С распадом Советского Союза на карте мира появилась отдельная геополитическая зона, так называемое постсоветское пространство, где Россия играет доминирующую роль, несмотря на различный путь развития постсоветских стран, их политического режима и экономик. Сегодня на фоне обострившихся отношений России и Запада становится актуальной проблема выстраивания отношений России со странами, с которыми она находится в непосредственной территориальной близости. Таким образом, для России сохранение дипломатических отношений со странами постсоветского пространства является важной геополитической задачей, поскольку это зона стратегических экономических и политических интересов. Однако не только Россия заинтересована в установлении прочных дипломатических связей, но и страны - бывшие участники СССР.
Во многом это обусловлено тем, что Россия находится в центре отношений постсоветского пространства, в то же время многие страны, в том числе и страны ЕАЭС, осуществляют торговлю и прочие экономические отношения через Россию.

Определение постсоветского пространства

С тех пор, как Союз Советских Социалистических Республик (СССР) прекратил свое существование, прошло почти 30 лет. Это событие повлекло ряд серьезных последствий в сфере геополитики, среди которых можно отметить появление на евразийском континенте нового геополитического пространства, так называемого «постсоветского». Этот термин был введен А.Празаускасом - политологом из Литвы. Сегодня это понятие постепенно становится историческим. Многие политологи отмечают нарастание различий между странами бывшего СССР, которые связаны с их самостоятельным культурным, политическим и экономическим развитием после выхода из СССР.

Специалисты говорят о том, что «расхождение стран по интеграционным приоритетам разорвало постсоветское пространство на проевропейский и евразийский сегменты». Тем не менее общее прошлое государств постсоветского пространства, которое уходит в глубину веков, к началу Российской империи, является фактором тесных связей различного характера между этими странами.

Рассмотрим, каким образом складываются современные отношения России с другими постсоветскими странами. Прежде всего определим круг стран, которые являются объектом исследования. По географическому и культурному принципам, а также в зависимости от исторически сложившихся отношений с Россией их можно разделить на следующие группы:

1. Страны Восточной Европы: Белоруссия, Украина, Молдавия;

2. Закавказье: Армения, Грузия, Азербайджан;

3. Центральная Азия. Сюда относятся Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан и Киргизия;

4. Прибалтика: Литва, Латвия, Эстония.

В отдельную группу также выделяют Россию как страну, имеющую доминирующую роль в пространстве.

Следует отметить, что политологи неоднозначно относятся к роли прибалтийских стран в данном регионе, в частности к тому, следует ли страны Прибалтики считать частью постсоветского пространства. Так, А.Рябов считает, что они таковыми не являются по причине изначального стремления к европейской интеграции.

Автор данной статьи разделяет мнение А.Рябова, поэтому в статье рассматриваются дипломатические отношения России со странами Закавказья, Центральной Азии и Восточной Европы, которые ранее входили в состав СССР.

Многочисленные программные документы, которые были приняты в последние десятилетия, и заявления руководителей государств отмечали необходимость интенсификации процессов евразийской интеграции на постсоветском пространстве для развития экономики стран и укрепления их внешнеполитических позиций. Принятые в рамках Евразийского экономического сообщества соглашения, формирование Таможенного союза, создание Единого экономического пространства и деятельность Евразийской экономической комиссии в качестве надгосударственного органа являются наглядными результатами имеющихся достижений в области интеграции России со странами постсоветского пространства. Однако не со всеми государствами сегодня складываются ровные дипломатические отношения, имеется ряд серьезных проблем. Ниже рассмотрим ключевые моменты в отношениях России со странами постсоветского пространства.

Дипломатические отношения России с Таджикистаном, Киргизией, Молдавией, Арменией, Туркменией

Наиболее благоприятно складываются дипломатические отношения России с такими странами постсоветского пространства, как Таджикистан, Киргизия, Молдавия, Армения. Эти страны объединяет то, что все они занимают сравнительно небольшую площадь и находятся в определенной зависимости от России. Так, без участия России стало бы невозможным перемирие в Карабахе и под угрозой была бы защищенность власти в Таджикистане от внутренних исламистских движений и внешнего вторжения (сейчас этому препятствует размещенная там российская 201-я база). Кроме того, страны экономически связаны с Россией, которая является рынком сбыта, «биржей труда» и источником дешевых энергоносителей. Таким образом, Россия играет существенную стабилизирующую роль в экономической и политической жизни вышеупомянутых государств.

