3 июня 2015 года исполняется 95 лет установления российско-турецких дипломатических отношений. Россия и Турция, расположенные одновременно в Европе и Азии, обладая богатым культурным и историческим наследием, играют роль своеобразного моста между Востоком и Западом.

Точка отсчета - 3 июня 1920 года

Первые попытки установить контакты между двумя государствами были сделаны более 500 лет назад. Считается, что начало им положило послание Великого князя всея Руси Ивана III по вопросам морской торговли, направленное 30 августа 1492 года турецкому султану Баязиду II. С этого времени, несмотря на отсутствие до 1672 года общей границы, началось экономическое сотрудничество двух стран. На протяжении нескольких столетий России и Турции довелось пережить 12 войн, заключить десятки соглашений, которые не только существенно изменяли расстановку сил на Балканах и в Причерноморье, но и оказывали заметное влияние на геополитическую карту мира.

С падением Российской и Османской империй Москва и Анкара получили возможность строить отношения «с чистого листа». Этому в значительной степени способствовали международная обстановка того времени и революционные перемены в России и Турции.

8 ноября 1917 года II Всероссийский съезд Советов народных депутатов принял Декрет о мире, который отменял все тайные договора, заключенные Россией, в том числе и против Турции. В декабре 1917 года последовало издание Советом народных комиссаров РСФСР воззвания «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в котором говорилось о денонсации всех договоров, включая соглашения по разделу Турции. В частности, советское руководство отказывалось от договоренностей, достигнутых между странами Антанты. В соответствии с ними, в случае победы, Российской империи отходили Константинополь с небольшой территорией, включающей Западное побережье Босфора и Мраморного моря, Галлипольский полуостров, южная Фракия по линии Энос - Мидия, Восточное побережье Босфора до Измитского залива, острова Мраморного моря, острова Имброс и Тенедос1.

Провозглашенная Российской коммунистической партией (большевиков) борьба против буржуазных и империалистических государств, планы по «экспорту революции» в другие страны для установления там власти пролетариата, а также выход из Первой мировой войны, несмотря на союзнические обязательства, затормозили процесс международного признания РСФСР. Молодое Советское государство в условиях Гражданской войны оказалось в дипломатической изоляции.

Обстановка в Турции также складывалась не лучшим образом. С конца 1918 года в стране развернулось массовое партизанское движение против английских и французских оккупационных войск. Инициативу борьбы за независимость взял на себя генерал М.К.Ататюрк и его ближайшие сподвижники, сумевшие создать боеспособную армию. После захвата Англией 16 марта 1920 года столицы Османской империи Стамбула 23 апреля 1920 года кемалисты созвали в Анкаре новый парламент - Великое национальное собрание Турции (ВНСТ). В условиях, когда часть страны была занята интервентами, М.К.Ататюрк решил обратиться за помощью к Советской России. В письме В.И.Ленину он подчеркивал, что Турция готова вместе с Советской Россией бороться против империализма, и просил помочь деньгами и оружием.

Такая помощь была предоставлена. Она сыграла решающую роль в успехе национально-освободительной войны в Турции. В этой непростой обстановке 3 июня 1920 года между двумя странами  были установлены дипломатические отношения. Причем Турция стала одной из первых стран, признавших РСФСР, а Советская Россия - Турецкую Республику.

Несмотря на тяготы Гражданской войны, правительство РСФСР направило в Турцию 6 тыс. винтовок, свыше 5 млн. винтовочных патронов, 17 600 снарядов и более 200 кг золота в слитках. Этим поддержка не ограничилась. После подписания 16 марта 1921 года в Москве Договора о дружбе и братстве Москва передала на безвозмездной основе правительству М.К.Ататюрка дополнительно 10 млн. рублей золотом, более 33 тыс. винтовок, около 58 млн. патронов, 327 пулеметов, 54 артиллерийских орудия, более 129 тыс. снарядов, 1,5 тыс. сабель, 20 тыс. противогазов, два морских истребителя2 и большое количество другого военного снаряжения.

Благодаря оказанной помощи, Турции удалось одержать победу в национально-освободительной борьбе против иностранных войск и «халифатской армии» султана, вооруженной странами Антанты. Закономерным итогом войны стало подписание мирного договора между Турцией и ее противниками в Первой мировой войне на Лозаннской конференции 24 июля 1923 года. В соответствии с договором Турция признавалась независимым государством. 6 октября 1923 года последние иностранные солдаты покинули Стамбул.

