В ноябре 2021 года Совету молодых дипломатов (СМД) МИД России исполняется 20 лет. Еще достаточно юный, но, с точки зрения объединения молодых специалистов, солидный возраст. За прошедшее время менялся и расширялся состав Совета, менялись направления и приоритеты деятельности, подходы к работе с молодыми специалистами.
Организация была создана в 2001 году по инициативе активных молодых сотрудников министерства при поддержке его руководства1. Изначально это была инициатива небольшого количества энтузиастов, которые были объединены идеей помощи молодым специалистам, приходящим работать в Министерство иностранных дел2. В состав организации вошли действующие сотрудники МИД РФ. Совет не имеет юридического лица. Крайне важно отметить, что СМД - это исключительно добровольная организация, создание которой было инициировано самими молодыми сотрудниками.
Создание Совета было поддержано рядом отечественных политиков и дипломатов. Как отмечает заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ К.Косачев, на сегодняшний день специалисты, поступившие на дипломатическую службу, имеют намного больше перспектив влияния на реализацию внутренней и внешней политики, чем предыдущие поколения: «Вы уже сейчас можете влиять на политику своей страны, делать ее конструктивной и созидательной»3, - подчеркнул политический деятель. По его словам, сегодня уже нет того бескомпромиссного противостояния систем и идеологий, нет той жесткой иерархии, которая была в СССР, когда молодым советским дипломатам «доверяли только документооборот, встречу гостей и переводы»4, что позволяет повысить активность, инициативность молодых дипломатов, усилить их роль и значение в выработке стратегий внутренней и внешней политики.
В целом появление Совета стало реакцией на изменение роли дипломата и дипломатии в современном мире. В то же время важно добавить, что создание и деятельность Совета не предполагают разрыва с традициями, которые исторически сложились в сфере отечественной дипломатии. Институт наставничества в МИД продолжает успешно функционировать, деятельность молодых дипломатов предусматривает достижение целей традиционной дипломатии посредством использования новых средств коммуникации, организации новых форматов взаимодействия и т. д., которые будут выступать дополнением традиционной дипломатии, но не ее подменой. Как отмечают представители СМД, «в своей работе мы исходим из того, насколько полезной деятельность Совета может быть для работы МИД»5, то есть в качестве одной из главных задач молодые дипломаты называют оптимизацию деятельности МИД.
Важно добавить, что образование Совета стало своеобразным признаком усиления нового этапа развития отечественной дипломатии. После окончания холодной войны и распада СССР Россия в одностороннем порядке отказалась от реализации публичной дипломатии, от попыток продвижения образа собственной страны. В 1990-х годах страна предпринимала попытки интеграции в единое глобальное политическое пространство, сократив любые программы привлечения иностранной аудитории. Лишь после неоднократного расширения НАТО, авиаударов по Сербии в 2000-х годах стала очевидной необходимость возрождения отечественной дипломатии, направленной на защиту интересов собственной страны, продвижение имиджа России на международной арене6.
Тогда же приняли Доктрину национальной безопасности РФ 2000 года, в которой были прописаны цели России по усилению собственных позиций на международной арене, были осуждены «попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права»7. Выдвижение новых политических целей и задач потребовало повышения инициативности, самостоятельности дипломатических кадров, способных воплотить в жизнь новую внешнеполитическую стратегию.
Соответственно, возникновение СМД как дипломатического инструмента было обусловлено рядом причин: 1) усилением роли дипломата и дипломатии в обществе, в мире; 2) изменением национальной политики, осознанием необходимости возрождения национальной дипломатии; 3) повышением инициативности, активности молодых дипломатов в условиях российского общества.
Как и любая иная общественная организация, СМД был основан с целью «создания структуры, способной объединить людей, близких по возрасту и духу, которая помогала бы им решать общие проблемы, расширять кругозор и контакты»8, «создания атмосферы для максимальной реализации в профессиональном плане молодого специалиста»9.
Важно добавить, что СМД изначально не ставил своей целью подмену деятельности министерства, реализацию цифровой дипломатии или иную деятельность, осуществляемую МИД, был ориентирован на установление неформальных отношений, взаимодействий между молодыми дипломатами. Молодые дипломаты активно используют в собственной деятельности современные информационные технологии, однако, как отмечают сами представители Совета, «СМД не является организацией, которая на себя взяла сферу цифровой дипломатии. У нас в рамках МИД существует Департамент информации и печати, который в гораздо большей степени отвечает за цифровую дипломатию»10. Иными словами, СМД - добровольное объединение молодых дипломатов, призванное оптимизировать деятельность МИД на основании установления взаимодействия с молодыми дипломатами других стран в неформальной обстановке, но не подменять собой деятельность министерства.
