Кризис, спровоцированный эпидемией коронавируса COVID-19, стал серьезным испытанием для латиноамериканского континента. Всемирная организация здравоохранения в конце мая 2020 года признала регион новым эпицентром пандемии1, а ее пик пришелся уже на июль-август 2020 года. Отличающиеся фрагментированностью системы здравоохранения в латиноамериканских странах оказались плохо подготовленными к подобному масштабному кризису в сфере здравоохранения.

Самая тяжелая ситуация наблюдается в Бразилии (общее количество инфицированных составляет 12,2 млн. и 301 тыс. смертей), Аргентине (2,26 млн. и 54,9 тыс.), Мексике (2,2 млн. и 199 тыс.), Перу (1,49 млн. и 50,5 тыс.) и Чили (947 тыс. и 22,4 тыс.)2. Однако официальная статистика не всегда отражает реальное положение дел, так как в регионе не хватает тестов, а предпринимаемые усилия по проверке населения на коронавирусную инфекцию недостаточны.

В процессе развития пандемии в странах Латинской Америки наблюдалось отсутствие единой позиции и плана действий у правительств региона. Усилия властей латиноамериканских стран по противодействию коронавирусной пандемии можно условно разделить на три категории: относительно быстрое и решительное введение мер в виде чрезвычайного положения или жесткого карантина (Перу, Парагвай, Аргентина, Колумбия, Эквадор, Боливия, Сальвадор); частичное ограничение свобод граждан и выборочное сокращение экономической активности (Чили, Куба); категорический отказ от признания необходимости изменений в функционировании экономики и образе жизни населения (Бразилия, Никарагуа, Мексика). В Уругвае и Коста-Рике правительства призвали к соблюдению мер предосторожности и социального дистанцирования, но окончательный выбор оставили за гражданами.

Общими для Латинской Америки мерами стали введение, как и во многих других странах мира, карантина и режима самоизоляции граждан; перевод сотрудников госучреждений и частных компаний на удаленную работу или сокращение их рабочего времени; временное закрытие учебных заведений, ресторанов, крупных торговых центров, спортивных секций и др. В тех странах, где власти оперативно среагировали на угрозу и приняли решительные профилактические меры по противодействию инфекции, как, например, в Сальвадоре, ситуация выглядит относительно стабильной. Там же, где срочных шагов по борьбе с коронавирусом сделано не было, как в Бразилии, Мексике, Эквадоре, до сих пор наблюдается высокий рост заболеваемости и смертности.

Среди очевидных последствий пандемии можно выделить экономическую рецессию, в ходе которой, по прогнозам, региональный ВВП сократится на 9,1% в 2020 году. Самая тяжелая ситуация ожидается в странах Южной Америки: до минус 9,4%. Хуже всего дела будут обстоять в Перу (-13%), Аргентине (-10,5%), Бразилии (-9,2%) и Эквадоре (-9%). За ними следуют Чили (-7,9%), Колумбия (-5,6%), Боливия (-5,2%) и Уругвай (-5%). Тяжелее всего придется боливарианским странам: Венесуэла, Никарагуа и Куба уйдут в минус соответственно на 26, 8,3 и 8%3. Стоит также упомянуть, что в странах Карибского бассейна средний объем задолженности в 2019 году составил 68,5% ВВП4.

Кроме того, эксперты подчеркивают усилившийся кризис глобального управления, рост протекционистских и изоляционистских настроений, увеличение числа людей, живущих за чертой бедности, и нехватку лекарственных препаратов, необходимых для лечения COVID-19. Последствия пандемии усугубляются институциональной слабостью правительств и низким уровнем доверия к ним со стороны граждан, слабой социальной защитой в регионе, фрагментарностью систем здравоохранения и глубоким неравенством в обществе5.

