Швейцария занимает особое место в Европе, а ее экономика является одной из самых стабильных и конкурентоспособных в мире. Она ориентирована на высокотехнологичные отрасли и сферу услуг, на развитие промышленности с использованием кластерной модели и нишевых брендов (часы, фармацевтика, точное машиностроение, ряд продуктов питания) с учетом сложившихся конкурентных преимуществ. Эти преимущества заключаются в использовании индивидуальных запросов потребителей, увеличении доли капиталоемкой и высокотехнологичной продукции, качественном послепродажном обслуживании, выгодном географическом положении, максимально эффективном использовании имеющихся ресурсов и таких национальных особенностей швейцарцев, как дисциплинированность и ответственность. Поэтому наибольшее развитие в стране получили отрасли, требующие сравнительно мало сырья и квалифицированную рабочую силу и в основном ориентированные на экспорт.

Кроме того, Швейцария - это важный финансовый и банковский центр всей Европы, а отлаженная кредитно-финансовая система, привлечение иностранного капитала, низкая инфляция, отсутствие безработицы, эффективная экономическая стратегия положительно сказались на ее экономике. Статус нейтралитета, являющийся важным отличием Швейцарии и инструментом политики отказа от участия в военных блоках, позволил ей практически без потерь пережить мировые войны.

Интеграция без вступления в ЕС

Из-за небольшого внутреннего рынка и ограниченности природных ресурсов Швейцария была вынуждена выходить на внешние рынки. Эта открытость страны, тесное переплетение ее экономики с мировыми рынками, использование кластерной модели развития превратили ее в важного игрока в системе внешнеэкономических связей, а ее процветание прямо зависит от интенсивности торговли, движения капиталов и перемещения граждан соседних стран. Доля экспорта в ВВП страны за последние годы составляла от 35 до 45%.

Сегодня Швейцария - единственная страна в центре Европы, которая не входит в Евросоюз. Это уникальное положения дает ей преимущества, несмотря на ее обособленность и прагматичный подход к отношениям с ЕС, с которым она имеет тесные экономические и культурные связи. Отказавшись от членства в ЕС (в мае 1992 г. на референдуме о вступлении в ЕС 50,1% населения страны проголосовало против), Швейцария тем не менее оказалась в очень выгодном положении, сохранив свою независимость, одновременно получив доступ к европейскому рынку. Она не обязана подчиняться законам, действующим в еврозоне, но участвует в отдельных процессах европейской интеграции. Такой подход помог ей, как считает российский специалист по Швейцарии Ю.Юданов, выторговать наиболее выгодные условия присоединения к Евросоюзу через систему двусторонних соглашений1. В последнее время Швейцарии пришлось принять европейское законодательство во многих областях, а также промышленный регламент ЕС.

 Отношения двух сторон предусматривают свободное передвижение граждан, антидемпинговые меры на рынке труда и недискриминационный доступ швейцарских товаров и компаний на европейский рынок, за исключением рынка услуг, куда доступ ограничен. Поэтому многие компании открывают свои филиалы в странах ЕС, чтобы обойти существующие правила. В целом «небольшие высокоиндустриальные государства успешней интегрируются в ЕС, чем крупные или наименее развитые страны»2. Несмотря на то что Швейцария не входит в Европейское экономическое пространство (ЕЭП), она активно использует интеграцию со странами ЕС: на них приходилось 72% импорта и более 54% экспорта страны в 2016 году3.

Более 20% жителей Швейцарии - это иностранные граждане, в основном из стран ЕС, сотни тысяч людей из приграничных регионов работают в этой стране и регулярно пересекают швейцарскую границу4. Иностранная рабочая сила является важным фактором на рынке труда Швейцарии: в промышленности это до 40% занятых, в сфере услуг - до 30%. В 2016 году более 78,6% занятых иностранцев являлись гражданами ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ, в которую входят четыре страны - Исландия, Швейцария, Норвегия и Лихтенштейн), 24,2% - Германии, по 20,8% - Италии и Португалии соответственно5. Европейские предприниматели предпочитают Швейцарию как нейтральную территорию для размещения своих офисов: более тысячи транснациональных компаний открыли здесь свои региональные представительства («еВау», «Google» и «Unilever» и др.).

