ДНЯО - это самый главный международный договор современности. Более важного договора просто нет. За этот договор нужно бороться изо всех сил, без него мы все пропадем. Нужно больше говорить о ДНЯО, чтобы все о нем знали1.
Роланд Тимербаев, Чрезвычайный и Полномочный Посол,
один из авторов Договора о нераспространении ядерного оружия
Ядерное нераспространение - становой элемент политики Российской Федерации в сфере международной безопасности, что подтверждается как доктринальными документами по внешней и оборонной политике2, так и позицией руководства нашей страны. Еще в 2003 году, открывая заседание Совета безопасности России по вопросу об обеспечении национальной безопасности в сфере нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, Президент России В.В.Путин заявил: «Наряду с международным терроризмом распространение оружия массового уничтожения остается главной угрозой миру в XXI веке… Грамотная и эффективная политика в сфере нераспространения оружия массового уничтожения - это безопасность нашего государства в целом, наших граждан, обеспечение международной стабильности и повышение авторитета России в мире»3.
В июне 2018 года Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который заложил основы режима ядерного нераспространения, исполнилось 50 лет. «Россия, стоявшая еще у истоков ДНЯО и являющаяся одним из депозитариев договора, чувствует особую ответственность за его судьбу, - сказал заместитель министра иностранных дел России С.А.Рябков, выступая на конференции, приуроченной к юбилею этого договора. - Россия будет и далее неуклонно работать со всеми заинтересованными государствами, кому не безразлично будущее договора, в интересах его дальнейшего устойчивого функционирования и укрепления»4. Министры иностранных дел трех депозитариев ДНЯО - России, США и Великобритании - назвали заключение договора «мудрым вложением» своих предшественников «в обеспечение нашей общей безопасности и процветание» и обязались «сохранить и укрепить это наследие для будущих поколений»5. Долгосрочным вкладом России в укрепление режима нераспространения ядерного оружия может стать развитие образования в области ядерного нераспространения.
Образование - фундамент режима нераспространения
В 2000 году Генеральная Ассамблея ООН поручила Генеральному секретарю подготовить доклад, в котором Группа правительственных экспертов* (*Один из авторов статьи (В.А.Орлов) работал консультантом Группы правительственных экспертов, сформированной Резолюцией 55/33 E Генеральной Ассамблеи ООН.) оценила бы ситуацию в сфере образования по вопросам нераспространения и разоружения и предложила бы пути его поощрения на всех уровнях формального и неформального образования6. Результатом работы группы стало Исследование ООН по вопросу о просвещении в области разоружения и нераспространения, которое легло в основу доклада Генерального секретаря ООН на 57-й сессии ГА ООН. В предисловии к своему докладу Кофи Аннан объяснил необходимость образования в области нераспространения следующим образом: «Для представителей моего поколения весьма непривычна мысль о том, что целое новое поколение людей воспитывается в условиях отсутствия угрозы ядерной катастрофы. Тем не менее дело обстоит именно таким образом, и это служит хорошим предзнаменованием. С другой стороны, отличительной чертой данной ситуации является неосведомленность о реально существующих опасностях, унаследованных от прошлого столетия, особенно об опасности ядерного оружия. Более того, неосведомленность порождает самоуспокоенность: нам мало дела до того, о чем мы мало знаем»7.
Главным элементом исследования 2002 года стали 34 рекомендации, обращенные к системе органов ООН и другим международным организациям, правительственным структурам, учебным заведениям и неправительственным организациям. Рекомендации касались подготовки просветительских материалов по вопросам нераспространения и их перевода на все официальные языки ООН, организации профильных программ подготовки и стипендий для представителей различных регионов мира, в особенности студентов, преподавателей и работников средств массовой информации, применения цифровых технологий для организации дистанционного обучения, а также игровых и творческих методов обучения. Для комплексной реализации рекомендаций предполагалось укрепить взаимодействие между представителями гражданского общества, правительственных и международных структур и бизнеса.