Несмотря на определенные разногласия с Молдавией, причиной которых являются, во-первых, приднестровская проблема, а во-вторых, деятельность прорумынских унионистов, для этой страны также важно союзничество с Россией в экономических интересах. В этом отношении ключевая роль, как и в случае с вышеупомянутыми странами, отводится рынку труда для молдавских граждан, рынку сбыта и энергоносителям.

Россия же заинтересована в дипломатическом союзе с данными странами в первую очередь по причине военно-политического укрепления своего глобально-стратегического положения.

Туркмения и Узбекистан являются довольно закрытыми странами по отношению к внешнему миру. В отношениях с Туркменией есть ряд проблем. Первая - это нерешенный вопрос гражданства российских граждан, проживающих в Туркменистане, где принятая в 2008 году и действующая ныне Конституция запрещает гражданам страны иметь двойное гражданство. Сегодня Российская Федерация официально не ратифицировала протокол о прекращении действия соглашения 1993 года, которым страны признали за своими гражданами право получать двойное гражданство (российское и туркменское). Вторая проблема - импорт газа из Туркмении. «Газпром» прекратил его в 2016 году, однако в конце 2018 года велись переговоры о возобновлении импорта туркменского газа.

Еще один камень преткновения в отношениях России и Туркмении - это афгано-туркменская граница, которую Россия предпочла бы укрепить с помощью своих военных сил (в 2016 г. министр обороны РФ предложил Президенту Туркмении помощь в охране границы, но получил отказ). Тем не менее страны осуществляют дипломатические отношения на основании Договора о дружбе и сотрудничестве от 23 апреля 2002 года и 2 октября 2017 года. А в августе 2018 года вступил в силу подписанный годом ранее межгосударственный Договор о стратегическом партнерстве, которым страны подтвердили свой взаимный интерес в сотрудничестве в различных сферах государственной жизни и обеспечении взаимной безопасности и региональной стабильности на основе противодействия глобальным угрозам и вызовам. Немаловажно для России и Туркмении торговое взаимодействие. Россия сегодня - третий по величине импорта из Туркмении торговый партнер страны (после Китая и Турции).

Еще один фокус интересов сосредоточен вокруг каспийского вопроса. Россия и Туркмения, равно как Казахстан и Азербайджан (а также Иран), делят между собой Каспийское море. В этом вопросе был достигнут определенный консенсус в 2018 году на саммите в Актау, где президенты стран подписали конвенцию, которая зафиксировала право сторон на «добычу водных биоресурсов в пределах 25 морских миль прибрежного пространства».

Дипломатические отношения между Россией и Узбекистаном характеризуются регулярными встречами на высшем и высоком уровнях. Более интенсивно они стали осуществляться с приходом к власти в Узбекистане Шавката Мирзиёева. Так, в ходе визита Президента Узбекистана в Россию в 2017 году были подписаны договоры о совместных инвестиционных проектах, стоимость которых составила около 12 млрд. долларов, а также контракт с «Газпромом» на поставку газа.

Узбекистан и Россия тесно сотрудничают сегодня в области торговли, инвестиций, трудовой миграции, образования и культуры. Следует отметить военно-техническое сотрудничество стран, которое подразумевает взаимные поставки продукции военного назначения, ремонт и обслуживание военной техники, проведение опытно-конструкторских работ.

Дипломатические отношения России с Азербайджаном и Казахстаном

Азербайджан является более крупной и независимой от России страной, которая не заинтересована в интеграционных процессах с Россией и находится в особых партнерских отношениях с Турцией. Проблемным вопросом в 1990-х - начале 2000-х годов было противостояние Азербайджана и Армении в Карабахе, где Россия поддерживала Армению. Тем не менее сегодня Россия и Азербайджан осуществляют стратегическое взаимодействие в равной степени важное для обеих стран. Оно построено на прагматичной основе и выражается в торгово-экономическом и военно-техническом сотрудничестве. Азербайджан не является членом Евразийского экономического союза, однако, по мнению специалистов, не исключено его вхождение в ЕАЭС в ближайшем будущем, поскольку и союзник Азербайджана - Турция рассматривает такой вариант как альтернативу ЕС.