Нейтральный статус страны, разделение власти на федеральном уровне, ее многонациональный и многоконфессиональный характер, высокоразвитая экономика влияют на ее участие в процессах евроинтеграции. Но важность сохранения нейтралитета осложняет пути поиска более тесного альянса с Евросоюзом. Определенную роль играет традиционное размежевание в подходах к членству в ЕС между кантонами франкоговорящей части Швейцарии (29% населения), занимающей более левую и либеральную позицию, и немецкоговорящего населения, которое в большинстве занимает более правые позиции и относится к евроскептикам.

Отношения Швейцарии с ЕС строятся на основе двусторонних соглашений, заключенных в период 1999-2004 годов. В два этапа подписано более 120 соглашений («билатеральные соглашения I» и «билатеральные соглашения II»), в документах ЕС они носят название «секторальные соглашения». Особое место Швейцарии в геополитическом европейском пространстве и ее экономические связи со странами ЕС определяются двумя разнонаправленными подходами: с одной стороны, она является членом ЕАСТ, ОБСЕ, участвует в Совете Европы и Шенгенской зоне, беспошлинно торгует со странами ЕС, ее валюта с 2011 года связана с евро, с другой - не входит в ЕС, не участвует в зоне евро и Европейском экономическом пространстве, в отличие от трех других членов ЕАСТ, проводит свою фискальную политику, остается экономически и политически независимой6. Но она «в меньшей степени, чем страны Европейского экономического пространства (Норвегия, Лихтенштейн, Исландия), может оказывать влияние на принимаемые в ЕС решения, прямо или косвенно затрагивающие швейцарские деловые круги, хотя имеет возможность осуществлять мониторинг за деятельностью ЕЭП через институты ЕАСТ»7.

Первый шаг в становлении отношений между Швейцарией и ЕЭС был сделан в 1979 году после заключения соглашения о свободной торговле. Затем в 1989 году было подписано соглашение о страховании, гарантировавшее свободный доступ и определенные условия на территории договаривающихся сторон. Эти договоры подготовили основу для реализации четырех принципов: 1) свободы движения товаров, 2) движения капиталов, 3) предоставления услуг и 4) свободной миграции рабочей силы.

Первый пакет из семи соглашений, подписанный в 1999 году, включал в себя соглашения о свободном передвижении людей, снятии технических барьеров в торговле, обмене сельскохозяйственной продукцией, государственных рынках, наземном транспорте, гражданской авиации и научном сотрудничестве. Его отличительной чертой являлся «принцип гильотины» («guillotine clause»), означавший одновременное вступление в силу всех соглашений и одновременное прекращение действия всех соглашений при отказе от одного из них (кроме соглашения о научном сотрудничестве). Эти соглашения обеспечили Швейцарии 3/4 всех преимуществ, которыми располагают страны - члены ЕС. С точки зрения экономики это был удачный шаг страны для обеспечения конкурентоспособности, доступа к рынкам и сохранения суверенитета при принятии решений в основных областях экономической политики, государственного финансирования, налогообложения, валютной политики, внешней торговли. Первый пакет соглашений означал, что Швейцария может пользоваться многочисленными выгодами единого европейского рынка без вступления в ЕС.

Второй пакет соглашений был подписан в мае 2004 года после проведения референдума о заключении торгово-экономического соглашения с ЕС (60% населения поддержали это решение). Он состоял из девяти соглашений, в том числе о присоединении к Шенгенскому и Дублинскому соглашениям, об освобождении от таможенного налогообложения, включая переработанную сельхозпродукцию, об экологии, расширении взаимодействия в области налогообложения, о противодействии мошенничеству, гармонизации базы данных статистической информации. Было также обновлено соглашение о научном сотрудничестве, предусматривающее участие Швейцарии в рамочных программах ЕС и Евроатома.

Из-за вступления в Евросоюз стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в 2004 году Швейцарии пришлось расширить соглашение о свободе перемещения и на эти страны. На референдуме в 2009 году было решено включить Болгарию и Румынию в общий список стран ЕС, но с учетом переходного периода для доступа их рабочей силы на рынок труда Швейцарии. С 2004 по 2014 год Швейцария по просьбе Брюсселя перевела странам ЦВЕ более 1 млрд. франков для поддержки инфраструктурных проектов.

