Россию и Молдавию веками связывали тесные дружеские отношения, чему в истории обеих стран есть немало свидетельств. В XV веке молдавский господарь Стефан III Великий писал Ивану III: «Только бы Бог научил Вашу милость повернуться к нам лицом и явить к нам приятельство [т. е. дружбу], а я бы еще больше к Вашей милости имел приятельство». Молдавский правитель видел в Московском князе не только перспективного партнера в международных делах, но и духовно близкого ему друга и родича (Стефан выдал свою дочь замуж за сына Ивана III). Безусловно, общая православная вера, общие ценности были и по сей день остаются важным объединяющим фактором для двух стран. Однако этим исторический багаж дружбы и сотрудничества народов России и Молдавии не ограничивается.

На протяжении столетий крепли российско-молдавские торговые и хозяйственные связи, развивалось сотрудничество в сфере культуры, науки, образования, множились межчеловеческие контакты. За время пребывания в одном государстве (сначала Российской империи, после - СССР) сложилось единое историческое наследие. Сегодня, однако, под влиянием целого ряда факторов региональная архитектура стремительно меняется, что не может не сказываться на российско-молдавском взаимодействии.

Контуры нового регионального контекста

Последние годы отмечены значительным ускорением тектонических сдвигов в геополитическом ландшафте региона, включающего Республику Молдова (РМ). Необходимость реагировать на новые региональные вызовы (включая неупорядоченность и неравномерность экономического развития, накопление кризисных элементов в политической жизни и сфере безопасности) предопределила усложнение внешнеполитической повестки для Кишинева. Кроме того, Молдавия оказалась в эпицентре пересечения целого ряда интеграционных процессов.

Положение страны на оживленном «геополитическом перекрестке» сулит немало выгод, требуя в то же время системности и четкости при определении «правил игры» в отношениях с партнерами. Эксперты признают, что от способности должным образом ответить на эти запросы времени и эффективно встроиться в региональные процессы во многом зависит успех подходов молдавского руководства во внешней политике.

Молдавия в числе шести бывших советских республик участвует в программе «Восточное партнерство» Европейского союза. В июне 2014 года в Брюсселе подписано и уже с сентября того же года (еще до ратификации всеми странами - членами ЕС) начало применяться Соглашение об ассоциации между Молдавией и ЕС, включающее договоренности о создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ЗСТ). С начала этого года раздел V (вопросы торговли) соглашения действует на всей территории республики. Образование зоны свободной торговли, внедрение норм и стандартов ЕС рассматриваются Кишиневом не только как способ обеспечить своим товарам доступ на обширный европейский рынок и привлечь инвесторов, но и как путь к модернизации государства по западной модели.

Вместе с тем ранее, в октябре 2011 года, Молдавия подписала, а годом позднее ратифицировала Договор о зоне свободной торговли на пространстве СНГ (ЗСТ СНГ), нацеленный на углубление регионального взаимодействия между участвующими в нем восемью государствами, исходя из норм ВТО. Российское руководство не раз подчеркивало стержневую роль договора как прочного фундамента дальнейшего совершенствования Содружества в устранении барьеров и развитии торгово-экономических связей между государствами СНГ.

Поскольку для молдавской стороны экономическое направление имеет приоритетное значение в рамках сотрудничества со странами Содружества, ЗСТ СНГ рассматривается в Кишиневе как инструмент, «способный вдохнуть в СНГ принципиально новую жизнь». Однако коренное изменение обстоятельств, связанное с вступлением в силу договоренностей о создании зоны свободной торговли между РМ и ЕС, отразилось на хозяйственных связях Молдавии в рамках СНГ, и в первую очередь с Россией как одним из ее ведущих торговых партнеров в этом формате.