Вопросу развития «нераспространенческого» образования традиционно уделяют внимание на обзорных конференциях ДНЯО и сессиях их подготовительных комитетов. В 2010 году* (*Это была последняя обзорная конференция, по итогам которой удалось принять заключительный документ.) был согласован план действий для стран - членов ДНЯО. Действие №22 было посвящено образованию и призывало все государства осуществить рекомендации, содержащиеся в Исследовании ООН 2002 года8. Это действие и сегодня в силе. В 2017 году на первой сессии Подготовительного комитета обзорной конференции 2020 года также был внесен рабочий документ о просвещении и повышении уровня информированности в области нераспространения и разоружения - в развитие действия 22 из заключительного документа обзорной конференции 2010 года9.
С учетом уникальной роли России в сфере нераспространения важно воспитать новое поколение специалистов, которым можно будет передать накопленные знания и опыт официальной и экспертной дипломатии в этой области. Необходимость подготовки кадрового запаса для профильных государственных, коммерческих и научно-исследовательских организаций осознают сегодня все в «нераспространенческом» сообществе. В среде экспертов по вопросам ядерного нераспространения, стратегической стабильности и контроля над вооружениями видны лишь единицы, кто придет на смену крупным специалистам современности.
Молодой корпус специалистов понадобится России для того, чтобы продвигать на международных площадках взвешенные подходы к проблематике нераспространения ядерного оружия, контроля над вооружениями и мирного использования атомной энергии. В дополнение к центральной роли российской дипломатии необходимо активнее продвигать российские взгляды на данную проблематику по экспертным и академическим каналам и подробнее объяснять официальную позицию страны, чтобы избежать непонимания и ошибочной трактовки российской политики в этой сфере.
Чем глубже будет понимание российских подходов к вопросам ядерного нераспространения, тем выше может оказаться уровень поддержки российской политики со стороны международного сообщества, пусть даже такая поддержка, в силу политической обстановки, будет часто означать молчаливое непротивление. Нельзя позволить себе терять союзников и наших объективных партнеров в глобальной «нераспространенческой» повестке дня, будь то платформы обзорного процесса ДНЯО, ОЗХО и т. п. Мы говорим прежде всего о государствах СНГ. А здесь требуется кропотливая и непрерывная работа. В этом контексте активное использование русского языка как одного из официальных языков ООН видится естественной задачей, стоящей перед нынешним и следующим поколениями российских специалистов в области ядерного нераспространения.
При этом важно не забывать, казалось бы, простую истину: слово «продвигать» - не синоним слова «навязывать». Взгляды на нераспространенческо-разоруженческую проблематику даже в странах, где в государственных и образовательных учреждениях продолжает активно использоваться русский язык, подчас не совпадают с российскими. У каждого из государств СНГ - своя историческая память, своя геополитическая специфика. И это не надо рассматривать как препятствие в образовательном процессе по столь чувствительным вопросам, как нераспространение ОМУ. Напротив, конструктивные споры могут быть полезны, они помогут снять ненужную напряженность, если, конечно, эти споры основаны на знании. Именно поэтому сформированные в России международные образовательные программы в сфере нераспространения поощряют критическое мышление. Мы не навязываем молодежи других государств, что именно надо думать. Но мы учим их думать, критически осмысливать предоставляемый широкий пласт документов и информации.
Ядерное нераспространение - это и политическая основа для максимально широкого освоения мирных атомных технологий. По словам заместителя генерального директора - директора Блока международной деятельности Госкорпорации «Росатом» Н.Н.Спасского, «если атомная энергетика развивается с соблюдением ДНЯО, в соответствии с нормами и рекомендациями МАГАТЭ, с надлежащим применением гарантий, тогда это не только не противоречит ДНЯО, но и укрепляет режим мирового ядерного нераспространения»10. По его оценке, которую авторы разделяют, следующие факторы позволят минимизировать риски международной деятельности Росатома: выходить на мировой рынок с лучшим предложением и «быть незаменимым», «неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства, независимо от политической конъюнктуры», «строжайшим образом соблюдать все международные требования» в сфере мирного использования ядерной энергии» и «четко формулировать взаимные обязательства»11.