Таблица 1

Секторальные соглашения или вступление Швейцарии в ЕС:
«за» и «против»

 

Положительные эффекты

Негативные последствия

Секторальные
соглашения

Свободное перемещение граждан

Взаимное открытие рынков товаров

Дополнительные экономические стимулы

Сохранение нейтралитета

Автономность при определении масштаба и глубины сотрудничества и интеграции

Сохранение банковской тайны и самостоятельности банковской и финансовой системы

Развитие трансграничного сотрудничества и региональной интеграции

Невозможность участия в текущих программах ЕС до 2007 г., т. е. «пассивное партнерство»

Проблемы налогообложения пенсий граждан ЕС, проживающих в Швейцарии

Ограничения в институциональном плане выгод открытия рынков

Отсутствие институциональных механизмов сотрудничества

Ограниченный доступ к решениям в рамках договоров

Вступление в ЕС

Свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей

Единая политика таможенного союза

Единая внешнеторговая политика

Совместная региональная политика

Полноценное участие в институциональных органах ЕС и программах

Единая европейская валютная система

Общее экономическое пространство

Единые стандарты

 

Принятие всех обязательств стран-членов, потеря автономности в основных областях экономической политики

Отсутствие торговой защиты

Увеличение конкуренции

Потери для импортозамещения

Открытие границ для мигрантов из третьих стран

Потери регионального монопольного положения

Взносы в бюджет ЕС и дополнительная финансовая нагрузка

 

Как видно из таблицы, вступление Швейцарии в ЕС дало бы ей незначительные преимущества, если сравнивать их с плюсами и минусами сохранения билатеральной системы отношений с ЕС. Между реальным членством в ЕЭП и еврозоне и нынешними двусторонними соглашениями особой разницы нет, так как Конфедерация имеет свободный доступ к рынкам, включая рынок труда, получает сырье по мировым ценам, ее сертифицированной продукцией торгуют свободно на всей территории ЕС. При этом Швейцария сохраняет свой суверенитет, в том числе в финансовой сфере.

Важной особенностью отношений двух сторон является развитие трансграничного сотрудничества, увеличение роли кантонов в социально-экономическом взаимодействии с различными европейскими регионами. Поэтому интеграция Швейцарии и ЕС идет на трех уровнях - не только на наднациональном и национальном, но и на региональном. Именно через этот механизм Швейцария становится все более «вовлеченной» в общеевропейский интеграционный процесс.

Большинство двусторонних соглашений включали переходный период до десяти лет, поэтому сложно дать развернутую оценку их влияния на модель интеграции Швейцарии без полноценного участия в ЕС, но процесс «постепенной европеизации» страны очевиден в тех сферах сотрудничества, которые охватывают эти соглашения.

Секторальный подход Швейцарии, определявшийся как «свободный выборочный формат интеграции», который часто именовался «швейцарской моделью» отношений с ЕС, стал постепенно терять свою уникальность, а Евросоюз - все чаще использовать различные формы сотрудничества и интеграции с соседними странами, такие как европейская политика соседства.

В целом достигнутые соглашения отвечали интересам Швейцарии, содействовали ее «односторонней европеизации» и вели к важным изменениям в политической и экономической системах страны. В том числе происходило изменение баланса сил среди основных акторов сложной политической системы Швейцарии в сторону усиления федерального правительства. При этом Швейцария продолжала придерживаться принципов прямой демократии с помощью регулярно проводимых по основным вопросам референдумов. Вместе с тем в развитие связей c EC и в двусторонний секторальный подход вносился некий элемент неопределенности, поскольку существенная часть политической и экономической элиты страны не возражала против альтернативных моделей интеграции страны с ЕС, в том числе полного членства в Евросоюзе или вступления в ЕЭП.

Торгово-инвестиционные отношения
Швейцарии и ЕС

Внешняя торговля Швейцарии в основном ориентирована на развитые страны. На развитие торговых связей со странами ЕС оказали влияние такие факторы, как особенности экономического развития Швейцарии, ее отраслевая специализация на высокотехнологичной продукции и экспортном производстве, а также свободный доступ на рынки ЕС.

В швейцарской промышленности доминируют крупные транснациональные компании с высокой стоимостью капитализации. Они производят около 1/3 общей добавленной стоимости ВВП страны и максимально используют свои конкурентные преимущества, такие как высокое качество и надежность продукции, «нишевая» специализация, ориентация на внешние рынки, а также «концепцию достижения максимально высокого уровня диверсификации внешнеэкономических связей»8. В основном они представлены в химической и фармацевтической промышленности («Новартис», «Хоффманн-ля Рош»), пищевой отрасли («Нестле»), электротехническом производстве («Асеа Браун Бовери»), алюминиевой промышленности («Алюсюисс»). На северо-западе Швейцарии сосредоточены предприятия единственного в своем роде кластера компаний биотехнологического сектора. Помимо крупных химических и фармацевтических предприятий, он объединяет разветвленную сеть компаний, производящих медицинскую технику, био- и нанотехнологии.