Основными задачами Совета являются следующие11:
1) повышение профессиональной квалификации молодых сотрудников МИД РФ;
2) поддержание традиций дипломатической службы и корпоративного духа;
3) содействие созданию оптимальных социально-бытовых условий работы молодых сотрудников;
4) повышение мотивации к реализации профессиональной деятельности, постоянному профессиональному развитию и саморазвитию;
5) совершенствование механизмов обратной связи между сотрудниками и руководством министерства;
6) развитие творческого и научного потенциалов сотрудников МИД;
7) оптимизация взаимодействия с иными ведомствами и общественными организациями как в России, так и за ее пределами.
Членами Совета могут стать сотрудники центрального аппарата МИД РФ, представительств МИД в субъектах РФ, загранучреждений в возрасте до 35 лет, которые проработали в системе МИД до пяти лет. Инициаторы создания общества исходили из понимания того, что первые годы работы в министерстве - наиболее ответственный период профессиональной деятельности, когда закладывается база на много лет вперед, соответственно, именно в это время крайне важно иметь возможности найти друзей и коллег по работе, получить поддержку. В то же время на практике указанные ограничения часто не соблюдаются, поскольку «для организации важны отдача от конкретного человека, его личный вклад в работу СМД»12, а не факторы, жесткие требования, которые затруднят участие людей, заинтересованных в сотрудничестве, в деятельности Совета.
Высшим органом Совета является Отчетно-выборная конференция (ОВК), которая избирается из числа молодых дипломатов сроком на один год. В своей деятельности организация опирается на принципы выборности, демократии, открытости и прозрачности.
На начальном этапе деятельности Совет оказывал помощь в решении социально-бытовых проблем молодых дипломатов. Огромное внимание уделялось спортивному направлению, досугу участников.
Важно добавить, в первые годы становления СМД выступал преимущественно средством реализации общественной, «people to people (P2P)» дипломатии, уровень которой ограничивался низовыми дипломатическими инициативами: взаимодействием между городами-побратимами, культурными обменами между соседними странами (например, проведение фестивалей молодых композиторов) и т. д.
Однако за относительно недолгий в историческом плане период функционирования СМД ему удалось создать достаточно развитую инфраструктуру организаций: 1) организована сетка международных форумов молодых дипломатов; 2) был создан и успешно функционирует закрытый аналитический дискуссионный клуб «ЗНАК»; 3) была создана новая площадка для молодых представителей московского дипкорпуса - Московский дипломатический клуб (МДК); 4) под эгидой Совета функционирует Клуб эффективной коммуникации (КЭК), основным результатом деятельности которого стала официально оформившаяся команда МИД по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», успешно выступающая на Первом канале; 5) Школа молодого дипломата позволяет выявлять молодых перспективных людей, которые смогут успешно осуществлять профессиональную дипломатическую деятельность, оказывать им поддержку в процессе выбора профессии; 6) многочисленные школы, клубы, проект «Школа юного дипломата» направлены на реализацию профориентационной работы, обучение навыкам общественной дипломатии детей и подростков, их привлечение в вузы, осуществляющие подготовку дипломатических кадров.
Несмотря на затруднения, с которыми столкнулся в 2020 году весь мир, молодым дипломатам удалось стать одними из организаторов, активных участников двухнедельного форума «100% Татарстан», на котором обсуждались самые различные темы внутренней и внешней политики: международная жизнь, туризм, экология, безопасность, медицина, образование, рынок труда и т. д.13 В форуме приняли участие дипломаты, предприниматели, политики, общественные деятели из РФ и других стран. Мероприятие прошло в онлайн формате, обеспечив площадку для переговоров в кризисных условиях пандемии.
Масштабы, уровень организации мероприятия, вовлечение все большего числа представителей различных стран позволяют сделать выводы как о возросшем профессионализме самих молодых дипломатов, так и росте интереса к взаимодействию в подобном формате со стороны ведущих политиков, бизнесменов, общественных деятелей РФ и других мировых стран.
Соответственно, можно прийти к заключению, что за историю своего существования СМД удалось внести значительный вклад в процесс развития отечественных дипломатических институтов, объединить активных, инициативных дипломатических сотрудников, создать ряд организаций, которые способствуют оптимизации профессиональной деятельности дипломата. Важно добавить, что инициативы Совета находят активную поддержку со стороны руководства МИД, о чем свидетельствуют регулярные встречи министра иностранных дел С.В.Лаврова с представителями СМД. В 2008 и 2010 годах состоялись встречи с Президентом Российской Федерации В.Путиным, прошли конференции, дебаты. Заседания Совета посещают ведущие политические и научные деятели РФ. Проведение форумов освещается официальным представителем МИД России М.Захаровой, которая подчеркивает, что площадка «пользуется авторитетом как место встречи молодых профессионалов, обсуждающих самые актуальные вопросы международной повестки дня»14.