Дополнительным долгосрочным фактором обеспечения устойчивости отношений с другими странами в области мирного атома может стать образование в области ядерного нераспространения. Практика показывает, что договоренностей на уровне правительств не всегда достаточно для заключения и исполнения контрактов - общественное мнение и политическая конъюнктура могут обратить договоренности вспять. Повышая осведомленность гражданского общества других стран о преимуществах российских технологий, а также восприимчивость их населения к сотрудничеству с Россией в сфере мирного атома, Россия может снизить риски политически мотивированного срыва контрактов на строительство и эксплуатацию объектов гражданской ядерной инфраструктуры за рубежом. Таким образом, образование в сфере нераспространения является и ресурсом публичной дипломатии России12.
Российский опыт развития образования в сфере нераспространения
В России накоплен значительный опыт в области образовательных программ по вопросам ядерного нераспространения - от курсов повышения квалификации до магистерских программ. Краткосрочные курсы ориентированы как на технических специалистов, так и на представителей исследовательских организаций, занимающихся вопросами международных отношений, права и политики. В качестве целевой аудитории таких программ особо ценно вовлекать профильных преподавателей и журналистов, поскольку от уровня их знаний в конкретной сфере зависит понимание данной проблематики у десятков если не тысяч других людей - их учеников, читателей и аудитории.
Уже 18 лет ПИР-Центр проводит Международную школу по проблемам глобальной безопасности, основу которой составляют лекции, семинары «ядерного модуля» и традиционные дебаты на тему: «Будет ли мир безопаснее без ядерного оружия?» Создана уникальная площадка, на которой молодые дипломаты и офицеры, научные сотрудники, технические специалисты и студенты стран СНГ, Европы, Азии и Северной Америки расширяют свой профессиональный кругозор на русском языке и повышают квалификацию в сфере международной безопасности, включая вопросы ядерного нераспространения, встречаются с ведущими российскими экспертами, сотрудниками государственных и неправительственных организаций, крупнейших частных компаний, а также с зарубежными дипломатами в Москве. Только за последние пять лет в школе приняли участие представители более 20 государств, включая страны СНГ, Абхазию, Южную Осетию, Иран, Сирию, Монголию, Китай, Италию, Финляндию, Германию и США. В 2018 году победителем школы стал молодой преподаватель из Луганска Александр Проценко13. Неоднократно проводились и специализированные тренинговые курсы для преподавателей в области ядерного нераспространения. Всего через образовательные проекты ПИР-Центра прошло более 800 человек, из которых половина - выпускники краткосрочных программ.
Сформирована целая сеть выпускников, которые представляют университетские центры из различных городов России - от Москвы, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга до Томска, Новосибирска и Екатеринбурга. В этих городах ведут активную деятельность группы экспертов, самостоятельные центры и кафедры, изучающие вопросы нераспространения. На уровне бакалавриата и магистратуры читаются курсы по ядерному нераспространению, защищаются кандидатские диссертации.
В 2002 году ПИР-Центр издал в двух томах первое в России учебное пособие «Ядерное нераспространение»14, а затем и одноименную краткую энциклопедию15. Спустя 15 лет Томский государственный университет выпустил свое учебное пособие16, а Уральский федеральный университет - коллективную монографию по ядерному нераспространению17 - признак самостоятельных научных школ. Благодаря накопленному потенциалу сотрудники этих центров готовы приступить не только к международному академическому сотрудничеству, но и к участию в формировании повестки в сфере глобальной безопасности наравне с другими мировыми экспертными центрами.
На международных площадках, в частности в рамках обзорного процесса ДНЯО, неправительственные организации различных стран активно продвигают по экспертным каналам собственную повестку, зачастую идущую вразрез с интересами российской дипломатии. С учетом того, что в российском академическом и экспертном сообществах существуют необходимые интеллектуальный и кадровый потенциалы, надо объединить усилия и способствовать продвижению российских экспертов на международной арене, в частности в рамках обзорного процесса ДНЯО.