В течение 2019 года разные страны Латинской Америки охватили гражданские протесты. Они коснулись Гаити, Пуэрто-Рико, Венесуэлы, Боливии, Чили, Колумбии и Эквадора. Чаще всего события развивались стремительно и приводили к жестким столкновениям с силами правопорядка6. В Венесуэле и Боливии возникли конституционные кризисы, которые также сопровождались политическими акциями и противостоянием между частью населения и органами власти. В Колумбии организованная профсоюзами всеобщая забастовка с требованием повышения заработной платы и улучшения условий труда была поддержана характерными для региона масштабными «кастрюльными бунтами» практически во всех городах.

Пандемия коронавируса усугубила многие социальные проблемы, ранее существовавшие в Латинской Америке. Так, например, этот регион отличает сильное неравенство, а последствия пандемии COVID-19 ведут в дальнейшем к дезинтеграции в обществе. Кроме того, социальный аспект неразрывно связан с экономической слабостью государств региона. Как ожидается, в результате резкого сокращения экономической активности уровень безработицы повысится с 8,1% в 2019 году до 13,5% в 2020-м. Доля людей, живущих за чертой бедности, увеличится на семь процентных пунктов и составит 37,2%, а доля людей, страдающих от крайней нищеты, увеличится на 15,5%, то есть увеличится от имеющихся показателей на 28 млн. человек7.

Расслоение населения, усугубляющееся неравенство, экономический спад в конечном счете станут факторами роста социально-политической напряженности и, возможно, новых общественных потрясений в продолжение тех, что уже охватили ряд стран региона во второй половине 2019 года. Неравенство в обществе приводит к увеличению рисков, связанных с вирусом, и подрыву мер реагирования, а также порождает напряженность, которая лишь обостряет политические конфликты внутри латиноамериканских стран и вызывает сомнения в легитимности действий правительств. Эксперты отмечают, что новая политическая и социально-экономическая реальность в ЛАКБ может создать условия для роста левых настроений и «боливарианского контрнаступления» в перспективе8.

Пандемия влечет за собой асимметричные медицинские и социально-экономические последствия в зависимости от возраста, пола, сексуальной ориентации, этнической принадлежности, а также миграционного статуса или статуса беженца. Во всем регионе усиливаются стигматизация, дискриминация и использование языка ненависти, направленные против несовершеннолетних, медицинского персонала и людей, подозреваемых в том, что они являются носителями вируса.

Из-за пандемии COVID-19 значительному риску гибели и тяжелых заболеваний подвергаются пожилые люди (особенно люди в возрасте старше 80 лет, которые составляют приблизительно 2% населения региона). К людям старше 60 лет относится приблизительно 13% населения региона (или 85 млн. человек).

Согласно докладам ООН, достаточно сильно страдают от пандемии женщины и девочки. Хотя непосредственно в процессе преодоления кризиса участвует больше женщин, чем мужчин (женщины составляют 72,8% занятых в секторе здравоохранения), их доход в этом секторе на 25% ниже, чем доход их коллег-мужчин. К увеличению нагрузки на женщин в качестве основной группы, занимающейся медицинским уходом, приводят изоляция, закрытие школ и болезнь членов семьи. Увеличивается число случаев домашнего насилия, феминицидов и других форм сексуального и гендерного насилия.

Непропорционально сильно от пандемии также страдают представители коренных народов и лица африканского происхождения (10 и 21% населения региона соответственно), так как социально-экономические условия их жизни хуже, чем у остального населения, доступ к социальной защите ограничен, а на рынке труда они сталкиваются с высоким уровнем дискриминации. Кроме того, в районах проживания коренных народов чаще отмечается более низкий уровень медицинского обслуживания и ограниченный доступ к медицинской инфраструктуре, воде и адекватным санитарным условиям. Часто доступ коренного населения к информации ограничен, так как его представители не говорят на официальных языках или языках большинства населения.

