Пять стран, входящих в БРИКС, - Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР обладают значительным экономическим и политическим потенциалом. С 1 января 2020 года председательство в БРИКС перешло к России. Девиз российского председательства - «Партнерство БРИКС в интересах глобальной стабильности, общей безопасности и инновационного роста». Вместе с тем для эффективного взаимодействия странам БРИКС необходимо выстроить диалог деловых культур, которые имеют существенные различия, а также предотвратить возможные конфликты из-за возникающих недопониманий.

Профессор менеджмента Ф.Лютенс указывает, что «управление имеет три основных измерения - техническое, концептуальное и человеческое»1. Как справедливо отмечают в своем труде российские ученые Э.А.Понуждаев и М.Э.Понуждаева, во внимание должны приниматься социально-культурные и иные различия, присущие странам и отдельным регионам2. Важное место занимает и человеческий капитал. Ведущий американский ученый Ф.Лютенс, почетный профессор Университета Небраски, утверждал: «Технологии могут быть куплены и скопированы, что, в свою очередь, уравнивает конкурентные преимущества. Однако люди не могут быть скопированы, хотя возможно клонировать человеческие тела, но их идеи, личности, мотивацию и организационные культурные ценности скопировать невозможно. Человеческие ресурсы организации и то, как ими управляют, представляют собой конкурентное преимущество сегодняшних и будущих организаций»3. Свое заключение автор основывает на анализе более 300 компаний, который проводился в течение 20 лет. Очевидно, что сам по себе человек, являющийся главной ценностью любой компании, не может существовать вне стереотипов национальных традиций. Это утверждение справедливо даже при условии взаимопроникновения и обогащения культур в условиях достаточно тесной интеграции, в том числе и в рамках БРИКС.

Не подлежит сомнению тот факт, что между странами сохраняются весьма существенные различия в культуре, трактующиеся как самобытность, которая самым непосредственным образом влияет и на деловую культуру даже на уровне общепринятых правил и привычек. Например, в такой стране, как Индия, опоздание на переговоры воспринимается как вполне допустимое явление, но в любой европейской стране подобное может привести к срыву переговоров и сделки. В Китае существует понятие «гуанси», что предполагает предварительное знакомство с партнером, а лишь затем установление любых деловых контактов.

Однако между странами БРИКС по мере развития интеграционных процессов вырабатывается система кросс-культурного менеджмента, то есть управления межнациональными отношениями на стыке многообразных национальных культур. Немаловажное значение уделяется и изучению причин межкультурных конфликтов, выявлению способов их эффективной нейтрализации. Одновременно рассматриваются особенности национальных деловых культур с целью определения путей и методов построения долгосрочного и перспективного сотрудничества между различными странами и организациями. При этом в расчет также принимаются поведенческие закономерности, присущие той или иной стране или региону.

Наиболее точное и исчерпывающее определение кросс-культурного менеджмента, по мнению автора, дает учебник профессора С.П.Мясоедова, являющегося признанным авторитетом в этой области научного знания: «Кросс-культурный менеджмент - это управление поведением людей и искусство выстраивать отношения на стыке деловых культур»4.

Кpосс-культурный менеджмент представляет собой относительно новую дисциплину для всех без исключения стран БРИКС. Как следует из его названия, этот менеджмент реализуется на стыке нескольких культур в отличие от просто межкультурного и подразделяется на макро- (управление на стыке национальных и региональных культур) и микроуровни (управление на стыке локально-территориальных, возрастных, профессиональных, организационных и иных культур).

Ученые, разрабатывавшие независимо друг от друга основы кросс-культурного менеджмента, пришли к неоспоримому выводу: все нации обладают своей уникальной культурой и системой ценностей. Однако многие исследования лишь ограничивались констатацией факта наличия самих различий, не воспринимая их как нечто существенное для ведения бизнеса.

Следует отметить, что в настоящее время лидеры Евросоюза, изначально объявившие курс на мультикультурность, вынуждены признать крах самой идеи5. На сегодняшний день в исследованиях, посвященных этой тематике, сохраняется акцент на необходимость учета национально-культурных особенностей, но при этом выработке единой системы управления, признаваемой различными национальными культурами. Именно подобный подход в выстраивании диалога различных культур используют в своем взаимодействии и страны БРИКС.