Экспортная ориентация инновационных предприятий, развитие наименее подверженных экономическим кризисам и спадам отраслей (высокоточное машиностроение, производство турбин и др.) и своя «нишевая специализация» (производство часов и ювелирных изделий престижных марок) отразились на товарной структуре внешней торговли с ЕС, в которой преобладает высокотехнологичная продукция в импорте и экспорте. Благодаря соглашению о свободной торговле со странами ЕС/ЕАСТ и 38 другими странами, в том числе Китаем и Японией, швейцарские предприятия извлекают выгоду за счет существенной таможенной экономии и льготного доступа к экспортным рынкам.

Доля ЕС в импорте Швейцарии после подписания соглашений постепенно снижалась с 78,6% в 1990 году до 58% в 2016 году, a в экспорте соответственно с 69% в 1990 году до 50% в 2016 году. Это было связано с диверсификацией внешней торговли и ростом доли США, Китая и других стран. На первом месте в 2016 году стояла Германия, затем шли США, Великобритания, Франция. Доля Швейцарии в экспорте ЕС в 2016 году составляла 8,2%, а в импорте - 7,1%9.

 

Таблица 2

Торговля Швейцарии с отдельными странами ЕС

в 2003-2017 гг. (в млрд. евро)

Страны ЕС

2003 г.

2006 г.

2010 г.

2014 г.

2017 г.

Имп.    

Эксп.

Имп.    

Эксп.

Имп.    

Эксп.

Имп.    

Эксп.

Имп.    

Эксп.

ЕС28

59,2

71,4

71,6

88,6

85,5

110,5

96,5

140,3

110,2     

150,8

Германия

20,0

26,0

26,4

33,9

31,0

41,2

36,7

46,0

42,9

53,7

Франция

8,5

11,2

10,5

10,3

12,3

11,4

15,3

13,0

16,7

15,7

Италия

9,0

9,9

10,3

12,6

10,2

15,8

10,4

19,0

11,2

20,6

Великобритания

4,1

3,7

4,6

6,5

7,9

11,8

8,8

25,3

11,6

18,0

Австрия

4,2

4,2

4,5

4,6

7,1

5,3

7,2

6,8

7,9

7,1

Испания

2,7

1,4

3,5

2,6

3,3

3,4

3,5

3,6

3,5

4,1

 

Составлено и рассчитано по: European Commission: Market Access Database Statistics // http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/switzerland

 

Из Таблицы 2 видно, что основными торговыми партнерами Швейцарии остаются страны ЕС, имеющие с ней общие границы, - Германия (более 1/3 экспорта и импорта Швейцарии в 2003-2017 гг.), Франция (14-15% экспорта и импорта), Италия (от 10 до 15%), а также Великобритания и Австрия. Среднегодовой рост импорта ЕС из Швейцарии составлял в 2012-2016 годах 3,5%, а экспорта - 1,6%. В 2016-2017 годах рост торговли Швейцарии с ЕС, как и в предыдущие годы, продолжал тормозить сильный франк и недостаточно высокие темпы роста экономики ЕС. Наименее подвержены конъюнктурным и ценовым колебаниям в означенный период были фармацевтическая отрасль, на которую приходится около 30% экспорта Швейцарии, и инжиниринговые услуги. В последние годы страна стала важной торговой площадкой по продаже сырья (около 94% транзитной торговли страны в 2016 г.). Примерно 60% приходилось на энергоносители, 20% - на минеральное сырье и 15% - на сельскохозяйственные товары и товары лесной промышленности10.

По данным Швейцарского национального банка, в 2015 году более 3/4 всех прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Швейцарии приходилось на страны Евросоюза и примерно половина швейцарских ПИИ за рубежом была сосредоточена в странах ЕС11. Рост иностранных инвестиций положительно сказывался на экономике страны, чья хозяйственная деятельность в значительной степени связана с внешним рынком. Успешная инвестиционная политика, поощряющая экспорт капитала, как инструмент экономической экспансии и импорт капитала как важный фактор развития экономики различных регионов страны дали ощутимые результаты. Страна, по данным ежегодного исследования консалтинговой фирмы А.Т.Kearney, вошла в двадцатку самых привлекательных для инвестиций стран: 11-е место в 2016 году по притоку ПИИ и второе место по объему накопленных европейских ПИИ. В 2015 году основными инвесторами Швейцарии были Люксембург и Нидерланды (по 24%), затем шли США (12%), Австрия (8%), Франция и Великобритания (по 5%)12.