Заложенная в годы Гражданской войны в России и национально-освободительной борьбы в Турции прочная основа российско-турецких отношений наилучшим образом подтверждается выдержками из письма М.К.Ататюрка В.И.Ленину от 4 января 1922 года: «За границей могли удивиться, что русские и турки так быстро и полностью смогли примириться после столетий кровавых битв. Новая обстановка, существующая вот уже несколько лет, создана для того, чтобы длиться долго, она является прочной потому, что она естественна и что прошлая вражда, искусственно поддерживавшаяся старым деспотизмом, окончательно умерла…»3

17 декабря 1925 года в Париже был заключен Советско-турецкий договор о дружбе и нейтралитете на пять лет с возможностью пролонгации. В соответствии с ним каждая сторона обязывалась воздерживаться от агрессии и вступления в союз против другой стороны. Договор имел большое значение для Советской России, а также для Турции, у которой оставалось много нерешенных проблем, таких как выплаты османского долга, территориальные претензии на провинцию Мосул и Александреттский санджак к странам Антанты.

Важной чертой двусторонних отношений 1930-х годов стало активное развитие экономического сотрудничества между СССР и Турецкой Республикой. Благодаря советским кредитам, а также содействию наших специалистов в Турции была создана легкая промышленность, построены крупные современные хлопчатобумажные комбинаты в Кайсери и Назилли.

Вопреки разногласиям

Несмотря на позитивное начало контактов двух молодых государств с богатой общей историей и теплые отношения, которые удалось построить руководству РСФСР/СССР и Турции, Москва и Анкара достаточно скоро столкнулись с первыми трудностями, которые во многом были обусловлены объективными причинами.

Проводя в целом независимый внешнеполитический курс, Президент Турции М.К.Ататюрк не мог действовать без оглядки на западные державы. Еще в 1923 году, в ходе подписания одновременно с мирным договором в Лозанне конвенции о режиме Черноморских проливов (далее - Проливы), Турция пошла на значительные уступки. Так, согласно конвенции, контроль над Проливами был передан международной комиссии, в которой председательствовала Великобритания, Турция не могла строить укрепления для защиты Босфора и Дарданелл, а иностранные военные корабли в любое время и без предупреждения могли проходить через них. Таким образом, южная граница СССР становилась открытой для военной интервенции любого государства, что, конечно же, не могло не вызвать непонимания у советского руководства, которое поддержало М.К.Ататюрка в критический для Турции момент истории.

Серьезные разногласия возникли и при обсуждении данного вопроса в Монтрё в 1936 году, когда по итогам переговоров турецкой стороне был возвращен контроль над Проливами, а на проход нечерноморских военных кораблей, а также на срок их пребывания в Черном море были установлены ограничения. С подписанием конвенции Монтрё 1936 года был создан новый режим прохода Проливов, существующий по настоящее время.

На развитие двусторонних отношений в рассматриваемый период оказали влияние и другие факторы. Так, в СССР полным ходом шло построение модели развития, совершенно отличной от турецкой. Проводилась коллективизация, разрабатывались пятилетние планы по созданию объектов легкой и тяжелой промышленности. Результатом такой политики Москвы стал бурный экономический рост, но и цена за это была заплачена немалая. Индустриализация страны осуществлялась на фоне раскулачивания крестьян - когда у зажиточных фермеров в пользу государства отбирались земли, - голода и других серьезных проблем. Все это сопровождалось политическими репрессиями 1930-х годов и установлением авторитарной власти И.В.Сталина, что вызывало определенное беспокойство у Анкары, которая пристально наблюдала за происходящим в СССР.

В свою очередь, Турция по-прежнему находилась в тяжелом экономическом положении и искала пути выхода из него. Ей были необходимы кредиты, которые могли дать страны Запада, и европейские достижения науки и техники для модернизации экономики. В результате самым крупным торговым партнером Турции стала Германия. В 1938 году общая сумма кредитов Германии Турции достигала 87 млн. лир (1 лира была равна 1 доллару). В октябре 1938 года состоялось подписание соглашения с Германией о кредите в 150 млн. марок4. К концу 1930-х годов турецкая сторона решила вопрос возврата оттоманского долга, а в 1939 году вернула Александреттский санджак, достигнув соответствующих договоренностей с Францией.

