В КОНЦЕ МИНУВШЕГО ГОДА в Сингапуре состоялась 13-я ежегодная встреча глав государств и правительств стран-членов* (* 20 ноября 2007 г. состоялся 13-й саммит Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована в 1967 г. и включает десять стран - Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянму, Камбоджу.) Центральным вопросом, стоявшим в повестке дня саммита асеановской "десятки", стало принятие Хартии Ассоциации - первого за всю 40-летнюю историю организации документа, определяющего политические и юридические основы деятельности АСЕАН.
Подписанный документ имеет обязательную силу для всех членов организации. После завершения внутринациональных ратификационных процедур он вступит в действие. Ассоциация начнет работать в новом для нее правовом и организационном режиме.
Очевидно, можно согласиться с теми, кто говорит, что значение принятого документа выходит за рамки Ассоциации уже в силу того, что в нем четко сформулированы стратегические цели, принципы, статус и структура этой региональной организации, влияние которой на международные процессы год от года возрастает. Ассоциация и впредь намерена добиваться укрепления мира, безопасности, стабильности и интеграции в регионе. В своей деятельности она будет руководствоваться такими принципами, как соблюдение Устава ООН и международного права, невмешательство во внутренние дела, уважение независимости, суверенитета, равенства, территориальной целостности и национальных особенностей стран - членов Ассоциации, их культуры, языка, религии. АСЕАН будет строго соблюдать принцип урегулирования конфликтов мирным путем, путем проведения консультаций по вопросам, серьезно затрагивающим общие интересы Ассоциации.
Для мирового сообщества важен также сигнал, полученный из Сингапура, о том, что перед лицом вызовов глобализации, приведшей к кардинальному изменению геополитической и геоэкономической расстановки сил, лидеры стран Юго-Восточной Азии выработали целый комплекс мер, содействующих укреплению единства, повышению эффективности и динамизма организации. Это позволит государствам ЮВА ускорить и расширить сферу совместного движения по пути интеграции, в которой они видят консолидированный, интегральный ответ на вызовы и угрозы нового поколения. Этапной задачей на этом пути руководители государств - членов Ассоциации назвали необходимость ее превращения к 2015 году в Сообщество АСЕАН с общим пространством в области безопасности, экономики и социально-культурной сфере.
Впервые доктрина "трех сообществ" была обнародована в 2003 году. Это была коллективная реакция государств Юго-Восточной Азии на валютно-финансовые потрясения 1997-1998 годов и террористические акты 11 сентября 2001 года. В доктрине речь шла о том, что завершить формирование "трех сообществ" асеановская "десятка" намерена к 2020 году. На выработку механизма реализации этой задачи была нацелена и Вьентьянская программа действий, принятая в 2004 году на десятом саммите АСЕАН.
С точки зрения коллективного ответа на вызовы глобализации представляется принципиально важным, что в качестве приоритетной задачи программа "десяти" зафиксировала необходимость существенного сокращения разрыва в уровнях социально-экономического развития между странами - основателями Ассоциации, такими как Сингапур, Таиланд, Малайзия, а также Бруней, и ее новыми членами - Вьетнамом, Лаосом, Мьянмой и Камбоджей. Принимая во Вьентьяне на этот счет решение, руководители "десятки" не без основания исходили из того, что без преодоления этого разрыва вряд ли может идти речь о стратегических успехах в продвижении Ассоциации по пути региональной интеграции.
Сами участники ноябрьского саммита в Сингапуре не скрывают амбициозности задачи создания "трех сообществ". Они видят сложности ее реализации, признают, что на пути ее решения стоит множество проблем. В отличие, скажем, от Европы в Юго-Восточной Азии у региональной интеграции принципиально иные, куда более скромные стартовые возможности. Для большинства государств региона, а не только новых членов Ассоциации, вошедших в нее в 1990-х годах, весьма характерно наличие таких социальных проблем, как бедность, безработица, отсутствие крыши над головой у миллионов людей. Не решены многие вопросы здравоохранения. Достаточно вспомнить регулярно вспыхивающие в ЮВА эпидемии опасных заболеваний. Сотни тысяч детей не посещают школы. Во многих странах региона высок уровень преступности. Опасный для общества характер приобрели масштабы коррупции. При этом, конечно, нельзя забывать, что еще в недавнем прошлом страны ЮВА были глубокой периферией колониальных империй западных держав. Свободу, независимость, суверенитет большинство из них с оружием в руках обрело лишь после Второй мировой войны.
