Завершившийся год 2020 оставил сложные воспоминания и множество вопросов на будущее. Это был год 75-летия Великой Победы, создания Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, ООН и ЮНЕСКО, высветивший на юбилейном фоне нарастающую опасность глобальной конфронтации.  Это был год обретений и потерь, отчаяния и надежды в борьбе с коронавирусом, кризисом и конфликтами, когда человечество, выходя из плена ложных представлений, обратилось к особой ценности - человеческой жизни - и обнаружившейся неспособности государств и международных организаций ее эффективно защитить.

Растущая сложность мира и отставание человека в ее понимании сформировали и поставили в повестку дня проблему, которую стали называть «человеческим пробелом» (human gap). Она была первоначально описана еще в 1979 году в докладе Римскому клубу «Нет пределов образованию. Преодолевая человеческий пробел»1.  Убыстряющееся усложнение мировых процессов, условий жизни, используемых устройств, средств, способов и продуктов сегодня делает человека подчас неспособным разобраться в их сути и возможных последствиях.

Обострилось восприятие вопросов этики, в особенности биоэтики, этики науки и искусственного интеллекта, в которых на фоне искусственно раздуваемой видимости толерантности все более отчетливо проявлялись реальные экзистенциальные риски.

Четырьмя «всадниками апокалипсиса», которые в настоящее время наиболее угрожают человечеству, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назвал геополитическую напряженность, климатические изменения, глобальное недоверие и злоупотребление новыми технологиями, заявив, что мир приближается к точке невозврата. Первый «всадник», отметил он, предстает в обличии очень высокой и продолжающей усиливаться геополитической напряженности. Террор безжалостно уничтожает все новые жертвы. Растет ядерная угроза. В результате военных конфликтов и различных притеснений больше людей вынуждены покидать свои дома и пополнять массовую миграцию, чем когда-либо после Второй мировой войны. Вследствие нарастающей глобальной конкуренции разворачиваются ожесточенные торгово-экономические и технологические схватки в борьбе за рынки и ресурсы.

Второй «всадник» - это экзистенциальный климатический кризис планеты, угрожающий вымиранием  миллионам видов живых существ. Третий «всадник» - это катастрофическое снижение уровня доверия в обществе, страдающем от социального неравенства, дискриминации, двойных стандартов и разочарования в политических институтах и провозглашаемых ими ценностях. Четвертой глобальной угрозой выступает обратная сторона нового цифрового мира, в котором технологический прогресс идет быстрее, чем способности человека ему соответствовать или даже его осознавать2

Технологии, развиваясь и совершенствуясь, меняют качество жизни человека, принося огромные блага, но вместе с ними и огромный вред. На цифровых платформах осуществляется перепрограммирование цивилизационных процессов в интересах немногих против интересов большинства. Сознание человека подвергается манипулятивным воздействиям и постепенно переформировывается под влиянием целенаправленно выстроенной информации с широким использованием вымыслов и исторических фальсификаций. Происходит отчуждение человека, его дегуманизация и десоциализация. Разрушаются моральные и этические принципы, на которых зиждилось построение человеческого общества, и взамен предлагаются альтернативы, противоречащие природе человека и его предназначению в жизни. Появляются и применяются неизвестные ранее цифровые преступления и возможности для разжигания розни и ненависти, «нового рабства», закабаления и эксплуатации людей, для массового и постоянного вторжения в их частную жизнь.

Несколько позже, дополняя библейский образ, Генеральный секретарь ООН назвал охватившую мир пандемию коронавируса пятым «всадником апокалипсиса», который присоединился к четырем другим и увеличил разрушительную силу каждого из них. Он подчеркнул, что человечество столкнулось с эпохальным кризисом в области здравоохранения и крупнейшим экономическим откатом назад со времен Великой депрессии. Страны переживают потрясения, колеблется и без того непрочный фундамент, на котором стоит мир, находящийся в состоянии стресса и нуждающийся в глобальном лидерстве3

Наряду с вопросами глобальной безопасности фокус внимания мирового сообщества ныне все более концентрируется на проблеме обеспечения безопасности конкретно каждого человека. С этой проблемой явно не справились государства, столкнувшись с неожиданно разразившейся пандемией коронавируса. Мгновенно распространившийся по всему миру вирус COVID-19 заставил задуматься о том, что биологическим путем человечество может быть уничтожено не в меньшей степени реально, чем посредством атомного оружия. Кольцо глобальных рисков современного мира, которое включает в себя геополитические, экономические, социальные, технологические и экологические угрозы, все теснее сжимается вокруг человека. Прогноз Всемирного экономического форума о том, что в 2020 году усилится протест гражданского общества против углубляющегося социального неравенства, усугубится нестабильность геополитической среды и увеличится количество кибератак4, полностью подтвердился.

