Основой для перехода к устойчивому развитию в морской сфере служит концепция «синей экономики». Общеупотребительного определения этого понятия нет, но фактически ее отождествляют с морской (океанской) экономикой. Между тем во многих дефинициях морской экономики (ЕС, США, Великобритания, Китай, Южная Корея и др. [1: 141]) в целом устанавливаются критерии отнесения видов деятельности к морской сфере. Общим для них остается одно - функциональное предназначение термина, которое обусловлено применением новых подходов к управлению морепользованием, нацеленных на обеспечение устойчивого использования и сохранения ресурсов Мирового океана. Таким образом, если слово «морская» (океанская) указывает на принадлежность к области экономики (морскому хозяйству), то «синяя» определяет принципы и механизмы ее развития и управления.

Морская («синяя») экономика как объект управления

Обобщение результатов исследований Всемирного банка [2; 3], Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО [4; 5], Организации экономического сотрудничества и развития [6], Конференции ООН по торговле и развитию [7], Европейского союза, приморских стран [8; 9] и других публикаций дает представление о современном терминологическом значении морской, по существу «синей», экономики. Ее можно определить как условную структуру (иерархическую - глобальную, региональную, национальную, местную), в отношении которой будут применяться интегрированные, экологически направленные технологии управления морепользованием. В таком восприятии морская экономика не тождественна морскому хозяйству, которое становится только ее экономическим компонентом в числе прочих. Другим компонентом «синей экономики», который можно определить как природно-ресурсный, следует считать морской природный капитал. К нему относятся природные активы, товары и экосистемные услуги, предоставляемые Мировым океаном, увязываемые с морской производственной сферой [10: 13]. Или иначе - «экономическую ценность», основанную на природном капитале, а также нерыночных товарах и услугах [11]. Третий компонент, управленческий, охватывает технологии управления морской деятельностью, которые развиваются в условиях разработки новых подходов к эксплуатации морских ресурсов.

Взаимодействие экономического (производственного) и экологического (окружающей среды) компонентов (их можно назвать подсистемами [12: 35]), а также технологий управления ведет к формированию дополнительных внутренних связей и приобретению структурой новых качеств, не присущих каждой части по отдельности. В связи с этим есть основания определять морскую экономику целостным и системным1 объектом и представлять ее как эколого-экономическую систему (с оговорками2), предназначенную для достижения заданного экономического эффекта при минимальном использовании ресурсов.

В самом общем виде морскую экономику можно представить как выражение, предлагаемое определением В.Н.Сагатовского [12: 25]:

S ≡ < A, R, Z, SR, ΔT >, где

S - система в целом (морская экономика как система);

А - элементы системы (отрасли, объекты, составные части, регионы);

R - связи (отношения) в системе между ее элементами (отраслями, объектами);

Z - цель системы, совокупность или комплекс целей;

SR - среда, в которой функционирует система (окружающая среда, территории);

ΔT - время жизни (период работы) системы.

Подытоживая, можно определить, что целью формирования системы управления морской сферой является получение максимального экономического эффекта при минимальном расходе ресурсов и ущербе для окружающей среды. Представляется обоснованным рассматривать ее в целом, применительно к определению системы по В.Н.Сагатовскому, как «конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды с определенной целью в рамках определенного временного интервала». Основанием служит симбиоз экономической и экологической составляющих морской экономики, интеграция и взаимозависимость различных отраслевых, функциональных и региональных элементов, а также универсализация и комплексирование процессов управления ими.

Морская экономика в ЕС

В начале июля 2020 года Европейский союз опубликовал третий ежегодный доклад по «синей экономике», к которой отнес «секторальные и межсекторальные виды экономической деятельности, связанные с океанами, морями и побережьями», в том числе в отдаленных регионах и странах, не имеющих выхода к морю [14: 2]. Функционирование и целостность системы управления морской экономикой ЕС должны обеспечить связи между ее элементами, к которым в первую очередь можно отнести «горизонтальные инструменты планирования» комплексной морской политики ЕС (2007 г.) [15], «синей экономики» и «синего роста» (2012 г.). В их числе можно выделить следующие.