XXI век был ознаменован решением ряда важных вопросов для обеих стран.
В 2003 году было подписано пограничное соглашение, с 2010 года действует
Совместная азербайджано-российская комиссия по разделу водных ресурсов трансграничной реки Самур, последнее заседание которой состоялось в июне 2019 года, был найден консенсус между Москвой, Баку и Астаной по статусу Каспийского моря. Немаловажное значение для мирного сотрудничества играет урегулирование армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.

Дипломатические отношения России с Казахстаном продиктованы в первую очередь необходимостью сохранить влияние в Центральной Азии. Казахстан, находящийся между Китаем и Россией, все же более тяготеет к интеграции с Россией, что подтверждается успешным и эффективным взаимодействием стран на протяжении более 20 лет. Министр иностранных дел Республики Казахстан К.Абдрахманов в своей статье в «Российской газете» заявил, что все вопросы между Россией и Казахстаном могут быть решены «путем конструктивного диалога и учета взаимных интересов».

В основе отношений между Россией и Казахстаном лежит торгово-экономическое взаимодействие (на долю России приходится четверть товарооборота Казахстана), энерго-топливное и инвестиционное сотрудничество. Наиболее масштабными совместными проектами стран являются действующий Каспийский трубопроводный консорциум (Рис. 2) и разработка Имашевского месторождения нефти и газа.

Рис. 2.

Схема Каспийского трубопроводного консорциума

Казахстану невыгодно удаляться от России, прежде всего по причине сохранения экономических связей, которые означают более низкие тарифы на транзит грузов, авиаперевозки, импортные пошлины и т. д. Специалисты говорят о том, что «отказ от ориентации на Россию» приведет к одновременному упадку нескольких отраслей в Казахстане, две-три отрасли полностью. Кроме того, страны тесно сотрудничают в сфере культуры и образования, а также трудовой миграции. Огромное значение имеет историческая общность двух государств. Наконец, последовательные усилия направляются на дальнейшее становление и укрепление российско-казахстанских дипломатических отношений.

Белоруссия как союзник России на евразийском континенте

Белоруссия является наиболее близким союзником России на протяжении всех лет после распада СССР. В 1995 году был Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, в 1997 году - Договор о Союзе Беларуси и России, а в 2000 году вступил в силу Договор о создании Союзного государства.

В экономическом плане Белоруссия наиболее сильно зависит от российских рынков сбыта по сравнению с другими странами постсоветского пространства, в то же время политика действующего Президента Белоруссии сделала невозможным ориентацию на Запад. Несмотря на это, белорусская элита дорожит независимостью страны, поэтому взаимное проникновение стран ограничено. До 2017 года точкой преткновения в отношениях России и Белоруссии был «газовый» конфликт, а именно - цены на российский газ. Однако страны нашли консенсус. В последнее время усиливается курс на интеграцию двух стран. На конец 2019 года запланировано подписание ряда договоров в рамках программы экономической и политической интеграции. По словам премьер-министра России Д.Медведева, от проведенной работы «зависит успех Союзного государства».

Зона конфликта: Грузия

Наиболее острыми вопросами дипломатических отношений России на постсоветском пространстве являются отношения с Грузией и, конечно же, Украиной. Что касается Грузии, отношения двух стран были непростыми уже в первые годы распада СССР. В начале 1990-х годов первым правительством Грузии была перекрыта железная дорога у города Самтредия, это по сути означало экономическую блокаду: пострадали производственные связи между предприятиями России и Грузии.

Грузия вступила в Содружество независимых государств намного позже других стран постсоветского пространства - в конце 1993 года. В 1990-х годах межгосударственные экономические отношения двух стран основывались преимущественно на экономической заинтересованности конкретных экономических субъектов, обе страны были больше заняты проблемами перехода своих экономических систем к рыночной модели.

В период правления Михаила Саакашвили (2004-2013 гг.) российско-грузинские отношения претерпели изменения в худшую сторону. В 2006 году Россия закрыла свой рынок для грузинских товаров, которые до этого массово импортировались, в частности для вин и минеральной воды, а также других сельскохозяйственных продуктов. Официальной причиной было заключение Роспотребсоюза о ненадлежащем качестве данной продукции, однако в действительности это был экономический вызов, брошенный Россией в ответ на прозападную ориентацию Грузии. Примеру России последовала Абхазия.