Интеграционное объединение нового типа

Наименование «БРИК» (BRIC) было впервые приведено в аналитической записке банка «Goldman Sachs» «Building Better Global Economic BRICs» в ноябре 2001 года за несколько лет до появления самого объединения6. «В течение следующих 50 лет Бразилия, Россия, Индия и Китай - страны БРИК - могут стать гораздо большей силой в мировой экономике. Предполагается рост ВВП, доходов на душу населения и свободное движение капиталов в странах БРИК до 2050 года» - говорится в преамбуле к докладу банка «Goldman Sachs», изданному в 2003 году7. Таким образом, именно с этими странами аналитики связывали дальнейший рост мировой экономики в целом. Авторство названия принадлежит главному экономисту банка «Goldman Sachs» американцу Дж. О’Нилу.

До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. Однако с декабря 2010 года к объединению присоединилась Южно-Африканская Республика (ЮАР) и после встречи в китайском городе Санье 14 апреля 2011 года, в которой впервые участвовала ЮАР, группа официально стала носить название «BRICS» (добавилась латинская буква «S», по первой букве названия страны - The Republic of South Africa). Таким образом, страны БРИКС стали представлять все континенты (исключение составляет лишь Австралия).

Создание БРИКС, как вполне обоснованно полагают ведущие мировые эксперты, означало фактическое создание нового геополитического объединения, призванного противостоять монополярной гегемонии Запада во главе с США и координировать свои усилия на международной арене.

Однако многие аналитики первоначально считали, что новое международное объединение станет неким слабым подобием Европейского союза (ЕС) в виде экономического блока (торговой организации с ограниченным числом участников), лишенного политической составляющей, несмотря на очевидный политический характер совместных коммюнике. Большие сомнения вызывала и сама возможность координации экономической деятельности по примеру ЕС. Однако сегодня страны БРИКС демонстрируют стремление преобразовать свою возрастающую экономическую мощь в инструмент геополитического влияния.

На сегодняшний день страны БРИКС обладают достаточно мощным потенциалом. По состоянию на 2020 год, в пяти странах, входящих в БРИКС, проживает 42% населения мира (около 3 млрд. человек). Их территория занимает 26% земной суши. На долю «пятерки» приходится почти треть мирового ВВП по паритету покупательной способности национальных валют (ППС). По этому показателю, который составляет 44 трлн. долларов, страны БРИКС превосходят развитые страны Запада, входящие в «Большую семерку».

Объем взаимной торговли между странами «пятерки» по сравнению с 1995 годом вырос в 22 раза. Если в 1995 году он составлял 13 млрд. долларов, то уже в 2014-м этот показатель равнялся 291 млрд. долларов. На страны БРИКС приходится 20% мировой торговли. Наиболее значимой торговля внутри объединения представляется для Китая, которому принадлежит 72% суммарного экспорта и 67% суммарного импорта, России - 10,9 и 7,9% соответственно, Индии - 8,4 и 15,5%, Бразилии - 6 и 6,8%, ЮАР - 2,2 и 3,17%. Наибольшая доля в экспорте каждой из стран, входящих в «пятерку», принадлежит КНР - от 52,9 до 82,7%8.

К «слабости» интеграционного объединения следует отнести то, что БРИКС не имеет своей организационной структуры и штаб-квартиры с постоянно действующим аппаратом сотрудников по аналогии со многими международными организациями, в том числе такими, как Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС), Содружество независимых государств (СНГ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др. Основная работа «пятерки» проходит во время встреч на высшем уровне. Председательство в организации осуществляется на ротационной основе продолжительностью один год.

Единственным полноценным инструментом сотрудничества для стран БРИКС в настоящее время является Новый банк развития (НБР), штаб-квартира которого расположена в Шанхае (КНР). Местоположение штаб-квартиры вполне объясняется значительным удельным весом Китая в системе внутренней торговли между странами БРИКС. Вместе с тем президентом банка является Кундапур Ваман Каматх, представляющий Индию. Основной целью создания НБР как с экономической, так и политической точек зрения было снижение своей зависимости от Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, штаб-квартиры которых находятся в США.