Во-первых, морское пространственное планирование, которое охватывает задачи пространственного размещения морских отраслей, а также разработку планов и правил, предназначенных для «индивидуальных разрешений на использование морского пространства», и т. д. [16]. Директива 2014/89/ЕС, устанавливающая основные требования по организации данного процесса в ЕС, применяется к морским водам государств-членов (ст. 3 директивы). Как можно предположить, в условиях развития трансграничного сотрудничества в этой области существует возможность расширения границ применения данной практики, в том числе со стороны ЕС3. Кроме того, для предупреждения и снижения негативных экологических последствий предполагается применять другие инструменты, в частности экономические (налоги, субсидии и др.) [18].

Во-вторых, создание интегрированной инфраструктуры сбора комплексных данных о Мировом океане в рамках инициативы ЕС «Морские знания 2020» (2010 г.). В частности, на заключительной стадии разработки находится программа «Европейские морские наблюдения и сеть данных» (European Marine Observation and Data Network), информация которой используется для разработки карт морей и океанов ЕС. Создание цифровой карты рельефа морского дна для акваторий в зоне ведения ЕС, а также сбор информации о водной толще запланированы в рамках «синего роста» [19].

В-третьих, формирование систем непрерывного комплексного морского наблюдения. В сотрудничестве с государствами-членами ЕС с 2009 года занимается разработкой морского сегмента Общей среды обмена информацией об окружающей среде, предназначенной для обеспечения комплексного наблюдения за «морским доменом» ЕС [20]. Одним из проектов в этой сфере стал Европейский испытательный стенд 2020 года (2014-2019 гг.), созданный в рамках Европейской седьмой рамочной программы [21]. Проект является элементом Цифровой программы ЕС (2010 г.), а также входит в «Дорожную карту» Морской стратегии безопасности ЕС (2014 г.) [22: П. 2.1].

В-четвертых, выполнение действий, направленных на качественные - природо-сберегающие и технологические - изменения в морской сфере. К ним в первую очередь можно отнести задачи по достижению «хорошего экологического статуса» морских вод ЕС, решаемые в рамках Рамочной директивы по морской стратегии (2008 г.) [23]. Кроме того, на развитие морской деятельности ЕС окажет влияние реализация планов ЕС по «зеленой» трансформации социальной и экономической сферы, предусмотренная «Европейской зеленой сделкой» (2019 г.), в том числе переход на чистые технологии, возобновляемые источники энергии, экономику замкнутого цикла и т. д., а также использование новых технологий, включая цифровые. В частности, разработка проекта «Цифровой двойник Мирового океана» (Digital Twin of the Ocean), объявленная ЕС в 2020 году в продолжение инициативы по созданию цифровой модели Земли (Destination Earth)[24], позволит моделировать и визуализировать сценарии развития экологических и производственных процессов в Мировом океане [25].

В-пятых, финансовое, нормативно-правовое, кадровое и научное обеспечение принятия политических и управленческих решений на разных уровнях.

В-шестых, расширение международного сотрудничества, основанное на трансграничном характере морской деятельности, создает новые пространственные связи между различными регионами Европейского союза.

Таким образом, между элементами морской экономики складываются разные связи, которые обусловлены применением «сквозных» механизмов управления ими, контроля их деятельности и состояния окружающей среды, а также поддержкой морских отраслей (финансовыми, образовательными, научными программами, нормативными правовыми документами и др.). Кроме того, качественные преобразования, проводимые в рамках ЕС применительно ко всем морским отраслям, создают дополнительные связи, повышающие степень управляемости системы.

Возможности морского развития ЕС

Можно предположить, что механизмы и программы Европейского союза будут обеспечивать функционирование его морской экономики как целостной системы. По мере их реализации появится возможность определять оптимальное пространственное размещение морских отраслей, контролируя состояние окружающей среды в процессе ее эксплуатации. Прогнозируется, что в дальнейшем указанная система сможет обеспечивать эффективное управление и устойчивый характер развития морской деятельности ЕС, а также осуществлять контроль ее состояния в режиме реального времени. Например, программа «Цифровой двойник Мирового океана» может стать основой для прогнозирования и стратегического планирования морепользования на кратко- и долгосрочный периоды, обеспечивая выполнение экологических и иных требований ЕС.

Таким образом, данный подход предполагает возможность автоматизации мониторинга окружающей среды и оценки функционирования системы, а также моделирования развития и управления ее работой в объеме, позволяющем обеспечить решение поставленных задач с необходимой эффективностью, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта.