Сближение с Германией привело к переориентации внешнеполитического курса Турции. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов она поставляла сырье военного и стратегического характера фашистской Германии до февраля 1945 года и пропускала немецкие корабли через Проливы.

Враждебное отношение Анкары к Советскому Союзу в первые годы войны не могло не сказаться на будущем двусторонних отношений. Уже 19 марта 1945 года народный комиссар иностранных дел СССР В.М.Молотов официально заявил турецкому послу С.Сарперу, что советское правительство денонсирует Договор о дружбе и нейтралитете со всеми относящимися к нему протоколами как утративший свое значение и нуждающийся в серьезных изменениях. Попытки Турции заключить новый аналогичный документ не нашли позитивного отклика у Москвы.

На Потсдамской конференции в июле 1945 года советская делегация вновь подняла вопрос о Проливах, отметив, что Конвенция Монтрё устарела и для безопасности СССР и мира в регионе необходимо предоставить СССР право контролировать Проливы совместно с Турцией, а также разместить там советские базы. Тем не менее пересмотреть эту конвенцию не удалось. Недавние союзники в борьбе с фашизмом не поддержали советскую инициативу. Наступало время послевоенного передела мира, и Запад видел в Москве геополитического противника.

В сложившихся условиях турецкое правительство, не желавшее уступать суверенитет над Проливами, а также обеспокоенное холодными отношениями с СССР, нашло поддержку у США. Кредиты на приобретение американского вооружения и техники, а также включение Анкары в программу экономической помощи США странам, пострадавшим от войны (план Маршалла), прочно связали Турцию с западным блоком. Закономерным итогом этого стали вступление Турции в НАТО в 1952 году, а затем в  антисоветский Багдадский пакт в 1955 году (с 1958 г. - Организация центрального договора (СЕНТО) и заключение в 1959 году соглашения с США о создании в Турции баз с ядерным оружием средней дальности.

В 1953 году Москва предприняла попытку нормализовать отношения с Анкарой, заявив, что отказывается от территориальных претензий к Турции и своих предложений по пересмотру статуса Проливов, но безуспешно. Последующие десять лет советско-турецкие отношения находились в замороженном состоянии. Более того, во многом из-за тесных связей Анкары со странами Запада в 1962 году мир оказался на грани ядерной войны. В ответ на размещение в Турции американских ракет «Юпитер» с ядерными боеголовками, направленными в сторону СССР, Москва тайно доставила на Кубу пусковые установки с аналогичным оружием, что привело к Карибскому кризису.

Тем не менее разделение мира на два конкурирующих блока во главе с СССР и США не смогло подавить советско-турецкое стремление к установлению дружественных добрососедских отношений. Потепление между Москвой и Анкарой началось на рубеже 1960-х годов. После разрешения Карибского кризиса в 1962 году с территории Турции было вывезено ядерное оружие, а к власти в стране пришло новое руководство, готовое к сотрудничеству с СССР. Возобновились межпарламентские связи и визиты на высшем уровне, а фактический объем торговли между двумя странами за период 1961-1965 годов увеличился более чем в три раза. Свидетельством оживления двусторонних отношений стало строительство советскими специалистами в 1971 году металлургического завода в Искандеруне.

Немаловажную роль в улучшении отношений между двумя странами сыграли и события на международной арене. В 1974 году Турция, ссылаясь на необходимость защиты прав турок-киприотов, высадила 30 тыс. солдат на Кипр, что привело к созданию в 1983 году непризнанного государства - «Турецкой республики северного Кипра» («ТРСК»). Эта акция Турции была негативно воспринята в США и странах Запада. На фоне возросшего международного давления на Турцию Анкара в поисках поддержки решила форсировать развитие сотрудничества с СССР. В этой связи особого внимания заслуживают слова министра иностранных дел Турции И.С.Чаглаянгиля, посетившего с визитом Москву 16 июля 1976 года: «В.И.Ленин и М.К.Ататюрк заложили хорошие отношения, посеяли замечательные зерна, которые надо растить. Мы считаем советско-турецкую дружбу своей судьбой»5.

Вскоре Анкаре представилась возможность подтвердить эти слова на деле. В 1979 году Турция не присоединилась к экономическим санкциям против СССР, когда советские войска вошли в Афганистан. В этом же году турецкое руководство приняло решение выйти из СЕНТО, что в конечном итоге привело к роспуску этого антисоветского блока.

