно будет легко подчинить своему влиянию. Начинается оккупация Руси католическими орденами, которые не просто захватывают земли и не довольствуются только материальными благами, но и пытаются подчинить народ духовно, насаждая католическую веру. Если в Золотой Орде относятся к чужеродной религии как к некоей высшей силе и считают, что в случае сохранения Церкви порабощенные народы, благодаря за это своих богов, будут молиться и за захватчиков, позволивших им остаться в своей вере, то папскому престолу нужно полное подчинение русичей - их души и тела. Тем более что Папа Григорий IX опасается: если Русь пойдет на уступки Орде, остановит войны и укрепится, встанет с колен, то Римской империи не одолеть Византию, которая сможет уповать на поддержку Руси православной.

Сначала Папа решает «поднять крест и меч на Русь», причем сделать это руками немецкого ордена меченосцев. Но главный враг папского престола - король Фридрих II - нападет на Рим, и Папа умрет в осаде. Однако планы захвата Руси не исчезнут вместе с Григорием IX, наоборот, только окрепнут. Именно в это время начинается крестовый поход Европы на северо-западные земли Руси.

Создатели фильма и доктор исторических наук директор Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена Роман Соколов приглашают зрителя в «самую историческую часть Санкт-Петербурга», то самое место, где высадилось на берег войско будущего правителя Швеции военачальника Биргера. Тот отправил посланника в Великий Новгород к князю со словами: «Если можешь - сопротивляйся. Знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Князь собирает дружину и, помолясь в новгородском соборе Святой Софии,  выступает навстречу захватчикам. Главным козырем Александра становятся внезапность нападения и… Божья помощь.

Иерей Андрей, служащий в церкви Святого благоверного князя Александра Невского, рассказывает о чуде, случившемся на берегах Ижоры: накануне битвы явились Александру святые братья Борис и Глеб и пообещали помощь в бою. И действительно, на противоположном берегу реки, где находились запасные силы шведов и куда не дошли русские воины, нашли множество тел захватчиков, погибших, как гласит предание, от рук святых братьев.

У каждой из сторон были свои цели и задачи. Шведы бились, решая геополитические задачи, и (конечно!) в надежде на обогащение после захвата богатых новгородских селений. Русские же сражались (впрочем, как и почти всегда), защищая свою землю. Александр был в гуще сражения и, по преданию, лично поразил копьем шведского военачальника. Тяжелораненого Биргера спасли телохранители, шведы отступили, так и не пленив землю русскую, а Александр, совершив свою первую и такую значимую для истории Руси победу, в том числе благодаря умелой военной тактике, вернулся в Новгород.

В устье Ижоры, на том самом берегу, где способствовало победе русского войска Небесное воинство, основали величественный храм Святого благоверного князя Александра Невского. А рядом установлен памятник-часовня с высеченными на нем словами, с которыми Александр обратился к своей дружине перед битвой: «Не в силе Бог, но в правде»…

По словам Романа Соколова, именно эта победа дала князю Александру его знаменитое и почетное прозвище «Невский», которое закрепилось за ним в начале XV века.

Недолго Александр пробыл в Новгороде - рассорился с горожанами и вернулся в Суздаль. Но отряды крестоносцев снова пошли на Русь, и новгородцы отправились на поклон к князю. И князь Александр Ярославич, забыв обиду личную, встал «за обиду русской земли».

В спорах про Ледовое побоище историками сломано не меньше копий, чем в нем самом. Авторы фильма пытаются найти ответы на эти вопросы, ищут древнюю историческую правду. Секреты тактики и стратегии Александра Невского раскрывает профессор МГИМО, доктор исторических наук Михаил Мягков. Когда многочисленное войско захватчиков выстроилось клином, называемым в народе «свиньей», и пошло в наступление по льду Чудского озера, Александр позволил рыцарям пройти вглубь и окружил его с флангов. Меченосцы попали в капкан.

Главный художник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Евгений Емельянов, автор прекрасных выразительных рисунков к фильму, предлагает зрителю рассмотреть художественную диораму, посвященную Ледовому побоищу. Диорама создавалась на основе летописи тех лет и на ней очень хорошо видно, как замыслил битву князь Александр и насколько эта битва была жестока.

