Противоречивые полюсы
Человечество вступило в XXI век с невиданными успехами в области науки, техники, информационно-телекоммуникационной связи, медицины и генной инженерии. Многократно выросли темп, насыщенность, напряженность и одновременно продолжительность жизни человека, его возможности передвигаться по миру, информированность о происходящем в самых разных уголках планеты. Начиная с 50-х годов прошлого века по инициативе глобальных политических игроков - США, СССР/России, Великобритании, Франции, Китая, Германии, Италии, Японии и других - были разработаны и приняты важнейшие международные акты, регулирующие правовой статус человека-гражданина, механизм взаимоотношений государств в области экономики, политики, науки и информационных технологий. Современная цивилизация достигла такого уровня экономического, политического и культурного взаимодействия, что ее дальнейшее развитие проходит уже в рамках объединенного «планетарного социума»1.
В свою очередь, международная финансовая банковская система объединила мир, сделала его более емким и удобным для планетарного человека, гражданина мира. Десятки миллионов людей имеют двойное или мультигражданство. Еще больше тех, кто имеет право временного или постоянного проживания в различных, преимущественно экономически благополучных, демократических государствах.
Несмотря на это, неравенство в мире не только не уменьшается, а, наоборот, ежедневно увеличивается, особенно в сфере экономики. Невиданная экономическая и политическая глобализация огромного числа государств напоминает процессы, наблюдавшиеся перед началом Второй мировой войны. Противоположный процесс - разъединение мира по религиозному фактору, который совершенно незаметно вернул себе важнейшую роль в межчеловеческих и межгосударственных отношениях по причине роста радикального ислама и его непримиримости к другим цивилизациям, особенно к иудео-христианской2.
К сожалению, христианская религия, создавая современную великую цивилизацию, открывая новые миры и континенты, завоевывая космос, а также поставившая атомную и водородную энергию на службу человека, сужается, как плодородные земли на планете, и уходит с разных частей света. А радикальный ислам пытается вернуть мир в средневековье своим образом жизни и мышления, жестокостью и непримиримостью, необразованностью и нерациональностью во всем, как мы наблюдали это в Афганистане, а затем Сирии. Ваххабитский ислам атакует уже не только Юг, но и дальние рубежи Европы, Германию, Норвегию и Швецию.
Государства - глобальные игроки - соревнуются между собой по всем параметрам человеческой жизнедеятельности, оставляя независимым странам ничтожно малое пространство3.
Особо заметны успехи стран так называемого «золотого миллиарда». В США, Канаде, странах Западной Европы, Японии и Австралии всем гражданам предоставлены широкие демократические права, свободы и высокий уровень социальных благ; в некоторых из этих стран ВВП на душу населения составляет 50-60 тыс. долларов. Граждане этих стран живут в экологически чистых условиях, к их услугам - качественное образование и современная медицина, у них есть все возможности творить и развиваться. На долю одной шестой населения планеты приходится свыше 70% всех мировых богатств. Огромная разница существует между доходами граждан этих стран и беднейших стран мира, большинство из которых являются именно исламскими странами. Такое соотношение иногда составляет сто к одному3. Наряду с этим, страны «золотого миллиарда», за исключением США, переживают глубокий демографический кризис, их население неуклонно уменьшается и стареет. Сравнительно высокий уровень рождаемости в США обусловлен высокой демографической активностью латиноамериканцев и афроамериканцев, а также эмигрантов из различных азиатских, преимущественно исламских стран, таких как Пакистан, Бангладеш и другие.
Человеческое измерение, индекс и потенциал интеллектуального развития населения - сегодня главные критерии успешности государств. Количество населения также, безусловно, имеет огромное значение, но именно качество и уровень развития народа той или иной страны выдвигает ее на авансцену мировой политики и экономики. Пример маленького Израиля: добился впечатляющих успехов во всех областях человеческой деятельности, а возможно, и благодаря доброжелательному нейтралитету ведущих игроков мировой политики, стремящихся сохранить паритет на Ближнем Востоке4.
В связи с этим вспоминается также феномен Германии и Японии, проигравших Вторую мировую войну, но сумевших за предельно короткий период времени, с 1950 по 1955 год, обогнать главного победителя Второй мировой войны - СССР по всем параметрам экономического благосостояния населения. Правда, в этот период СССР сумел создать атомное оружие, в том числе с помощью западных сторонников коммунизма.