Можно сделать вывод, что на рынке труда складывается непростая ситуация для молодых людей, женщин, представителей коренных народов, мигрантов, лиц африканского происхождения. Кроме того, по прогнозам Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), в ближайшее время будет расти доля детей из бедных семей, которые ввиду пандемии будут вынуждены выходить на рынок труда. Этот показатель может составить до 10,5 млн. детей в возрасте от 5 до 17 лет (до 7,3%)9.

В довершение следует добавить, что пандемия ухудшает и без того критическую ситуацию с продовольственной безопасностью, вызванную дефицитом товаров первой необходимости, ростом безработицы, политическими беспорядками и уменьшением покупательной способности населения. Количество людей, нуждающихся в продовольственной помощи, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна увеличилось почти в три раза10. Дэвид Бизли, исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН, предупредил Совет Безопасности ООН о том, что «голод библейских масштабов» наступил примерно в трех десятках стран, в том числе в Венесуэле и Гаити11.

Согласно оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), к 2030 году в Латинской Америке заметно ухудшится ситуация с обеспечением населения продовольствием. Так, например, в 2019 году не могли гарантировать себе достаточное питание 5,6% граждан стран Южной и 9,3% Центральной Америки, а к 2030 году эти показатели составят 7,7 и 12,4% соответственно (по примерным подсчетам, страдать от недостатка продовольствия будут около 35,7 млн. южноамериканцев и 24,5 млн. центральноамериканцев).

Очевидные проблемы наметились и в области образования. Хотя на сегодняшний день дети и подростки в меньшей степени затронуты последствиями пандемии для здоровья, однако образовательный процесс во всем регионе был прерван, и в странах Латинской Америки и Карибского бассейна свыше 171 млн. учащихся находились дома. Неравенство в области образования может усилиться из-за отсутствия доступа к дистанционному обучению. Так, например, виртуальная форма обучения, предложенная министром образования Эквадора, фактически исключила 50% детей и молодых людей из системы образования, поскольку у них нет доступа к Интернету12.

Беженцы и мигранты особенно уязвимы перед пандемией коронавируса. Они сталкиваются с серьезными проблемами в плане доступа к базовым правам и услугам, этим людям зачастую не позволяют воспользоваться национальными системами социальной защиты. Кроме того, большинство стран региона объявили чрезвычайное положение и частично или полностью закрыли границы и запретили въезд на свою территорию иностранцам, которые не проживают там постоянно. Например, мигранты из Гаити, работающие в Доминиканской Республике, долгое время не могли вернуться в свою страну, потому что национальные границы были закрыты. Многие мигранты из Латинской Америки и Карибского бассейна остались в Соединенных Штатах и стали одной из наиболее уязвимых групп, поскольку из-за страха депортации они предпочли не обращаться за медицинской помощью.

ООН рекомендует при введении ограничений на свободу передвижения или доступа на территорию страны соблюдать международные нормы в области прав человека, гуманитарных и миграционных прав, в частности запрет на произвольное задержание и коллективную высылку, а также принципы недискриминации и недопустимости принудительного возвращения. Следует учитывать интересы мигрантов и беженцев в рамках национальных программ реагирования на пандемию COVID-19 в соответствии с политикой, касающейся гуманитарных виз и специальных временных мер, которые обеспечивают минимальный уровень защиты, а также обеспечивать доступ беженцев к убежищу на основе упрощенной или ускоренной процедуры определения своего статуса.

Пандемия COVID-19 продемонстрировала несостоятельность системы социальной защиты в Латинской Америке, а также привела к кризису в сферах здравоохранения, экономики и защиты прав человека. Принятые меры по сдерживанию заболевания не смогли стать соразмерным ответом на трудности, обострившиеся из-за коронавируса. Незначительная поддержка со стороны государства также не произвела должного эффекта и еще больше усилила социальную напряженность. После застоя, зафиксированного в ЛАКБ в последние годы, грядущий экономический спад станет дополнительным препятствием на пути реализации социальных программ и проведения структурных реформ, которые крайне необходимы для обеспечения поступательного экономического развития региона.