Страны БРИКС рассматривают Новый банк развития в качестве альтернативы международным финансовым институтам. Банк должен финансировать инфраструктурные проекты в странах организации. НБР позволит государствам «пятерки» оперативно получать кредиты по более выгодным условиям.
Главным результатом деятельности Нового банка развития уже на самом начальном этапе можно считать создание первого для развивающихся стран независимого от Запада международного экспертного центра. Этот центр способен проводить самостоятельную оценку крупных национальных и межгосударственных проектов и готовить необходимую для привлечения инвестиций техническую документацию.

Страны БРИКС получили возможность создать собственную альтернативную методологическую базу для проведения анализа кредитных заявок и внедрения отличных от существующих на Западе стандартов кредитования. Среди последних инициатив НБР стало участие в борьбе с коронавирусом, фактически парализовавшим мировую экономику. НБР выделил в качестве чрезвычайной помощи 7 млрд. юаней (около 1 млрд. долл.) «Банку Китая» для оказания помощи стране в борьбе с COVID-19. Кредит предназначен для поддержки усилий правительства КНР по преодолению воздействия пандемии на экономику и здоровье людей9.

Необходимо констатировать, что крупные интеграционные проекты в рамках БРИКС в настоящее время не осуществляются. Кроме того, нет задачи унификации и таможенного законодательства стран-участниц. В этом отношении кросс-культурный менеджмент имеет ограниченное применение и его развитие и совершенствование возможно лишь в обозримой перспективе с одновременным созданием интеграционных деловых структур стран БРИКС.

Кросс-культурный менеджмент и влияние национальных культур на деловые связи стран БРИКС

Зарубежные исследователи, как правило, не рассматривают страны БРИКС в едином формате, поскольку не воспринимают это интеграционное объединение как реально действующее и структурированное. В большей степени эти ученые считают страны БРИКС неким «клубом по интересам», не имеющим общей стратегии, или даже временным объединением. Этим во многом объясняется то, что страны, входящие в БРИКС, рассматриваются ими как отдельно взятые.

Рассмотрим некоторые характерные черты и особенности организационной (деловой) культуры каждой отдельно взятой страны БРИКС.

Бразилия. В этой стране превалирует коллективизм в противовес индивидуализму. Человек с самого рождения чувствует себя членом определенной социальной группы, взамен получая от этой группы поддержку и защиту. В Бразилии в социальных отношениях превалирует строгая иерархичность. Управление организациями осуществляется в основном единолично. Это означает, что руководитель несет всю полноту ответственности за все принимаемые решения. Бразильский бизнес предпочитает не предоставлять все на волю случая, а заранее предусмотреть возможные варианты действий. Этому способствует и высокая степень бюрократии в стране в процессе принятия решений. Важно также учитывать, что бразильская деловая культура ориентирована на долгосрочные отношения. В этом смысле ее можно рассматривать как совпадающую по данному параметру с азиатскими бизнес-культурами.

Прямые и непосредственные контакты, а также попытки их установления будут восприниматься как моветон. При установлении деловых контактов обязателен солидный посредник, готовый представить вас бразильской компании. В качестве таковых может выступить торговая ассоциация, банк или ваш коллега по бизнесу, имеющий соответствующую репутацию в Бразилии.

Россия. Вероятно, что представления о деловой культуре и стиле ведения бизнеса в России наиболее интересны с точки зрения их рассмотрения иностранными учеными, так называемый «взгляд извне». С ними можно не во всем и не всегда соглашаться, но их оценки следует знать и учитывать.

Аналогично, как и в случае с бразильской деловой культурой, превалирует коллективизм. Именно это обстоятельство подчеркивал и известный во всем мире специалист в области межкультурного взаимодействия президент и основатель «Richard Lewis Communications» («Международного института языковедения и межкультурного обучения»), а также специалист в области лингвистики, свободно владеющий 12 языками, Р.Льюис. Коллективизм является некой национальной российской доминантой, и деловая культура России практически не воспринимает индивидуализм. Вместе с тем некоторые проявления индивидуализма все же характерны для представителей нового поколения российского бизнеса.