Выступая на встрече с представителями российских некоммерческих организаций, министр иностранных дел России С.В.Лавров подтвердил, что у российской дипломатии есть запрос на повышение роли российских неправительственных организаций на международных площадках: «Мы заинтересованы в том, чтобы наше гражданское общество активно участвовало в дискуссиях на многосторонних площадках. Пока это участие не столь развито, как бы этого хотелось… Мы за то, чтобы в субъектах Российской Федерации поднималось движение через НПО, которое будет помогать развивать наши международные связи, тем более что у каждого субъекта Российской Федерации есть партнеры за рубежом. Это тоже очень важное направление»18.
Сегодня мы совмещаем решение задач по подготовке молодых специалистов и продвижению российского экспертного сообщества в сфере ядерного нераспространения на международных площадках в одном проекте - «Молодые специалисты в обзорном процессе ДНЯО»19. Цель трехлетней инициативы заключается в том, чтобы к 2020 году подготовить молодых специалистов, которые будут знакомы с механизмами экспертной и публичной дипломатии в рамках обзорного процесса ДНЯО, будут знать, как проводить самостоятельные мероприятия на площадках ООН и продвигать собственную повестку, а также получат непосредственный опыт участия в таких мероприятиях.
Для содержательного вовлечения молодых специалистов в международный диалог «на полях» сессий Подготовительного комитета и самой Обзорной конференции ДНЯО 2020 года организуются российско-американские семинары в формате «дорожки 2,5». Если в семинарах формата «полуторной дорожки» принимают участие официальные лица и эксперты, то в новом формате в качестве выступающих подключаются молодые специалисты - с условной «третьей дорожки», не просто выступая кадровым резервом для официальной и экспертной дипломатии, а совместно с опытными специалистами отрабатывая необходимые навыки и подтягивая уровень компетенций.
Для дипломатов и экспертов участие молодых специалистов в таких семинарах - возможность обсудить важную проблематику в более непринужденной обстановке, сохраняя при этом высокую планку дискуссии. Такой формат видится подходящим и полезным для долгосрочного диалога между Россией и США по вопросам ядерного нераспространения*.(*В 2018 году Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова профинансировал участие трех молодых специалистов в семинаре, прошедшем «на полях» Женевской сессии Подготовительного комитета Обзорной конференции ДНЯО 2020 г.)
Развивая образование в области нераспространения и разоружения, важно не только подготовить российских специалистов, но и напрямую ознакомить зарубежных специалистов с российскими подходами к этой проблематике. Интенсивное обучение иностранных студентов в российских вузах может оказаться долгосрочной, но полезной инвестицией.
В 2010 году Санкт-Петербургский государственный университет открыл магистерскую программу по стратегическим исследованиям и изучению контроля над вооружениями на английском языке. В 2016 году МГИМО МИД России и Миддлберийский институт международных исследований в Монтерее запустили в сотрудничестве с ПИР-Центром и по его инициативе первую в мире магистерскую программу двойного диплома в области нераспространения ОМУ и глобальной безопасности.
Ключевая черта программы заключается в том, что, в отличие от стандартного студенческого обмена, студенты проводят почти два года вместе: первый семестр в Москве, два семестра в Монтерее, затем еще один семестр на практике в национальных ведомствах, экспертных центрах или международных организациях. За это время они углубляют свое понимание российских и американских подходов к проблемам нераспространения, хорошо узнают друг друга и достигают высокого уровня взаимопонимания.
По оценке ректора МГИМО А.В.Торкунова, «сегодня профиль данной программы является особенно важным. Академическое партнерство в сфере нераспространения позволит нам внести значительный вклад в укрепление глобальной безопасности на всех уровнях»20. По словам ректора, «самое важное на этом этапе не прекратить человеческое и общегуманитарное общение. Я очень активно выступаю за то, чтобы у нас открывались новые совместные магистратуры с западными университетами - и европейскими, и американскими - шел активный студенческий обмен»21.