Есть основания полагать, что на первом этапе усилия Европейского союза будут направлены на обеспечение комплексного управления отраслями и секторами морского хозяйства, а также на сбор и формирование необходимой интегрированной базы данных. На следующем этапе возможен переход к формализации информации в объеме, достаточном для машинной обработки, и передаче отдельных задач (например, мониторинг акваторий Мирового океана) в ведение искусственного интеллекта, о чем свидетельствуют документы ЕС. В частности, Скоординированный план государств - членов ЕС по расширению сотрудничества в области искусственного интеллекта (2018 г.), в приложении к которому предлагается реализовать его потенциал для продвижения геолокационных услуг в области наблюдения за морской средой, управлением водными ресурсами и т. д. [26]. На последнем этапе возможна полная передача функций управления искусственному интеллекту.

Заключение

Оценка концептуальных и планирующих документов ЕС позволяет предположить, что в рамках достижения целей устойчивого развития морской экономической деятельности Европейский союз будет выстраивать новую систему управления морепользованием, основанную на применении новых экологических стандартов, а также экологически ориентированных механизмов управления, планирования, наблюдения и т. д.

Можно прогнозировать, что основные усилия будут нацелены на создание многоуровневой мультифункциональной системы, обеспечивающей получение заданного экономического эффекта при минимальном использовании ресурсов.

Применение системного подхода к морской экономике представляется особенно актуальным по отношению к российской практике управления морской деятельностью с учетом протяженности нашего морского побережья, территориальной удаленности многих прибрежных регионов и отраслевого разнообразия морской деятельности. Наиболее востребованным такой подход может оказаться для управления морской деятельностью в Арктике, прежде всего в связи с растущей логистической привлекательностью этого региона, а также объемами природных биологических и ископаемых ресурсов.

 

 

1Свойство целостности связано с целью, для выполнения которой создается система [12: 77].

2Эколого-экономической системой морскую экономику можно назвать с оговорками, так как в основном под ними понимают территориальные образования, «причиной формирования которых является взаимодействие природных хозяйственных территориальных комплексов в процессе природопользования», которое «определяет целостность указанных систем» [13].

3Например, существуют предложения перенести практику морского пространственного планирования на Арктический регион, до окончательного таяния льдов и массового использования его ресурсов [17].

 

 

Источники и литература

1. Rethinking Innovation for a Sustainable Ocean Economy. OECD. 2019 // URL: http://www.fao.org/fi/static-media/MeetingDocuments/BlueHope/secondmeeting/Blue%20Economy%20blue%20growth/Rethinking%20Innovation%20for%20a%20Sustainable%20Ocean%20Economy.pdf (дата обращения: 27.10.2020).

2. The Potential of the Blue Economy: Increasing Long-term Benefits of the Sustainable Use of Marine Resources for Small Island Developing States and Coastal Least Developed Countries. World Bank. 2017 // URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/26843/115545.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 30.10.2020).

3. Problue: Healthy Oceans, Healthy Economies, Healthy Communities. Worldbank. March 2020 // URL: https://www.worldbank.org/en/programs/problue/overview (дата обращения: 30.10.2020).

4. Summary report of first session IOC group of experts on capacity development. IOC Group of Experts on Capacity Development First Session. Paris, France. 21-23 March 2018 // URL: http://www.ioc-cd.org/index.php?option=com_content&view=article&id=152:summary-report-of-first-session-ioc-group-of-experts-on-capacity-development-now-available&catid=14&Itemid=188 (дата обращения: 27.10.2020).

5. Global Ocean Science Report: The Current Status of Ocean Science around the World - Executive Summary (IOC Policy Series 2017-1; IOC/POL/2017/1)  // URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/2449249373e.pdf (дата обращения: 27.10.2020).

6. The Ocean Economy in 2030. The Ocean as a Sustainable Source of Economic Growth. Organisation for Economic Cooperation and Development. April 2016 // URL: https://www.oecd.org/futures/Policy-Note-Ocean-Economy.pdf (дата обращения: 27.10.2020).

7. The Oceans Economy: Opportunities and Challenges for Small Island Developing States. United Nations Conference on Trade and Development. 2014 // URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditcted2014d5_en.pdf (дата обращения: 29.10.2020).