Как полагает президент Института глобальной безопасности Джонатан Гранофф, «нынешняя парадигма, посредством которой наиболее влиятельные страны стремятся  обеспечить  безопасность, не способна справиться с многими динамическими угрозами выживанию современной цивилизации»5. Первый долг государства - служить своим гражданам и защищать их - сегодня не может быть адекватно удовлетворен только акцентом на военную мощь. Необходимо противостоять угрозам деградации окружающей среды, а также обеспечивать личное здоровье и благополучие людей. На самом деле подход к безопасности, основанный на военной силе, скорее усугубляет неблагоприятные условия, чем поощряет сотрудничество, необходимое для обеспечения устойчивой жизни и развития, считает исследователь. Более целесообразно, по его мнению, использовать научный подход,  основанный на понимании необходимости жизни в гармонии с природным миром, уважения и защиты его регенеративных процессов, а также осуществления  политики и практики в соответствии с ценностями Всеобщей декларации прав человека, которая защищает его неотъемлемое достоинство6

Реалистичные решения требуют осознания существующих в настоящее время неоспоримых экзистенциальных глобальных угроз для человечества, исходящих от климатических изменений, пандемических заболеваний, оружия массового уничтожения, а также повседневного воздействия на людей голода, нищеты, безработицы, преступности, социального дефицита и неравенства, политического угнетения и несправедливости. Экономические и интеллектуальные усилия, вкладываемые в обеспечение безопасности государства, защиту его территории от агрессии и продвижение национальных интересов военными средствами, не решают всего множества проблем безопасности человека, порождающих в своем многообразии причины и условия существующей опасной глобальной нестабильности. Необходим комплексный подход, который переориентирует энергию, ресурсы и показатели успеха на человека, на природную и социальную среду, в которой он существует.

Безопасность человека должна обеспечиваться не только в контексте глобальной проблемы насилия, но и в плане его социальной, моральной и духовной безопасности. Она должна рассматриваться как неотъемлемая составная часть глобальной повестки, сформулированной в резолюции  A/RES/70/1 Генеральной Ассамблеи  ООН от 25 сентября 2015 года «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»7. Безопасность человека подразумевается во всех 17 целях устойчивого развития, она, по существу, пронизывает ткань 169 задач, которые должны обеспечивать эти цели, но еще в подавляющем большинстве случаев не является реальной политикой безопасности государств. О возросшем внимании России к этой проблематике свидетельствует недавнее учреждение должности специального представителя Президента Российской Федерации по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития8

Формирующаяся современная концепция обеспечения безопасности человека требует понимания того, что известная древнеримская максима о достижении мира путем подготовки к войне является сегодня слишком опасной. Уже неоднократно в истории человеческой цивилизации подтверждалось, что подготовка к войне способна ее генерировать. «Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира» - записано в преамбуле Устава ЮНЕСКО9.  

Навязчивое стремление к глобальному доминированию, которое США унаследовали от некогда могущественной Британской империи, оказавшейся, впрочем, неспособной, как и другие претенденты на мировое господство, реализовать свои планы в этом отношении, желание «управлять миром» и «сесть во главе стола», о котором открыто заявил Д.Байден в своей президентской программе, создают неблагоприятные условия для достижения безопасности человека. Принципы сотрудничества на основе взаимного учета интересов и верховенства права, достижения договоренностей и разрешения конфликтных ситуаций путем дипломатии и переговоров при этом маргинализируются и замещаются подходом «с позиции силы». Именно с этой позиции предложила вести диалог с Россией министр обороны ФРГ госпожа А.Крамп-Карренбауэр, выступая в Бундестаге 25 ноября 2020 года10. Она, видимо, забыла, что говорит об этом в год 75-летия разгрома гитлеровской Германии и является представителем государства, развязавшего в прошлом столетии «с позиции силы» две мировые войны и дважды потерпевшего сокрушительное поражение.