С учетом того, насколько позиции России и США расходятся по большинству вопросов в области нераспространения, необходимость такой программы сложно переоценить, хотя результаты будут видны в разрезе 10-15 лет, когда выпускники программы продвинутся по карьерной лестнице до руководящих позиций. Еще более важным считаем то, что магистерская программа двойного диплома предусмотрена не только для россиян и американцев, но и для представителей других стран, которым важно понимать причины российско-американских разногласий и видеть фундамент для международного диалога, особенно в рамках обзорного процесса ДНЯО. Помимо граждан России и США, среди студентов и выпускников магистратуры уже есть представители Ирландии, Испании, Канады, Китая и Мексики. Рассчитываем, что не за горами обучение в рамках этой программы студентов из регионов Ближнего Востока, а также Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии - тех регионов, где имеется как повышенный «спрос» на профессиональное осмысление вопросов ядерного нераспространения, так и запрос на продвижение атомно-энергетического мирного сотрудничества с Российской Федераций.
Пути дальнейшего развития образования в сфере нераспространения
Как и в 2002 году, когда впервые были разработаны комплексные рекомендации по развитию образования в сфере нераспространения, ориентиры в этой области сегодня задают структуры ООН. Консультативный совет по вопросам разоружения при Генеральном секретаре ООН в своих ежегодных докладах не раз обращал внимание на образовательную проблематику. Совет провел обзор рекомендаций 15-летней давности и убедился в том, что «это исследование сохраняет актуальность и по-прежнему носит всеобъемлющий характер». Он также рекомендовал Управлению ООН по вопросам разоружения «изыскивать новые творческие методы», включая присуждение премий лучшим просветителям, журналистам и писателям», назначение «послов-референтов», проведение семинаров, посвященных передовым методам просвещения, и онлайновые обсуждения22.
Среди рекомендаций Совета были также поощрение образовательных инициатив для студентов из стран-новичков в области мирного атома23, организация онлайн курсов, конкурсов эссе, а также «мозговых штурмов»*, (*Work of the Advisory Board on Disarmament Matters. Report of the Secretary-General. General Assembly. 2018.) чтобы, как предлагает Генеральный секретарь ООН в своей повестке дня в области разоружения, молодые люди искали решения актуальных проблем и осознавали возможность внести собственный вклад в улучшение международной обстановки24.
В краткосрочном плане в интересах России может быть организация массовых образовательных онлайн-программ, которые объяснят специфику российской внешней политики в сфере нераспространения, контроля над вооружениями и мирного использования атомной энергии на английском или других языках международного общения25.
В среднесрочном плане важно не просто дополнить онлайн-образование творческими методами - проводить международные конкурсы среди преподавателей, студентов и журналистов, а формировать из участников таких конкурсов сообщество одаренных и преданных идее нераспространения молодых людей, которые подхватят эстафету и продолжат развивать образование в этой сфере с учетом собственного видения и запроса следующих поколений. Международные дебаты, моделирование переговоров и работы международных организаций, разработка «дорожных карт» для налаживания международного сотрудничества в области нераспространения могут творчески раскрыть потенциал будущих специалистов, которые станут «молодежными послами нераспространения».
Одним из авторов* (*В.А.Орлов является членом Консультативного совета по вопросам разоружения при Генеральном секретаре ООН начиная с 2015 г.) на рассмотрение Генерального секретаря ООН был предложен 10-летний план действий в области образования по разоружению и нераспространению, который охватывал бы весь мир и обеспечивал «представительство» в этом процессе всех официальных языков ООН, а отнюдь не только английского. Затем авторы развили проект этого плана, представив его для обсуждения в ООН26.