Коронавирус подорвал нормальный процесс функционирования государств, который и до этого был осложнен различными трудностями, среди которых многочисленные случаи неравенства в обществе, кризис государственного управления, недовольство населения, экономический спад и т. д.

Уроки коронавирусной пандемии должны привести страны Латинской Америки к пересмотру существующей модели развития и выработке новой концепции реагирования на современные вызовы и угрозы. Будущее региона должно определяться по следующим ключевым направлениям.

Во-первых, очевидна необходимость создания в регионе всеобъемлющей системы социального обеспечения, которая была бы инклюзивной, справедливой и в рамках которой учитывались бы гендерные аспекты.

Во-вторых, многие эксперты сходятся во мнении относительно потребности преобразования моделей производства путем укрепления внутреннего технологического потенциала, особенно в секторах цифровой и зеленой энергетики, и содействия переходу на траекторию роста с нулевым объемом выбросов углерода.

Восстановление стран ЛАКБ после пандемии представляет собой уникальную возможность для перехода к более устойчивым отношениям между человеком и природой, поэтому особую важность занимают вопросы охраны окружающей среды и неприкосновенности экосистем. Основной причиной выбросов диоксида углерода (СО2) в регионе является обезлесивание, которое вкупе с интенсивной добычей полезных ископаемых и разрушением экосистем ставит местное население в уязвимое положение. Усиливаются неблагоприятные последствия малоактивных действий в области климата, особенно для островных развивающихся государств региона.

Стоит упомянуть, что за исключением Суринама и Чили страны Латинской Америки и Карибского бассейна еще не предоставили новой информации о своих определяемых на национальном уровне вкладах в сокращение выбросов СО213. Однако особую роль играет первое региональное соглашение в области охраны окружающей среды, Соглашение Эскасу14, которое направлено на защиту прав нынешнего и будущих поколений на здоровую окружающую среду и должно стать эффективным инструментом сотрудничества стран региона.

Переход к новой модели развития может стать действующей «дорожной картой» на пути к достижению целей в области устойчивого развития.

Во время пандемии руководители стран Латинской Америки не смогли определить единую позицию и план действий по борьбе с COVID-19. Некоторые латино-американские правительства, несмотря на возможность заранее выработать стратегию для противодействия пандемии и провести необходимую подготовку в сфере здравоохранения, намеренно преуменьшили серьезность ситуации, что впоследствии привело к значительному недовольству граждан.

Вкупе с существовавшими проблемами в регионе обострились дебаты об эффективности действующих политических систем, а также о способности государств гарантировать социальные права гражданам и обеспечить безопасность их жизни. Ярким примером стала Бразилия, где Президент Жаир Болсонару стал известен как COVID-диссидент, полностью отрицающий возможные риски заболевания для государства и населения. Это привело к серьезной политической конфронтации президента с рядом чиновников и губернаторов страны, которые заняли отличную от главы государства позицию.

Напряженность в обществе усилилась и в тех странах, руководство которых выступило за жесткие карантинные меры (например, в Аргентине и Боливии для населения ввели строгие ограничительные меры). В Боливии, где с вводом строгих ограничений население отдаленных регионов подверглось опасности умереть от голода, жители города Кочабамбы устроили забастовку и заблокировали доступ на городскую свалку, что ухудшило и без того сложную санитарную обстановку15. В Чили в мае 2020 года после ужесточения карантинных мер произошли столкновения между протестующими и полицией. В Мексике в разгар карантинных мероприятий наблюдался рост числа убийств на душу населения, а также краж и грабежей, беспрецедентных по своему масштабу за последнее десятилетие.

По прогнозам экспертов, в Латиноамериканском регионе станет возможным усиление авторитарных методов государственного правления. Наряду с этим усилится рост националистических настроений и произойдет замедление интеграционных процессов, которые и так во многом сошли на нет после того, как Союз южноамериканских наций (УНАСУР) утратил свою роль в регионе, а многие левые правительства уступили место правым.