А вот то, что рыцари сразу провалились под лед под тяжестью своих доспехов, - все-таки миф. Снаряжение и немецких, и русских воинов весило примерно одинаково, так что если псы-рыцари и тонули, то, как считает Евгений Емельянов, вследствие тактической задумки князя, заманившего их на подтаявший апрельский лед.

Диорама Емельянова будет выставлена на Чудском озере, именно там, где и происходила битва. Для поиска точного места ученые углубились в летописи и нашли довольно точное указание - остров Вороний  или Вороний камень. Осталось найти хоть что-то похожее на самом озере. К поискам подключилось Санкт-Петербургское отделение Российского военно-исторического общества. Владимир Казаков, заместитель председателя РВИО, рассказывает о поисках, проведенных историками.

Величественное Чудское озеро до сей поры хранит свои секреты. Единственный «камень», точнее, небольшая скала недалеко от берега была взорвана в начале ХХ века, так как мешала судоходству. Найденные на дне каменные фрагменты помогли установить более точное место знаменательной битвы.

Немецкие рыцари, вдохновленные Папой, потерпели сокрушительное поражение. Европа на время отступила, и на смену воину пришел дипломат. Главный редактор журнала «Международная жизнь» Армен Оганесян цитирует летопись, которая рассказывает о том, что еще перед Невской битвой Александр произнес слова о том, что «Бог повелел народам жить в своих пределах, не переступая в чужую часть», и тем самым провозгласил принцип нерушимости границ, который князь почерпнул из Священного Писания, понятие по тем временам практически немыслимое! Как и то, что Невский отрицал войну как средство наживы (обычное дело в те времена), но воспринимал только как защиту, оборону и освобождение пленных.

А ведь кроме войн с Европой перед Русью стояла проблема Золотой Орды, с которой надо было договариваться, поскольку государству было просто необходимо мирное время, чтобы накопить силы и средства, которых у разоренного государства не было, на войну с монголами. Многие сочли это предательством, но это была мудрая и выверенная политика, позволившая не просто выжить, но и в дальнейшем уже потомкам князя разбить ханские войска.

Между тем папский престол не отступал. Немецкий журналист и политический аналитик Томас Репер считает, что главное отличие в католической и православной жизни было то, что церковная и светская власти на Западе противодействовали друг другу, в то время как на Руси они действовали в полном согласии. И это исключало борьбу за власть, сопровождаемую интригами, враньем и провокациями. Не сумев силой поработить Русь, Папа Иннокентий IV начал действовать исподволь, внедряя среди православного народа свою религию, и даже несколько раз обращался к князю с предложением помощи в борьбе с Ордой в обмен на переход в католичество. Но Александр Невский отказал Папе, заявив, что «вера его предков не должна быть предана, несмотря ни на что».

По словам протоиерея Николая, декана Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятеля московского храма Святителя Николая в Толмачах, именно непоколебимость князя в вере позволила России сохраниться такой, какой она дошла до наших дней. И вот за это истинное радение за свою страну и веру Александр Невский был причислен к лику святых в чине благоверного князя.

Святой воин прославляется не только в России. Один из главных храмов Болгарии освящен его именем в честь освобождения Болгарии от владычества Османской империи. Купола соборов Александра Невского возвышаются над старой частью столицы Эстонии, построены храмы во имя святого князя и в Париже, и в Иерусалиме, и в Токио…

Князь Александр Невский - воин, дипломат, святой земли Русской… Эти три ипостаси его личности неразделимы, ибо все они работали на благо Родины. На смерть его митрополит Кирилл II провозгласил: «Зашло солнце земли Русской!» В течение всей свой недолгой жизни князь Александр был защитником, радетелем интересов Руси, а ныне он - святой покровитель воинов и дипломатов, современных защитников нашей страны.

4 декабря 2007 года на заседании Попечительского совета программы «Александр Невский» министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал, что Александр Невский «заложил основы многовекторной российской дипломатии и уделял большое внимание укреплению Российского государства - задача, которая также выполняется в последние годы. Александр Невский - фигура легендарная - политик, полководец, дипломат и государственный муж».

В наши дни интерес к святому благоверному князю Александру Невскому неподделен. Его деяния с высоты прошедших лет кажутся все более значимыми и современными. Александр Невский - это теперь и «имя России». И тем актуальнее сейчас звучит молитва святому благоверному князю Александру Невскому: «Ты, победив полки сyпостатов, от пpеделов Российских отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи».