Решение о формировании единого государства белорусов и россиян, принятое в декабре 1999 года, как показал опыт прошедшего десятилетия, является самым крупномасштабным проектом, в котором участвуют как Белоруссия, так и Россия. Подписанный в декабре 1999 года Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России являлся отражением воли народов и политического руководства наших стран жить в едином государстве. Этот документ стал легитимной основой всеобъемлющей интеграции в экономической и социальной областях, культуре и просвещении, а также в сфере безопасности, защите интересов наших стран на международной арене.

Время показало, что, несмотря на все сложности, которые не раз возникали, возникают и наверняка еще не раз возникнут на пути союзного строительства, наше взаимодействие углубляется. Конечно, хотелось, чтобы его темпы были более высокими, проблемы решались оперативнее, а не затягивались на годы. Но с другой стороны, назовите хотя бы один проект социально-экономического характера, затеянный на постсоветском пространстве, который бы реализовывался в реальной жизни, а не на бумаге. И хотя темпы строительства Союзного государства нас никак не могут удовлетворять, все же это развитие из года в год последовательно и поступательно наращивается.

Это в первую очередь свидетельствует о том, что необходимость формирования единого государства продиктована объективными предпосылками, а не какими-то конъюнктурными соображениями. За эти непростые бурные годы всякая конъюнктура, в том числе и политическая, менялась десятки раз, а строительство Союзного государства было и остается приоритетом для руководства и Белоруссии, и России.

Цели союзного строительства

К КРУГУ ЗАДАЧ стратегического значения союзного строительства относятся: обеспечение мирного и демократического развития братских народов и государств, повышение благосостояния и уровня жизни населения. Реализацию этих целей должно обеспечивать создание единого экономического и таможенного пространства, социально-экономическое развитие на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов двух стран, проведение согласованной внешней и оборонной политики. Обязательным элементом было также формирование единой правовой системы, проведение согласованной социальной политики и обеспечение безопасности.

Но в первую очередь определяющим для реализации этого проекта является создание единого экономического пространства (ЕЭП). Поэтапное формирование его - главная задача органов власти Союзного государства. Но должно отметить, что в ноябре 2009 года к формированию ЕЭП подключился еще Казахстан: лидерами трех стран было принято известное решение о создании Таможенного союза (ТС) трех государств, которое по планам Астаны, Минска и Москвы и повлечет за собой создание к 2012 году ЕЭП. Процесс этот уже в активной фазе.

Согласно договоренностям, уже с 1 января 2010 года был введен в действие единый таможенный тариф, полномочия по формированию которого были переданы наднациональному органу - Комиссии Таможенного союза. С 1 июля начинает функционировать общая таможенная территория «тройки». Вслед - создание ЕЭП. В ЕЭП стороны видят «естественный путь развития экономических отношений между нашими странами», когда максимальную выгоду извлекают все участники системы устойчивых хозяйственных связей.

Астана, Минск и Москва хотят поскорее выйти на конкретные, понятные людям результаты, чтобы и другие суверенные образования постсоветского пространства поверили в экономические «сердца трех» и потянулись к ним. Впрочем, за этим дело уже не стоит: желание «расширить таможенные горизонты» уже выразили Бишкек и Душанбе.

На фоне этого двусторонние отношения Белоруссии и России только углубляются. Одним из главных инструментов союзного строительства являются совместные коллегии министерств и ведомств Белоруссии и России. На них, в частности, рассматриваются вопросы, требующие решения на высшем уровне - на заседаниях Совета министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства.

Для реализации планов экономического и социального строительства Союзного государства ежегодно разрабатываются и одобряются Советом министров Союзного государства годовые и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития, прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции, а также балансы топливно-энергетических ресурсов Союзного государства. На основании годовых прогнозов формируется бюджет Союзного государства. Впервые он был сверстан в 1998 году как бюджет Союза Белоруссии и России и составил 585 млн. российских рублей. За 11 лет он увеличился более чем в восемь раз и на 2010 год составляет около

5 млрд. рублей. Бюджет формируется за счет отчислений России и Белоруссии, которые вносят в него соответственно 65% и 35% общей суммы.

Результаты экономического взаимодействия

МЕРЫ, направленные на всестороннюю интеграцию экономик Белоруссии и России в рамках Союзного государства, не могли не сказаться на торговом обороте двух стран. За период с 1995 по 2008 год он увеличился почти в семь раз и превысил сумму эквивалентную

34 млрд. долларов. Белоруссия является одним из основных торговых партнеров России. Она занимает шестое место во внешнеторговом обороте России. Из стран - членов ЕврАзЭС Белоруссия занимает первое место по объему товарооборота с Россией. При этом в структуре торговли преобладает продукция с высокой степенью переработки, машины и механизмы, продукты питания. Это существенным образом отличает российско-белорусскую взаимную торговлю от торговли с другими странами, в том числе членами организаций ЕврАзЭС и СНГ. Из российских регионов в Белоруссию помимо энергоносителей поставляется продукция металлургии, химической и нефтехимической промышленности, из Белоруссии - сельхозтехника, транспортные средства, машиностроительное оборудование и продукты питания.