Учитывая возможные последствия свободной торговли между Молдавией и Евросоюзом и потенциальные потери в этой связи для российской экономики, правительство РФ было вынуждено ввести ввозные таможенные пошлины на некоторые товары, поступающие с территории РМ, в размере ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ) ЕАЭС на основе режима наибольшего благоприятствования. В Кишиневе отмечали, что эти действия идут «вразрез с принципами, заложенными в Соглашение о свободной торговле в рамках СНГ». Однако опасения российской стороны касательно реэкспорта подтвердились. В частности, контрольными органами не раз фиксировались случаи поставок в Россию сложными логистическими путями по молдавским сертификатам продукции, характерной не для Молдавии, а стран Европейского союза. Хотя ответные меры по пресечению подобных схем были приняты, эта проблема ждет комплексного долгосрочного решения.

Очевидно, что, невзирая на открытие европейского рынка и временные сложности в отношениях Москвы и Кишинева, у молдавского производителя сохраняется интерес к сбыту продукции в России. Так что совместная выработка формулы взаимодействия, позволяющей обеспечить соблюдение российских интересов (гарантировать качество и происхождение импортируемых товаров) в условиях участия Молдавии в двух ЗСТ, позволила бы восстановить двустороннюю торговлю и предотвратить нарушения и появление непрозрачных схем поставок в ущерб интересам обоих государств.

Новый региональный контекст Молдавии не ограничивается европейским направлением и СНГ. Ожидает ратификации турецким парламентом Договор о свободной торговле между Молдавией и Турцией, заключенный в сентябре 2014 года и в марте этого года ратифицированный Парламентом РМ. Подписан Меморандум об укреплении двустороннего сотрудничества с Китаем в рамках развития «Экономического пояса Шелкового пути». А на официальных встречах молдавских и китайских представителей все чаще заходит речь о целесообразности создания между Молдавией и КНР зоны свободной торговли. Наращивает Кишинев сотрудничество со странами Центральной Азии и Персидского залива.

Политика открытости объяснима: ее цель - привлечь в молдавскую экономику столь необходимые ей иностранные инвестиции для создания новых рабочих мест, модернизации производства и инфраструктуры. Продвигая этот подход, молдавские партнеры исходят из того, что в мире имеется множество примеров пребывания стран сразу в нескольких зонах свободной торговли. Со своей стороны Россия неизменно заявляла об уважении суверенного права Республики Молдова диверсифицировать свои международные связи, укреплять торгово-экономические контакты с третьими странами и многосторонними структурами, включая ЕС. Однако конфигурации, связанные с участием в нескольких зонах свободной торговли, не должны задевать интересы вовлеченных стран. В таких случаях следует устранять «узкие места», вырабатывая совместимые решения, на что и нацелена российская сторона в диалоге с Кишиневом.

Актуальность этой задачи особенно возрастает в условиях, когда новое правительство Молдавии выражает настрой на усиление многовекторного компонента своей экономической дипломатии. Выступая в марте 2016 года в Москве на форуме лидеров бизнеса стран СНГ «25 лет вместе: новые форматы взаимодействия», заместитель председателя правительства, министр экономики РМ О.З.Калмык заявил, что, «благодаря Соглашению с ЕС, Молдавия может стать ключевым торговым звеном и экономическим мостом между двумя таможенными союзами - Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом». Определенную надежду на нахождение столь необходимых для этого «развязок» дала серия российско-молдавских межмидовских консультаций и других двусторонних контактов, состоявшихся весной этого года.

Импульс российско-молдавскому диалогу

После краткой встречи министра иностранных дел России Сергея Лаврова и вице-премьера, министра иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Андрея Галбура в феврале 2016 года «на полях» Мюнхенской конференции по безопасности межмидовские контакты двух стран получили дополнительный импульс.

В конце марта с рабочим визитом посетил Кишинев и Тирасполь статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел Г.Б.Карасин. Он встретился с руководством Молдавии и Приднестровья. Состоялись межмидовские консультации. Для оценки стабилизации внутриполитической обстановки заместитель министра провел встречи с представителями молдавских политических кругов. В ходе беседы с активом русских общин Г.Б.Карасин обменялся мнениями по насущным вопросам жизнедеятельности соотечественников, проживающих в Молдавии.