Всеобъемлющая безопасность человека может представляться отдаленным идеалом, но идеал, как известно, способен, обретая распространение и поддержку, порождать необходимые изменения в пользу его достижения. Совместная работа по обеспечению безопасности человека способна не только укреплять сотрудничество между государствами, но и обеспечивать гораздо более высокую степень безопасности внутри стран, устраняя опасные угрозы и высвобождая экономические, организационные и интеллектуальные ресурсы для удовлетворения человеческих потребностей. Стремление обеспечить безопасность человека продвигает формирование глобальной культуры мира, понимание ценности человеческой жизни и необходимости перехода к более высокой ступени человеческого развития, которую великий русский ученый В.И.Вернадский видел в основанной на силе разума будущей ноосферной цивилизации.

Экзистенциально важно, однако, добиться не в отдаленном будущем, а как можно быстрее нейтрализации жизненно опасных рисков, угрожающих человеку буквально в каждое мгновение его существования. Снижение уровня внешних и внутренних угроз приведет к сокращению расходов за счет отказа от дорогостоящих технологий и средств непроизводительной сферы. Повысятся объем и доступность общественных благ, что, в свою очередь, будет иметь своим следствием развитие социальной безопасности человека и возможностей конструктивного решения части глобальных проблем.

Целостный и всеобъемлющий подход к безопасности человека открывает путь к устойчивому процветающему будущему. Он позволяет использовать ценности, навыки, устремления, лучшие практики и опыт разных людей, наций и культур. Проблемы, создаваемые пандемическими заболеваниями, изменением климата, оружием массового уничтожения и угрозами, которые возникают в связи с развитием новых технологий и искусственного интеллекта, быстро расширяются. Их анализ и оценка последствий поддаются проверяемым эмпирическим методам, использующим научный инструментарий и требующим глобального сотрудничества. Необходим принципиальный сдвиг в осознании их теоретического и практического содержания, чтобы произвести необходимые изменения в политике, и эти изменения должны быть системными и целостными. Отсоединить регенеративные процессы природного мира от экономической системы представляется нереальным, фокусировать и далее задачи обеспечения безопасности на государстве, а не на людях - все более неоправданным, фрагментировать подходы к безопасности человека и устойчивому развитию - явно контрпродуктивным.

Безопасность человека следует понимать как многогранное, многоуровневое право всех людей, распространяющееся на все аспекты человеческой деятельности. Безопасность человека должна восприниматься как интегрированная система,  включающая в себя личное здоровье, воздух, воду, питание, условия жизни, права и обязанности, взаимодействие с окружающим миром и защиту от возможной агрессии и неправомерных действий. Безопасность человека должна быть неотъемлемым принципом и высшим общественным приоритетом без границ и национальных исключений по политическому, религиозному или иному признаку. Границы и национальный суверенитет государств, формирующие геополитический ландшафт планеты, не могут в случае трансграничных угроз, как подтвердила пандемия коронавируса, служить для них эффективным препятствием. Стабильность, суверенность и легитимность государств утверждается сегодня не только прочерченными человеком границами и написанными им законами, но и тем, как в существующем государственном образовании обеспечивается безопасность его граждан.

Проблему обеспечения безопасности человека осложняет глобальная проблема неравенства, которая  приобретает катастрофические размеры, грозя социальным взрывом в точках экстремального напряжения. Всего лишь 26 человек владеют сегодня половиной богатств Земли11,  в то время как более 70% ее населения испытывает недостаточность или отсутствие необходимых доходов12.  Социальная нестабильность опасно нарастает вследствие  все более разительного неравенства в доходах и возможностях и увеличивающейся пропасти между бедными и богатыми. Социальное неравенство порождает и будет порождать все новые конфликты и угрозы безопасности человека, пока в контексте Глобальной повестки развития не будет достигнуто смягчение и последующее комплексное решение этой проблемы, что, впрочем, представляется весьма отдаленной перспективой.

Глобальные угрозы физического уничтожения человека и всей цивилизации не только не устранены, они становятся еще более опасными на фоне безответственных размышлений отдельных политиков и военных о возможности «ограниченной ядерной войны». Снизить и затем устранить угрозу всеобщей катастрофы, которая, скорее всего, завершила бы историю человечества, необходимо совместными усилиями государств на глобальном уровне, однако «коллективный Запад» пока не проявляет готовности к сотрудничеству в этом жизненно важном для всех вопросе.