В АСЕАН входят страны с разным государственно-политическим устройством - буржуазные и социалистические республики, монархии, автократические и военные режимы, что также не может не накладывать определенный отпечаток на последовательность, методы и темпы интеграции.
В отличие от Европы весьма неоднородна "десятка" в этническом и языковом плане. Только, к примеру, в Мьянме проживает около 130 народов и народностей. И даже в маленьком Сингапуре имеется несколько этнических общин. Не менее бережного отношения к себе требует и цивилизационная составляющая интеграции, поскольку каждая страна Юго-Восточной Азии унаследовала самобытную, древнюю культуру. Народы региона исповедуют различные религии, в том числе буддизм, конфуцианство, ислам, индуизм, христианство. На протяжении веков они накопили богатый опыт взаимного понимания, взаимного уважения. И справедливо требуют такого же отношения к себе со стороны внерегиональных участников интеграционных процессов, особенно тех, кто, по выражению малазийского премьер-министра А.Бадави, "злоупотребляет военной силой во имя сохранения своих стратегических интересов".
Идеологи интеграции вынуждены считаться и с психологическим барьером, возникающим в силу новаторского характера решаемой задачи. За всю многовековую историю политический класс, народы Юго-Восточной Азии не ставили теоретически и не подходили практически к совместному равноправному решению такой масштабной задачи, какой является региональная интеграция. Многие "объединительные" проекты ХХ столетия "огнем и мечом" насаждались в странах ЮВА внерегиональными силами. Отсюда нередко, как естественная реакция, стремление к удовлетворению прежде всего своих собственных, национальных интересов, а не к решению общерегиональных проблем.
Словом, проблем множество, и политических, и социально-экономических, и территориальных. При этом лидеры АСЕАН исходят из того, что различного рода вызовов и угроз "эпохи глобализации" как в политике, так и в экономике, как на региональном, так и на глобальном уровнях будет становиться все больше. Новая ситуация порождает не только новые шансы, но и новые проблемы. Из этого надо исходить. К этому надо быть готовым. А чтобы успешно справиться с имеющимся грузом проблем, одних мер на национальном уровне недостаточно.
Политическая элита АСЕАН единодушна в том, что сегодня в мире нет ни одного, пускай даже самого мощного государства, которое в одиночку могло бы с успехом решать сложнейшие и все более масштабные, транснациональные по своему характеру проблемы. Следовательно, необходимо приложить максимум коллективных усилий для создания в самые сжатые сроки мощного регионального сообщества. Только так можно "оседлать" положительные тенденции, порождаемые глобализацией, выстоять, обеспечить высокие темпы развития, необходимые в условиях глобальной конкуренции.
В странах АСЕАН, как показывают прошедшие там в последнее время дискуссии, есть консенсусное мнение, что пройденный 40-летний путь позволяет с оптимизмом смотреть на будущее ее интеграционного потенциала. В пользу этого приводится немало весьма весомых аргументов.
Сегодня АСЕАН - один из наиболее динамичных и влиятельных центров мировой политики, способствующих формированию многополярной конфигурации мироустройства. Это объективный факт. Асеановская "десятка" играет на мировой арене возрастающую самостоятельную роль. Она проводит открытую внешнему миру многовекторную, динамичную и сбалансированную политику по укреплению мира, стабильности, сотрудничества и развития не только в Юго-Восточной Азии, но и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Коллективная дипломатия Ассоциации активно продвигает работу механизма углубленного взаимодействия с восточноазиатской "тройкой" (Китаем, Японией, Южной Кореей). На базе структуры "10+3" в 1999 году родилась идея создания Сообщества стран Восточной Азии, предусматривающая динамичное взаимодействие по 26 приоритетным направлениям. Принятые меры оказались своевременными и полезными с точки зрения поддержания странами Ассоциации интенсивных темпов развития, снижения уровня финансовых угроз, связанных с трансформацией международных потоков капитала, спровоцированной в немалой степени падением курса доллара. На ноябрьском саммите в Сингапуре было подтверждено, что формат "10+3" "остается главным путем к достижению долгосрочной цели создания Восточноазиатского сообщества". Принят Рабочий план сотрудничества АСЕАН - Китай - Япония - Южная Корея на 2007-2017 годы.