В Москве 4 апреля прошли переговоры на уровне руководства внешнеполитических ведомств двух стран. Был подробно рассмотрен весь спектр двусторонней повестки дня. Как отметил по итогам встречи С.В.Лавров, состоявшиеся переговоры были «предметными и откровенными». Он констатировал, что «текущее положение дел в российско-молдавских отношениях не может вызывать удовлетворения» и приветствовал настрой нового правительства Молдавии развивать сотрудничество с Россией. При этом министр подтвердил готовность российской стороны совместными усилиями искать решения накопившихся вопросов, руководствуясь положениями Договора о дружбе и сотрудничестве от 2001 года.

В рамках двустороннего диалога России и Молдавии особое место занимает проблематика торгово-экономического сотрудничества. По данным Федеральной таможенной службы России, торговый оборот с Республикой Молдова (включая Приднестровье) составил в 2015 году 1,22 млрд. долларов, что на 32% меньше аналогичных показателей 2014 года. Существенным образом на снижении торговли сказались не только последствия замедления экономик стран региона, но и введение российской стороной, как было сказано выше, тарифных и нетарифных ограничений на поставки некоторых видов продукции из Молдавии.

В ходе межмидовских контактов российская и молдавская стороны условились начать поиск решений по активизации торговли при подготовке в этом году очередного заседания двусторонней Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству (МПК), которая давно не собиралась. В рамках запуска этой работы с начала года был организован ряд контактов молдавского сопредседателя МПК О.З.Калмыка с руководством российских министерств и энергетических компаний, участвующих в работе Комиссии. Прорабатывается проведение встречи О.З.Калмыка с заместителем председателя правительства России Д.О.Рогозиным, возглавляющим российскую часть Межправкомиссии. Готовятся также межведомственные контакты по ряду направлений. Перспективным аспектом оживления диалога по экономической тематике видится организация при поддержке торгово-промышленных палат двух стран российско-молдавского Делового форума, который позволит представителям бизнеса поделиться предложениями по развитию межгосударственного сотрудничества.

Учитывая, что в России проживает и работает значительное число молдавских граждан (на начало марта 2016 г. - около 500 тыс. человек), важное место в рамках двустороннего диалога занимает миграционная проблематика. В этой связи стороны намерены придать дополнительный импульс переговорам по пакету из трех профильных двусторонних соглашений: о сотрудничестве в области миграции, борьбе с незаконной миграцией и реадмисии. Эти документы призваны навести порядок в данной сфере, обеспечить защиту прав трудовых мигрантов и привести российско-молдавские отношения на этом направлении в соответствии с общепринятыми нормами. В рамках диалога по миграционной проблематике российская сторона также выделяет неприемлемость применяемой в последнее время Кишиневом практики ограничительно-запретительных мер в отношении въезда российских граждан в Молдавию, включая представителей СМИ.

С учетом значительного потенциала парламентской дипломатии требует развития сотрудничество законодательных органов России и Молдавии. В последние годы контакты на уровне руководства парламентов, профильных комитетов, депутатов стали более регулярными. В апреле 2015 года председатель Парламента РМ А.И.Канду встретился в Санкт-Петербурге «на полях» Межпарламентской ассамблеи СНГ с председателем Совета Федерации В.И.Матвиенко и председателем Государственной Думы С.Е.Нарышкиным. Развиваются межпартийные связи, в том числе на уровне фракций. Однако запуск полноформатного взаимодействия по линии парламентских групп дружбы поможет придать сотрудничеству более системный и субстантивный характер. В этой связи позитивным шагом стало создание в Парламенте РМ в марте этого года Группы дружбы с Россией, в которую вошли 53 из 101 депутата во главе с лидером фракции социалистов З.П.Гречаной.