Формирование многополярного мира происходит в серьезно и опасно осложнившихся за последний год условиях. Наряду с пандемией коронавируса планету захлестнуло безумие торговых войн и экономических санкций, развязанных США и их союзниками, которое ставит под угрозу мировое устойчивое развитие. Заметно выросли опасения в отношении глобальных катастрофических рисков. Об этом свидетельствует представительный опрос общественного мнения, проведенный международной социологической службой «Новус» по заказу Фонда глобальных вызовов13 в конце 2020 года в десяти странах мира14

В опубликованном докладе о результатах исследования под глобальными катастрофическими рисками предлагается понимать события или угрозы, способные нанести человечеству серьезный ущерб во всем мире, будь то немедленно или в будущем, с потенциальным воздействием на 10% или более мирового населения15.  Большинство из 10 154 опрошенных во всех десяти странах считают, что сегодня мир стал еще менее безопасным, чем он был два года назад. Наибольшая доля тех, кто считает, что мир стал менее безопасным, приходится на Южную Африку (73%), Австралию (69%), Россию (68%) и Бразилию (67%). Описывая одним словом нынешнее состояние мира, все участники за редкими исключениями не употребляли положительных эпитетов, используя такие характеристики, как «ужасный», «страшный», «пугающий», «хаотичный». На первое место у семи стран, в том числе России, вышло определение «пандемический».

Большинство населения во всех странах, охваченных опросом, рассматривает изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, политическое насилие, оружие массового уничтожения, пандемии, искусственный интеллект, рост населения и крайнюю нищету как потенциальные глобальные катастрофические риски. Исследование свидетельствует о возросшей общей обеспокоенности проблемой обеспечения безопасности человека и озабоченности тем, что государства сплошь и рядом оказываются не в состоянии с ней справиться. 

Между тем в массовое сознание все более настойчиво продвигаются утверждения о том, что в быстро меняющемся мире ситуация развивается таким образом, что глобализация вскоре не оставит в нем места национальным государствам, заместив их роль транснациональными корпорациями «с социальной ответственностью». Об этом, в частности, идет речь в нашумевшей книге «COVID-19: великая перезагрузка», которую основатель и неизменный модератор Давосского форума Клаус Шваб написал летом 2020 года в соавторстве с журналистом Тьерри Маллере16. Оценивая последствия пандемии коронавируса, авторы заявляют, что человечество уже никогда не сможет вернуться к той жизни, которая существовала ранее. Они считают, что в мире формируется некая «новая реальность», радикально отличающаяся от прежней. О «новой нормальности» говорит и Джо Байден, и канадский премьер Джастин Трюдо, считающий, что вирус оказался, в общем-то, весьма кстати, предоставив возможность для быстрой перезагрузки.

Перезагрузку, в том числе в отношениях с Россией, провозглашала, будучи госсекретарем США, небезызвестная Хиллари Клинтон. В Москву она привезла символическую кнопку запуска с исполненным на ней лозунгом «перезагрузка», в котором по недосмотру отсутствовали две буквы, превращая  надпись в слово «перегрузка». Одиозную кнопку сегодня можно видеть экспонированной в Центре истории российской дипломатической службы МИД России в здании на Смоленской площади в Москве. Ошибка получилась многозначительной, указав на свойство заокеанского партнера превращать высказываемые намерения на практике в нечто совершенно иное и далекое по смыслу. Этим же свойством отличался первый и последний Президент СССР М.С.Горбачев, провозгласивший свой вариант «перезагрузки» в виде приснопамятной «перестройки», которая окончилась разрушением собственного государства.

Видение будущего, которое оставляет в прошлом государства, их правительства и народы, предлагая вместо них «новую реальность» под эгидой «социально ответственных» транснациональных корпораций, не уточняет, как в этом случае и кем будут исполняться функции государства по обеспечению закона и порядка, прав человека и его безопасности. Во всяком случае, конкретные действия транснациональных корпораций и их приоритетная ориентация на собственные интересы и извлечение прибыли заставляют серьезно усомниться в их способности быть «социально ответственными» настолько, чтобы взять на себя социальные функции государства.