Однако также нельзя исключать возможность, что новая политическая и социально-экономическая реальность, складывающаяся в латиноамериканских странах, создаст условия для укрепления левых настроений. Помимо этого, уже сейчас наблюдаются антиглобализационные процессы в Латинской Америке, и с внушительной долей вероятности могут усилиться позиции националистов-антиглобалистов, выступающих за создание сильных, самодостаточных и устойчивых национальных государств16. Это позволяет сделать вывод о том, что в ближайшие годы Латинской Америке придется преодолевать трудности не только в экономической, социальной и гуманитарной сферах, но также и на внутриполитическом и региональном поприщах.

Большая проблема Латинской Америки состоит в том, что перед глобальной угрозой пандемии регион оказался политически и идеологически разобщен на три противоборствующих блока: авторитарные, левые и правые правительства. Вполне вероятно, что это один из факторов, который стал ключевым в нежелании государств региона совместно координировать усилия по борьбе с коронавирусом.

Кроме того, подобные настроения совпали с упадком значимости и активности интеграционных процессов на континенте. К началу пандемии приоритетом для правящих элит был вопрос удержания и укрепления собственной власти, а также адаптации систем управления под новые ценности и цели. В этой связи интересен тот факт, что Мексика и Бразилия, негласные лидеры Латиноамериканского региона, не решились взять на себя ведущую роль в противостоянии COVID-19, а предпочли решать проблемы, вызванные пандемией, только внутри собственных стран. Это свело значимость интеграции латиноамериканских государств к минимуму. Пандемия только усугубила структурные проблемы стран Латинской Америки, которые накапливались десятилетиями.

К началу 2020 года в отдельных странах ЛАКБ сложилась весьма напряженная внутриполитическая обстановка. Так, в Чили администрация Себастьяна Пиньеры потеряла доверие населения; руководство Аргентины столкнулось с новым масштабным экономическим кризисом; мандаты президентов Перу и Эквадора уже практически истекают; в Боливии проходила крайне поляризованная избирательная кампания; Никарагуа и Венесуэлу сотрясают серьезные экономические и гуманитарные кризисы; Гаити вовсе принадлежит к числу failed states.

Два региональных гиганта - Мексика и Бразилия - оказались в числе стран наиболее подверженных быстрому распространению коронавируса. К началу апреля 2020 года в Бразилии уже фиксировалось наибольшее количество инфицированных, в несколько раз превышающее число заболевших в соседних государствах. Мексика же оказалась в группе риска из-за близости к США, где негативная ситуация с эпидемией развивалась ускоренными темпами, а позднее вышла на первое место в мире по числу медработников, погибших от новой инфекции17.

Стремительно увеличивающиеся масштабы заражения вирусом, а также нарастающая социальная напряженность, вызванная крайней степенью неопределенности как на глобальном, так и национальном уровнях, в Латинской Америке совпали с ростом социального недовольства текущей политикой правительств. Главными проблемами, вызвавшими протестные акции в регионе, стали кризис неолиберальной модели развития; экономический спад; системная коррупция; недопустимо высокий уровень неравенства в обществе; а также многочисленные нарушения прав человека. Пандемия коронавируса только усилила социальную нестабильность и недовольство властью, назревавшие в регионе.

Начало пандемии коронавируса явно продемонстрировало, что в современной Латинской Америке отсутствуют эффективные механизмы координации действий на региональном уровне. С одной стороны, Южноамериканский совет обороны, подведомственный Союзу южноамериканских наций (УНАСУР), переживает глубокий и всесторонний кризис, который охватил также и саму организацию УНАСУР. С другой стороны, Панамериканская организация здравоохранения (Organización Panamericana de la Salud), учрежденная Организацией американских государств и являющаяся дочерней организацией Всемирной организации здравоохранения, играет достаточно незначительную роль.