Главными факторами инвестиционной привлекательности Швейцарии являлись экономическая и политическая стабильность, транспарентная законодательная система, развитая инфраструктура, надежная финансово-банковская система и различные налоговые льготы (до десяти лет в некоторых кантонах). Швейцарские банки обслуживают примерно 40% всего частного мирового капитала и обеспечивают около 11% ее внутреннего валового продукта13.

Тенденции инвестирования в Швейцарии и Евросоюзе не совпадали последние десять лет. Мировой кризис 2009 года привел к падению числа инвестиционных проектов и притока ПИИ в Швейцарию и страны ЕС: в Европе их число снизилось на 11%, а в Швейцарии - на 45% (со 125 проектов в 2008 г. до 69 в 2009 г.)14. В 2016 году оно так и не достигло докризисного уровня и составило 88 проектов. Во многом это связано с высоким курсом швейцарского франка к евро и доллару, что увеличивало инвестиционные расходы. Из-за эрозии системы банковской тайны Швейцарии после вступления в феврале 2013 года в силу Федерального закона о международной помощи по налоговым вопросам Швейцария также потеряла часть своих инвестиционных преимуществ.

 

Таблица 3

Накопленные экспортированные и импортированные ПИИ Швейцарии 2007-2016 гг. (в млрд. швейц. франков)

Показатель/Годы

2007 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Общий объем накопленных ПИИ Швейцарии за
границей

730

891

978

1038

1088

1064

1079

1124

1214

Накопленные ПИИ Швейцарии в странах ЕС

368

442

418

452

467

452

490

500

634

Общий объем накопленных ПИИ ЕС в Швейцарии

397

514

573

642

680

696

767

842

963

Накопленные ПИИ стран ЕС в Швейцарии

300

433

479

500

546

568

601

665

756

 

Составлено по: Swiss National Bank. Topic Overview. International economic review. Direct investment. SNB. Zurich. 2018 // http://data.snb.ch/en/topics/aube#1!/cube/fdichtlanda

 

Как видно из Таблицы 3, объем швейцарских инвестиций за рубежом постоянно рос, в основном они были сконцентрированы в странах ЕС. Та же тенденция наблюдалась и с накопленными ПИИ в Швейцарии, где также основными инвесторами были страны Евросоюза. Приток инвестиций в Швейцарию в 2007-2016 годах в целом носил повышательный характер, кроме 2013 и 2014 годов, но был неравномерным. В 2016 году произошло падение более чем на 40%, с 78,36 млрд. швейцарских франков до 47,34 млрд.15.

Для швейцарских инвестиций за рубежом характерен постоянный рост, особенно в последние четыре года. Число инвестиционных проектов выросло более чем вдвое: в 2007 году оно составляло 131, в 2011 году - 190, а в 2016 году уже 289. За последние 20 лет швейцарские проекты содействовали созданию в странах ЕС около 100 тыс. рабочих мест. Эти проекты в целом концентрировались в приграничных странах: в 2016 году 110 проектов были размещены в Германии (38%), 35 - во Франции (12%), семь проектов - в Италии. Основная часть швейцарских ПИИ в странах Евросоюза направлялась в торговлю и маркетинговые услуги.

Усиление разногласий

После экономического и финансового кризиса 2008 года в отношениях Швейцарии и ЕС наметились определенные сложности. Кризис незначительно затронул экономику Швейцарии, которая в этот период диверсифицировала экспорт высокотехнологичной продукции, использовала наиболее сильные стороны и преимущества своей экономики, активно привлекала иностранный капитал. Однако в этот период Швейцария впервые объявила странам ЕС, что в сложной ситуации не сможет гарантировать сохранение рабочих мест для выходцев из стран ЕС в ущерб коренным жителям16. В ответ в Брюсселе заявили, что их не устраивает положение Швейцарии, которая не вступает в ЕС, пользуясь при этом основными его привилегиями и выгодами, а также ее позиция «мы с вами, но мы не с вами».

Более серьезные разногласия в отношениях с ЕС возникли после проведения в феврале 2014 года референдума по вопросам введения квот для мигрантов. После расширения ЕС в 2004 году страна стала опасаться усиления нагрузки на рынок труда из-за свободы перемещения граждан, так как еще восемь стран ЦВЕ получили доступ к швейцарскому рынку труда с 2011 года после переходного периода. С 2016 года к ним должны были присоединиться Болгария, Румыния и Хорватия. Уже в 2012 году Швейцария ввела квоты на получение вида на жительство до 2 тыс. разрешений в год для граждан восьми новых стран ЕС (Центральной и Восточной Европы), а с мая 2013 года она урезала их до 545 в год.