Важнейшую роль в строительстве Союзного государства играет региональное сотрудничество. На заре союзного строительства у Белоруссии были прочные деловые контакты с шестью российскими регионами. Сейчас этот список превышает 80 субъектов Федерации.

В настоящее время на региональном уровне заключено и действует более 200 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве. Наиболее масштабное сотрудничество связывает Белоруссию с Тюменской областью, Москвой, Московской областью, Санкт-Петербургом и Татарстаном. В целом же на десять российских регионов приходится более 70% внешнеторгового оборота Белоруссии и России.

Союзные программы

ГЛАВНЫМ ФАКТОРОМ, стимулирующим инновационное, высокотехнологическое производство в рамках интеграции наших стран, являются союзные программы. Очень значительна их роль в обеспечении выпуска конкурентоспособной продукции, позволяющей загрузить производственные мощности, организовать дополнительные рабочие места, увеличить экспортные поставки. По оценкам специалистов, на реализацию союзных программ сегодня в Белоруссии и России, с учетом организаций-смежников, работают сотни тысяч человек. За период с 2000 года полностью или частично за счет средств союзного бюджета профинансировано выполнение 40 совместных программ. Сегодня в различных сферах экономики реализуется целый ряд союзных программ, призванных вывести отечественные предприятия на качественно новый уровень производства.

Из бюджета Союзного государства в 2009 году финансируются 42 программы, подпрограммы и мероприятия. Кроме того, в стадии разработки и рассмотрения находятся еще шесть программ, финансирование которых будет открыто после их утверждения.

За прошедшее время ряд программ, в том числе и многолетних, был выполнен. Это дает возможность подвести некоторые итоги от их реализации. В 2002-2007 годах шла работа над программой «Создание и организация серийного производства оборудования для выпуска специальных химических волокон». Экономический эффект, который она уже приносит ежегодно, по оценкам специалистов, составляет порядка 1,3 млрд. российских рублей. Достигается это за счет снижения стоимости оборудования по сравнению с зарубежными аналогами на 30-40%, на 15-20% сократились энергозатраты, кроме того, существенно улучшились экологические показатели.

В рамках программы развития дизельного автомобилестроения разработано и освоено производство двигателей и большегрузных автомобилей, соответствующих требованиям ЕВРО-3. Такие грузовые автомобили с начала прошлого года начали выпускать Минский и Камский автозаводы. Были также завершены научно-исследовательские и конструкторские работы по подготовке к дальнейшей модернизации техники в соответствии с требованиями ЕВРО-4. В 2008 году численность работающих, занятых на предприятиях - участниках этих программ, возросла с 66,3 тыс. человек, когда началась реализация этой программы, до 132,2 тыс. человек, значительно выросли объемы производства и экспорт. В 2007-2008 годах увеличение выпуска крупнотоннажных грузовых автомобилей в Союзном государстве было обеспечено в первую очередь за счет реализации этой союзной программы.

Развивается и ряд других перспективных программ, дающих заметный экономический эффект.

Обороноспособность и безопасность

ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ ДОКУМЕНТОМ в этой сфере является утвержденная Высшим Государственным Советом Военная доктрина Союзного государства. Она имеет оборонительный характер и направлена на обеспечение территориальной целостности и суверенитета, поддержание стабильности Союза. Оперативные вопросы взаимодействия в военной области и сфере безопасности решаются на регулярных заседаниях объединенных коллегий и совещаниях министерств обороны, внутренних дел Белоруссии и России, КГБ и ФСБ, а также коллегиях Пограничного комитета Союзного государства.

Успешно функционирует Объединенная региональная группировка войск Белоруссии и России. Ее деятельность осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемыми планами совместных мероприятий. Реальной силой стала и региональная система противовоздушной обороны Белоруссии и России. Для обеспечения ее деятельности организовано круглосуточное совместное несение дежурства.

Осуществляется широкое взаимодействие в военно-технической области, которое объединяет возможности военно-промышленного комплекса двух стран. Это позволило в значительной степени восстановить разорванные с распадом Советского Союза связи между предприятиями ВПК. В настоящее время в рамках военно-технического сотрудничества 180 российских оборонных предприятий сотрудничают со 120 заводами белорусского ВПК.

Благодаря реализации союзной программы «Обустройство внешней границы Союзного государства на 2007-2011 годы» на внешней границе Союзного государства, в частности с Литвой и Латвией, обустроены сотни километров границы. Появились десятки погранзастав и комендатур, военные городки и другие пограничные объекты. На пограничных переходах внедрена автоматизированная система проверки паспортов. На самой границе устанавливается современное техническое оборудование.