Однако кульминация в российско-грузинских отношениях наступила в 2008 году. В августе 2008 года Грузия обстреляла Южную Осетию (Рис. 3).

Рис. 3.

Южная Осетия

Обстрел Южной Осетии стал началом серьезного конфликта, Россия ввела свои войска в республику, признала суверенитет Абхазии и Южной Осетии. В результате в сентябре того же года дипломатические отношения между Россией и Грузией были разорваны.

Одним из основных интересов России в Грузии являются трубопроводы, по которым транспортируются энергетические ресурсы. Нефть и газ - важный политический инструмент не только на постсоветском пространстве, но и в мире. Инструмент, который используется Россией, владеющей большим запасом углеводородного топлива, в выгодном для страны геополитическом и геоэкономическом направлении. Прямым свидетельством этого является прокладка южного трубопровода в обход Грузии и северного - в обход Украины и Беларуси.

Сегодня взаимодействие России и Грузии осуществляется в рамках Женевских дискуссий, которые проходят несколько раз в год. В июне 2019 года российско-грузинские отношения пережили очередную волну обострения. Несмотря на это, экономическое взаимодействие стран продолжается, торговый оборот между странами в 2018 году был равен 1,355 млрд. долларов, что на 25% больше по сравнению с предыдущим годом. В структуре импорта России из Грузии преобладают продовольственные товары (Россия является основным импортером грузинских вин), сельскохозяйственное сырье, металлургическая продукция. Россия поставляет в Грузию нефть, нефтепродукты, пшеницу и т. д. Грузия является поставщиком рабочей силы в Россию, Россия же продолжает инвестировать в грузинские активы.

Украинский конфликт

Непросто складываются дипломатические отношения России с Украиной. Последние годы продолжается противостояние Киева и Москвы. В числе острых вопросов: - обвинение России Украиной в аннексии Крыма, в военном участии в войне на Донбассе, санкции Запада. В 2018 году добавился конфликт в религиозной плоскости, связанный с «легализацией» раскола православной церкви на Украине.

После распада СССР и обретения независимости в 1991 году Украина находится между двумя центрами притяжения - Россией и Европой. Причем эта характеристика справедлива как в прямом, геополитическом смысле, так и в отношении эмоционально-культурном. Политологи говорят о том, что все три десятилетия независимости Украины, смену ее руководителей и политического курса можно сравнить с движением маятника.

Проевропейский курс дистанционирования от России сменяется противоположным ему курсом выстраивания продуктивных отношений с Москвой, который, в свою очередь, заканчивается силовым отстранением, как это было с Президентом В.Януковичем, или на грани применения силы, как в случае с Л.Кучмой. С победой на выборах 2019 года в Украине В.Зеленского можно говорить об очередном периоде оттепели в российско-украинских отношениях. Однако что-либо прогнозировать довольно сложно, поскольку многие острые вопросы остаются открытыми.

Следует отметить, что Украина стала источником проблем для России с самого начала обретения странами независимости друг от друга. Ранний этап отношений сопровождался рядом проблемных вопросов:

- судьба Черноморского флота, имеется в виду раздел кораблей и прочего имущества;

- цены на энергоносители;

- проблема транзитных цен и таможенного режима в отношении энергоносителей и прочих товаров через территорию Украины;

- внешний долг СССР и советское имущество за рубежом;

- проблема ядерного оружия, которое осталось на территории Украины.

Не все из перечисленных проблем были положительно решены в 1990-х годах. Более того, с 2013 года ситуация обострилась. Весной 2014 года Крым вошел в состав России на основании проведенных референдумов, организованных Верховной Радой Автономной Республики Крым. На референдум были вынесены два вопроса (Табл. 1).

Таблица 1

Официальные результаты референдума 16 марта 2014 г. в Крыму

 

Явка, %

За воссоединение Крыма
с Россией

За статус Крыма как части
Украины

Недействительные бюллетени

Автономная
Республика Крым

83,01%

96,77%

2,51%

0,71%

г. Севастополь

89,50%

95,60%

3,37%

1,03%

 

Необходимо сказать, что мировое сообщество поставило под вопрос легитимность проведенного в марте 2014 года референдума в Крыму. Так, в документах ООН и законодательстве Украины территория Крыма рассматривается как временно оккупированная Россией часть Украины.