В контексте глубоких историко-культурных и духовных связей между Россией и Молдавией особую роль приобретает двустороннее гуманитарное сотрудничество. С целью его активизации, наращивания межчеловеческих контактов, углубления взаимодействия в образовательной и информационной областях на встрече министров иностранных дел России и Молдавии достигнута договоренность ускорить согласование трехлетней межправительственной Программы гуманитарного сотрудничества.

У народов обеих стран сохраняется большой взаимный интерес к культуре друг друга. С аншлагом прошли в последние годы выступления в Кишиневе Кубанского казачьего хора, Ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В.Александрова, популярных артистов. В этом году большой интерес у молдавского зрителя вызвал поддержанный Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества стран СНГ приезд в Кишинев на юбилейный фестиваль «Мэрцишор» российских исполнителей: Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени О.Лундстрема, Государственного академического русского народного хора имени М.Е.Пятницкого, солиста Мариинского театра В.Самсонова, именитого пианиста Э.Кунца и гитариста Е.Мирошникова. В 2016 году в Москве пройдут Дни молдавской культуры, которые российская публика встречает традиционно тепло. Пути активизации культурного обмена на регулярной основе обсуждаются в ходе межведомственных контактов. В декабре 2015 года министр культуры РМ М.Н.Бабук посетила Санкт-Петербург, где приняла участие в работе IV Международного культурного форума.

Еще одно перспективное направление гуманитарного диалога России и Молдавии - сотрудничество в области образования. Следует отметить, что у молдавских выпускников сохраняется значительный интерес к получению высшего образования в России. Только в 2015/2016 и 2016/2017 учебных годах более 1750 граждан Молдавии получили возможность учиться в российских вузах на бюджетной основе. В том числе на 2016/2017 учебный год правительством России для республики выделена квота в размере 500 бюджетных мест. В дополнение к этому по итогам отдельного набора еще около 300 молдавских выпускников, желающих учиться в нашей стране, будут зачислены в этом году по квотам учебных заведений субъектов Российской Федерации. При содействии представительства Россотрудничества в РМ налаживаются контакты между российскими и молдавскими вузами. Позитивным моментом стало достижение договоренностей запустить в работу на полную силу Соглашение о взаимном признании документов об образовании, подписанное в 2003 году.

В последние годы в двустороннем диалоге по вопросам образования заметное место заняла проблема положения русского языка в системе просвещения Молдавии. В Договоре о дружбе и сотрудничестве между нашими государствами прописаны обязательства молдавской стороны по обеспечению надлежащих условий для удовлетворения потребности в обучении на русском языке в системе образования. Однако в рамках оптимизации системы образования в РМ сокращается число русских школ, сужаются возможности получения высшего образования на русском языке. Надо признать, что в отдельных случаях закрытию доуниверситетских учебных заведений и вузовских групп есть объективные причины демографического и финансового характера. Но есть основания для озабоченностей и у проживающих в Молдавии соотечественников, которые отмечают, что после принятия в 2014 году нового Кодекса об образовании РМ и ряда других законодательных новшеств ширятся предпосылки к снижению роли русского языка в общественной жизни страны, включая образование, несмотря на наличие у него статуса языка межнационального общения. Вызывает встревоженность общественности и тенденция к постепенному ограничению доли русского языка в СМИ.

В ходе недавних межмидовских переговоров на уровне министров российская сторона услышала готовность и признательна за нее руководству Республики Молдова продолжать поддержку русского языка в своей стране. В этих условиях активизация российско-молдавского диалога по гуманитарной проблематике, особенно в области образования, позволила бы не только прояснить ситуацию по вопросам русского языка, но и наметить новые перспективные направления сотрудничества.

На фоне сложностей в отношениях на межгосударственном уровне значительный импульс в последние годы получило межрегиональное сотрудничество. Открытость к диалогу с российскими партнерами проявляют Гагаузская автономия, муниципий Бельцы, ряд молдавских районов.