На первом этапе (в ближайшие два года) предлагается под эгидой ООН провести конкурсы по выявлению лучших образовательных организаций (вузов) в различных регионах мира и лучших учителей в сфере разоружения и нераспространения, а также наиболее талантливых журналистов, пишущих в данной области. Победители станут «послами-референтами» ООН. На этом же этапе предлагается провести симпозиум, где победители поделятся опытом и в совместных дискуссиях со своими учениками определят главные задачи на будущее, которые необходимо решить.
На втором этапе (продолжительностью три года) предлагается - опять же под эгидой ООН - провести международные онлайн дебаты среди студентов и аспирантов университетов различных регионов мира по вопросам нераспространения и разоружения. Впрочем, Управление по вопросам разоружения ООН может и делегировать проведение столь масштабного проекта уже имеющим опыт в данном вопросе университетам и организациям. «Послы-референты» помогают в проведении данных дебатов, модерируют их, одновременно выявляя талантливую молодежь по всему миру.
Наконец, на заключительном, третьем этапе (продолжительностью пять лет) опытные «послы-референты» ООН передают эстафету молодым. В первые два года группа «послов-референтов» ООН и молодежная группа победителей онлайн дебатов работают сообща, но в заключительные три года это уже «молодежные послы» ООН, кто полностью принимает на себя задачу дальнейшего продвижения образования в области нераспространения и разоружения. Процесс передачи эстафеты от учителей к ученикам будет, таким образом, реализован.
Не сомневаемся, что и накопившие немалый опыт российские профессора, и российские студенты (причем как столичных, так и региональных вузов) найдут себя при реализации этого Плана действий, а имеющиеся знания позволят им быть не «ведомыми», но «ведущими».
Итак, сочетание традиционных и новаторских подходов к образованию в области ядерного нераспространения позволит воспитать новое поколение отечественных специалистов и ознакомить зарубежных специалистов с российскими подходами к вопросам ядерного нераспространения, контроля над вооружениями и мирного использования атомной энергии. Это позволит России эффективнее продвигать инициативы в сфере нераспространения, повысить уровень понимания и поддержки своей политики, обеспечить долгосрочные контрактные отношения в сфере мирного атома и долгосрочную устойчивость усилий, предпринимаемых в области ядерного нераспространения.
1Тимербаев Р.М. Цитата номера. Ядерный Контроль, выпуск 6 (500), 2018 // URL: http://pircenter.org/mailouts/view-letter/id/1/letter_id/1472
2«Россия неизменно придерживается курса на упрочение политических и правовых основ режима нераспространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения и средств их доставки». Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) // Сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 «Российская Федерация выступает на международной арене с позиций неизменности курса на участие совместно с другими государствами в укреплении международных механизмов нераспространения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки и относящихся к ним товаров и технологий». Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета // URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html.
3Вступительное слово Президента РФ В.Путина на заседании Совета безопасности по вопросу об обеспечении национальной безопасности в сфере нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки // Сайт Президента Российской Федерации // URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/22237
4Выступление заместителя министра иностранных дел Российской Федерации С.А.Рябкова на конференции, приуроченной к 50-летию открытия для подписания ДНЯО, Москва, 14 июня 2018 г. // Сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации // URL:http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3259080
5Совместное заявление министров иностранных дел государств-депозитариев Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), 28 июня 2018 года // URL:http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3280366
6Резолюция 55/33 E. Исследование Организации Объединенных Наций, посвященное образованию по вопросам разоружения и нераспространения. 20 ноября 2000 г. // URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/55/33&referer=/english/&Lang=R