8. The Norwegian Government’s updated ocean strategy. 03.06.2019 // URL: https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/the-norwegian-governments-updated-ocean-strategy/id2653026/

9. Blue Opportunities. The Norwegian Government’s updated ocean strategy. 2019 // URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/departementene/nfd/dokumenter/strategier/w-0026-e-blue-opportunities_uu.pdf (дата обращения: 02.11.2020).

10. The Ocean Economy in 2030. Organisation for Economic Cooperation and Development. 2016 // URL: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/economics/the-ocean-economy-in-2030_9789264251724-en#.WjjQOHmYPcs (дата обращения: 01.11.2020).

11. The EU Blue Economy Report. European Commission. 2019 // URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/676bbd4a-7dd9-11e9-9f05-01aa75ed71a1/language-en/format-PDF/source-search (дата обращения: 02.11.2020).

12. Волкова В.Н. Теория систем и системный анализ: учебник для академического бакалавриата / В.Н.Волкова, А.А.Денисов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 616 с. Серия: Бакалавр. Академический курс.

13. Малышев А.А., Кажаева Ю.А. Формирование эколого-экономической системы: этапы развития // Современные научные исследования и инновации. 2015. №4. Ч. 3 // URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/52204 (дата обращения: 02.11.2020).

14. The EU Blue Economy Report. European Commission. 2020 // URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/83843365-c18d-11ea-b3a4-01aa75ed71a1/language-en/format-PDF/source-search (дата обращения: 28.10.2020).

15. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. An Integrated Maritime Policy for the European Union. COM/2007/0575 final. 10.10.2007 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52007DC0575 (дата обращения: 28.10.2020).

16. Marine spatial planning. Intergovernmental Oceanographic Commission of UNESCO. 2020 // URL: http://msp.ioc-unesco.org/about/marine-spatial-planning/ (дата обращения: 01.11.2020).

17. Sigrid Eskeland Schütz. Marine Spatial Planning - Prospects for the Arctic. Arctic Review on Law and Politics. February 2018 // URL: https://www.researchgate.net/publication/323083663_Marine_Spatial_Planning_-_Prospects_for_the_Arctic (дата обращения: 01.11.2020).

18. Principles for a Sustainable Blue Economy Briefing. World Wildlife Fund. 2018 // URL: https://wwfeu.awsassets.panda.org/downloads/wwf_marine_briefing_principles_blue_economy.pdf (дата обращения: 29.10.2020).

19. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Blue Growth opportunities for marine and maritime sustainable growth. 13.09.2012 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX%3A52012DC0494 (дата обращения: 29.10.2020).

20. Common Information Sharing Environment // The European Fisheries Control Agency. 2020 // URL: https://www.efca.europa.eu/en/content/common-information-sharing-environment-cise (дата обращения: 30.10.2020).

21. EUropean test bed for the maritime Common Information Sharing Environment in the 2020 perspective. 2020 // URL: http://www.eucise2020.eu/about (дата обращения: 02.11.2020).

22. European Union Maritime Security Strategy. Action Plan. Council of the European Union. 16 December 2014 // URL: https://ec.europa.eu/maritimeaffairs/sites/maritimeaffairs/files/docs/body/20141216-action-plan_en.pdf (дата обращения: 01.11.2020).

23. Directive 2008/56/EC of the European Parliament and of the Council of 17 June 2008 establishing a framework for community action in the field of marine environmental policy (Marine Strategy Framework Directive). 25.06.2008 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv%3AOJ.L_.2008.164.01.0019.01.ENG&toc=OJ%3AL%3A2008%3A164%3ATOC (дата обращения: 01.11.2020).

24. Destination Earth (DestinE). European Commission. 14 October 2020 // URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/destination-earth-destine (дата обращения: 29.10.2020).

25. Title: A transparent & accessible ocean: Towards a Digital Twin of the Ocean. European Commission. 2020 //  URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/research_and_innovation/green_deal/gdc_stakeholder_engagement_topic_09-3_digital_ocean.pdf (дата обращения: 30.10.2020).

26. Annex to the Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions - Coordinated Plan on Artificial Intelligence. COM (2018) 795 final. 07.12.2018 // URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/coordinated-plan-artificial-intelligence (дата обращения: 31.10.2020).