Распад СССР и ветер перемен

В последнее десятилетие XX века произошли значительные изменения в глобальной системе международных отношений, что не могло не отразиться на российско-турецком сотрудничестве.
В 1991 году с политической карты мира исчез СССР, а с ним и советский блок, скрепленный коммунистической идеологией и союзническими связями. В 1992 году Россия объявила о том, что продолжает осуществлять права и выполнять обязательства по всем договорам, заключенным СССР. Тем самым сохранялась договорно-правовая база сотрудничества России и Турции.

При этом определенные изменения претерпели позиции двух стран по целому ряду международных проблем. Новая Россия в поисках путей модернизации экономики и строительства демократического строя сблизилась с США и странами Запада, несколько дистанцировавшись от центральноазиатских республик бывшего СССР. В свою очередь, это совпало с достижением Турцией значительных успехов в уровне своего развития.

Эти два фактора во многом объясняют активизацию турецкой политики в Центральной Азии, долгое время входившей исключительно в сферу интересов СССР. В 1992 году при МИД Турции было создано Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (ТИКА) с целью предоставления финансовой и технической помощи тюркоязычным народам и привлечения турецких инвестиций в различные проекты на постсоветском пространстве.

С распадом СССР Турция обнаружила, что больше не играет для США той важной роли, которая отводилась ей для сдерживания Москвы. Американские кредиты и поставки вооружений заметно сократились, и Анкара оказалась предоставленной самой себе. Благодаря этому российско-турецкие отношения вышли за рамки идеологического противостояния, открылись перспективы углубления сотрудничества.

В результате произошло расширение двусторонней договорно-правовой базы, наблюдается приход на российский рынок турецких компаний, среднего и малого бизнеса. На протяжении 1990-х годов рос торговый оборот двух стран, были заключены взаимовыгодные контракты по строительству объектов инфраструктуры, быстрыми темпами развивалось сотрудничество в сфере туризма.

Особую важность приобрела реализация совместных проектов в нефтегазовой сфере. В частности, в декабре 1997 года Россия и Турция подписали соглашение по строительству газопровода «Голубой поток». Россия стала для Турции главным поставщиком энергоносителей: нефти, каменного угля и газа, потребление которого в Турции возросло с 1990 по 1999 год6 с 3,3 млрд. куб. метров до 12 млрд. куб. метров, то есть почти в 3,5 раза.

Построенный фундамент двусторонних отношений оказался достаточно прочным, чтобы разрешить к началу 2000-х годов практически все противоречия, существовавшие между Москвой и Анкарой по курдской и северокавказской проблематике.

Векторы сотрудничества и новые вызовы

С приходом к власти в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) и ее лидера Р.Т.Эрдогана в 2002 году отношения между Турцией и окрепшей Россией вышли на новый уровень развития. Между руководством двух стран активизировались контакты на высшем и высоком уровнях, были инициированы новые крупные двусторонние проекты, в том числе строительство газопровода «Южный поток» и атомной электростанции «Аккую», проектирование и запуск в космос российско-турецких спутников.

Достижения на экономическом направлении впечатляют. Объем поставленного в Турцию в 2014 году российского природного газа составил 27,4 млрд. куб. метров, что в 2,3 раза больше аналогичных показателей десятилетней давности7. Российской стороной построены завод по производству листовой стали в Искандеруне и завод по производству автомобилей «газель» в Сакарье. Сегодня Россия сохраняет позиции одного из ведущих торговых партнеров Турции (второе место после ФРГ). Турция занимает восьмое место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе пятое - по экспорту и 13-е - по импорту8. Доля Турции во внешнеторговом обороте России составляет 3,9%, а объем взаимной торговли, по данным 2014 года, составил 31,1 млрд. долларов9. Кроме того, с каждым годом растет количество российских туристов, посещающих Турцию (4,48 млн. человек
в 2014 г.). Сегодня Турция является одним из ключевых поставщиков в Россию продуктов питания, одежды и хозяйственных товаров.

Анализируя современное состояние российско-турецких отношений и их 95-летнюю историю, нельзя не отметить большое значение, которое придавали стороны торгово-экономическому сотрудничеству даже в периоды напряженности и холодной войны.