Как во второй половине ХХ, так и в начале ХХI века в межгосударственных отношениях атомное оружие сохраняет решающее значение сдерживающего фактора. Благодаря этому фактору США и Россия, располагающие далеко не равными экономическими возможностями, но соблюдающие паритет в этих видах оружия, стремятся решать острые международные проблемы исключительно политическими методами, понимая необратимые последствия ядерной войны*. (*В последние годы многие политики допускают возможность локальной атомной войны, но как различить локальную и широкомасштабную ядерную войну и кто будет это делать, они почему-то не уточняют.) Однако такой паритет не может сохраняться бесконечно. В перспективе возьмет вверх та страна, которая сможет перейти на новый уровень технологического развития, избежать внутренней деградации и разрушительных процессов.
Китай, Россия, Бразилия, Аргентина, ряд стран Восточной Европы (например, Польша и Чехия) по уровню экономики, развитости правовых институтов и объему ВВП на душу населения заметно уступают вырвавшимся вперед государствам «золотого миллиарда»*, (*К государствам «золотого миллиарда» относятся США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Финляндия, Япония, Дания, Люксембург, Швейцария, Австрия, Австралия.) куда со всего мира стремятся лучшие умы и наиболее квалифицированные специалисты, перспективные молодые ученые и представители творческих профессий из России, Индии, Китая, стран Восточной Европы. Это в значительной мере способствует укреплению авангардного положения таких государств в мировом сообществе. Если с течением времени подобный процесс продолжится, то отставание России и других стран приобретет долгосрочный характер.
А пока дисбаланс между развитыми и развивающимися странами продолжает усугубляться, так как подготовка высококвалифицированных специалистов - это сложный затратный процесс, который в первую очередь требует создания научных школ и наличия серьезной экономической базы для поступательных инвестиций в формирование научных традиций, общественной потребности и мотивации научной деятельности, а на это могут уйти десятилетия.
Ислам не вошел в современную цивилизацию
На противоположном полюсе по своему развитию находятся исламский мир и Африка, особенно ее исламская часть. Они настолько отстали от быстро развивающихся передовых стран, причем эта отсталость усугубляется с каждым днем, что догнать Запад и другие цивилизации даже в очень далекой перспективе становится нереальным. Разумеется, при нынешних неограниченных информационных возможностях бесперспективность своего бедственного, бесправного положения осознают десятки миллионов мусульман, особенно молодежь. Единственным способом не обрекать себя и своих близких на вечную отсталость и нищету для значительной части населения остается эмиграция.
Однако было бы однобоко и, более того, примитивно объяснять причины нынешней невиданной эмиграции мусульман из исламских стран в Европу исключительно их бедностью и бесправием. Здесь сходятся несколько важнейших факторов, одним из которых является провалившаяся попытка США и их западноевропейских партнеров силовым путем «либерализовать» ряд архаичных государственно-властных структур исламского мира в таких странах, как Ливия, Ирак, Афганистан и Сирия. Но, вне сомнения, главные причины, приведшие в тектоническое движение многомиллионные массы и направившие их с исламского юга на христианский север, в богатую, разобщенную, рыхлую, толерантную и дружелюбную Европу, состоят в другом.
Исламский мир и сегодняшние его основные игроки - Турция, Саудовская Аравия, нефтедобывающие страны Персидского залива и другие - никогда не отказывались от своего главного стратегического плана реинкарнации (воссоздания в новом облике) единого всемирного исламского государства - Халифата. Поскольку исламский мир не обладает ни военными, ни экономическими средствами, первым этапом реализации великой цели стали рост населения и непрерывная миграция в Европу. За первым этапом за счет финансовых потоков из Саудовской Аравии, Турции и других стран последует строительство в странах расселения мусульман мечетей, медресе и школ, отправка туда имамов, учителей, а также военизированных активистов для руководства этими процессами и предотвращения попыток ассимиляции с местной культурой. По данным 2015 года, во Франции действуют свыше 2400 мечетей, только в Париже их более 1500, что значительно превышает число культовых сооружений христиан и представителей других конфессий.
Разумеется, мечети, требующие для строительства значительных денежных средств, никак не могут быть воздвигнуты мигрантами, живущими за счет полученных от государства социальных выплат. Возникает вопрос: тогда почему Турция, Саудовская Аравия, Катар, Пакистан, Иран и другие не направляют эти огромные средства на нужды убежавших от голода мигрантов? Но еще больше удивляет другое - позиция либеральных руководителей той же Франции и других европейских стран, которые должны бы знать что, если мечеть построена не на исламской земле, она считается территорией, завоеванной Аллахом. В мире ислама это непререкаемая истина.