Р.Льюис, исследовавший организационную культуру россиян10, считает, что основные ценности, определившие модель поведения русских, - это огромная территория России, суровые климатические условия. В таких условиях вести свою деятельность можно только коллективно, что, в свою очередь, предполагает наличие сильного коллективистского начала.

Кроме коллективизма, Льюис выделяет такие черты русских, как подозрительность к иностранцам, природный пессимизм, неравномерность в темпах работы, поскольку равномерно вести, например, сельское хозяйство в условиях непродолжительного лета и суровой и длительной зимы невозможно, а также упорство. Кроме того, как считает ученый, проявляются и такие русские черты, как апатия, коррупция, неисполнение формальных требований и несоблюдение законов, откровенность только в узком кругу доверенных лиц, недоверие к официальным властям. Среди положительных черт он отмечает дружелюбие, терпение, осторожность, высокую степень адаптации к внешней среде. Также для России характерны очень высокий уровень образования, по сравнению со всеми другими странами мира, и богатейшая культура. Эти обстоятельства позволяют нашей стране, по мнению Льюиса, достаточно эффективно вести бизнес и влиять на развитие мировой деловой культуры.

Исторически Россия обладает весьма сильной центральной властью и, соответственно, высокой степенью централизованности практически всех сфер отношений. В исследованиях иностранных ученых подчеркивается, что 2/3 всех иностранных инвестиций идут именно в Москву. Указания руководства являются обязательными к исполнению. В этой связи возможность принятия самостоятельных решений участником переговоров с российской стороны крайне ограничена.

Российские предприниматели любое изменение окружающей обстановки воспринимают крайне негативно. Примером может служить ситуация с введенным в России карантином («ситуация повышенной готовности») в связи с пандемией коронавируса в ряде российских регионов весной 2020 года. Неопределенность крайне негативно отразилась на деловой активности. Кроме того, этот фактор не позволяет российскому бизнесу быстро адаптироваться к изменившимся условиям.

Следует упомянуть и тот факт, что, по мнению иностранных специалистов, российская деловая культура сильно отличается от иных подобных культур. Это обстоятельство объясняется и тем, что Россия исторически развивалась в изоляции от европейской организационной культуры, поскольку почти три столетия находилась под татаро-монгольским игом.

Отмечают и тот факт, что еще со времен Советского Союза все подписанные контракты безукоризненно исполнялись. Подобные традиции сохраняются и в современной России.

Индия. Эта страна также по многим параметрам близка к бразильскому и российскому типам организационной культуры. В Индии превалирует коллективистский подход. Это несмотря на то, что во времена британского владычества, продолжавшегося вплоть до середины ХХ века, в Индии насаждалась английская деловая культура с одним из самых высоких индексов индивидуализма (по этому показателю Великобритания находится на третьем месте в мире).

В индийском обществе традиционно существуют касты несмотря на то, что юридически касты в Индии отменены11. Однако эта социальная система иерархий имеет многовековую традицию и связана с господствующей религией в стране - индуизмом. Принадлежность к той или иной социальной группе является весьма важным. В качестве примера можно привести такой факт, что министр обороны Индии Джагдживан Рам, принадлежащий к касте неприкасаемых, приезжая к себе на родину, отвергался соседями из более высоких каст. Карьера зависит не от индивидуальных черт и способностей, а от взаимоотношений с руководством. Из самых негативных для индивида последствий может быть только его отторжение группой вне зависимости от его способностей.

Иерархичность и проявление лояльности к высшему руководству являются отличительными чертами индийской организационной культуры.

В философской культуре Индии господствует фатализм, принятие обстоятельств такими, какие они есть. Отсюда высокая степень толерантности к разного рода неожиданностям, изменениям ситуации, что воспринимается как некая данность, и к этим изменениям лишь следует приспособиться.