В начале весны 2020 года Панамериканская организация здравоохранения направила специальные миссии в наиболее подверженные риску распространения коронавируса страны - Гаити, Венесуэлу, Суринам, Гайану, Никарагуа, Гондурас, Гватемалу, Боливию и Парагвай, а также на острова восточной части Карибского бассейна. Ее специалисты должны были проверить эффективность национальных программ по борьбе с распространением инфекции, оценить способность структур эпидемнадзора выявлять новые случаи заражения и степень их готовности вести борьбу с инфекцией, способствовать применению комплексного и многосекторального подхода к противодействию пандемии на национальном уровне18.

Однако не был задействован ни один региональный инструмент для выработки совместных способов борьбы с коронавирусом, которая в странах Латинской Америки стала исключительно национальной прерогативой. Постепенно активизировался лишь механизм неофициальных межправительственных контактов. В частности, 16 марта 2020 года состоялась видеоконференция с участием президентов Колумбии, Чили, Аргентины, Эквадора, Перу, Боливии и Уругвая, а также министра иностранных дел Бразилии. Вновь в критических условиях Мексика и Бразилия не смогли взять на себя направляющую роль.

Стоит также отметить, что под вопросом оказалась состоятельность Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), временное председательство в котором перешло к Мексике. В план действй CELAC на 2020 год входит 14 пунктов, один из которых непосредственно касается создания региональной сети эпидемиологического надзора19. Несмотря на это, конкретных шагов по реализации намеченных целей пока предпринято не было.

Появляется все больше предпосылок для обострения противоречий в Сообществе латиноамериканских и карибских государств и МЕРКОСУР ввиду закрытия границ и введения ограничений на передвижение людей, товаров и услуг. Такой поворот неизбежно приведет к новому раунду обсуждения вопросов оптимизации и совершенствования алгоритмов будущего взаимодействия, особенно в чрезвычайных обстоятельствах. С другой стороны, пандемия стала мощным импульсом для возобновления интереса ряда латиноамериканских объединений к укреплению сотрудничества с внерегиональными партнерами, нацелившимися на получение гуманитарной помощи и технического содействия.

Так, участники альянса АЛБА выступили с инициативой установления прямого диалога с Российской Федерацией и проведения в ближайшем будущем форума Россия - АЛБА. Заинтересованность в активизации сотрудничества с Российской Федерацией проявляет и руководство Генерального секретариата Центральноамериканской интеграционной системы (Sistema de la Integración Centroamericana, SICA).

Глобальный экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, совпав с периодом относительно высокой электоральной активности в регионе, уже начал оказывать заметное влияние на выборы разного уровня. Распространение COVID-19 по Южной Америке пришлось на апрель-июнь. Именно на этот промежуток времени были запланированы электоральные мероприятия, которые в итоге были перенесены: президентские выборы в Боливии (3 мая), референдум по изменению Конституции в Чили (26 апреля), а также муниципальные выборы в Уругвае (10 мая). Муниципальные выборы в Парагвае, намеченные на начало марта, были отложены до 2021 года20.

В этом контексте выделяется Доминиканская Республика, где в середине марта 2020 года состоялись внеочередные муниципальные выборы, ранее отмененные из-за сбоя системы автоматического голосования. Однако это объясняется тем, что в Доминикане на момент проведения выборов было зарегистрировано очень мало случаев заражения коронавирусом (всего 11 человек), а также тем, что отмена запланированных выборов уже вызвала массовые акции протеста. Но постепенное ухудшение эпидемиологической ситуации в стране все же привело к переносу даты президентских выборов, изначально запланированных на май.

На фоне политических последствий кризиса внедряются новые технологии управления государствами. Далеко не все страны оказались в состоянии оперативно среагировать на возникшую угрозу, и самым популярным решением стало принятие большинством правительств жестких ограничительных мер во имя высшей цели защиты жизни и здоровья граждан.