Согласно идеологической доктрине исламского фундаментализма, проживание мусульманских народов в составе немусульманских государств рассматривается как «результат оккупации», поэтому задача мусульман - борьба за независимость с целью последующего вхождения в состав «исламского единства - Халифата»5.
Не напоминает ли это провозглашенную в свое время большевиками доктрину о создании мирового коммунизма, защиты любым путем мирового пролетариата и трудящихся, включая революции, вооруженную борьбу, образование революционных, коммунистических и народных партий, их широкое финансирование и инструктирование с помощью «прикомандированных» туда специалистов.
Что и говорить, история повторяется, принимая новые формы, окраску, идеологию и содержание. Очевидно одно - любая человеконенавистническая идеология, в основе которой лежат национализм (фашизм), социальная идеология (коммунизм) или религиозный фанатизм (ваххабитский ислам), обречена на провал. Но с учетом ряда факторов ислам и его радикальные течения могут стать исключительно опасными. Противостояние ислама христианству многогранно и включает в себя не только политико-экономический (бедные воюют против богатых), но и цивилизационно-религиозный аспект. Более того, это борьба двух фундаментально разных цивилизационно-бытовых культур разных географических широт, разных поведенческих генотипов. Ведь нельзя отрицать, что общества, живущие в совершенно непохожих условиях, вырабатывают свои специфические средства понимания мира и способы взаимодействия с ним6.
Радикальный ислам не уживается и борется со всеми мировыми цивилизациями: в Китае (уйгуры), Азии (Пакистан - Кашмир - Индия), в Африке, Европе и США. Но с исторической и геополитической точек зрения основная противостоящая ваххабизму цивилизация включает в себя Европу и Россию, страны христианской культуры и христианских ценностей, в основе которых - одинаковое построение общества, равноправие полов, моногамный брак, единая бытовая культура, расселение на одних географических широтах.
Ислам представляет собой многорасовый конгломерат, объединяющийся вокруг религиозного фактора, тогда как в странах христианской и других культур безусловный приоритет в само-идентификации нации-народа, страны и личности определяется национально-территориальными признаками. В цивилизационном плане ислам за редким исключением представлен теократическими государствами. Даже страны, которые объявляют себя светскими, по международным стандартам, далеки от этого статуса, так как духовенство и религия в общественно-политической жизни таких стран сохраняют исключительно большое влияние. Следовательно, линия противостояния и в межгосударственных отношениях проходит между светскими и теократическими или в отдельных случаях полутеократическими государствами. Наконец, такой резкий конфликт культур идет и по линии человеческого измерения с учетом факторов образованности населения, равенства полов, демократических прав и свобод граждан, бытовой культуры, геополитической линии Юг - Север и многих других.
Фактически сегодня радикальный ислам стремится к некоему геополитическому реваншу, используя в том числе демографический фактор. Ведь приезжие в подавляющем большинстве не ставят перед собою задачу работать и адаптироваться в странах Европы, соблюдать местные правила и этику поведения. Главная цель - получать социальную помощь (для этого нужно повышать рождаемость), жить по правилам шариата уже в достатке и свободе, то есть в тех условиях, которых у них не было на родине.
Невероятно, но факт, что большинство эмигрантов поверили пропаганде радикальных исламских деятелей и части духовенства о том, что Запад обязан их кормить и обхаживать, так как разбогател за их счет, и вообще, вся территория, которую сегодня занимают западные страны, принадлежала исламским народам, но путем обмана и военной силы была захвачена неверными (гяурами). Выдвигается и другая, еще более опасная религиозная мотивация - все хорошее, что есть на свете, должно принадлежать правоверному мусульманину, а для этого к гяурам надо применять насилие.
Исламский мир, четко позиционируя свою принадлежность к другой, особой цивилизации, в свою очередь, глобализируется, причем в этом процессе главным критерием является не политико-экономическая, а конфессиональная составляющая, а именно - принадлежность к исламу. Примером может служить Организация исламского сотрудничества (ОИС), самая влиятельная и единственная межправительственная среди других многочисленных исламских международных организаций. ОИС объединяет 57 исламских государств, в том числе пять бывших советских республик - Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Туркмению и Узбекистан, - принятых в ее состав в 1993 году. Последние в надежде получить крупную финансовую помощь от богатых нефтедобывающих стран Персидского залива всячески старались доказать свою принадлежность к исламскому миру, а руководители одной из бывших советских республик - отец и сын Алиевы совершили хадж в Мекку. Вернувшись домой, Гейдар Алиев объявил, что Турция и Азербайджан являются «двумя государствами одной нации».