Наиболее эффективным оказался диалог "10+1" с Китаем. Результатом этого стало многократное увеличение взаимного товарооборота. По имеющимся в АСЕАН прогнозам, в 2008 году он составит 200 млрд. долларов. Отмечается рост поставок из КНР в государства АСЕАН высокотехнологического оборудования и машин. В свою очередь, государства "десятки" направили в экономику Китая около 40 млрд. долларов. Стороны договорились закончить к 2010 году формирование зоны свободной торговли АСЕАН+Китай, на территории которой проживают более 1,8 млрд. человек. По количеству населения она станет самой крупной в мире.
С целью создания Сообщества в сфере безопасности страны АСЕАН утвердили в 2004 году специальную программу совместных действий в этой сфере. В ходе ее реализации окрепло сотрудничество правоохранительных и других компетентных органов в борьбе с транснациональной организованной преступностью, в том числе с транснациональной торговлей "живым товаром", нелегальной торговлей оружием, наркотиками. Поставлена задача к 2015 году полностью искоренить наркотрафик в регионе.
Более эффективной стала охрана государственных границ. Приняты согласованные меры по усилению борьбы с пиратами и захватом заложников в акватории Малаккского пролива. Важность решения этой проблемы определяется уже тем, что через пролив ежегодно проходит более 50 тыс. морских судов, осуществляется почти 40% мировых грузоперевозок. Ежегодно танкеровозы провозят через пролив сотни миллионов тонн нефти.
В 2007 году руководители правоохранительных органов договорились о разработке дополнительных мер по укреплению механизма сотрудничества в области региональной безопасности. В эту работу включились министерства обороны государств АСЕАН. На своей пятой регулярной встрече в августе 2007 года министры обороны "десятки" приняли решение активизировать сотрудничество в поддержании безопасности на море, в оказании помощи в случае стихийных бедствий, в борьбе с терроризмом, а также при участии в миротворческих операциях. Они также заявили о готовности укреплять военное сотрудничество в рамках "десятки" через обмен информацией, налаживание взаимодействия между разведслужбами, проведение военных учений и симпозиумов.
Государства АСЕАН проделали огромную и весьма успешную работу на антитеррористическом направлении, что позволило главам государств и правительств на 12-м саммите организации в январе 2007 года подписать Конвенцию о взаимодействии в антитеррористической борьбе в Юго-Восточной Азии - первый правовой документ такого рода в истории организации. В документе подтверждена готовность укреплять сотрудничество государств Ассоциации в борьбе с терроризмом и с этой целью, в частности, применять самые совершенные технические средства ведения разведки, создать региональный банк данных. Все это позволило руководителям государств и правительств "десятки" на только что прошедшем саммите сделать заявление о том, что они дадут поручение соответствующим министерствам и ведомствам подготовить к подписанию на следующем саммите проект Плана АСЕАН по созданию до 2015 года Сообщества в сфере политической безопасности.
Осуществлены реформы с целью обеспечения стабильности финансовой и банковской системы, повышения уровня управления финансами, ограничения деятельности спекулятивного капитала. Ведется работа по созданию механизма прогнозирования и раннего предупреждения рисков глобального экономического спада. Созданы значительные национальные валютные резервы. Нарастают процессы внутрирегиональной интеграции в промышленности, на транспорте, в информационно-коммуникационной сфере. Отмечается высокий уровень взаимных инвестиций. Органы региональной экономической интеграции действуют все более зрело и профессионально.
Курс на усиление внутрирегиональной экономической интеграции, расширение торговых связей и инвестиционного сотрудничества с наиболее крупными экономическими центрами мира, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе, дает свои результаты. Успехи стран - членов АСЕАН очевидны.