Стоит подчеркнуть, что пандемия косвенно повлекла за собой и некоторые позитивные изменения, среди которых толчок к развитию цифровых технологий в политике и экономике. В целях обеспечения безопасности правящие элиты активно внедряют методы дистанционного управления, включая проведение производственных совещаний в удаленном формате, в том числе международных.

Дистанционно прошли заседание Совета Безопасности ООН (9 апреля 2020 г.), видеоконференция глав государств и правительств стран «Большой двадцатки» («G20») (26 марта 2020 г.) с участием руководителей ведущих латиноамериканских государств, встречи Постоянного совета Организации американских государств и Боливарианского альянса для народов нашей Америки (10 июня 2020 г.), а также саммит Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР) (2 июля 2020 г.).

За прошедший год Латинская Америка столкнулась с кризисными потрясениями, которые лишь усугубили недостатки систем социальной защиты и здравоохранения в регионе. В изменившейся геополитической и экономической реальности правительствам ЛАКБ придется переосмыслить положение своих государств в современной мировой системе координат, в значительной степени сформировавшейся под влиянием неолиберальных установок.

От способности оперативно реагировать на стремительно меняющиеся обстоятельства и встраиваться в новые мировые тенденции будет зависеть будущее стран региона, которые могут воспользоваться новыми возможностями для своего развития или же откатиться в прошлое. При этом уже сейчас очевидно, что процессы трансформации региона заметно ускорятся. Укрепление государственной политики, меры кризисного реагирования и стимулирование экономического подъема должны привести к становлению устойчивой и инклюзивной системы развития Латиноамериканского региона.

Пандемия уже продемонстрировала слабые стороны современной Латинской Америки: политическую разобщенность, нескоординированность действий властей, провал усилий региональных объединений и подразделений международных организаций, а также сильную зависимость национальных экономик от внешних рынков и активное нарастание социального протеста.

Теперь на повестке дня находятся укрепление государственного строя за счет внутриполитической стабильности, развитие институтов транспарентности и общественного доверия к государственной политике, преодоление вызовов экономического кризиса и социального неравенства, а также борьба с последствиями COVID-19 и угрозами разобщенности на континенте. Важно не забывать, что после пандемии мировая экономика, вероятно, станет менее глобализированной, поэтому региональная экономическая интеграция и инструменты финансового сотрудничества приобретут ключевое значение в развитии Латинской Америки и Карибского бассейна.

В концептуальном плане требует учета и то обстоятельство, что ускорение движения к многополярному миру происходит сейчас в изменившихся условиях, когда вызванный пандемией кризис обусловил отчетливое возвращение на передний план национальных государств - как своего рода «рикошет» в ответ на перегибы в подстегивании искаженно трактуемой глобализации (безоговорочной «унификации ценностей» и управленческих инструментов в ущерб национальным особенностям).

Но происходящая сейчас деглобализация (причем неравнозначная «оголтелому» национализму, которого опасаются некоторые западные, особенно европейские, политологи) вкупе с регионализацией мировой политической жизни вовсе не является контрпродуктивной для сопряжения интересов и усилий отдельных участников на общей платформе многополярности, более того, она способна, как представляется, повысить эффективность этого процесса.

Важно, что в пользу такого сочетания последовательно выступала российская сторона, придерживаясь подхода, согласно которому, как отметил С.В.Лавров, «в борьбе с общими угрозами нельзя недооценивать и тем более умалять роль суверенных государств», и, соответственно, подвергала критике феномен, когда «со стороны наднациональных бюрократических структур наблюдались попытки подмять под себя суверенные государства»21.