Именно большой рабочий, профессиональный и творческий потенциал СМД позволяет прийти к нестандартным решениям, новым идеям, полноценным проектам в области взаимодействия со своими иностранными коллегами. Одним из результатов такой деятельности стало появление концепции «горизонтальной дипломатии». Ее суть заключается в формировании сети площадок для неформального общения молодых дипломатов со всего мира в возрасте до 35 лет и в должности до 1-го секретаря включительно.
Основные принципы ее функционирования: открытость, равноправие, полицентричность, взаимовыгодное сотрудничество и доверие. Главная цель: создание на долгосрочную перспективу благоприятных условий для взаимодействия России с другими государствами мира, продвижения позиций и защиты интересов нашей страны на международной арене путем формирования широкого круга друзей и открытого, заинтересованного диалога с ними на постоянной основе. В свою очередь, иностранные дипломаты получают возможность напрямую не только знакомиться с нами и друг с другом, но и знакомить со своей точкой зрения, искать как можно большее количество точек соприкосновения.
За прошедшее с 2014 года время определились три основных направления работы в рамках данной концепции: 1) форумы молодых дипломатов; 2) двустороннее сотрудничество с аналогичными структурами во внешнеполитических ведомствах других стран; 3) Московский дипломатический клуб.
Соответственно, на протяжении периода своего существования деятельность Совета вышла далеко за пределы низового уровня общественной, «people to people (P2P)» дипломатии. Функционируя в тесной взаимосвязи с МИД, СМД формулирует цели и задачи, которые не противоречат официальной политике ведомства, использует новые инструменты для достижения официально сформулированных политических целей, сочетая в себе характеристики как общественной, так и официальной дипломатии.
Принимая во внимание соотношение общественной, публичной и официальной дипломатии15, роль и значение СМД в дипломатическом поле современной России, взаимосвязь с МИД, могут быть представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1
Место СМД в дипломатическом поле РФ
Как видно на Рисунке 1, возникнув изначально в качестве инструмента общественной дипломатии, на сегодняшний день Совет успешно реализует ряд функций публичной дипломатии. Благодаря деятельности СМД проходят дипломатические инициативы низового уровня, культурные обмены, обучение дипломатическим навыкам детей, подростков, молодых людей.
Клуб эффективной коммуникации осуществляет популяризацию профессиональной деятельности дипломатов и репрезентацию позитивного образа дипломата. Деятельность аналитического клуба «ЗНАК» позволяет привлекать молодых ученых, исследователей, аналитиков, представителей бизнес-элит. Московский дипломатический клуб выступает эффективным инструментом установления неформальных взаимодействий, обменов в среде дипломатов.
Все указанные направления являются эффективным инструментом реализации гражданской, «P2P» дипломатии, предлагая альтернативную платформу для взаимодействия с дипломатами других стран мира, отличную от официальных конструкций, направленную на повышение доверия в отношениях между государствами, которое, как полагают ученые, давно превратилось в важнейший ресурс «мягкой силы»16.
В то же время проведение молодежных форумов с каждым годом привлекает все большее количество не только дипломатов, но и политиков, представителей бизнеса, общественных деятелей. Сами форумы характеризуются высокой экспертной составляющей, их проведение отвечает целям достижения официальной политики государства, что позволяет отнести их к инструментам публичной дипломатии. Именно возможность СМД привлекать ведущих российских экспертов, бывших и действующих политиков, к решению международных проблем может свидетельствовать о том, что деятельность Совета выступает одним из инструментов «мягкой силы»17.
Также в случае достижения главной цели СМД - создания МАМД деятельность отечественных дипломатов в международной ассоциации будет направлена на продвижение интересов России выступать дополнением к официальной дипломатии, что позволяет охарактеризовать МАМД как инструмент публичной дипломатии.
В целом можно сделать вывод, что на примере деятельности СМД и его структур наглядно отображается существенный прогресс в процессе институционализации инструментов «мягкой силы» в российской дипломатии, а тот факт, что многочисленные институты для реализации дипломатической деятельности были созданы за относительно короткий в историческом плане период после глубокого кризиса, делает утверждения отечественных и зарубежных критиков о провале внешнего курса РФ неоправданными, хотя, безусловно, многого добиться не удалось, и очень многое еще должно быть сделано.