В совместной деятельности правоохранительных органов и спецслужб Белоруссии и России особое внимание уделяется реализации программы по противодействию терроризму и другим проявлениям экстремизма, пресечению незаконной миграции, распространению наркотиков.

Социальная сфера

ВАЖНЕЙШИМ ПРИОРИТЕТОМ политики Союзного государства является формирование единого социального пространства и обеспечение равных прав гражданам наших стран. Для этого необходима тесная увязка экономической и социальной политики. Только такой подход может позволить трансформировать конституционные гарантии в практические решения.

Одним из главных направлений социальной политики двух стран является работа по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. Были приняты три союзные программы по этой теме. Две из них уже выполнены в течение 1998-2005 годов. Были построены четыре крупных объекта здравоохранения, введен в строй специализированный российско-белорусский информационный центр, осуществлены многие другие важные работы. В настоящее время под руководством МЧС России и Белоруссии ведутся работы по третьей программе. В основе ее мероприятий - выполнение задачи по реабилитации населения, решение проблемы использования лесов и земель, временно выведенных из хозяйственного оборота.

Особое место в строительстве Союзного государства занимает обеспечение равных прав граждан, в том числе в социальной сфере. В январе 2006 года в Санкт-Петербурге были заключены на этот счет четыре двусторонних договора. Но для окончательного решения проблемы обеспечения равенства наших граждан в социальной сфере необходимо разработать и принять подзаконные акты, которые бы регулировали порядок исполнения этих договоров. Сейчас ведется подготовка проекта межведомственного соглашения о правоприменении положений договора в сфере социального обеспечения. В частности, соглашение должно закрепить порядок финансирования расходов Белоруссии и России на выплату пенсий и пособий, установлены формы заявлений о назначении и выплате пенсии, переводе назначенной пенсии.

Минздрав Белоруссии и Минздравсоцразвития России ведут работу по подготовке межведомственного соглашения, определяющего механизмы практической реализации документа об обеспечении равных прав на оказание медицинской помощи.

Актуальные задачи союзного строительства

МИРОВОЙ КРИЗИС негативно отразился на экономике России и Белоруссии, привел к резкому спаду торгового оборота как с третьими странами, так и между ними. Главные причины две: снижение объемов товарооборота и значительное падение цен на сами товары. Остается лишь предполагать, насколько ситуация была бы хуже, если бы в начале 2009 года не был принят Советом министров, а затем оперативно утвержден Высшим Государственным Советом «План совместных действий правительств Беларуси и России по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли».

Скорее всего, его влияние не следует переоценивать. Уж слишком глубоким оказался кризис, сначала поразивший банковскую систему, а потом и другие секторы экономики. К тому же оказалось, что экономика наших стран, если брать их в совокупности, из-за своей однобокости нестабильна и гораздо тяжелее переносит кризис, чем в государствах со сравнимым потенциалом. Но главное значение этого плана в другом. В невиданно оперативные сроки был разработан и принят документ, который по сути своей является программой действий, направленной на углубление экономической интеграции в рамках союзного строительства. План, охватывающий практически весь спектр наиболее важных проблем, предусматривающий комплекс мер по расширению применения российского рубля во взаимных расчетах, развитию взаимной торговли и банковского сектора, проведению согласованной курсовой и денежно-кредитной политики, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли, включая таможенно-тарифное регулирование.

Если этот план будет последовательно реализовываться и наконец-таки начнется серьезная работа по формированию правовой базы Союзного государства, основой которой должен стать Конституционный акт, законы же будет принимать сформированный союзный парламент, то можно будет с уверенностью говорить, что уроки кризиса не прошли даром.

И еще одно. Не секрет, что периодически между партнерами по Союзному государству возникают спорные проблемы. Если их не решать, они разрастаются и приводят к конфликтным ситуациям. В конце концов это выплескивается наружу. СМИ, подхватывая тему, в соответствии с правилами жанра, драматизируют ситуацию, чтобы телезритель и читатель не скучал. В итоге мы имеем «сахарную», «молочную» или еще какую-то войну.

Когда же начнешь разбираться в сути конфликта, то его причиной, как правило, являются корпоративные споры. Если хозяйствующие субъекты не способны сами разобраться, то этим должны заниматься профильные министерства и ведомства. А как они могут решать проблемы, если некоторые из них за все годы союзного строительства провели лишь по одной совместной коллегии? Если же к этому добавить бесконечные сроки согласования между ними документов, неспособность оперативно принимать решения, то картина становится достаточно грустной.

Эти проблемы можно решить, лишь расшив узкие места, тормозящие союзное строительство. А это очень проблематично, без сформирования правовых основ деятельности Союзного государства, разработки необходимых нормативных актов, в том числе касающихся передачи предметов ведения и полномочий органам Союзного государства.