По оценке С.А.Рябкова, один из эффектов нынешнего кризиса - это «возрождение суверенитета как понятия и обновленное осознание его ценности во всех измерениях - политическом, военном, экономическом, технологическом, любом»22. При этом в российской позиции по эпидемическому кризису нашел ясное подтверждение курс на ведение борьбы с новыми глобальными вызовами лишь на основе активного международного взаимодействия - «линии на защиту равноправия всех государств, принципов и целей Устава ООН, где записаны требования уважать суверенное равенство, мирные способы урегулирования споров», которая, как это сформулировано министром иностранных дел России, «должна быть весьма востребована в условиях, когда будет невозможно выходить из нынешнего и других подобных кризисов без взаимной поддержки, без уважения того, что мы называем культурно-цивилизационным многообразием современного мира, без уважения права стран самим определять свою судьбу и объединять усилия на этой основе»23.

 

 

1«Худшее впереди»: назван новый эпицентр пандемии COVID-19 // РИА-Новости // URL: https://ria.ru/20200519/1571690675.html (дата обращения: 24.03.2021).

2Confirmed Cases and Deaths by Country, Territory, or Conveyance // URL: https://www.worldometers.info/coronavirus/ (accessed: 25.03.2021).

3Будаев А.В. Пандемия коронавируса в Латинской Америке: фактор отката в прошлое или стимул для развития? // Латинская Америка. 2020. №9. С. 6-23. // URL: https://la.jes.su/s0044748x0010597-5-1/ (дата обращения: 24.03.2021).

4Последствия COVID-19 для Латинской Америки и Карибского бассейна // Официальный веб-сайт ООН // URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/the_impact_of_covid-19_on_lac_russian.pdf (дата обращения: 23.03.2021).

5Там же.

6Будаев А.В. Указ. соч.

7Последствия COVID-19 для Латинской Америки и Карибского бассейна…

8Там же.

9Еремин А., Медина Гонсалес В. Латинская Америка в условиях пандемии COVID-19 в 2020 г. Социальный и политический аспекты. На примере Эквадора // Латинская Америка. 2021. №3. С. 20-32. // URL: https://la.jes.su/s0044748x0013516-6-1/ (дата обращения: 28.03.2021).

10Последствия COVID-19 для Латинской Америки и Карибского бассейна…

11Guardian: 30 млн. человек по всему миру оказались «в шаге от голодной смерти» // RT // URL: https://russian.rt.com/inotv/2021-03-25/Guardian-30-mln-chelovek-po (дата обращения: 26.03.2021).

12Еремин А., Медина Гонсалес В. Указ. соч.

13Последствия COVID-19 для Латинской Америки и Карибского бассейна…

14Regional Agreement on Access to Information, Public Participation and Justice in Environmental Matters in Latin America and the Caribbean // CEPAL // URL: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/43583/1/S1800428_en.pdf (accessed: 27.03.2021).

15Еремин А., Медина Гонсалес В. Указ. соч.

16Там же.

17Косевич Е.Ю. Латинская Америка: коронавирус и новый политический ландшафт / Е.Ю.Косевич // Латинская Америка. 2020. №10. С. 39-53 // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44150471 (дата обращения: 25.03.2021).

18Будаев А.В. Указ. соч.

19CELAC 2020 Planning Agenda Proposal // CELAC // URL: http://s017.sela.org/media/2087636/2020-agenda-en.pdf (accessed: 27.03.2021).

20Глобальный обзор влияния COVID-19 на выборы // International Institute for Democracy and Electoral Assistance  // URL: https://www.idea.int/sites/default/files/multimedia_reports/RUS%20Global%20Overview%20Elections%20and%20COVID%20-19_08-04-2020.pdf (дата обращения: 29.03.2021).

21С.В.Лавров. Ответы на вопросы в программе «Большая игра» на «Первом канале». 25.04.2020 // https://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/4105593

22С.А.Рябков. Выступление на презентации доклада Международного дискуссионного клуба «Валдай» «Не одичать в осыпающемся мире». 14.05.2020. Запись по трансляции // https://www.youtube.com/watch?v=l_eYq1dpbiM&feature=share; https://ru.valdaiclub.com/multimedia/video/ne-odichat-prezentatsiya-vneocherednogo-doklada/

23С.В.Лавров. Ответы на вопросы в программе «Большая игра»…