Однако рост масштабов и динамики развития национальных экономик стран АСЕАН породил и свои собственные проблемы. Речь, в частности, идет о скачкообразном увеличении потребления энергоносителей, в первую очередь углеводородов, в подавляющем большинстве производимых вне региона. Это по-новому ставит задачу энергетической безопасности, расширения сотрудничества в данной сфере, принятия других мер по нейтрализации негативных последствий колебания мировых цен на сырую нефть.
Уже в 2004 году на совещании министров энергетики стран АСЕАН была принята пятилетняя программа действий в сфере энергетики. Она предусматривает увеличение инвестиций в производство энергии с целью создания панасеановской сети газопроводов, системы нефтепроводов, электрических сетей, других объектов инфраструктуры топливно-энергетического комплекса. В рамках интеграционного проекта "Большой Меконг" ведется подготовка к строительству каскада гидроэлектростанций в СРВ, Лаосе, Камбодже, Таиланде и Мьянме. Имеется ряд проектов строительства атомных электростанций, расширения использования альтернативных источников энергии. Уделяется внимание повышению коэффициента использования энергии, росту возможностей региона по реагированию на чрезвычайные ситуации в сфере энергоснабжения, охраны энергетических ресурсов. Министры энергетики "десятки" договорились о формировании единой энергетической стратегии АСЕАН. Создан Энергетический центр Ассоциации.
Еще одно "узкое место" на пути интеграции - транспорт. В государствах АСЕАН видят эту проблему. В них развернулось широкомасштабное транспортное строительство, в том числе в рамках проекта "Восток - Запад". Его реализация позволит связать глубинные районы Лаоса, Камбоджи, Таиланда, Мьянмы с морскими портами Вьетнама на побережье Южно-Китайского моря. Форсированными темпами идет строительство Трансазиатской железной дороги от китайского Куньмина через Лаос, Мьянму, Таиланд, Вьетнам, Камбоджу и Малайзию до Сингапура. Только Китай намерен инвестировать в этот проект 6,4 млрд. долларов. Большие средства выделяются на увеличение потенциала морских портов "десятки", строительство авиапортов, расширение и модернизацию авиапарка.
Результатом проделанной за последнее десятилетие совместной работы стало принятие на только что завершившемся саммите АСЕАН "Плана строительства экономического сообщества в рамках АСЕАН". В нем подтверждается намерение Ассоциации прийти в 2015 году к формированию единого экономического пространства, где будут сформированы общий рынок и общая производственная база, где будут свободно перемещаться товары, услуги, инвестиции и технический персонал, функционировать высоко конкурентные экономические зоны.
Что касается формирования социокультурного сообщества АСЕАН, то вырабатываемые в этом направлении меры, как подчеркивается в итоговом заявлении участников сингапурского саммита, должны быть нацелены на повышение уровня работы по воспитанию населения государств АСЕАН, особенно молодежи, в духе укрепления уз дружбы и повышения конкурентоспособности региона, использования позитивных сторон глобализации и нейтрализации ее негативных социальных последствий.
В целях создания благоприятных условий для гуманитарных контактов, укрепления общественных связей, развития туризма в рамках региона - одного из ключевых секторов экономики стран "десятки" - министры иностранных дел Ассоциации подписали в 2006 году рамочное соглашение о безвизовом режиме. Большое гуманитарное значение имеют Соглашение о сотрудничестве по вопросам противодействия стихийным бедствиям, сотрудничество органов здравоохранения "десятки" в организации совместной профилактики СПИДа, атипичной пневмонии, локализации распространения птичьего гриппа, других эпидемических заболеваний. Все эти меры были осуществлены в рамках специальной программы, утвержденной в 2004 году на десятом саммите АСЕАН. В настоящее время готовится План создания к 2015 году социокультурного сообщества АСЕАН. Предполагается, что он будет принят на 14-м саммите АСЕАН в 2008 году.
Значение только что состоявшегося саммита АСЕАН состоит еще и в том, что интеграционные планы Ассоциации в сфере безопасности, экономики, культуры, социального развития теперь получают еще и мощную организационную подпитку. Так, если до сих пор решения саммитов Ассоциации носили лишь рекомендательный характер, то теперь они будут носить юридически обязательный характер.