Не только подобные теоретические размышления по поводу происходящих в мире перемен, но и практические проявления таких изменений вызывают в ряде случаев глубокую тревогу в мировом сообществе. Президентские выборы в США в 2020 году проходили на фоне беспрецедентных посягательств на права и безопасность человека, выливавшихся в массовые погромы и унижения человеческого достоинства. Их катализаторами становились требования уважения «права на жизнь черного человека», которые нередко оборачивались актами насилия в отношении белого населения, и защиты прав меньшинств, повсеместно приобретавшие гипертрофированный провокационный характер и дестабилизировавшие обстановку. Провозглашаемые принципы равенства, свободы и демократии, номинально являющиеся ценностными характеристиками американского общества, оказывались буквально перевернутыми с ног на голову в охватившем страну апофеозе разрушения, который во многом поставил под вопрос безопасность человека.

В Евросоюзе сегодня можно наблюдать схожие процессы, разрушающие цивилизационные устои. Идеи трансгуманизма, ложной толерантности и трансформаций на этой основе в диапазоне от преобразования мира и общества до изменения физиологии человека, навязываемые агрессивным меньшинством и его кукловодами все более активно сопротивляющемуся большинству, провоцируют конфликты, в ходе которых насилие нередко делает ценность жизни человека и его безопасность малозначащими понятиями.

Прогрессизм как идеология, продвигающая представления о единственно верном пути мирового развития по западным лекалам, подвергается переосмыслению и растущему отторжению со стороны других культур и цивилизаций. Эксплуатация в политических целях и вербальная фетишизация весьма условных в реальной жизни свобод западного мира все чаще и опаснее приходит в столкновение с моральными и религиозными устоями иных сообществ как на внешнем периметре, так и внутри западных стран в отношениях с национальными диаспорами. Это наглядно продемонстрировал ужасающий случай, имевший место осенью 2020 года во Франции, когда школьный учитель, демонстрировавший ученикам неприемлемые для религиозных чувств мусульман карикатуры как «проявление свободы слова», был подвергнут отрезанию головы человеком, который счел свою веру оскорбленной. Погибшие - и убитый учитель, и убивший его сторонник ислама - были героизированы, хотя оба нарушили канонические принципы, провозглашающие неприкосновенными жизнь и веру человека. 

Безопасность в наши дни является глобальной комплексной проблемой, в сфере которой находится весь мир, все человечество и каждый человек в отдельности. Она предполагает развитие взаимодействия государств и народов в контексте согласованного на универсальной платформе ООН глобального управления и лидерства для продвижения человечества вперед и исключения угроз для его существования. Эта проблема требует ее научного осмысления с гуманитарных позиций как экзистенциального вызова, обусловленного возникновением новых угроз, в том числе в результате стремительного технологического развития. Вступление человечества в цифровую эру открывает широкий простор для новых знаний и возможностей и вместе с тем для появления новых рисков для человека и его безопасности.

Над проблемой безопасности человека сегодня усиленно размышляют ученые и исследовательские центры, включая такие известные «лаборатории мысли», как Всемирная академия искусства и науки и Римский клуб. Петербургским ученым И.Ф.Кефели было предложено новое понятие «асфатроники» для обозначения формирующейся теории комплексного видения проблем глобальной безопасности17. По инициативе Всемирной академии искусства и науки развернут международный проект под эгидой Отделения ООН в Женеве, получивший название «Глобальное лидерство - 21»18. Прошедшие в течение юбилейного года дискуссии и мероприятия в рамках проекта «Глобальное лидерство - 21», а также завершившая год онлайн-сессия на женевской площадке ООН 15-16 декабря 2020 года, засвидетельствовали высокую релевантность этой темы и интерес, который вызывает в мире поиск путей ее реализации.

Академия, отметившая в 2020 году свое 60-летие, была инициирована великими учеными Альбертом Эйнштейном, Бертраном Расселом и Робертом Оппенгеймером и вначале формировалась как движение против использования результатов научных исследований в целях, способных принести вред человечеству. Затем добавилось противодействие разрушительным тенденциям в области культуры и искусства. В последние годы академия приняла участие в международных научных конгрессах «Глобалистика», которые проводятся в МГУ имени М.В.Ломоносова по инициативе факультета глобальных процессов, а также в других совместных научно-образовательных международных мероприятиях. 