Миграционные процессы в Швейцарии имеют ряд особенностей. Во-первых, почти 3/4 трудовых мигрантов приходится на развитые страны Европы, в основном это приграничные Франция, Германия, Италия, а также Португалия, и только1/4 - на развивающиеся страны. Во-вторых, основная часть европейских мигрантов - это высококвалифицированные кадры. В-третьих, это большая доля маятниковой миграции из соседних стран, так называемые фронтальеры, которые каждый день возвращаются к себе домой, при этом они достаточно квалифицированы и работают во всех основных отраслях швейцарский наукоемкой экономики. Их число в 2004-2017 годах удвоилось - со 160 тыс. человек до 320 тысяч17.

На референдуме 2014 года против массовой миграции проголосовало 50,3% граждан при явке в 56,6%. Франкоговорящие кантоны не поддержали введение квот, германоговорящие разделились. У правительства после референдума было три года до февраля 2017 года на приведение в силу итогов голосования. Еврокомиссия заявила, что этот шаг противоречит принципу свободы передвижения людей между ЕС и Швейцарией и она изучит последствия этой инициативы для их отношений в целом. Результаты референдума означали возможность использования «принципа гильотины» и автоматическую отмену шести других соглашений первого пакета соглашений, так как свобода трудовой миграции включена в свободное перемещение граждан и не может быть «оторвана» от остальных договоренностей с ЕС.

На конец августа 2017 года число иностранных граждан, проживающих в Швейцарии, составило 2,1 млн. человек и достигло почти четверти от общего населения в 8,4 млн. человек. 80% из них - это выходцы из европейских стран. По данным Швейцарского федерального ведомства статистики (BFS), в 2015 году в стране проживало 396 тыс. человек, родившихся в Швейцарии, но не имеющих ее гражданства (около 20% от общего числа иностранцев)18.

Прекращение секторальных соглашений Швейцарии с ЕС, ее «отключение» от единого рынка не в интересах обеих сторон. А сокращение притока рабочей силы из Евросоюза может нанести ущерб успешной экономической модели страны. Поэтому, не дожидаясь 2017 года, когда Швейцария должна была реализовать реформы по мигрантам и согласовать с ЕС конкретный механизм квот для них, парламент страны 16 декабря 2016 года фактически отказался ограничивать приток рабочей силы из ЕС.

Число мигрантов из стран ЕС, прибывающих в Швейцарию на постоянное жительство, сократилось в 2017 году почти вдвое по сравнению с 2013 годом (с 60 957 человек в 2013 г. до 30 799 человек в 2017-м). Основной причиной стало улучшение экономической ситуации во многих странах ЕС, поэтому в Швейцарию приехало итальянцев на 32% меньше, чем в 2016 году, немцев стало меньше на 10%, число покидающих Швейцарию португальцев превышает число въезжающих в нее19. Тем не менее 16 января 2018 года правоконсервативная Швейцарская народная партия (SVP) официально запустила новую законодательную «Ограничительную инициативу» с целью «обуздания иммиграции» («Begrenzungsinitiative»), которая фактически ставит под вопрос принцип свободы передвижения в отношениях ЕС и Швейцарии.

Существуют разногласия между Берном и Брюсселем и относительно России. Формально Швейцария так и не присоединилась к санкциям против РФ, за исключением экспорта товаров военного и двойного назначения. Определенные расхождения позиций двух сторон наблюдаются и по украинскому урегулированию. Швейцария пытается сохранить хорошие отношения с Россией, не провоцируя Европу и избегая репутации страны, наживающейся на войне и соблюдающей относительный нейтралитет. Это выразилось в том, что она старается не нарушать западные санкции, при этом не присоединяясь к ним в полном объеме, на чем настаивает ЕС. Швейцария исходит из собственных интересов, оценивая возможный ущерб от введенных санкций. В данном контексте швейцарские власти пообещали не поддаваться давлению ряда стран, политики которых одержимы идеей наказания Москвы. Данная осмотрительность, пояснили они, связана с минимизацией вреда в этой ситуации для швейцарской стороны.