Китай. Поднебесная намного опережает всех своих партнеров по БРИКС по такому показателю, как «коллективизм». Практически личность «растворена» внутри коллектива, социальной группы, компании. Уважение к начальству для китайского бизнеса является чем-то естественным. Однако каждый сотрудник в Китае в тайне надеется, что сам когда-нибудь благодаря своему усердию и талантам станет начальником.

Конфуцианство, господствующая идеология Китая, и индуизм по ряду философских положений находятся достаточно близко друг к другу. Вера в неизбежность судьбы, сбывающиеся предначертания характерны и для Китая, и для Индии. В КНР достаточно легко приспосабливаются к любым изменениям, а сами китайцы издревле считались прекрасными торговцами. Неопределенность воспринимается как некая данность. Достижение успеха, поставленной цели любой ценой, принесение отдыха и пребывания с семьей в жертву работе - отличительные черты китайской деловой культуры. 

ЮАР. Южно-Африканская Республика присоединилась к БРИКС позже остальных и представляет собой достаточно сложную деловую культуру с многочисленными вкраплениями как европейских установок, так и чисто местных представлений. Необходимо учитывать, что ЮАР существовала в условиях апартеида, установленного в 1948 году и продлившегося до 1994 года, что, безусловно, наложило свой отпечаток и на деловую культуру этой страны. Государственными языками в Южно-Африканской Республике признано 11 языков, что также не могло не отразиться на деловой культуре страны. Бизнесмены и одновременно одни из самых авторитетных ученых в сфере менеджмента Ф.Тромпенаарс и Ч.Хэмпден-Тернер называли ЮАР «одним из самых плюралистических обществ в мире»12.

Показатель индивидуализма в ЮАР достаточно высок, поскольку белое население в основном принадлежит к англо-саксонскому типу деловой культуры. Признание авторитета власти в ЮАР наблюдается, но не столь значительно выражено, как в Китае или России. «Избегание неопределенности» также характерно для деловой культуры южноафриканцев, для которых непредсказуемость воспринимается как неприемлемость. Пунктуальность и четкое распределение обязанностей, соблюдение формальностей - отличительные черты бизнеса. Любые изменения могут вызвать отторжение и даже сопротивление.

Следует учитывать и то, что ЮАР представляет собой композитивную культуру, созданную практически путем эклектического соединения разнородных и часто даже противостоящих друг другу элементов. Потомки белых переселенцев, африканеры, тщательно скрывают свою эмоциональность, проявление которой в деловом общении с их стороны практически отсутствует. Напротив, представители африканских племен, таких как коса и тсонга, населяющих ЮАР, чрезвычайно эмоциональны.

При имеющихся различиях в организационных культурах стран БРИКС там наблюдается достаточно много общих черт и характеристик, которые позволяют выстраивать сотрудничество в деловой сфере, рассчитанное на длительную перспективу. В этом смысле объединяющее начало могла бы продемонстрировать находящаяся в стадии формирования деловая культура России, которая позволяет легко выстраивать кросс-культурный диалог и систему управления бизнесом.

Проблема коррупции в странах БРИКС и ее влияние на деловую культуру

Коррупция представляет собой достаточно универсальное явление, которое проявляется в той или иной степени практически во всех странах мира. Более того, это явление, насчитывающее в своей истории не одну тысячу лет, способно нанести непоправимый урон любой экономической модели, в том числе и интеграционным объединениям. Коррупция, по мнению исследователей, может угрожать самой целостности международных институтов, и не только БРИКС13. В наиболее общем плане коррупция трактуется как отрицательное явление, характерное в основном для сферы государственного управления.