Как утверждают отдельные исследователи, «несмотря на то что Российскую Федерацию продолжают критиковать за ее лживость и кумовство, она понимает публичную дипломатию больше, чем приписывает Запад»18. Появление самих институтов, их развитие отражает тот факт, что государство уделяет огромное внимание развитию инструментов «мягкой силы», постоянно увеличивая собственное представительство в различных странах, расширяя географию влияния.
В то же время, как уже неоднократно подчеркивалось в рамках данного исследования, участие в СМД носит исключительно добровольный характер, организация не является юридическим лицом, соответственно, основным органом официальной дипломатии в стране остается МИД РФ.
Возвращаясь к особенностям реализации публичной дипломатии СМД, следует отметить, что, возникая как инструмент консолидации дипломатов внутри страны, организация постепенно расширяет географию своего воздействия. На сегодняшний день страны, на работу с которыми ориентируется Совет, могут быть условно представлены четырьмя категориями:
1) прежде всего, бывшие союзные республики, с которыми у РФ традиционно тесные взаимосвязи;
2) страны Восточной Европы;
3) ключевые развивающиеся страны, имевшие хорошие взаимоотношения с СССР (Турция, Иран, страны третьего мира);
4) США и страны Запада.
Каждая из указанных категорий государств имеет особое стратегическое значение для деятельности Совета.
Таким образом, можно сказать, что после распада СССР инструменты публичной и общественной дипломатии Россией практически не использовались. Коренные трансформации произошли после событий в Югославии, когда РФ осознала необходимость возрождения и усиления отечественной дипломатии. Одновременно с внешнеполитическими событиями произошло изменение роли дипломатии и дипломата в обществе, дипломатия стала инструментом регуляции практически всех аспектов взаимодействия между государствами. К началу нового тысячелетия выросло целое поколение дипломатов, не работающих в условиях идеологического противостояния двух систем, способных проявлять инициативу и активность. Соответственно, появление СМД стало реакцией на внутриполитические и внешнеполитические вызовы. Сегодня Совет превратился в эффективный инструмент реализации публичной дипломатии, который является дополнением официальной политики, осуществляемой МИД, но ориентированным на молодежную аудиторию.
1Совет молодых дипломатов // МИД России// URL: https://www.smd-mid.ru.
2Нельзя просто взять и стать дипломатом, этому надо учиться всю жизнь // Вести FM. 08.02.2020 // URL: https://radiovesti.ru/brand/60933/episode/2244023/
3К.Косачев: Важно заложить молодым дипломатам общемировые ценности // Международная жизнь. 14.11.2019 // URL: https://interaffairs.ru/news/show/24485.
4Там же.
5К.Колпаков: Мы делаем упор на неформальное общение… // Международная жизнь. 11.07.2019 // URL: https://interaffairs.ru/news/show/23139
6Velikaya A.A. The Russian Approach to Public Diplomacy and Humanitarian Cooperation // Rising Powers Quarters. Vol. 3. Issue 3. Dec. 2018. Р. 39-61; Purnama Ch., Khoirunnisa S., Dewi A. U., Yulianti D. Russia Beyond Indonesia: Image Transforming Effort Through Public Diplomacy // Global Strategis. 2020. Th. 14. №1. Р. 109-124. Р. 110.
7Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 г. №24. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации // Президент России // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/14927 (дата обращения: 18.01.2021).
8Совет молодых дипломатов МИД России. Внешнеэкономические связи. 2006. №1 // URL: http://ecsocman.hse.ru/data/749/948/1219/14.pdf (дата обращения: 18.01.2021).
9Нельзя просто взять и стать дипломатом, этому надо учиться всю жизнь…
10К.Колпаков: Мы делаем упор на неформальное общение…
11Совет молодых дипломатов…
12Совет молодых дипломатов МИД России. Внешнеэкономические связи…
13100% Татарстан // URL: https://www.100tatarstan.com/#theme (дата обращения: 18.01.2021).
14Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой. Москва. 27 августа 2020 г. // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 27.08.2020 // URL: https://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4302496#13 (дата обращения: 18.01.2021).
15Velikaya A.A. Op. cit.
16Pallin C.V., Oxenstierna S. Russian Think Tanks and Soft Power // Totalforsvarets forskningsinstitut (FOI). 2017. Р. 13.
17Ibid. Р. 24.
18Bolduc M.N. The Kremlin’s Handmaiden: Public Diplomacy Po Russki. Canadian Forces College, 2018. Р. 25.