В соответствии с Хартией высшим органом АСЕАН становится Конференция первых лиц государств, входящих в Ассоциацию. Они будут собираться на свои конференции дважды в год, а в случае необходимости и чаще. Создается система контроля за реализацией принятых на саммитах решений. В Хартию включен ряд положений, регламентирующих членство в АСЕАН, порядок формирования и деятельности Координационного совета, Совета Сообщества, других рабочих органов и Секретариата Ассоциации. Повышается роль генерального секретаря Ассоциации. Он получил статус министра, обрел контрольные функции и право представлять позицию АСЕАН в контактах с внешними партнерами. Он же руководит работой Аппарата Ассоциации. Его кандидатура утверждается на саммите по рекомендации министров иностранных дел Ассоциации. Более четкими и конкретными становятся правила и процедуры, регулирующие внешнеполитические, бюджетно-финансовые и другие аспекты деятельности структур и должностных лиц организации.
Результаты работы только что прошедшего в Сингапуре саммита АСЕАН самым серьезным образом скажутся на дальнейшем развитии Ассоциации. Ее деятельность, как представляется, будет носить более конкретный, динамичный, целенаправленный и главное - прагматичный характер. Это касается как решения внутрирегиональных вопросов, так и взаимоотношений с внерегиональными стратегическими партнерами.
Продолжится "перекомпоновка" геополитической модели отношений Ассоциации с ведущими мировыми политическими и экономическими центрами. В целях обеспечения политической и социально-экономической стабильности, без которых не мыслимы развитие государств Ассоциации и наращивание ее "совокупной мощи", асеановцы предпримут дополнительные меры, чтобы вновь не оказаться, как это уже было в 1997-1998 годах, в эпицентре валютно-финансовой турбулентности. С учетом этого в ближайшие годы Ассоциация будет уделять приоритетное внимание своим отношениям с Китаем и Индией - двумя "несущими платформами" общеазиатской ситуации, государствами Восточной Азии, а также Евросоюзом.
Вместе с тем государства - члены АСЕАН, опять же в силу важности решения задач своего ускоренного и стабильного развития, не допустят осложнения отношений с другими внерегиональными государствами. Внешняя политика Ассоциации будет носить традиционно многовекторный и многоступенчатый характер.
Что касается отношений Ассоциации с Россией, то значение этого фактора для АСЕАН будет нарастать. Это объективная тенденция. Лидеры государств - членов АСЕАН неизменно подчеркивают свою заинтересованность иметь широкомасштабные, взаимовыгодные отношения с Россией - привилегированным стратегическим партнером АСЕАН. Они приветствуют курс нашей страны на ускорение встраивания российской экономики в интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Заявления наших партнеров в ЮВА на этот счет - не дань дипломатической вежливости. Такой подход отвечает национальным интересам государств, входящих в Ассоциацию. Они заинтересованы иметь в лице нашей страны надежного, стабильного, мощного стратегического партнера, способного содействовать реализации интеграционных планов в ЮВА, обеспечению мирного и безопасного развития государств региона.
У России и АСЕАН совпадают или весьма близки взгляды по самому широкому кругу глобальных проблем, прежде всего относительно многополярного устройства мира, центральной роли ООН: в решении основных международных проблем, включая вопросы стратегической стабильности и безопасности, борьбы против глобальных вызовов и угроз. Первостепенное значение имеет и совпадение национальных интересов сторон в ходе реализации стратегии социально-экономического развития.
Политический диалог постоянно набирает динамику. Отношения асеановской "десятки" с нашей страной вышли на качественно новый уровень в результате первого саммита Россия - АСЕАН, состоявшегося 13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре. На нем была принята Декларация о развитом и всестороннем партнерстве между Россией и АСЕАН, подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. К сегодняшнему дню между Россией и АСЕАН выстроена целостная и развитая система диалогового партнерства, центральная роль в котором принадлежит саммиту Россия - АСЕАН. Созданы все необходимые механизмы взаимодействия, включая Совместный комитет сотрудничества Россия - АСЕАН.