Для всех без исключения стран - членов БРИКС коррупция представляет собой серьезную проблему. Интересно, что в соответствии с Индексом восприятия коррупции14, опубликованным «Трансперенси Интернешнл» по итогам 2019 года, Индия и Китай делят между собой 80-е место (41 балл). Положение ЮАР немного лучше - 70-е место (44 балла). Бразилия занимает 106-е место (35 баллов). Россия имеет самые худшие показатели среди стран БРИКС - 137-е место (28 баллов)15. По данным этой международной организации, ситуация с коррупцией в большинстве стран БРИКС за последние пять лет практически не изменилась. Серьезные улучшения произошли лишь в КНР, где к коррупционерам применяется такой вид наказания, как смертная казнь, - страна поднялась на 20 позиций (100-е место и 36 баллов в 2014 г.). В страну удалось вернуть более 1,5 млрд. долларов, украденных и вывезенных чиновниками за границу, а также добиться возврата 800 бывших китайских чиновников, подозреваемых в коррупционных действиях16.

Проблема коррупции получила особое внимание в ходе VII саммита БРИКС, состоявшегося в Уфе (Россия) 15 июля 2015 года. В соответствии с пунктом 29 Уфимской декларации, подписанной руководителями стран БРИКС, образована постоянно действующая Рабочая группа БРИКС по антикоррупционному сотрудничеству. Инициатива в этом вопросе принадлежала России.

Наша страна разработала концепцию сотрудничества по противодействию коррупции в рамках БРИКС, которая предусматривает координацию усилий стран БРИКС в этой области, разработку и принятие соответствующей нормативной правовой базы, реализацию совместных образовательных программ по вопросам противодействия коррупции для государственных служащих стран БРИКС, развитие сотрудничества правоохранительных органов стран БРИКС по вопросам возвращения активов и целый ряд других мер.

Нельзя не принимать во внимание и роль теневой экономики в странах БРИКС, что отрицательно сказывается на системе государственного управления и, в свою очередь, способствует росту коррупции. Так, уровень теневой экономики России, по данным Росфинмониторинга, в 2018 году составил 20,7 трлн. рублей, или 20% от ВВП17. Как полагают некоторые эксперты, в теневой экономике Бразилии занято до 30 млн. человек и на нее приходится свыше 30% ВВП без учета контрабанды и торговли наркотиками18. В Индии доля теневой экономики оценивается в 20,7% ВВП19. Для Китая проблемой является наличие обширного теневого банковского сектора, который, по разным оценкам, занимает 68% ВВП КНР и составляет в денежном выражении 9,1 трлн. долларов20. В ЮАР размер теневой экономики оценивается в 25% ВВП (это считается довольно низким показателем для стран Африки, где средний показатель достигает 40%)21. Разумеется, правительства стран БРИКС принимают меры по снижению уровня теневой экономики.

В этой связи явно недостаточный прогресс в борьбе с коррупцией во всех без исключения странах БРИКС негативно влияет не только на развитие интеграционных процессов, но и на всю систему деловых связей, основывающихся на различных национальных деловых культурах.

Существует теория, что интернационализация «создаст общую культуру или, по крайней мере, приведет к ней во всем мире»22. Однако в действительности имеется совершенно иная картина взаимодействия национальных культур, которая еще довольно далека от стандартов «интернационализации» и выработки некой единой деловой культуры, одинаково воспринимаемой и понимаемой всеми участниками.

БРИКС представляет собой новый тип интеграционного объединения, обладающего огромным экономическим и политическим потенциалом, вполне сопоставимым с потенциалом стран «G7» и даже по ряду позиций превосходящим его. Однако имеется ряд достаточно слабых мест в развитии многосторонних связей, устранить которые могла бы в том числе и выработка некоего алгоритма взаимодействия деловых культур.

Страны БРИКС на сегодняшний день не обладают единым стратегическим планом торгово-экономической кооперации. Внутри БРИКС превалируют традиционные двусторонние контакты. БРИКС к тому же как таковая не обладает собственной организационной структурой. Эта структура могла бы быть создана по аналогии с ШОС, участниками которой являются три из пяти стран БРИКС - Россия, Китай и Индия.

В настоящих условиях можно говорить лишь о наличии отдельных элементов кросс-культурного менеджмента, имплементированных в практику международного сотрудничества. Однако культуры стран БРИКС имеют важные совпадающие элементы, позволяющие более успешно устанавливать и развивать совместные деловые связи.