Турция, как уже говорилось выше, не ввела экономические санкции против СССР в ответ на участие Москвы в войне в Афганистане (1979-1989 гг.). В ходе грузино-югоосетинского конфликта в 2008 году турецкий лидер Р.Т.Эрдоган предложил услуги Турции в качестве посредника в деле урегулирования кризиса, тем самым, по мнению некоторых экспертов, по сути, поддержав Россию. Сегодня Турция не только не присоединилась к антироссийским экономическим санкциям, введенным Западом в связи с позицией России по украинским событиям, а, напротив, выступила с инициативой увеличения поставок турецких товаров на российский рынок.

В этой связи необходимо отметить, что в обстановке нестабильности у границ России Москва заинтересована поддерживать добрососедские отношения с Анкарой, поскольку это напрямую влияет на позицию Турции по ряду международных и региональных проблем. До сих пор не утратили своей актуальности высказанные на этот счет почти 40 лет назад соображения первого заместителя министра иностранных дел СССР Г.М.Корниенко: «Чем лучше наши отношения с Турцией, тем свободнее она от США и НАТО»10.

Конечно, несмотря на тесное торгово-экономическое сотрудничество, Турция традиционно продолжает занимать отличные от российских позиции по ряду политических вопросов. В разгар «арабской весны» Анкара в своей риторике позиционировала себя как региональный лидер и представитель интересов народов арабских государств, предлагая новым политическим силам, борющимся за власть в странах Ближнего Востока, обменяться опытом построения «турецкой модели демократии»11. Турция оказывала поддержку оппозиционерам в Тунисе, Ливии, Египте. Сегодня не совпадают позиции России и Турции по Сирии, украинской и крымской проблематике, Кипру, Нагорному Карабаху.

Вместе с тем, подводя итоги, следует отметить, что в настоящее время Москве и Анкаре удалось достичь существенного прорыва в развитии и укреплении российско-турецких связей, что подтверждается регулярными контактами на высшем и высоком уровнях и показателями экономического взаимодействия. Так, в мае 2010 года с учреждением Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ), возглавляемого Президентом Российской Федерации и премьер-министром Турецкой Республики (с 2014 г. - Президентом Турции), был создан механизм ежегодных межгосударственных консультаций (последние состоялись 1 декабря 2014 г. в Анкаре). В рамках ССВУ действуют Совместная группа стратегического планирования под руководством министров иностранных дел, курирующая вопросы взаимодействия на международной арене (четвертое заседание состоялось в мае 2014 г. в Москве), Смешанная межправительственная российско-турецкая комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, ответственная за экономический блок вопросов (13-е заседание - 24-26 ноября 2014 г. в Москве), Российско-турецкий форум общественности (второе  заседание - 13 ноября 2014 г. в Антальи).

На постоянной основе ведется диалог по линии парламентов двух стран. 26-27 февраля 2014 года состоялся официальный визит в Турцию председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкина, а 28 августа 2014 года он представлял руководство России на церемонии инаугурации Президента Турции Р.Т.Эрдогана. О доверительном характере двусторонних отношений свидетельствует частота телефонных разговоров между лидерами двух стран - только в 2014 году их было восемь.

Важно сохранить достигнутый уровень двустороннего экономического и политического партнерства и сделать все возможное для его дальнейшего укрепления. История российско-турецких отношений показывает, что национальным интересам обоих государств отвечают дружба и добрососедство, которые придают импульс не только их развитию, но и упрочению их позиций на международной арене.

В преддверии 95-летия установления российско-турецких дипломатических отношений сотрудничество двух стран в очередной раз прошло проверку на прочность, и можно с уверенностью констатировать, что Москва и Анкара способны сообща успешно решать любые проблемы.

 

 

 1Шацилло В.К. Первая мировая война 1914-1918: факты, документы. М., 2003. С. 272.

 2Новичев А.Д. Турция: краткая история. М.: Наука, 1965. С. 159.

 3Международная жизнь. 1963. №11. С. 154.

 4Киреев Н.Г. История Турции. XX век. М.: Крафт+ ИВ РАН, 2007. С. 234.

 5Родионов А.А. Турция - перекресток судеб. Воспоминания посла. М.: Международные отношения, 2006. С. 121.

 6Киреев Н.Г. Указ. соч. С. 379.

 7Российско-турецкое торгово-экономическое сотрудничество в 2013 г. Посольство Российской Федерации в Турции // http://www.turkey.mid.ru/hron3_r.html

 8Там же.

 9Там же.

10Родионов А.А. Указ. соч. С. 161.

11Стародубцев И.И. Трансформирующаяся Турция. М., 2011. С. 209.