7Исследование Организации Объединенных Наций по вопросу о просвещении в области разоружения и нераспространения. Доклад Генерального секретаря. Генеральная Ассамблея ООН, 30 августа 2002 г. // URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/57/124&referer=/english/&Lang=R
8Заключительный документ. Конференция 2010 года участников Договора о нераспространении ядерного оружия по рассмотрению действия Договора. Т. I. Часть I. Нью-Йорк, 2010 г. С. 29 // URL: https://undocs.org/ru/NPT/CONF.2010/50(VOL.I)
9Просвещение и повышение уровня информированности в области разоружения и нераспространения. Подготовительный комитет Конференции 2020 года участников Договора о нераспространении ядерного оружия по рассмотрению действия Договора. Первая сессия Вена, 2-12 мая 2017 г. // URL: http://undocs.org/ru/NPT/CONF.2020/PC.I/WP.16
10Россия и будущее атомной энергетики. Стенограмма выступления почетного гостя Н.Н.Спасского. Московская конференция по нераспространению, 19-21 октября 2017 г. // URL: http://ceness-russia.org/ceness/transcripts/2_The%202017%20MNC%20Spasskiy%20Transcript%20RUS.pdf
11Итоги деятельности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» за 2017 г. Публичный годовой отчет. С. 31-32. // URL: https://www.rosatom.ru/upload/iblock/a46/a4658d6173cb7bd20d2c8aafa82d5cb2.pdf
12Зульхарнеев А.Ф., Мурогов В.М. Культура ядерного нераспространения - новый ресурс пуб-личной дипломатии России // Международная жизнь. 2012. №2. С. 79-92 // URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/614
13В Подмосковье завершилась 18-я Международная школа ПИР-Центра. ПИР-Пресс. 15 июня 2018 г. Москва // URL: http://pircenter.org/news/6988-1777781
14Ахтамзян И.А. и др. Ядерное нераспространение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под общ. ред. В.А.Орлова. В 2-х томах. 2-е изд., переработанное и расширенное. М.: ПИР-Центр, 2002.
15Ахтамзян И.А. и др. Ядерное нераспространение: краткая энциклопедия. Гл. ред. А.В.Хлопков. М.: РОССПЭН, 2009.
16Ядерное нераспространение: учебное пособие / С.В.Вольфсон, И.В.Губарева, Л.В.Дериглазова и др.; под ред. Л.В.Дериглазовой. Томск: Издательство Томского университета, 2017 // URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000586737
17Ядерный мир: новые вызовы режиму ядерного нераспространения / Под редакцией Е.Б.Михайленко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. 432 с. // URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/52556/1/978-5-7996-2225-1_2017.pdf
18Выступление министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе встречи с представителями российских некоммерческих организаций. Москва, 15 июня 2018 г. // Сайт Министерства иностранных дел России // URL: http://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/3260122
19Молодые специалисты в Обзорном процессе ДНЯО. ПИР-Центр // URL: http://www.pircenter.org/pages/1018-6474638
20Подписан меморандум о взаимопонимании между МГИМО, ПИР-Центром и Монтерейским институтом международных исследований. ПИР-Пресс. 20 ноября 2014 г. // URL: http://www.pircenter.org/news/6696-memorandum-of-understanding-signed-between-mgimo-university-pir-center-and-monterey-institute-of-international-studies
21Программа «Познер». Гость Анатолий Торкунов. Выпуск от 06.03.2017 // URL: https://www.1tv.ru/shows/pozner/vypuski/gost-anatoliy-torkunov-pozner-vypusk-ot-06-03-2017
22Работа Консультативного совета по вопросам разоружения. Доклад Генерального секретаря (A/72/185). Генеральная Ассамблея. Организация Объединенных Наций. 21 июля 2017 г. // URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=a/72/185&Lang=R
23Там же.
24Securing our common future. An agenda for disarmament. United Nations Office for Disarmament Affairs. New York, 2018 // URL: https://front.un-arm.org/documents/SG+disarmament+agenda_1.pdf
25Подробнее см.: Margoev Adlan, Orlov Vladimir. Recommendations of the 2002 United Nations Study on Disarmament and Non Proliferation Education: Where we stand now and where we should go further, including ideas for the next 10 years // Celebrating 15 Years of Disarmament and Non-Proliferation Education. UNODA Occasional Papers. №31. December 2017. P. 83-103. // URL: https://s3.amazonaws.com/unoda-web/wp-content/uploads/2018/01/op31.pdf
26Там же.