А в 2019 году начал подниматься вопрос о необходимости проведения повторного референдума. Сторонники такой точки зрения вменяют России силовое давление на голосующих, фальсификацию результатов и показателей явки, а также дальнейшее нарушение свобод и прав человека в отношении граждан Крымского полуострова.

В теневом докладе, подготовленном группой коалиции общественных организаций, среди которых - Региональный центр прав человека (РЦПЛ), Крымская правозащитная группа, Украинский Хельсинкский союз по правам человека, Центр прав человека «ZMINA», Центр гражданского просвещения «Альменда», России выдвигаются обвинения в отношении:

1. Неоказания медицинской помощи заключенным, приводящего к смерти, и отсутствия эффективного расследования случаев насильственной смерти в местах несвободы;

2. Генерации потоков переселенцев и нарушения властями Российской Федерации права на свободу выбора места жительства;

3. Ретроспективного применения законодательства Российской Федерации на территории полуострова Крым;

4. Навязывания российского гражданства;

5. Ограничения в изучении родного языка гражданами украинского и татарского происхождения;

6. Преследования журналистов и запрета нелояльных Российской Федерации СМИ.

С другой стороны, сторонники того, что референдум в Крыму был легитимным, говорят о том, что в международно-правовой основе проведенного референдума и провозглашения независимости Республики Крым от Украины как его результата лежат такие документы, как:

1. Устав ООН;

2. Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах;

3. Международный пакт о гражданских и политических правах;

4. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Declaration on Friendly Relations).

Перечисленные выше правовые акты предусматривают свободное право наций на самоопределение и возможность их последующего объединения с другими государствами.

Дипломатические отношения России и Украины остаются сложными и болезненными и по сей день. Не только крымская ситуация, но и ситуация с объявлением на Востоке Украины Донецкой Народной Республики и вменение России оккупации в отношении этих территорий значительно осложняют возможность конструктивного диалога двух стран.

На момент распада СССР Украина была второй по значимости в экономическом отношении республикой СССР после России, за 30 лет независимости на Украине так и не был достигнут уровень экономики Украинской ССР. В стране так и не была проведена существенная структурная реформа, по причине импорта большой доли нефти и природного газа ее экономика остается уязвимой для внешнего влияния. До середины 2008 года состояние украинской экономики было относительно стабильным, однако впоследствии, особенно после событий 2014 года, ситуация заметно ухудшилась, наблюдается большой спад в промышленности, инфляция, рост международного долга.

Тот факт, что возникновение острых конфликтов и нагнетание ситуации со стороны Запада так и не поставили окончательную точку в российско-украинских отношениях, говорит о том, что взаимное притяжение стран велико и оно продолжается. Влияние России в этом случае основывается на культурно-исторических связях двух стран и многовековой инерции взаимодействия и совместного существования.

 

Таким образом, с распадом СССР Россия столкнулась с необходимостью построения дипломатических отношений со странами постсоветского пространства. На базе общего исторического прошлого, потребности в увеличении производственного и трудового потенциала, необходимости противостояния внешним экономическим и политическим вызовам в регионе зарождались интеграционные процессы, центром которых была Россия. Так, было создано СНГ, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, Евразийский экономический союз.

Существует мнение, что Россия движется в направлении создания так называемой «либеральной империи» на постсоветском пространстве. И активно использует для этого экономические механизмы.

Несомненно, Россия заинтересована в сохранении и усилении своего влияния на постсоветском пространстве с целью обеспечения сохранности своих границ и их укрепления. Именно на это сегодня направлены дипломатические усилия страны. Задачей России становятся выработка и обоснование общих экономических и политических целей, выстраивание гармоничных отношений с высшими уровнями правящих классов. Таким образом, Россия сегодня пытается соблюдать баланс между конкуренцией и партнерством с государствами постсоветского пространства. Сохранение баланса на данном геополитическом пространстве является важной задачей не только в ближайшей, но и долгосрочной перспективе.

Россия является полюсом, противоположным Западу. В современных условиях глобализации мировое пространство имеет две реальные перспективы. Одна из которых - восстановление мирового господства под эгидой США, в случае такого сценария будут нивелированы культурные, политические и прочие границы. Второй вариант дальнейшей расстановки сил в мире подразумевает усиление его биполярности. И в этом отношении удачная выработка дипломатических сценариев России на постсоветском пространстве и их реализация являются стратегической задачей страны.