Гагаузия заключила соглашения о сотрудничестве с девятью субъектами Российской Федерации (Санкт-Петербургом, Москвой, Республикой Татарстан, Московской, Псковской, Пензенской, Брянской, Нижегородской областями и Краснодарским краем). За последний год партнерские регионы заметно активизировали обмен делегациями, участие в выставочных мероприятиях, региональных экономических форумах. Намечены контуры мер по стимулированию поставок в Россию продукции из автономии, чему поспособствует открытие в ряде российских субъектов торговых домов Гагаузии. В Подмосковье запланирован запуск торгово-логистического центра Гагаузии, а в Санкт-Петербурге - открытие представительства. Российский бизнес проявляет интерес к сотрудничеству с местными производителями, в том числе путем создания совместных предприятий на территории автономии. Подтвердили российские регионы и готовность оказать гагаузам безвозмездную поддержку. В феврале 2016 года Гагаузии была передана в дар гуманитарная помощь Северной столицы России в виде автомобилей скорой медицинской помощи, пожарной автоцистерны, 24 единиц уборочной техники для городских нужд и медицинского оборудования на сумму более 36 млн. рублей. Ожидаются партии гуманитарной помощи от других российских регионов.

Муниципий Бельцы развивает связи с Москвой, Санкт-Петербургом, Нижегородской областью. Достигнуты договоренности о выделении Санкт-Петербургским аграрным университетом и Нижегородским инженерно-экономическим университетом квот в размере по 50 бюджетных мест для бельцких выпускников, желающих учиться в России. Правительство Москвы направило в «северную столицу» Молдавии партию гуманитарной помощи в виде многофункциональных уборочных машин для городского хозяйства.

Важным аспектом российско-молдавского диалога остается при-днестровское урегулирование. На встрече С.В.Лаврова и А.Г.Галбура было отмечено, что на фоне спада в динамике переговорного процесса (последний раунд в формате «5+2» состоялся в 2014 г.) и отсутствия прогресса в продвижении мер доверия между Кишиневом и Тирасполем сторонам необходимо переходить к прямым контактам и воздерживаться от односторонних шагов. Россия в роли посредника и гаранта приднестровского урегулирования настроена максимально способствовать достижению сторонами всеобъемлющего и жизнеспособного компромисса.

Участие российского контингента в миротворческой операции на Днестре, показавшей эффективность за все годы реализации, является еще одним подтверждением ответственного отношения нашей страны к вопросам сохранения мира и спокойствия в регионе, что отвечает и интересам урегулирования.

Другим вкладом России в поддержание стабильности в регионе является оказание экономического содействия и гуманитарной помощи Приднестровью. Регион получает финансовые средства на нужды социально уязвимых категорий населения. На левобережье Днестра российская сторона реализует масштабный проект по строительству 14 социально значимых объектов, включая детские сады, больницы, школы, корпус университета. Значительная часть объектов уже сдана или готовится к сдаче в эксплуатацию.

q

Таким образом, даже очень беглый обзор многоплановых связей России и Молдавии укрепляет уверенность в том, что их сотрудничество содержит значительный и не до конца реализованный потенциал. Однако на фоне меняющегося геополитического ландшафта в регионе перед сторонами встает непростая задача - восстановить и нарастить позитивную динамику сотрудничества, выработав сбалансированную формулу дальнейшего взаимодействия.

Тем не менее сложность задач вовсе не делает препятствия на пути к их реализации непреодолимыми. В отношениях между народами России и Молдавии великое множество глубинных взаимосвязей, свидетельствующих о стремлении к дружбе и взаимной симпатии: от Стефана Великого и Ивана III до общего вклада в Победу в Великой Отечественной войне. Еще одним зримым символом этих неразрывных уз станет планируемый к открытию в музее-заповеднике «Царицыно» памятник Дмитрию Кантемиру, молдавскому господарю и соратнику Петра Первого. Все это непреходящее общее историко-культурное и духовное наследие останется залогом и прочным фундаментом развития российско-молдавского сотрудничества, невзирая на все сложности и пертурбации регионального контекста.