Этап объединения государств по религиозному принципу европейский мир прошел в раннем средневековье. По мере того как такие государства становились светскими, в основу их объединения выдвинулись политико-экономические критерии. Этот факт еще раз наглядно подтверждает, что исламский мир и остальное мировое сообщество живут по своим календарям в разных временных измерениях. В исламском мире сегодня 1437 год, в остальных странах мира (за редким исключением) - 2016 год*. (*Исламский календарь - лунный календарь - является официальным в некоторых мусульманских странах, таких как Пакистан, Бангладеш и др.; используется для определения дат религиозных праздников. Летоисчисление ведется от Хиджры (16 июля 622 г. н. э.) - даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину. Год состоит из 12 лунных месяцев и равен примерно 354 дням. Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре.)
Некоторые исламские страны Азии и большинство стран Африки по многим параметрам развития общественных отношений находятся в раннем средневековье. В свою очередь, исламский мир далеко неоднороден. Географическая близость к Европе, долголетний колониальный статус, интенсивность международного общения, а главное, сравнительная умеренность религиозности общества и теократичности государства обусловили более высокий уровень развития отдельных стран исламского мира, к которому можно отнести Турцию, не теряющую надежды стать членом Евросоюза, Египет, бывшие французские колонии - Алжир, Марокко, Тунис, Сирию и Ливан, более четверти населения которого составляют христиане (арабы-марониты и армяне), постсоветские тюркские народы Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Узбекистана.
На другом полюсе - Саудовская Аравия, которая, являясь родиной Мухаммеда, выступает в роли миссионера исламского мира, а также Йемен, страны Персидского залива, Афганистан, исламские страны Центральной Африки. При этом следует отметить, что высокий ВВП на душу населения в ОАЭ, Катаре, Саудовской Аравии и Бахрейне, равно как и нарочитое богатство национальных элит этих стран, никак не используется в целях общественных нужд и совершенствования национальных «политико-правовых» институтов. Приходится даже сомневаться в уместности употребления слова «политико-правовой», так как общественная жизнь в этих странах строится не на основе права, а по законам шариата и адата.
Очевидна следующая тенденция: чем выше степень религиозности общества и градус теократичности государства, тем бесправнее в таком обществе и государстве человек, лишенный статуса гражданина в контексте международного права. Да и население в своей массе не осознает необходимости трансформаций в сторону либерализации общественной жизни и правового статуса личности.
Если в раннем средневековье разница между христианскими и мусульманскими странами была не столь ощутимой, а благодаря оживленной торговле с Китаем и Индией исламские страны по многим направлениям были впереди европейских, то в последующие 600-700 лет - ограниченные во всем религиозными запретами - они стали существенно отставать в своем развитии. За это время иудео-христианская цивилизация приняла Великую хартию вольностей (Magna Carta) 1215 года, Habeas Corpus Act 1679 года, Декларацию прав человека и гражданина 1789 года, первую писаную Конституцию 1787 года, перешагнула в демократическое общество свободных равноправных людей. После полетов в космос и на Луну создала сверхзвуковую авиацию, раскрыла атом, компьютерную технологию и космическую связь, освободила исламские страны от колониальной зависимости.
Из года в год сотни тысяч голодных, никому не нужных людей в поисках еды и работы, рискуя жизнью, перемещаются по миру. Более удачливые попадают в Европу или Северную Америку, менее везучие находят низкооплачиваемую рабскую работу в соседних исламских государствах, например в Саудовской Аравии или Катаре, либо пополняют международные криминальные организации, торгующие наркотиками и похищенными людьми, а то и террористические организации типа «Аль-Каиды» и ИГИЛ.
Безусловно, жалко этих в действительности лишних людей, которые от таких страшных жизненных условий - голода, непомерного труда, нищеты - погибают тысячами. В Саудовской Аравии мусульмане-индусы за два-три доллара в день в 40-градусную жару при высокой влажности, убивающей все живое, трудятся на огромных строительных площадках, воздвигают спроектированные европейскими архитекторами и поражающие великолепием сооружения, представляющие собой копии Лувра или гостиницы-небоскребы, фактически повторяя участь рабов, строивших египетские пирамиды.
Удивительным образом в подобных ситуациях забывают об исламской солидарности и братстве. Ведь такую тяжелую работу выдерживают единицы, да и они через три-пять лет умирают или больными возвращаются домой, заработав жалкие несколько сотен долларов.