Новые трения возникли после решения Еврокомиссии в декабре 2017 года, ограничившего возможности швейцарских рынков по работе с финансовыми инструментами ЕС, то есть покупку и продажу акций компаний, зарегистрированных в Евросоюзе. Брюссель требует от Берна подписания «рамочного институционального соглашения» для постановки отношений двух сторон на долгосрочную правовую основу. Без этого ЕС признает эквивалентность швейцарского биржевого права только на один год. Данное решение Федеральный совет Швейцарии считает дискриминационным и подрывающим инвестиционную привлекательность страны. Против него также выступает ряд европейских стран. После объединения женевской, цюрихской и базельской бирж в 1995 году в одну биржу SIX Swiss Exchange и признания ее эквивалентности упростился доступ Конфедерации к европейским финансовым рынкам и наоборот. В 2016 году примерно половина биржевых торгов (425 млрд. франков) была обеспечена за счет заказов из стран ЕС20.

Швейцарское правительство считает, что Евросоюз стремится ослабить позиции Конфедерации как финансового центра, и поэтому собирается принять меры для усиления своих торговых площадок. Из-за решения Еврокомиссии Швейцария может пересмотреть условия выплаты 1,3 млрд. франков в Европейский фонд сплочения (создан ЕС для сокращения экономического и социального отставания и стабилизации экономики отстающих стран и регионов) для нивелирования экономического и социального неравенства, поддержки проектов в области иммиграции, образования, уменьшения безработицы в новых странах ЕС.

Споры о заключении институционального соглашения в 2018 году идут уже несколько лет относительно имплементации двусторонних соглашений и создания механизма для урегулирования вопросов, возникающих в ходе реализации билатеральных соглашений. Швейцария не спешит его подписывать и постоянно откладывает его обсуждение. Скорее всего, оно не будет подписано и в 2019 году, так как в Швейцарии и ЕС пройдут в это время выборы. Рамочный договор должен регулировать отношения двух сторон и процесс их взаимодействия в случае возникновения споров, от его ратификации зависят остальные соглашения, регулирующие доступ Швейцарии на европейский рынок. То есть страна фактически поставлена перед выбором - войти в состав Евросоюза и потерять часть суверенитета или потерять финансовый рынок ЕС полностью. В связи с этим Президент Швейцарии Д.Лойтхард в декабре 2017 года заявила о намерении вынести на референдум вопрос об отношениях с ЕС. Эти действия Швейцарии свидетельствуют о том, что страна всячески хочет сохранить свои особые отношения с Евросоюзом без членства в европейской группировке, затягивая решение этого вопроса.

 

Таким образом, особая модель взаимосвязей Швейцарии и ЕС и ее курс на «выборочную интеграцию» пока позволяли ей минимизировать давление ЕС и сохранять свою специфику, самодостаточность своей конкурентоспособной экономики и компромиссные отношения с Евросоюзом. Еще в июне 2016 года Швейцария официально отозвала свою заявку о начале переговоров о вступлении в ЕС. Страна дорожит своим традиционным независимым статусом, особым положением в Европе и особыми отношениями с Евросоюзом. Она также позже других стран стала членом ООН (с 2002 г.), хотя европейская штаб-квартира ООН давно находится в Женеве. Построение взаимосвязей на основе не единого соглашения, а двух пакетов двусторонних соглашений вполне устраивает Швейцарию, которая пользуется привилегиями стран ЕС, извлекает значительные выгоды из отношений с ними, не теряя свой суверенитет. Но это положение дел все больше не устраивает Евросоюз.

Обсуждение будущих договорно-правовых основ отношений Швейцарии и ЕС уже вышло на новую стадию. Речь идет о требовании Евросоюза подписать рамочное институциональное соглашение, подталкивающее Швейцарию к вступлению в него. Евросоюз исходит из того, что двусторонние секторальные соглашения должны модернизироваться и адаптироваться к постоянно изменяющемуся европейскому законодательству, а из-за роста их числа становится все сложней синхронизировать правовые основы взаимодействия Швейцарии с ЕС. Но, скорее всего, это предлог для того, чтобы подтолкнуть ее к вступлению в ЕС, что повлечет внесение поправок в действующую Конституцию, лишит страну некоторых атрибутов самостоятельности, в том числе системы «прямой демократии» в виде проведения референдумов, что вызвало негативную реакцию со стороны отдельных партий, правительства и граждан страны. Кроме того, речь идет о гармонизации законодательств, то есть введении в Конфедерации всех европейских правовых норм, в то время как законодательство Швейцарии требует отдавать приоритет национальному праву, а не международному.