В предстоящие годы будет нарастать значение экономической составляющей наших отношений. В пользу этого говорят такие базовые факторы, как высокая степень взаимодополняемости наших экономик, ресурсная, в том числе энергетическая, компонента. Позитивную роль сыграют высокие темпы роста экономики, упрочение валютно-финансового положения на мировых рынках, динамичное наращивание инновационного потенциала России. Уже в ближайшей перспективе сработают и принятые российским руководством меры по подъему и развитию производительных сил Сибири и Дальнего Востока, встраиванию российской экономики, ее транспортной, инфраструктурной составляющих в интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В этом же направлении должна продолжаться работа по дальнейшей адаптации организационного механизма сотрудничества к условиям глобализации. Здесь свою позитивную роль играет Комплексная программа действий по развитию сотрудничества России с Ассоциацией на 2005-2015 годы. В рамках этой программы отрабатывается ряд совместных проектов по вопросам противодействия международному терроризму и транснациональной преступности, сотрудничеству в энергетике, науке и технике, по вопросам предупреждения и ликвидации стихийных бедствий, в сфере культурных, образовательных, исследовательских и туристических обменов.
Что касается российского делового присутствия в регионе, то ради объективности следует отметить, что оно пока мало заметно и по своим масштабам явно не отвечает потенциалу обеих сторон. Это можно смело утверждать даже по рекламе в столицах государств ЮВА. Рекламируют все и всё, но не россияне и не российскую продукцию. Это визуальное наблюдение подтверждается официальной статистикой Секретариата АСЕАН. Доля нашей страны во внешней торговле стран региона составляет менее одного процента.
Что надо сделать, чтобы изменить ситуацию, - это большой, специальный разговор. Во всех соответствующих столицах для этого, как уже говорилось, созданы необходимые правительственные структуры. Но в рамках данного выступления мне хотелось бы выделить пять, как представляется, наиболее жгучих проблем.
Во-первых, необходимо снять информационный голод, который испытывает бизнес. Этот вопрос особенно остро стоит перед малыми и средними, как правило, инновационными компаниями и предприятиями, не располагающими возможностью создавать банк соответствующих данных.
Во-вторых, необходим комплекс мер по активизации банковского, финансового сотрудничества. Отсутствие масштабного и системного участия наших банков в деловой жизни региона нередко вынуждает компании создавать, как правило, дилетантские схемы взаимных расчетов с партнерами, прибегать к услугам посредников, на чем они зачастую теряют время и деньги.
В-третьих, это задача совершенствования качества корпоративного управления российских компаний, выходящих на рынки ЮВА. Без освоения ими местного законодательства, "правил игры", существующих на рынках региона, трудно рассчитывать на успех в развернувшейся здесь острейшей конкурентной борьбе.
В-четвертых, сегодняшняя внешнеполитическая практика становится все более наукоемкой. Выработка точных политических решений требует серьезного научного анализа. Успехи российской политики на Востоке, начиная со времен М.В.Ломоносова, всегда опирались на мощное востоковедение - одно из лучших в мире. Все это - аксиомы. Говорю об этом только потому, что сегодня в российской академической науке в данном сегменте сложилось тревожное положение. Это видно хотя бы по количеству публикаций. Здесь нужны форсмажорные меры, особенно в отношении изучения стран с "редкими языками", к коим относятся государства, входящие в АСЕАН.
И наконец, в-пятых. С учетом ускоряющихся процессов интеграции в регионе важно проинвентаризировать, а там, где требует качественно новый характер отношений, и актуализировать нашу договорно-правовую основу сотрудничества с асеановской "десяткой". Этот процесс, как известно, трудоемкий и длительный, требующий включения в него специалистов самых различных отраслей и профессий. Поэтому важно не откладывать эту работу в долгий ящик.
Необходимость неотложного решения перечисленных проблем вызвана еще и тем, что, как известно, саммит АТЭС 2007 года принял приглашение Президента Российской Федерации В.В.Путина провести в 2012 году встречу в верхах этого весьма влиятельного международного объединения в российском Владивостоке. В нем должны принять участие и первые лица асеановской "десятки". Это будет уникальный формат встреч с уникальной повесткой дня. В то же самое время предстоящий владивостокский саммит - это не только серьезное испытание для российской дипломатии, но и благоприятная возможность существенно продвинуть вперед отношения нашей страны с ее тихоокеанскими партнерами, укрепить позиции государства Российского на Тихом океане. Ради этого не грех и потрудиться, засучив рукава.