Огромное количество голодающих людей, спасающихся от войны, вечной нищеты, одурманенных ваххабитской пропагандой, экспортируются в развитые страны Европы. Для Турции это не просто доходный бизнес (недавно только Европейский союз выплатил этой стране 3 млрд. долл. с обещанием выплатить столько же в будущем), но и своеобразный «реванш», ведь когда-то бывший канцлер Германии Гельмут Коль объявил, что Турция для христианской Европы - представитель чужой культуры, поэтому Германия против ее вступления в Евросоюз.
Сильное влияние на общее негативное развитие исламского мира оказывают созданные в разное время исламские международные религиозно-политические, финансово-экономические, образовательные организации, стремящиеся координировать и направлять внутреннюю и внешнюю жизнь мусульман как в отдельных странах, так и в мировом масштабе.
Идея создания подобных организаций была выдвинута еще в середине 1920-х годов Турцией, которую тогда возглавлял «светский правитель» Кемаль Ататюрк. Ему удалось получить от большевиков огромную материальную и военную помощь в борьбе с мировым капитализмом, роль которого досталась маленькой православной Греции. Победив Грецию с помощью большевиков и успешно сыграв роль друга и благодетеля для «восставшего трудового народа» Востока, Кемаль Ататюрк вскоре повесил камни на шеи турецких коммунистов и утопил их в Черном море. Благодаря такой «дружбе» Ататюрк (в переводе - «отец турок») получил еще больший кусок в виде армянских территорий Карской губернии и Сурмалинского уезда, а также символ Армении - гору Арарат, после чего покончил со своей «трогательной любовью» к большевикам.
Убедившись в уступчивости большевиков, он оказал братскую помощь Азербайджану, население которого, как и турки, принадлежало к тюркскому племени огузов, и добился включения в его состав отделенной Арменией от Азербайджана Нахичеванской области (по-армянски «Нахичевань» означает «стоянка Ноя»), а также Нагорного Карабаха, полностью населенного армянами.
С горечью приходится отметить, что исламскую солидарность в этом случае никак нельзя сравнить с проводимой большевиками политикой, разгромившей в этот решающий исторический период своих вековых братьев - Грецию и Армению. Впрочем, большевики тогда открещивались и от христианства, и от Церкви, и от Бога.
Не исключаю, что со временем с подачи американцев и НАТО вокруг России с участием опять-таки Турции образуется другая геополитическая дуга из Швеции, прибалтийских республик, Польши, Украины. Такое развитие событий тоже надо учитывать и усилить позиции вернувшегося на родину Крыма, а также Армении и, возможно, Абхазии в качестве важнейших южных стратегических союзников.
Надо еще учитывать, что Турция в любых возможных формах постарается усилить свое влияние в исламских анклавах России, где она уже добилась немалых успехов в радикализации ислама.
q
Человеческая жизнь на планете все больше осложняется, возникают все новые проблемы планетарного масштаба, и в первую очередь экологическая. Если эта проблема во многом носит объективный характер, то противостояние разных религий и культур, их невосприятие друг друга имеют сугубо субъективный характер и их намного легче устранить, чем первую.
В космическо-ядерный век всем следует быть более разумными, понимать, что все религии и культуры - для человека и его жизни, а не наоборот…
1См: Фельдман Д.М. Человеческое измерение мировой политики // Современные международные отношения и мировая политика / Под ред. академика РАН А.В.Торкунова. М., 2004. С. 452-453.
2См.: Сардарян Г.Т. Религиозный фактор в мировой политике // Право и управление. XXI век / МГИМО. 2015. №1 (34). С. 3.
3См.: Фельдман Д.М. Указ. соч.
4Российский политолог Генри Сардарян обращает внимание на один исключительно красноречивый факт. За последние 20 лет Египет, Саудовская Аравия, Иордания, Кувейт, ОАЭ и Сирия, т. е. самые богатые и сравнительно развитые страны исламского мира, зарегистрировали всего 267 малозначительных патентов, тогда как Израиль за это время зарегистрировал 7652 патента, многие из которых решают узловые проблемы современной науки и техники // Сардарян Г.Т. Указ. соч. С. 4.
5См.: Хрусталев А.М. Политика России на Ближнем и Среднем Востоке // Современные международные отношения и мировая политика / Под ред. академика РАН А.В.Торкунова. М., 2004. С. 903.
6См.: Сергеев В.М. Взаимодействие цивилизаций и культур в современном мире: старые проблемы, новые вызовы // Современные международные отношения и мировая политика / Под ред. академика РАН А.В.Торкунова. М., 2004.