Консультации по рамочному соглашению продолжаются, и правительство будет и дальше придерживаться курса на его заключение. Но оно не готово поспешно подписывать его. В целом данный процесс носит скорее не экономический, а внешнеполитический характер. Не исключено, что этот вопрос в ближайшее время может быть вынесен на референдум. Его результаты будут зависеть от многих факторов, и не только от расстановки сил внутри Швейцарии и в различных кантонах, но и от внешних процессов, таких как ситуация с миграционным кризисом в ЕС, с навязыванием идеи толерантности, от бюрократизации европейских институтов, роста числа евроскептиков в странах ЕС, процесса выхода Великобритании из Евросоюза, нарастания противоречий между государствами-членами по ряду вопросов.

 

 1Справочник инвестора. Ваш бизнес в Швейцарии. Switzerland Global Enterprise. Лозанна. Декабрь 2016 // https://www.s-ge.com/sites/default/files/cserver/publication/free/handbook-for -investors-in-russian -s-ge.pdа

 2Юданов Ю.И. Швейцария и Евросоюз: трудные поиски партнерства // МЭ и МО. №2. 2002. С. 75-83.

 3Ghstohl S. Reluctant Europeans: Norway, Sweden and Switzerland in the Process of Integration. London: Lynne Rienner Publishers. 2002. 269 pp.

 4The major bilateral agreements Switzerland-EU. March 2018. Directorate for European Affairs. 2018. 34 pp.

 5Vahl M., Grolimund N. Integration without membership. Switzerland’s bilateral agreements with European Union. Center for European Policy Studies. Brussels, 2006. 128 pp.

 6FSO. Statistical Data on Switzerland 2018. Neuchatel. Swiss Confederation. March 2018.
52 рp. // https://www.bfs.admin.ch/bfs/en/home/statistics/catalogues-databases/publications/overviews/statistical-data-switzerland.assetdetail.4522209.html

 7Benediktes R., Kaelin L. Swiss Miracle?: Beyond Chocolate, Cheese and Banking // Foreign Affairs. April 9, 2013 // http://www.foreignaffairs.com/articles/switzerland/2013-04- 09/swiss-miracle

 8Бабынина Л., Говорова Н., Тимошенкова Е. Европейский союз и Швейцария: разнонаправленные векторы сотрудничества // Современная Европа. №2. 2015. С. 34-47.

 9Европейские прямые инвестиции в России / Под редакцией д.э.н. А.Кузнецова. М.:
ИМЭМО РАН, 2006. 223 c.

10European Union, Trade with Switzerland. European Commission. Directorate-General for Trade. April 16. 2018 // http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/switzerland/, http://my-swiss.ru/ekonomika-i-finansy/eksport-shvejcarii.html

11Финансовая площадка Швейцарии. Switzerland Global Enterprise. Лозанна, 2017. С. 3 // https://www.s-ge.com/sites/default/files/cserver/publication/free/factsheet-financial-center-s-ge_0.pdf

12Данные Federal Statistics Office FSO, Swiss National Bank SNB // https://www.snb.ch/en/iabout/stat

13Switzerland: Foreign Investment.Santardertrade.com // http://en.portal.santandertrade.com/establish-overseas/switzerland/foreign-investment

14Степанова С.И. Швейцария и Европейский союз: становление взаимоотношений // Вестник РГУ им. С.А.Есенина, №2 (51). 2016. С. 82-90.

15EY’s Attractiveness Survey Switzerland. May 2017. Direct investment in Europe: franc drives Swiss abroad. 2017. 20 рр.

16Swiss National Bank. Topic Overview. International economic review. Direct investment. SNB. Zurich, 2018 // http://data.snb.ch/en/topics/aube#1!/cube/fdichtlanda

17Зверева Т.В. Об отношениях Швейцарии с ЕС // Международный правовой курьер // http://inter-legal.ru/ob otnosheniyax-shvejarii-s-es

18«Понаехавшие» в Швейцарии, или Кто такие «фронтальеры»? // https://www.swissinfo.ch/rus/article/43593470?ns_mchannel=rss&linkType=guid&ns_mchannel=rss&srg_evsource=

19Два миллиона иностранцев в Швейцарии: кто эти люди? // http://www.swissinfo.ch/rus/article/42412336&ns

20Иммиграция из ЕС в Швейцарию рекордно низкая // https://www.swissinfo.ch/rus/politics швейцария-ес_рекордное-снижение-иммиграции-из-ес-в-швейцарию/43824622

21Брюссель оказывает давление на Берн // http:nashagazeta.ch/print/24610