20 мая 2020 года на онлайн-площадке факультета глобальных процессов МГУ прошел представительный международный научный форум с участием ЮНЕСКО, Всемирной академии и Римского клуба «Глобальные социальные трансформации и будущее цивилизации», в рамках которого были подняты вопросы обеспечения безопасности человека, прозвучавшие особенно актуально на фоне разразившейся пандемии коронавируса. Эта тема была продолжена на следующем совместном международном научном онлайн-форуме с участием ЮНЕСКО, академии и клуба 22 декабря 2020 года «COVID-19 и безопасность человека», инициатором проведения которого выступил факультет глобальных процессов и кафедра ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем МГУ имени М.В.Ломоносова. Вступительный доклад академика РАН А.Г.Чучалина побудил участников сессии обратиться к обсуждению взаимосвязи неопределенности коронавирусной инфекции и порожденной новым вирусом неясного происхождения глобальной ситуации.

Ставший мировой сенсацией доклад Римского клуба «Пределы роста» почти полувековой давности в МГУ решили переосмыслить применительно к реальностям современного мира, который радикально изменился за прошедшее время. Научный коллектив под руководством ректора МГУ академика РАН В.А.Садовничего приступил к разработке научного доклада «Новые пределы роста», призванного оценить состояние мира и перспективы его развития. Проблеме обеспечения безопасности человека в докладе будет уделено первостепенное внимание.

Выполнено в рамках проекта РФФИ №19-014-00001 «Управление социальными трансформациями в контексте глобальных процессов и проблем».

 

1No Limits to Learning. Bridging the Human Gap. Report to the Club of Rome. Oxford: Per-gamon Press, 1979. 159 p. // https://clubofrome.org/publications/no-limits-to-learning-1979/ (дата обращения: 09.11.2020).

2Гутерриш А. Обращение к Генеральной Ассамблее ООН о приоритетах Генерального секретаря ООН на 2020 год. Нью-Йорк, 22 января 2020 г. (Guterres A. Remarks to the Gen-eral Assembly on the Secretary-General’s priorities for 2020) // URL: https://www.un.org/sg/en/content/sg/speechts/2020-01-22/remarks-general-assembly-priorities-for-2020 (дата обращения: 18.04.2020).

3ТВЦ 22.09.2020: Генсек ООН предупредил о близком Апокалипсисе из-за пандемии COVID-19 // https://www.tvc.ru/news/show/id/193101/ (дата обращения: 30.09.2020).

4The Global Risks Report 2020. 15th Edition // World Economic Forum. Geneva, 2020. P. 4-5.

5Granoff J. Approaching Human Security // CADMUS. Scientific Journal of the World Acad-emy of Аrt and Science (WAAS). Vol. 4. №3. November 2020.

6Ibid. P. 2.

7Резолюция  A/RES/70/1 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г. «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» // Microsoft Word - 1516301R.docx (unctad.org) https://unctad.org/system/files/official-document/ares 70d1_ru.pdf (дата обращения: 02.12.2020).

8Президент России Владимир Путин назначил спецпредставителя президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития // https://ria.ru/20201205/chubays-1587771571.html (дата обращения: 02.12.2020).

9Коротко о ЮНЕСКО: миссия и мандат // https://ru.unesco.org/about-us/introducing-unesco (дата обращения: 02.12.2020).

10В Германии призвали к диалогу с Россией «с позиции силы» // https://iz.ru/1092306/2020-11-26/v-germanii-prizvali-r-dialogu-s-rossiei-s-pozitcii-sily

11https://tass.ru/obschestvo/8999053 (дата обращения: 17.11.2020).

12https://lenta.ru/news/2020/07/18/bogatstvo/ (дата обращения: 17.11.2020).

13Global Challenges Foundation. Global Catastrophic Risks and International Collaboration. Opinion poll 2020. Report // C:/user/Desktop/GCF_Global_Challenges.2020-High.pdf  (дата обращения: 18.11.2020).

14Австралия, Англия, Бразилия, Германия, Индия, Китай, Россия, США, Швеция, ЮАР.

15Global Challenges Foundation. Global Catastrophic Risks… P. 6.

16Schwab K., Malleret Th. COVID-19: The Great Reset. Forum Publishers, 2020.

17Кефели И.Ф. Асфатроника: на пути к теории глобальной безопасности: монография. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2020. 228 с.

18World Academy of Art and Science (WAAS). Global Leadership in the 21st Century // https://www.worldacademy.org/conferences/stgl/Strategies for Transformative Global Leadership/ (дата обращения: 21.06.2020).