Примечательно, что срединное положение по отношению к другим участникам БРИКС принадлежит именно России, деловая культура которой хотя и находится на стадии формирования, но вобрала в себя традиции разных культур и народов. В этой связи Россия может выступить, как нередко уже было в истории, неким объединяющим началом для стран с различной культурой.

 

 

1Luthans F. Organizational behavior: an evidence-based approach. 12th ed. NY: McGraw-Hill Irwin, 2011. P. 10.

2См.: Понуждаев Э.А., Понуждаева М.Э. Теория менеджмента. История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение. М., 2015. С. 398.

3Luthans F. Op. cit. P. 6.

4Мясоедов С.П., Борисова Л.Г. Кросс-культурный менеджмент. Учебник для бакалавриата и магистратуры. 3-е изд. М.: Юрайт, 2015. С. 8.

5См.: Полежаев Д.В. О ложных векторах мультикультурности, или особенности национально-государственной идентификации человека и общества // Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы взаимодействия и сотрудничества в изменяющемся мире. Тр. I Международной научно-практической конференции / ИНИОН РАН. Отдел науч. сотрудничества / Отв. ред. Ю.С.Пивоваров. М., 2016. С. 107.

6O’Neill Jim. Building Better Global Economic BRICs // Goldman Sachs. Global Economics Paper No. 66.

7Wilson Dominic. Dreaming With BRICs: The Path to 2050 // Goldman Sachs. Global Economics Paper No. 99.

8См.: Пильщиков Ю.С. Торговля между странами БРИКС: состояние и перспективы // Экономические науки. №4 (21). Декабрь 2016 г. С. 176.

9Информационный портал БРИКС // https://infobrics.org/post/30616/ (дата обращения: 10.01.2020).

10Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию. 2-е изд. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2001. С. 112.

11См.: Успенская Е.Н. Антропология индийской касты. СПб.: Наука, 2010. 560 с.

12Тромпенаарс Ф., Хэмпден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. Минск: ООО «Попурри», 2004. С. 437.

13Смирнов Н.В. Институциональная природа коррупции и ее влияние на конкурентоспособность экономики // Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы взаимодействия и сотрудничества в изменяющемся мире. Тр. I Международной научно-практической конференции / ИНИОН РАН. Отдел науч. Сотрудничества / Отв. ред. Ю.С.Пивоваров. М., 2016. С. 503.

14Наименьшее количество баллов в этом списке означает наиболее высокий уровень коррупции. По принятой методике все страны, имеющие меньше 50 баллов, имеют весьма острую проблему коррупционной составляющей.

15«Трансперенси Интернешнл». Индекс восприятия коррупции - 2019 // https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html (дата обращения: 02.05.2020).

16См.: Низкодубов М. Борьба с коррупцией в Китае: «Эффективно, дешево и очень страшно». 26.12.2018 // https://deita.ru/ru/news/borba-s-korrupciej-v-kitae-effektivno-deshevo-i-ochen-strashno (дата обращения: 05.05.2020).

17Финансовая разведка оценила в ₽20 трлн. объем теневой экономики в России // https://www.rbc.ru/economics/22/02/2019/5c6c16d99a79477be70257 (дата обращения: 06.05.2020).

18Аврорский В.В. Блеск и нищета теневой экономики // https://public.wikireading.ru/95547 (дата обращения: 06.05.2020).

19«Мы покажем людям Индию, о которой они мечтали». Правительство Индии борется с теневой экономикой новыми банкнотами // https://www.gazeta.ru/business/2016/11/17/10342463.shtml (дата обращения: 05.05.2020).

20Власти Китая смогли ограничить теневой банковский сектор // Ведомости. 18.03.2020 // https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/03/18/796665-kitaya-ogranichit-tenevoi (дата обращения: 30.04.2020).

21Теневая экономика Африки достигает 40% ВВП // https://finance.rambler.ru/economics/36882424-tenevaya-ekonomika-afriki-dostigaet-40-vvp (дата обращения: 06.05.2020).

22Trompenaars F. and Hampden-Turner Ch. Riding the Waves of Culture. 2nd ed. London: Nicholas Brealey Publishing, 1998. P. 3.